Научная статья на тему 'Слово в день Благовещения Пресвятой Богородицы'

Слово в день Благовещения Пресвятой Богородицы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
109
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Слово в день Благовещения Пресвятой Богородицы»

Протоиерей Ливерий Воронов

Слово в день Благовещения Пресвятой Богородицы

Опубликовано:

Христианское чтение. 1996. № 11. С. 52-55

© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013

слово

В ДЕНЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БЛАГОРОДИЦЫ

1957 г.

«Днесь спасения нашего главизна» (Из тропаря праздника).

северной части Палестины, на склоне невысокой горы приютился небольшой городок с узкими улицами, домами из белого камня и. характерными для Востока плоскими кровлями. Мало чем отличаясь по внешнему виду от других галилейских селений, он в обычное время кажется мало оживленным. Небольшое население живет здесь простой и неприхотливой трудовой жизнью, наполненной обычными житейскими горестями и радостями, но небогатой какими-либо особенными событиями или замечательными происшествиями. Словом, если смотреть со стороны, — то перед нами самый обычный, скромный, восточный городок.

Но сегодня на улицах городка заметно значительное оживление от прибывающих сюда паломников. Мало того: к этому скромному уголку Святой Земли обращены ныне сердца всех православных христиан мира, и имя его с радостью и благоговением произносится тысячами уст, повторяющих бессмертные слова великих песнотворцев, сложивших молитвы и священные гимны в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии.

Городок этот — Назарет, родина Преблагословенной Девы и земное отечество Господа нашего Иисуса Христа, где Он провел почти тридцать лет Своей краткой, но исполненной трудов земной жизни.

В Назарете сосредоточено много святынь, поклониться которым почел бы за великое счастье каждый православный христианин.

Здесь под сводами большого католического храма находится скромное жилище Святого Семейства, где жил и трудился сначала благочестивый старец Иосиф, а потом и его непорочная Обручница с Ее Божественным Сыном.

Здесь, в Назарете, до сих пор целы остатки стен той синагоги, где Христос, начиная Свое спасительное служение, возвестил наступление дней Благодати.

Здесь указывают место, откуда озлобленные соотечественники хотели низринуть в пропасть своего Учителя и Господа и где Он чудесным образом «прошедши среди них, удалился».

Здесь, в Назарете, хранится древнойшее изображение Спаса Неру-котворенного, списанное с образа, посланного Спасителем эдесскому царю Авгарю через апостола Фаддея.

Но сегодня мысли и чувства посетителей Назарета, а вместе с ними и всех православных христиан, сосредоточены у двух назаретских святынь: у тех мест, где около двух тысяч лет тому назад начала свершаться «великая благочестия тайна», где, согласно повествованию святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, во исполнение извечных Божественных предначертаний

«Слово стало плотию» (Ин. 1, 14).

На краю Назарета стоит православная греческо-арабская церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Северный придел ее называется приделом Архангела Гавриила. Здесь под открытым со всех сторон мраморным престолом находится отверстие, прикрытое серебряной крышкой. Это — устье «Источника Пресвятой Девы». Сюда некогда

приходила со своим водоносом почерпать воду Та, Чье имя стало теперь надеждой и утешением целого мира. Здесь, согласно древнему преданию, произошло так называемое «первое благовещение от Архангела Гавриила».

Придя к источнику и наполнив свой водонос, Она хотела уже идти обратно, но внезапно услышала голос, явственно сказавший Ей: «Радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою». Осмотревшись кругом, Она никого не увидела. В страхе и трепете шла Она домой, размышляя в Себе, кто же сказал Ей эти слова и что может означать это приветствие?

И вот Она дома в своей девической келье. Вот на столике лежит книга Священного Писания, раскрытая на той странице, где Она неоднократно с трепетом сердечным читала таинственные слова 'пророка Исаии: «Се, Дева во чреве- приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог» (Мф. 1,23). Вот у'стены стоит прялка с незаконченным рукоделием. Все, как обычно, на своем месте.

