Научная статья на тему 'Словообразовательное гнездо с вершиной двигать на временной оси'

Словообразовательное гнездо с вершиной двигать на временной оси Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
420
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ГНЕЗ ДО / СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ / СИНХРОННО-ДИАХРОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кельмяшкина Татьяна Николаевна

В статье описаны процессы появления, развития и особенности функционирования словообразовательного гнез да с вершиной двигать. Данное гнездо рассматривается на временной оси, т.е. с использованием синхронно-диахронного метода анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Кельмяшкина Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Словообразовательное гнездо с вершиной двигать на временной оси»

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ГНЕЗДО С ВЕРШИНОЙ ДВИГАТЬ НА ВРЕМЕННОЙ ОСИ

Т.Н. Кельмяшкина

Аннотация. В статье описаны процессы появления, развития и особенности функционирования словообразовательного гнезда с вершиной двигать. Данное гнездо рассматривается на временной оси, т.е. с использованием синхронно-диахронного метода анализа.

Ключевые слова: словообразовательное гнездо, словообразовательные процессы, способы словообразования, синхронно-диахронный метод анализа.

Аннотация. This article describes the processes of emergence, development and operating features of the word-formative root "move". This root is considered on the time axis, ie using the synchronic and diachronic methods of analysis.

Keywords: derivational root, word-formation processes, ways ofword formation, synchronic and diachronic methods of analysis.

Глагол двигать — представитель древнейшего пласта лексики, имеющий разветвленную сеть производных. Словообразовательное гнездо с вершиной двигать насчитывает 200 единиц в современном русском языке. Для того чтобы проследить его появление, развитие и функционирование, особенности производных и произво дящих, словообразовательных процессов проходящих в нем, необходимо рассмотреть гнездо на временной оси, т.е. использовать синх-ронно-диахронный метод анализа, позволяющий данные одного временного среза сопоставлять с данными другого среза.

Наблюдение за движением словообразовательной системы осуществляется путем сопоставления производных в следующие синхронные срезы: 1) период функционирования праславянского языка; 2) период древ-

нерусского языка (ХГ—ХГУ вв.); 3) период старорусского языка (ХГУ—ХУГГ вв.); 4) этап развития русского языка с XVШ до середины XIX в.; 5) современный этап (язык «от Пушкина до наших дней»). Выделение временных срезов осуществляется на основе классификации литературного языка В.В. Виноградова [2].

Для изучения функционирования словообразовательного гнезда с вершиной двигать в период существования праславянского языка мы использовали материалы следующих словарей: «Этимологический словарь славянских языков. Праславянский лексический фонд» под редакцией О.Н. Трубачева (все выпуски) [3], «Этимологический словарь русского языка» М. Фасмера [4], «Этимологический словарь славянских языков» Ф. Миклошича [5], «Этимологический словарь русского языка» под ре-

дакцией Н.М. Шанского [6]. Можно лишь условно предположить, сколько слов в гнезде было в праславянский период, так как нет точных данных по словарям.

Согласно точке зрения О.Н. Труба-чева, «поднимать, двигать

вверх» — отыменной глагол, образованный от сущ. «развилка, разветвленная ветка» (такая ветка могла использоваться как подпорка или рычаг, откуда у глагола значение «поднимать»).

Таким образом, мы можем говорить о существовании праславянских слов *с1у1^ъ, и о про-

изводных единицах глагольного блока (*dvigati, *СЫгсй1, *dvigati *dvignQti (з%), *dvizati (з%), *podvizati (з%), *vzdvigati, *vzdvignoti, *vzdvigavati). Адъективный и адвербиальный блоки не имеют производных. В словообразовательное гнездо с вершиной двигать в праславянский период условно входит 13 единиц: в субстантивный блок — 3 слова; в глагольный блок — 10 слов. Из всех существующих единиц 11 производных образо-342 ваний перешли в следующий этап развития языка.

Чтобы проследить особенности функционирования гнезда с вершиной двигать в период развития древнерусского языка, были использованы следующие источники: «Словарь русского языка XI—XVII вв.» [7], «Материалы для словаря древнерусского языка» И.И. Срезневского [8], «Словарь древнерусского языка (Х1—Х^ вв.)» под редакцией Р.И. Аванесова [9].

В период древнерусского языка гнездо увеличилось и представлено в следующем численном соотношении: субстантивный блок — 26 слов (из них 2 единицы (вздвигъ, подвигъ) перешли из предыдущего периода): въздви-

гание, въздвижение, въздвизатель, въздви-зание, движание, движение, двизание, двизаемое, недвиженье, неподвижение, подвигание, подвигновенье, подвигопо-ложникъ, подвижание, подвижение, под-вижьникъ, подвизание, подвигодавецъ, подвизалецъ и др.; глагольный блок унаследовал 9 образований прасла-вянского периода (двигати, двигатися, двигнути, двигнутися, двизати, двиза-тися, подвизатися, въздвигати, въздвиг-нути) и пополнился на 33 единицы (въздвигатися, въздвигноутися, въздвиза-ти, въздвизатися, движати, движатися, движити, движитися, двищи, двищися, подвигати, подвигатися, подвигноути, подвигноутися, подвижати, подвижати-ся и др.); адъективный блок насчитывает 9 слов (въздвизальный, въздви-женьскыи, двигомый, движьныи, недвиго-мый, недвижимый, неподвижимый, не-подвижьныи, подвижьныи); адвербиальный блок имеет 5 слов (недвижимо, недвижьно, неподвижимо, неподвижьно, подвижьно).

