Научная статья на тему 'Слово о Мастере материалистической диалектики'

Слово о Мастере материалистической диалектики Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
71
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С. Н. МАРЕЕВ / МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ФОРМАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / ОРГАНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / S. N. MAREEV / MATERIALISTIC DIALECTICS / SYSTEMS APPROACH / FORMAL SYSTEMS / ORGANIC SYSTEMS / THEORY AND PRACTICE OF MANAGERIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пшенников Вячеслав Васильевич

В статье на основе воспоминаний автора о знакомстве с известным русским учёным С. Н. Мареевым представлен анализ его работ, посвящённых разработке материалистической диалектики, системного подхода, сравнительному анализу формальных, или механических, систем, а также органических систем. Отмечается, что умение С. Н. Мареева вывести из конкретного процесса труда все основные характеристики систем, элементом которых эти процессы являются, определяет особую значимость его работ для развития теории и практики управленческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A WORD ABOUT THE MASTER OF MATERIALIST DIALECTICS

Based on the author’s recollections of meeting with a famous Russian scientist S. N. Mareev, the article presents an analysis of his works on the development of materialist dialectics, a systems approach, a comparative analysis of formal, or mechanical, systems, as well as organic systems. It is noted that the ability of S. N. Mareev to derive from the concrete labor process all the basic characteristics of the systems of which these processes are an element determines the special significance of his work for the development of the theory and practice of managerial activity.

Текст научной работы на тему «Слово о Мастере материалистической диалектики»

К^ЛОВО О МАСТЕРЕ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ

УДК 101.9

DOI: 10.24411/1997-0803-2019-10612 В. В. Пшенников

В статье на основе воспоминаний автора о знакомстве с известным русским учёным С. Н. Мареевым представлен анализ его работ, посвящённых разработке материалистической диалектики, системного подхода, сравнительному анализу формальных, или механических, систем, а также органических систем. Отмечается, что умение С. Н. Мареева вывести из конкретного процесса труда все основные характеристики систем, элементом которых эти процессы являются, определяет особую значимость его работ для развития теории и практики управленческой деятельности.

Ключевые слова: С. Н. Мареев, материалистическая диалектика, системный подход, формальные системы, органические системы, теория и практика управленческой деятельности.

Vyacheslav V. Pshennikov

A WORD ABOUT THE MASTER OF MATERIALIST DIALECTICS

Based on the author's recollections of meeting with a famous Russian scientist S. N. Mareev, the article presents an analysis of his works on the development of materialist dialectics, a systems approach, a comparative analysis of formal, or mechanical, systems, as well as organic systems. It is noted that the ability of S. N. Mareev to derive from the concrete labor process all the basic characteristics of the systems of which these processes are an element determines the special significance of his work for the development of the theory and practice of managerial activity.

Keywords: S. N. Mareev, materialistic dialectics, systems approach, formal systems, organic systems, theory and practice of managerial activity.

Для цитирования: Пшенников В. В. Слово о Мастере материалистической диалектики // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 6 (92). С. 97-101. DOI: 10.24411/1997-0803-2019-10612

Имя Сергея Николаевича Мареева мне довелось впервые услышать в начале 1990-х годов. И здесь не обойтись без краткого описания тех политических событий, в контексте которых оно прозвучало.

Произошло это на одном из собраний инициативной группы по созданию Марксистской платформы в КПСС. Импульсом к её формированию стало не столько стремление к объединению единомышленников на

ПШЕННИКОВ ВЯЧЕСЛАВ ВАСИЛЬЕВИЧ - кандидат исторических наук, директор ООО «ТиПиЭм-центр»

PSHENNIKOV VYACHESLAV VASILYEVICH - Ph.D. (History), Director of the "Tipiem-Center" LLC

© Пшенников В. В., 2019

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2019 ♦ 6 (92) ноябрь - декабрь =

