обугливания. Для исследования были отобраны глубокие слои мышц бедра, которые имели красную окраску, из которых были выделены препараты ДНК надлежащего качества и количества. Полученный генетический профиль ДНК второго летчика сравнивался с таковым родного сына и его матери. Личность летчика была идентифицирована в течение двух дней.
Кировское областное бюро СМЭ имеет все технические возможности для реализации Федерального закона ФЗ №242 от 03.12.2008г. «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации», однако, отсутствие четкой законодательной базы регуляции закона на региональном уровне, в частности по вопросам финансирования, препятствует выполнению основных его положений. Планируется анализ ДНК животного происхождения (определение породы кошек, собак, видов растений по следам биологического происхождения); пред-
сказание этнического происхождения на основе анализа этноспецифических маркеров; прогнозирование внешних признаков человека на основе типирования ДНК (пигментация кожи, глаз, волос); использование различных типов РНК (определение предположительного возраста людей, давность образования пятен крови, установление типа биологической жидкости).
Таким образом, молекулярно-генетические методы исследования в судебной медицине обладают широкими возможностями в разрешении вопросов родства, идентификации и установлении обстоятельства дела не только по гражданским, но и по уголовным делам. Высокий процент вероятностной оценки подтверждающих выводов позволяет достоверно доказывать происхождение биологических следов от конкретных лиц, а также устанавливать отцовство, материнство, родство, не допуская иных толкований судами результатов экспертизы.
© А.В.Романов, А.В.Широбоков , 2011 УДК 340.6
А.В.Романов, А.В.Широбоков ПРИМЕНЕНИЕ БЕНЗОЛА ДЛЯ ЭКСТРАГИРОВАНИЯ СЛЕДОВ КРОВИ, СМЕШАННЫХ С МАШИННЫМ МАСЛОМ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ПОДУШКЕ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМОБИЛЯ
ГУЗ “Бюро судебно-медицинской экспертизы” Удмуртской республики (нач. - к.м.н. В.И.Жихорев)
Одной из основных задач судебно-медицинской экспертизы по исследованию вещест-венных доказательств является установление групповой характеристики следов крови на различных предметах-носителях.
На экспертизу для определения группы были представлены следы крови, располо-женные на подушке безопасности автомобиля. Указанные следы были смешаны с моторным маслом. Это вызвало некоторые затруднения в выявлении групповых факторов, что и послу-жило поводом для данного исследования.
Ткань подушки безопасности автомобиля состоит из двух составляющих - синтетиче-ской и прорезиненной тканей, прочно склеенных между собой.
Для выполнения поставленных задач было решено в качестве экстрагирующих рас-творов использовать такие растворители как хлороформ, бензол. В качестве контроля при-менили обычно используемый для этого физиологический раствор.
Кусочки ткани, содержащие кровь и машинное масло, а также контрольные участки ткани, экстрагировали в течение 20 часов при комнатной температуре. При этом только в пробирке с бензолом образовался осадок буровато-коричневого цвета. В пробирке с хлоро-формом во взвешенном состоянии определялись мелкие хлопья буровато-коричневого цвета. В пробирке с физиологи-Литература:
1. Определение групп изосерологической системы AB0 в пятнах малой величины мето-дом абсорбции-элюции при помощи изосывороток альфа и бэта. Методическиереко-мендации.
2. Кисин М.В., Савина B.C., Семкин Е.П. Применение хроматографии в тонких слоях при исследовании вещественных доказательств. М., 1973. С. 56-61.
© В.А.Агафонов, 2011 УДК 340.6
В.А.Агафонов
СЛУЧАЙ РАНЕНИЯ КАПСЮЛЕМ ПАТРОНА 14,5 ММ КРУПНОКАЛИБЕРНОГО ПУЛЕМЕТА
ВЛАДИМИРОВА (КПВТ)
Филиал №7 ФБУ «354 ОВКГ» ЦВО МО РФ (начальник - майор м/с П.Б. Бабин)
ческим раствором слегка изменился цвет - стал светлокоричневым, хлопья не возникали. При осмотре кусочков ткани они выглядели следующим образом: в пробирке с бензолом предмет - носитель имел чистые поверхности, с хлороформом-частичное очищение ткани, в пробирке с физиологическим раствором предмет - носитель практически не изменился. Далее кусочки ткани из пробирок удаляли, а пробирки оставляли открытыми при комнатной температуре до полного испарения растворителя. Образовавшийся осадок растворяли физиологическим раствором, погружали кусочки марли размерами 1х0,5см, которые в последующем использовали для реакции абсорбции - элюции. Такие же условия были применены к контрольному предмету-носителю.
Наилучшие результаты были получены при работе со следами, вытяжка которых про-изводилась бензолом. При использовании хлороформа и физиологического раствора также получены положительные результаты, но выразительность их была значительно меньше, а в ряде случаев итоги опытов оказались сомнительными.
Таким образом, для определения групповой характеристики следов крови, смешанных с машинным маслом, в качестве подготовки объекта для основного исследования может быть рекомендовано применение бензола.
