Научная статья на тему 'СЛУЧАИ ОСТРЫХ ИНТОКСИКАЦИЙ ХИМИЧЕСКОЙ ЭТИОЛОГИИ У СВЕКЛОВОДОВ'

СЛУЧАИ ОСТРЫХ ИНТОКСИКАЦИЙ ХИМИЧЕСКОЙ ЭТИОЛОГИИ У СВЕКЛОВОДОВ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
17
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Л.И. Бидненко, Л.M. Каскевич, В.Д. Чмиль, М.В. Письменная, Л.В. Берсан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A comprehensive clinico-hygienic investigation to study human health impairments in beet growers engaged in weeding and exposed to pesticides, organic and mineral fertilizers was made. The factors contributing to developing intoxication of chemical etiology were elucidated; several hygienic recommendations on the prevention of adverse effects caused by chemicals were suggested.

Текст научной работы на тему «СЛУЧАИ ОСТРЫХ ИНТОКСИКАЦИЙ ХИМИЧЕСКОЙ ЭТИОЛОГИИ У СВЕКЛОВОДОВ»

Summary. Animal studies were made to assess the toxicity and biologic effects produced by croneton 2-/ethylthio-methyl/phenyl-N-methylcarbamate at various routes of its intake. A single gastric exposure to croneton is moderately toxic for rats (LDso = 400-500 mg/kg) and highly toxic for mice and rabbits (LDM= 150 and 118 mg/kg, respectively).

The pesticide has weakly pronounced cumulative effects, but ^ it penetrates through intact skin producing embryotoxic, go-nadotoxic and mutagenic effects. Subthreshold dose established in the chronic exposure is 0.043 mg/kg at the concentration of 0.34 mg/m3. Working zone air MAC for croneton is 0.05 mg/ra1.

УДК в13.632: [615.285.7+631.8] :633.41

Л. И. Бидненко. Л. М. Каскевич, В. Д. Чмиль, М. В. Письменная, Л. В. Берсан, А. М. Провалова

СЛУЧАИ ОСТРЫХ ИНТОКСИКАЦИЙ ХИМИЧЕСКОЙ ЭТИОЛОГИИ У СВЕКЛОВОДОВ

ВНИИ гигиены и токсикологии пестицидов, полимерных и пластических масс, Киев

Для выяснения причин острых интоксикации, возникающих у свекловодов при сочетанном применении химических средств защиты растений, органических и минеральных удобрений, необходимо тщательное гигиеническое расследование, всестороннее научное изучение каждого случая воздействия на организм указанных химических факторов.

В связи с наблюдавшимися нарушениями со-состояния здоровья свекловодов в период проведения прополочных работ нами проведены комплексные клинико-гигиенические исследования. Установлено, что за неделю до посева сахарной свеклы в почву поля вносились суперфосфат и калийная магнезия (по 100 кг/га), под предпосевную культивацию—мочевина (100 кг/га), сульфат аммония (250 кг/га) и гербицид трихлораце-тат натрия (90 % растворимый порошок способом опрыскивания почвы с расходом действующего вещества 10 кг/га). Одновременно с посевом свеклы (сорт одноростковый «Уладовский-20») применялись инсектицид гексахлорциклогексан, 25% порошок (расход 5 кг/га по препарату), тукосмесь и куриный помет, проводились довсходовое и послевсходовое боронование, в дальнейшем — двукратная подкормка всходов свеклы аммиачной водой.

Рельеф поля неровный, северная часть его возвышена, южная часть низменна, с ложбинами. По данным метеорологической службы, май характеризовался высокой температурой воздуха (колебания в пределах 32—36°С) и частыми дождями (0,9—13,7 мм).

Ручная прорывка всходов сахарной свеклы начата двумя звеньями колхозниц. Первое звено работало на возвышенной, хорошо проветриваемой части поля, второе — в низинной части. Признаки интоксикации возникли у колхозниц второго звена; работающие в первом звене не жаловались на ухудшение самочувствия. Необходимо отметить, что вечером 18 мая в связи с появлением вредителей свеклы была проведена краевая (захват 25 м) обработка гексахлорцик-логексаном (ГХЦГ) другого поля с посевом кормовой свеклы, расположенного через дорогу.

