Научная статья на тему 'Случаи бешенства диких и домашних животных в Ленинградской области в 1989 году'

Случаи бешенства диких и домашних животных в Ленинградской области в 1989 году Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
531
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕШЕНСТВО / RABIES / ЛИСЫ / СОБАКИ / DOGS / КОШКИ / CATS / ДИАГНОСТИКА / DIAGNOSIS / FOXES

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Кудряшов Анатолий Алексеевич, Яшина Валерия Геннадьевна

Дана информация о 16 случаях заболевания бешенством лис, собак, кошек, а также человека, имевших место в Ленинградской области в 1989 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Cases of Rabies in Wild and Domestic Animals in Leningrad Region in 1989

Summary. The article describes 16 cases of rabies in foxes, dogs, cats and a man which took place in Leningrad region in 1989.

Текст научной работы на тему «Случаи бешенства диких и домашних животных в Ленинградской области в 1989 году»

УДК 619:616.988.21(47+51)

Ключевые слова: бешенство, лисы, собаки, кошки, диагностика

Key words: rabies, foxes, dogs, cats, diagnosis

Кудряшов А. А., Яшина В. Г.

СЛУЧАИ БЕШЕНСТВА ДИКИХ И ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В 1989 ГОДУ

THE CASES OF RABIES IN WILD AND DOMESTIC ANIMALS IN LENINGRAD REGION IN 1989

'ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургская государственная академия ветеринарной медицины» Адрес: 196084, Санкт-Петербург, Черниговская ул., д. 5. Тел. (812) 388-13-78

1Saint-Petersburg State Academy of Veterinary Medicine Address: 196084, Russia, Saint-Petersburg, Chernigovskaya street, 5. Tel. +7 (812) 388-13-78 2Управление ветеринарии Санкт-Петербурга Адрес: 191036, Санкт-Петербург, 4-я Советская ул., 5. Тел. (812) 271-14-20 2Saint-Petersburg Veterinary Department Address: 191036, Russia, Saint-Petersburg, 4-th Sovetskaya street, 5. Tel. +7 (812) 271-14-20

Кудряшов Анатолий Алексеевич, д. в. н., проф., зав. каф. патологической анатомии1

Kudryashov Anatoliy A., Doctor of Veterinary Medicine, Professor, Head of the Pathologic Anatomy Dept.1 Яшина Валерия Геннадьевна, нач. отдела организации и контроля противоэпизоотических и профилактических мероприятий2

Yashina Valeria G., Head of the Dept. of Management and Control Over the Anti-Epizootic and Preventive Measures2

Аннотация. Дана информация о 16 случаях заболевания бешенством лис, собак, кошек, а также человека, имевших место в Ленинградской области в 1989 году.

Summary. The article describes 16 cases of rabies in foxes, dogs, cats and a man which took place in Leningrad region in 1989.

Введение

Бешенство было и остается одним из наиболее актуальных зооантропонозов в России [2]. В настоящее время диагностике, профилактике и ликвидации этой особо опасной болезни уделяется большое внимание со стороны федеральных и региональных ветеринарных органов.

С этих позиций видится целесообразным познакомить читателей журнала со случаями заболевания диких и домашних животных бешенством, некоторыми мероприятиями по диагностике и ликвидации бешенства во время вспышки болезни среди диких и домашних животных в Ленинградской области в 1988-1989 гг.

Авторы статьи были непосредственными исполнителями работы по диагностике бешенства, работая в те годы в Ленинградской городской ветеринарной лаборатории (ЛГВЛ, директор лаборатории - Груздева Е. К.): Кудряшов А. А. - в качестве зав. патологоана-томическим отделом, Яшина В. Г. - ветери-

нарного врача бактериологического отдела (зав. отделом - Балашова Л. М.), в котором в то время наряду с бактериологическими проводились и вирусологические исследования.

