Научная статья на тему 'Слово-Логос: культурологический потенциал'

Слово-Логос: культурологический потенциал Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
253
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВО / ЛОГОС / СОФИЯ / ГЕНЕТИКА / СХОДСТВО / WORD / LOGOS / SOPHIA / GENETICS / SIMILARITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жукоцкая Зинаида Романовна, Василькова Елена Васильевна

Духовная составляющая развития человека напрямую зависит от его культурно-языкового осмысления мира, поскольку осознание и принятие человеком самого себя в мире через призму культуры происходит именно под влиянием языка, формирующего дух и душу как отдельного человека, так и целого народа. В слове и через слово проходит человеческая энергия, впоследствии преобразующаяся в реальность. Христианское учение о Слове-Логосе, «слове жизни», взятое за основу в исследованиях В.Ф. Эрна, С.Н. Трубецкого и др., продолжает интересовать современных исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Жукоцкая Зинаида Романовна, Василькова Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORD-LOGOS: culturological potential

The spiritual component of people's development directly depends on their cultural-linguistic judgement of the world as comprehension and acceptance by a person him/herself in the world through the culture prism occurs under the influence of the language forming spirit and the soul of both a separate person, and the whole people. In a word and through a word there passes human energy, subsequently transforming into reality. The Christian doctrine about the Word-Logos, «the life word», taken for the basis in V.F. Ern, S.N. Trubetskoy's researches, etc., continues to interest of modern researchers.

Текст научной работы на тему «Слово-Логос: культурологический потенциал»

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(5) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

© З.Р. Жукоцкая, Е.В. Василькова

УДК 1 + 008

СЛОВО-ЛОГОС: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

З.Р. Жукоцкая, Е.В. Василькова (Нижневартовск, Россия)

Духовная составляющая развития человека напрямую зависит от его культурно-языкового осмысления мира, поскольку осознание и принятие человеком самого себя в мире через призму культуры происходит именно под влиянием языка, формирующего дух и душу как отдельного человека, так и целого народа. В слове и через слово проходит человеческая энергия, впоследствии преобразующаяся в реальность. Христианское учение о Слове-Логосе, «слове жизни», взятое за основу в исследованиях В.Ф. Эрна, С.Н. Трубецкого и др., продолжает интересовать современных исследователей.

Ключевые слова: слово, логос, софия, генетика, сходство.

Со времен В. Гумбольдта известен постулат о том, что в основе всех языковых процессов лежит определенный

энергетический потенциал. Но что значит «определенный»? В чем заключена эта деятельностно-энергетическая сила слова, о которой столько размышляли великие исследователи прошлого и пытаются объяснить ученые в наше время? Известное библейское «Вначале было слово...» всегда притягивало внимание пытливых умов. Христианское учение о Слове-Логосе, «слове жизни», взятое за основу в исследованиях В.Ф. Эрна, С.Н. Трубецкого, В.Н. Лосского и других, продолжает интересовать

современных исследователей. Говоря о генетической основе всех процессов развития человека, нельзя упускать из внимания его

духовное начало, другими словами,

необходимо предполагать наличие духовногенетической структуры. Духовная

составляющая развития человека напрямую зависит от его культурно-языкового

осмысления мира, поскольку осознание и принятие человеком самого себя в мире через призму культуры происходит именно под влиянием языка, формирующего дух и душу как отдельного человека, так и целого народа [2-3; 7]. В слове и через слово проходит человеческая энергия, впоследствии преобразующаяся в реальность.

И.В. Зыкова выделяет в «эволюционирующей парадигме» знаний о слове семь направлений его истолкования, каждое из которых раскрывает разные грани его онтологической сущности.

Жукоцкая Зинаида Романовна - доктор культурологии, профессор, заведующая кафедрой культурологии и философии, Нижневартовский экономико-правовой институт (филиал) Тюменского государственного университета.

E-mail: zhukotskiy@intramail.ru

Василькова Елена Васильевна - кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии и философии, Нижневартовский экономико-правовой институт (филиал) Тюменского государственного университета. E-mail: evstraw@intramail.ru

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(5) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Она выделяет семь аспектов Слова с соответствующими им бинарными оппозициями: архетипическо-морфологический

аспект (Слово - Космос/Хаос, Слово -Творчество); религиозно-философский аспект (Слово - Бог/Бытие); психологический аспект (Слово - Мышление/Душа); эстетический аспект (Слово - Красота/Искусство); физикобиологический аспект (Слово -Жизнь/Смерть); социально-этнический аспект (Слово - Общество/Личность/Этнос); лингвистический аспект (Слово - Язык/Речь). Все названные выше аспекты в парадигме знаний о Слове создают «целостную картину исторической эволюции постижения человечеством Слова как уникального, ни с чем не сравнимого феномена его (человечества) культурного существования...» [4, с. 282]. В нашем исследовании первостепенную значимость имеют два аспекта Слова: религиозно-философский и физико-биологический как аспекты, соединяющие в себе достаточно близкие бинарные оппозиции (Слово - Бог/Бытие -Жизнь/Смерть).

