Научная статья на тему '«Слово Иоанна Богослова об Успении Богоматери» как иконографический источник'

«Слово Иоанна Богослова об Успении Богоматери» как иконографический источник Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY-NC-ND
603
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕНИЕ БОГОМАТЕРИ / СКАЗАНИЕ ИОАННА БОГОСЛОВА / ЛИЦЕВОЙ СБОРНИК ЧУДОВА МОНАСТЫРЯ / DORMITION OF THE MOTHER OF GOD / WORD OF JOHN THEOLOGIAN / FACE COLLECTION OF CHUDOV MONASTERY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рыбко Елена Александровна

В настоящее время сложился значительный корпус исследований, посвященных различным апокрифам, которые стали источником иконографии византийского и древнерусского искусства. В статье приводится подробное описание композиции миниатюр, иллюстрирующих апокриф «Слово Иоанна Богослова об Успении Богоматери», которое входит в состав Лицевого сборника XVI в. из Чудова монастыря. Автор обнаруживает сходство и вариации структуры этих миниатюр с иконой из Покровского собора в Москве и фресками Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры. Анализ их клейм позволяет предположить, что художники использовали в качестве источников циклы миниатюр, украшавшие сборники, аналогичные чудовскому.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Word of John the Theologian about the Dormition of the Mother of God» as the iconography source

At the present time there are formed the significant corps of researches into area of the different Apocrypha, which became the source of iconography of Byzantine and Ancient Russia art. The article givеs the detailed description on the composition of miniature, illustrating the Apocrypha "Word of John Theologian about the Mother of God", which was included into the "Face collection" of Chudov monastery, dated by XVI century. The authors detect the similarity and variants of these miniatures structure with the icon of the Patronage cathedral church and with the frescos of the Dormition Cathedral of the Нoly Trinity St. Sergius Lavra. The analysis of its border scenes permits to suggest, that the painters used as sources the cycle of miniatures which decorated the collections analogous to Chudov's one.

Текст научной работы на тему ««Слово Иоанна Богослова об Успении Богоматери» как иконографический источник»

Е.А. Рыбко

«СЛОВО ИОАННА БОГОСЛОВА ОБ УСПЕНИИ БОГОМАТЕРИ» КАК ИКОНОГРАФИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

В настоящее время сложился значительный корпус исследований, посвященных различным апокрифам, которые стали источником иконографии византийского и древнерусского искусства. В статье приводится подробное описание композиции миниатюр, иллюстрирующих апокриф «Слово Иоанна Богослова об Успении Богоматери», которое входит в состав Лицевого сборника XVI в. из Чудова монастыря. Автор обнаруживает сходство и вариации структуры этих миниатюр с иконой из Покровского собора в Москве и фресками Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры. Анализ их клейм позволяет предположить, что художники использовали в качестве источников циклы миниатюр, украшавшие сборники, аналогичные чудовскому.

Ключевые слова: Успение Богоматери, Сказание Иоанна Богослова, Лицевой сборник Чудова монастыря.

Иконография «Успения» и «Успенского цикла» формировалась на основе апокрифических сказаний, возникших предположительно в Ш-^ вв. Эти благочестивые повествования о последних днях жизни Божьей Матери достаточно рано были признаны Церковью. Они передавались, несколько видоизменяясь, в сочинениях таких авторитетных авторов как Андрей Критский (VII в.), Герман Константинопольский (IX в.), пресвитер Иерусалимский монах Епифаний (Х!-ХП вв.)1. Существуют две главные редакции Сказания об Успении. Автором первой из них называют св. Иоанна Богослова, который считается участником событий; автором второй - Мелитона Сардийского, епископа II в. Еще одна

© Рыбко Е.А., 2012

редакция, приписываемая Иосифу Аримафейскому, относится к У-У1 вв., когда церковь в борьбе против несториан отстаивала догмат о достоинстве Пресвятой Девы Марии как Богородицы. Некоторые эпизоды Ее Успения известны в пересказах епископа Солунского Иоанна (VII в.), другие - в так называемой «Истории Евфимиевой» (возможно, VI в.)2. В этой «Истории» говорится, что гроб с одеждами Богородицы по просьбе императорской четы был принесен в Константинополь и поставлен в новом храме (во Влахернах). Важнейшие обстоятельства кончины и погребения Богородицы стали темой богослужебных песнопений на праздник Успения.