Для подготовки статьи использованы данные журналов лабораторных исследований 1988-1989 годов. При изложении материала авторы сообщают об обстоятельствах ряда случаев бешенства, о фактах, которые ранее не были опубликованы.

Хроника событий

Знаменательно, что описываемым событиям предшествовал случай бешенства у собаки, с которым мы столкнулись годом ранее. В какой-то мере он подготовил отделы лаборатории к предстоящей работе в плане ответственности и объективной сложности исследований.

Зимой 1988 года у жителя Ленинграда, охотившегося на лис в Псковской области, заболела и пала собака, фокстерьер, 7 лет, добывавшая лис в норах. Охотник привез труп

собаки в Ленинград, в патологоанатомиче-ском отделе ЛГВЛ собака была вскрыта. При вскрытии найдены единичные крупноточечные кровоизлияния в слизистой оболочке пилорического отдела желудка, что в совокупности с отсутствием других патологоана-томических изменений считается достаточно типичным явлением при бешенстве [1, 4].

Отобранный головной мозг исследовали на бешенство в бактериологическом отделе. Проведенный нормативный комплекс исследований (МФА, реакция преципитации, биологическая проба) не выявил вирус в патологическом материале.

Поскольку имелся настораживающий анамнез (смерть собаки, контактировавшей с лисами, неблагополучие по бешенству района охоты в Псковской области), а также подходящие патологоанатомические изменения, было предпринято повторное исследование, в результате которого при биологической пробе удалось выявить вирус в головном мозге у одной мыши.

В начале декабря 1988 г. Кудряшов А. А. был откомандирован Городским ветеринарным отделом (зав. отделом - Романов А. Н., ст. ветврач-эпизоотолог - Денисова Н. Ф.) в состав комиссии из медицинских и ветеринарных специалистов в связи со случаем заболевания военнослужащего бешенством. Комиссия выясняла суть этого чрезвычайного происшествия.

На полигоне одного из военных училищ во время занятий курсантов строевой и боевой подготовкой появилась лиса с необычным поведением. Она не боялась людей, не пыталась убежать. После ухода курсантов, по окончании занятий, лису приютили солдаты срочной службы, дислоцированные на полигоне, поместив ее на привязи в подсобном помещении. На 2-3 день лиса вцепилась зубами в руку одному из солдат. Он, дабы освободиться от лисы, убил ее ударом твердого предмета. Убитую лису выбросили в кустарник на территории полигона. По поводу укушенной раны солдату дважды оказали медицинскую помощь при амбулаторном приеме в войсковой части, но по трагическому недоразумению пострадавший не получил антирабическое лечение. При-

мерно через 3-4 недели он тяжело заболел. С учетом анамнеза и клинического проявления медики поставили диагноз «бешенство». Во время работы комиссии удалось разыскать труп убитой лисы. При вирусологическом исследовании в головном мозге этой лисы выявили вирус бешенства.

Экстренно было созвано заседание чрезвычайной противоэпизоотической комиссии Ленинградских областного и городского исполкомов. Комиссия приняла ряд решений по мероприятиям для ликвидации бешенства.

В частности, было решено все трупы животных, подозрительных в заболевании бешенством, исследовать в Ленинградской городской ветеринарной лаборатории. Основной аргумент в пользу этого решения - расположение патологоанатомического отдела, в котором проводили вскрытие и отбор патологического материала для вирусологического исследования, на Ленинградском заводе по производству мясокостной муки (в просторечии - «Утильзаводе») по адресу: Ташкентская улица, 13. На этом закрытом предприятии имелись условия и опыт по обезвреживанию трупов (и других биологических отходов) и предупреждению распространения заразных болезней.

