2016
ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Математика. Механика. Информатика
Вып. 2(33)
УДК 531(092)
Слово об Учителе
(воспоминания о профессоре И.В. Мисюркееве)*
Г. Б. Лялькина
Пермский национальный исследовательский политехнический университет Россия, 614990, Пермь, ул. Комсомольский пр., 29
Представлены воспоминания о профессоре И.В. Мисюркееве -декане механико-математического факультета и руководителе кафедры "Теория функций и функциональный анализ" Пермского государственного университета им. А.М. Горького во второй половине XX в. Отмечена прозорливость и научная компетентность И.В. Мисюркеева как руководителя научного коллектива кафедры, определявшего перспективные направления математических исследований. Выделена роль И.В. Мисюркеева как прекрасного методиста, сумевшего оперативно осмыслить, обобщить и грамотно изложить в доступной для студентов форме результаты передовых исследований в области нелинейного функционального анализа в ряде учебников и учебных пособий. В качестве особой заслуги в статье отмечено, что научная судьба всех аспирантов профессора И.В. Мисюркеева сложилась успешно. Все они отмечают его, несомненно, успешную роль как воспитателя, подготовившего сотни инженеров-математиков, школьных учителей и преподавателей вузов, в том числе кандидатов наук, а также плеяду профессоров-математиков.
Ключевые слова: Пермский университет; кафедра теории функций и функционального анализа; научное руководство; исследования.
DOI: 10.17072/1993-0550-2016-2-152-155
Россия, 1965 год - в стране культурный подъем. Шумят "физики" и "лирики". С литературных трибун звучат стихи Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского, гитара Булата Окуджавы. Залы драматических и музыкальных театров переполнены. А абитуриенты штурмуют технические вузы, физические и математические факультеты университетов.
И в полном соответствии с веяниями времени средняя английская школа № 7 г. Перми, став еще и математической, в 1965 г., впервые, кроме аттестата зрелости, по окончании 11 класса выдала своим выпускникам
© Лялькина Г. Б., 2016
* Статья написана по материалам международного симпозиума "Дифференциальные уравнения. Сто лет математической науке Урала". Пермь. 16-19 мая 2016.
удостоверения программистов 3-го разряда. Часть выпускников ушла на филологический факультет, компактная группа выпускников-одноклассников дружно поступила на учебу на механико-математический факультет Пермского государственного университета, хотя "проходной" балл, к примеру, на специальность "Прикладная математика", составлял 15 из 15 возможных (математика письменно и устно, физика + зачет по русскому языку в форме сочинения).
С первых дней выпускники математических школ в полной мере смогли оценить высокий уровень чтения лекций своих новых наставников, так как материал первых курсов был им частично знаком: лекции и практические занятия по ряду математических дисциплин в средней школе вели преподаватели вузов города. Чувствовалось, что педагогические кадры мехмата подобраны тщательно и
продуманно. Поражала высочайшая научная и методическая квалификация бывших фронтовиков. Позднее мы узнали, что глубоко нами уважаемые Г.С. Шевцов, Г.А. Жданов, С.И. Мельник, И.В. Цыганков, П.И. Трофимов -ученики ведущих ученых страны, а свои научные диссертации успешно защитили (в основном, в Москве) уже после войны, несмотря на трудности послевоенного времени, на последствия ранений и контузий.
С Иваном Васильевичем Мисюркеевым первокурсники 1965 г. впервые знакомились как с деканом мехмата. Из поступивших на первый курс было много приезжих молодых людей со всех концов страны от Дальнего Востока до Донбасса, от Беломорья до Кавказских гор (благо железнодорожные билеты были недорогими). Всех нужно было обеспечить жильем и распределить стипендии. Дадут ли стипендию конкретному студенту - зависело от дохода его семьи, соответствующие справки студенты представляли в деканат. Но после каждой сессии всем отличникам на ближайшие полгода назначалась повышенная стипендия, независимо от семейного дохода.
Первокурсники, впервые столкнувшиеся с новым, непривычно высоким уровнем требований, молча выходили из аудитории, где шел зачет или экзамен, и упорно не отвечали на вопрос сокурсников "Ну, как? ". Все вопросы о пересдачах решал деканат, пересдачи на повышенную оценку не разрешались. Конфликтов с преподавателями просто не могло быть, учиться на "тройки" или требовать оценку "повыше" было очень стыдно. Кроме зачисленных на первый курс, к учебе было допущено несколько человек в качестве "кандидатов в студенты", из числа не добравших одного балла до "проходного", но имевших медали по окончании средней школы. В частности, в одной из групп специальности "Прикладная математика" были две девочки-"кандидатки". До конца первого учебного года им разрешалось посещать лекции, практические занятия, сдавать контрольные работы и сессию в целом. Вопрос об их зачислении в университет решался по итогам первого года обучения (в скобках отмечу, что в итоге обе девочки продолжили успешно учиться в качестве наших однокурсниц).
