ЮБИЛЕИ И ДАТЫ
Самарская Лука. 2007. - Т. 16, № 3(21). - С. 605-614.
О 2007 Г.С. Розенберг СЛОВО ОБ УЧИТЕЛЕ (к 70-летию профессора Бориса Михайловича Миркина)
WORD ABOUT THE TEACHER (to the 70 anniversary of professor Boris Mihajlovich Mirkin)
Посвящается 70-летию профессора Бориса Михайловича Миркина.
Я прекрасно понимаю всю «избитость» выбранного мной названия этой юбилейной публикации. И все-таки, при всех моих «КВНовских претензиях на оригинальность», я остановился именно на таком названии -«Слово об Учителе», так как, если Борис Михайлович не против, я был и остаюсь его учеником.
Фото официальное
Чуть более раннее, неофициальное
Борис Михайлович Миркин - доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент Академии наук Республики Башкортостан, заслуженный деятель науки РФ и РБ, вся трудовая деятельность которого связана с Башкирским государственным университетом и Институтом биологии Уфимского научного центра РАН. Б.М. Миркин (сотрудники и коллеги «за глаза» называют его «БМ») создатель и лидер уфимской геоботанической школы - одной из наиболее активных и авторитетных в России и за ее пределами, сформировавшейся в 1960-1970-е гг.; и это не «местечковый патриотизм», а вполне официальное признание. Так, еще 30 лет тому назад, в книге эстонского фитоценолога и лихенолога Ханса Трасса (1976) "Геоботаника: история и тенденции развития" подчеркивалось наличие именно уфимской геоботанической школы, а Роберт Макинтош - крупнейший американский эколог - за разработку теории классификации растительности назвал БМ «экологом философии и метаэкологом» (Mcintosh, 1993).
Спектр научных интересов БМ огромен. Прежде всего, это вопросы теории фитоценологии (в первую очередь, динамика и классификация растительности и модели организации фитоценозов). Особый вклад БМ и его школа внесли в разработку теории и практики классификации растительности как континуального объекта. Во многом благодаря неуемной энергии БМ в 60-80-х годах, в СССР получил распространение международный метод эколого-флористической классификации (метод Браун-Бланке). В 1981 г. в Уфе проходит Всесоюзная конференция, посвященная возможностям внедрения этого метода в СССР, а в 1997 г. - Международная школа по компьютерным базам геоботанических данных (была организована совместно с Ланкастерским университетом, Великобритания). Постоянен интерес БМ к вопросам теории и практики луговедения, теории сукцессий в травосмесях, агроэкологии (концепция экологического императива и сес-тайнинга агроэкосистем, принципы и компьютерное обеспечение экологической оптимизации структуры хозяйств), теории охраны биоразнообразия, экологического образования. Все эти аспекты его деятельности подтверждены многочисленными публикациями (число которых перевалило за тысячу (!); ниже приводится список только монографических работ БМ)
Здесь я хотел бы остановиться только на одном из развиваемых в школе БМ направлений, к которому имел прямое отношение. Это - количественные методы изучения растительности. Если биометрическим исследованиям в России уже более века (Боголюбов, 2002), то в СССР уфимские геоботаники под руководством БМ стали, фактически, пионерами в использовании ЭВМ для обработки геоботанических данных.
По-видимому, «корни» интереса БМ к количественным методам анализа растительности следует искать и в Казанском университете, который он окончил в 1959 г. (на кафедре геоботаники сохранялись традиции А.Я. Гордягина, от работы которого и идет отсчет использования биометрии в экологических [в широком смысле] исследованиях; Гордягин, 1907), и в
Ленинградском университете, где ЕМ обучался в аспирантуре, испытывая большое влияние «ленинградской биометрической школы» (П.В. Теренть-ев, Н.С. Ростова, Л.С. Каминский, В.И. Василевич). Вернувшись в 1963 г. в Башкирский университет, ЕМ стал группировать вокруг себя молодежь, проявлявшую интерес к фитоценологии и количественным методам исследования растительных сообществ. Когда вышел в свет перевод монографии П. Грейг-Смита (1967) и несколько позже В.И. Василевича (1969), работы в этом направлении получили дополнительный импульс.