Так как патологоанатомический отдел являлся подразделением Городской ветеринарной лаборатории, то вирусологические исследования проводились в соответствующем отделе этой лаборатории. С этой целью в декабре 1988 г. - марте 1989 г. было доставлено и исследовано более 200 трупов диких и домашних животных, заподозренных в заболевании бешенством. Большую работу по выполнению главной задачи - ликвидации бешенства, в частности по выявлению больных и подозрительных в заболевании животных, по вакцинации и другим мероприятиям, предстояло провести и было проведено ветеринарными специалистами совхозов и государственной ветеринарной службы Ленинградской области, возглавляемой Шутовым Э. Е. Предвосхищая конец событий, сразу отметим, что эта задача была успешно решена по сути за несколько недель. С начала марта 1989 г. ни одного случая болезни уже не было зарегистрировано.

Тем временем в патологоанатомический отдел ежедневно поступали трупы павших и убитых животных, подпадавших под категорию подозрительных по бешенству. Особенное внимание уделялось диким животным. Именно у нескольких лис было диагностировано бешенство в начале вспышки.

Несколько эпизодов из описываемых событий.

Источником возбудителя при этой вспышке оказались лисы. Наряду с вышеописанным случаем с лисой на военном полигоне, примечательны данные о заболевании лис в окрестностях д. Сойкино Ломоносовского района, где, по рассказам жителей и анамнестических данным в направлениях ветеринарных специалистов, лисы, не опасаясь ни людей, ни собак, бегали по деревне, вступали в драки с собаками. В течение декабря 1988 г. - января 1989 г. при патологоанатоми-ческом и вирусологическом исследованиях у 1 собаки и 7 лис из Ломоносовского района (в т. ч. д. Сойкино) было диагностировано бешенство.

Учитывая особую опасность болезни, по решению руководства города и области газета «Ленинградская правда» (ныне именующаяся «Санкт-Петербургские ведомости») опубликовала большую статью, информировавшую читателей о бешенстве, о трагической гибели человека и о необходимых действиях населения при подозрении на бешенство у животных. Бесспорно, эта мера была своевременна и очень полезна, так как помогла предотвратить заболевание и смерть многих людей. В статье предписывалось при малейшем подозрении, а особенно при укусе животным, немедленно обращаться в антирабический пункт, другие медучреждения, а трупы павших животных доставлять для исследования в па-тологоанатомический отдел. Как подтверждение необходимости и своевременности статьи - несколько случаев, среди которых фигурируют уже и домашние животные.

Один из них связан с двумя лисами, которых, по рассказу пострадавшего мужчины-охотника, он добыл, «взяв голыми руками». Лисы не убежали от охотника, позволили себя поймать. Мужчина поранил руки при

съемке кож, а прочитанная статья заставила его сдать лис на исследование. У обеих был выявлен вирус бешенства.

Другой случай связан с котом, покусавшим руки своих хозяек - матери и дочери, жителей одного из селений Гатчинского района. Кот вскоре умер, и опять же газетная статья привела покусанных женщин в лабораторию. У кота было установлено бешенство. Известно, что в мероприятия по борьбе с бешенством входит умерщвление животных, находившихся в контакте с бешеным животным. Во исполнение инструкции были подвергнуты эвтаназии 3 других животных из дома пострадавших: 1 кошка и 2 собаки. После вскрытия и вирусологического исследования у кошки и 1 собаки также установлено бешенство.

Памятны еще два случая.

Первый случай: бешенство у кошки в д. Б. Колпаны, где главный ветеринарный врач совхоза «Гатчинский» Андреев Ю. А. заподозрил бешенство по клиническим признакам. Кошка была изолирована и вскоре пала; в лаборатории в результате вскрытия и вирусологического исследования клинический диагноз подтвердили.

Второй случай: в п. Тайцы сотрудник милиции застрелил собаку, бегущую вдоль шоссе и покусавшую несколько человек. Таким образом, широкая огласка населения и милиции позволили реагировать на подозрительное поведение животных.