Одним из основных древнегреческих терминов для понятия Слова является Логос. Как философский термин он встречается у Гераклита, согласно которому является воплощением единства природы. Идея Логоса активно поддерживалась христианством. Но то, что у античных философов находилось в неразрывном единстве, в христианском мышлении разделилось на сущность и существование. Знаковой фигурой для нового времени стал иудейско-греческий философ Филон Александрийский. Для него Логос «выступает как Бог, как первородный сын Его, образ и подобие его, отвечающий за процесс творения.» [5, с. 37]. Филон подчиняет своей идее о Логосе осмысление процесса творения космоса как проявленной сущности

непознаваемого и беспредельного

божественного существования.

Богослов о. Сергий Булгаков, интерпретируя софийный характер книг «Премудрости Соломона» и книги Притч, отмечал в них отношение премудрости к Логосу. В этих книгах Ветхого Завета Премудрость (София) наделяется ролью творца-посредника, универсального начала, связанного с понятием Слова-Логоса как силы и разума Божества. Эту же особенность данных книг отмечал и С.Н. Трубецкой.

В Новом Завете понятие Премудрости переносится на Христа, выступающего Божьей силой и Божьей премудростью: «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца» (Иоан. 1,14). Здесь, согласно Вл. Соловьеву, в реализации полноты Бога обнаруживается единство безусловно-сущего или Логоса и единство содержания или Софии [5, с. 49]. Логос выражает себя через Софию, которая играет связующую роль между Богом и миром, или, по словам С. Аверинцева, «таким путем мы возвращаемся к тайне причастности, к обмену между божественным Логосом и тварной природой, заново сотворенной в Нем» [1, с. 541]. Согласно В.Ф. Эрну, Логос -неотъемлемая часть христианского сознания, это вершина сознания. «.Бог христианства изначально был Логосом. Вселенная, космос, есть раскрытие и откровение изначального сущего Слова. Будучи этим раскрытием и откровением, мир в самых тайных недрах своих «логичен», т.е. сообразен и соразмерен Логосу, и каждая деталь и событие этого мира есть скрытая мысль, тайное движение всепроникающего божественного Слова. Логос как начало человеческого познания не есть Логос другой, отличный от Логоса существенно-божественного. Это тот же

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(5) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

самый Логос, только в разных степенях осознания. .восточное умозрение признает истину бытием в Логосе, т.е. бытием в Истине, каковое бытие возможно лишь чрез становление Логосом, чрез благодать существенного усвоения Слова» [9, с. 79].

Согласно концепции Слова-Логоса у В.Л. Лосского всякая тварная вещь имеет точку соприкосновения с Божеством, это - ее идея, ее причина, ее «логос», который одновременно есть и цель, к которой она устремлена. Идеи индивидуальных вещей содержатся в высших и более общих идеях. Все вместе содержится в Логосе - втором Лице Пресвятой Троицы, который есть первоначало и конечная цель всего тварного. Здесь в Логосе, Боге-Слове, подчеркивается Его домостроительство (имеется в виду, по примечанию Ю.С. Степанова, устроение мира и церкви) [8, с. 401].

Так, религиозно-философский аспект Слова является самым сложным для человеческого понимания определением, над которым работали и продолжают работать ученые-философы. Но, непосредственным продолжением и расширением этого метафизического аспекта знания о Слове является его физико-биологический аспект.

Так, М.М. Маковский в книге «Лингвистическая генетика» пишет: «Каждое слово содержит своеобразную тайнопись своей жизни: в закодированном виде в слове воплощается не только его “родословная”, но и потенциальные возможности его дальнейших воспроизводительных

возможностей как с точки зрения формы, так и с точки зрения значения, т.е. информация о продолжительности его жизни» <...> «ни одно слово в языке не является имманентной, замкнутой “вещью в себе”». «Любая лексема -это своеобразный микромир человека, вобравший весь комплекс сложных и

многомерных генетических преобразований, предшествовавших его становлению. Она тысячами незримых нитей и переходов соотнесена с макромиром языка, с определенной комбинаторно-генетической средой. Таким образом, слово является бесценным хранилищем, потенциальным сгустком своих генетических возможностей, непосредственно вытекающих из его истории» . «Любое слово - это генетическая формула. Несущая информацию о его топологическом, качественном, количественном статусе, о его жизнеспособности в той или иной среде, возможном направлении развития и др. При этом некоторые слова в языке выступают как своеобразные микроформулы, несущие информацию только о том или иной параметре, другие же представляют собой генетические макроформулы, т.е. могут нести комплексную информацию сразу по нескольким параметрам» [6, с. 105].

