УДК 811.161.1'366
Т.В. Веселкова*
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ОБОЗНАЧАЮЩИХ ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА
В статье представлен фрагмент предварительных выводов, полученных при анализе слов, принадлежащих одному лексико-семантическому полю, с точки зрения их словообразовательных возможностей и лексико-семантического потенциала. Выявлено, что гнезда цветовых прилагательных имеют различный состав производных: от 8 (оранжевый) до 145 (красный). Установлено, что наиболее продуктивными способами в образовании производных в гнездах цветовых прилагательных являются суффиксация, сложение и сращение; основное значение (значение цвета) остается преобладающим в гнездовых производных прилагательных. В статье отмечено, что набор производных по их частереч-ной принадлежности может быть разным, но имеет сходную модель образования слов той или иной части речи; словообразовательные модели, выбор словообразовательных формантов зависят от принадлежности слова лексико-семантическому разряду.
Ключевые слова: словообразовательное гнездо, цветообоз-начение, словообразовательная парадигма, частотность употребления.
Среди средств языка, отражающих менталитет народа и его духовную культуру, особое место занимают слова-цветообозначения. Интерес к проблеме цветовой символики обусловлен поворотом лингвистики к содержательной стороне языка. В системе языка цветовые прилагательные представляют наиболее структурированный фрагмент лексического строя, в течение многих десятилетий привлекающий внимание исследователей при решении таких центральных проблем языкознания, как соотношение универсального и специфического, общего и индивидуального. Предметом нашего исследования является группа слов, называющих семь основных цветов. Выбор именно этих прилагательных в качестве объекта исследования объясняется рядом их важных качеств, таких как древность происхождения, активность функционирования в языке, способность к созданию новых экспрессивно-образных значений.
В современной лингвистике описаны разные виды структурно-семантических отношений между словами одного корня (одного гнезда), «...выявилась перспективность сопоставительного изучения близких и тождественных по семантике словообразовательных структур» [1, с. 13]. Теоретическое осмысление проблем гнездования только начинается. Изучаются перспективы гнездования в русской лексикографии, делаются попытки описания роли гнезд в системной организации русской лексики. Явление гнездования слов в тексте привлекает внимание исследователей: «Словообразовательные последовательности разных типов являются значимыми средствами формирования словообразовательной текстовой связности, потому что объединяют сходные в семантическом и структурном отношении слова как элементы разных предложений в тексте в силу наличия системно-языковых словообразовательных отношений между ними. Это способствует формированию тематической и коммуникативной перспективы текста, его ассоциативно-смыслового фона, а также повышает экспрессивность текстовых фрагментов» [2, с. 35].
* © Веселкова Т.В., 2016
Веселкова Татьяна Вячеславовна ([email protected]), кафедра теории, истории языка и прикладной лингвистики, Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, 410012, Российская Федерация, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
114
Веселкова Т.В.
Одной из центральных проблем становится выявление специфики гнезд разного типа. На сегодняшний день имеется большое количество научных работ, в которых проводится анализ гнезда в словообразовательном аспекте, в меньшей степени гнездо изучено в лексико-семантическом плане.
В настоящее время в языкознании нет общепринятого определения гнезда. В предложенных лингвистами дефинициях термина «гнездо» репрезентированы лишь некоторые, иногда противоречивые, характеристики данной языковой единицы, которая понимается то как «группа однокоренных слов» [3], «группа слов, происходящих от одного корня или объединяемых современными морфологическими или семантическими связями» [4, с. 109], то как «группировка слов, обладающих общностью корня или аффикса» [5, с. 261], «совокупность однокоренных слов, упорядоченная отношениями производности» [6, с. 307] или «комплексная единица словообразования, разными своими сторонами повернутая к лексике, морфемике, деривации» [7]. В современной лингвистике становится очевидным, что словообразовательное гнездо нужно рассматривать как совокупность лексических единиц. Так, с точки зрения А.И. Моисеева, словообразовательные и лексические уровни взаимосвязаны, связь между ними взаимообусловленная и двунаправленная: слова «входят» в словообразование как его производящие и «выходят» из словообразования как производные [8, с. 75—95]. В связи с этим семантическая структура производного слова (главного элемента словообразовательного гнезда) определяется его словообразовательным и лексическим значением. Сказанное позволяет предположить, что гнездо — система семантической и словообразовательной деривации, так как анализ структуры и семантики словообразовательных гнезд невозможен без описания словообразовательных и лексических значений их составляющих. И.А. Ширшовым для этого типа гнезд введено понятие «лексико-словооб-разовательное гнездо», где словообразовательное гнездо опирается на лексическое гнездо. По мнению ученого, все мотивированное в лексическом гнезде должно найти отражение в плане формальной выводимости в словообразовательном гнезде. Разумеется, это не просто соединение или наложение двух гнезд: лексического и словообразовательного. Очевидно, что «в данном случае гнездо предстает как структурно-семантическое целое, в котором смысловые отношения между словами представлены на фоне их структурных связей, а семантический и деривационный аспекты сливаются неразрывно» [9, с. 14]. Представляется, что наиболее полным будет определение гнезда «как группы слов, имеющих общий корень (в т. ч. и супплетивный) или аффикс и упорядоченных морфологическими, лексическими, словообразовательными, деривационными или другими связями» [10, с. 139].
