62 -С_НО МАИ донишгох
И. Эшматова
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ РУССКОГО ЯЗЫКА
Ключевые слова: терминология, словообразовательная характеристика, структурные типы моделей, единицы языка, словообразовательный анализ Одной из характерных черт русистики последних лет является всё возрастающий интерес ученых к вопросам словообразования, причем наблюдается не только всестороннее изучение отдельных структурных групп и моделей в их современном состоянии и историческом развитии, но и пристальное внимание к самой теории словообразования, к разработке проблем, связанных с познанием словообразовательной системы русского языка.
Объектом словообразовательного анализа является слово, которое выступает как единица языка на данном этапе его развития. Задачей словообразовательного анализа является установление связей и соотношений морфем, составляющих слово, и выявление словообразовательного типа, т.е. «словообразовательный анализ имеет дело с синхронной этимологией слова, вскрывая не только то, на какие морфемы слово в тот или иной заданный момент распадается, но и то, как и на базе чего оно осознается образованным или чему является родственным». (5).
Основные задачи и приемы словообразовательного анализа, в отличие от этимологического анализа, впервые были определены И.А.Бодуэном де Куртене, Н.В.Крушевским, В.А.Богородицким, Ф.Ф.Фортунатовым. До конца XIX - начала XX веков, несмотря
на целый ряд очень ценных наблюдений и замечаний в работах М.В.Ломоносова, А.Х.Востокова, Ф.И.Буслаева, К.С.Аксакова и других, не было цельной теории слова как определенной структурной единицы, ни тем более словообразовательного разбора как такового.
Выдвинутые И.А.Бодуэном де Куртене, Н.В.Крушевским, В.А.Богородицким и Ф.Ф.Фортунатовым положения впоследствии были подвергнуты дальнейшему развитию в трудах таких выдающихся лингвистов, как В.В.Виноградов, Г.О.Винокур. В результате этого значительно уточнились принципы словообразовательного анализа, более глубоко было изучено морфемное строение русского слова, были поставлены многие новые вопросы, которые касались современного и исторического словообразования и т.д.
Наиболее всестороннее и широкое для конца XIX века изучение структуры слова наблюдается в трудах представителей, относящихся к Казанской лингвистической школе, прежде всего В. А. Богородицкого.
Слова, по мнению В.А.Богородицкого, представляют собой сочетание «материальных и формальных элементов, делятся, прежде всего, на основу и окончание. Первая образует, так сказать, материальную часть или собственное значение слов», вторая составляет «чисто формальную часть слова» (1, 162).
Важной представляется статья «Вопросы современного русского словообразования», в которой В.В.Виноградовым впервые в русской лингвистике была дана классификация действующих в русском языке способов словообразования.
По его мнению, словообразование бывает «морфолого-синтаксическое, синтаксическое, морфологическое, лексико-семантическое, лексико-синтаксическое. Под морфолого-синтаксическое словообразование подводятся не только переходы слов из одной части речи в другую - субстантивация (переход в имена существительные) прилагательных, адвербиализация (переход в наречия) падежных форм имени существительного, но и словосложение» (2, 2).
Под синтаксическим способом словообразования им понимаются «разные способы образования составных терминов», а также устойчивых фразеологических единств, равнозначных слову.
В морфологическом словопроизводстве он выделяет «четыре способа, не одинаковых по своей активности в пределах разных частей речи»: фонетико-морфологический, суффиксальный, префиксальный и смешанный, суффиксально-префиксальный.
Основы слов могут быть простыми и сложными. «Простые основы на более «частые морфологические элементы не разлагаются», а сложные основы образуют корни вместе с соединенными с ними префиксами и суффиксами» (2, 4).
Слова, имеющие простые основы, являются корневыми, слова же, в которых основа является сложной, то есть «получается путем прибавления суффикса или префикса», являются производными. Слово, от которого непосредственно производится другое, по отношению к последнему называется его производящим.
Среди анализируемой музыкальной терминологии есть группы слов, которые имеют производную и непроизводную основы. Так, например, слова скрипка, бандурка, волынка, свистулька, посвистель, кувички, пыжатка, гармоника, хромка являются словами с производными основами, а слова альт, набат, гонг, рог, гобой, тромбон, орган, клавесин, било, тулумбас - словами с основами непроизводными.
Эти две группы слов словообразовательным характером своих основ резко противопоставляются друг другу: в первой группе слов основа выступает перед нами в качестве единства, состоящего с морфологической точки зрения из отдельных значимых частей, например: бандур - к(а), кувич - к(и), волын -к(а) и т.п.; во второй группе слов основа выступает перед нами как целое, которое далее с морфологической точки зрения раздроблено быть не может: кларнет, рояль, баян и т.д.
Существуют и так называемые «связанные» основы, которые встречаются лишь в сочетании с какими-либо аффиксами, или с другой производной или непроизводной основой: скрип-ач -скрип-к/а/. Такие факты, когда непроизводная основа самостоятельно, в чистом виде не существует и выделяется лишь путём
сравнения двух или более производных основ, наиболее ярко и постоянно наблюдается в «связанных» основах, например: пианист, где производная основа выделяется по соотношению со словом пиан-ин/о/.
