Протоиерей Ливерий Воронов
Слово на литургии в неделю 17-ю по Пятидесятнице
Опубликовано:
Христианское чтение. 1996. № 11. С. 129-132
© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013
Отсюда понятно, что спасение человека, приобретенное для него Господом Иисусом Христом на Кресте, действительно совершается лишь в процессе личного подвига или «крестоношения», главная цель которого состоит в достижении всецелого послушания Богу.
Крест Христов напоминает человеку о необходимости принести себя самого в жертву послушания Тому, Кто «послушлив был даже до смерти, смерти же крестныя»...
«Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3, 17).
Так было в первое пришествие Господа на землю. Так продолжается и теперь. Пока Господь терпит и принимает нас такими, каковы мы есть. Сколько раз он прощал нам тяжкие грехи ради одной покаянной слезы нашей, сколько раз исполнял наши просьбы, давая просимое «просто и без упреков» (Иак. 1,5). Но будет и такой момент, когда Господь придет уже не спасать, а судить мир. И тогда Он спросит у нас нс только, как мы каялись, но и как мы жили, исправлялись, как несли свой жизненный крест, чем можем доказать нашу любовь к Нему. Крест Христов — и орудие нашего спасения, и наша надежда, но, в то же время, он и грозное для недостойных «знамение Сына Человеческого», которое некогда узрит все человечество перед вторым, славным пришествием на землю Господа нашего Иисуса Христа.
Вспоминая событие праздника Воздвижения Креста Господня, будем, возлюбленные, стремиться к тому, чтобы вещественный образ — возношение Креста пред очами верующих — подвиг нас к духовному стремлению «горе». Пусть Крест Господень, это дивное оружие победы и спасения, неотступно будет предноситься нашему духовному взору и напоминать о жертвенности Любви Божией к нам, побеждая и нас крестоношением ответить на эту неисповедимую любовь.
Чудо же воскрешения мертвеца и исцеления болящей от прикосновения Креста Господня да будет нам напоминанием о том, что Спаситель наш, хотящий всем спастися, силен и нас возродить к чистой п богоугодной жизни, если только мы устремимся к Нему всем сердцем, одушевленные несомненной верой, верой кровоточивой женщины, которая говорила в себе: «если прикоснусь, то буду здорова». Аминь.
СЛОВО НА ЛИТУРГИИ В НЕДЕЛЮ 17-ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
Храм Ленинградской Духовной Академии,
15 октября 1978 г.
жизни православного христианина исключительно важное значение имеет храм Божий. Здесь происходит желанная для него встреча с Богом живым, с вечным и неистощимым Источником истины, добра и красоты.
Какими вдохновенными словами изображают это стремление души человеческой и эту встречу ее с Богом богомудрые псалмопевцы древнего богоизбранного Израильского народа.
«Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются
к Богу живому... один день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия» (Пс. 86, 2—3.11). «Как лань желает к потокам воды, гак желает душа ^!()ч к Теое, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому»
Случайного посетителя храма Божия, подчас ничего или почти ничего не знающего о Боге, о вечной жизни, о бессмертии души, нередко привлекает необычность обстановки, красота богослужебного чипа, стройность и благозвучие церковных песнопении. Но тот, кто приходит сюда не на десять-пятнадцать минут, кто имеет дарованное свыше неодолимое влечение к участию в священнодействии общей, все-церковной молигвы, к радостному подвигу предстояния пред лицом Бога любви п милосердия, — тот ощущает здесь нечто гораздо более глубокое и существенное, чем простое эстетическое удовольствие.
Душа верующего православного христианина обретает здесь мир и покои от суеты, тревог и волнении, которыми проникнута повседневная обыденная человеческая жизнь. Это тот мир, который не в силах создать никакие, даже самые искренние и благородные человеческие усилия,— мир, о котором сказал Своим ученикам и апостолам наш Господь н Спаситель: «Мир оставляю вам, мир Мон даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин. 14,27). Это тот безмятежный покой, которого ищет обуреваемая скорбями и жизненными невзгодами душа, которого не могут обеспечить никакие, даже самые трогательные заботы наших друзей и близких, но который дается каждому, кто с доверием и "отовностью отзывается на Божественный призыв: «Приидите ко Мно. все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11. 28).
