Научная статья на тему 'Словообразовательные инновации в речи ребенка 3-4 лет как реализация глубинных механизмов речемыслительной деятельности'

Словообразовательные инновации в речи ребенка 3-4 лет как реализация глубинных механизмов речемыслительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
142
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОПОЗИЦИЯ / ФРЕЙМ / СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / ПРОИЗВОДНОЕ СЛОВО / ИННОВАЦИИ / ДЕТСКАЯ РЕЧЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Логунова Л.В., Логунов Т.А.

Семантика производных слов-инноваций в речи ребенка рассматривается в статье как основанная на пропозициональной структуре. Сам акт деривации предполагает владение знаниями об определенных отношениях между именуемыми предметами, т.е. информацией, которая организована во фрейм. Речевые инновации дошкольников демонстрируют способность создавать сложные единицы на основании освоенных языковых моделей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Словообразовательные инновации в речи ребенка 3-4 лет как реализация глубинных механизмов речемыслительной деятельности»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-3/2017 ISSN 2410-6070

то с лёгкостью, в любой момент, можно продолжить курс обучения.

Так же, широко используются лингафонные кабинеты. Они расширяют возможности овладеть абсолютно любыми навыками английского языка: чтение, аудирование, устная речь, грамматика, культура речи. Так же, широко используются средства воспроизведения речи - электронные словари, аудио и видео курсы.

Недавно, единственное что мы могли скачать на мобильное устройство это рингтон. Сейчас же, пользователи мобильных устройств имеют выбор из тысяч программ. Это вызывает интерес у пользователей. Сначала были приложения, рассчитанные на аудио прослушивание, позже начали появляться целые курсы обучения иностранному языку, а сейчас популярны приложения с онлайн чатом, где люди могут попробовать своё общение на английском языке на новом уровне.

Большое достоинство мобильных приложений в отличие от «бумажных словарей» заключается в мультимедийности и гипертекстуальности. К примеру, гиперссылки в мобильных приложениях могут привести вас к нужному ресурсу сразу же, а в «бумажном» придётся листать, пока не найдёшь нужные приложения. Это так же увеличивает интенсивность обучения английского языка. И что важно, вам не нужно беспокоиться о поиске информации.

Очень важно изучать иностранные языки сегодня, в особенности английский язык. Разные сетевые платформы для коммуникации, такие как Facebook, Google+, Twitter и др., используют английский язык в качестве основного. Так же в области развлечений тоже преобладает английский язык.

Обобщая вышесказанное, можно подвести итог: специальные языковые мобильные приложения позволяют ускорить и улучшить процесс обучения английского языка. Так же, они помогают выработать устойчивые языковые шаблоны, навыки общения, правила грамматики английского языка. Использование таких мобильных приложений при изучении английского языка студентами и школьниками не лингвистических специальностей может существенно повысить качество изучения предмета. При групповом изучении английского языка с помощью мобильных приложений преподавателю легче следить за учениками, что влечёт удобство и со стороны преподавателя.

Список используемой литературы:

1.Научный электронный ресурс: «Фундаментальные исследования» - https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34208

2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2002.- С. 272.

© Исмагилова Г.К., Крикунов Е.В., 2017

УДК 81'23

Л. В. Логунова

воспитатель МБДОУ № 161 «Детский сад общеразвивающего вида «Яблонька»

Т. А. Логунов

к. филол. н., доцент ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»,

г. Кемерово, Российская Федерация

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ В РЕЧИ РЕБЕНКА 3-4 ЛЕТ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ГЛУБИННЫХ МЕХАНИЗМОВ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

Семантика производных слов-инноваций в речи ребенка рассматривается в статье как основанная на пропозициональной структуре. Сам акт деривации предполагает владение знаниями об определенных отношениях между именуемыми предметами, т.е. информацией, которая организована во фрейм. Речевые

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-3/2017 ISSN 2410-6070_

инновации дошкольников демонстрируют способность создавать сложные единицы на основании освоенных языковых моделей.

Ключевые слова

Пропозиция, фрейм, словообразование, производное слово, инновации, детская речь.

Исследование онтогенеза представляет чрезвычайный интерес с точки зрения комплексного представления механизмов как филогенеза речи в целом, так и овладения любым естественным языком в частности (в том числе обучения иностранному языку). В ходе своей речевой деятельности ребенок не только имитирует, но и конструирует новые единицы, согласно моделям, воспринятым им из речи окружающих взрослых носителей языка.

Наиболее продуктивной и интересной для исследователя сферой языкового творчества дошкольников является словообразование. Как отмечает Л.А. Араева, «словообразование как никакая другая сфера языка проявляет особенности механизма работы мозга. Производные единицы строятся по аналогии, что позволяет легко производить и воспроизводить их, сохраняя в долговременной памяти человека». [1, с. 73]

Потрясающим обстоятельством является образование ребенком единиц/конструктов языка и речи, которые являются очевидным языковым воплощением глубинных и универсальных структур мышления. Созданные в неосознанных актах ребенка производные единицы представляют собой продукты сложных и многокомпонентных смысловых взаимосвязей. Так, в отечественной дериватологии семантика производного слова достаточно давно рассматривается в «синтаксическом ключе» в аспекте мотивированности производного слова суждением (Е. С. Кубрякова, Р. З. Мурясов, Л. В. Сахарный, Г. Г. Сильницкий, и др.). Если производное слово (далее - ПС) возникает в результате акта осмысления предмета в его связях с другими предметами, можно предположить, что в основе производного слова лежит пропозициональная структура, как универсальная форма мысли, включающая в себя отношение субъекта, предиката и объекта.