Я пришел в группу ЕМ в 1970 г. студентом 5-го курса физмат факультета Башкирского университета для выполнения под его руководством (совместно с еще одним моим руководителем, тогда еще кандидатом технических наук С.Ю. Рудерманом) дипломной работы по приложениям теории распознавания образов для решения задач индикационной геоботаники. В последствии, эта тема стала и темой моей кандидатской диссертационной работы, и практически определила мою дальнейшую научную судьбу; но тогда, в сентябре 1970 г. я записал в дневнике дипломника: «Встреча с Б.М. Миркиным прошла на высоком уровне. На третьем этаже».
Уже в марте 1971 г. в составе представительной делегации уфимцев ЕМ вывез меня «в свет», в Ригу на конференцию по применению количественных методов в анализе структуры растительности; фактически, первой моей публикацией по данной тематике стала хроника этой конференции, написанная совместно с Таней Поповой1 под пристальным присмотром ЕМ (Попова, Розенберг, 1971).
После окончания университета я «загремел» в армию и два года службы в Комсомольске-на-Амуре меня сильно поддерживали постоянные телефонные разговоры (иногда с недоучетом разницы во времени...), переписка с ЕМ и написание совместных статей (первая наша «центральная» публикация приходится как раз на это время; Розенберг и др., 1972).
После возвращения из армии я начал работать в Отделе физики и математики Башкирского филиала АН СССР, а затем усилиями ЕМ был переведен в академический Институт биологии. Именно в этот период и начался для меня процесс воспитания «бабы-яги в своем коллективе». Чаще всего он сводился к длительным беседам о науке и просто «за жизнь» у ЕМ дома, которые сопровождались возлияниями под монгольское блюдо «гу-рилтай-шуль» (лапша с мелко нарезанными кусочками баранины) или просто под чашечку (но не одну!) свежемолотого кофе.
Именно тогда были сформулированы и нашли ЭВМ-ное воплощение (на машинах «Урал», БЭСМ, «Наири»...) особенности использования тех или иных индексов сходства и коэффициентов межвидовой сопряженности, предложена процедура выравнивания в рамках прямого градиентного анализа, получили развитие методы непрямой ординации и автоматической классификации, были использованы современные и предложены новые методы биоиндикации, осуществлялся количественный анализ моза-
1 Т.В. Попова - второй кандидат биологических наук, защитившийся под руководством ЕМ; сейчас работает доцентом в Тюменском университете.
ичности растительного покрова и пр. и пр. В 1974 г. в Уфе прошла Всесоюзная конференция по применению количественных методов в геоботанике. Процесс пошел...
Замечу, что в этот же период, после окончания работ в составе Советско-Монгольской комплексной биологической экспедиции (начальником ботанического отряда 1970-1974 гг.) ЕМ заболел очень неприятной болезнью - астмой и стал, фактически, «экспедиционно-невыедным». Для активного полевика это было очень серьезным испытанием и только работой он пытался заглушить свои страхи и адаптироваться к новым условиям. Я стал свидетелем того, как в сезоны 77-78-го годов, проживая на даче за городом, он освоил новую специальность - миколога, активно собирал и изучал грибы (многие из них мы дегустировали, иногда с риском для своего здоровья), создал оригинальный ключ для определения видов грибов; эта работа завершилась очень интересной и хорошо иллюстрированной книгой "Грибы Башкирии".
До моего отъезда в 1987 г. в Тольятти, совместно с Шмы опубликовали 4 монографии (3 из них в издательстве «Наука») и 20 статей в центральных изданиях по различным аспектам применения статистических методов в геоботанике (в т.ч. и первую статью о системном подходе в фитоценологии; Миркин, Розенберг, 1978); в большинстве из этих работ он был и инициатором, и самым активным участником обсуждения полученных результатов. Можно сказать, что он научил меня правильно писать научные статьи. Некоторые высказывания ЕМ получались весьма афористичными и я часто использую их в работе со своими студентами и аспирантами. Например,
• «Любой результат надо доводить до научной общественности»,
• «Статью следует начинать писать тогда, когда вы "увидите" форму таблиц и рисунков»,
• «Ничто так не укрепляет дружбы, как совместные публикации»,
• «Я вошел в науку через банкеты!» и др.