Благодатная атмосфера храма возвышает и облагораживает человеческую душу, проясняет и очищает от греховного налета сокрытые в ней черты нетленного образа Божия, сообщенные ей при творении. Мет в отой атмосфере места ничему, что порочит и унижает достоинство человека: ни сквернословию и празднословию, ни развращающим примерам, ни соблазнительному легкомысленному поведению.
Храм Божий — это великое училище благочестия. Многовековой опыт жизни Церкви, ее лучших и самых верных сынов и дочерей — прославленных Богом святых, явивших миру изумительные образцы христианского подвижничества, — весь этот ценнейший опыт воплощен и запечатлен, па благо каждому из нас, в различных сторонах храмовой жизни: в иконописных изображениях, в насыщенных богомыслием проникновенных молитвах и песнопениях, в священных обрядах, обычаях и в церковной дисциплине.
И если кто-нибудь из нас по неразумию или нерадению ведет себя в храме Божием не соответственно его величию и святости, то это, конечно. вредит нам самим, лишает благоволения Божия, а иногда и навлекает на нас то или иное вразумляющее наказание свыше, но отнюдь не умаляет и не уничижает самого храма Божия, как не может умалить достоинства школы недостойное поведение отдельных ее учеников.
Но что особенно важно, храм Божий есть место самого тесного и глубокого общения нашего с нашим Богом и Спасителем. В храме можем мы не только единым сердцем и едиными устами славить Господа, не только обращаться к Нему с молитвами о помощи или об избавлении от бед и скорбей, неизбежных в земной жизни, но и получать в святых таинствах могущественные благодатные силы для духовнонравственного обновления, без которого невозможно удостоиться и стать пригодными для той вечной будущей жизни, к которой все мы призваны Божественной любовью.
ПО
Таким образом, наша любовь к храму Божию и богословски оправдана, и психологически понятна. Нельзя не любить того, что дает нам столь обильные духовные блага и укрепляет наши высокие христианские упования па милосердие Божие, на участие в будущей блаженной жизни со Христом.
И православный народ в богохранимом Отечестве нашем издревле проявлял свою горячую любовь к храмам Божиим, всячески заботясь об их благоустроенни и благоукрашении. А святая Церковь, в ответ на эту любовь и заботу, всегда воссылала и продолжает воссылать сноп усердные молитвы о создателях храмов Божиих, о плодоносящих и добродеющпх в них, о труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Господа вслпкия и богатыя милости.
Но искренне любящий святой храм Божий и заботящийся о нем православный христианин призывается к еще более высокому и бого-\тодному служению, о котором говорит нам сегоднящнее апостольское л сине.
«Вы храм Бога живаго», — говорит в своем послании к верующим города Коринфа св. апостол Павел. — К вам и ко всем истинно верующим относится то великое обетование, которое некогда даровал Бог избранному народу: «вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом... И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дочерьми». И потому, — завершает свое наставление апостол, — «имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Кор. 6, 16.18; 7, 1).
Та же истина о призвании христиан быть живыми храмами, в которых благоволит обитать Бог, подтверждается и другими местами из посланий св. апостола Павла. «Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (1 Кор. 3, 16—17). И не только душа христианина удостоивается быть живым храмом Божества, но и самое тело как омытое в купели святого крещения благородное орудие наиболее чистых и высоких устремлений его богообразной души. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6, 19—20).
Все это не должно, конечно, служить для нас поводом к самообольщению, укреплять нашу самонадеянность. Указав на высокий идеал христианской жизни, на ее святую цель, апостол Павел тут же предупреждает нас об огромной ответственности, о необходимости напряженных нравственных усилий для достижения этой цели и о тяжких последствиях беспечной и нерадивой жизни, не отвечающей своему идеалу. «Вы куплены дорогой ценой»! — ценой беспримерного подвига любви, ценой искупительных страданий Господа нашего Иисуса Христа, во имя Которого мы крестились, дав пред всей Церковью обеты верности Его святым заповедям.