Гнезда цветовых прилагательных имеют различный состав производных: голубой — 42, желтый — 113, зеленый — 98, красный — 145, оранжевый — 8, синий — 130, фиолетовый — 13. Наименьшее число производных содержат гнезда прилагательных оранжевый (8) и фиолетовый (13). Данный факт можно объяснить тем, что эти прилагательные заимствованы из других языков и образованы от иноязычных корней с помощью русских суффиксов. По-видимому, эти гнезда еще переживают свою историю. Таким образом, словообразовательный потенциал прилагательных цветообозначений разный. Мы выявили, что наибольшее количество производных слов в тех гнездах, которые возглавляют наиболее употребительные в речи слова, обладающие неограниченной сочетаемостью (со свободными лексическими значениями) с другими словами.
Производные слова в составе большинства гнезд образованы различными способами. Как показывает наше исследование, наиболее продуктивными способами в образовании производных в гнездах цветовых прилагательных являются суффиксация, сложение и сращение. Другие способы словообразования менее активны, как правило, характерны для образования производных слов определенной части речи. Например, префиксация больше проявляет себя в образовании глаголов. Префиксация в сочетании с суффиксацией характерна для образования наречий. Префиксация в сочетании с суффиксацией и постфиксацией характерна для образования глаголов. Субстантивация характерна только для некоторых цветовых прилагательных, а именно для тех, которые наиболее употребительны в речи. Сочетаемость цветовых прилага-
Словообразовательный и лексико-семантический потенциал
прилагательных, обозначающих основные цвета 115
тельных с другими словами дает широкие возможности для таких способов образования, как сложение и сращение в образовании сложныж слов.
Гнезда с большим числом производных в своем составе имеют также и большее разнообразие этих производных по частеречной принадлежности. В отдельных гнездах (обыино с малыш количеством в них производнык) отсутствуют те или иные части речи (т. е. их позиция не востребована). Например, в гнезде с исходным прилагательным фиолетовый (общее количество производных — 13) — всего одно наречие, два прилагательных, а остальные сложные слова, относящиеся к именам прилагательным.
Результаты исследования отражают представленные цифровые выражения, которые позволяют сравнить состав производных по частеречной принадлежности не только внутри конкретного гнезда, но и в сопоставлении с другими гнездами (см. таблицу).
Таблица
Частеречный состав производных в гнездах цветовых прилагательных
Количество производных по частеречной принадлежности
Непроиз-
водное слово
Имя Сложное Имя прила- Сложное имя Гла- Наре-
существи- имя существи- гательное прилага- гол чие
тельное тельное тельное
голубой 10 - 3 24 3 2
желтый 32 13 10 31 21 6
зеленый 20 1 7 35 24 11
красный 29 15 11 72 8 10
оранжевый - - 1 6 - 1
синий 43 7 11 30 35 4
фиолетовый - - 2 10 - 1
Как правило, образование той или иной части речи в гнездах цветовыгх прилагательных происходит либо посредством одного и того же форманта (например: краснеть, зеленеть, желтеть и т. п.), либо разных, придающих словам одно и то же словообразовательное значение (например: желтизна, синева, краснота и т. п.). Таким образом, речь идет о словообразовательных парадигмах с близким набором производных в них, которые составляют одну типовую парадигму, характерную для слов, относящихся к одному и тому же лексико-семантическому полю. В итоге набор производных по их частеречной принадлежности может быгть разным, но иметь сходную модель образования слов той или иной части речи; словообразовательные модели, выбор словообразовательных формантов зависят от принадлежности слова лексико-семантическому разряду. Это может быгть лексико-семантическая группа или подгруппа внутри нее.