базе определённой теоретической позиции, сколько неприятие, с одной стороны, достаточно аморфного, с претензией на выражение «общечеловеческих ценностей» курса тогдашнего официального руководства КППС, с другой - принципиальная невозможность согласиться с либеральной программой Демократической платформы в КПСС, единственной на тот момент оппозицией этому курсу. Возникшая на отрицании двух уже, в общем-то, сложившихся политических полюсов инициативная группа была очень разношёрстной и по своим взглядам, и по степени организованности, да и по глубине понимания того учения, приверженность которому её участники провозгласили. Между тем цель, которую они поставили перед собой в начале 1990-х годов, была более чем амбициозной: оформиться идейно и организационно как самостоятельная платформа, которая должна будет выступить на XXVIII съезде КПСС, намеченном на июль этого же года. Сказать, что программный документ рождался в муках, спорах, на эмоциях, - значит, ничего не сказать. Не раз обсуждение заходило в тупик из-за различий как в принципиальных позициях, так и в оценке текущей ситуации. В один из таких моментов я в сердцах заметил: «Неужели нет у нас в стране настоящих марксистов?!». На что Александр Буз-галин, по моему мнению подлинный лидер Марксистской платформы, заметил: «Есть, но очень мало». «Кто же?», - спрашиваю. Ответ меня удивил тем, что была названа не бывшая на слуху фамилия кого-то из философов, а совсем мне тогда неизвестная: «Ма-реев Сергей Николаевич».

Но события развивались стремительно. Документ под названием «Марксистская платформа в КПСС», в конце концов, был создан и опубликован в «Московской правде» и «Правде». Были доступны и номера те-

лефонов тех из нас, кто счёл возможным их предоставить. Маховик организационного формирования платформы начал раскручиваться. Люди звонили, например, из Приморья, когда там был день, спрашивали, как можно связаться с тем-то и тем-то, оставляли свои контакты, предлагали поддержку. В этот период мы познакомились с Сергеем Бычковым, которому я обязан открытием для себя имени Эвальда Васильевича Ильенкова и ключевых его идей и дел. А среди множества звонков один оказался совсем уж необычным. «Это ты, что ли, из марксистской платформы?» - сразу раздалось из трубки. Уже после звонка понял, что мне помешало сразу прекратить начавшийся столь резкими словами разговор, - миролюбивый тон, с которым они были произнесены.

- Ну, я, - говорю, - а что?

- Ты хоть прибыль-то на вложенный капитал считать умеешь?

- Нет.

- Приезжай, научу.

- Когда?

- Да прямо сейчас и приезжай.

Таким оказалось моё знакомство с По-

биском Георгиевичем Кузнецовым, близко знавшим Эвальда Васильевича и многих из тех, кто входил в круг его коллег, учеников, друзей. Спустя несколько дней мы с Сергеем Бычковым приехали к Побиску Георгиевичу, и этот визит оказался началом многолетней череды встреч, прервавшейся только тогда, когда Побиска Георгиевича не стало. Во время одной из бесед Сергей Бычков осторожно, осознавая деликатность вопроса, спросил: «Побиск Георгиевич, а Эвальд Васильевич когда-нибудь говорил о том, кто, по его мнению, может лучше всего продолжить его дело?». Ответ для человека, не лишённого дипломатических способностей, был на удивление прям: «Да, говорил. Я как-

то спросил его об этом. Он сказал - Сергей Мареев».

С самим Сергеем Николаевичем Марее-вым меня познакомил весной 1991 года Сергей Бычков. Сергей Николаевич находился в состоянии переезда из квартиры в Зеленограде, где мы и встретились, в квартиру в Москве. Сохранилась в памяти залитая солнцем уже почти пустая квартира. Запомнилось, что говорили долго и о многом. И осталось чувство установившейся близости, не столько политических взглядов, сколько чисто человеческой.

А Марксистская платформа в КПСС всё-таки была учреждена. Произошло это 14 апреля 1990 года, через три месяца от её имени на XXVIII съезде КПСС выступал Андрей Колганов. Продолжавшееся внутри платформы и после съезда идейное и организационное самоопределение различных течений привело к тому, что спустя примерно год она прекратила своё существование, которое, однако, не прошло бесследно. Вышедшие из неё группы нашли своих единомышленников, одни оформились в партии левого толка, другие сохранились в виде семинаров, кружков, третьи просто сохранили установившиеся человеческие контакты. В глубине явления, кажущегося распадом, - упорно продолжающиеся попытки развития творческой марксисткой мысли в России во вполне адекватной его содержанию форме - в виде поиска ответов на актуальные жизненные вопросы.

