Научная статья на тему 'Слово на литургии в неделю Ваий (30 марта 1980 г.)'

Слово на литургии в неделю Ваий (30 марта 1980 г.) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
47
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Слово на литургии в неделю Ваий (30 марта 1980 г.)»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Протоиерей Ливерий Воронов

Слово на литургии в неделю Ваий (30 марта 1980 г.)

Опубликовано:

Христианское чтение. 1996. № 11. С. 187-190

© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013

великое сострадание. И этот неосуждающий, но врачующий взор Христов проник глубоко в сердце Петра и произвел в нем спасительную перемену, после которой началась как бы новая жизнь, жизнь великого благовестника и первоверховного Апостола.

Не происходит ли иногда и с нами нечто подобное тому, что было некогда с Симоном Петром? Не чувствуем ли и мы, что и на нас обращен по временам кроткий, любящий, не судящий, но жалеющий нас взор Господа Иисуса Христа? И если чувствуем, то ужели не откликнемся на него чувством ответной любви, искреннего раскаяния и мольбой о помощи? ...

Для того, чтобы даровать нам эту благословенную возможность: — всмотреться внимательнее в дивный всепрощающий Лик нашего Господа, вдуматься в величие совершенного Им ради нас дела и почерпнуть силы для спасительного покаяния и посильного исправления нашей жизни, предлагает нам в эти святые дни любвеобильная Матерь наша, святая Православная Церковь, и умилительно-прекрасный чин совершения Пассии, и евангельские повествования о страданиях нашего Господа и Спасителя. Да будет же это обращенное к нам Слово Божие семенем, попавшим на добрую землю и приносящим обильный плод! Да поможет оно всем нам, пережив часы духовного очищения в дни Великого Поста и Страстной седмицы, встретить грядущий день Светлого Христова Воскресения в радости о Господе, нас возлюбившем, и в твердой решимости в оставшиеся дни нашей жизни быть верными свидетелями о Нем словом и делом. Аминь.

ворит о священном событии Входа Господня в Иерусалим, воспоминание о котором как бы вводит нас в заключительный период евангельской истории, именуемый последними днями земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.

После совершенного Им величайшего чуда воскрешения четверо-дневного Лазаря Господь благоволил всенародно явить Себя обетованным Мессией тем Царем правды и мира, о Котором возвещали древние пророки. Пророк Исаия называл Его Спасителем (Ис. 62,11), на имя Которого будут уповать народы (Мф. 12,21). А пророк Захария, обращаясь к будущему поколению современников Мессии, в порыве вдохновления восклицал: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной (Зах. 9, 9).

Не в ореоле воинской славы, а в смиренном виде обычного на востоке путника вступил Господь во святой град. Но слух о недавно совершенном чуде сделал то, что навстречу Ему устремились многочисленные толпы жителей Иерусалима и окрестных селений. И потому Он был окружен множеством народа, который, держа в руках пальмовые ветви, выражал свой восторг возгласами: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Осанна в вышних!» (Иоан. 12, 13; Мф. 21,9).

СЛОВО

НА ЛИТУРГИИ В НЕДЕЛЮ ВАИЙ

17/30 марта 1980 г.

олько что слышанное нами евангельское повествование го-

Что же однако побуждало этих людей восторженно восклицать: «осанна Сыну Давидову!» и постилать по пути Господа свои ожежды и срезанные с деревьев ветви? Чего ожидали они от Того, Кого называли Сыном Давидовым, Пророком из Назарета Галилейского? — Конечно, здесь были люди разного настроения, и руководили их действиями не одинаковые мотивы. Но преобладающим среди этих мотивов было, по-видимому, не высокое духовное стремление к небесным благам, а довольно заурядное желание избавиться от разного рода житейских невзгод и обрести земное благополучие.