И горе нам, если мы, вместо того, чтобы прославлять Бога бого-дарованными силами нашей духовно-телесной природы, станем разорять созданный Богом в нас, в нашем сердце, в недрах нашего существа храм Божий и бесславить наше христианское звание своим не-досто й н ы м п о вед ен нем!
Воля Божия есть освящение наше (1 Сол. 4,3.) Бог призвал нас не к нечистоте, но к святости (1 Сол. 4,7). Только освящаясь благодатными дарами в недрах святой Церкви и проводя жизнь «во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим. 2,2), можем мы надеяться на то, что
исполняется и над нами слова Господа и Спасителя: «кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим...и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14,21.23).
Святая Церковь высоко чтит и прославляет тех носителей святости, которые еще здесь на земле удостоились быть отмеченными явными признаками Божественного присутствия и благоволения. Так, обращаясь к святителю и чудотворцу Николаю, она взывает к нему словами акафиста: «радуйся, святыни чистое и честное жилище!» (икос 3-й). О преподобном Сергии Радонежском она говорит, что он «молитвой, верой, любовью к Богу и чистотою сердца устроил душу свою во обитель Пресвятыя Троицы» (молитва акафиста). Пречистую же и Преблагословенную Деву и Богородицу Марию она прямо именует «пречистым храмом Спасовым» (кондак праздника Введения во храм), «небом и храмом Божества» (догматик 1-го гласа).
В то же время, научая нас смирению и предостерегая от опасности самообольщения, святая Церковь всячески старается напомнить нам о том, как мы далеки еще от идеала христианской жизни и в каком печальном состоянии находится подчас храмина души нашей. Когда мы приближаемся к престолу величия Божия, чтобы приобщиться святых Христовых Таин, она, как заботливая Мать и Наставница, влагает в усга наши следующее смиренное исповедание нашего недостоин-ства: «Господи Боже мой, вем, яко несмь достоин, ниже доволен, да под кров внидеши храма души моея, занеже весь пуст и палея есть,
:: не имаши во мне места достойна, еже главу подклонити» (молитва ко св. Причащению 2-я). То есть-—Господи! со скорбью сознаю я, что недостоин, чтобы Ты вошел под кровлю храма моей души, ибо храм этот пуст и едва не обрушивается от ветхости, и Тебе, подобно бесприютному путнику, не находящему пристанища для отдыха, невозможно сотворить во мне Твою божественную обитель...
Размышляя о слышанном нами апостольском наставлении и внимая апостольскому увещанию, постараемся же, возлюбленные, как можно ярче запечатлеть и в нашем сознании и в нашей памяти эти святые слова: «вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас», «очистим себя от всякой скверны плоти и духа». Они, как и каждое слово Божие, живое и действенное, будут и окрылять пас великой надеждой на помощь Того, Кто Сам хочет обитать в нас, животворя и просвещая все силы пашей души, и — вместе с тем, — постоянно возбуждать в нас страх Божий, то спасительное чувство благоговения пред Богом и нашей ответственности, без которых невозможна разумная христианская жизнь на земле, немыслимо достойное приготовление к вечности.
Станем чаще и усерднее прибегать к помощи и ходатайству за нас Пречистой Богоматери, честных небесных Сид бесплотных и всех святых Божиих, призывая со смирением и сами Царя Небесного, Святаго Духа Утешителя, чтобы Он, по неизреченной милости Своей, пришел и вселился в нас, и очистил нас от всякия скверны и Своим животворящим присутствием спас для вечной жизни наши немощные и скудные добродетелями души. Аминь.
132
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.
На сайте академии
www.spbda.ru
> сведения о структуре и подразделениях академии;
> информация об учебном процессе и научной работе;
> события из жизни академии;
> сведения для абитуриентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.
На сайте журнала «Христианское чтение»
www.spbpda.ru
> электронный архив номеров в свободном доступе;
> каталоги журнала по годам издания и по авторам;
> требования к рукописям, подаваемым в журнал.