Научная статья на тему 'Словообразование и его роль в обогащении лексики русского языка'

Словообразование и его роль в обогащении лексики русского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2831
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
NEW FORMATION / WAYS OF UPDATING THE LANGUAGE / GRAMMATICAL STRUCTURE OF THE LANGUAGE / RELATION OF THE WORD WITH THE DICTIONARY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сулейбанова М. У.

New words appear in the language on the basis of the old ones and as new formations, and as a result of the formation of new meanings in old words. These ways of replenishment of language with words are the main, defining. Presenting a collection of methods, rules of formation of new words, word formation is no less closely connected with grammar, with the grammatical structure of the language. It affects, first of all, the fact that "new words are arranged according to the grammatical categories that are peculiar to the language" any word that arises in the language appears in it as a word of a certain and, most importantly, already existing in the language of the grammatical class (noun, adjective, verb, participle, adverb, etc.). Thus, in the language system "the area of word formation is the arena of complex and multidirectional interaction of lexical and grammatical categories".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORD FORMATION AND ITS ROLE IN ENRICHING RUSSIAN VOCABULARY

New words appear in the language on the basis of the old ones and as new formations, and as a result of the formation of new meanings in old words. These ways of replenishment of language with words are the main, defining. Presenting a collection of methods, rules of formation of new words, word formation is no less closely connected with grammar, with the grammatical structure of the language. It affects, first of all, the fact that "new words are arranged according to the grammatical categories that are peculiar to the language" any word that arises in the language appears in it as a word of a certain and, most importantly, already existing in the language of the grammatical class (noun, adjective, verb, participle, adverb, etc.). Thus, in the language system "the area of word formation is the arena of complex and multidirectional interaction of lexical and grammatical categories".

Текст научной работы на тему «Словообразование и его роль в обогащении лексики русского языка»

DOI: 10.23683/2070-1403-2019-75-4-149-158

ФИЛОЛОГИЯ

(шифр научной специальности: 10.02.19)

УДК 81

М.У. Сулейбанова

Чеченский государственный университет г. Грозный, Россия sulejbanova/ru@mail . ru

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ОБОГАЩЕНИИ ЛЕКСИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА

[Marzhan U. Suleibanova Word formation and its role in enriching Russian vocabulary]

New words appear in the language on the basis of the old ones and as new formations, and as a result of the formation of new meanings in old words. These ways of replenishment of language with words are the main, defining. Presenting a collection of methods, rules of formation of new words, word formation is no less closely connected with grammar, with the grammatical structure of the language. It affects, first of all, the fact that "new words are arranged according to the grammatical categories that are peculiar to the language" any word that arises in the language appears in it as a word of a certain and, most importantly, already existing in the language of the grammatical class (noun, adjective, verb, participle, adverb, etc.). Thus, in the language system "the area of word formation is the arena of complex and multidirectional interaction of lexical and grammatical categories".

Key words: new formation, ways of updating the language, grammatical structure of the language, relation of the word with the dictionary.

Выступая в языке в качестве его основной значимой единицы, слово предстает перед нами всегда как определенное структурное целое, так или иначе соотносительное по своему строению с другими словами. Язык непосредственно связан с общественной деятельностью человека и его словарный состав постоянно изменяется. Эти постоянные изменения языка в области лексики, ведущие к тому, что словарный состав языка становится все богаче и разностороннее, происходят преимущественно за счет различных процессов словообразования, на базе существующих в языке слов. Новые слова появляются в языке на базе старых и как собственно новые образования, и как результат появления у старых слов новых значений. Эти способы пополнения языка словами являются основными, определяющими.

Обогащение словаря новыми лексическими единицами может происходить и за счет заимствования отдельных (иногда довольно многочисленных по составу) категорий слов из какого-либо другого языка. Однако выполнить задачу, которую ставит перед языком общество, он может только путем образования новых слов из своего собственного строительного материала, когда используются все существующие, весьма разнообразные словообразовательные средства. Понятно, какое огромное значение имеет в том или ином языке словообразование: именно оно позволяет языку иметь соответствующий развитию общества словарный состав.

