УДК- 811.161.1'373.611
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИСЕМИЯ ОТГЛАГОЛЬНЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С НУЛЕВЫМ СУФФИКСОМ -СИНТАКСИЧЕСКИХ ДЕРИВАТОВ ТРАНСПОЗИЦИОННОГО ТИПА
ВН. Мусатов
В статье описываются типы словообразовательной полисемии отглагольных существительных с нулевым суффиксом - синтаксических дериватов транспозиционного типа. По источнику формирования среди таких производных выделяются несколько типов полисемии: отраженная, развитая, комбинированная. На каждый тип полисемии приводятся соответствующие примеры, указываются морфонологические явления, сопровождающие образование данных дериватов.
Ключевые слова: словообразовательная полисемия, транспозиционное словообразовательное значение, синтаксический дериват, нулевой суффикс.
Отношения между производными и производящими словами можно рассматривать с двух сторон: с формальной и с семантической. На основании сопоставления семантики производящих и производных устанавливается словообразовательное (деривационное) значение - типизированное соотношение значений производящего и производного. Оно выражается при помощи словообразовательного форманта.
Словообразовательные значения различаются у простых и сложных производных слов. Так, чешский лингвист Милош Докупил у простых слов выделяет три типа словообразовательных значений: транспозиционные, модификационные и мутационные [1, 191-219].
Транспозиционное словообразовательное значение свойственно производным словам, семантика которых ничем не отличается от семантики производящих слов, кроме общечастеречного значения. Ср.: смелый - смелость (опредмеченный признак), храбрый -храбрость (опредмеченный признак).
Модификационное словообразовательное значение наблюдается у производных слов, семантика которых содержит лишь какое-то видоизменение (модификацию) значения производящих слов. Это отличие несущественно. Значение таких производных всегда равно сумме значений составляющих их структурных компонентов: столик - 'маленький стол', домик -'маленький дом'; гимнастка - 'женщина-гимнаст', фигуристка - 'женщина-фигурист'. Производные слова с модификационными словообразовательными значениями относятся всегда к той же части речи, что и их производящие.
Мутационное (от лат. шШайо - 'изменение') словообразовательное значение свойственно производным словам, значения которых резко отличается от значения производящих слов: учитель - 'тот, кто [профессионально] учит', школьник - 'тот, кто учится в школе'. Производные слова с мутационным словообразовательным значением могут относиться и к той же части речи, что и производящие (например, футбол - футболист, аптека - аптекарь), и к другой (умный - умник, читать - читатель).
В семантике производных слов с мутационным словообразовательным значением часто появляются семантические наращения: грибник - 'тот, кто [любит] собирать грибы', ошейник -'ремешок с застежкой, надеваемый на шею [животным для крепления поводка]'.
Производные слова, у которых производящая база состоит из нескольких основ (сложные слова, сращения, аббревиатуры), имеют особый тип словообразовательных значений, наиболее абстрактный. Такое словообразовательное значение В.В.Лопатин предложил называть синтагматическим [3, 54-55]. Оно сводится к «идее соединения» простых основ в составе сложной (производной) основы.
Производные слова с мутационным, модификационным, транспозиционным словообразовательным значением распределяются соответственно по мутационным, модификационным и транспозиционным словообразовательным типам.
В зависимости от характера словообразовательного (деривационного) значения различают два вида деривации: лексическую и синтаксическую деривацию. Деление всей системы словообразования на область лексической и синтаксической деривации предложил польский
лингвист Ежи Курилович [2, 57-70]. Производные лексической и синтаксической деривации называют соответственно лексическими и синтаксическими дериватами.
При синтаксической деривации лексическое значение производных тождественно значению производящих, производные отличаются от производящих только принадлежностью к разным частям речи, а следовательно, синтаксической функцией. Синтаксические дериваты в русской лексикографии описываются отсылочным способом, ср.: бег - 'действие по глаголу бегать', ходьба - 'действие по глаголу ходить . Описание значений синтаксических дериватов стандартны: в отглагольных существительных - 'отвлеченное действие'.
Образование полисемантичных отглагольных существительных с нулевым суффиксом -синтаксических дериватов транспозиционного типа в современном русском языке является продуктивным. У таких производных выделяются отражённая, развитая и комбинированная полисемии.