Начальные симптомы интоксикации (головная

боль, общая слабость, жжение в горле и носу, ощущение песка и рези в глазах, онемение языка, горечь и сухость во рту) появились у колхозниц второго звена 20 мая: работы на поле начались во второй половине дня, так как утром прошел дождь. Работающие отмечали, что со стороны соседнего поля наблюдалось в этот день ф перемещение воздуха «в виде тумана», в воздушной среде поля ощущался неприятный запах. Ручная прополка свеклы на поле проводилась еще 21 мая, признаки интоксикации при этом усилились (тошнота, рвота, дрожание рук и ног, схваткообразные боли в животе, жидкий стул, повышение температуры до 37,5—39°С). В связи с этим часть пострадавших была госпитализирована в участковую больницу, некоторым из них была оказана медицинская помощь на дому. Общее состояние большинства обследованных было удовлетворительным. Кожные покровы и видимые слизистые оболочки имели обычную окраску. Не зафиксировано изменений формы зрачков, их реакции на свет. У нескольких человек в первые дни заболевания отмечена умеренная тахикардия, у остальных частота пульса ^ не изменялась.

Изменения артериального давления в сторону гипер- и гипотонии наблюдались у небольшого числа обследованных. У трети лиц выявлены незначительное (на 1—2 см) увеличение печени, болезненность ее края, у половины была выраженная болезненность в области желчного пузыря, эпигастральной области и по ходу отрезков толстой кишки. Следует отметить, что у большинства обследованных ранее имелась какая-либо патология (хронический гастрит, холецистит, вегетососудистая дистония и др.), обострившаяся после интоксикации. Окулистом у большинства выявлен подострый конъюнктивит. Спустя 2 нед часть обследованных предъявляла жалобы на периодическое появление перед глазами тумана, сетки, ухудшение зрения, усиливающиеся при пребывании на солнце и во время работы. При осмотре переднего отдела глаза определялись рыхлость, отечность конъюнктивы, гиперемия, у части обследованных на глазном дне выявлена ангиопатия сетчатки. Невропатолог при осмот-

ре органических поражений нервной системы не обнаружил. В периферической крови в единичных случаях установлены умеренный лейкоцитоз и повышение СОЭ (20—25 мм/ч). По данным реогепатографии, у половины обследованных имелись изменения внутрипеченочной гемодинамики. Заболевание квалифицировано как отравление пестицидами хлорорганической группы преимущественно легкой степени, у отдельных лиц — средней тяжести.

Для выяснения причин возникновения описанного случая интоксикации изучено санитарно-ги-гиеническое состояние объектов внешней среды (воздух, почва, растения) в зоне отравления, взяты пробы и проведен их анализ на аммиак, хлористый циан, карбонилы железа, ДДТ и его метаболиты ДДЭ и ДДД, ГХЦГ, гексахлорбензол (ГХБ), карбофос, днхлорфос (ДДВФ), трихлор-ацетат натрия. Анализ проб осуществляли колориметрическими, тонкослойно- и газохроматогра-фическими методами, официально утвержденны-^ ми Минздравом СССР.

Установлено, что в день госпитализации пострадавших в воздушной среде поля содержание ГХЦГ составляло 0,4—0,5 мг/м3, ДДТ отсутствовал. При дальнейших исследованиях в воздухе не обнаружено аммиака, карбонилов железа, хлористого циана и гранозана. В почве количество ГХЦГ составило 0,84 мг/кг, ДДТ — 0,01 — 0,02 мг/кг, метафос отсутствовал. В таблице представлены данные о содержании в воздушной среде поля фосфор- и хлорорганических препаратов в условиях имитации дождевых осадков и сочетания ряда природных факторов — температуры воздуха и солнечной радиации.

Данные таблицы наглядно свидетельствуют об активной испаряемости ГХЦГ, ДДТ и продуктов его метаболизма с поверхности почвы при соче-тании изученных природных факторов. До полива испарение пестицидов или отсутствовало (ДДТ) или было незначительным (ГХЦГ).

