Научная статья на тему 'СЛОВО В НЕДЕЛЮ ПРЕД РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ'

СЛОВО В НЕДЕЛЮ ПРЕД РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
26
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ф. А. Голубинский / Костромская духовная семинария / Московская духовная академия / нравственное богословие / студенческое сочинение / F. A. Golubinsky / Kostroma theological seminary / Moscow theological academy / moral theology / student essay

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Феодор Александрович Голубинский

В настоящей статье представлено студенческое сочинение будущего профессора протоиерея Ф. А. Голубинского, которое он написал в Костромской духовной семинарии в 1813 году в возрасте 16 лет. Настоящая работа имеет также второе авторское название: «Слово о ложном стыде». Данная работа составлена в стиле проповеди и посвящена рассмотрению ложного стыда как явления в области нравственности. Автором рассмотрены причины происхождения ложного стыда, его влияние на жизнь и душу человека, а также предложены способы борьбы с ним. Каждый вывод автор подтверждает примерами и/или цитатами из Священного Писания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A WORD ON SUNDAY BEFORE CHRISTMAS

This article presents a student essay by the future professor Archpriest F. A. Golubinsky, which he wrote at the Kostroma Theological Seminary in 1813 at the age of 16. This work also has a second author’s title: «The Word about false shame». This work is composed in the style of a sermon and is devoted to the consi deration of false shame as a phenomenon in the field of morality. The author exa mines the causes of the origin of false shame, its influence on the life and soul of a person, and also suggests ways to combat it. The author confirms each conclusion with examples and/or quotations from the Holy Scriptures.

Текст научной работы на тему «СЛОВО В НЕДЕЛЮ ПРЕД РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ»

Ипатьевский вестник. 2022. №1 (17). С. 11-18. Ipatievsky vestnik. 2022. №. 1 (17). Р. 11-18.

библеистика

Научная статья УДК 264-4(042)

DOI: 10.24412/2309-5164-2022-1-11-18

Слово в Неделю пред Рождеством Христовым

Феодор Александрович Голубинский (1797-1854)

Публикацию подготовил: Михаил Иванович Жигалов Костромская духовная семинария, Кострома, Россия, brfhec2@yandex.ru ОКСГО: 0000-0002-9789-5386

Аннотация. В настоящей статье представлено студенческое сочинение будущего профессора протоиерея Ф. А. Голубинского, которое он написал в Костромской духовной семинарии в 1813 году в возрасте 16 лет. Настоящая работа имеет также второе авторское название: «Слово о ложном стыде».

Данная работа составлена в стиле проповеди и посвящена рассмотрению ложного стыда как явления в области нравственности. Автором рассмотрены причины происхождения ложного стыда, его влияние на жизнь и душу человека, а также предложены способы борьбы с ним. Каждый вывод автор подтверждает примерами и/или цитатами из Священного Писания.

Ключевые слова: Ф. А. Голубинский, Костромская духовная семинария, Московская духовная академия, нравственное богословие, студенческое сочинение.

Для цитирования: Голубинский Ф. А., прот. Слово в Неделю пред Рождеством Христовым // Ипатьевский вестник. 2022. № 1. С. 11-18. https://doi.org/10.24412/2309-5164-2022-1-11-18

Протоиерей Феодор Александрович Голубинский Профессор Московской духовной академии, выпускник Костромской духовной семинарии /

Archpriest Feodor Alexandrovich Golubinsky Professor of Moscow Theological Academy, graduate of Kostroma Theological Seminary

© Костромская духовная семинария, 2022.

BIBLICAL STUDIES

Scientific article

A word on Sunday before Christmas

Feodor Alexandrovich Golubinsky (1797-1854)

The publication was prepared by: Mikhail I. Zhigalov, Kostroma theological seminary, Kostroma, Russia, brfhec2@yandex.ru ORCID: 0000-0002-9789-5386

Abstract. This article presents a student essay by the future professor Archpriest F. A. Golubinsky, which he wrote at the Kostroma Theological Seminary in 1813 at the age of 16. This work also has a second author's title: «The Word about false shame».

This work is composed in the style of a sermon and is devoted to the consideration of false shame as a phenomenon in the field of morality. The author examines the causes of the origin of false shame, its influence on the life and soul of a person, and also suggests ways to combat it. The author confirms each conclusion with examples and/or quotations from the Holy Scriptures.

Keywords: F. A. Golubinsky, Kostroma theological seminary, Moscow theological academy, moral theology, student essay.