Но Дева Мария, углубившись в пламенную молитву, не видит ничего земного, забыла обо всем окружающем. Сердце Ее трепетно бьется, погружаясь в какое-то неизъяснимо сладостное ощущение близости Божией. И вот снова раздается тот самый глас, который Она слышала у источника:

«Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1,28).

Но на этот раз Она воочию видит говорящего, й в светозарном юноше с зеленеющей ветвью в руках узнает небесного посланника, архангела Гавриила.

«И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария; ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего... и ’Царству Его не будет конца.

Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?

Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сйла Всевышняго осенит Тебя» (Лк. 1, 30—35).

Так вот что значат эти слова двукратного ангельского приветствия!

Так это Она — та Дева, о которой написано у пророка Исаии, Дева, о которой Она столь много думала, которую так возлюбила, что смиренно молила Господа удостоить Ее милости быть у Нея хотя бы последней служанкой.

Так это Она — та Жена, та предвечная Избранница Божия, о которой Сам Господь Бог говорил в раю, обращаясь к древнему змию и человекоубийце-диавОлу:

«Вражду положу между тобою и между Женою, и между семенем твоим и между Семенем Ее; Оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить Его в пяту» (Быт. 3, 15).

Так это Она — та Лествица высокая, которую видел Иаков, которая соединит небо с землей и по которой Бог снидет на землю, чтобы обновить, а затем обожить и возвести на небо человеческое естество.

Она удостоена неизглаголанной чести стать Матерью Господа, вместить Того, Кого не вмещает вселенная, чревоносить и питать млеком непостижимого Царя Славы...

О какая великая, неизреченная, недомыслимая радость! Но и не только радость... А и какой страшный и вышеестественный подвиг!

Приснопамятный великий святитель Московский Филарет говорит, что Пречистая Дева Мария еще прежде благовещения Архангелова читала и уразумела божественные пророчества: «Дух Ея напитан был чтением Божественного Писания, и не только млеком, но и крепкою

пищею Божественной мудрости». И конечно, проразумевая великую Славу Искупителя, имевшего, согласно пророчеству Исаии, родиться от Девы и быть нареченным Эммануилом, Она проникала и в тайну Его вольного уничижения и спасительных страданий, о которых говорил тот же Исаия, изображая Его Агнцем непорочным, имеющем быть закланным за грехи всего мира.

Своим богопросвещенным умом Она знала, сколько неутолимых страданий и сердечных мук придется вынести Ей вместе с Ее Божественным Сыном.

Она знала, что всю ярость обезумевшего от злобы змия, который будет жалить Его в пяту, придется испытать и вытерпеть и Ей вместе с Ним, ради Него и во имя Его.

Ее сердце сразу почувствовало, что отныне весь дальнейший путь Ее земной жизни будет не только не земной радостью, но н беспрерывным кровоточением сердца, скорбным и тернистым крестным путем.

Но пусть будет так. Она настолько любит Господа, что не колеблясь и безропотно готова принять из Его рук все, что Ему угодно было определить для Нее.

«Се, Раба Господня; да будет Мне по слову Твоему» (Лк. 1,38).

Свершилось предопределенное от века. Послушание смиренной назаретской Девы соделало Ее Матерью Господа, Царицей неба и земли. Она зачала во чреве Своем от Духа Святаго... И отошел от Нея Ангел,

Место «второго благовещения», находящееся ныне под главным престолом величественного храма, окружено сделанной золотыми буквами латинской надписью:

«Здесь Слово стало Плотию».

Под престолом находится мраморный круг, обозначающий то место, где стояла Пречистая Дева, где свершилось по слову Архангела бессемейное Божественное Зачатие.

На круге изображен крест, как бы для напоминания о том, что отсюда начался для Приснодевы Марии ее радостно-скорбный крестный путь...

. «Днесь спасения нашего главизна», т. е. «начало» — поем мы сегодня, возвещая всемирную радость Благовещения. И действительно, воплощение Единородного Сына Божия есть начало спасения всего мира. Через воплощение стало возможным Искупление, а Искупление н последовавшее за ним основание Церкви Христовой принесло всем истинно верующим несомненную надежду на спасение и реальную возможность спастись.

