Был у меня хороший друг, Теперь не стало... Ю. Г. Юрковский
Весть о скоропостижной кончине Вячеслава Васильевича Беляева отразилась глубокой болью в моем сердце, как, думаю, и в сердцах других его друзей. Накануне я внезапно ощутил эту боль — так сердце отозвалось на произошедшую трагедию, хотя мне в то время еще ничего известно не было. Сообщение о его кончине я получил только к концу следующего дня... Правильно говорят, что момент несчастья с близкими людьми ощущается родными и друзьями, как бы далеко они ни находились.
Нас со Славой связывала многолетняя дружба. Познакомились мы случайно. В конце 1960-х годов в Москве проходило Всесоюзное совещание по корам выветривания. Для его участников были забронированы номера в гостинице, но к нашему приезду они еще не освободились, и мы ожидали поселения в фойе. Что-то привлекло меня к незнакомому скромному человеку, сидевшему недалеко от меня. Мы разговорились. Оказалось, что он работает в Институте геологии в Сыктывкаре, занимается изучением южно-тиманских бокситов и кор выветривания на Тимане. Я тогда тоже начинал изучать коры выветривания на базальтах. Знакомство быстро переросло в дружбу, сначала личную, потом и семейную.
В 1970 году мы встретились в Ухте, и именно Слава по моим образ-
цам впервые установил минеральный состав теперь уже девонских бокситов. А авторами первой, опубликованной в «Советской геологии» статьи о девонских бокситах вместе с В. Г. Ко-локольцевым и В. М. Пачуковским были и мы со Славой.
В 1972 году судьба снова свела нас на Всесоюзной конференции по корам выветривания в Киеве. На этот раз вместе с нами в работе конференции участвовали Юрий Гу-ляницкий, Виктор Пачуковс-кий и Юрий Лысов. Такой компанией мы несколько дней проживали в одной из комнат общежития, что, несомненно, способствовало укреплению не только научных, но и чисто человеческих связей. Много времени было отведено обсуждению проблем коро- и бокситообразования на Тимане. Именно здесь мною было принято решение о поступлении в аспирантуру Воронежского государственного университета.
Вскоре после защиты кандидатской диссертации по южно-тиманским бокситам В. В. Беляев полностью переключился на новый объект — Среднетиманский бокситоносный район, в котором уже были открыты и другие месторождения Вежаю-Ворыквинской группы, ставшие серьезной базой для успешной работы будущего бокситодобывающего рудника. Слава Беляев всю свою жизнь посвятил изучению бокси-
тов — сначала на Южном, потом на Среднем Тимане. Предметом его исследований были также каолины и сапониты. Летом 2008 года, в свой последний земной полевой сезон, он снова отправился на бокситовый рудник, собрал в карьерах большую коллекцию бокситов и планировал еще раз детально исследовать особенности состава девонских бокситов и получить новые материалы по проблемам девонского корообразования. К сожалению, эта работа осталась незавершенной.
Очень много сделано Вячеславом Васильевичем в создании летописи Института геологии Коми НЦ УрО РАН, он многократно освещал основные результаты научной и организационной деятельности института, его ученых. Он был не только ветераном Института геологии, несколько лет он был его ученым секретарем. Как известно, к своим обязанностям он относился исключительно добросовестно. Все выполненные им работы отличаются тщательной проработкой и глубоким анализом материала, высокой степенью доказательности основных положений.
Мы встречались со Славой Беляевым на разных совещаниях и конференциях, симпозиумах и съездах, встречались и в полевых условиях на Четласском Камне. Но чаще всего встречи происходили в стенах Института геологии и на квартире Беляевых, в теплой дружеской обстановке. Любая конференция завершалась «посиделками» у Беляевых за «рюмкой чая» с об-
В. В. Беляев. Река Бобровая, 1960 г.
Вячеслав Васильевич с внучкой Вероникой, 1988 г.
суждением геологических и житейских проблем. У Славы было немало друзей в разных городах страны. К нему часто приезжали друзья и коллеги из Москвы, Петербурга, Ухты, других городов: Олег Кочетков, Слава Колокольцев, Олег Шумов, Валерий Копейкин и многие-многие другие. И мы всегда находили в доме Славы и его доброй жены Валентины внимание и уважение, тепло и уют. Приезжая в Сыктывкар, я часто останавливался в этой прекрасной дружной семье и чувствовал себя как дома.
И Слава, и его супруга Валентина были очень отзывчивыми людьми и в любых ситуациях приходили на помощь людям, в том числе и мне. Помню, не прошло еще и пяти лет, как мы в большой компании отмечали 70-летие Славы! Сколько было друзей и коллег, сколько было сказано теплых слов и высказано добрых пожеланий юбиляру, его семье, родным и близким людям. Приезжал летом 2005 года Слава на мой такой же юбилей в Ухту.
Кажется, это было совсем недавно. Но вот уже не стало Валентины Беляевой. Слава очень остро переживал эту трагическую и невосполнимую утрату. А теперь не стало и самого Славы.
В середине сентября я несколько раз пытался дозвониться до Славы, но ни домашний, ни служебный телефоны не отвечали. Думал, что он, как всегда, трудится осенью на своей даче. Буквально за пять дней до его кончины я отправил ему письмо и планировал встречу с ним в Сыктывкаре в день его 75-летия и во время очередного геологического съезда весной 2009 г. Судьба распорядилась по-иному.
Последний раз мы встретились со Славой накоротке весной 2008 года, после завершения работы Экологического конгресса в Сыктывкаре. Времени было мало, мы пообщались все-
го каких-то полчаса-час. Мне удалось сфотографировать Славу в его кабинете. На снимке он рассматривает подаренный ему фотоальбом геологоразведочного факультета нашего Ухтинского университета «Мы идем по азимуту в жизни.».
Тяжелая утрата. Не стало ответственного, инициативного, опытного ученого. Не стало доброго скромного и отзывчивого человека, любящего отца и деда. Не стало дорогого друга Славы. Это по-настоящему невосполнимая потеря. Но до конца наших дней мы с женой сохраним в своей благодарной памяти его образ, образ дорогого друга и коллеги. Как и образ его жены Валентины, которую часто вспоминаем.
Я очень благодарен сыктывкарским ученым-геологам Н. П. Юшки-ну, Е. П. Калинину и И. Н. Бурцеву, которые организовали осенью 2008 года поездку к месту захоронения Вячеслава Васильевича Беляева, и я смог проститься с моим замечательным незабвенным другом и его супругой Валентиной.
Светлая вам память, дорогие Слава и Валя.
Профессор УГТУ А. М. Плякин
А. Плякин, О. Кочетков, В. Беляев
Памяти\Бориса\Встащенко
Ты год назад покинул нас,
Болезни испытав коварство,
И очевидно, что сейчас Находишься ты в Божьем царстве.
Остались на земле заботы и тревоги, Тебя не беспокоит кризис мировой, Другие покоряют горные отроги,
И сверлят недра с вышки буровой.
Но к этому привыкнуть трудно,
Нам не хватает так тебя,
Ты признан гением прилюдно,
Мы помним и грустим любя.
3Марта\2009\& Н.\Калмыков _