«Слово об Успении Богоматери», приписываемое Иоанну Богослову, пришло на Русь из Византии не позже XII в.3. Его редакция, (как и редакция Иоанна Солунского) регулярно встречается в сборниках XIV в.4. В рукописях XV в.5 был обнаружен текст «Жития Богородицы», приписываемый Епифанию (монаху Каллистратьевского монастыря в Иерусалиме6). В Макарьевские Минеи-Четьи XVI в. вошло краткое «Сказание» на эту же тему7.

«Слово Иоанна Богослова об Успении Богоматери» было особенно популярно на Руси8. Оно с разными вариациями пересказывалось в проповедях, прологах, синаксарях, в Четьих-Минеях митрополита Макария. Хотя основные события в перечисленных литературных источниках совпадают, каждая редакция отличается своими нюансами. Благодаря этому можно определить, какой именно источник использовался в процессе формирования «Успенского цикла».

В византийских памятниках эпизоды Успения группируются вокруг центральной сцены, представляющей Богоматерь на смертном одре. Как правило, они основываются сразу на нескольких литературных источниках. Таковы, например, фресковые композиции церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (1295)9, Кралевой церкви в Студенице (1315)10, Успенского собора Грачаницы (1318-1321)11, церкви Христа Пантократора в Дечанах (1335-1348)12. В церкви Богоматери в Матейче (1356-1360)13 присутствуют сцены: «Явление Ангела Богоматери с ветвью», «Поклонение деревьев», «Моление Богоматери на Елеонской горе», «Богоматерь отдает свою ризу двум вдовам», «Прощание Богоматери с апостолами», «Несение одра», «Отсечение рук Авфонии», «Апостолы над пустым гробом», «Вознесение Богоматери», «Передача пояса ап. Фоме» и другие. Аналогичным принципом руководствовались и русские мастера. Но обычно собственно «Успенский цикл» до-

бавляется к событиям, посвященным детству Богоматери. Таковы иконы «Рождество Богородицы с деяниями» из Антониева монастыря в Новгороде 1530-1540 гг. (Новгородский музей-заповедник); «Рождество Богоматери с житием» третьей четверти XVI в. (Музей древнерусского искусства им. А. Рублева); «Рождество Богоматери с житием Иоакима, Анны и Богоматери с праздниками» 1565-1566 г. (Вологодский государственный музей-заповедник). Однако во второй половине XVI в. на Руси появляется «Успенский цикл», иллюстрирующий мельчайшие подробности только одного сказания - «Слова Иоанна Богослова об Успении Богоматери». Из сохранившихся памятников его текста, наиболее ранним и полным является датируемый третьей четвертью XVI в. лицевой сборник, ранее принадлежавший библиотеке Чудова монастыря Московского Кремля (РГБ. Собрание Е. Егорова. Ф. 98. № 1844).

Текст сборника состоит из четырех самостоятельных частей: Апокалипсис с толкованием Андрея Кесарийского; Слово Иоанна Богослова на Преставление Богородицы; Похвальное слово на Зачатие Иоанна Предтечи; Сказание о чудесах Архистратига Михаила14. Сборник, очевидно, был создан в мастерской Чудова монастыря, чья деятельность (под руководством митрополита Макария) играла существенную роль в духовной жизни Москвы середины XVI в.15.

Иконописцы проиллюстрировали текст «Слова Иоанна Богослова на Успение Богоматери», создав цикл из 79 миниатюр. Они стали источником многих иконографических изводов, повторяемых в разных вариантах художниками XVI-XVII вв. Сравнение миниатюр Сборника с иконами позволяет понять методы работы мастеров того времени.

Рассмотрим несколько миниатюр Сборника, сюжеты которых находят буквальные аналогии в иконах и росписях той эпохи.

