Научная статья на тему 'Словообраз «Любовь» в поэтемах Р. Рождественского (структурно-композиционный аспект)'

Словообраз «Любовь» в поэтемах Р. Рождественского (структурно-композиционный аспект) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1411
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЭТЕМА / КЛЮЧЕВОЙ СЛОВООБРАЗ / СОДЕРЖАТЕЛЬНО-КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Паластров Алексей Викторович

Статья посвящена исследованию структурно-композиционных особенностей поэтем (поэтических формул) с ключевым словообразом «любовь» в творчестве Роберта Рождественского. Поэтема образует структурнои сюжетно-композиционную модели художественного целого, является смыслообразующим центром, в котором концентрируется идейно-эстетическая и содержательно-концептуальная информация текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMBOLIC WORD «LOVE» IN POETIC CLICHE OF R. ROZDESTVENSKIY (STRUCTURAL-COMPOSITIONAL ASPECT)

The article of A.V. Palastrov «Simbolic word «love» in poetic cliché of R.Rozdestvenskiy (structuralcompositional aspect)» is dedicated to research of structural-compositional special features of poetic cliche with key symbolic word «love» in Robert Rozhdestvenskiys creativity. Poetic cliche forms structuraland topical-composition models of artistic whole, it is the semantic focus, in which is concentrated the ideologicalaesthetic and content-conceptual information of the text.

Текст научной работы на тему «Словообраз «Любовь» в поэтемах Р. Рождественского (структурно-композиционный аспект)»

УДК 811.161.1 373

ПАЛАСТРОВ Алексей Викторович, аспирант кафедры современного русского языка и его истории Удмуртского государственного университета. Автор двух научных публикаций

СЛОВООБРАЗ «ЛЮБОВЬ» В ПОЭТЕМАХ Р. РОЖДЕСТВЕНСКОГО

(СТРУКТУРНО-КОМПОЗИЦИОННЫЙ АСПЕКТ)

Статья посвящена исследованию структурно-композиционных особенностей поэтем (поэтических формул) с ключевым словообразом «любовь» в творчестве Роберта Рождественского. Поэтема образует структурно- и сюжетно-композиционную модели художественного целого, является смыслообразующим центром, в котором концентрируется идейно-эстетическая и содержательно-концептуальная информация текста.

Поэтема, ключевой словообраз, содержательно-концептуальная информация, сюжетно-композиционная модель

В современной лингвистике, развивающей идею антропоцентричности языка, в качестве ключевого выдвигается тезис: языковые структуры способны обозначать, отражать, обобщать мыслительную информацию как продукт социальной и индивидуальной речемыслительной деятельности. Исследователи утверждают: «В каждом национальном языке опредмечено мировоззрение народа и его миропонимание, осознаваемое в контексте культурных традиций»1, поэтому весьма актуальным вопросом в лингвопоэтике сегодня становится проблема изучения картины мира. К.В. Ярцева пишет: «Рассматривая картину мира в культурологическом аспекте, исследователи определяют ее как все знания о мире, представленные в виде некоего образа мира, которые существуют в сознании индивида, принадлежащего определенной национальной культуре; как ментальную репрезентацию культуры»2. Особенный интерес для лингвистов представляет изучение

© Паластров А.В., 2011

картины мира, смоделированной сквозь призму ценностных мировоззренческих установок мастера слова, т.е. индивидуально-авторской картины мира и ее репрезентации в художественном тексте, поэтическом, в частности.

Творчество любого художника слова является материальным воплощением его авторской картины мира, в которой система накопленных онтологических знаний о действительности моделируется через призму авторского миро-видения и миропонимания. Отражая действительность через собственное мировидение, художник создает новую эстетическую реальность, поэтом-у изображаемый мир в художественном тексте соотносится с реальностью лишь опосредованно, преломляется в соответствии с авторской интенцией.

По мнению Ю.М. Лотмана, поэтический текст как художественно ограниченное пространство является моделью семиосферы, которая в свою очередь является семиотической мо-

делью мира, закрепленной в данной культуре. Следовательно, для адекватной интерпретации поэтического текста как авторской интенции, необходимо, прежде всего, проанализировать «метаязык культуры»3, в терминах которого автор моделирует и классифицирует мир.

По мысли Н.А. Кузьминой, для «метаязыка культуры» характерен определенный набор особых «метазнаков»4, построенных на универсальных кодах, которые при правильной интерпретации вводят целый пласт общечеловеческой и национально-культурной информации о мире. Одним из таких метаэлементов является поэтема (поэтическая формула).

В семантической основе поэтем лежат универсальные семантические архетипы, именуемые в науке концептами, или словообразами, как культурные инварианты, которые являются категорией художественного мышления (гносеологической категорией), познающего мир через сопоставление различных основополагающих предметных сфер, взаимодействие, пересечение разных миров, разных форм Бытия. На лингвистическом уровне словообразы представлены ключевой или соключевой лексемой.