Словом, только студенческих проблем деканату приходилось решать множество. В качестве декана Иван Васильевич был очень корректен и доброжелателен, вопросы решал
оперативно, даже помогал снимать подходящее жилье студентам, когда не хватало мест в общежитии. И одновременно старался привлечь студентов к научной работе. В коридоре у деканата всегда висели расписания занятий научных семинаров, объявления о темах текущих заседаний и т.п. Студенты невольно обращали внимание на то, что вывешиваемые материалы регулярно обновлялись, менялись имена докладчиков, привлекали внимание непривычные и непонятные названия докладов.
Большей части студентов в первый год обучения приходилось решать проблемы адаптации. Немало времени занимала подготовка к практическим занятиям, так как на лекциях многие преподаватели практиковали "летучие" опросы студентов. Но уже на первом курсе было организовано несколько студенческих кружков, где преподаватели разных дисциплин старались увлечь студентов своими научными идеями.
На втором курсе многие студенты начали посещать научные семинары кафедр. В семинаре кафедры "Теория функций и функционального анализа", которым руководил И.В. Мисюркеев, участвовали студенты разных курсов и преподаватели. Курс функционального анализа впервые начал читать в Пермском университете в середине 1950-х гг. Г.А. Жданов. Первый учебник Люстерника Л.А и Соболева В.И. "Элементы функционального анализа" появился в Москве в издательстве "Наука" только в 1965 г. А Иван Васильевич в 1967-1968-м гг. уже читал ряд специальных курсов для студентов старших курсов по вопросам нелинейного функционального анализа. Надо отметить, что до сих пор даже проблемы линейного анализа решены не все. Стоит ли говорить о трудностях "плавания", по выражению Ивана Васильевича, в "океане нелинейности, где линейные задачи образуют маленькие островки". Тем труднее для преподавателя и исследователя не только обозначить принципиально новые, нестандартные математические проблемы, но методически грамотно, логично и последовательно изложить их в курсе лекций для студентов.
Большим подспорьем для студентов и аспирантов оказалось учебное пособие И.В. Мисюркеева "Введение в нелинейный функциональный анализ", изданное в 1968 г. в Перми. Разбросанные по различным источникам сведения были собраны и обстоятельно
Г. Б. Лялькина
изложены, обозначены основные проблемы и последние достижения нелинейного функционального анализа. В те годы нам, студентам, было трудно оценить, каких усилий от нашего учителя потребовала подготовка, редактирование и печать рукописи. Напомню, что о персональных компьютерах в те годы и не слыхали, а редакторские программы типа "Word" появились на десятилетия позднее. Рукописные тексты печатали на так называемой пишущей машинке, одновременно с помощью копировальной бумаги можно было отпечатать не более пяти экземпляров, а все опечатки аккуратно исправлять вручную.
Необходимый научный и учебный материал можно было найти в научных изданиях типа математических журналов, сборников научных статей, тезисов конференций. Неоценимую помощь оказывали библиотеки: в частности, наша "Горьковка" (Пермская областная библиотека им. М. Горького), а также библиотеки Пермского госуниверситета и Пермского педагогического института, с их огромными и великолепно систематизированными и обработанными фондами. Библиотеки выписывали не только книги, но также множество журналов и других научных и популярных изданий. Обширнейший объем литературы по нелинейному анализу Иван Васильевич сумел прочесть, осмыслить и переработать, и, главное для научного руководителя, - сформулировать и поставить новые задачи для нас, старшекурсников, - "подрастающего" поколения будущих инженеров -математиков и аспирантов.
Ивана Васильевича отличало редкое чутье на перспективные направления исследований, умение находить новые темы и направления для самостоятельных исследований.
Доклады участников семинара ошеломляли младшекурсников: абсолютно непонятно, но интересно. Постепенно, от доклада к докладу, приходило понимание, хотя тематика была достаточно разнообразной. Изучались нелинейные операторы и операторные уравнения, в том числе интегральные и интегро-дифферен-циальные уравнения, свойства соответствующих операторов в различных функциональных пространствах, в том числе в банаховых бесконечномерных пространствах, краевые задачи для нелинейных уравнений и многое другое.
Постепенно все темы были разобраны молодыми членами семинара и послужили им в качестве основы диссертационных исследо-
ваний. Тематика была новой, оригинальной, потому и быстрых защит кандидатских диссертаций не последовало. Но в итоге (редкий случай!) все темы, как принято выражаться в научной среде, оказались "диссертабельны-ми", все аспиранты Ивана Васильевича Ми-сюркеева успешно защитили диссертации и все продолжили научную деятельность, как в России, так и за границей.
