УДК 349.414
Якушкина Юлия Николаевна Шихорин Валерий Александрович Саратовская государственная юридическая академия
Институт юстиции Россия, Саратов yuliayakushkina20031004@mail.ru shikhorinva02@mail.ru YakushkinaYuliaNikolaevna ShikhorinValeriyAlexandrovich Saratov State Law Academy Institute of Justice Russia, Saratov
СЛОЖНОСТЬ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ЛЬГОТНОЙ КАТЕГОРИИ ГРАЖДАН Аннотация: в статье представлена сложность в предоставлении земельных участков льготной категории граждан. Происходит раскрытие причин и проблем в получении земельного участка, с которыми льготная категория граждан сталкивается в большинстве случаев.
Ключевые слова: земельное законодательство, федеральный уровень, региональный уровень, предоставление, земельный участок, льготная категория граждан.
DIFFICULT IN PROVIDING LAND PLOTS OF A PREFERENTIAL
CATEGORY OF CITIZENS Annotation: the article presents the difficulty in providing land plots to a privileged category of citizens. There is a disclosure of the reasons and problems in obtaining a land plot, which the privileged category of citizens faces in most cases.
Key words: land législation, fédéral level, régional level, provision, land plot, preferential category of citizens.
Государство предпринимает меры социальной поддержки отдельным категориям граждан. В рамках программы получения льгот рассматривается выделение земельных участков из числа тех, которые находятся в государственной или муниципальной собственности.
Вопросы, связанные с предоставлением земельных участков, относятся к ведению Земельного кодекса Российской Федерации, в частности статья 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации регулирует данный порядок предоставления на особых условиях- без необходимости проведения торгов, внесения оплаты и т.п.
Отдельно действуют локальные нормативно-правовые акты, которые относятся к законам субъектов. Они также устанавливают свои правила, согласно которым граждане могут претендовать на земельные участки [1, 43с.].
Перечень льготной категории граждан устанавливается на федеральном и региональном уровнях.
Федеральное законодательство в перечень льготных категорий относит: Герои РФ; Герои труда РФ; Полные кавалеры ордена Славы; Герои СССР; Герои Социалистического труда.
Список льготных категорий граждан зависит от определенного региона, где льготные категории могут отличаться в зависимости от нормативно-правовых актах, принятые в конкретном субъекте РФ.
Перечень льготных категорий, который встречается в большинстве регионов: многодетные семьи (трое и более детей); граждане, нуждающихся в жилых помещениях; члены семьи погибшего героя РФ; молодые специалисты; молодые семьи, имеющие ребенка (одного и больше); военнослужащие; дети-сироты; семьи, имеющие ребенка-инвалида; инвалиды 1,2 и 3 групп [2];
ветераны ВОВ; работники бюджетной сферы; пенсионеры (при определенных условиях); лица, проживающие в сельской местности и т.д.
Несмотря на глобальные изменения в земельном законодательстве, льготная категория граждан испытывает многие проблемы, связанные с предоставлением земельного участка.
Нами рассмотрены, на наш взгляд, наиболее часто встречающиеся сложности в предоставлении земельных участков.
Получая земельный участок, не все новые обладатели могут приступить к строительству жилья в связи с отсутствием денежных средств. В последствии чего выделенные земельные в данном случае, как правило, не осваиваются, что приводит к определенному ущербу [3,^39].
С целью предоставления земельных участков администрация муниципального образования разрабатывает градостроительную документацию, проводит мероприятия по формированию участков и постановке их на кадастровый учет. Проведение данных мероприятий требует значительных бюджетных средств, в связи с этим в некоторых муниципальных образованиях имеется дефицит сформированных земельных участков.
Также немаловажной проблемой является качество и количество земель на муниципальных территориях. Зачастую земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования, непригодны к использованию как для строительства жилых домов, так и для ведения хозяйства. Много случаев, когда граждане из-за дефицита получают земельный участок в болотистой местности, в оврагах и т.п., либо не получают его вовсе.
Данную проблему мы рассмотрели на основе судебной практики. Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 12.07.2019 N 9-КА19-3 [4].
Дидковский Н.В., ссылаясь на допущенное администрацией г.
Дзержинска Нижегородской области незаконное бездействие, выразившееся в
необеспечении инженерными коммуникациями и дорогами земельного участка
438
с кадастровым номером и отсутствии соответствующего финансирования,
обратился в суд с вышеуказанным иском.
1 инстанция данный иск не удовлетворила, апелляция оставила решение 1
инстанции без изменения. Для рассмотрения в судебном заседании суда
кассационной инстанции отказано.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 3 апреля
2019 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации,
определением от 27 мая 2019 года кассационная жалоба с делом передана для
рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным
делам Верховного Суда Российской Федерации.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда
Российской Федерации определила:
Решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 4
апреля 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по
административным делам Нижегородского областного суда от 25 июля 2018
года отменить, принять по делу новое решение.
Признать незаконным бездействие администрации г. Дзержинска
Нижегородской области, выразившееся в необеспечении инженерными
коммуникациями и дорогами земельного участка с кадастровым номером
Обязать администрацию г. Дзержинска Нижегородской области
обеспечить земельный участок с кадастровым номером, дорожной сетью и
инженерной инфраструктурой.
Взыскать с администрации в пользу Дидковского Н. В. расходы по
оплате государственной пошлины 300 рублей.
Из вышеописанной проблемы вытекает еще одна - большие очереди на
земельные участки, вследствие которой граждане длительное время могут
ожидать реализации своего права на земельный участок [5,^245]. В ряде
регионов дефицит земельных участок и большие очереди на них решается
альтернативными мерами. Данные меры заключается в единовременной
439
социальной выплате в размере 200 тыс.руб. на приобретение (строительство) жилого помещения взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно. Например, в соответствии с Законом Воронежской обл. № 9-ОЗ от 5 марта 2021 г. "О внесении изменений в закон Воронежской области "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области"[6], установлена возможность предоставления многодетным гражданам с их согласия взамен предоставления земельного участка иной меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в виде единовременной денежной выплаты, в размере 200 000 рублей. Установлены случаи предоставления единовременной денежной выплаты и срок ее предоставления -в течение 3-х лет с момента вступления в силу настоящего закона. Данная практика особенно актуальна для тех субъектов РФ, в которых отсутствуют финансовые средства на формирование земельных участков, строительство различных инфраструктур и имеется проблема недостаточного количества свободных земельных участков.
Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что предоставление земельного участка для отдельных категорий граждан в большинстве случаев регулируется региональным законодательством, поскольку реализация данного права лежит на субъектах РФ, поэтому и успех данного проекта во многом зависит от субъектов РФ, но не все обладают достаточным бюджетом и количеством земель для успешной реализации проекта. Не стоит забывать, что граждан льготной категории большое количество и реализовать право каждого достаточно трудно.
Список литературы:
1. Предметы ведения субъектов Российской Федерации: проблемы идентификации и правового регулирования (конституционно-правовое исследование)// под ред. Т.А.Тухватуллина: 2016, №1, 43с.
вопросы российской юстиции выпуск № 20
2. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4563; Российская газета. 2016. № 292. 23.12.2016.
3. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации с образцами правовых документов (поглавный)//под ред. Тихомироав М.Ю., Тихомировой Л.В.М., 2007.С.39.
4. Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 12.07.2019 N 9-КА19-3
5.Семейное право: учебник // П.Б. Айтов и др.; под ред. Р.А. Курбанова. -М.: Проспект, 2015,245 с.
6. Закон Воронежской обл. № 9-ОЗ от 5 марта 2021 г. "О внесении изменений в закон Воронежской области "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области".