Но ведь надежда эта может и не сбыться, а возможность спасе-

ния утрачена, если мы окажемся недостойными спасительных плодов Искупления. Слово Божие предупреждает об этом. Оно говорит, что когда «многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном», в то же самое время многие «сыны царства извержены будут во тьму внешнюю» (Мф. 8, 11—12).

Что же нам делать, возлюбленные, чтобы воспоминаемое ныне событие Боговоплощения стало главизною и нашего с вами спасения?

Сегодня научает нас этому Сама Виновница нынешнего события — Пречистая и Преблагословенная Дева Мария:

«Се, Раба Господня,—говорит Она, — да будет Мне по глаголу твоему». Сколько смирения, какое всецелое послушание и преданность воле Божией выражены в этих дивных словах!

Великое счастье и великую честь для человека составляет звание раба Божия. «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа».., «Павел, раб Иисуса Христа».., «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа»...— так начинали свои послания к верующим святые Апостолы. Рабство

Христу есть истинная свобода — свобода от греха, удаление от себя всякой скверны плоти и духа, всецелое послушание и деятельное служение Господу. Плод этого рабства — «святость, а конец — жизнь вечная» (Рим. 6, 22).

Господь зовет нас к Себе; ради нашей же собственной пользы хочет нашего послушания и сы-новней преданности Ему. Вечно живым призывом звучит обращенное к нам слово Господне: «Сын Мой! отдай •сердце твое Мне» (Притч. 23,26). Откликнемся же на этот Божественный зов и скажем своему Искупителю, подражая Пречистой Деве Марии: «Се, рабы Твои, Господи! да будет и с нами по глаголу Твоему».

Послушание Господу требует жертвенности. На пути служения Ему всегда духовные радости сочетаются со скорбями и лишениями, предвкушение будущего блаженства — с терпеливым несением жизненного креста своего.

Но да не смущается сердце наше. Во всякой скорби и печали есть у нас скорая Помощница и теплая Заступница — Преблагословенная Божия Матерь. Она не только имеет непостижимо великое дерзновение пред Богом, но и бесконечно близка к нам, сострадальна к нашим горестям и печалям, ибо Она есть не только преукрашенная Божественною Славою Царица неба и земли, но и первая по Господе Иисусе Христе Крестоносица и Страстотерпица.

Да живет же всегда в сердцах наших жажда всецелого послушания воле Господней. Да будет вечным примером для нас дивное смирение и послушание верной Рабы Господней — Пренепорочнон Девы Марии.

Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим!

«БОГОРОДИЦЕ ДЕВО, РАДУЙСЯ...»

ак дорога и возлюбленна сердцу каждого православного христианина эта краткая, но исполненная столь высокого содержания молитва.

Большинство из нас научилось произносить ее еще тогда, когда младенческие уста с трудом лепетали немногие, самые простые слова, когда они еще не были осквернены ни одним скверным, гнилым, бранным словом.

Мы молились этой молитвой еще в том благословенном возрасте, когда сердце наше было чистым и невинным, стремилось к «Боженьке» так, как растение тянется к солнечному свету, — и молитва эта была драгоценна в очах Божиих.

Один из наших лучших русских поэтов так говорит о молитве дитяти, о ее великой, несравненной ценности пред Богом:

Молись, дитя! Тебе внимает Творец невидимых миров,

И капли слез твоих считает,

И отвечать тебе готов.

Аминь.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.

На сайте академии

www.spbda.ru

> сведения о структуре и подразделениях академии;

> информация об учебном процессе и научной работе;

> события из жизни академии;

> сведения для абитуриентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.

На сайте журнала «Христианское чтение»

www.spbpda.ru

> электронный архив номеров в свободном доступе;

> каталоги журнала по годам издания и по авторам;

> требования к рукописям, подаваемым в журнал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.