Словообразовательные процессы в системе языка тесно связаны как с лексикой, для пополнения которой они служат, так и с грамматикой, в соответствии с которой оформляется каждое вновь появляющееся в языке слово. В словопроизводстве, словотворчестве наблюдается не только непосредственное отражение тех постоянных изменений, которые происходят в словарном составе языка в связи с изменениями в общественной жизни и деятельности человека. Например, появление новой семантики у суффикса -ш(а) в связи с появлением в русском языке новой группы слов с этим словообразовательным элементом. Изменения в словарном составе русского языка в течение ХУШ-Х1Х вв. привели к тому, что суффикс, ранее производивший только названия чьей-либо жены - директорша, докторша, учительша (для XVIII в. отмечается с новым значением лишь музыкантша и богатырша) -получил новое, вторичное значение, стал применяться для образования обозначений лиц женского пола по их профессии, занятию, свойству (кассирша, секретарша, билетерша, кондукторша, великанша, маникюрша) [3; 4].

Сравним возникновение в современном русском литературном языке (что связано с развитием машинной техники) новой категории имен существительных, обозначающих действующие предметы, предмет-действователь (от морфологически составных глаголов при помощи суффикса -тель, который ранее образовывал только имена лиц [2]: выпрямитель, взрыватель, углубитель, испаритель и т.д.

Представляя собрание способов, правил образования новых слов, словообразование не менее тесно связано и с грамматикой, с грамматическим строем языка. Это сказывается, прежде всего, в том, что «новые слова располагаются по тем грамматическим категориям, которые свойственны языку»,

любое возникающее в языке слово всегда появляется в нем как слово определенного и, что особенно важно, уже существующего в языке грамматического класса (имени существительного, имени прилагательного, глагола, причастия, наречия и т.д.). Таким образом, в языковой системе «область словообразования является ареной сложного и разнонаправленного взаимодействия лексических и грамматических категорий».

Сложная связь словопроизводства со словарем, с одной стороны, и с грамматикой, с другой, проявляется в том многообразии способов словообразования, которые существуют в языке. Академик В.В. Виноградов называет такие способы словообразования в числе действующих в русском языке: морфологический, лексико-семантический, лексико-синтаксический, морфолого-синтак-сический. Под лексико-семантическим способом словообразования понимается образование новых слов в результате изменений в смысловой стороне того или иного слова, путем получения каким-либо уже существующим в языке словом нового или новых смысловых значений, путем расщепления одного слова на два или более слова-омонима. Процессы формирования слов-омонимов, а значит, и образования новых слов проявляются в языке в силу того, что звуковой комплекс, получая какое-либо новое смысловое значение, часто вместе с тем продолжает употребляться и со своим старым значением.

Лексико-семантический способ словообразования заключается, таким образом, в том, что за одним звуковым комплексом, являвшимся ранее одним словом, в силу внутренних законов развития данного языка закрепляются два или больше, непосредственно друг с другом не связанных (как основное и производное) значений. Собственно новых слов, новых фонетических единиц, ранее не имевшихся в языке, при помощи этого способа не создается, однако при его помощи возникают новые лексико-морфологические единства, язык пополняется новыми с морфологической точки зрения основами [1, с. 180].

В результате лексико-семантического способа словообразования возникли в русском языке, например, такие слова: завод (машиностроительный), завод (у часов), мир (противоположное войне), мир (вселенная), долг (обязанность), долг (взятое взаймы), добро (имущество) и добро (противоположное злу), следствие (вывод) и следствие (расследование), язык (средство человеческого общения), язык (орган вкуса), язык (пленный) и язык (в архаическом значении «народ») и т.д.

Под лексико-синтаксическим способом словообразования подразумевается возникновение слов из словосочетаний путем объединения в одно слово двух или более слов в процессе их употребления в языке. Такого рода словообразование обогащает язык новыми словами и с точки зрения фонетико-морфологической. При помощи этого способа словообразования возникли такие слова: близлежащий (из близ лежащий), дотла (из до тла, т.е. до дна), умалишенный (из ума лишенный), якобы (из яко бы; яко - как), если (из есть ли), итак (из и так),тотчас (из тот час), заблагорассудится (из за благо рассудится), сегодня (из сего дня, сей - этот), сумасшедший (из с ума сшедший), навеки (из на веки), нельзя (из нельзя), Новгород (из Новъ городъ), триста (из три ста), поделом (из по делом; делом - от слова дело), итого (из и того) и т.д.

