3. Брайт У Введение: параметры социолингвистики // Новое в зарубежной лингвистике. - М., 1975. - Вып. VII. - С. 34-41.
4. Виноградов С.И., Платонова О.В. Культура русской речи: учебник для вузов. - М., 1999. - 560 с.
5. Винокур Т.Г. Говорящий - слушающий: варианты речевого поведения - изд. 3-е, стереотип. - М.: ЛКИ, 2007. - 176 с.
6. Демьянков В.З. Синтаксис, семантика, прагматика и интерпретирующий зигзаг // Содержательные аспекты предложения и текста: Межвузовский тематический сборник. - Калинин, 1983. - С. 21-27.
7. Димитрова С. Актуализация предложения и ее зависимость от степени осведомленности адресата // Новое в зарубежной лингвистике -1985. - Вып. XV. - С. 535-546.
8. Каменская О.Л. Текст и коммуникация: учеб. пособие для инс-тов и фак-тов иностр. яз. - М.: Высшая школа, 1990. - 152 с.
9. Максимов В.И. Русский язык и культура речи: учебник / под. ред. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2001. - 413 с.
10. Остин Дж. Л. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. - 1986. - Вып. XVII. - С. 22-131.
11. Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. - М.: Наука, 1985. - 272 с.
12. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. - М.: Рефл-бук, 2001. - 656 с.
13. Чернышова Т.В. Тексты СМИ в ментально-языковом пространстве современной России. - изд. 2-е, перераб. - М.: ЛКИ, 2007. - 296 с.
14. Labov W. Ordinary Events // Sociolinguistic Variation: Critical Reflections. - Oxford University Press, 2004. - P. 31-44.
15. Llamas C. & Mullany L. Sociolinguistics. - Routledge, 2007 - 271 p.
16. Tagliamonte S.A. Analyzing Sociolinguistic Variation: Key Concepts in Sociolinguistics - Cambridge University Press, 2006. - 284 p.
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИСЕМИЯ ОТГЛАГОЛЬНЫХ СУФФИКСАЛЬНЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ - ЛЕКСИЧЕСКИХ ДЕРИВАТОВ МУТАЦИОННОГО ТИПА
© Мусатов В.Н.*
Орловский государственный университет, г. Орёл
В статье дается понятие словообразовательной полисемии, описываются типы словообразовательной полисемии у отглагольных суф -
* Доцент кафедры Русского языка, кандидат филологических наук, доцент.
фиксальных существительных - лексических дериватов мутационного типа: отраженная, развитая, аффиксальная, наращенная, комбинированная полисемия. Предлагаются критерии их выделения.
Отношения между производными и производящими словами можно рассматривать с двух сторон: с формальной и с семантической. На основании сопоставления семантики производящих и производных устанавливается словообразовательное (деривационное) значение, представляющее собой тот семантический компонент, которым отличается производное от производящего. Оно имеет обобщенный характер, при его выявлении не учитываются конкретные лексические значения слов.
Словообразовательные значения неоднородны. Прежде всего их необходимо различать у простых производных слов и сложных слов. Так, чешский лингвист Милош Докулил у простых слов выделяет три типа словообразовательных значений: транспозиционные, модификационные и мутационные [1, с. 191-219].
Транспозиционное словообразовательное значение свойственно производным словам, семантика которых ничем не отличается от семантики производящих слов, кроме общечастеречного значения. Ср.: смелый - смелость (опредмеченный признак), храбрый - храбрость (опредмеченный признак).
Модификационное словообразовательное значение наблюдается у производных слов, семантика которых содержит лишь какое-то видоизменение (модификацию) значения производящих слов. Это отличие несущественно. Значение таких производных всегда равно сумме значений составляющих их структурных компонентов: столик - 'маленький стол', домик - 'маленький дом'; гимнастка - 'женщина-гижнасда', фигуристка - 'женщина-фигу-рист\ Производные слова с модификационными словообразовательными значениями относятся всегда к той же части речи, что и их производящие.
Мутационное (от лат. тШайо - 'изменение') словообразовательное значение свойственно производным словам, значения которых резко отличается от значения производящих слов: учитель - 'тот, кто [профессионально] учит', школьник - 'тот, кто учится в школе' Производные слова с мутационным словообразовательным значением могут относиться и к той же части речи, что и производящие (например, футбол - футболист, аптека - аптекарь), и к другой (умный - умник, читать - читатель).