Отраженная полисемия. Производящие глаголы имеют несколько значений. При соединении основ таких производящих с нулевым суффиксом все эти несколько значений или их часть отражаются, передаются производному. Например:
Промахнуться - 2. Не попасть в цель. Он выстрелил и промахнулся. 3. перен., разг. Совершить оплошность. Он боялся вымолвить слово, чтоб как-нибудь не промахнуться. Промах [промах(ну-ть-ся) ^ промах-о] - 1. Действие по глаголу промахнуться (во 2 знач.); непопадание в цель. Стрелять без промаха. 2. Действие по глаголу промахнуться (в 3 знач.); оплошность. Распекать кого-л. за промах вработе.
Наговорить - 2. разг. Говоря на кого-л., оклеветать, ложно обвинить. Наговорить на соседа. 4. Нашептать заклинания, призвав волшебную, магическую силу. Наговорить на воде. Наговор [наговор(и-ть) ^ наговор-о] - 1. разг. Клевета, напраслина (к наговорить во 2 знач.). Жертва наговора. 2. Заклинание (к наговорить в 4 знач.). Лечить наговорами.
Подорвать - 1. Уничтожить взрывом. Подорвать мост. 2. перен. Нанести вред чему-л. Подорвать авторитет. Подрыв [подорв(а-ть) ^ подрыв-о] - 1. Разрушение чего-л. (к подорвать в 1 знач.). Подрыв моста. 2. Нанесение вреда (к подорвать во 2 знач.); ослабление. Подрыв трудовой дисциплины.
Развитая полисемия. При развитой полисемии в производном развиваются дополнительные значения, которые отсутствуют в производящем и которые не связаны также и с семантикой формантной части. Например:
Отпускать - 5. Выдать покупателю. Отпускать товар. Отпуск [отпуск(а-ть) ^ отпуск-о] - 1. Действие по глаголу отпускать (в 5 знач.). Отпуск товара. 2. Временное освобождение от работы для отдыха. Очередной отпуск.
Бредить - 1. Говорить бессвязно и непонятно, находясь в бессознательном состоянии или во сне. От жара он бредил. Бред [бред(и-ть) ^ бред-о] - 1. Действие по глаголу бредить (в 1 знач.): бессмысленная, бессвязная речь больного в бессознательном состоянии. У нее жар и бред. 2. разг. Очем-л. несуразном, бессмысленном. Его утверждения сущий бред.
Звенеть - Издавать, производить чем-л. звуки высокого, металлического тембра. Звенит колокольчик. Звон [звен(е-ть) ^ звон-о] - 1. Звук, издаваемый чем-л. звенящим. Звон бубенцов. Звон бокалов. Звон колокола. 2. перен., прост. Сплетни, толки. Не нужно звон поднимать.
Комбинированная полисемия у отглагольных существительных данного типа формируется за счет сочетания различных типов полисемии.
1. Отраженная и развитая полисемия
Отраженнаяполисемия:
Спросить - 1. Обратившись к кому-л. с целью узнать что-л., просить дать ответ. Спросить фамилию. Спросить о здоровье. Спросить ученика (вызвать к доске). 4.Потребовать отчеты за что-л. Начальство спросит за брак. Спрос [спрос(и-ть) ^ спрос-о] - 1. прост. Действие по глаголу спросить (в 1 знач.). Попытка не пытка, спрос не беда (поел.). 2. разг. Требования, предъявляемые к кому-л. (к спросить в 4 знач.). Сруководителя особый спрос.
Развитаяполисемия: 3. Требование на товары со стороны покупателя. Спрос на
книги.
Отраженнаяполисемия.
Разводить - 3. Расторгать чей-л. брак. Разводить супругов. 4. Направить части чего-л. в разные стороны. Разводить мост. 5. Давать расплодиться кому-л. Разводить кроликов. Развод [развод(и-ть) ^ развод-о] - 1. Действие по глаголу разводить (в 3 знач.). Подать на развод. 2. Действие по глаголу разводить (в 4 знач.). Развод моста. 3. Действие по глаголу разводить (в 5
знач.). Оставить кроликов наразвод.
Развитаяполисемия: 4. Проверка готовности караулов перед отправкой их на посты. Развод караулов.