В общей сложности за период с начала декабря до конца марта в патологоанатомический отдел доставлено более 200 трупов животных различных видов, включая лис, волков, барсуков, собак, кошек, крупного рогатого скота и других. Для выявления заражения диких животных отстрелено и исследовано несколько десятков волков и лис из ряда районов Ленинградской области.

Из всех исследованных животных бешенство установлено у 16 особей: у 10 лис, 3 собак и 3 кошек. Нельзя не отметить, что у 11 из 16 бешеных животных на вскрытии обнаружены мелко- и крупноточечные кровоизлияния в слизистой оболочке желудка, главным образом, в пилорическом и донном отделах. Какие-либо другие патологоанато-

мические изменения не были установлены. Это согласуется с мнением отечественных ученых, имевших большой опыт в диагностике бешенства, об относительно высокой специфичности данного признака [3].

Помимо трагического случая с военнослужащим, заболевание людей бешенством больше не произошло.

Научные эпизоотологические исследования описываемой вспышки бешенства, по нашей информации, не проводились. Поэтому, вероятно, будет уместным высказать свое суждение по возникновению бешенства у южных окраин Ленинграда. Скорее всего, возбудитель бешенства распространился среди лис из прилегающих к Ленинградской области регионов - из Псковской области (или Эстонии). Распространению могло способствовать увеличение численности лис и наличие большого лесного массива в районе г. Сосновый Бор, где располагалась обширная закрытая зона по причине близости ЛАЭС.

Также в 1989 году (летом) в ЛГВЛ диагностировали бешенство у енотовидной собаки, доставленной из Выборгского района Ленинградской области, граничащего с Финляндией и прилегающего к Ленинграду с севера. Показательно, что в это же время регистрировалось бешенство у енотовидных собак в Финляндии, о чем проинформировали финские специалисты участников совместного семинара, состоявшегося в 1989 году в Ленинграде, в Городском ветеринарном отделе.

Выводы

При вспышке бешенства, случившейся в Ленинградской области в 1988-1989 гг., основным фактором в распространении возбудителя явились лисы.

Наиболее характерными клиническими признаками у больных лис отмечены отсутствие пугливости и, в меньшей степени, агрессивность.

У большинства бешеных животных на вскрытии найдены кровоизлияния в слизистой оболочке желудка, при этом отсутствовали какие-либо иные патологоанатомиче-ские изменения.

Заключение

Описываемые события дают некоторое представление о совместной работе ветеринарных служб Ленинградской области и Ленинграда (в частности ЛГВЛ), силами которых в короткий срок была ликвидирована вспышка бешенства в пригородных районах Ленинградской области и предотвращено распространение болезни в Ленинград. Это лишний раз подтверждает постулат о необходимости единства руководства и действий всех служб и сил при чрезвычайных ситуациях, каковыми являются особо опасные болезни.

Список литературы

1. Мари, Н. Н. Основы патологической анатомии домашних животных / Н. Н. Мари. - СПб. : Практическая Ветеринарiя, Ф. В. Эттингеръ, 1913. -С. 193-218.

2. Сухарьков, А. Ю. Перспективы использования иммуноферментного анализа для оценки эффективности антирабической вакцинации животных / А. Ю. Сухарьков, Е. В. Чернышова, Н. А. Назаров // Актуальные вопросы ветеринарной биологии. - 2012, 2 (14). - C. 34-40.

3. Черняк, В. З. Патологоанатомическая диагностика инфекционных заболеваний сельскохозяйственных животных / В. З. Черняк. - М., Л. : Сельхозгиз, 1957. - С. 231-233.

4. Jubb, Kennedy and Palmer's Pathology of Domestic Animals. Fifth edition : edited by M. Grant Maxie. -Elsevier Saunder, 2007. - P. 411-416.

Подпишись на рассылку новостей Института Ветеринарной Биологии для специалистов, чтобы первым узнать о новых учебных программах, методических разработках в области диагностики и лечения мелких домашних животных: www.invetbio.spb.ru/subscribe.htm

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.