Такое желание не было беспричинным. На протяжении ряда веков народ Иудейский подвергался многочисленным бедствиям. Он испытал тяжкий вавилонский плен. Позже он подвергся страшному насилию со стороны иноплеменных завоевателей и особенно от жестокого и нечестивого сирийского царя Антиоха Эпифана, стремившегося суровыми мерами искоренить в народе веру в истинного Бога и заменить ее языческой религией, приучить этот народ к развращенным понятиям и нравам окружающих языческих народов. И наконец, после многих безуспешных попыток отстоять свою государственную независимость от покушений на нее бесчисленых внешних врагов, народ Израильский вынужден был смириться под унизительным игом римского господства.

Все эти бедствия не были случайными. Они попускались Промыслом Божиим с целью нравственного очищения и исправления иудеев. Но не многие в народе Иудейском откликнулись на вразумляющие воздействия Божии с должным смирением и покаянием, ибо — как говорил пророк Исаия — «огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис. 6, 10).

И потому пережитые иудеями испытания привели основную их массу не к духовному обновлению, к которому призывал их Господь Бог, а лишь к тому, что они остро ненавидели своих иноземных поработителей и страстно мечтали о полном сокрушении и низложении всех врагов под ноги их и о возвеличении их народа над всеми народами, его окружавшими.

С этой чисто земной точки зрения Мессия представлялся иудеям сильным царем-оевободителем, способным железной рукой покорить окружающие народы и племена, а своему народу вернуть былую славу и богатство времен великих царей Давида и Соломона. Такое превратное мнение о Мессии делало иудеев неспособными или малоспособными понять истинную цель пришествия Христа Спасителя и то, что ради достижения этой цели Ему надлежало пострадать как «непорочному и чистому Агнцу, предназначенному на сие еще прежде создания мира» (1 Петр. 1, 19—20) и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20,28).

Приблизительно за год до события Входа Господня в Иерусалим был случай, когда народ, изумленный чудом насыщения 5.000 человек пятью хлебами и двумя рыбами, вознамерился «нечаянно взять Иисуса и сделать царем», но Господь, узнав об этом, «удалился на гору один» (Иоан. 6, 14—15). Не удивительно, что и теперь, после воскрешения Лазаря, многие среди встречавшего Господа народа были полны тех же самых пустых мечтаний о земной славе, которую якобы доставит им великий Пророк из Назарета.

Вот почему, хотя Господь и не препятствовал радостному излиянию народных чувств, в которых была и искренность, и любовь к Нему, совершившему для них столько благодеяний, и своеобразное проявление патриотизма — тем не менее, как замечает один из лучших наших отечественных толкователей Священного Писания, «Его чувствования были отличны от чувств, коими воодушевлен был народ»

{Иннокентий, архиепископ Херсонский. Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. М., 1887, стр. 82).

Он шел во святой град, чтобы в ближайшие дни закончить здесь подвиг Своей земной жизни на Кресте, ради спасения мира. А они думали, что Он идет восприять, с одобрения синедриона, земную власть с тем, чтобы низложить гордыню угнетавших их иноплеменников. Они славили Господа восклицаниями: «осанна!», а уже через несколько дней, разочаровавшись в своих ожиданиях и увидев в Его Лице не торжествующего земного Владыку, а страждущего и всеми оставленного Учителя, они оказались способными на полное от Него отречение, что и засвидетельствовали своими исступленными криками: «возьми, возьми, распни Его!» и «отпусти нам Варавву!» (Иоан. 19, 15; Лук. 23, 18).

Какой великий урок для нас и какое высокой важности предупреждение в евангельском повествовании об этой страшной перемене. Конечно, нам трудно даже представить себе, чтобы мы, верующие во Христа, любящие Его, стремящиеся к общению с Ним, могли оказаться способными на подобное предательство и измену. Мы очень легко осуждаем в душе малодушных и легкомысленных современников Христа и бываем уверены, что, оказавшись на их месте, остались бы безусловно верными Ему. Но достаточно вспомнить, что случилось с великим Апостолом, который говорил овоему горячо любимому Учителю: «если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» (Мф. 26,33), а в страшный час испытания стал «клясться и божиться, что не знает Сего Человека» (Мф. 26,74).