Отраженнаяполисемия:
Угореть - 1. Отравиться ядовитым газом, дымом, исходящим от чего-л. горящего. Угореть ночью. 2. перен., прост. Одуреть, потерять соображение. Ты что, угорел? Угар [угор(е-ть) ^ угар-0] - 1. Состояние по глаголу угореть (в 1 знач.). Лекарство от угара. 2.Состояние по глаголу угореть (во 2 знач.). В пьяном угаре.
Развитаяполисемия: 3. Угарный газ. Сильныйугар.
Комбинированная полисемия может формироваться за счет сочетания развитой полисемии с наращенной.
Наращенная полисемия. Полисемия в производном может возникать не только на базе многозначных производящих или многозначных аффиксов, но и на базе третьей составляющей семантической структуры производного - фразеологического наращения.
2. Развитая и наращенная полисемия
Развитаяполисемия:
Советовать - 1. Высказывать мнение, наставление по поводу того, как поступить. Советовать лечиться. Совет [совет(ова-ть) ^ совет-0] - 1. Состояние по глаголу советовать; высказанное мнение, наставление. Дать совет. 2. Совместное обсуждение каких-л. вопросов; совещание. Семейный совет. 3. Название различных коллегиальных органов. Ученый совет.
Наращеннаяполисемия - производное существительное совет во 2 и 3 значениях.
Развитаяполисемия:
Заехать - 1. Едучи, недолго побывать где-л. по пути. Заехать к знакомым. Заехать за другом. Заезд [заех(а-ть) ^ заезд-0] - 1. Действие по глаголу заехать (в 1 знач.). Объяснить свой заезд. 2. Отдельное состязание на скачках, бегах, гонках. Финальный заезд. 3. Прибытие в санаторий, дом отдыха новой группы отдыхающих. День заезда.
Наращеннаяполисемия - производное существительное заезд во 2 и 3 значениях.
3. Отраженная, развитая и наращенная полисемия
Отраженнаяполисемия:
Приходить - 1. Ходя, достигать чего-л. Приходить домой. Поезд приходит по расписанию. Почта приходит регулярно. 2. Несов. к прийти (в 3 знач.); наступить. Весна пришла. Приход [приход(и-ть) ^ приход-0] - 1. Действие по глаголу приходить (в 1 знач.). Приход поезда. 2. Действие по глаголу приходить (во 2 знач.). Приход весны.
Развитаяполисемия: 3. Поступление денежных сумм, товаров. Приход превышает расход. 4. Низшая церковно-административная единица - церковь с причтом и содержащая их церковная община. Богатый приход.
Наращеннаяполисемия - производное существительное приход в 3 и 4 значениях.
Отраженнаяполисемия:
Расти - 1. Живя, увеличиваться. Ребенокрастет. Дуб растет.
2. Увеличиваться количественно, в размерах, в объеме. Богатство растет. Капитал растет. 3. Совершенствоваться, развиваться. Талантрастет. Рост [раст(и) ^ рост-0] -
1. Действие по глаголу расти (в 1 знач.). Рост растений. 2. Действие по глаголу расти (во 2 знач.). Рост промышленности. 3. Действие по глаголу расти (в 3 знач.). Научныйрост.
Развитаяполисемия: 4. Размеры человека или животного в высоту. Мужчина высокого роста. 5. устар. Процентная прибыль на отданные взаймы деньги. Давать деньги в рост.
Наращеннаяполисемия - производное существительное рост в 4 и 5 значениях.
Таким образом, по источнику формирования у отглагольных многозначных существительных с нулевым суффиксом - синтаксических дериватов транспозиционного типа выделяются несколько видов словообразовательной полисемии: развитая, отраженная, комбинированная.
The article describes types of derivational polysemy in verbal nouns with the zero suffix -syntactical derivatives of transpositional type. Some types of polysemy are allocated on a source of formation: reflected, developed, combined. On each type of polysemy makes an examples, gives the
specified morphonological phenomena, accompanying formation of the given derivatives.
The key words: derivational polisemy, transpositional derivational meaning, syntactical derivative, zero suffix.
Список литературы
1. ДокиШ M. Tvoreni slov v cestine. Praha, 1962. Т.1. Резюме на русском языке.
2. Курнловнч Е. Деривация лексическая и деривация синтаксическая // Очерки по лингвистике. М., 1962.
3. Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. М.,1977.
Об авторе
Мусатов В.Н. - Орловский государственный университет, [email protected].