Что же касается способов образования музыкальных терминов, то необходимо отметить, что среди анализируемых групп слов самыми распространенными являются такие, которые образованы морфологическим способом, в частности, суффиксальным. Надо заметить, что если глагол как грамматическая категория заметно обогащается за счёт и префиксального, и суффиксально-префиксального способов, то прилагательные и имена существительные весьма эффективно пополняются лишь за счёт суффиксального способа. Это подтверждается на основе собранного материала. Почти все термины, обозначающие названия музыкальных инструментов, термины со значением «исполнитель музыкальных произведений» образованы суффиксальным способом.
В качестве примера можно привести слово колокольчику которое произошло от слова колокол при помощи суффикса -чик. Независимо от того, что в этом слове две основы, это не является словосложением. Следовательно, это слово образовано суффиксальным способом словообразования. Слово посвистель произошло от слова посвистывать+тель (наложение т+т). В этом случае также налицо суффиксальный способ словообразования. Таких примеров можно привести большое количество: волынка, жалейка, колокольчик, бандурка, шарманка, дудка и т.д.
Итак, суффиксальный способ словообразования - производство нового слова путём прибавления к образующей основе какого-нибудь суффикса (5, 280).
Известно, что суффиксы делятся на исконно русские и заимствованные. К исконно русским относятся такие суффиксы, как: - чик (набатчик), -щик (шарманщик, бряцальщик),-ник (лирник, балалаечник, гудошник) и т.д.
Наименование слов со значением «исполнитель музыкальных произведений» можно подразделить на группы в зависимости от того, с помощью каких суффиксов они образованы. Например,
— 66 НОМАИ донишгох )
названия со значением «исполнитель музыкальных произведений» (на струнных инструментах), образованы путём прибавления к основам суффикса - ист: арфист, бандурист, виолист, лютнист, альтист, гитарист, цимбалист, виолончелист и т.д.
С помощью суффикса -ист образованы и некоторые наименования лиц, играющих на духовых музыкальных инструментах: валторнист, кларнетист, гобоист и другие.
Музыкальные термины со значением «исполнитель музыкальных произведений» на ударных музыкальных инструментах с суффиксом - ист: ксилофонист, литаврист и другие.
Существуют образованные с помощью этого же суффикса наименования лиц, играющих на клавишных музыкальных инструментах: гармонист, баянист, клавесинист, пианист, органист и т.д.
Среди анализируемых слов есть большое количество наименований с суффиксом - щик, в основном это термины со значением «исполнитель музыкальных произведений». Таковы, например, наименования лиц, играющих на самозвучных музыкальных инструментах: бряцалыцик, шарманщик, вагранщик; названия человека, играющего на ударном инструменте:- барабанщик и т.д.
Необходимо указать и те слова, которые образованы с помощью суффиксов -ник, -чик. К примеру, музыкант, играющий на духовом музыкальном инструменте рог - рожечник. «Искуснейшим среди ансамблей был хор рожечников под управлением Н.Кондратьева, достигнувший в художественных разработках народных песен и плясок исключительного мастерства и высокого исполнительского совершенства». (К.Верт-ков. Инструменты, ансамбли древней Руси и России. Л., 1975, С. 162). Человек, играющий на гудке - гудошник. «22 августа 1724 года его императорское величество изволили крестить младенца у гудошника Якова Конева». (Первое полное собрание законов Российской империи. 1830.,Т. 10, ст.7565., С.631.). Гусельник -наименование музыканта, играющего на струнном музыкальном инструменте - гуслях. Многие русские мастера или гусельники настолько владеют своим инструментом, что прелестно
исполняют новейшие итальянские композиции из театральных балетов. (Я.Штелин. Известия о музыке в России. - Л., 1935., С.65).
С суффиксом -чик можно выделить такое слово, как набатчик «По одной литавре били одновременно восемь набатчиков». (К.Вертков. Русские народные музыкальные инструменты,- Л., 1975., С.98).
Среди собранных терминов присутствуют и такие слова, которые образованы путём прибавления к основе суффикса -ач (сурнач, трубач), -чей (накрачей). Например: («В различных документах, относящихся к деятельности Государевой потешной палаты, встречаются указания на существование особой придворной музыкального должности накрачея»), (А.Агажанов. Русские народные музыкальные инструменты,- М.,1949, С.44). Василий Васильевич крикнул трубача. (А.Толстой. Петр I., М., 1977, С.67).
Под суффиксально-префиксальным способом словообразования следует понимать производство новых слов путём одновременного присоединения как приставки, так и суффикса.
В составе анализируемых слов есть наименование музыкального инструмента, которое образовано суффиксально-префиксальным способом словообразования. Таким словом является погремушка. Образовано оно от слова -греметь (основа -грем), путём прибавления приставки - по и суффикса.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: среди способов словообразования слов самым распространенным является морфологический, а наиболее употребительным среди разновидностей морфологического способа является суффиксальный способ образования слов.
Это объясняется тем, что все анализируемые термины являются именами существительными, а существительные пополняются чаще всего за счёт суффиксального способа.