Поэтемы как языковые варианты актуализируются, «оживают» в определенных условиях нового контекстного окружения, в результате чего может варьироваться их форма и значение, сохраняя при всех трансформациях неизменным семантический архетип - культурный инвариант, который в свою очередь определяется совокупностью этих трансформаций. А.С. Киндер-кнехт пишет: «Вариантная сторона поэтической формулы - это совокупность лексем, актуализирующих сближаемые концепты»5.

Таким образом, художественное пространство поэтического текста - это вторичная моделирующая система, в которой когнитивная информация как продукт речемыслительной деятельности автора перекодируется с помощью универсальных метазнаковых систем и выстраивается в особую концептуальную модель, т.е. каждый поэтический текст создает собственный концептуальный мир, функционирующий по внутренним законам.

Исследование поэтемы тесно связано с проблемой концептуализации мира, его творческо-

го освоения и истолкования художником слова, т.к. лежащие в ее семантической основе ключевые словообразы являются репрезентантами авторской концептуальной системы. Поэтемы в художественном тексте выполняют эстетическую функцию и, входя в его эмоциональное и ассоциативно-содержательное пространство, становятся смыслообразующими центрами, концентрирующими национально-культурную, идейно-эстетическую и концептуальную информацию. Поэтема в художественном тексте превращается в единицу большой суггестивной значимости - идеознак, вербально эксплицирующий глубинные смыслы индивидуальноавторской картины мира, являющейся моделью мира реального. А.С. Ныпадымка констатирует: «Поэтема - сколок авторской “модели мира”»6.

Ключевые словообразы обладают концептуальными свойствами: поэтемы актуализируют стоящие за языковыми единицами концептуальные структуры и конденсируют знания о мире. Поэтема - носитель не только индивидуально-авторской, но и общечеловеческой, а также национально-культурной информации

об окружающем мире, предельно сжатой и обобщенной.

Попадая в силовое поле текста, получая идейно-поэтическое осмысление, поэтема представляется своеобразным смысловым сгустком, афоризмом, символическим обобщением ментального характера. В этом понимании поэтема может быть приравнена к культурному концепту.

Таким образом, под поэтемой (поэтической формулой) понимается эстетическая единица и способ индивидуально-авторского художественного мышления в цепи ассоциативного познания мира и его оценки в категориях, выработанных коллективной поэтической практикой. Поэтема - знаковая форма творческой активности автора, представляющая специфику художественного мышления, организующая систему эстетических компонентов вербализованного творчества, аккумулирующая мыслительную эстетическую энергию всего текста.

Проведенное исследование художественного наследия поэтов середины XX века дает основания предполагать, что для поэтической

речи XX века свойственно мышление поэтическими формулами, поэтому изучение структурно-семантической и функциональной характеристики поэтемы в поэтических текстах является весьма актуальным. Данная статья посвящена исследованию структурно-композиционных особенностей поэтемы с ключевым словообразом «любовь» в творчестве Роберта Рождественского.

Рассмотрим стихотворение автора, в котором поэтема эстетически организует архитектоническое пространство текста:

Все начинается с любви...

Твердят:

«Вначале

было

слово...»

А я провозглашаю снова:

Все начинается с любви!..

Все начинается с любви:

и озаренье,

и работа,

глаза цветов,

глаза ребенка -

все начинается с любви.

Все начинается с любви,

С любви!

Я это точно знаю.

Все,

даже ненависть -родная и вечная сестра любви.

Все начинается с любви: мечта и страх, вино и порох.

Трагедия, тоска и подвиг -

все начинается с любви...

Весна шепнет тебе:

«Живи.. .»

И ты от шепота качнешься.

И выпрямишься.

И начнешься.

Все начинается с любви!7

Поэтема «Все начинается с любви...» в этом тексте вынесена в сильную позицию начала текста и как первый знак произведения вводит читателя в его художественный мир. Данная поэтема повторяется в тексте в связи с эстетической расстановкой авторских смысловых акцентов и делит его семантическое пространство на композиционно-смысловые части, эстетически взаимосвязанные и объединенные в единое художественное целое.

В позиции начала текста поэтема акцентирует внимание на содержании стихотворения, становится лейтмотивом, эстетическим вектором, отправной точкой для читательского восприятия и интерпретации его идейно-художественного содержания: автор утверждает, что все начинается с любви. В конце данной поэтемы стоит многоточие, что на лингвистическом уровне характеризует принципиальную незавершенность и философскую глубину авторской мысли: о любви речь можно вести бесконечно. И автор комментирует этот содержательный фокус смысловыми векторами: с любви начинаются озаренье, работа, глаза цветов, глаза ребенка, ненависть, мечта и страх, вино и порох, трагедия, тоска и подвиг.

Восклицательный знак и лексический повтор с другой строки:

Все начинается с любви,

С любви!..

