Научная статья на тему '«Слово о полку Игореве» и «Песнь о Роланде»: из опыта параллельного чтения на уроке литературы'

«Слово о полку Игореве» и «Песнь о Роланде»: из опыта параллельного чтения на уроке литературы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5643
422
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДНИХ ВЕКОВ / ПРИЁМ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА / ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ РОДСТВО «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» И «ПЕСНИ О РОЛАНДЕ» / ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / TEACHING OF THE MIDDLE AGES' LITERATURE / TYPOLOGICAL AFFINITY OF "THE TALE OF IGOR'S CAMPAIGN" AND "THE SONG OF ROLAND / METHOD OF A COMPARATIVE ANALYSIS / TYPOLOGICAL CONTEXT / THE DIALOGUE OF CULTURES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Толстых Наталья Анатольевна

Автор статьи предлагает конспект завершающего урока по «Слову о полку Игореве», построенного на сопоставлении «Слова...» с явлением западноевропейской литературы Средневековья «Песнью о Роланде». В процессе урока планируется обнаружить переклички двух текстов на разных уровнях, таких, как отбор жизненного материала (тема, проблема, конфликт), принципы создания образов героев, авторская оценка и способы её выражения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"The Tale of Igor's Campaign" and "The Song of Roland": from the experience of parallel reading during the classes literature

The author offers a summary of the final lesson in "The Tale of Igor's Campaign", which was built on a comparison of "The Tale..." with the phenomenon of Western European literature of the Middle Ages "The Song of Roland." During the lesson it was planned to detect echoes of the two texts at different levels, such as selection of important material (topic, problem, conflict), the principles of creating heroes' images, the author's assessment, and ways of its expression.

Текст научной работы на тему ««Слово о полку Игореве» и «Песнь о Роланде»: из опыта параллельного чтения на уроке литературы»

Н.А. Толстых

«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» И «ПЕСНЬ О РОЛАНДЕ» (ИЗ ОПЫТА ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ)

Средневековая литература в школьной программе представлена, как правило, «Словом о полку Игореве». Курс зарубежной литературы в филологическом классе или уроки внеклассного чтения в традиционном классе позволяют не только расширить представление школьников о литературном наследии этой эпохи благодаря знакомству с «Песнью о Роланде», но и при параллельном чтении двух произведений открывают любопытную возможность для сравнений, сопоставлений и интересных выводов.

По программе А. Кутузова на изучение «Слова о полку Игореве» в 8 классе отводится 3 урока:

1. История «Слова о полку Игореве», сюжет, композиция, пейзаж.

2. Г ерои «Слова о полку Игореве». Образ автора.

3. Традиции «Слова о полку Игореве» в литературе.

Предлагаю провести еще один урок по этому произведению древнерусской литературы в форме сопоставительного анализа «Слова о полку Игореве» и «Песни о Роланде». Считаю, что такое сравнение возможно на разных типологических уровнях.

Нель урока: вызвать у учащихся интерес к работе с художественным текстом, развить читательскую зоркость, активизировать мыслительную деятельность на уроке, привить навыки сопоставительного анализа, позволяющего увидеть типологические связи между эпосами разных народов и общность путей развития национальных литератур в контексте мировой литературы.

Оборудование урока: иллюстрации к

«Слову о полку Игореве» В.Воловича и к «Песни о Роланде» А.Лыткина.

За неделю до урока учащимся было дано задание: при чтении «Слова о полку Игореве» и «Песни о Роланде» отметить черты, сближающие два произведения, поэтому урок проходит в форме беседы. Такой урок возможен только в том случае, если учащиеся хорошо знают тексты. Если «Слово...» читалось на уроке, то знакомство с «Песнью...» происходило вне школы, и поэтому учитель должен обязательно прове-

Наталья Анатольевна Толстых — учитель высшей категории МОУ СОШ№ 163 (г. Екатеринбург).

рить заранее, какая часть класса знает содержание «Песни о Роланде».

Беседа с учащимися строится в форме вопросов-ответов с комментариями учителя.

1. Что вы знаете об истории обнаружения «Слова о полку Игореве»?

На первом уроке по «Слову о полку Игоре-ве» учащиеся уже получили эти сведения, поэтому они без труда вспоминают, что «Слово о полку Игореве» было обнаружено графом А.И. Мусиным-Пушкиным в конце XVIII века. Граф, известный собирателей древностей, купил рукописный хронограф у архимандрита Спасского монастыря Ярославля. В этом сборнике Мусин-Пушкин обнаружил текст «Слова о полку Игореве», подготовил произведение к печати. Так как текст был написан на древнерусском языке и не был даже разделен на слова, как это было принято в древности, понадобилось три года для его расшифровки и перевода, а также для комментариев, после чего переписанный вариант был представлен Екатерине Великой. В начале XIX века «Слово о полку Игореве» было издано отдельной книгой, а рукописный хронограф во время французского нашествия сгорел в Москве вместе с домом графа. Сохранились только переписанные с него копии.