Сцена «Моление Богоматери у гроба Господня» описана только в «Слове Иоанна Богослова». Его тексту точно следует изображение в Сборнике на л. 95, которое сопровождается такой подписью:

СВЯТАЯ И ПРЕСЛАВНАЯ БОГОРОДИЦА И ПРИСНОДЕВА МАРИЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ, ПО ОБЫЧАЮ НА СВЯТЫЙ ГРОБ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА ХОДЯЩЕ КАДИТИ И ПРЕКЛОНЯЮЩЕ СВЯТЕИ СВОИ КОЛЕНИ МОЛЯЩЕ РОЖ-ДЬШАГОСЯ ИЗ НЕА ХРИСТА БОГА НАШЕГО ДАБЫ К НЕМУ ШЛА. ВИДЯЩИ ЖЕ ИУДЕИ ХОДЯЩУ НА СВЯТЫЙ ГРОБ, ПРИДОША КО АРХИЕРЕЯМ ГЛАГОЛЮЩЕ, ЯКО НА ВСЯКЪ ДЕНЬ МАРИЯ ХОДИТ НА ГРОБ ИЩЕ И ПЛАЧЕТСЯ.

Очевидно, в миниатюре (и пояснительном тексте) совмещаются два разных по времени эпизода из жития Богоматери. В первом случае фигура Марии расположена на фоне стены, в руке Она держит кадильницу и наклоняется к гробу, слева от нее стоят три девы. За стеной изображены иудеи, наблюдающие за Богородицей. Над гробом возвышается трехчастный киворий, пролеты которого закрыты завесами. Во втором эпизоде Мария, преклонив колени, молится перед престолом, на котором возвышается крест и киворий, поддерживаемый четырьмя колоннами. Сверху из правого небесного сегмента на Богородицу взирает Христос и благословляет Ее десницей.

Точно так же решена композиция первого клейма иконы «Успение Богородицы в житии» из Покровского собора конца XVI в. (ГИМ)16. На полях клейма можно прочитать аналогичный Сборнику, но укороченный текст. Здесь тоже совмещены два временных пласта, но поза и жест изменены. В первой мизансцене Богородица не склоняется, а стоит у гроба, кадила в Ее руках нет. Богородица воздевает руки к небесному сегменту, в котором изображен благословляющий Христос. Слева, за спиной Марии, как и на миниатюре, изображены три девы, но наблюдающих за Ней из-за стены иудеев здесь нет. Над гробом и здесь возвышается трехчастный киворий, но завеса отсутствует. Во втором эпизоде Мария, преклонив колени, молится перед престолом с киворием. Изображения креста на престоле нет, а сам киворий (полукруглой формы) стоит на трех колоннах.

Со сценами «Благодарственная молитва Богородицы» и «Моление апостолов и явление грома с небес и гласа», встречающимися только в «Слове Иоанна Богослова», соотносится миниатюра, размещенная сразу на двух страницах (109-110). Рядом с изображением - такой текст:

И ПО МОЛИТВЕ РЕЧЕ АПОСТОЛОМ ПРИНЕСЕТЕ МИ КАДИЛО И ПОЛОЖИТЕ ФИМЕАН И СОТВОРИТЕ МАЛИТ-ВУ. И МОЛЯЩИМСЯ ИМ ГРОМ БЫСТЬ С НЕБЕС И ПРИИДЕ ГЛАС СТРАШЕН ЯКО КОЛЕСНИЦА.

На первой странице миниатюры Богородица стоит возле ложа, на красной подушке; слева апостолы сначала кладут фимиам в кадильницу, которую затем передают Марии. Тут же Богоматерь изображена второй раз: перед Ней стоят апостолы с воздетыми в молитве руками. На второй странице, слева, Богоматерь стоит на подушке на фоне престола (на котором - еще одна красная подушка). Голова Марии воздета к небесному сегменту, рядом с которым

изображены шесть переплетенных колец с крыльями. Перед Марией стоят апостолы, на престоле находится книга и две чаши, а слева и справа от него можно видеть четыре подсвечника.