В семантике производных слов с мутационным словообразовательным значением часто появляются семантические наращения: грибник - 'тот, кто [любит] собирать грибы', ошейник - 'ремешок с застежкой, надеваемый на шею [животным для крепления поводка]'.
Производные слова с мутационным, модификационным, транспозиционным словообразовательным значением распределяются соответственно по мутационным, модификационным и транспозиционным словообразовательным типам.
Производные слова, у которых производящая база состоит из нескольких основ (сложные слова, сращения, аббревиатуры), имеют особый тип словообразовательных значений, наиболее абстрактный. Такое словообразовательное значение В.В.Лопатин предложил называть синтагматическим [3, с. 54-55]. Оно сводится к «идее соединения» простых основ в составе сложной (производной) основы.
В зависимости от характера словообразовательного (деривационного) значения различают два вида деривации: лексическую и синтаксическую деривацию. Деление всей системы словообразования на область лексической и синтаксической деривации предложил польский лингвист Ежи Ку-рилович [2, с. 57-70]. Производные лексической и синтаксической деривации называют соответственно лексическими и синтаксическими дериватами. При лексической деривации лексическое значение производных не тождественно значению производящих. В парах слов у производных появляются семантические «добавки», отсутствующие у производящих. Так, например, в словообразовательной паре слушать - слушатель отмечается не только различная частеречная принадлежность, но и наличие у производного дополнительного значения - 'лицо', которого нет у производящего. К лексическим дериватам относятся существительные с общим значением «носитель процессуального признака», образованные от глаголов с помощью различных суффиксов, например: потребить - потреби-тель, проводить - провод-ник, играть - игр-ок, сватать - сват - 0. По данных толковых словарей, таких производных в современном русском языке 255, что составляет 21,5 % всех отглагольных многозначных суффиксальных су ще ствите льных.
Производные этого типа могут быть многозначными. Источник формирования полисемии у них различен. В последнее время для определения полисемии производного слова И.А.Ширшовым был предложен гнездовой критерий, суть которого состоит в том, что «если разные значения производного мотивируются одним производящим и, следовательно, принадлежат одному словообразовательному гнезду, то это явление следует квалифицировать как словообразовательную полисемию» [4, с. 58]. Данный критерий позволяет выделить типы полисемии и выявить источник ее формирования в производном слове. Поскольку производное слово и производящее связаны формально-семантическими отношениями, то источником полисемии могут быть каждая из трех составляющих семантики производного, а именно: мотивирующая часть, формантная часть и фразеологическое наращение.
По источнику формирования выделяются несколько типов полисемии. Основные типы полисемии в производном слове (развитая, отраженная, аффиксальная, наращенная) могут выступать в сочетании друг с другом, формируя комбинированный тип полисемии. Например, производное
существительное истребитель [истреби(ть) ^ истреби-тель] образовано от глагола истребить, имеющего в языке только одно значение - 'уничтожить, погубить'. Истребить крыс. Но у производного развивается несколько значений: 1. Тот, кто истребляет кого-что-л. Истребитель грызунов. 2. Боевой самолет, истребляющий авиацию противника в воздушных боях. Истребитель возвращается на аэродром. 3. Летчик, который водит самолет-истребитель. Летчик-истребитель. Это пример развитой полисемии.
Производное существительное истребитель называет 'лицо' (в 1 и 3 значениях) и 'предмет' (во 2 значении). В этом случае его полисемия связана только с многозначностью суффикса -тель, имеющего значения лица и предмета, поэтому данный вид полисемии следует квалифицировать как полисемию аффиксальную.
Производное истребитель в 1 и 3 значениях называет лицо, производящее действие: 1. Тот, кто истребляет кого-что-л. 3. Летчик, который водит самолет-истребитель. Здесь полисемия не связана ни с производящим глаголом истребить, так как он имеет в языке одно значение ('уничтожить, погубить'), ни с суффиксом -тель, с помощью которого образовано производное, имеющего также одно и то же значение - 'лицо'. Семантическая часть, передаваемая словами «истребляет», «водит», в словообразовательной структуре производного слова никак не выражена и представляет собой фразеологическое наращение. Подобный тип полисемии относится к наращенной полисемии. Таким образом, в нашем примере развитая, аффиксальная, наращенная полисемии формируют комбинированный тип полисемии.
Комбинированный тип полисемии можно выделить и у многозначного производного искатель [иска(ть) ^ иска-тель].