Историю обнаружения «Песни о Роланде» должен рассказать учитель. «Песнь о Роланде» дошла до нас в рукописи середины XII века. Найдена она была случайно в библиотеке университета в Оксфорде и впервые опубликована в Париже в 1837 году. С тех пор ее издают и переиздают в оригиналах и в переводах, изучают, пишут о ней статьи и книги.

2. Какие исторические события лежат в основе «Песни о Роланде» и «Слова о полку Игореве» ?

Здесь, конечно, требуются пояснения с комментариями со стороны учителя. Событие, о котором рассказывается в «Песне о Роланде» произошло в 778 году, когда король германского племени франков Карл, вошедший в историю под именем Великий, в войне с неверными осадил Сарагосу, но города не взял и вынужден был вернуться восвояси. На обратном пути в Ронсевальском ущелье арьергард его войска попал в засаду, и отряд, которым командовал племянник Карла Хруодланд (в «Песне» - Роланд) был перебит.

События, которые лежат в основе «Слова о полку Игореве», известны учащимся. Это неудачный поход Игоря на половцев в 1185 году, пленение князя и его побег из плена. И это также факт исторический. Значит, в основе обоих произведений реальные события.

3. Но прежде зададимся вопросом, известны ли авторы «Слова о полку Игореве» и «Песни о Роланде»?

«Песнь о Роланде» заканчивается словами: «Турольд умолк». Кто такой Турольд? Автор? Рассказчик? Или, может быть, тот человек, который собрал воедино поэтические сказания о несчастной судьбе молодого Роланда, ходившие в народе? Только один раз названо это имя в конце поэмы и нигде больше не повторяется. Нельзя с абсолютной точностью назвать и имя автора «Слова о полку Игореве»: в древней Руси было не принято подписывать свое имя под произведением. Гораздо важнее то, что духовный портрет авторов «Песни о Роланде» и «Слова о полку Игореве» можно представить себе достаточно хорошо: это люди тонкого ума, острого политического зрения, патриоты, награжденные к тому же поэтическим талантом.

4. Вернемся к истории: почему именно эти исторические события привлекли внимание авторов?

Многие исторические события большего масштаба и большей исторической важности, чем описанные в «Песне о Роланде» и в «Слове о полку Игореве», остались за пределами авторского внимания и интереса, между тем как факты не столь уж значительные, если их рассматривать в контексте мировой истории, представлены в этих произведениях так ярко и многопланово. В чем разгадка странного на первый взгляд обстоятельства? Здесь вступает в свои права искусство, и необходимо, чтобы учащиеся это понимали. Ведь только благодаря автору мы как будто видим то, что происходило и под стенами Трои, и в Ронсевальском ущелье, и на бескрайних просторах Руси.

Нель автора - на примере истории своих героев осмыслить события, показать причину их драматизма и трагичности, донести до читателей мысль о необходимости прекращения междоусобной вражды, объединения перед лицом опасности, перед лицом врага. Дать нравственный урок читателю - вот задача автора.

5. Какие качества героев воспевают авторы «Песни о Роланде» и «Слова о полку Игореве» ?

Характеристики героев пересекаются: авторы воспевают в своих героях такие качества, как ум, воля, мужество, ратный дух, храбрость, отвага, ловкость. Авторы любят своих героев, которые далеко не безупречны.

6. Какие качества героев авторы осуждают?

Бесспорно, авторы осуждают слабости своих героев: излишнее самолюбие, честолюбие, неумение прислушиваться к мнению других, нежелание поступиться собственными амбициями ради главного, к чему призваны и Игорь, и Роланд - разумно, мудро управлять людьми, заботиться об их благе, о сохранении их жизней. По мнению авторов, и на Роланде, и на Игоре лежит вина. Оба они любят славу, честолюбие туманит их голову, не позволяет видеть очевидное. Разве Роланд не виноват в гибели своего войска, когда, понадеявшись на собственные силы, не последовал совету своего друга Оливье позвать на помощь Карла? Разве не проявил он самонадеянность? Игорь же, отметая все советы и предостережения, не поворачивает назад, даже получив знамение в виде затмения солнца. Он бросается навстречу неотвратимой гибели, отправившись в поход с небольшими силами, и своим поражением открывает ворота Руси для врагов.

Авторы порицают своих героев, так как те не соизмеряют своих сил с обстоятельствами, не думают о последствиях собственных поступков. Но авторское порицание - это своего рода отеческий укор молодым героям, так как и Роланд, и Игорь - трагические герои с трагической виной, которую они в полной мере осознали сами, пусть и слишком поздно.

7. Какую роль в системе образов «Песни о Роланде» и «Слова о полку Игореве» играют Карл и Святослав?

Событие, о котором рассказывается в «Песне о Роланде», происходило, когда Карлу Великому было тридцать шесть лет. Но в литературном произведении он уже глубокий старец двухсот лет от роду. В этой детали нашло отражение представление об идеальном государе - он должен быть мудр и стар. Он по-отцовски печалится, когда узнает о гибели своего племянника, и наказывает Ганелона, обрекшего Роланда на смерть.