За последние более чем 20-25 лет развития статистических методов в фитоценологии успехов достигнуто значительно меньше, чем за весь вековой период становления этих подходов и, особенно, за период 60-80-х годов, когда в этом процессе активную роль играл ЕМ. Наверное, это вполне объяснимо. Некоторые методы «устоялись» и стали обязательными (прямой градиентный анализ в модификации уфимской школы), другие остаются достаточно экзотическими и используются, в основном, авторами (распознавание образов и самоорганизация при прогнозировании). Современное развитие количественным методов пошло в направлении разработки математических моделей и создания разного рода баз знаний и данных (см., например, Шитиков и др., 2005). Этот процесс - не простой и ожидать здесь быстрых успехов не приходится. И еще один момент, на котором хотелось бы заострить внимание. Новые успехи фитоценологии следует ожидать не в направлении разработки каких-то новых количественных методов анализа растительности, а в выдвижении новых представлений о
структуре и характере динамики растительных сообществ; иными словами, должна произойти очередная смена парадигм. И здесь прекрасной «стартовой площадкой» стала НОР (монография 1998 г. "Наука о растительности", написанная ЕМ совместно со своим наиболее частым соавтором и женой Ленизой Гумеровной Наумовой).
И еще один, очень важный аспект деятельности ЕМ. Он прекрасный лектор, дающий в своих лекциях самый современный срез фитоценологии и экологии. Об этом свидетельствуют, в частности, анонимные отзывы, полученные через Интернет (орфография оставлена почти без изменений):
• Самый клёвый препод из всех!!! Лекции просто сказка, мало того, что интересно, так еще и не уснешь, потому что голосом его не обделили. Да и вообще в 70 то лет иметь такую энергетику, не каждому дано. На экзамен идешь как на праздник. (Студентка, 31.01.07).
• Ну если даже и не знать про все его заслуги... Реально оценивать его качества как человека и преподавателя... ТО ТАКИХ КАК ОН ЕДИНИЦЫ! Если бы все преподы были бы такими, слово "сессия" звучало бы божественной музыкой в ушах студентов! (81ер_Ьу_81ер, 26.01.07).
• Конечно, на лекциях на первую парту лучше не садиться! Можно оглохнуть, зато лекции клёвые и экзамен принимает клёво! Поэтому можно не париться на семинарах и не писать ответы на всякие тупые вопросы С... Р... (Айгуля, 18.01.07).
• Замечательный преподаватель! Материал, который он преподает - его жизнь. Знает его на отлично, дает его другим с юмором и доступно. Лекции его - заслушаешься. Отзывчивый, добрый и справедливый. (0е1ш_2005, 11.01.07).
• Миркин выделяется на фоне других преподов своим доброжелательным отношением. Сегодня сдавали ему экологию - все остались довольны. (123, 11.04.06).
• Прелесть что такое, а какой председатель диссертационного совета, мечта. В таком совете диссер защищать и вам советую, искренне люблю и уважаю. (Бывшая студентка, 27.02.06).
• Полностью согласна, потрясный. Таких как он на биофаке больше нет. С удовольствием ходишь на его лекции. (Анетик, 06.02.06).
Когда имеешь дело с такими неординарными личностями, как ЕМ, всегда хочется «загнать» их в какую-то удобную и простую схему. Он -кто? Больше ученый-естествоиспытатель или преподаватель? Оппонент или плюралист? Меломан или гурмэ ? (список вопросов-антитез можно продолжить...). Как системолог, могу свидетельствовать, что любая сложная система не допускает однозначного определения. Борис Михайлович Миркин - очень «сложная система», в нем тесно переплелись все человеческие «за» и «против». Наверное, это и создает ауру неординарности, делает его жизнь насыщенной и полной. Так держать!
