Научная статья на тему 'Словообразовательная полисемия отглагольных существительных с нулевым суффиксом - синтаксических дериватов транспозиционного типа'

Словообразовательная полисемия отглагольных существительных с нулевым суффиксом - синтаксических дериватов транспозиционного типа Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
314
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИСЕМИЯ / ТРАНСПОЗИЦИОННОЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ / СИНТАКСИЧЕСКИЙ ДЕРИВАТ / НУЛЕВОЙ СУФФИКС / DERIVATIONAL POLISEMY / TRANSPOSITIONAL DERIVATIONAL MEANING / SYNTACTICAL DERIVATIVE / ZERO SUFFIX

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мусатов В. Н.

В статье описываются типы словообразовательной полисемии отглагольных существительных с нулевым суффиксом синтаксических дериватов транспозиционного типа. По источнику формирования среди таких производных выделяются несколько типов полисемии: отраженная, развитая, комбинированная. На каждый тип полисемии приводятся соответствующие примеры, указываются морфонологические явления, сопровождающие образование данных дериватов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes types of derivational polysemy in verbal nouns with the zero suffix syntactical derivatives of transpositional type. Some types of polysemy are allocated on a source of formation: reflected, developed, combined. On each type of polysemy makes an examples, gives the specified morphonological phenomena, accompanying formation of the given derivatives.

Текст научной работы на тему «Словообразовательная полисемия отглагольных существительных с нулевым суффиксом - синтаксических дериватов транспозиционного типа»

УДК- 811.161.1'373.611

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИСЕМИЯ ОТГЛАГОЛЬНЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С НУЛЕВЫМ СУФФИКСОМ -СИНТАКСИЧЕСКИХ ДЕРИВАТОВ ТРАНСПОЗИЦИОННОГО ТИПА

ВН. Мусатов

В статье описываются типы словообразовательной полисемии отглагольных существительных с нулевым суффиксом - синтаксических дериватов транспозиционного типа. По источнику формирования среди таких производных выделяются несколько типов полисемии: отраженная, развитая, комбинированная. На каждый тип полисемии приводятся соответствующие примеры, указываются морфонологические явления, сопровождающие образование данных дериватов.

Ключевые слова: словообразовательная полисемия, транспозиционное словообразовательное значение, синтаксический дериват, нулевой суффикс.

Отношения между производными и производящими словами можно рассматривать с двух сторон: с формальной и с семантической. На основании сопоставления семантики производящих и производных устанавливается словообразовательное (деривационное) значение - типизированное соотношение значений производящего и производного. Оно выражается при помощи словообразовательного форманта.

Словообразовательные значения различаются у простых и сложных производных слов. Так, чешский лингвист Милош Докупил у простых слов выделяет три типа словообразовательных значений: транспозиционные, модификационные и мутационные [1, 191-219].

Транспозиционное словообразовательное значение свойственно производным словам, семантика которых ничем не отличается от семантики производящих слов, кроме общечастеречного значения. Ср.: смелый - смелость (опредмеченный признак), храбрый -храбрость (опредмеченный признак).

Модификационное словообразовательное значение наблюдается у производных слов, семантика которых содержит лишь какое-то видоизменение (модификацию) значения производящих слов. Это отличие несущественно. Значение таких производных всегда равно сумме значений составляющих их структурных компонентов: столик - 'маленький стол', домик -'маленький дом'; гимнастка - 'женщина-гимнаст', фигуристка - 'женщина-фигурист'. Производные слова с модификационными словообразовательными значениями относятся всегда к той же части речи, что и их производящие.

Мутационное (от лат. шШайо - 'изменение') словообразовательное значение свойственно производным словам, значения которых резко отличается от значения производящих слов: учитель - 'тот, кто [профессионально] учит', школьник - 'тот, кто учится в школе'. Производные слова с мутационным словообразовательным значением могут относиться и к той же части речи, что и производящие (например, футбол - футболист, аптека - аптекарь), и к другой (умный - умник, читать - читатель).

В семантике производных слов с мутационным словообразовательным значением часто появляются семантические наращения: грибник - 'тот, кто [любит] собирать грибы', ошейник -'ремешок с застежкой, надеваемый на шею [животным для крепления поводка]'.

Производные слова, у которых производящая база состоит из нескольких основ (сложные слова, сращения, аббревиатуры), имеют особый тип словообразовательных значений, наиболее абстрактный. Такое словообразовательное значение В.В.Лопатин предложил называть синтагматическим [3, 54-55]. Оно сводится к «идее соединения» простых основ в составе сложной (производной) основы.

Производные слова с мутационным, модификационным, транспозиционным словообразовательным значением распределяются соответственно по мутационным, модификационным и транспозиционным словообразовательным типам.