Особого внимания заслуживает архитектурный фон миниатюр Сборника. Три раза изображена завеса, отделяющая многофигурную композицию от зданий. В первом случае двойная завеса образует пространство палаты, в котором разворачивается действо. Затем завеса изображена в центре всей композиции в двух дверных проемах, имеющих форму арки. В просветах между первой и второй завесами можно видеть окна домов. В третий раз двойная завеса снова выделяет пространство палаты. Между завесами можно увидеть потолок палаты, что является новшеством для древнерусской средневековой миниатюры.

Аналогичный извод мы находим в 15-м клейме той же иконы «Успение Богородицы в житии». Ее автор почти буквально повторил композицию миниатюры, однако он придал архитектурному стаффажу более простые и традиционные древнерусские формы17.

Более точно повторяет правую часть второй миниатюры композиция росписи Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры 1684 г.18. Здесь молящаяся Богоматерь изображена между двумя профилированными колоннами; Она смотрит в сторону огненной колесницы, расположенной в правом верхнем углу росписи. Перед Богородицей изображены апостолы, стоящие у престола со свечой, двумя чашами и книгами; руки и взоры апостолов также обращены в сторону колесницы. Архитектурный фон фрески почти так же сложен, как на миниатюре. Четыре колонны образуют прямоугольное пространство палаты. Две колонны в правой части композиции соединяет завеса, а между остальными колоннами можно увидеть потолок. В левом верхнем углу представлено маленькое изображение града Вифлеема, где и происходит это чудо.

Сама сцена Успения изображается в Сборнике Чудова монастыря несколько раз (л. 124-128), что указывает на последовательно происходящие события. Общая схема этих миниатюр такова: в центре композиции - ложе Богоматери, вокруг которого собрались апостолы, ангелы и «жены»; за ложем изображен Спаситель. Но Его позы и жесты последовательно меняются: на первой миниатюре Господь благословляет Богоматерь, на второй - протягивает Ей десницу для целования, на третьей Он наклоняется над Марией; наконец, на четвертой Господь стоит, держа двумя руками душу в виде спеленатого младенца. Меняются местоположение и жесты апостолов, святителей и жен. В небесных сегментах может присутс-

твовать изображение Бога Отца, Св. Духа в виде голубя и небесных светил.

Изображение на л. 128, напоминающее традиционное «Успение», объединяет в себе две сцены: «Апостолы целуют ноги Богоматери и освящаются» и «Спаситель принимает душу Божьей Матери и передает Богу Отцу, восседающему на престоле». Вверху листа с миниатюрой присутствует текст:

И ТЕК ЖЕ ПЕТРЪ И ПАВЕЛЪ И ПРОЧИИ АПОСТОЛИ ОБЛОБЫЗАХУ ЧЕСТНИИ НОЗИ ДАСЯ БЫХОМ ОСВЯТЛИ.

Апостолы изображены у ног покоящейся на ложе Богородицы; одни апостолы преклонили колени, рыдают, другие просто склонились в поклоне. В центре композиции изображен Спаситель, держащий двумя руками душу Богородицы в виде спеленатого младенца. Справа от Христа расположены святители - Иаков («брат Божий»), Дионисий Ареопагит и жены-мироносицы, а слева - ангелы со светильниками в руках. В правом верхнем углу композиции Христос представлен второй раз. Он стоит на херувимах, изображенных в виде огненных колес; Христос, окруженный со всех сторон ангелами, передает душу Богоматери Богу Отцу, который восседает на престоле. Последняя сцена не получила отражения в тексте Сказания, приведенном выше. Вероятно, эту сцену добавил сам художник, внимательно прочитав весь текст: чуть раньше в Сказании говорится, что Спаситель обещает Богородице, что душа Ее будет у Бога Отца.

Похожий иконографический извод встречается и на среднике иконы из Покровского собора, хотя в ее композиции есть небольшие отличия. На среднике иконы Богоматерь тоже покоится на ложе, вокруг которого собрались апостолы; однако они не сгруппированы у ног Богоматери для целования, а расположены по обеим сторонам Ее ложа. Справа - апостолы Павел, Иаков, Матфей, Варфоломей, Филипп и Марк, к ним примыкают Иаков и Дионисий Ареопагит. Слева от ложа - Иоанн, Петр, Андрей и Фома. Над ними, на фоне зданий, изображены три плачущие «жены». В центре иконы стоит Христос с душой Богоматери в руках (в виде спеленатого младенца). Вверху Его славу замыкает огненный серафим. В левом верхнем углу, на облаке, изображен сонм ангелов. Справа в верхнем углу Христос передает душу Богоматери Богу Отцу, восседающему на престоле.