Попав в ближний круг С. Н. Мареева, мы с Сергеем Бычковым в меру своих возможностей потом участвовали в работе созданного позднее Российского Философского общества «Диалектика и культура» и в организуемых этим обществом вот уже около 30 лет международных научных конференциях «Ильенковские чтения». Не принижая роль других единомышленников С. Н. Ма-

реева, которые создавали и развивали эту наполненную разнообразным интеллектуальным содержанием организационную конструкцию, отмечу, что Сергей Николаевич был тем, кому она в первую очередь обязана своей мировоззренческой последовательностью, ясностью и одновременно оригинальностью мысли.

Начало 1990-х годов для всех в нашей стране, за небольшим исключением, было тяжёлым временем. Но тем, для кого марксизм не был легко отбрасываемой ширмой, прикрывавшей совсем иные взгляды на мир и методологию, оно было особенно трудным. Весной 1994 года мы встретились с Сергеем Николаевичем у Политехнического музея, чтобы забрать готовый тираж его книги «Встреча с философом Э. Ильенковым». День был ненастный: ветер, дождь со снегом. Пока ждали на улице оформления документов на получение книг, разговаривали. Врезался в память такой фрагмент этого разговора:

- Если не будет возможности преподавать, заниматься научной работой, что будете делать, Сергей Николаевич?

- Плотничать буду. Бригаду соберу. А на заработанные деньги издавать буду то, что напишу.

Из подъезда нам вынесли упакованные в пачки книги, 250 экземпляров. Мягкая, бежеватая, невзрачная обложка, подслеповатый, как бывало при печати на ротапринте, текст. Книга была напечатана на средства самого автора. Он же был и дарителем этих книг. Слово «даритель» здесь употреблено не случайно. Просто не могу припомнить, чтобы кому-нибудь из даже не очень близких знакомых он эту книгу продал. Потом эта книга переиздавалась не раз и в гораздо лучшем типографском исполнении. Но, наверное, понятно, почему для меня имеет особую ценность это первое её издание.

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2019 ♦ 6 (92) ноябрь - декабрь =

Так сложилось, что зарабатывать на жизнь артельным трудом Сергею Николаевичу в дальнейшем не пришлось. Но перспектива эта была отнюдь не иллюзорной, как по причине утраты возможности преподавания на основе марксистской методологии, так и в отношении реальной, сформированной пройденным жизненным путём способности трудиться физически. Ведь за плечами была работа на заводе сразу после школы и ратный труд турбиниста во время срочной службы на корабле Северного флота в начале 60-х годов прошлого века. И плотником он был вполне профессиональным. Свидетельство тому - дом, срубленный им собственноручно в его родном селе Михайловском Домодедовского района Московской области. Сергей Николаевич часто выбирался туда из московской квартиры, чтобы отдохнуть и, конечно, поработать - как физически, так и умственно. Топор, рубанок и другие инструменты там у него всегда были в рабочем состоянии. Компьютер и обширная библиотека тоже имелись.

Несколько штрихов к картине, связанной с селом Михайловским.

Во второй половине 2010-х годов как-то так получалось, что каждое лето мы с Сергеем Бычковым приезжали в Михайлов-ское. Ехали на электричке из Москвы по Павелецкому направлению до станции Бары-бино. Там нас встречал Сергей Николаевич на своей машине, которую водил хоть и на небольшой скорости, но уверенно. Рейсовые автобусы до Михайловского ходили с большими интервалами. Потому на обочине дороги часто были «голосующие». Сергей Николаевич всегда останавливался и всегда подвозил, если было по пути. Подвозил любого, для кого было свободное место: бабушку с сумкой-каталкой, сезонного рабочего, женщину с ребёнком, пожилого дачника-москвича. Выходя из машины, люди бла-

годарили, часто предлагали деньги, которые он не брал никогда. Как-то жестом отмахивался и скороговоркой бормотал что-то вроде: «Да-ладно-ладно, ничего-не-надо...».