Словообразовательное гнездо составляют слова, имеющие общий смысловой элемент, материальным выразителем которого является корень. Но семантические связи между однокорневыми словами в гнезде разнообразны. К одному и тому же производному слову нередко протягиваются смысловые нити от разных слов. Таким образом, семантика тех или иных слов удаляется от их первичного значения (особенно это касается производных различных частей речи), и они приобретают оттенок нового смысла.
Относительно гнездовых (производных) прилагательных следует отметить, что они образуют прежде всего формы оценки исходного прилагательного, как правило, однозначные. Очевидно, значение суффиксов препятствует наследованию переносных значений производящего слова, а новые переносные значения не развиваются, поскольку это синтаксические дериваты.
Лексические значения (далее — ЛЗ) прилагательных с суффиксом -еньк- равны словообразовательным значениям (далее — СЗ) «уменьшительно-ласкательный к исходному прилагательному», голубенький «уменьшительно-ласкательный к прилагательному голубой», аналогично желтенький, зелененький, красненький, синенький; ЛЗ
116
Веселкова T.B.
прилагательных с суффиксами -ист- , -оват- / -еват- также равны словообразовательным значениям «чуть-чуть, слегка» голубоватый, «чуть-чуть, слегка голубой», аналогично желтоватый, зеленоватый, красноватый, оранжеватый, синеватый; ЛЗ прилагательных с суффиксами -ехонький- / -ехонький, -ешенький- / -ешенкий-имеют словообразовательное значение «совсем, до максимума», желтехонький, жел-тешенький, «совсем желтый», аналогично зеленехонький, зеленешенький, краснехонь-кий, краснешенький. ЛЗ прилагательных с префиксом пре- также равны СЗ «очень», прекрасный, пресиний имеют ЛЗ «очень красный», «очень синий».
Следует подчеркнуть, что основное значение (значение цвета) остается преобладающим в гнездовых производных прилагательных.
Очень редко прилагательные приобретают дополнительный оттенок значения. Например, префикс ультра- имеет словообразовательное значение «превышение признака, сверх», прилагательное ультрафиолетовый имеет лексическое значение «не видимый глазом, лежащий в спектре за фиолетовым».
Среди сложных прилагательных также можно обнаружить слова, которые несут в себе основной признак по цвету. Например: а) сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов, с первым элементом темно-, светло-, нежно-: светло-голубой, светло-желтый, светло-зеленый, светло-красный, светло-оранжевый, светло-синий, темно-голубой, темно-желтый, темно-зеленый, темно-красный, темно-синий, нежно-голубой, нежно-синий; б) сложные прилагательные, обозначающие промежуточные цвета и оттенки и образованные от основ двух цветовых прилагательных: красно-желтый, красно-синий, красно-оранжевый, оранжево-желтый, желто-зеленый, зелено-голубой, сине-зеленый, сине-фиолетовый, фиолетово-синий, оранжево-красный и т. п.; краснолицый — «с красным лицом», краснокрылый — «имеющий красные крылья», голубоглазый — «с голубыми глазами».
Но есть и такие, которые далеки от основного значения, например: красноречивый — «одаренный красноречием».
Таким образом, семантика однозначных производных слов мотивируется как первичными, так и вторичными лексико-семантическими вариантами производящих слов.
Библиографический список
1. Веселкова Т.В. К проблеме изучения синонимических отношений между словообразовательными типами в границах семантико-словообразовательной категории / / Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Филология. Журналистика. 2015. Т. 15. № 1. С. 12—16.
2. Веселкова Т.В. Многоаспектная методика изучения явления гнездования слов в тексте // Рациональное и эмоциональное в русском языке: сб. трудов Международной научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. М.: ИИУ МГОУ, 2014. С. 12-16.
3. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1985. 400 с.
4. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская энциклопедия, 1966. 608 с.
5. Ширшов И.А. Теоретические проблемы гнездования. М.: Прометей, 1999. 261 с.
6. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. 682 с.
7. Ширшов И.А. Толковый словообразовательный словарь русского языка. М.: 2004. 1022 с.
8. Моисеев А.И. Словообразование и лексика // Die Beziechungen der Wortbildung zu bestimmten Sprachebenen und sprachwissenschaftlichen Richtungen: Beitrage zur slavistik; 16. Frankfurt am Main: Verlag Peter Lang, 1991. С. 7595.
9. Ширшов И.А. Теоретические проблемы гнездования. М.: Прометей, 1999. 261 с.
10. Веселкова Т.В. Словообразовательные возможности цветовых прилагательных // Перспективные направления развития современной науки: сб. научных работ XV Международной научной конференции Евразийского Научного Объединения (г. Москва, март 2016). М., 2016. С. 139-141.