Анализ структуры слова позволяет говорить о таких процессах, как опрощение, замещение, диффузия, усложнение. Под опрощением понимается такое изменение в морфологической структуре слова, при котором производная основа, ранее распадавшаяся на морфемы, становится непроизводной, нечленимой. Основной, наиболее важной и частой причиной,
— 68 К НОМАИ донишгох )
вызывающей процесс опрощения, являются семантические изменения, происходящие в производных и образующих словах, а именно утрата данным словом смысловой связи с этимологически родственнымЬ ему словами. Например, на первый взгляд может показаться, что по своему происхождению является фонетическим опрощение в слове - гусли, когда оно после упрощения с1з>с из gadli превратилось в gasli*, отойдя в фонетическом отношении от глагола gadeti - «гудеть». Но такое толкование интеграции основы в гусли будет грубой ошибкой. Дело здесь не в том, что чередование с/д не разрывает связей между словами (например: вести - веду, сласти - сладости и т.д.). Ещё в древнерусском языке рядом со словом гусли существовали прямо и непосредственно соотносительные с ним слова «густи» - «играть на струнном инструменте» (ср. «Густи и плясати», Басни бають и въ гусли гудуть» и т.д.), гудьць - «гусляр», гужение -«игра на гуслях» (4, 608-611).
Опрощение данного существительного на самом деле связано и обусловлено уходом из употребления родственных слов и семантическим разрывов с глаголом гудеть, а не фонетическими изменениями.
Кроме процесса опрощения следует учитывать также и процесс усложнения, который представляет собой явление прямо противоположное процессу опрощения. Усложнение предстает перед нами как процесс превращения ранее непроизводной основы в производную. В результате его слово, ранее имевшее непроизводный характер, становится делимым на определенные морфемы.
Процесс усложнения наблюдается в термине, который обозначает наименование музыкального произведения -частушка. Такой случай усложнения находим в чешском языке, в котором СаэШЗка ассоциируется с глаголом с^сн^ -«потчевать, оказывать честь». Уже не членимое в русском языке существительное "частушка", пережившее процесс опрощения в результате семантического отрыва от своей словообразовательной базы - прилагательного частый - и исчезновения непосредственно производящего слова частуха, в чешском языке, народноэти-
мологически соотнесенное с глаголом с;Мо\ а1 стало разлагаться на связанную непроизводную основу с 351 и суффикс -шк(а).
Необходимо сказать и о таком процессе, который носит название «диффузия». Диффузию можно охарактеризовать как взаимопроникновение морфем при сохранении ими в то же время четкой самостоятельности значимых частей слова. Например, слово солист. Здесь происходит наложение морфем соло- и -ист. При словопроизводстве конечный гласный выступает как окончание и в образуемое слово (солист) не включается.
Многое ещё в структуре русского слова и в словообразовании русского языка требует дальнейшего изучения и правильного разрешения. Так, недостаточно раскрыты и описаны пока способы словообразования в русском языке, слово как структурное целое, характер и типы изменений в морфологической структуре слова и т.д.
ЛИТЕРАТУРА
1. В.А.Богородицкий. Очерки по общему языкознанию и русскому языку. -М., 1939
2. В.В.Виноградов. Вопросы современного русского словообразования. //Русский язык в школе, 1951, №2.
3. Г. А. Лилич. К вопросу о лексических заимствованиях из русского языка в чешский. //Ученые записки ЛГУ, 1955, №250, вып.44.
4. И.И.Срезневский. Материалы для словаря древнерусского языка. т.1. - СПб, 1983
5. М.М.Шанский. Очерки по русскому словообразованию.- М., 1959
Словообразовательная характеристика музыкальной терминологии русского языка
И. Эшматова
Ключевые слова: терминология, словообразовательная характеристика, структурные типы моделей, единицы языка, словообразовательный анализ В данной статье изучается словообразовательная характеристика музыкальной терминологии русского языка в ее современном состоянии и историческом развитии. Задачами слово-образователь-
— 70 - НОМАИ ДОНИШГОХ 3
ного анализа является установление связей и соотношений морфем, составляющих слово и выявление словообразовательного типа. Посредством данного анализа осуществляется выявление словообразовательной характеристики музыкальной терминологии русского языка. В работе отдельно характеризуются различные типы словообразования - суффиксальный, суффиксально-префиксальный. Особое внимание уделяется морфологическому способу словообразования и процессам опрощения, замещения, диффузии, усложнения.
Word-Building Characteristics of Musical Terminology in the Russian Language
I. Eshmatova
Key words: terminology, word-building characteristics, structural types of models, units of language, word-building analysis
The article dwells on word-building characteristics of musical terminology in the Russian language in its modern state and historic development. The goals of word-building analysis are an establishment of ties, a correlation ofmorphemes constituting the word and a revelation of a word-building type. The revelation of word-building characteristics of musical terminology of the Russian language is carried out through this very analysis. Different types of word-building - suffixal, suffixal-prefxal ones - are analyzed separately. Special attention is paid to the morphological way of wordformation and the processes of simplification, replacement, diffusion, complication.