Морфолого-синтаксическим способом словообразования является переход слов одной части речи в другую. При этом способе словообразования ранее существовавшее слово не только получает новое смысловое значение (как это наблюдается при лексико-семантическом), но и становится выражением новых грамматических свойств.

Подобное явление можно отметить, например, для слов: больной, мастерская, пивная, шампанское, рядовой, заливное, ученый, столовая, раненый, мороженое, второе, мостовая, горничная, портной, (сидеть) дома, капельку (терпения), залпом (выпить), дудки!, батюшки!, крышка!, зря (напрасно, из деепричастия от глагола зреть - смотреть), суть (существо, главное; глагол быть в форме 3-го лица мн. числа наст, вр.), почти (из формы повелительного наклонения от глагола почесть - сосчитать), значит (из формы глагола значить), вишь (из вижь - формы повелительного наклонения от глагола видеть) и т.д.

В переходе слова из одной части речи в другую следует разграничивать лексикализацию грамматической формы и семантико-грамматиче-ское переоформление ряда форм. В случае возникновения на основе формы глагола суть существительного наблюдается лексикализация грамматической формы: новое слово приобретает все признаки, присущие существительному (суть, сути, сутью, до самой сути, обнаружилась суть дела и т.д.). В случае возникновения на базе прилагательного существительного ученый наблюдается семантико-грамматическое переоформле-

ние целого ряда форм, при этом формы словоизменения в определенной степени остаются прежними: существительное ученый продолжает склоняться, как прилагательное.

Морфолого-синтаксический способ словообразования является одним из источников, ведущих к появлению в нашем языке все новых и новых омоформ. Особенно важным для обогащения словарного состава современного русского языка является морфологический способ словообразования, изучение которого имеет определяющее значение для исследования законов развития его грамматического строя и лексического состава. Именно здесь, как указывает академик В.В. Виноградов, «в сфере исследования строения основ и суффиксов, их структурных взаимодействий, правил их сочетания в словесные единства» [2, с. 136], изучение словообразования особенно тесно смыкается с изучением грамматического строя.

Морфологическое словообразование представляет собой создание новых слов путем сочетания морфем по определенным правилам в словесные единства. В русском языке оно является наиболее продуктивным, творческим и вместе с тем наиболее грамматичным. Способ словообразования путем объединения морфем по определенным правилам и законам в целые слова принципиально отличается от всех названных выше. Именно этот способ является богатым, поистине неиссякаемым источником пополнения словаря новыми словами, которые представляют собой новое явление не только с точки зрения семантики и, следовательно, в ряде случаев словообразовательного строения, но и звукового оформления и морфологической формы. Именно морфологическое словообразование, а не какое-либо другое, определяет ту особенную гибкость и выразительность словарного состава, которые постоянно отмечаются для русского языка.

Принципиальная разница между этим способом образования новых слов и другими видна в характере образуемого при его помощи слова. Если новое слово, возникшее путем расщепления одного слова на омонимы, путем сращения нескольких слов в одно слово, путем перехода одной части речи в другую, представляет собой так или иначе продукт более или менее длительного словоупотребления, то слово, образованное тем или иным видом морфологического словообразования, всегда является фактом языкового творчества человека, всегда возникает в результате единичного акта словопроизводства.

Всем этим объясняется и то обстоятельство, что «обычно русские грамматики ограничиваются описанием аппарата морфологического словообразования» и то, что при изучении русского языка в школе морфологическому словообразованию отводится особое место. Действительно, то «решительное превосходство русского языка над другими европейскими языками по богатству и разнообразию словопроизводства», о котором говорил Н.Г. Чернышевский еще в 1854 г. в статье «О словопроизводстве в русском языке», особенно ярко проявляется в области морфологического словообразования.

Морфологический способ словообразования, как уже указывалось, представляет собой образование новых слов на базе существующих в языке основ и словообразовательных элементов и правил соединения их в словесные единства. Этот вид образования новых слов всегда приводит к возникновению в языке новых лексических единиц, являющихся одновременно и новыми с точки зрения фонетико-морфологической (в отличие, например, от лек-сико-семантического способа словообразования). При морфологическом способе словообразования морфологическое строение, словообразовательная структура слова определяет его значение, семантику; при лексико-семантиче-ском способе образования слова его словообразовательное строение, морфологическая структура, напротив, определяется его смысловым значением.