В молекулярной биологии и семиотике был увиден изоморфизм (структурное сходство) генетического кода и языка. Они рассматриваются как информационные

системы, служащие для целей рождения текстов путем комбинаторики некоторых исходных элементов. Это доказывается выдающимся ученым-биологом П.П. Гаряевым, который подтверждает теорию

лингвистической генетики М. Маковского практическими исследованиями генетической структуры человека. Развитие языков и человеческой речи подчиняется законам формальной генетики. «Тексты» ДНК (квазиречь) и письменность людей, их разговоры (истинная речь) обладают идентичной

стратегической фрактальной структурой. П.П. Гаряев с другими учеными-биологами разработали генератор солитонных процессов (солитоны - определенные волновые структуры). В солитоны вводилась

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(5) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

человеческая речь и акустическими колебаниями модулировались

электромагнитные волны. В результате этих экспериментов солитоны по структуре становились похожими на генетические тексты, способные влиять на развитие организма подобно солитонам в ДНК. Уникален и эксперимент с зернами пшеницы, пораженными радиоактивным излучением. Когда их обрабатывали солитонами, несущими информацию человеческой речи, разрушенные и умершие клетки восстанавливались. Но слова должны были быть выстроены в определенном порядке, который придает фразам необычный ритм, и они должны произноситься в особенном состоянии сознания, как во время молитвы. В контрольных же опытах, когда произносились бессмысленные фразы, результата не было.

Установление сходства между Словом и генетической системой человека чрезвычайно расширило границы понимания Слова как

необходимого фактора Жизни в целом, обеспечивающего сохранение человеческого вида в целом.

Слова и их компоненты несут в себе не только внутреннюю семиотическую информацию, но и генетическую информацию, направленную в будущее. Слово в физико-биологическом аспекте -основной источник существования материи с одной стороны, и непосредственная причина гибели и разрушения материи (согласно результатам многочисленных экспериментов крупных ученых, например, Г.И. Шипова). Слово - главный регулятор всякого развития, происходящего в границах от Жизни до Смерти.

Таким образом, новейшие достижения в исследованиях биологов теснейшим образом связаны с религиозно-философскими изысканиями как деятелей прошлого, так и современных ученых. Первостепенной задачей является донести результаты этих исследований до каждого человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверинцев С. Собрание сочинений / под ред. Н.П. Аверинцевой и К.Б. Сигова. София-Логос. Словарь. - К.: ДУХ I ЛІТЕРА, 2006.

2. Жукоцкая З.Р. Культурология русского символизма. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2007. - 231 с.

3. Жукоцкая З.Р. Свободная теургия: культурфилософия русского символизма. - М.: Изд-во РГГУ, 2003.

4. Зыкова И.В. Культура как информационная система: Духовное, ментальное, материально-знаковое. Монография. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011.

5. Крылов Д.А. Евхаристическая чаша. Софийные начала. - М.: КомКнига, 2006.

6. Маковский М.М. Лингвистическая генетика: Проблемы онтогенеза слова в индоевропейских языках. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Издательство ЛКИ, 2007.

7. Тихомирова Е.Е., Колечкова О.И. Этические концепты культуры как основа воспитания // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2011. - № 3. С. 54-61.

8. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Академический проект, 2004.

9. Эрн В.Ф. Борьба за Логос. - М.: Путь, 1911.

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(5) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

UDC 1 + 008

WORD-LOGOS: CULTUROLOGICAL POTENTIAL

Z.R. Zhukotskaya, E. V. Vasilkova (Nizhnevartovsk, Russia)

The spiritual component of people’s development directly depends on their cultural-linguistic judgement of the world as comprehension and acceptance by a person him/herself in the world through the culture prism occurs under the influence of the language forming spirit and the soul of both a separate person, and the whole people. In a word and through a word there passes human energy, subsequently transforming into reality. The Christian doctrine about the Word-Logos, «the life word», taken for the basis in V.F. Ern, S.N. Trubetskoy's researches, etc., continues to interest of modern researchers.

Keywords: Word, Logos, Sophia, genetics, similarity.

Zhukotskaya Zinaida Romanovna - the doctor of cultural science, the professor, head of chair of cultural science and philosophy, Nizhnevartovsk economic-legal institute (branch) the Tyumen state university.

E-mail: zhukotskiy@intramail.ru

Vasilkova Elena Vasilevna - the candidate of cultural science, the associate professor of faculty of cultural science and philosophy, Nizhnevartovsk economic-legal institute (branch) the Tyumen state university.

E-mail: evstraw@intramail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.