Научная статья на тему 'СЛУЧАЙ ПИЩЕВОЙ ТОКСИКОИНФЕКЦИИ, ВЫЗВАННОЙ ПАТОГЕННЫМ СЕРОТИПОМ КИШЕЧНОЙ ПАЛОЧКИ 0145 '

СЛУЧАЙ ПИЩЕВОЙ ТОКСИКОИНФЕКЦИИ, ВЫЗВАННОЙ ПАТОГЕННЫМ СЕРОТИПОМ КИШЕЧНОЙ ПАЛОЧКИ 0145 Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
19
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СЛУЧАЙ ПИЩЕВОЙ ТОКСИКОИНФЕКЦИИ, ВЫЗВАННОЙ ПАТОГЕННЫМ СЕРОТИПОМ КИШЕЧНОЙ ПАЛОЧКИ 0145 »

Данной методикой можно определять бериллий и в биологическом материале. Так, в экспериментальном исследовании по гигиеническому обоснованию предельно допустимой концентрации бериллия (Л. А. Сажина) мы определяли его во внутренних органах, костях и выделениях подопытных животных, затравленных сернокислым бериллием. Для спектрального анализа биологический материал весом 4—10 г высушивали, прокаливали в муфеле при 500—600°; затем озоленную пробу смешивали с графитовым порошком в отношении 1 : 1 по весу. Чувствительность определения бериллия в золе биологических субстратов по линии 2348,6 А равна 5,0-10-5%. Результаты определения бериллия в биологическом материале показаны в таблице.

Таким образом, нами повышена чувствительность метода по сравнению с той, которая описана в литературе, в 10 раз. Выбор оптимальных условий дал возможность определить бериллий по линии 2348,6 А с чувствительностью 1,0 • 10—5% в природной воде и 5,0 • 10-5% в биологических субстратах.

Средняя относительная ошибка анализа составляет 6%.

Л ИТЕРАТУРА

Дунаева Ю. Н. Гиг. и сан., 1963, № 9, с. 58. — Русанов А. К., Алексеева В. М., Хитров В. Т. Количественное спектральное определение редких и рассеянных элементов в рудах и минералах. М., 1957. — Сажина Л. А. Гиг. и сан., 1965, № 2, с. 10.— Berks F. Т., Spectrochim. acta, 1955, v. 7, p. 231, —Choi a k I., Hubbard D. M. J. Analyt. Chem., 1948, v. 20, p. 73.

Поступила 29/X 1965 г.

УДК 616.981.48-022.38-039:616.3-008.1

СЛУЧАЙ ПИЩЕВОЙ ТОКСИКОИНФЕКЦИИ, ВЫЗВАННОЙ ПАТОГЕННЫМ СЕРОТИПОМ КИШЕЧНОЙ ПАЛОЧКИ 0145

И. Т. Зимницина

Санэпидстанция Западно-Сибирской железной дороги

Около часа ночи дети одного из интернатов школы начали проявлять признаки беспокойства от неприятных ощущений в эпигастральной области. Дежурным воспитателем была вызвана скорая помощь.

Небольшая группа детей в возрасте до 14 лет жаловалась на общую слабость, тошноту, рвоту и понос. Лишь у некоторых из них поноса не было. Температура у всех оставалась нормальной. Отмечалась тахикардия, пульс достигал 97 ударов в минуту. Нарушений центральной нервной системы не наблюдалось. Отвращения к пище дети не испытывали. Клиническая картина напоминала острый гастроэнтерит.

При объективном обследовании пострадавЩих выявились болезненность в области желудка, урчание и вздутие сигмовидной части кишечника, бледность кожных покровов и видимых слизистых оболочек. Аналогичных явлений в предшествующие дни не было. Предварительный диагноз: отравление легкой степени, а у 2 пострадавших—средней степени. На бактериологическое исследование была доставлена проба первичных рвотных масс, взятая в стерильную посуду.

Контингент пострадавших детей, обратившихся за медицинской помощью и госпитализированных, не превышал 10% общего их числа. Всем пострадавшим произвели промывание желудка, сделали очистительную клизму. Двум детям с наиболее выраженной клинической картиной пищевого отравления ввели физиологический раствор подкожно капельным способом. Пострадавшим назначались аскорбиновая кислота, витамин В|, растворы глюкозы разной концентрации, тетрациклин, сульгин, сульфадимезин, обильное питье и кордиамин.