В специальной судебно-медицинской литературе встречаются описания получаемых повреждений при выстрелах патронов вне оружия [1]. В нашей практике встретился случай ранения военнослужащего капсюлем патрона 14,5мм крупнокалиберного пулемета Влади-
мирова (КПВТ) [2]. Ранее мы не сталкивались с подобными ранениями и не нашли их описаний в доступной литературе, поэтому сочли возможным представить это наблюдение.
Фото 1 - общий вид вещественного доказательства по уголовному делу по обвинению С. - патрона КПВТ 14,5мм в сборе.
Фото 2 - вид донышка гильзы этого патрона (капсюль отсутствует).
Фото 3 - вид капсюля, извлеченного во время операции из левого глазного яблока В. На поверхности капсюля имеется след от удара острием гвоздя.
Рядовой С., находясь в вагончике полигонной команды, занимался разборкой ранее похищенного и частично им разукомплектованного (удалены пуля и пороховой заряд) патрона от КПВТ калибра 14,5мм. При этом, в целях извлечения капсюля из гильзы, С., сидя на кровати, зажал гильзу между коленей, поставил на капсюль гвоздь и нанес по нему удар пассатижами. В результате произошло срабатывание капсюля гильзы. Рядовой В., находившийся в вагончике на расстоянии около 1м от С., сидевший на табурете вполоборота к нему, получил ранение левого глаза.
Из показаний потерпевшего
B.: «...Зайдя в вагончик С. сел на кровать, расположенную справа от входа, рядом со стулом, на котором сидел я. При этом я заметил в руках у С. гильзу от КПВТ калибра 14,5мм.
C. стал что-то с ней делать. Время от времени я поворачивался к С. и видел, как он зажал гильзу между своих коленей и гвоздем пытался выковырять из нее капсюль. Постоянно за действиями С. я не следил, продолжая смотреть телевизор.
Когда в очередной раз я повернулся в сторону С., то увидел, как он наставил на капсюль гвоздь и ударил по нему плоскогубцами. В следующий момент я услышал хлопок и почувствовал, что мне в левый глаз что-то попало. При этом я ощутил резкую боль в области левого глаза.»
В тот же день В. был доставлен в госпиталь. При поступлении его состояние расценено как средней тяжести, что обусловлено состоянием стресса от полученной травмы.
Функции основных органов и систем без отклонений от нормы. Правый глаз без патологии. Левый глаз: «. окружающие глаз ткани не изменены, крупиц пороха и следов пороховых газов на коже нет. В средине верхнего века сквозная рваная рана неправильной формы, размером 1,5х1,0х0,8см, с продолжающимся кровотечением. Острота зрения - 0. Глазное яблоко уплощено, резкая гипотония, роговица прозрачная, тотальная гифема. В верхней половине глазного яблока рваная зигзагообразная корнеосклеральная рана 2,0х1,5см, в которую выпало содержимое глазного яблока (цилиарное тело и стекловидное тело). На прямой и боковой обзорных рентгенограммах черепа костно-травматических изменений не выявлено, определяется инородное тело в области левой
Фото 4,5 - рентгенограммы левой глазницы В. в прямой и боковой проекциях с наличием тени инородного предмета металлической плотности - капсюля патрона КПВТ 14,5мм.
орбиты. На рентгенограммах левой орбиты с локализато-ром Балтина определяется инородное тело округлой формы диаметром 0,8см, которое находится по циферблату от 10.30 до 12 часов, в 12 мм от анатомической оси и от 3 до 12 мм от лимба. Предварительный диагноз: «Проникающее корнеосклеральное ранение левого глазного яблока. Внутриглазное инородное тело. Тотальная гифема. Сквозная рваная рана левого века». По экстренным показаниям произведена операция. Ушита рана левого верхнего века шестью узловыми швами (3-0). Глазное яблоко орошено физиологическим раствором с гентамицином. Конъюнктива отсепарована, склера очищена, и по месту рентген-локализации пинцетом удалено внутриглазное амагнитное инородное тело. На рану склеры наложено 18 узловых швов (7-0). Выпавшие оболочки глазного яблока вправлены, стекловидное тело и некротизированные участки цилиарного тела иссечены. На протяжении всей операции из полости глаза сочилась кровь. Кровь в передней камере частично санирована физиологическим раствором. В полость глаза введен физиологический раствор до появления формы и тургора глазного яблока. Непрерывный шов на конъюнктиву. Ретробульбарно введены 20мг гентамицина и 2мг дексаметазона. Асептическая наклейка. Инородное тело: правильной круглой формы, в диаметре 0,8см, толщиной 0,4см, с вогнутостью по одной из плоскостей, из жёлтого немагнитного металла. Диагноз после операции: «Проникающее корнео-склеральное ранение левого глазного яблока. Внутриглазное инородное тело. Тотальная гифема, гемофтальм. Сквозная рваная рана левого века».
Через два дня больной переведен для дальнейшего лечения в ГВКГ им. Н.Н. Бурденко. Заключительный диагноз: «Осколочное (элементами
боеприпаса - гильзы ПКВТ, калибр-14,5мм) обширное проникающее корнеосклеральное ранение левого глазного яблока с наличием металлического амагнитного инородного тела, осложненное слепотой, выпадением оболочек, истечением стекловидного тела, гемофтальмом, гифемой. Сквозная рваная рана левого верхнего века. Состояние после ПХО».