For citation: Golubinsky F. A., archpriest. A word on Sunday before Christmas // Ipatievsky vestnik. 2022. № . 1. P. 11-18 (In Russian). https://doi.org/10.24412/2309-5164-2022-1-11-18

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

«Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою»

(Мф. 1:20)

КОГДА Авраам оскорбился, услышав просьбу жены своей Сарры об изгнании Агари и сына ее Измаила: «Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей» (Быт. 21:12) — и Авраам, повинуясь повелению Божию, отпустил рабу свою.

Ныне Евангелие повествует нам о происшествии совершенно противном. Иосиф хочет отпустить обручницу свою Марию, но Бог устами Ангела запрещает ему сие. Не нужно изъяснять Вам, слушатели, различие, находящееся между матерью Измаила и матерью Иисуса: но здесь обратим внимание на то, (скажите) от чего намерения Авраама и Иосифа явились столько противны хотениям Божиим?1 Рассматривая поступки того и другого, увидим, что они оба

1 Здесь в рукописи зачеркнуто следующее: что с того, что человек судит совершенно иначе, нежели Бог.

побуждаемы были стыдом — первый стыдился рабыни, которой он не хотел нанести обиды и огорчения, другой стыдился насмешек и злоречий народа. Сей-то ложный стыд был главною причиною, почему Иосиф убоялся прияти невинную Деву, и «хотел тайно отпустить Ее» (Мф. 1:19).

Но сие говорю я не к тому, чтобы обвинить праведного обручника Марии, но только желаю рассмотреть действие ложного стыда в сердце человеческом. Ибо мы, сколько дерзновенны в предпринятии бесчестного и постыдного, столько робки в благих предначинаниях, сколько охотно позволяем себе то, что наносит истинный стыд, столько стыдимся того, что служит украшением человека. Сие свойство столь удивительно, что требует подробнейшего рассмотрения, итак позвольте, достопочтенные слушатели, разобраться — во-первых, отчего происходит ложный стыд, во-вторых, какие его действия и наконец, каким образом избегать оного.

Часть 1. Отчего происходит ложный стыд? Когда Адам и Ева вкусили от запрещенного плода, тогда внезапно открылись очи их, и они познали, что были наги: «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги...» (Быт. 3:7). Тогда-то родилось в душе их некое неизвестное чувство, которое внушало им, что непристойно ходить нагими, и ... «и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт. 3:7), и скрылись от лица Бога. Это чувство был стыд. Доколе человек не знал греха, дотоле не знал и стыда: но коль скоро он согрешил, с тех пор поселился стыд в сердце его и давал ему чувствовать его несовершенства. Ах! Для чего мы не живем в те златые времена, когда сие благое чувство удерживало людей от всяких постыдных поступков? Ныне мы краснеем при благом предначинании, коль скоро оное противно общему мнению.

Отчего же происходит сей ложный стыд? Предрассудки и страсти суть главная причина оного. Предрассудки суть ложные понятия о какой-нибудь вещи; и к ним по справедливости отнести можно ошибочное мнение о чести, о собственном достоинстве, общем обыкновении и суждении других. Предрассудок касательно чести, когда мы под предлогом мнимой справедливости отказываемся исполнить человеколюбия и искренней добродетели: так Ирод, стыдясь нарушить клятву, убивает невинного Предтечу. Во-вторых, предрассудок касательно собственного достоинства, когда мы, будучи слишком взыскательны за права свои и заражены надменностью, малейшее оскорбление чести нашей считаем непростительным, а прощение обид поставляем для себя низким: так гордый Аман ненавидит и гонит Мардохея, считая себе обидою, что тот ему не покланялся. В-третьих, предрассудок касательно общего обыкновения, когда мы лучше хотим преслушаться Бога нежели противостать обыкновению: так Петр, видя пред собою сходящий сосуд, полный всякого рода животных, и слыша глас, глаголющий: «.заколи и ешь» (Деян. 10:13), не повинуется, представляя, что он не привык к такой нечистой пище: «я никогда не ел ничего скверного или нечистого» (Деян. 10:14). В-четвертых, предрассудок касательно суждения других, — когда по боязни и по подобострастию к людям отрекаемся от должностей наших: так милосердный Товит, слыша посмеяния соседей, стыдится своей слепоты, а с нею и той благотворительности, которая навлекла на него сие несчастие.

Итак, вот есть первый источник ложного стыда!