Во-первых, производящий глагол искать имеет несколько значений: 1. Стараться найти, обнаружить. Искать книгу. Искать преступника. 2. Стараться получить. Искать работу. Искать поддержки. 3. Стремиться к новому (в науке, творчестве). Ищущий художник. При соединении основы инфинитива иска- с суффиксом -тель эти несколько значений передаются производному: 1. Тот, кто ищет (в 1 знач.), стремится обнаружить что-л. Искатель жемчуга. 2. Тот, кто ищет (во 2 знач.), стремится получить для себя. Не было недостатка в искателях ееруки.
3. Тот, кто ищет (в 3 знач.) новое. Искатель новых путей в искусстве. Это отраженная полисемия.
Во-вторых, указанные выше 3 значения производящего глагола искать передается производному искатель, имеющему общее значение - 'лицо'. Но у производного искатель развивается еще одно значение - 'предмет (приспособление)': 4. Приспособление в различных приборах, предназначенное искать (в 1 знач.) какие-л. объекты. Искатель повреждений. Это развитая полисемия.
В-третьих, производное искатель имеет значение лица ('тот, кто ищет, стремится обнаружить что-л.') и значение предмета ('приспособление в различных приборах, предназначенное искать какие-л. объекты'). Его полисемия связана с многозначностью суффикса -тель, так как данные значения производного мотивируются одним значением производящего -'стараться найти, обнаружить'. Это аффиксальная полисемия.
Однако у производных существительных с суффиксом -тель чаще встречается не комбинированный тип полисемии, а один из основных ее видов, среди которых наиболее распространены отраженная и развитая полисемии. Меньше примеров аффиксальной полисемии, наращенная полисемия в ее «чистом» виде у существительных с данным суффиксом отсутствует.
Отраженная полисемия. Производящие глаголы имеют несколько значений. При соединении основ таких производящих с суффиксом -тель все эти несколько значений или их часть отражаются, передаются производному. Например:
Держать - 3. Служить опорой чему-л. Балкон держит четыре колонны. 7. Владеть чём-л., иметь у себя. Держать трактир. Держатель [дер-жа(ть) ^ держа-тель] - 1. Приспособление, предназначенное держать (в 3 знач.) что-л. Держатель для бумаг. 2. Лицо, которое держит (в 7 знач.) ценные бумаги, владеет ими. Держатель акции.
Слушать - 1. Направлять слух на что-л. Слушать музыку. 4. Изучать что-л. Слушать курс математики. Слушатель [слуша(ть) ^ слуша-тель]
- 1. Тот, кто слушает (в 1 знач.) кого-что-л. Внимательный слушатель. 2. Тот, кто слушает (в 4 знач.), изучает. Слушатель военной академии.
Развитая полисемия. Производящий глагол имеет или одно значение, или у многозначного глагола берется лишь одно из его значений, а производное существительное с суффиксом -тель имеет несколько значений. Например, у производящего глагола любить берется одно из его значений
- 3. Чувствовать интерес, тяготение к чему-л. Любить искусство.
Любитель [люби(ть) ^ люби-тель] - 1. Тот, кто любит (в 3 знач.) что-л., проявляет интерес к чему-л. Любитель живописи. 2. Тот, кто занимается чем-л. непрофессионально, между делом. Фотограф-любитель.
При развитой полисемии производное слово может иметь прямое и переносное значения. Например:
Поджигать - 1. Поджечь с преступным умыслом; вызвать пожар. Поджигать сарай. Поджигатель [поджига(ть) ^ поджига-тель] - 1. Тот, кто поджигает что-л. Искать поджигателя. 2. перен. Тот, кто подстрекает к чему-л. Поджигатель войны.
Потребить Использовать для удовлетворения каких-л. нужд; израсходовать. Автомобиль может потреблять много бензина. Потребитель [потреби(ть) ^ потреби-тель] - 1. Лицо или организация, потребляющие
что-л. Запросы потребителя. 2. перен. Человек, который больше получает от других, чем отдает им. Сын вырос потребителем.
Аффиксальная полисемия. Аффиксальная полисемия в производном существительном возникает за счет многозначности аффикса. При этом производящий глагол или имеет в языке одно значение, или в словообразовании используется одно из его значений. Например, производящий глагол вредить имеет одно значение - Причинять вред. Курение вредит здоровью. А производное вредитель [вреди(ть) ^ вреди-тель] имеет значения: 1. Насекомое, растение, вредящее сельскому и лесному хозяйству. Вредитель картофеля. 2. Человек, намеренно вредящий кому-чему-л. Злостный вредитель. Эти два значения производного существительного связаны только с многозначностью суффикса, имеющего значения лица и животного или растения.