Семантика, например, слова писатель намечена его морфологическим строением, определяется значениями составляющих его частей пис-а-(ть) и -тель. Здесь объединение словообразовательных морфем (основы и суффикса) дало новое слово с определенным значением. Напротив, морфологическая характеристика слова Донос в качестве непроизводного слова объясняется как результат получения данным фонетико-морфологическим целым значения, не соотносительного с семантикой глагола носить.

Необходимо отметить, что и морфологическое словообразование не приводит к появлению в языке абсолютно новых слов, неологизмов в полном смысле этого слова; оно оперирует по существу лишь новыми видами комбинирования того, что уже существовало в отдельности раньше. Слово атомщик, например, имеющееся в настоящее время в русском языке, является, несомненно, неологизмом (оно появилось в 1946 г.), однако это не абсолютно новое слово, так как и основа атом- (в словах атом, атомистический, атомность, атомный),и суффикс -щик (в словах доменщик, каменщик и т.п.), при

помощи которых образовано данное слово, были известны русскому человеку и раньше. То же самое можно сказать и о новообразовании, возникшем в самое недавнее время - бесконфликтность. И это новое слово образовано с помощью ранее известного суффикса и выделяет в своем составе уже бытовавшие до этого в русском языке морфемы без-, конфликт-, -н-, -ость.

Следовательно, и при морфологическом словообразовании из материала, существующего уже в языке, наблюдается не создание каких-то неведомо новых слов (анекдотические факты из творческой практики футуристов, вроде В. Хлебникова и т.п., в счет идти не могут), а создание новых комбинаций, новых форм на базе наличного в языке строительного материала и существующих словообразовательных средств.

Основные типы морфологического словообразования, существующие сейчас в русском языке: аффиксация, сложение и безаффиксный способ словообразования. Все эти типы словообразования, включая даже подавляющее большинство их частных разновидностей, представляют собой явление исторически устойчивое, и столь же в своем существе характерны для словообразовательной системы русского языка предшествующих периодов его развития, сколь и для современного ее состояния (сравним такие древнерусские образования, как суффиксальное дальство - «отдаление, расстояние» - от слова даль; префиксальное разгадати - от глагола гадати; префиксальное некамо - «куда-либо» - от наречия камо; сложные миродержатсль, злодеи, водоносъ; суффиксально-префиксальные застение - «место за стеной» - от стена; подружив - «супруг, супруга» - от другъ; засапожникъ - «нож, хранящийся за сапогом» - от сапогъ и т.д.).

Хорошее знание упомянутых выше типов морфологического словообразования, строгое их разграничение, точная и детальная характеристика способа образования того или иного слова совершенно необходимы, так как являются одним из наиболее важных условий правильного морфологического анализа слова.

Под сложением подразумевается такой вид морфологического словообразования, когда новое слово образуется в результате объединения в одно словесное целое двух и более основ (землекоп, солнцепек, водопад, паровозостроение, грязеводолечебница, мясохладобойня, семипудовый и т.п.). Объединяться в одно слово могут как основы полные, так и усеченные: в первом

случае сложение приводит к образованию сложных слов (вышеперечисленные), во втором случае - к возникновению слов сложносокращенных (колхоз, комсомол, зарплата и т.д.). В качестве образующих основ могут выступать и производные (делимые) основы, и непроизводные (равные корню): паровоз, лесосплав, мореплаватель, капиталовложение, трехэтажный и т.п. В современном русском языке соединяются, образуя новое слово, главным образом, разные основы: образование новых слов так называемыми «повторами» или «удвоением» [2], т.е. сложением одинаковых звуковых комплексов, в настоящее время в русском словопроизводстве существенной роли не играет.

Сложные слова, представляющие сложение непроизводных основ, являются в своем подавляющем большинстве именами существительными. Многочисленнее всего среди них имена существительные мужского рода с опорной глагольной непроизводной основой (волнорез, хлебопек, вездеход, листопаД, масломер, оДнолюб, миномет, дровосек и т.п.). Немногочисленны такие слова, как скоропись, пустомеля, горемыка, книгоноша и прочие. Не являются продуктивными такие образования, где опорной основой является непроизводная основа имени существительного: лизоблюд, первоцвет, чернозем, суходол, лежебок и т.п.