По французским канонам различают гурманов (людей, любящих пресыщаться вкусной пищей) и гурмэ (разбирающихся в тонкостях изысканной пищи).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Боголюбов А.Г. К столетию начала биометрических работ в России // Изв. СамНЦ РАН. - 2002. - Т. 4, № 2. - С. 189-196.
Василевич В.И. Статистические методы в геоботанике. - JL: Наука, 1969.-232 с.
Гордягин А.Я. Биометрические исследования над Chrysanthemum sibiricum (DC.) II Труды Общества естествоиспыт. при Императ. Казан, унте. - 1907. - Т. XL, вып. 5. - С. 1-41. - Грейг-Смит П. Количественная экология растений. - М.: Мир, 1967. - 359 с.
Миркин Б.М., Розенберг Г.С. Системный подход к фитоценологии // Журн. общ. биол. - 1978. - Т. 39, № 2. - С. 167-178.
Попова Т.В., Розенберг Г.С. Третье Всесоюзное совещание по проблеме "Применение количественных методов в анализе структуры растительности" // Экология. - 1971. - № 5. - С. 107-109.
Розенберг Г.С., Миркин Б.М., Рудерман С.Ю. Опыт приложения теории распознавания образов для оценки засоления почв по растительности // Экология. - 1972. - № 6. - С. 31-34.
Трасс Х.Х. Геоботаника: история и тенденции развития. - JL: Наука, 1976.-252 с.
Шитиков В.К., Розенберг Г.С., Зинченко Т.Д. Количественная гидроэкология: методы, критерии, решения: в 2-х кн. - М.: Наука, 2005. - Кн. 1.-281 е.; Кн. 2.-337 с.
Mcintosh R. The continuum continued: John Curtis influence on ecology // John Curtis. Fifty Years of Wisconsin Plant Ecology / Ed. Fralish J.S., Mcintosh R.P., Loucks O.L. - Madison: The Wisconsin Acad, of Sei., Arts and Letters, 1993. - P. 95-122.
ОСНОВНЫЕ ТРУДЫ ПРОФЕССОРА Б.М. МИРКИНА (научные монографии, учебники и учебные пособия)
1. Миркин Б.М. Узловые вопросы курса общей геоботаники (Сокращенный курс лекций для студентов биол. факульт. университетов). - Уфа: Башгосуниверситет, 1970. - 88 с.
2. Миркин Б.М. Введение в количественные методы анализа растительности (Сокращенный курс лекций для студентов биол. факульт. университетов). - Уфа: Башгосуниверситет, 1970. - 87 с.
3. Миркин Б.М. Закономерности развития растительности речных пойм. - М.: Наука, 1974. - 174 с.
4. Миркин Б.М. Теоретические вопросы курса общей геоботаники (Сокращенный курс лекций для студентов биол. факульт. университетов). - Уфа: Башгосуниверситет, 1974. - 110 с.
5. Миркин Б.М., Розенберг Г.С. Фитоценология: Принципы и методы. - М.: Наука, 1978. - 212 с.
6. Миркин Б.М., Розенберг Г.С. Количественные методы классификации, ординации и геоботанической индикации // Итоги науки и техники. Ботаника. Т. 3. -М.: ВИНИТИ, 1979. - С. 71-137.
7. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Грибы Башкирии. - Уфа: Баш-книгоиздат, 1979. - 96 с.
8. Миркин Б.М., Манибазар Н., Гареева JI.M. и др. Растительность речных пойм Монгольской Народной Республики: Опыт синтак-сономического анализа с использованием флористических критериев. Биологические ресурсы и природные условия МНР. Т. 13. - JI.: Наука, 1980.-280 с.
9. Миркин Б.М. Теория и практика фитоценологии. - М.: Знание, 1981. - 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. Биология, № 7).
10. Миркин Б.М., Розенберг Г.С. Толковый словарь современной фитоценологии. - М.: Наука, 1983. - 134 с.