Существительное измеритель [измери(ть) ^ измери-тель] обозначает лицо или предмет (прибор): 1. Тот, чья профессия - измерять (в 1 знач.). Топограф-измеритель. 2. Прибор, с помощью которого измеряют (в 1 знач.) что-л. Измеритель вязкости. Его значения возникли также только за счет многозначного суффикса -тель, так как у производящего глагола измерить берется лишь одно значение. - 1. Определить величину, протяженность чего-л. в ка-ких-л. единицах. Измеритьрасстояние. Измерить температуру.
Наращенная полисемия. Полисемия в производном вешалка [ве-ша(ть) ^ веша-лк-а] возникла на базе фразеологического наращения. Слово вешалка имеет значения: 1. Планка или стойка, предназначенная вешать (в 1 знач.) одежду, головные уборы. Повесить плащ на вешалку. 2. Петля, пришиваемая к платью, за которое его вешают. Пришить вешалку. Его полисемия не связана ни с производящим глаголом вешать (1. Прикрепляя вверху, помещать в направленное вниз положение. Вешать картину на стену), ни с суффиксом -лк(а), с помощью которого образовано произ-водное, так как он имеет одно и то же значение - 'предмет'. Семантическая часть, передаваемая словами планка, петля, в словообразовательной структуре производного слова никак не выражена и представляет собой фразеологическое наращение.
Слово зажигалка [зажига(ть) ^ зажига-лк-а] имеет значения: 1. Прибор, заправленный бензином или газом и предназначенный зажигать (в 1 знач.). Газовая зажигалка. 2. разг. Зажигательная бомба. Тушить зажигалки. Производное существительное зажигалка мотивируется одним из значений глагола зажигать - 1. Начать жечь. Зажигать огонь. Зажигать свет. Словообразовательный формант - суффикс -лк(а) - имеет одно значение - 'предмет'. Значения 'прибор', 'бомба' в производном никак не выражены. Это фразеологическое наращение.
Таким образом, по источнику формирования у отглагольных многозначных суффиксальных существительных выделяются несколько типов
словообразовательной полисемии: развитая, отраженная, аффиксальная, наращенная, комбинированная. Среди лексических дериватов мутационного типа (255 слов) наиболее часто встречаются развитая полисемия (117 слов -45,9 %) и отраженная полисемия (73 слова - 28,5 %). Значительно реже наблюдаются другие типы словообразовательной полисемии: аффиксальная полисемия - 20 слов (7,9 %), наращенная полисемия - 14 слов (5,5 %), комбинированная полисемия - 31 слово (12,2 %).
Список литературы:
1. ДокиШ М. Туогеш б1оу V се§Ипё. - РгаИа, 1962. - Т. 1. - Резюме на русском языке.
2. Курилович Е. Деривация лексическая и деривация синтаксическая // Очерки по лингвистике. - М., 1962.
3. Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. - М.,1977.
4. Ширшов И.А. Типы полисемии в производном слове // ФН. - 1996. - № 1.
ПИСЬМО-ИНВЕКТИВА КАК ЖАНРОВАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ «ПИСЬМА ВОЖДЮ» (ПОСТСТАЛИНСКАЯ ЭПОХА)
© Суровцева Е.В.*
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова,
г. Москва
В статье анализируется «письмо-инвектива» как особая разновидность жанра «письма вождю». Описываются письма, написанные в постсталинскую эпоху (письма Солженицына и Войновича).
Изучение литературного наследия писателя, равно как и социокультурной ситуации эпохи невозможно без обращения к эпистолярным материалам, в которых запечатлены личные, частные, деловые аспекты жизни отдельного человека, но вместе с тем содержатся черты, передающие дух времени. Особенно это касается, на наш взгляд, переписки людей культуры, в том числе литераторов, с представителями власти.
Используя термин А.И. Солженицына\ мы сделали предметом нашего анализа именно «письма вождям», особый эпистолярный жанр, актуали-
* Младший научный сотрудник лаборатории Общей и компьютерной лексикологии и лексикографии Филологического факультета, кандидат филологических наук. 1 «Письмо вождям Советского Союза» написано А. И. Солженицыным в 1973 г. ив 1974 г. опубликовано издательством «УМСЛ-Ргейй». Термин Солженицына показался нам очень удачно и ёмко отражающим суть явления.