В один из визитов пошли на сельское кладбище. Сергей Николаевич подвёл к месту, где были рядом одна с другой могилы его родных. Произнёс по несколько слов о каждом ушедшем. Помолчал. Потом кивнул на небольшое свободное пространство и сказал: «А это вот - моё место». Там он и похоронен.

Впечатления о человеке важны. И черты его характера, и поступки многое о нём могут рассказать. Но когда речь идёт о глубоком мыслителе, а по отношению к С. Н. Ма-рееву эти слова совсем не кажутся преувеличением, то для понимания его личности обязательно необходимо знание сути его работ, которое достигается не иначе, как через их изучение, чаще всего - многократное.

В последние годы жизни Сергею Николаевичу не очень нравилось, когда его называли философом. Сам себя он считал учёным, исследователем. Конечно, за этим не стояло желание как-то размыть или увести в тень свои политические взгляды, которые он выражал ясно и определённо. Достаточно прочитать его последние работы, посвящён-ные Великому Октябрю и ленинской теории социалистической революции. Как пояснял он сам, за таким смещением акцентов в названии того, чем он занимался, стояло желание лишний раз подчеркнуть научность разрабатываемого им метода материалистической диалектики. Для меня, инженера по первому высшему образованию, вот уже более пятнадцати лет занимающегося консультированием промышленных предприятий по управлению и организационному развитию, этот акцент, не будучи новым, но будучи более отчётливо проявленным, был принципиально важен. Именно благо-

даря развитию науки о мышлении в трудах С. Н. Мареева они являются, а чем дальше - тем больше будут являться, основой для очень продуктивной работы в других областях человеческой деятельности. То, что среди последователей С. Н. Мареева - инженеры и экономисты, педагоги и историки науки, математики и культурологи, - явление абсолютно закономерное.

Пример из близкой мне профессионально области - разработка С. Н. Мареевым системного подхода. В 1984 году в издательстве «Наука» вышла подготовленная коллективом авторов книга «Принципы материалистической диалектики как теории познания». Второй раздел в ней «Монизм и системность материалистической диалектики» был написан С. Н. Мареевым. По меркам и сегодняшнего дня это - удивительный текст, по крайней мере - в двух аспектах.

Первый аспект - сравнительный анализ, с одной стороны, формальных, или, как их сегодня чаще называют, механических, систем, а с другой - органических систем. Едва ли не ключевая управленческая ошибка сегодня - это подходить к органическим системам с инструментами, годными для формальных, механических систем. Проведя это различие предельно чётко и конкретно, С. Н. Мареев тем самым создал главную предпосылку для предотвращения этой ошибки.

Второй аспект уникальности упомянутого текста - это углублённая разработка теории органических систем. Здесь нужно заметить, что сейчас вполне осознанно и более или менее широко теория и практика таких систем развиваются в основ-

ном в Японии. При изучении этой работы С. Н. Мареева возникает ощущение, что её автор сам участвовал в разработке органических систем, таких как система обслуживания сложного технологического оборудования, система менеджмента качества или интегрированная система управления. Хотя известно, что он ни в чём подобном участия не принимал. Это, однако, не помешало ему сделать такие выводы в отношении управления органическими системами, после которых ничего другого не остаётся, как только применять их на практике.

Если учесть непревзойдённое умение С. Н. Мареева вывести из конкретного процесса труда все основные характеристики систем, элементом которых эти процессы являются, то значимость его работ для развития теории и практики управленческой деятельности невозможно переоценить.

Именно в процессе освоения работ С. Н. Мареева как-то непроизвольно всплывает в памяти характеристика, которую дала творчеству В. В. Маяковского М. И. Цветаева: «За порогом стихов Маяковского - ничего: только действие. Единственный выход из его стихов - выход в действие. Его стихи нас из стихов выталкивают, как белый день с постели сна ... Над строками Маяковского - ничего, предмет весь в его строке, он весь в своей строке, как гвоздь весь ушёл в доску: мы же уже непосредственно у дела и с молотком в руках».

Таким примерно себя и чувствуешь в орбите Мастера материалистической диалектики: непосредственно у дела и с предназначенными для этого дела инструментами-категориями «в руках».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.