Вторая причина оного, как я сказал уже, суть страсти, которые, помрачая ум наш, представляют нам доброе худым и честное постыдным. Оные суть: самолюбие, привязанность к миру и страх. Самолюбие — сия страсть столь ослепляет человека, что он слишком занят, будучи самим собою, презирает других и стыдится называть их себе подобными. Так брат сына блудного негодует на ласки, ему от родителя оказуемыя и чуждается своего единокровного. Во-вторых, привязанность к миру — чести, богатство и забавы так обольщают миролюбца, что он, почитая постыдным изменить миру, не внемлет уже ни гласу Закона, ни гласу благодати, зовущей его ко спасению: так званые на вечерю отказываются от сего приглашения, будучи связаны узами мира и говорят: «я купил землю,... я женился и потому не могу прийти» (Лк. 14:18-20). В-третьих, страх — сей страх отнимает у человека всю твердость и заставляет стыдиться того, к чему внутренне прилеплен. Так ревностный Петр, который хотел для Учителя своего в темницу и на смерть идти, боясь людей, трикраты отвергается Его.

Итак, вот причины ложного стыда! И найдете ли вы хотя в одной из них ту высокость и чистоту, которая свойственна добродетели? Найдете ли хотя тень истинной скромности и стыда? Столько-то неоснователен ложный стыд по своему началу!

Часть 2. Какие следствия ложного стыда? Но по последствиям он еще непростителен1.

Оные тем более погибельны, что простираются как на внешнее наше состояние, так и на внутреннее расположение души нашей. Позвольте, слушатели, разобрать сию истину несколько подробнее.

Представьте человека, привыкшего вести пышную и блистательную жизнь. Богатство поддерживает его расточительность: но вокруг обстоятельства переменяются; внезапный случай лишает его большей части имения. Ему остается вести умеренную жизнь, но нет! Он стыдится унизить себя перед людьми, не хочет отказаться от прежней пышности и с нею разоряется вовсе. Вот действие ложного стыда на внешнее состояние!

Теперь рассмотрим погибель душевную, от него причиняемую. Писание повествует нам, что когда Салманассар, Царь ассирийский, переселил в Самарию иноплеменников, ...они, будучи наказываемы от Бога2, начали бояться и идолов своих не оставили. «Господа они чтили, и богам своим они служили»! (4 Царств 17:33).

То же надобно сказать о большей части христиан. И Бога они боятся от души своей, и идолу своему — миру, служат; чувствуют несправедливость противников Божиих, и не смеют противостоять им; видят погибель нечестивых, и не могут исторгнуться из среды их. И этими слабыми, двоедушными людьми движет по большей части ложный стыд, чтобы не подвергнуться общей ненависти.

1 Здесь в рукописи зачеркнуто слово пагубен.

2 Здесь в рукописи в скобках написано: Но как Бог наказал их за сие нападением львов (слово нападением написано неразборчиво).

И вот первый плод оного — слабость души, не смеющей вооружиться за Бога противу мира — слабость столько же пагубная и непростительная, как и самое неверие.

Второе следствие ложного стыда есть уменьшение добродетелей в отношении к ближнему. В душе (робкого) нет человеколюбия, нет сострадательности, нет верности, нет защищения невинному, коль скоро добродетели сии в очах мира предосудительны. Пилат видит, что иудеи несправедливо обвиняют Иисуса, но ему говорят: «ты не друг кесарю» (Ин. 19:12), и он соглашается на требование злобного народа. Так невинность бывает жертвою несправедливости, страждущей терпеть ужасные мучения, бедный томится голодом, и никто не хочет облегчить несчастной их участи, коль скоро сие соединено с посмеянием от нечестивых. Ложный стыд связует руки, готовые к благотворительности, и уста, готовые защищать невинность, вот сколь гибельны действия его на душу.

Часть 3. Каким образом избегать ложного стыда?

Но для всякой болезни есть свое лекарство. Мы не лишены еще средств, с помощью которых можем избегнуть оного. Если хотим избавиться от ложного стыда, то должны истребить предрассудки и страсти — корень оного. Как же это сделать?

Чтобы искоренить предрассудки, надобно найти истину. Но вот новое затруднение, где нам искать ее? Бедные мы люди! Ничего так ревностно не ищем, как истины; и ничто так не отдалено от нас как истина. Боже великий! Ты дал нам разум для освещения пути жизни; но его свет так слаб, что мы при нем ежечасно совращаемся и блуждаем по стезям темным. И так ужели суждено нам никогда не познать истины? Нет, у нас еще есть и высший свет — Откровение. Вот, слушатели, обильнейший источник истины! На нем-то мы должны основывать все наши суждения, утверждать все наши мысли. Оно покажет нам, что возвышает, что посрамляет нас и тем расторгнет неосновательный стыд, нам внушенный предрассудками.