Как в самом акте деривации, так и в функционировании производного слова «мотивирующие и мотивированные единицы находятся в отношении пропозициональной связанности, являя собой категорию, обнаруживающую дискурсивность работы мозга». [1, с. 74]

С одной стороны, ПС заполняют пропозициональные позиции, реализуя одно из пропозициональных значений, с другой стороны - ПС семантически вбирает в себя пропозицию, являясь ее специфичным языковым репрезентантом, средством целостного выражения в свернутом виде. [5, с. 4-5]

По мысли словам Е. С. Кубряковой, ПС - это «по существу краткая дескрипция обозначаемого, за которой стоят более полные и более развернутые знания о нем, - они-то и должны быть "восстановлены" или, по крайней мере, уточнены в акте понимания ПС». [3, с. 412]

Таким образом, создавая наименование для предмета определенным образом, говорящий «сворачивает» в рамках универба само имя предмета и его функцию или имя предмета и его отношение к другому предмету. Очевидно, что возникает такое ПС на основе стереотипных (наивных) знаний пользователей языка о мире, каковые знания организованы в формате фрейма. [2, с. 69]

Фрейм - форма получения хранения и актуализации знаний и опыта в форме стереотипных, социально и культурно значимых ситуаций и ассоциаций. Помимо стереотипности, принципиально важна такая характеристика фрейма, как его "социальность", понимаемая нами как параметр, связанный с деятельностью носителя языка в самых разных сферах [4, с. 73]. Фрейм - это прежде всего сценарий, т.е. схема и одновременно форма деятельности [2, с. 70].

Введенный первоначально как структура представления знаний о мире «действительность», фрейм оказался полезным и для анализа «внутриситуативных» отношений представленных в языке, а также для объяснения операций с самими языковыми структурами (см., напр., [2, 4]).

«Изобретая» производные номинации, ребенок совершено неосознанно следует существующим в его родном языке моделям, комбинируя уже известные ему, вычлененные им ранее элементы - производящую основу и аффикс. Очевидно, что подобные достаточно сложные операции были бы невозможны без формирования у ребенка определенных фреймовых «способов действия» с единицами языковой системы. Словообразовательные новации в речи ребенка ярко проявляют результаты речемыслительной деятельности

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-3/2017 ISSN 2410-6070_

на глубинном логическом уровне, где происходит связывание субъектов, объектов, их функций, отношений и пр. в формате пропозиции. Например, производное «температурник» - градусник (Соня, 3,5 года) достаточно логично разворачивается в 'то [прибор], чем измеряют температуру', демонстрируя пропозициональное отношение «объект - средство». Малознакомый производящий элемент «градус» заменен на «температура» - языковая единица, которую ребенку предъявляют каждый раз при совершении соответствующего действия, однако маленький пользователь и «творец» языка использует уже известную модель, осмыслив ее по-иному, вкладывая другое отношение: не единица измерения, но объект, на который направлено действие этого предмета «это для [измерения] температуры».

Многочисленные подобные примеры инноваций демонстрируют, как ребенок уже на ранних этапах онтогенеза способен на основе опыта усвоения моделей, используемых окружающими носителями языка, осуществляя действия по аналогии продуцировать сложные осмысленные единицы в языковой форме для выражения известных ему предметов/отношений. Список использованной литературы:

1. Араева Л.А. Раздел «словообразование» в русской грамматике 4.0 с позиции пропозиционально-фреймового моделирования (из опыта работы Кемеровской дериватологической школы) // Русский язык за рубежом. - 2016, № 4. - С. 73-77.

2. Косырева М.С. Деривационно-фреймовая парадигма как единица когнитивного моделирования системных отношений между однокоренными словами (на материале интернациональной лексики). Дисс. канд. филол. наук. - Кемерово, 2008.

3. Кубрякова, Е. С. Роль словообразования и производного слова в обработке знаний [Текст] / Е. С. Кубрякова // Е. С. Кубрякова. Язык и знание. - М.: «Языки славянской культуры», 2004. - С. 390-458.

4. Логунов Т. А. Использование фреймового анализа при описании функционирования высказываний с футуральными формами в русском языке // Теоретические и прикладные аспекты современной филологии. Материалы XIII Всеросс. филологических чтений имени проф. Р.Т. Гриб. - Красноярск: Сиб. Фед. Ун-т, 2008. Вып. 8. - С. 73-76.

5. Янценецкая М.Н. Пропозициональный аспект словообразования // Актуальные направления региональной лингвистики и истории Сибири. Материалы Всеросс. науч. конф. «Говоры и разговорная речь» (март 1991 г.). - Кемерово, 1992. - С. 4-33.

© Логунова Л.В., Логунов Т. А., 2017

УДК 811.161.1'366

Мельгунова Е.Н.

магистрант УлГПУ им. И.Н. Ульянова г. Ульяновск, Российская Федерация

ОБ УЗУАЛЬНОМ ФОРМООБРАЗОВАНИИ СЛОЖНЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

Аннотация

Автор отмечает активные процессы, происходящие в сфере русских сложных количественных числительных: устранение внутреннего склонения, лексикализацию.

Ключевые слова

Имя числительное, активные процессы в языке, лексикализация, склонение.

Классик русского языкознания Л. В. Щерба писал: «...я представляю себе язык находящимся все время в состоянии лишь более или менее устойчивого, а сплошь и рядом и вовсе неустойчивого равновесия, в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.