Колоритен в «Слове о полку Игореве» образ Святослава, князя киевского. Он двоюродный брат Игоря и Всеволода, но он старше и по возрасту, и по чину. Он великий князь. Это мудрый, убеленный сединами старец. Все остальные, младшие князья для него, что дети неразумные, но он любит их, как любят отцы своих блудных и непутевых сыновей. Святослав добр и благороден. Недавно он разгромил войска Кобяка, желая объединения Руси. Именно поэтому в «Слове о полку Игореве» Святослав олицетворяет идею единого государства.

И Карл, и Святослав обладают провидческими способностями - видят вещие сны. Снится Карлу, будто стоит он у входа в ущелье, зажав рукой «крепкое ясеневое копье», а Гане-лон, впоследствии предавший Роланда, выдернул копье из руки Карла - и «вихри взвились облаками под самое небо», словно души убитых героев взлетели в небеса. Во сне видит Карл бушующие стихии с камнепадами, грозами, молниями, сжигающими древки копий его воинов, плавящими их шлемы и щиты, корежащими латы. Медведи, барсы и змеи одолевают французов, а на спешащего им на помощь Карла набрасывается яростный лев.

Аллегоричен и «смутный сон» Святослава, видевшего, будто его «одевали... черной папо-ломою на кровати тисовой» (обычай обряжать покойников), «черпали ...синее вино, с горем

смешанное, осыпали..... крупным жемчугом»

(символы похоронного обряда), «серые вороны граяли» (предвестие беды).

8. Какую роль в «Песне о Роланде» и в «Слове о полку Игореве» играет природа?

Природа играет важную роль и в «Песне о Роланде», и в «Слове о полку Игореве», является не только фоном, на котором развертывается действие, но принимает участие во всех происходящих событиях. Так, в «Слове о полку Иго-реве» перед битвой с половцами «кровавые зори свет поведают, черные тучи с моря идут, реки мутно текут, прах над полями несется». Природа скорбит о погибших воинах, она же помогает бежать Игорю из плена.

В «Песне о Роланде» солнце останавливается в небе, чтоб еще при свете дня королевские войска смогли настичь неприятеля, а река помогает своим быстрым течением увлечь врагов на дно и разбить о подводные камни.

9. Каковы главные идеи произведений?

Одна из главных идей и «Слова о полку

Игореве», и «Песни о Роланде» - идея патриотизма. Достоинство «Песни о Роланде» заключено в лирически окрашенных образах Родины: Франция всегда сопровождается эпитетами «милая», «нежная». Роланд и его воины постоянно помнят о том, что они «дети Франции», и это чувство вдохновляет их на подвиги:

Да не постигнет Францию позор!

Друзья, за нами правый бой, вперед!

В «Слове о полку Игореве» неоднократно повторяется обращение к Родине: «О Русская земля! Уже за шеломянем еси!». Русь воспринимается автором как часть вселенной, она берется в широчайших географических и исторических пределах. Русская земля - многогранный образ, образ-символ, вобравший в себя и материальные, и духовные ценности, навсегда

вошедшие в сознание русского человека.

Авторы и главные герои и «Песни о Роланде», и «Слове о полку Игореве» - христиане, и этот факт нашел отражение в обоих произведениях, хотя идее прославления Бога в них отводится разное место. Имя христианского Бога постоянно вплетается в повествование «Песни о Роланде», без него не обходится ни один шаг, ни один жест и Карла, и Роланда, и всего их воинства. Бог наставляет героев в ратных походах, помогает одержать победу над неверными. В тексте «Слова о полку Игореве» еще ощущается сильное влияние язычества. Тем не менее в слове дважды говорится о св. Софии в Полоцке и в Киеве, а князь Игорь идет помолиться, совершив побег из плена, к «святой Богородице Пирого-щей». Как серьезное предупреждение каждому звучат слова: «Ни хитрому, ни удачливому суда божьего не избежать!».

И все-таки на первый план сопоставляемых произведений выступает идея единого государства, сила и могущество которого укрепляются общими усилиями. «Песнь о Роланде» весьма тенденциозна, то есть автор не просто рассказчик, но прежде всего пропагандист, поставивший своей целью прославить патриотизм французов и вынести суровый приговор изменникам, предающим интересы государства из корыстных целей и способствующим новым усобицам. Поражает и глубина исторического видения автора «Слова о полку Игореве», которое звучит как духовное завещание последующим поколениям - завещание любить Родину, жить ее интересами и хранить ее единство.

В конце урока подводим итоги, делаем обобщающие выводы:

— культуры разных народов, как и люди, не живут изолированно друг от друга;

— взаимопроникновение их подтверждает общность путей развития и нравственных ценностей человечества. Лучшие образцы средневековой литературы являются тому подтверждением;

— сопоставительный анализ «Песни о Роланде» и «Слова о полку Игореве», созданных в XII веке, свидетельствует о наличии типологических связей между эпосами разных народов, что, безусловно, продиктовано эстетическими, нравственными, общественно-политическими нормами, которыми жило, руководствовалось и действовало то время.

Домашнее задание: в «Слове о полку Иго-реве» и «Песни о Роланде» найти художественные приемы и изобразительно-выразительные средства, свидетельствующие о продолжении фольклорных традиций в этих произведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.