В зависимости от характера словообразовательного (деривационного) значения различают два вида деривации: лексическую и синтаксическую деривацию. Деление всей системы словообразования на область лексической и синтаксической деривации предложил польский

лингвист Ежи Курилович [2, 57-70]. Производные лексической и синтаксической деривации называют соответственно лексическими и синтаксическими дериватами.

При синтаксической деривации лексическое значение производных тождественно значению производящих, производные отличаются от производящих только принадлежностью к разным частям речи, а следовательно, синтаксической функцией. Синтаксические дериваты в русской лексикографии описываются отсылочным способом, ср.: бег - 'действие по глаголу бегать', ходьба - 'действие по глаголу ходить . Описание значений синтаксических дериватов стандартны: в отглагольных существительных - 'отвлеченное действие'.

Образование полисемантичных отглагольных существительных с нулевым суффиксом -синтаксических дериватов транспозиционного типа в современном русском языке является продуктивным. У таких производных выделяются отражённая, развитая и комбинированная полисемии.

Отраженная полисемия. Производящие глаголы имеют несколько значений. При соединении основ таких производящих с нулевым суффиксом все эти несколько значений или их часть отражаются, передаются производному. Например:

Промахнуться - 2. Не попасть в цель. Он выстрелил и промахнулся. 3. перен., разг. Совершить оплошность. Он боялся вымолвить слово, чтоб как-нибудь не промахнуться. Промах [промах(ну-ть-ся) ^ промах-о] - 1. Действие по глаголу промахнуться (во 2 знач.); непопадание в цель. Стрелять без промаха. 2. Действие по глаголу промахнуться (в 3 знач.); оплошность. Распекать кого-л. за промах вработе.

Наговорить - 2. разг. Говоря на кого-л., оклеветать, ложно обвинить. Наговорить на соседа. 4. Нашептать заклинания, призвав волшебную, магическую силу. Наговорить на воде. Наговор [наговор(и-ть) ^ наговор-о] - 1. разг. Клевета, напраслина (к наговорить во 2 знач.). Жертва наговора. 2. Заклинание (к наговорить в 4 знач.). Лечить наговорами.

Подорвать - 1. Уничтожить взрывом. Подорвать мост. 2. перен. Нанести вред чему-л. Подорвать авторитет. Подрыв [подорв(а-ть) ^ подрыв-о] - 1. Разрушение чего-л. (к подорвать в 1 знач.). Подрыв моста. 2. Нанесение вреда (к подорвать во 2 знач.); ослабление. Подрыв трудовой дисциплины.

Развитая полисемия. При развитой полисемии в производном развиваются дополнительные значения, которые отсутствуют в производящем и которые не связаны также и с семантикой формантной части. Например:

Отпускать - 5. Выдать покупателю. Отпускать товар. Отпуск [отпуск(а-ть) ^ отпуск-о] - 1. Действие по глаголу отпускать (в 5 знач.). Отпуск товара. 2. Временное освобождение от работы для отдыха. Очередной отпуск.

Бредить - 1. Говорить бессвязно и непонятно, находясь в бессознательном состоянии или во сне. От жара он бредил. Бред [бред(и-ть) ^ бред-о] - 1. Действие по глаголу бредить (в 1 знач.): бессмысленная, бессвязная речь больного в бессознательном состоянии. У нее жар и бред. 2. разг. Очем-л. несуразном, бессмысленном. Его утверждения сущий бред.

Звенеть - Издавать, производить чем-л. звуки высокого, металлического тембра. Звенит колокольчик. Звон [звен(е-ть) ^ звон-о] - 1. Звук, издаваемый чем-л. звенящим. Звон бубенцов. Звон бокалов. Звон колокола. 2. перен., прост. Сплетни, толки. Не нужно звон поднимать.

Комбинированная полисемия у отглагольных существительных данного типа формируется за счет сочетания различных типов полисемии.

1. Отраженная и развитая полисемия

Отраженнаяполисемия:

Спросить - 1. Обратившись к кому-л. с целью узнать что-л., просить дать ответ. Спросить фамилию. Спросить о здоровье. Спросить ученика (вызвать к доске). 4.Потребовать отчеты за что-л. Начальство спросит за брак. Спрос [спрос(и-ть) ^ спрос-о] - 1. прост. Действие по глаголу спросить (в 1 знач.). Попытка не пытка, спрос не беда (поел.). 2. разг. Требования, предъявляемые к кому-л. (к спросить в 4 знач.). Сруководителя особый спрос.

Развитаяполисемия: 3. Требование на товары со стороны покупателя. Спрос на

книги.

Отраженнаяполисемия.

Разводить - 3. Расторгать чей-л. брак. Разводить супругов. 4. Направить части чего-л. в разные стороны. Разводить мост. 5. Давать расплодиться кому-л. Разводить кроликов. Развод [развод(и-ть) ^ развод-о] - 1. Действие по глаголу разводить (в 3 знач.). Подать на развод. 2. Действие по глаголу разводить (в 4 знач.). Развод моста. 3. Действие по глаголу разводить (в 5

знач.). Оставить кроликов наразвод.