References
1. Veselkova T.V. Kprobleme izucheniia sinonimicheskikh otnoshenii mezhdu slovoobrazovatel'nymi tipami v granitsakh semantiko-slovoobrazovatel'noi kategorii [On the issue of study of synonymic relations between word-formation types within the boundaries of semantic and word-formation category].
Словообразовательный и лексико-семантический потенциал прилагательных, обозначающих основные цвета
Izvestiia Saratovskogo universiteta. Novaia seriia. Seriia: Filologiia. Zhurnalistika [Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Philology. Journalism], 2015, Vol. 15, no. 1, pp. 12-16 [in Russian].
2. Veselkova T.V. Mnogoaspektnaia metodika izucheniia iavleniia gnezdovaniia slov v tekste [Multi aspect method of study of the phenomenon of nesting of words in text]. In: Ratsional'noe i emotsional'noe v russkom iazyke: sb. trudov Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, posviashchennoi 200-letiiu so dnia rozhdeniia M.Iu. Lermontova [Rational and emotional in the Russian language: proceedings of International scientific conference, devoted to the 200 anniversary from the date of birth of M.Yu. Lermontov]. M.: IIU MGOU, 2014, pp. 12-16 [in Russian].
3. Rozental D.E., Telenkova M.A. Slovar'-spravochnik lingvisticheskikh terminov: posobie dlia uchitelei [Glossary of linguistic terms: textbook for teachers]. M.: Prosveshchenie, 1985, 400 p. [in Russian].
4. Ahmanova O.S. Slovar' lingvisticheskikh terminov [Dictionary of linguistic terms]. M.: Sovetskaia entsiklopediia, 1966, 608 p. [in Russian].
5. Shirshov I.A. Teoreticheskieproblemygnezdovaniia [Theoretical problems of nesting]. M.: Prometei, 1999, 261 p. [in Russian].
6. Lingvisticheskii entsiklopedicheskii slovar' [Linguistic encyclopedic dictionary]. M.: Sovetskaia entsiklopediia, 1990. 682 p. [in Russian].
7. Shirshov I.A. Tolkovyi slovoobrazovatel'nyi slovar' russkogo iazyka [Explanatory word-formative dictionary of the Russian language]. M., 2004, 1022 p. [in Russian].
8. Moiseev A.I. Slovoobrazovanie i leksika [Word formation and vocabulary]. In: Die Beziechungen der Wortbildung zu bestimmten Sprachebenen und sprachwissenschaftlichen Richtungen: Beitrage zur slavistik; 16. Frankfurt am Main: Verlag Peter Lang, 1991, pp. 75-95. [in Russian].
9. Shirshov I.A. Teoreticheskie problemy gnezdovaniia [Theoretical problems of nesting]. M.: Prometei, 1999, 261 p. [in Russian].
10. Veselkova T.V. Slovoobrazovatel'nye vozmozhnosti tsvetovykh prilagatel'nykh [Word-formative possibilities of colour adjectives]. In: Perspektivnyenapravleniia razvitiia sovremennoinauki: sb. nauchnykh rabot XV Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii Evraziiskogo Nauchnogo Ob"edineniia (g. Moskva, mart 2016). [Perspective directions of development of modern science: proceedings of XV International scientific conference of Eurasian Scientific Union (Moscow, March 2016)]. M., 2016, pp. 139—141 [in Russian].
T.V. Veselkova*
DERIVATIONAL AND LEXICAL-SEMANTIC POTENTIAL OF ADJECTIVES, DESIGNATING THE BASIC COLORS
The article presents a fragment of the preliminary conclusions obtained from the analysis of words belonging to one lexico-semantic field with respect to their derivational possibilities and lexico-semantic potential. It is revealed that jacks the color adjectives have a different composition of the derivatives: 8 (orange) to 145 (red). Found that the most productive ways in education, derived in the nests of colour adjectives are suffixation, the addition of fusion; the value (color value) is dominant in the breeding of derived adjectives. The article noted that the set of derivatives according to their part-of-speech affiliation may be different, but has similar model of the formation of words of a particular part of speech; word-formation models, the choice of derivational formants depend on the accessories words lexical-semantic level.
Key words: word-formative nest, colour, derivational paradigm, the frequency of use.
Статья поступила в редакцию 06/VI/2016.
The article received 06/VI/2016.
* Veselkova Tatiana Vyacheslavovna ([email protected]), Department of theory, history of language and applied linguistics, Saratov state University. N.G. Chernyshevsky, 410012, Russian Federation, Saratov, Astrakhanskaya street, 83.