Итак, словообразовательное гнездо с вершиной двигать в период XI— XIV вв. включает в себя 82 слова и имеет следующие особенности:

1. Преобладание глагольных образований.

2. В древнерусском языке производство слов осуществляется теми же способами, что и в современном русском языке: сложение основ (подвигодавецъ, подвигоположникъ); прибавление суффиксов (движание); прибавление префиксов (въздвигати); прибавление префиксов и суффиксов (недвиженье); нулевая суффиксация (подвигъ от подвигнути).

3. Наличие дублетных образований. Синонимические ряды состоят из 2—3 компонентов, различающихся аффиксами. Напр.: сподвижитель — сподвижникъ, подвизалецъ — сподвиза-

Преподаватель

2 / 2009

лецъ — подвижникъ; двигомый—движный. Вероятно, причинами существования дублетных образований является как наличие большого количества территориальных диалектов, так и намечающееся стилистическое расслоение древнерусского языка.

Среди способов образования самые распространенные — суффиксальный, префиксальный, сложение.

В период XIV—XVI вв. создается язык великорусской народности, который имеет много общего с древнерусским языком, как и родственные ему белорусский и украинский языки. Обозначается процесс национализации русского литературного языка. XVII век является началом развития и совершенствования национального языка. «Словарь...» И.И. Срезневского [8] и «Словарь русского языка XI— XVII вв.» [7] дают сведения о том, что словообразовательное гнездо с вершиной двигать увеличилось в количественном отношении и насчитывало 107 слов. Из них из предыдущего периода унаследовано 68.

В словообразовательном гнезде субстантивный блок насчитывает 14 единиц (двизательное, задвижка, неподвижность, передвижка,, подвигнение, подвигоположение, подвигоположитель, подвижатель, подвижность, подвизатель, раздвижение, раздвижка, сдвигнение (съдвигнение), сподвижница). Глагольный блок пополнился на 17 единиц (выдвинути, надвигнути, отдвигати, от-двигнути, отдвизати, отдвинути, отдви-нутися, отодвинути, передвигати, пере-двигнути, передвинути, подвигивати, подвигополагати, подвинути, подвинути-ся, предвигати, предвигнутися). Префиксальные глаголы (чисто префиксальные глагольные образования) относятся к внутриглагольному словообразованию, во всех случаях они мотиви-

руются соотносительными глаголами. Адъективный блок пополнился на 8 единиц (вдвижной, выдвижной, двиза-тельный, задвигной, передвижный, подви-зательный, раздвижной, сдвижной). Прилагательные образованы суффиксальным способом. Развитие адъективного блока закономерно: образовавшиеся существительные влекут за собой и образование относительных прилагательных. Адвербиальный блок в период старорусского языка не имеет производных.

Итак, в период XIV—XVII вв. в гнезде появилось 39 новых слов. В общей сложности, учитывая слова, перешедшие из предыдущего периода, в гнезде функционировало 107 слов. Это на 25 слов больше, чем в период развития древнерусского языка (82 слова зафиксировано в период XГ—XГV вв.; 107 слов — в период XГV—XVП вв.).

Исследуя развитие словообразовательного гнезда с вершиной двигать в период с XVIII в. до середины XIX в., мы обращались к следующим словарям: «Толковый словарь живого великорусского языка...» В.И. Даля [10], 343 «Словарь русского языка XVIII века» [11], «Словарь Академии Российской (1784—1795)» [12], «Словарь церковнославянского и русского языка, составленный вторым отделением Императорской Академии Наук» [13].

Широкое распространение получил субстантивный блок. Он насчитывает 115 единиц (благоподвижникъ, вдвигате, вдвииване, вдвижка, вздви-гате, вздвинутк, воздвиженикъ, воздвиж-ница, выдвигате, выдвигатель, въ/двигъ, двигате, двигательщица, двигунъ, движитель, задвигате, задвигивате, надвига-тельница, надвигивате, нмдвигъ, надвижка, надвинут1е, нидвижь, недодвига, ниподвинь, отдвигъ, отдви-

нутiе, передвигате, передвигъ и др.). Большой пласт составляют производные существительные с суффиксом -тель, которые обозначают деятеля: выдвигатель, двигатель, двизатель, надвигатель, подвигатель, подвигательни-ца, раздвигатель и другие.

Адъективный блок представлен на данном этапе развития языка 15 единицами (двигательный, задвижечный, задвгьжковый, задвижной, задвиищатый, надвижной, недвижный, неподвижной, отдвижной, подвигальный, подвигатель-ный, подвижной, подвижный, подвиза-лищный, придвижной). Почти все прилагательные образованы от существительных суффиксальным способом.