Установлено, что все пострадавшие питались в столовой интерната, ничего другого не употребляли в пищу. Доброкачественность пищи в предшествующие 2 суток не вызывала сомнений. Меню было одно для всех учащихся. Отравление вызвало употребление в пищу фаршированных блинов с мясом и рисом, приготовленных из доброкачественного мяса В процессе приготовления блюда, видимо, произошло вторичное инфицирование.

После получения мяса на кухню было передано 10 кг его; осталось на хранении 1,6 кг продукта. Осмотр последнего показал его полную доброкачественность. Ужинали I дети в 7 часов вечера, а первые признаки заболевания зарегистрированы через 6 часов.

Пробу снимала дежурная воспитательница, которая отметила нормальный запах и вкус приготовленного блюда. Были разрешены к выдаче оставшиеся от обеда суп

7*

99

перловый на мясном бульоне и рыбные консервы (килька в томатном соусе) без порочащих признаков.

При дальнейшем расследовании выявлено, что повар столовой интерната нарушил технологический процесс приготовления фаршированных блинов. В котле емкостью на 60 л варили мясо для блинчиков. Готовое мясо из котла изъяли, а мясной бульон использовали для перлового супа. После обваловки мяса немаркированным ножом кости снова спустили в котел. Вареное мясо пропустили через мясорубку. Отваренный рис дважды промывали водопроводной водой и смешали с фаршем. Фарш был приготовлен в 12 часов дня и хранился на кухне до приготовления блинчиков с 3 часов дня до 6 часов вечера.

Тесто для блинчиков готовили не по узаконенной рецептуре (1 часть молока, 2 части воды и 2 столовых ложки пищевой соды). Повар пек блинчики, а 2 школьницы помогали фаршировать их. Дополнительно фарш перед завертыванием не обжаривали. Блинчики фаршировали на матерчатой простыне, которая к моменту обследования уже была сдана в стирку. Фаршированные блинчики в количестве 240 штук (120 порций) укладывали на противень, смазанный маргарином. До ужина блины находились в духовке, залитые маргарином, разогретым до кипения. Кроме того, как отмечено выше, на ужин до раздачи блинчиков дети получили оставшийся после обеда суп (менее полупорции на каждого). Розданы были и оставшиеся от обеда рыбные консервы, хранившиеся в холодной кладовой. Но, как выяснилось при опросе, пострадавшие не ели консервов. Школьники садились за стол в 3 приема.

На бактериологическое исследование с целью выяснения причины отравления были доставлены пробы мяса и маргарина. Остатков супа и консервов обнаружить не удалось. Из остатков пищи была изъята и направлена в лабораторию порция фаршированных блинчиков. Взято 9 смывов с оборудования столовой. На 7-й день произведен забор крови от 9 пострадавших для реакции агглютинации.

При бактериологическом исследовании фаршированных блинчиков как с их поверхности, так и с фарша выделен патогенный серотип кишечной палочки 0145. При анализе образца мяса и первичных рвотных масс обнаружена непатогенная кишечная палочка. Исследование маргарина ничего не дало. В бактериологических смывах выделена кишечная палочка (не агглютинирующая с сыворотками) в 4 из 9 случаев, а именно с внутренней поверхности мясорубки, с разделочного стола, противня и таза для хранения готовой продукции.

Реакция агглютинации с свывороткой крови пострадавших, поставленная на 7-й день, оказалась резко положительной, что подтвердило роль выделенного штамма кишечной палочки 0145. Реакция агглютинации с негретой культурой кишечной палочки 0145 у всех шла в разведении 1:800. Реакция агглютинации с гретой культурой кишечной палочки 0145 шла в разведении 1 : 3200 у большинства пострадавших, а у части — в разведении 1 : 1600.

На 15-й день повторная реакция агглютинации для выявления падения титра не была поставлена потому, что культуру сохранить не удалось.

В первые 3 дня анамнестическая реакция агглютинации не ставилась, сомнений в диагнозе пищевого отравления бактериального происхождения не было.

Обследование повара и школьниц, помогавших в приготовлении ужина, на кишечное бациллоносительство без дачи слабительного ничего не дало. Текущее санитарное состояние столовой интерната было хорошее. Повар отличался аккуратностью и опрятностью. Во взятых ранее смывах на кишечную палочку роста не обнаружено.

С санитарными нормами поварской состав был знаком, периодически проводились занятия по санитарному минимуму, однако занятий по техминимуму не было, ввиду сложности их организации для руководства школы. В связи со случаем пищевой токси-коинфекции проведены необходимые санитарно-гигиенические мероприятия.

Поступила 11/XI 1965 г.

t

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.