Научная статья на тему 'Словацкая периодическая печать в 1989 - 1992 гг'

Словацкая периодическая печать в 1989 - 1992 гг Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
133
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТНАЯ ПЕРИОДИКА / ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ЖУРНАЛЬНАЯ ПЕРИОДИКА / РЕЛИГИОЗНАЯ ПЕРИОДИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бондарь М. А.

В статье характеризуется трансформация периодической печати Словакии на общенациональном и региональном уровнях после коллапса социалистической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Словацкая периодическая печать в 1989 - 1992 гг»

УДК 811.161

СЛОВАЦКАЯ ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ В 1989 - 1992 ГГ.

М. А. Бондарь

Российский центр науки и культуры в Братиславе, Словакия

e-mail:

[email protected]

В статье характеризуется трансформация периодической печати Словакии на общенациональном и региональном уровнях после коллапса социалистической системы.

Ключевые слова: общенациональная газетная периодика, общенациональная журнальная периодика, религиозная периодика, региональная периодическая печать.

Формирование новой модели словацкой периодики началось в 1989 г. и проходило первоначально в рамках Чехословакии как единого федеративного государства. Этот процесс, протекавший в 1989-1992 гг., непосредственно связан с падением социалистической системы и началом политических, экономических и социальных преобразований.

В 1989-1990 гг. были созданы новые условия для функционирования прессы:

- во-первых, в конце 1989 г. Федеральное Собрание ЧСФР отменило статью конституции о ведущей роли коммунистической партии, что привело к изменению положения средств массовой информации в политической системе: СМИ перестали быть инструментом политической власти. В то же время в связи со своим новым статусом пресса лишилась государственных субсидий и дотаций и должна была научиться работать в условиях рыночной экономики, то есть сама искать источники финансирования своей деятельности;

- во-вторых, закон № 86/1990 «О периодической печати и других средствах массовой информации» заложил основы для формирования института частной прессы;

- в-третьих, в 1990 г. была ликвидирована система выдачи разрешений на выпуск периодических изданий, и их регистрация стала носить заявительный характер.

Все это привело к стабильному увеличению количества периодических изданий (см. таблицу №1). Однако многие из них, едва успев появиться, исчезали, не просуществовав и года, при этом расходы на издание периодики постоянно возрастали.

Таблица 1

Словацкие периодические издания в 1989-1992 гг [5, s. 93-102; 8, s. 109]

Год Общенациональные Региональные издания Всего

газеты журналы

1989 12 192 122 326

1990 17 293 182 492

1991 18 341 174 533

1992 19 385 293 697

Общенациональная газетная периодика

Следует отметить, что процесс формирования новой системы периодической печати Словацкой Республики имел ряд особенностей и был во многом обусловлен политической ситуацией, сложившейся в 1989-1992 гг. в Чехословакии, в состав которой до 1993 г. входила Словакия.

Открывшиеся в этот период возможности свободно создавать как общественно-политические организации, так и партии, опирающиеся на различные идеологические платформы, послужили отправной точкой для создания многопартийной системы, внутри которой неизбежно возникла конкуренция между партиями, следствием которой стала борьба за голоса потенциальных избирателей. Для того чтобы победить на выборах, созданным политическим и общественным объединениям необходимо было, с одной стороны, консолидировать усилия своих членов и сторонников, а с другой - повысить доверие к себе со стороны избирателей с целью увеличения процента голосов, отданных за них на выборах. Достичь этих целей было невозможно без широкого информирования общественности о деятельности партийных и общественных организаций, поэтому одной из характерных особенностей этого периода являются попытки создания партийной печати.

К созданным в 1989-1992 гг. партийным изданиям, чья целевая аудитория складывалась, с одной стороны, из членов политических или общественных объединений, а с другой -их потенциального электората [2], относятся:

- газета «Гласность» (Verejnost', 1989 - 1992), которая был органом «Общественного движения против насилия» (VPN), на тот момент главной оппозиционной силы в Словакии, и выходила 1-2 раза в неделю. В 1992 г., после того как члены названного движения перешли в другие политические партии, газета прекратила свое существование;

- «Народная газета» (Eudové noviny, 1989 - 1990), орган Социал-демократической партии Словакии, существовала очень короткое время. Она была создана для проведения предвыборной кампании и после проведения выборов была закрыта;

- газета «Время» (Cas, 1989 - 1991) была выразителем идей Демократической партии. Впервые газету под таким названием стали издавать представители словацкого демократического движения в 1944 г. во время Словацкого народного восстания. В 1945-1948 гг. она была органом Демократической партии и выходила тиражом 80 тыс. экз [10, s. 28 - 29]. В феврале 1948 г. партию распустили, но выпуск газеты был продолжен, поскольку официальным преемником Демократической партии стала партия Словацкого возрождения. Газета стала выходить тиражом 200 тыс. экз [10, s. 25]. под новым названием «Народ» (Eud). В 1989 г. обновленная Демократическая партия снова стала издавать газету «Время», однако издание оказалось нерентабельным, а партия не была готова длительное время покрывать убытки из своей партийной кассы.

