_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Азнабаева Альбина Бариевна Преподаватель языка и литературы НМК г. Нефтекамск, РФ
СЛОВЕСНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ КОЛЛЕДЖЕ
Аннотация
Выделена дидактическая возможность проектирования и реализации междисциплинарного словесного моделирования объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности на занятиях по языку и литературе в машиностроительном колледже.
Ключевые слова Моделирование, слово, предложение, текст, техника.
Нами выделяются такие основные этапы - элементы научного и учебного информационного моделирования объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [1].
Постановка любой научной или учебной задачи в диапазоне от математики до филологии осуществляется с помощью слов, предложений, символов, знаков и цифр для выделения известного и искомого.
При построении научных и учебных моделей естественно - математических, технико -технологических и социально - гуманитарных дисциплин следует учесть их классификацию по происхождению и содержанию - на естественно - материальные, искусственно - материальные и искусственно - идеальные.
Включенные в словесное моделирование действительности искусственно - идеальные (слова, предложения, тексты, формулы, чертежи - схемы, графики - диаграммы, понятия, суждения, умозаключения, аксиомы, принципы, критерии, закономерности, законы, категории, концепции, социальная картина мира и научная картина мира) модели являются продуктами рационального или теоретического познания человеком реальности, осуществленного на основе абстрактно - логического мышления и интеллектуальной интуиции.
На учебных занятиях по языку и литературе, проектируемом и реализуемом в Нефтекамском машиностроительном колледже, основными элементами словесного моделирования фрагментов природной, технической и социальной действительности мы выделяем слово, предложение и текст.
Модельная конструкция слово является одним из основных структурных и функциональных единиц систем языка и литературы.
Исходя из системно - структурно - функционального подхода к познанию и преобразованию природной, технической и социальной действительности, мы студентам колледжа объясняем, что элементарная модель - слово служит для именования предметов (объектов, процессов и явлений), их качеств и характеристик, их взаимодействий, а также именования мнимых и отвлечённых понятий, создаваемых творящим человеческим воображением.
Основываясь на логико - семантических идеях Фридриха Людвига Готлоба Фреге (1848 - 1925) [2] мы со студентами колледжа выделяем: а) значением повествовательного предложения является мысль; б) повествовательное предложение имеет смысл, но не всегда имеет значение. После этого некоторые
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х
творчески целеустремленные, интеллектуально активные и научно компетентные студенты начинают изучать особенности так называемого треугольника Фреге или семантического треугольника: знак— смысл—значение.
При объяснении студентам колледжа основ языка и литературы мы выделяем, что сложная словесная модель объекта, процесса или явления действительности - текст (от лат. textus — ткань, сплетение) — это результат речемыслительного процесса, реализованного автором в виде конкретного письменного (или устного) произведения в соответствии с целью проектируемой и реализуемой деятельности.
Учитывая актуальную необходимость успешной работы выпускников машиностроительного колледжа в условиях научно - технического прогресса, мы обращаем внимание студентов на то, что научный текст -это разновидность текста, написанного на общелитературном языке, обладающая грамматическими, лексическими, структурно-смысловыми и логико-композиционными особенностями естественно -математической, технико - технологической или социально - гуманитарной дисциплины.
Дидактический опыт свидетельствует о том, что систематическое и регулярное рассмотрение на занятиях языка и литературы в машиностроительном колледже особенностей словесного моделирования действительности способствует повышению качества оформления студентами курсовых и выпускных квалификационных работ.
Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что систематическое и регулярное выделение и рассмотрение на занятиях языка и литературы структурных элементов словесного моделирования природной, технической и социальной действительности служит источником повышения уровня общекультурной и функциональной грамотности студентов машиностроительного колледжа.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. -2006. -№3.- С 34-38.
2. Фреге Г. Логика и логическая семантика. - М.: Аспект - Пресс, 2000. - 512 с.
© Каримов М.Ф., Азнабаева А.Б,2016
УДК 372.8
Катханова Юлия Федоровна
доктор пед. наук, профессор МПГУ г. Москва, РФ E-mail: [email protected] Аветисян Джавад Давидович канд. техн. наук, профессор МПГУ г. Москва, РФ E-mail: [email protected]
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ SAAS-УСЛУГА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Аннотация
В статье дан анализ развития информационных и коммуникационных технологий с позиции образовательного пространства и места в нем подготовки молодежи за счет внедрения в систему мультимедийных интерактивных онлайн-курсов в виде обучающих программ, выложенных в Интернете как образовательная SaaS-услуга. Определены пласты пирамиды информационного общества России, а также