Постоянными старшими участниками семинара в середине шестидесятых годов были доценты и старшие преподаватели кафедры: В.В. Думкин, Г.А. Жданов, Ю.Н. Еленский. Из более молодых участников в разные годы в семинарских заседаниях с собственными докладами выступали: Ш.Я. Файзуллин, В.С. Со-сновских, Г.Б. Лялькина, А.А. Калмыков, Л.И. Лурье, А.В. Поносов, Ю.В. Непомнящих.
Я поступила в аспирантуру к Ивану Васильевичу на кафедру теории функций и функционального анализа в 1972 г. Кроме работы над темой диссертационной работы, вела в качестве педагогической практики занятия на мехмате по курсу теории функций комплексной переменной, а также по уравнениям математической физики (на мехмате и на физическом факультете). И.В. Мисюркеев никогда не вмешивался в мою педагогическую практику и не делал замечаний, хотя я знаю, что, в принципе, иногда ему приходилось это делать в качестве заведующего кафедрой, если в этом возникала необходимость.
В качестве руководителя аспирантов Иван Васильевич никогда не назначал жестких сроков для отчетов, все приносимые ему для контроля результаты исследований тщательно проверял и давал ценные советы. Если аспиранта уносило в сторону от намеченного руководителем плана работы, Иван Васильевич не возражал. Видимо, он понимал, что ход нового исследования трудно планировать детально и честно работающему аспиранту виднее, куда ведет логика исследования. Лично мне такой подход чрезвычайно импонировал, и, как показала дальнейшая жизнь, оказался плодотворным. Под руководством И.В. Мисюркеева я выполнила и в 1980 г. успешно защитила диссертацию на соискание кандидата физико-математических наук по теме "Некоторые вопросы нелинейных операторных уравнений с уплотняющими операторами" в Уральском государственном университете.
В дальнейшем нестандартный подход к исследованию краевых задач нелинейной
гидродинамики на основе методов нелинейного анализа позволил мне выполнить и в 1996 г. успешно защитить диссертационную работу на соискание доктора физико-математических наук по специальности "Механика жидкости, газа и плазмы".
В работе мной были использованы, в частности, результаты исследований по нелинейному анализу, полученные под руководством Ивана Васильевича еще в кандидатской диссертации. Результаты имели сугубо прикладной характер и были посвящены вопросам устойчивости процессов синтеза полимерных оптических волокон. Проблемы, которые было необходимо решить, имели существенно нелинейный характер, т. е. допускали ветвление или бифуркацию решений соответствующих краевых задач. Это означает, что каждую из ветвей решений необходимо было обнаружить, выделить (т. е. решить задачу глобальной устойчивости), и затем исследовать на локальную устойчивость (устойчивость к малым возмущениям).
Я благодарна Ивану Васильевичу, замечательному, дальновидному и доброжелательному научному руководителю: он во многом определил направление и успех исследований своих учеников.
Список литературы
1. Зверева Ю.Н., Думкин В.В., Еленский Ю.Н и др. Страницы жизни и деятельности профессора И.В. Мисюркеева // Наш мехмат (посвящается 50-летию механико-математического факультета ПГУ). Пермь: Перм. гос. ун-т, 2010. С. 91-104.
2. Памяти профессора И.В. Мисюркеева (1917-1992) // Вестник Пермского университета. Сер. Математика. Механика. Информатика. Пермь: Изд-во ПГУ, 1994. № 1. С.193-195.
3. Лялькина Г.Б., Третьякова Н.Г. Наш мехмат: к 95-летию со дня рождения Г.А. Жданова // Вестник Пермского университета. Сер. Математика. Механика. Информатика. 2014. Вып. 1(24). С. 84-86.
4. Яковлев В.И. Из истории физико-математического факультета IIIУ (19161960) // Вестник Пермского университета. Сер. Математика. Механика. Информатика. Пермь: Изд-во ПГУ, 2010. Вып. 3(3). С. 4-15.
About the Teacher
(reminiscences about the professor I.V. Misyurkeev)
G. B. Lyalkina
Perm National Research Polytechnic University
29, Komsomolsky prospekt, Perm, 614990, Russia
The article presents reminiscences about the professor I.V. Misyurkeev, who was the Dean of the Faculty of Mechanics and Mathematics and the head of the Department of Function Theory and Functional Analysis at Perm State University in the second half of the 20th century. His sagacity and scientific competence as the leader of the scientific team at the department are marked, as well as his ability to identify promising research lines. The article highlights the role of I.V. Misyurkeev as an excellent methodologist who managed to comprehend and competently summarize the results of advanced scientific research in the field of non-linear functional analysis and to intelligibly present these in a number of textbooks and teaching aids. As the professor's particular contribution it is noted that academic career of those who were under his supervision during their postgraduate courses has been successfully developing. They all say that the professor played an undoubtedly effective role as an educator. I.V. Misyurkeev trained hundreds of applied mathematicians, school teachers and university professors, including Candidates of sciences, as well as a galaxy of professors of mathematics.
Keywords: Perm State University; Department of Function Theory and Functional Analysis; scientific supervision; research.