В сфере словопроизводства глагола наиболее активна префиксация и постфиксация, новые также слова образуются префиксально-суффиксальным способом (всего образовано 89 слов): вдвигаить, вдвиигать, вдвигаиться, вдвигивать, вдвигиваться, вдвиинуть, вдвиинуться, выдвигаить, выдвигивать, выидвинуться, двиигивать,, задвигаить, задвигаться, надвигивать, надви,нуть, отдвиигать, отдвиигивать, отодвигаить, 344 отодвигаться, передвигивать, передвиги-ваться, понадвиигать, понадвинуть, пораз-двинуть, посдвинуть, продвигивать, продвиигиваться и др.

В данный период развития языка было создано много синонимов (вздвигате - вздвижка - вдвижете (действие по значению глаг. вдвигать); выдвижка — выдвинутiе (действие по значению глаг. выдвигать) и др.) и вариантов слов (надвигуха, надвигуша — твер., пск. шапка, надвигаемая на уши; неподвига, шподвинь - апатичный, безучастный человек; сдвигуля,

сдвигуша, ненадежный в слове, хитрый человек).

Мы видим, что гнездо увеличивается количественно (для сравнения: 13—82-107-2961 [14]). Образование новых слов происходило и продолжает происходить в основном традиционными словообразовательными способами: аффиксальным и словосложением. Учитывая все особенности развития гнезда, можно сказать, что данный этап развития оказался уникальным для его существования: ранее не было зафиксировано такое большое количество появившихся слов.

В современный период развития языка гнездо пополнилось следующими лексико-семантическими группами: 1) слова, возникновение которых связано с развитием промышленности (машиностроения, приборостроения, самолетостроения): авиадвигатель, ветродвигатель, микродвигатель, турбодвигатель, электродвигатель, пнев-модвигатель, электродвижок, двигатель-генератор, двигателестроение; 2) слова, обозначающие физическую характеристику или свойство предмета: малоподвижный, тугоподвижный, самодвижущийся, магнитодвижущий, электропередвижной, автопередвижной; 3) слова, связанные с развитием медицинских технологий: опорно-двигательный, глазодвигательный, речедвигательный, сосудод-вигательный; 4) слова, обозначающие общественные группы или организации: пионердвижение, профдвижение, юн-движение; 5) слова, обозначающие биологические виды животных: подвиж-ногрудые. Слова гнезда в данный период широко используются для создания узких терминологических систем:

1 Первая величина указывает количество единиц в период функционирования праславянского языка, вторая — в период древнерусского языка (XI—XIV вв.), третья — в период старорусского языка (XIV—XVII вв.), четвертая — в период развития русского языка с XVIII в. до сер. XIX в.

Преподаватель

1ЕК

2 / 2009

прежде всего, в машиностроении, медицине, естествознании, биологии, геологии, агротехнике, архитектуре и строительстве.

Таким образом, синхронное словообразовательное гнездо с вершиной двигать включает в себя 200 слов. Основные способы образования слов на современном этапе — префиксальный, префиксально-суффиксальный, сложение двух основ.

Анализ словообразовательного гнезда с вершиной двигать на временной оси показал, каким образом появляются, развиваются, функционируют или утрачиваются единицы на всем протяжении истории словообразовательного гнезда. Следует отметить, что морф двиг— / движ— употребителен в составе разных частей речи (двигать, движение, подвижный, неподвижно), усеченный морф -дви— (выпадение одного согласного привело к образованию нового морфа) встречается в глаголах с суффиксом -ну— (двинуть, подвинуть раздвинуть). В количественном отношении гнездо изменялось так: 13—82-107-296-200. В праславянский период в гнезде насчитывалось 13 слов, 10 из которых глаголы. В период функционирования древнерусского языка количество слов в гнезде возросло до 82, при этом можно отметить наличие дублетных образований. На следующем временном срезе в сфере словопроизводства наиболее активна префиксация, глаголы занимают первое место по количеству новообразований. В период с XVIII в. продолжает появляться большое количество словообразовательных синонимов и вариантов, увеличивается глагольный блок. Для современного этапа характерен рост префиксации и широкое использование сложных слов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. — М., 1985.

2. Виноградов В. В. История русского литературного языка // Избранные труды. — М., 1978.

3. Этимологический словарь славянских языков. Праславянский лексический фонд / Под ред. О.Н. Трубачева. - М., 1974-2000.

4. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. — М., 1964.

5. Миклошич Ф. Этимологический словарь русского языка. — Варшава, 1887.

6. Этимологический словарь русского языка / Под ред. Н.М. Шанского. — М., 1975.

7. Словарь русского языка XI—XVII вв. — М., 1987.

8. Срезневский И.И. Материалы для Словаря древнерусского языка. — М., 2003.

9. Словарь древнерусского языка (XI— XIV вв.): В 10 т. — М., 1988—1991.

10. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. — М., 2001.

11. Словарь русского языка XVIII в. — СПб., 2000.

12. Словарь Академии Российской, 1789— 1794: В 6 т. — М., 2002. 345

13. Словарь церковнославянского и русского языка, составленный вторым отделением Императорской Академии Наук. — СПб, 1847. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.