Эта же сцена повторяется в упомянутой росписи Успенского собора 1684 г., где она расположена в первом ряду южной стены. Здесь, как и на миниатюре Лицевого сборника, склонившиеся и

рыдающие апостолы изображены у ног Богородицы. Справа, чуть выше апостолов, можно видеть фигуру Дионисия Ареопагита. Слева, за тоненькой колонной, расположены фигуры других апостолов с ангелами, а чуть выше на фоне здания видны головы «жен». В центре ложа изображен Иисус Христос с душой Богоматери, держащий ее на левой руке. Вверху славу Христа венчает огненный Херувим. В правом верхнем углу, на облаке, поддерживаемом ангелами, изображен Христос, передающий душу Богоматери Богу Отцу, сидящему на престоле.

Как показывает анализ, почти все сцены на иконе «Успения в житии» находят свои аналогии в миниатюрах Егоровского сборника. Исключением является сцена на последнем клейме иконы с подписью «Авфоний уверовал», которая отсутствует в цикле миниатюр. Авфоний изображен перед толпой иудеев, расположенной в правой части композиции. Он представлен с нимбом, стоящим перед столом с книгой, что означает его обращение. Под изображением имеется подпись: ЕВРЕИ ЖЕ АФОНИЮ ИСПОВЕДАШЕ ПЕРЕД АРХИЕРЕИ ВОИСТИНУ МАРИЯ МАТИ СУЩЕГО БОГА. ОНИ ЖЕ ПОВЕЛЕМА ЕГО КАМЕНИЕМ ПОБИТИИ.

В центре композиции последней миниатюры (из Успенского цикла Сборника) изображен гроб, к которому склонились два апостола. Слева от гроба стоит группа апостолов; у одного из них, расположенного на переднем плане, в руке лопата. Все действие происходит на фоне деревьев и горок. В правой верхней части композиции снова изображены все апостолы, ведущие диалог (об этом свидетельствуют их позы и жесты).

В Успенском соборе сцена «Апостолы над пустым гробом» также является последней в цикле, как и среди миниатюр Сборника. Изображение деревьев на фреске Собора также указывает на то, что событие происходит в саду. Однако, в отличие от миниатюры, здесь над гробом склонился только один апостол; другие апостолы стоят группой слева, причем один из них тоже держит в руках лопату. Справа от склоненного апостола расположены еще две поясные фигуры.

Авторы фресок старались точнее копировать миниатюры, для которых характерны сложные ракурсы человеческих фигур и причудливых архитектурных фонов; обнаруживается близость этих миниатюр с немецкими гравюрами на дереве XV-XVI вв. В композиции клейм иконы «Успения Богородицы в житии» из Покровского собора (конец XVI в.) встречаются более простые древнерусские архитектурные формы. Но, несмотря на стилистические различия,

очевидно, что сюжеты иконы из Покровского собора и фресок Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры восходят к одному источнику - миниатюрам Лицевого сборника Чудова монастыря; все они иллюстрируют только одно Сказание Иоанна Богослова.

Не исключено, что существовали копии Чудовского сборника, одним из которых мог пользоваться автор иконы. Сравнительный анализ памятников подтверждает, что Сказание Иоанна Богослова пользовалось исключительной популярностью.

Но была известна и другая практика иллюстрирования Успенского цикла. В иконе «Успение Богоматери» 1660 г. из Успенского собора Московского Кремля19 цикл занимает 16 клейм и заканчивается сюжетом «Погребение Богоматери».