11. Миркин Б.М. Теоретические основы современной фитоценологии. - М.: Наука, 1985.- 137 с.
12. Миркин Б.М., Абрамова JI.M., Ишбирдин А.Р. и др. Сеге-тальные сообщества Башкирии. - Уфа: БФАН СССР, 1985. - 155 с.
13. Миркин Б.М. Что такое растительные сообщества. - М.: Наука, 1986. - 160 с.
14. Миркин Б.М. Основы фитоценологии. - Уфа: Башгосунивер-ситет, 1986. - 76 с.
15. Миркин Б.М., Горская Т.Г., Григорьев И.Н. и др. Опыт анализа сукцессий в травосмесях. - Уфа: БФАН СССР, 1987. - 120 с.
16. Ишбирдин А.Р., Миркин Б.М., Соломещ А.И., Сахапов М.Т. Синтаксономия, экология и динамика рудеральных сообществ Башкирии. - Уфа: БНЦ УрО АН СССР, 1988. - 161 с.
17. Миркин Б.М. Современное состояние и тенденции развития классификации растительности методом Браун-Бланке // Итоги науки и техники. Сер. ботаника. - М.: ВИНИТИ,. 1989. - С. 3-128.
18. Миркин Б.М., Розенберг Г.С., Наумова Л.Г. Словарь понятий и терминов современной фитоценологии. - М.: Наука, 1989. - 223 с.
19. Миркин Б.М. Экология растительности сельскохозяйственных земель Башкирии. - Уфа: Башкнигоиздат, 1990. - 126 с.
20. Миркин Б.М., Злобин Ю.А. Растительные сообщества наших полей. - М.: Знание, 1990. - 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. Сельское хозяйство, № 1).
21. Миркин Б.М., Злобин Ю.А. Агрофитоценология с основами агроэкологии. - Уфа: Башгосуниверситет, 1990. - 80 с.
22. Гродзинский A.M., Миркин Б.М., Злобин Ю.А., Наумова Л.Г. Словарь-справочник по агрофитоценологии и луговедению. - Киев: Наукова думка, 1991. - 135 с.
23. Мирикн Б.М. Экология естественных и сеяных лугов. - М.: Знание, 1991. - 65 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. Сельское хозяйство, № 8).
24. Миркин Б.М. Введение в фитоценологию. - Уфа: Башгосуни-верситет, 1991. - 81 с.
25. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Злобин Ю.А. Состояние и современные тенденции развития агроэкологии // Итоги науки и техники. Сер. растениеводство. - М.: ВИНИТИ, 1992. - С. 3-176.
26. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Ханов Ф.М. Экологическая азбука школьника. - Уфа: Госкомиздат, 1992. - 189 с.
27. Миркин Б.М., Хазиев Ф.Х., Хазиахметов P.M. Сестайнинг агроэкосистем: история, концепция, конструктивный подход. - Уфа: БНЦ УрО РАН, 1992. - 36 с.
28. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Злобин Ю.А. Плодородие вашего участка (Советы фермеру и садоводу-любителю). - М.: Знание, 1993. - 47 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. Усадьба, подворье, ферма, № 1).
29. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Куршаков C.B., Юнусбаев
Б.Х. (составители). Хрестоматия по экологии (книга для учителя). -Уфа: УНЦ РАН, 1994. - 120 с.
30. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Социальная экология: Учебное пособие. - Уфа: Изд-во Вост. экстер. гуманит. ун-та, 1994. - 89 с.
31. Миркин Б.М., Янтурин С.И., Горская Т.Г., Мукатанов А.Х. Опыт анализа фиторекультивационной сукцессии на засоленных почвах Зауралья Республики Башкортостан. - Уфа: УНЦ РАН; Сибайский филиал БГПИ, 1994.-98 с.
32. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Куршаков C.B. Экология Башкортостана. Учебник для 9-х кл. сред. шк. - Уфа: Китап, 1995. - 142 с.
33. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России: Учебник для 9-11-х кл. общеобразов. шк. - М.: АО "МДС"; Юнисам, 1995. - 232 е.; изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: АО "МДС", 1996. - 272 е.; изд. 3-е, пере-раб. и доп. - М.: Устойчивый мир, 2001. - 272 с.
34. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Популярный экологический словарь школьного учителя Республики Башкортостан. - Уфа: Китап, 1997. -200 с.
35. Solomeshch A., Mirkin В., Ermakov N. et al. Red Data Book of Plant Communities in the former USSR. - Lancaster (UK): Univ. Press,
1997.-69 p.
36. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Наука о растительности (История и современное состояние основных концепций). - Уфа: Гилем,
1998.-412 с.
37. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология: Учебное пособие. -Уфа: Восточный университет, 1998. - 256 е.; 2-е изд., перераб. и доп. -Уфа: Восточный университет, 2004. - 308 с.
38. Миркин Б.М., Хазиев Ф.Х., Хазиахметов P.M., Бахтизин Н.Р. Экологический императив сельского хозяйства Республики Башкортостан. - Уфа: Гилем, 1999. - 165 с.
39. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Популярный экологический словарь. - М.: Устойчивый мир, 1999. - 304 е.; изд. 2-е, перераб. и доп. -М.: Тайдекс КО, 2003. - 384 с. (Библиотека журнала "Экология и жизнь").
40. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Ролевые игры по экологии: Пособие для учителей. - М.: Устойчивый мир, 2000. - 272 с.
41. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Молодильные яблоки для планеты Земля: Книга для чтения по экологии для учащихся среднего школьного возраста. - Уфа: Китап, 2000. - 264 с.
42. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Мулдашев A.A. Высшие растения: краткий курс систематики с основами науки о растительности: Учебник. - М.: Логос, 2001. - 264 е.; изд. 2-е, перераб. - М.: Логос, 2002. - 256 с. (Серия книг: Учебник XXI века).
43. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Ибатуллин У.Г. Экология Башкортостана: Учебник для средних профессиональных учебных заведений. - Уфа: АДИ-Пресс, 2002. - 200 е.; изд. 2-е, доп. - Уфа: АДИ-Пресс, 2005.-200 с.
44. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Соломещ А.И. Современная наука о растительности: Учебник. - М.: Логос, 2002. - 264 с.
45. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Растения Башкортостана (региональный компонент к разделу «Растения» предмета «Биология»): Учебное пособие. - Уфа: Китап, 2002. - 208 с.
46. Миркин Б.М. Острова архипелага «Память»: Записки геоботаника. - Уфа: Гилем, 2003. - 215 с.
47. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология: Экстерн-пособие. -Уфа: Восточный университет, 2004. - 168 с.
48. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Хизбуллина Р.З. и др. Экология в общеобразовательной школе (Интегрированный вариант) / Учебно-методическое пособие для учителей. - М.: Тайдекс Ко, 2004. - 107 с. (Лекторий журнала "Экология и жизнь").
49. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Биологическое разнообразие и принципы его сохранения: Учебное пособие. - Уфа: РИО БашГУ, 2004. - 124 с.
50. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Мулдашев A.A., Ямалов С.М.
Флора Башкортостана: Учебное пособие. - Уфа: РИО БашГУ, 2004. -148 с.
51. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Основы общей экологии: Учебное пособие - М.: Университетская книга, 2005. - 263 с.
52. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Курс лекций по устойчивому развитию. - М.: Тайдекс Ко, 2005. - 248 с. (Библиотека журнала "Экология и жизнь").
53. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология вокруг нас (беседы со старшими школьниками Башкортостана). - Уфа: Гилем, 2005. - 218 с.
54. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Барановская Т.А. Биоразнообразие в сельскохозяйственных экосистемах: Учебно-методическое пособие для учителей сельской школы по организации исследовательской работы школьников. - Уфа: Информреклама, 2005. - 123 с.
55. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология для устойчивого развития Башкортостана: Учебное пособие. - Уфа: Полипак, 2006. - 153 с.
Поступила в редакцию 20 июля 2007 г.