свидетельствуют об эмоционально-экспрессивных возможностях поэтемы, автор твердо уверен и громко заявляет о том, что основой, началом всего в мире была любовь. Содержание контекстов и текста в целом, последовательно раскрываемое автором, уточняет обобщенную сентенцию, заключенную в поэтеме: любовь - это созидательное начало, которое определяет дальнейшую жизнь человека.

И в конце текста в форме прямого обращения к читателю автор подводит итог:

Весна шепнет тебе:

«Живи.. .»

И ты от шепота качнешься.

И выпрямишься.

И начнешься.

Все начинается с любви!

Весна символизирует начало нового, возрождение всего живого. С приходом любви человек начинает новую жизнь, также как с весной пробуждается и оживает природа. На лингвистическом уровне это выражено олицетворением: «Весна шепнет тебе», трижды нанизанным повторением соединительного союза «и», сопрягающего авторскую мысль, эмоционально усиленную двойным повтором, как свидетельство того, что с приходом любви жизнь только начинается, сам человек как Личность начинается с любви:

И начнешься.

Все начинается с любви!

Таким образом, на сюжетно-композиционном уровне словообраз «любовь» превращается в идиоключ, который раскрывает экспрессивные возможности контекстов, акцентируя внимание на идейно-тематическом и художественно-эстетическом уровнях текста.

Символическое кольцо, образованное поэ-темами, занимающими позиции начала и конца текста, максимально реализует и обобщает идейно-эстетическое и эмоционально-оценочное содержание текста, концептуальную информацию: любовь - творящее начало мира, все начинается с любви и все к ней возвращается, т.к. настоящая жизнь человека без любви невозможна. Только с любви начинается об-

ретение самого себя, истинное познание мира и достижение счастья в нем. Если человек не любил, то он и не жил на земле.

Восклицательный знак свидетельствует об исключительной значимости авторской мысли, Рождественский хочет убедить читателя, воздействовать на него эмоционально, показать судьбоносную роль любви в жизни отдельного человека и человечества в целом, независимо от культурно-исторических эпох и поколений. Данная поэтема в семантическом пространстве текста становится идеоквантом, содержательной, композиционной и эмоциональной доминантой, определяющей авторские принципы композиционного членения текста, объединяющая все его эстетически значимые элементы в единую художественную систему.

Итак, поэтема (поэтическая формула) выполняет в поэтике автора важную функциональную роль, становится идеозначимой единицей: образует сюжетно- и структурнокомпозиционную модели художественного произведения, является смыслообразующим центром в художественном пространстве текста, в котором концентрируется идейно-эстетическая и содержательно-концептуальная информация, мыслительная энергия всего текста: любовь для Рождественского - духовная основа мироустройства, высшее, жизнеутверждающее начало. Любовь - это начало человеческого в человеке. Человек должен любить всегда, и тогда все, чего бы он ни коснулся, будет озарено светом этой любви, открывающей мир.

Примечания

1 Рахматуллина Э.А. Репрезентация языковой картины мира в художественном тексте Ю. Кузнецова // Вестн. УГУ Сер.: Филол. науки. 2003. Вып. 2. С. 69.

2 ЯрцеваК.В. Понятие «картина мира». Адаптивная функция картины мира // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Соц. и гуманит. науки. 2010. Вып. 4. С. 87—90.

3 Кузьмина Н.А. Культурные знаки поэтического текста // Вестн. Ом. ун-та. 1997. Вып. 1. С. 74-78. иЯЬ: http://www.omskreg.ru/vestnik/artides/y1997-i1/a074/article.html (дата обращения: 17.10.09).

4 Там же.

5 Киндеркнехт А.С. Состав поэтических формул с компонентом «сердце» русской поэзии начала 20 века: автореф. дис... канд. филол. наук. Пермь, 2003. С. 6.

6 НыпадымкаА.С. Ключевые слова «Боль», «Любовь», «Юность» в идиолекте Ю.В. Друниной: дис. ... канд. филол. наук. Ижевск, 2002. С. 186.

7 Рождественский Р.И. Стихи. Баллады. Песни. М., 1984.

ao

Palastrov Aleksey

SIMBOLIC WORD «LOVE» IN POETIC CLICHÉ OF R. ROZDESTVENSKIY (STRUCTURAL-COMPOSITIONAL ASPECT)

The article of A.V. Palastrov «Simbolic word «love» in poetic cliché of R.Rozdestvenskiy (structural-compositional aspect)» is dedicated to research of structural-compositional special features of poetic cliche with key symbolic word «love» in Robert Rozhdestvenskiy’s creativity. Poetic cliche forms structural- and topical-composition models of artistic whole, it is the semantic focus, in which is concentrated the ideological-aesthetic and content-conceptual information of the text.

Контактная информация: e-mail\ alpalff@gmail.com

Рецензент - Сидорова Т.А., доктор филологических наук, доцент кафедры русского языка Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.