Развитаяполисемия: 4. Проверка готовности караулов перед отправкой их на посты. Развод караулов.

Отраженнаяполисемия:

Угореть - 1. Отравиться ядовитым газом, дымом, исходящим от чего-л. горящего. Угореть ночью. 2. перен., прост. Одуреть, потерять соображение. Ты что, угорел? Угар [угор(е-ть) ^ угар-0] - 1. Состояние по глаголу угореть (в 1 знач.). Лекарство от угара. 2.Состояние по глаголу угореть (во 2 знач.). В пьяном угаре.

Развитаяполисемия: 3. Угарный газ. Сильныйугар.

Комбинированная полисемия может формироваться за счет сочетания развитой полисемии с наращенной.

Наращенная полисемия. Полисемия в производном может возникать не только на базе многозначных производящих или многозначных аффиксов, но и на базе третьей составляющей семантической структуры производного - фразеологического наращения.

2. Развитая и наращенная полисемия

Развитаяполисемия:

Советовать - 1. Высказывать мнение, наставление по поводу того, как поступить. Советовать лечиться. Совет [совет(ова-ть) ^ совет-0] - 1. Состояние по глаголу советовать; высказанное мнение, наставление. Дать совет. 2. Совместное обсуждение каких-л. вопросов; совещание. Семейный совет. 3. Название различных коллегиальных органов. Ученый совет.

Наращеннаяполисемия - производное существительное совет во 2 и 3 значениях.

Развитаяполисемия:

Заехать - 1. Едучи, недолго побывать где-л. по пути. Заехать к знакомым. Заехать за другом. Заезд [заех(а-ть) ^ заезд-0] - 1. Действие по глаголу заехать (в 1 знач.). Объяснить свой заезд. 2. Отдельное состязание на скачках, бегах, гонках. Финальный заезд. 3. Прибытие в санаторий, дом отдыха новой группы отдыхающих. День заезда.

Наращеннаяполисемия - производное существительное заезд во 2 и 3 значениях.

3. Отраженная, развитая и наращенная полисемия

Отраженнаяполисемия:

Приходить - 1. Ходя, достигать чего-л. Приходить домой. Поезд приходит по расписанию. Почта приходит регулярно. 2. Несов. к прийти (в 3 знач.); наступить. Весна пришла. Приход [приход(и-ть) ^ приход-0] - 1. Действие по глаголу приходить (в 1 знач.). Приход поезда. 2. Действие по глаголу приходить (во 2 знач.). Приход весны.

Развитаяполисемия: 3. Поступление денежных сумм, товаров. Приход превышает расход. 4. Низшая церковно-административная единица - церковь с причтом и содержащая их церковная община. Богатый приход.

Наращеннаяполисемия - производное существительное приход в 3 и 4 значениях.

Отраженнаяполисемия:

Расти - 1. Живя, увеличиваться. Ребенокрастет. Дуб растет.

2. Увеличиваться количественно, в размерах, в объеме. Богатство растет. Капитал растет. 3. Совершенствоваться, развиваться. Талантрастет. Рост [раст(и) ^ рост-0] -

1. Действие по глаголу расти (в 1 знач.). Рост растений. 2. Действие по глаголу расти (во 2 знач.). Рост промышленности. 3. Действие по глаголу расти (в 3 знач.). Научныйрост.

Развитаяполисемия: 4. Размеры человека или животного в высоту. Мужчина высокого роста. 5. устар. Процентная прибыль на отданные взаймы деньги. Давать деньги в рост.

Наращеннаяполисемия - производное существительное рост в 4 и 5 значениях.

Таким образом, по источнику формирования у отглагольных многозначных существительных с нулевым суффиксом - синтаксических дериватов транспозиционного типа выделяются несколько видов словообразовательной полисемии: развитая, отраженная, комбинированная.

The article describes types of derivational polysemy in verbal nouns with the zero suffix -syntactical derivatives of transpositional type. Some types of polysemy are allocated on a source of formation: reflected, developed, combined. On each type of polysemy makes an examples, gives the

specified morphonological phenomena, accompanying formation of the given derivatives.

The key words: derivational polisemy, transpositional derivational meaning, syntactical derivative, zero suffix.

Список литературы

1. ДокиШ M. Tvoreni slov v cestine. Praha, 1962. Т.1. Резюме на русском языке.

2. Курнловнч Е. Деривация лексическая и деривация синтаксическая // Очерки по лингвистике. М., 1962.

3. Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. М.,1977.

Об авторе

Мусатов В.Н. - Орловский государственный университет, gingher@bk.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.