Но надобно признаться, что крепчайшую преграду полагают нам страсти и мир. Победа над оными стоит большого труда, и как же получить оную? На сие одно только скажу: «Христиане! Не сообразуйтесь всему сему. Все смеются над честностью, над добродетелью». Какая всем до того нужда? Вы защищаете истину, и чем следовать примеру других, заставьте лучше их последовать вам. «Не сообразуйтесь с веком сим» (Рим. 12:2). Вы не имеете блистательных дарований, которые снискивают удивление света, но не стыдитесь: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3).

Вас отчуждают от общества, будут поносить и злословить, не терпя правды вашей: не стыдитеся; ибо «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф. 5:11).

Вот действительнейшее утешение, предлагаемое от Бога всем терпящим посрамление и гонение от мира! Неужели Оный не в состоянии разогнать сей ложный стыд, который столько останавливает нас во благих предначинаниях?

Издержим его навсегда из сердца нашего. Да не стыдится убо украшенный высокими почестями забывать знатность свою для родства или друже-

ства; да не постыдится богатый прилагать попечение о страждущей бедности, да не стыдится бедный терпеливо сносить свою скудость, да не постыдится каждый из нас без огорчений принимать увещевания и обличения других, а обиды и оскорбления предавать забвению: и тогда по справедливости можем похвалиться, что мы преодолели ложный стыд. Но паче всего не постыдимся всевозможно защищать противу злоречивого безбожия Божественный закон Искупителя нашего, храня всегда в памяти нашей слова Его: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов» (Лк. 9:26). Аминь.

Сочинял студент богословия Феодор Голубинский 1813го года, Декабря 21го

дня.

Именной указатель

Адам и Ева—первые люди, сотворённые Богом, прародители человеческого рода, были изгнаны из рая после того, как, ослушавшись Бога, вкусил плод с Древа познания добра и зла.

Авраам (Аврам) (с евр. «отец множества») — библейский патриарх, родоначальник избр. народа, призванный для сохранения истинной религии. История его жизни излагается в Быт. 11: 26-25:10.

Сарра (Сара) (госпожа моя, госпожа множества) — жена Авраама, родившая ему сына Исаака по обетованию Божию в возрасте 90 лет.

Агарь (бегство) — египтянка, жившая в семействе Аврама, как служанка, или как раба, или жена. Так как Сара была бездетна, то она предложила Авраму взять Агарь в жены; когда же Агарь оказалась беременной от Аврама, то сильно возгордилась и стала непочтительно обращаться с Сарой. Раздраженная поведением своей служанки, Сара начала теснить ее, и та была вынуждена бежать из дома. После вовращения Агарь родила Авраму сына, названного Измаилом.

Измаил (Бог слышит) — сын Авраама от Агари.

Дева Мария — Божья Матерь, дочь праведных Иоакима и Анны; Матерь Господа Иисуса Христа; Приснодева; лучшая из когда-либо живших людей (не считая Её Божественного Сына, который, собственно, является не простым человеком, но Богочеловеком).

Святой Иосиф — обручник Девы Марии, происходил из рода царя Давида. В первом браке у него было четыре сына и две дочери. Овдовев, святой Иосиф жил в строгом воздержании. Восьмидесятилетним старцем он был избран первосвященниками хранителем девства Пресвятой Богородицы, давшей обет безбрачия. О воплощении через Нее Сына Божия ему возвестил Ангел. Святой Иосиф присутствовал при поклонении пастырей Новорожденному Богомла-денцу и при поклонении Ему волхвов. По указанию Ангела он бежал с Матерью Божией и Богомладенцем в Египет, спасая Их от гнева царя Ирода. Скончался Иосиф в возрасте около ста лет.

Иоанн Предтеча — сын священника Захарии и жены его Елисаветы, родственницы Девы Марии. Является Крестителем Господа Иисуса Христа. Св. Иоанн был заключен Иродом Антипою в темницу за то, что он облачал его за незаконные поступки и особенно за то, что он завладел женою брата своего

Филиппа. Погубить Иоанна Ирод, однако, боялся, потому что все считали его пророком. Но достаточно было одного с его стороны необдуманного обещания, чтобы это препятствие утратило свое значение. Ирод Антипа по случаю дня своего рождения давал пир своим вельможам. Во время пира дочь Иро-диады, Саломия, вышла и плясала и так угодила Ироду и возлежавшим с ним, что он с клятвою обещался дать ей все, чего бы она ни попросила, даже до полцарства своего, а она по наущению матери стала просить только головы Иоанна Крестителя, и голова его оказалась на блюде.