В сахарной свекле в ботве ГХЦГ и ДДД не обнаружены, ДДТ содержалось 0,005 мг/кг, ДДЭ — 0,006 мг/кг, в корнеплодах ГХЦГ — 0,005 мг/кг, ДДТ —0,0042 мг/кг, ДДЭ —0,004 мг/кг, ДДД отсутствовал.

Содержание в воздушной среде поля фосфорорганнческнх и хлорорганических пестицидов в условиях сочетанного воздействия увлажнения почвы, температуры и солнечной радиации

Пестициды Пестициды, мг/м1

до полива после полива

Фосфорорганические н/о н/о

Хлорорганические:

ГХЦГ 0,006 0,067

ДДТ н/о 0,054

ДДД н/о 0,024

ДДЭ н/о 0,001

Примечание. и/о — не обнаружено.

В полевых условиях был проведен эксперимент на животных, позволивший создать условия сочетанного воздействия таких факторов, как высокая температура воздуха, увлажнение почвы, солнечная радиация, комплекс примененных пестицидов. Подопытные животные (белые крысы) были выставлены в низменной местности исследуемого поля. Контрольная группа животных находилась на другом поле, где длительное время средства химической защиты растений не применялись. Проводилось наблюдение за поведением животных, их внешним видом, активностью и т. д., по окончании эксперимента исследовался морфологический состав крови животных, в сыворотке крови и эритроцитах — активность хо-линэстеразы, содержание в головном мозгу ней-рогормона серотонина, в моче — продукта его метаболизма 5-оксииндолуксусной кислоты (5-ОИУК) и компонентов симпатико-адреналовой системы адреналина, норадреналина и основного предшественника катехоламинов — дофамина.

Результаты исследования функционального состояния крыс, находившихся на изученном поле: в конце эксперимента у животных опытной группы имелось некоторое возбуждение, они много передвигались по клетке, наблюдались явления гастроэнтерита (жидкий стул).

Установлено снижение (на 48%) активности холинэстеразы в сыворотке крови при неизмененном показателе в эритроцитах. В головном мозге животных выявлено резкое (на 63%) снижение уровня серотонина, в моче уменьшено количество 5-ОИУК (на 60%) и содержания компонентов симпатико-адреналовой системы: адреналина на 42%, норадреналина на 37%, дофамина на 59 %•

Изучение морфологического состава крови крыс позволило выявить раздражающее влияние факторов, воздействовавших на животных в течение данного опыта. Изменения со стороны крови характеризовались ретикулоцитозом, поли-хроматофилией, наличием полихроматофильных нормоцитов, нейтрофильным лейкоцитозом с ядерным сдвигом влево и явлениями раздражения системы фагоцитирующих макрофагов.

Результаты клинико-гигиенического исследования позволяют прийти к выводу о наличии отравления пестицидами у колхозниц, занятых ручной прорывкой сахарной свеклы. Основным воздействовавшим фактором в данном случае явились инсектициды хлорорганической группы, в основном ГХЦГ, о чем свидетельствуют превышение ПДК (0,1 мг/м3) в воздушной среде поля в первые дни работы в 4—5 раз, значительные количества препарата в поверхностном слое почвы, особенности интоксикации и результаты клинического обследования пострадавших. Отмечена активная испаряемость ГХЦГ с поверхности поля при высокой температуре и влажности почвы. Если учесть высокую кожно-резорбтивную способность ГХЦГ, значительную персистент-

ность, выраженные кумулятивные свойства, то становится очевидным, что в рассматриваемом случае интоксикации происходило сочетанное поступление препарата в организм работавших через органы дыхания и кожные покровы.

Усилению действия основного фактора в значительной степени способствовали создавшиеся местные метеорологические (высокая влажность и температура воздуха, отсутствие существенного движения воздуха, инсоляция), природные (низменная местность, лесополосы по периметру поля) условия и характерные особенности процесса ручной прорывки всходов сахарной свеклы— физическое напряжение и вынужденное положение тела, что приводило к учащению сердечной и дыхательной деятельности, близость органов дыхания работавших от поверхности поля, пылевыделения в результате ручного рыхления поверхностного слоя почвы и др.