Сложные слова, образующиеся при сложении основ, из которых хоть одна является производной, по своей семантико-грамматической принадлежности более разнообразны (ср. громкоговоритель, культурно-бытовой, пятиконечный, свинцово-тяжело, главнокомандующий, телодвижение, многочисленный, любвеобильный и т.д.). Сложение основ происходит по-разному. Наиболее обычным (и наиболее морфологизированным) способом является соединение двух слагаемых посредством соединительных гласных о и е, но нередко наблюдается основосложение и без какой-либо соединительной гласной.

При словообразовательном анализе особенно важно строго отличать слова, образованные путем сложения, во-первых, от слов, образованных путем аффиксации, а во-вторых, от слов, представляющих собой сращение словосочетания в одно слово. Не всякое слово, имеющее в своем составе два или больше корня, будет словом, образованным путем сложения. Рядом со сложными словами будут наблюдаться слова, произведенные от сложных слов путем прибавления того или иного аффикса. Например, слова водопроводчик, коневодческий, единоличник, разноголосица, пароходство и т.п. - слова не сложные по

своему образованию, как можно подумать, имея в виду наличие в их морфологическом составе двух самостоятельных корней, а суффиксальные; они только образованы от сложных слов (водопровод, коневод, единоличный, разноголосый, пароход); суффиксы -чик, -ческ(ий), -ик, -иц(а), ств(о) и другие).

Сложные слова необходимо отличать от слов, представляющих собой сращение синтагмы в одно слово. Сращение - это слово, которое является соединением слов с флективными приметами и образовалось в процессе употребления. Сложное слово - это лексическая единица, которая является соединением основ и образована в процессе словопроизводства (ср. сращения сейчас, вполголоса, дотла, тринадцать, четыреста, умалишенный и сложные слова засухоустойчивый, газопровод, шлакобетонный, Ленинград, семиэтажный и другие). Правда, следует иметь в виду, что некоторые приемы сложения являются, во-первых, «своеобразным комбинированным типом словообразования, синтаксико-морфологическим», а во-вторых, восходят генетически к различного рода сращениям. Поэтому отрывать совершенно эти два вида образования слов (сложения и сращения) нельзя.

Итак, при морфологическом словообразовании из материала, существующего уже в языке, наблюдается не создание каких-то неведомо новых слов (анекдотические факты из творческой практики футуристов, вроде В. Хлебникова в счет идти не могут), а создание новых комбинаций, новых форм на базе наличного в языке строительного материала и существующих словообразовательных средств.

Основные типы морфологического словообразования, существующие сейчас в русском языке, - аффиксация, сложение и безаффиксный способ словообразования. Все эти типы словообразования, включая даже подавляющее большинство их частных разновидностей, представляют собой явление исторически устойчивое, и столь же в своем существе характерны для словообразовательной системы русского языка предшествующих периодов его развития, сколь и для современного ее состояния (сравним такие древнерусские образования, как суффиксальное дальство - «отдаление, расстояние» -от слова даль; префиксальное разгадати - от глагола гадати; префиксальное некамо - «куда-либо» - от наречия камо; сложные миродержатсль, злодеи, водоносъ; суффиксально-префиксальные застение - «место за стеной» - от стена; подружив - «супруг, супруга» - от другъ; засапожникъ - «нож, хранящийся за сапогом» - от сапогъ и т.д.).

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Виноградов В.В. Об основном словарном фонде и его словообразующей роли в истории языка // Вопросы языкознания в свете трудов И.В. Сталина. М., 1952.

2. Виноградов В.В. Русский язык в школе. 1951. № 2.

3. Шанский Н.М. Из русского словообразования // Русский язык в национальной школе. 1959. № 4.

R E F E R E N C E S

1. Vinogradov V. V. On the main vocabulary fund and its word-forming role in the history of the language // Questions of linguistic knowledge in the light of the works of I.V. Stalin. M., 1952.

2. Vinogradov V. V. Russian language at school. 1951. No. 2.

3. Shansky N.M. From the Russian word formation // Russian language in the national school. 1959. No. 4.

06 июня 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.