Ирод (Ирод Антипа) (20 год до н.э. - после 39 года н.э.) — правитель Галилеи и Переи с 4 года до н.э. по 39 год н.э., сын царя Ирода Великого и одной из его жен. Связь Ирода Антипы с Иродиадой, женой его единокровного брата Филиппа публично осуждалась Иоанном Крестителем, что послужило причиной заключения, а в дальнейшем и казни Иоанна.

Аман (славный, знаменитый) — первый князь при царском дворце. Его история описана в книге Есфирь. Он, считая себя оскорбленным неуважением Мардохея, испросил у царя указ о том, чтобы все иудеи, живущие в его царстве, были истреблены. Есфирь, получивши весть об этом жестоком умысле, выбрала благоприятную минуту известить об оном царя и умоляла о помиловании своем и о помиловании своего народа. Царь, конечно, не мог отменить указа, но повелел повесить Амана, а Мардохея возвысить назначением на его место, а также он отправил послов во все области для уведомления иудеев, что они имеют право собраться вместе для самозащиты и погубить всех тех, которые нападут на них.

Мардохей — пленный иудей, из колена Вениаминова, сын Иаира, живший в Сузах при дворе Артаксеркса, родственник и воспитатель Есфири, сделавшейся впоследствии царицей Персии. Мардохей впал в немилость Амана, главного вельможи царского, человека весьма честолюбивого и гордого. Чтобы отмстить презренному иудею, Аман составил план поголовного истребления всех иудеев в царстве. Преступный замысел его, однако, не осуществился благодаря ходатайству царицы Есфири перед ц. Артаксерксом; сам Аман погиб на виселице, а Мардохей занял его высокое место при дворе.

Апостол Пётр — один из двенадцати апостолов (ближайших учеников) Иисуса Христа. По характеру Пётр был очень живой и вспыльчивый: именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу, на Тайной вечере обещал, что не отречётся от Иисуса Христа, именно он отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду. В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал Иисус (Мф. 26:34, 35), проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрёкся от Него прежде, чем пропел петух. Но позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом.

Товит — семья Товита, отца Товии, жила в плену в Ниневии и сначала была богата, но при гонениях Сеннахирима на евреев, была вынуждена скрыться. После смерти царя они вернулись. Товит отличался благотворительностью и погреб убитого еврея, а по иудейскому закону тот, кто в праздник Пятидесятницы прикоснулся к умершему, считался нечистым и не мог войти в дом; потому Товит лег спать на дворе у стены. Ночью ему попали в глаза экскре-

менты от сидевших на стене воробьев, и у него образовались на глазах бельма. Товит не мог работать, семья обеднела и слепец просил у Бога смерти. История описана в книге Товита.

Салманассар V — Царь ассирийский, преемник Тиглатпаласара III. Его имя связано с падением Израильского царства. Израильский царь Осия покорился Салманасару V, вероятно, вскоре после его воцарения (4Цар. 17:3). Согласно ассирийским источникам, последние три года правления Салманасара V ознаменованы военными походами, но страна, против которой они были предприняты, не названа. Можно, однако, предположить, что речь идет о трехлетней осаде Самарии (см. 4Цар. 17:4-6; 4Цар. 18:9-12), которую он начал в 724 г. до Р.Х., после того как Осия стал искать союза с Египтом. Город пал в 722 г. до Р.Х., как минимум за девять месяцев до смерти Салманасара V.

Понтий Пилат — пятый префект Иудеи (26-36 гг. по Р.Х.) в период римской оккупации, предавший на крестную смерть Богочеловека Иисуса Христа.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Голубинский Ф. А., прот. Слово в неделю пред Рождеством Христовым / РГБ ОР. Ф. 076 (Голубинский Федор Александрович (1797-1854), Голубинский Дмитрий Федорович (1832-1902)). П. 4. № 3 (номер по описи).

REFERENCES

1. Golubinsky F. A., archpriest. Slovo v nedelyu pred Rozhdestvom Khristovym. [A word a week before Christmas] / RGB OR. F. 076 (Golubinsky Fyodor Alexan-drovich (1797-1854), Golubinsky Dmitry Fedorovich (1832-1902)). Item 4. No. 3 (inventory number) (in Russian).

Статья поступила в редакцию 06.09.2021; одобрена после рецензирования: 10.10.2021; принята к публикации 31.10.2021.

The article was submitted 06.09.2021; approved after reviewing: 10.10.2021; accepted for publication 31.10.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.