Для них характерна сложная композиция, объединяющая в себе несколько сюжетов. В их расположении сохраняется традиционный порядок, соответствующий хронологии событий, но при этом имеются сюжеты, которые не встречаются ни в миниатюрах Егоровского сборника, ни на иконе «Успение Богородицы в житии» из Покровского Собора, ни во фресках Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры. Такова сцена «Чудесное воспарение апостола Петра». В центре композиции Петр парит, стоя на облаке и подняв одну руку вверх; из небесного сегмента на него нисходят три луча, которые символизируют действие Св. Духа. По обе стороны от Петра на облаках парят другие апостолы (по пять человек с каждой стороны).

Анализ клейм иконы Успения в Успенском соборе Московского Кремля показывает, что ее автор использовал циклы миниатюр, не дошедшие до нашего времени.

Примечания

Тексты сказаний, послуживших первоисточниками для всех последующих повествований об Успении Богородицы, издал немецкий теолог К. Тишендорф. См.: Tischendorf C. Apocalypses apocryphae hipsiae. Lipsiae, 1866. P. 94-136. Сильченков К. Праздник Успения Божией Матери // Вера и разум. 1901. № 14. С. 121-123.

Библиографические материалы, собранные Андреем Поповым. II: Слово Иоанна Богослова об Успении Пресвятой Богородицы в южно-славянском и русском изводах // Чтения в Императорском Обществе истории и древностей Российских при Московском университете. М.: 1880. Кн. 3. С. 1-5.

2

6

4 Словарь книжников и книжности Древней Руси XI - первая половина XIV в. Л.: Наука, 1987. Вып. 1. C. 119-120.

5 Там же. С. 137-138. Греческий текст «Жития» приводится в кн.: Dressel A. Epifanii monachi et presbyteri edita et inédita. Parisiis et Lipsiae, 1843. Р. 13-44; PG, t. 120, col. 185216. См. также: Слово святого отца Епифания о житии Святыя Богородицы, Матери Господа нашего Иисуса Христа // Летописец Еллинский и Римский. Переиздан: СПб.: Дм. Буланин, 1999. Т. 1. С. 214-215.

Великие Четьи Минеи митрополита Макария. XVI в. ГИМ. ОР. Синодальное собрание. № 986-997.

В упомянутом издании К. Тишендорфа есть и «Слово» Иоанна Богослова (с. 95-112). Одновременно с греческим подлинником стал известен и его славянский перевод. И.Н. Срезневский издал открытый им отрывок «Слова» по русскому списку XII в. и представил сводное чтение всего «Слова» по русским спискам XV-XVII вв. См.: Срезневский И.Н. Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках. СПб.: Записки Императорской Академии Наук, 1867. № XXXVIII. C. 61-76.

Ъурик B.J. Византщске фресте y ^гославщи. Београд, 1974. С. 18. Бабик Г. Краseва црква y Студеници. Београд, 1987. С. 162-163. Тодик Б. Грачаница.Сликарство. Београд, 1988. С. 157-160. Темерински АД. Зидно Сликарство манастира Дечана. Граба и студще. Београд, 1995. С. 95.

Wratislaw-Mitrovic L., Okunev N.L. La Dormition de la Saint Vierge dans la peinyure medievale orthodoxe // Byzantinoslavica. III.1. Praha, 1931. P. 160-161. Лицевой сборник Чудова монастыря, научное факсимильное издание. М.: Ак-теон, 2010. С. 231.

Владимиров М. Историко-художественное значение русской миниатюры XVI в. // Древнерусская миниатюра. М.: Academia, 1933. С. 135; Макарий Архиеп. (Веретенников). Московский Митрополит Макарий и его время. М.: Изд-во Спасо-Преоб-раженского Валаамского ставропигального монастыря, 1996. С. 195-198. Известно, что эта икона из Никольского единоверческого монастыря в 1924 г. была передана музею. Предполагаемое время ее написания - конец XVI в. Говорить о более точной дате трудно, поскольку икона находится под записью XIX в. (раскрыто только второе клеймо верхнего ряда).

Из-за плохой сохранности памятника трудно сказать, есть ли там изображение колесницы.

В росписи 1684 г. Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры присутствуют и другие сцены, встречающиеся в летописях «Успенского цикла». Московская икона XIV-XVII вв. Л.: Аврора, 1988. С. 194.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.