По данным баллистической экспертизы, проведенной в рамках расследования, возбужденного по факту ранения
В. уголовного дела, инородное тело, извлеченное во время операции из левого глазного яблока В., идентифицировано, как капсюль патрона КПВТ.
Из заключения судебно-медицинской экспертизы по делу: «...У потерпевшего В., по данным представленных медицинских документов, имелось телесное повреждение в виде взрывного атипичного проникающего слепого ранения элементом патрона (капсюлем боеприпаса - гильзы ПКВТ, калибр-14,5мм) склеры и роговицы левого глазного яблока, со сквозной рваной раной левого верхнего века, наличием в левом глазном яблоке металлического амагнитного инородного тела (капсюля), выпадением оболочек, истечением стекловидного тела, гемофтальмом, гифемой, при остроте зрения этого глаза 0 (необратимая слепота). Это повреждение у В. расценивается как тяжкий вред здоровью по признаку значительной стойкой утраты общей трудоспособности не менее чем на одну треть
(35%), так как оно привело к полной слепоте левого глаза, имевшего остроту зрения до травмы 1,0.».
Приведенный случай, по нашему мнению, представляет определенный интерес в плане классификации ранения. Так, в базовом руководстве В.И. Молчанова,
В.Л. Попова и К.Н. Калмыкова [3] приводится классификация, согласно которой повреждения от действия составных элементов патрона являются огнестрельными. Но в том же руководстве, процесс, происходящий с капсюльным составом в результате удара по капсюлю бойка, охарактеризован как взрыв. То есть ранение у В. является по существу взрывным.
Кроме того, возможность получения серьезных повреждений при случайном ударном воздействии на капсюль патрона КПВТ 14,5мм должна быть учтена при планировании и разработке в войсках мероприятий по повышению безопасности военной службы.
Литература:
1. Эйдлин Л.М. Огнестрельные повреждения. Ташкент: Медицинское издательство МЗ УзССР 1963.
2. Бронетранспортер БТР-80. М.: Военное издательство, 1989.
3. Молчанов В.И., Попов В.Л., Калмыков К.Н. Огнестрельные повреждения и их судебно-медицинская экспертиза. Л.: Медицина,
1990.
© О.Б. Долгова, Д.Л. Кондрашов, Г.А. Вишневский, С.Л. Соколова, Т.Н. Цитович, 2011 УДК 340.6
О.Б. Долгова, Д.Л. Кондрашов, Г.А. Вишневский, С.Л. Соколова, Т.Н. Цитович ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУДЕБНО-БИОЛОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ГБУЗ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «БЮРО СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ» И ОЦЕНКА ЕЕ ОРГАНАМИ СЛЕДСТВИЯ И СУДА
Кафедра судебной медицины (зав. - к.м.н. Г.А. Вишневский)
ГБОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития РФ ГБУЗ Свердловской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы» (нач. - к.м.н. Д.Л. Кондрашов)
Судебно-биологическое отделение Свердловского областного бюро судебно-медицинской экспертизы расположено в здании бюро и на сегодняшний день занимает площадь 792 кв. м., филиал отделения имеется в г. Нижнем Тагиле. В штате отделения работают 18 врачей судебномедицинских экспертов, из которых 8 имеют высшую квалификационную категорию. 6 судебно-медицинских экспертов занимаются производством молекулярногенетических экспертиз. Наряду с прохождением курсов повышением квалификации в ВУЗах и учреждениях здравоохранения Российской Федерации, 4 эксперта в 2008 году в течение 9 месяцев обучались на базе зарубежных учебных заведений - Бостонского медицинского университета (США) и Австрийского медицинского университета (г. Инбрук), получив по итогам обучения сертификаты международного образца (Рис.1).
Отделение, в том числе молекулярно-генетическая лаборатория, оснащена полным комплектом оборудования и расходных материалов для производства всех видов судебно-биологических экспертиз. В 2010 году молекулярногенетическая лаборатория нашего учреждения получила лицензию Берлинского медицинского университета, дающую право участия в формировании международного банка данных генотипов человека. На настоящий момент лаборатория представила в международную базу более половины от всего объема российских данных.
В ходе нашего исследования были проанализированы количественные показатели по трем направлениям работы отделения за период с 2007 г., с этого времени в судебно-биологическом отделении начала работу молекулярно-генетическая лаборатория (Рис. 2).
Наглядно представлено изменение соотношения ко-личествавыполняемыхмолекулярно-генетическихэкспер-тиз и биологических экспертиз других видов: ежегодный, в течение трех лет, рост более чем в три раза количества выполняемых генетических экспертиз определяется при стабильно высоком объеме других экспертиз, проводимых в отделении. Следует отметить, что за 9 месяцев 2011
генетика
Рис. 1. Сертификат эксперта-генетика.
2007 2008 2009 2010
Рис. 2. Динамика показателей объема работы отделения