Как часто в своей самоуверенности нашим малодушием и непостоянством мы изменяем нашему Господу, отдаляемся от Него, как бы снова оставляем Его в одиночестве, а своими грехами и нераскаянностью причиняем Ему боль и страдания, вновь предаем Его на распятие и крестные муки!

Вот ныне, в этот великий день праздника, мы стоим с вами, возлюбленные, в этом святом храме и радостно, вместе с Церковью, со всей искренностью восклицаем: «Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних!» Но спросим себя: а всегда ли мы в нашей повседневной жизни заботимся о том, чтобы наше прославление было действительно достойным и угодным нашему Господу?

Ведь славить Его нужно не только в часы богослужения и молитвы, но и непрестанно, в каждую минуту нашей жизни, в любых условиях и обстоятельствах. «Благословлю Господа на всякое время»,— говорит ев. Псалмопевец (Пс. 33,2), и призывает всех нас делать то же «на всяком месте владычествия Его» (Пс. 102,22).

Славить имя Божие нужно чистыми устами, не допуская того, чтобы одним и тем же языком мы в одно время «благословляли Бога и Отца», а в другое — «проклинали человеков, сотворенных по подобию Божию» (Иак. 3, 9—10).

Наконец, прославлять Бога нужно не одним лишь словом, не одним лишь возношением молитв и славословий, но всей своей жизнью, всем своим добрым христианским поведением. «Прославляйте Бога,— говорит св. апостол Павел, — и в телах ваших, и в душах ваших которые суть Божии» (1 Кор. 6,20).

Слово Божие увещевает нас быть всегда на страже своего сердца, чтобы никогда, ни при каких обстоятельствах, не допускать измены нашему Спасителю. «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, — говорит Господь, — того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мрк. 8,38).

Слово Божие предостерегает нас от соблазна видеть во Христе только Избавителя от земных невзгод и скорбей, забывая о том, что мы призваны в Царство Небесное, путь в которое узок и тернист, сопряжен с трудами и подивгами по очищению нашего сердца от порочных наклонностей и постыдных греховных страстей, и что именно в-этих трудах и подвигах мы более всего нуждаемся в чудодейственной Божественной помощи.

Позаботимся же о том, чтобы Господь и Спаситель наш был для нас не только великим Божественным Чудотворцем, Которого можно просить об избавлении от тех или иных скорбей и бедствий земной жизни и о даровании нам того, что нам самим кажется столь необходимым для нашего земного благополучия, но чтобы Он стал для нас прежде всего нашим Подвигоположником, Победителем живущего в нас греха, Исцелителем наших духовных язв и недугов. Избавителем от ищущей уязвить нас своим тлетворным дыханием духовной смерти.

Будем просить нашего Владыку и Господа, чтобы Он укрепил нашу любовь и преданность Ему, нашу волю к добру, к исполнению Его святых заповедей, и дал нам силы к непрестанному и достойному прославлению Его во всей жизни, чтобы наше «осанна» никогда не превращалось не только в страшное «распни, распни Его», но и в пустое, не подтверждаемое правдой нашей жизни, чисто словесное восхваление. Ведь Сам Господь сказал слушавшим Его «не всякий говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7,21).

Ныне же смиримся благоговейно пред Грядущим не на земное торжество, но на вольную страсть, нашего ради спасения, и из глубины сердца моля Его о том, чтобы Он соделал нас Своими верными последователями, «приидите возвеличим Христа, с ваиями и ветвьми, песнь-ми зовуще: «благословен Грядый во имя Господа Спаса нашего!». «Осанна в вышних!». Аминь.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.

На сайте академии

www.spbda.ru

> сведения о структуре и подразделениях академии;

> информация об учебном процессе и научной работе;

> события из жизни академии;

> сведения для абитуриентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.

На сайте журнала «Христианское чтение»

www.spbpda.ru

> электронный архив номеров в свободном доступе;

> каталоги журнала по годам издания и по авторам;

> требования к рукописям, подаваемым в журнал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.