Можно предположить, что вследствие неровностей рельефа продвижение опрыскивателя на поле было несколько замедлено и гексахлорана было внесено больше, чем необходимо. Кроме того, не исключено, что применение комплекса пестицидов и минеральных удобрений в сочетании с особенностями создавшихся условий данной местности способствовало выделению в воздушную среду неидентифицированных химических веществ, образование которых происходило в результате химического (может быть, и микробиологического) превращения пестицидов и минеральных удобрений и реакции их между собой. Несомненно, атмосферные осадки (дождь) активизировали процессы превращения пестицидов и минеральных удобрений в почве, что обусловливало выделение в воздух вредных химических веществ и их концентрации над поверхностью почвы.

Обращает на себя внимание также то, что интоксикация у колхозниц, работавших на прополке свеклы, появилась после применения ГХЦГ на соседнем поле. Помимо всего прочего, вполне могли создаться такие условия, при которых произошло перемещение воздуха с этого поля на рядом расположенное, застой его в более низменных местах, конденсация, выпадение в виде росы и др. Об интоксикации в данном случае хлорорганическими пестицидами говорят и данные о снижении уровня серотонина в головном мозге подопытных животных и наблюдавшиеся у них неврологические симптомы (возбудимость, беспокойство, усиление перистальтики кишечника вследствие изменения биотрансформации амина), уменьшение активности холинэстеразы в сыворотке крови как проявление недостаточности функции печени, изменения симпатико-адренало-вой системы.

В целях профилактики интоксикаций в зонах свеклосеяния необходимо усиление санитарного контроля за хранением, транспортировкой и применением средств химической защиты растений,

соблюдение таких гигиенических регламентов, как кратность их применения, сроки последних обработок, сроки безопасного выхода работающих на поля и др. В анализируемом нами случае работы по прополке сахарной свеклы были начаты без учета применения ГХЦГ на соседнем поле, а ведь это фактически одна и та же площадь. По санитарным правилам, выход работников сельского хозяйства на поля, обработанные ГХЦГ, допускается спустя 4 сут, а в ряде случаев (при необходимости рыхления почвы на площадях с густо растущим и, плохо проветриваемыми растениями) через 2 нед после обработок; при этом наиболее благоприятным в плане гигиены труда является утреннее и вечернее время. Улучшения требует и санитарно-просвети-тельная работа среди сельских тружеников, контактирующих с пестицидами, и населения в целом по вопросам профилактики интоксикаций химической этиологии. Предупреждению интоксикаций будут способствовать и такие меры, как замена токсичных, кумулирующих препаратов менее токсичными, неопасными при кожном и ингаляционном воздействии, некумулирующимн, малоперсистентными во внешней среде. Проведение опрыскивания всходов сахарной свеклы можно рекомендовать после завершения ручных работ. Главное же — это внедрение индустриальной технологии возделывания сахарной свеклы, исключающей или значительно ограничивающей использование ручного труда при уходе за этой важнейшей технической сельскохозяйственной культурой.

Санитарно-эпидемиологической службе необходимо взять на учет все площади, отведенные для выращивания сахарной свеклы, с целью выделения полей и участков с низменностями, ложбинами и изрезанностью рельефа, которые при применении пестицидов в определенных микроклиматических условиях (высокая температура и влажность, незначительное движение воздуха, осадки) могут явиться местом интоксикации работающих. Выход людей на такие участки должен быть разрешен после санитарно-химического контроля состояния объектов внешней среды.

Для санитарной службы необходима разработка методических материалов по экспрессному (качественному и количественному) определению в объектах внешней среды пестицидов, минеральных удобрений и возможных продуктов их реакции и превращения, представляющих опасность для человека.

Поступила 23.01.84

Summary. A comprehensive clinico-hygienic investigation to study human health impairments in beet growers engaged in weeding and exposed to pesticides, organic and mineral fertilizers was made. The factors contributing to developing intoxication of chemical etiology were elucidated; several hygienic recommendations on the prevention of adverse effects caused by chemicals were suggested.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.