- «Словацкая газета» (Slovensky denník, 1990-1994) - орган Христианско-демократического движения (KDH), продолжившая традиции одноименной газеты, которую в 1910 г. в Будапеште начал издавать Милан Ходжа и которая во времена первой Чехословацкой республики являлась органом словацкого филиала аграрной партии. Учредители «Словацкой газеты» исходили из того, что более 40 лет словакам не хватало политической газеты христианской ориентации. Преследовали они и более прозаические цели: в июне 1990 г. должны были состояться выборы, на которых Христианско-демократическое движение хотело добиться успеха. «Словацкая газета» стала выходить тиражом 100 тыс. экз., однако вскоре ее тираж снизился до 60 тыс., а к моменту ее закрытия в 1994 г., едва достигал 15 тыс. экз. Причину резкого сокращения читательской аудитории следует искать в неактуальности тем, поднимавшихся в газете, и ее плохом графическом оформлении;

- газета «Коридор» (Koridor, 1992-1993) - рупор «Движения за демократическую Словакию» (HZDS) - выступала за независимость Словакии. Газета начала выходить тиражом 60 тыс. экз. Затем в её деятельности наметилась тенденция, характерная для всей словацкой партийной прессы: произошло падение тиражей, сопровождавшееся ростом долгов, следствием чего стало закрытие газеты.

Этим вновь созданным газетам не удалось закрепиться на только что начавшем формироваться словацком рынке прессы. Причина этого не только в том, что они не имели достаточных источников финансирования. Падение тиражей произошло вследствие конкуренции с электронными СМИ, сокращения доли читателей, выписывающих газеты, неразвитости рекламного рынка. Причины неудачи партийных газет заключались и в том, что эти печатные издания создавались «под выборы» и не имели четких стратегии своего дальнейшего развития.

Вторая характерная особенность формирования периодики Словакии была обусловлена тем, что в 1989 - 1992 гг. перед словаками остро встала проблема национального самоопределения. Для чехов, имевших в прошлом свою государственность (Х - середина XVII в.), которые в 1918 - 1939 гг. и в 1945 - 1992 гг., ощущали себя государствообразующей нацией в составе Чехословакии, основной задачей после распада социалистического лагеря стала демократизация общества и реформирование экономики. Словаки же, имевшие номинально свою государственность только в 1939 - 1945 гг., видели свою главную цель в ее обретении. Следствием этого стала дестабилизация обстановки в стране и крайняя политизация печатных СМИ Словакии. Поэтому в 1989 - 1992 гг. наиболее востребованными стали газеты и журналы, пропагандировавшие идею «национального возрождения».

К таким изданиям относятся:

- ежедневная газета «Народное возрождение» (Národná obroda, 1990 - 2005), в качестве издателя которой в 1990 г. выступило тогдашнее словацкое правительство. В 1991 г. газета перешла в собственность редакционного коллектива. Редакция газеты стремилась опираться на традиции, заложенные словацким поэтом, публицистом, литературным критиком и одним из организаторов Словацкого национального восстания Ладиславом Новомеским (1904 -1976), выступавшим в 1945 - 1948 гг. за возрождение словацкой нации. Эта газета с момента

своего основания отличалась, с одной стороны, от печатных изданий других партий и общественных движений, а с другой - от изданий, имевших ярко выраженные черты националистической прессы, поскольку ставила цель стать оперативным, информированным и объективным источником информации для словацкого населения.

По сути это была первая попытка создания в Словакии качественной независимой газеты. Несмотря на то, что в качестве издателя выступило само словацкое правительство, оно же само настояло на том, чтобы «Народное возрождение» выходило с подзаголовком «независимая газета граждан Словакии». Наибольший тираж газета имела в 1991 г. - 80 000 экз.; потом тиражи начали резко падать в связи с постоянным сокращением читательской аудитории. Если в 1995 - 1997 гг. ежедневная аудитория газеты составляла около 4,4 до 4,6% населения страны, то 1998 - 1999 гг. она снизилась до 2% (соответственно, тираж составил 20 000 экз.) [8, s. 111];

- «Литературный еженедельник» (Literárny tyzdenník), созданный в 1988 г. по разрешению Коммунистической партии Словакии и ставший в начале 90-х гг. прошлого века центром общественных дискуссий в стране. В 1990 - 1992 гг. еженедельник занял отчетливо националистическую позицию. К числу авторов этого издания принадлежал, например, участник Словацкого национального восстания 1944 г., писатель Владимир Минач (Vladimir Minác), который в 1992 г. организовал общественное движение «Конгресс словацкой интеллигенции в Доновалах» (Kongres slovenskej inteligencie na Donovaloch). Декларация, принятая на учредительном собрании этого движения, оказала решающее влияние на формирование независимой Словацкой Республики;

- еженедельная «Словацкая народная газета» (Slovenske narodne noviny, 1990), в качестве издателя которой выступило культурно-научно-просветительское общество «Словацкая матица». Продолжая традиции одноименной газеты, издаваемой Л. Штуром с 1845 по 1848 г., журналисты новой «Словацкой народной газеты» последовательно отстаивала право словаков на самоопределение;

- еженедельная газета «Новый словак» (Novy Slovák, 1992 - 1993), пропагандировавшая идею независимого словацкого государства и по духу напоминавшая газету «Словак», выходившую в 1938 - 1945 гг. Это издание воспринималось определенной частью населения Словакии как экстремистское. Так, например, газета открыто заявляла, что ей интересны только люди, разделяющие идею обретения Словакией независимости. Значительную часть материалов в ней составляли интервью с известными политическими и общественными деятелями, видными деятелями культуры, в которых те высказывались по вопросу обретения Словакией суверенитета. Газета была закрыта в 1993 г., когда ее тираж с 35 тыс. экз. упал до 15 тыс.

В оппозиции к курсу названных выше газет в начале 1990-х гг. ХХ в. оказался выходивший с 1946 по 1993 г. еженедельник «Культурная жизнь» (Kultúrny zivot), который занял либеральную прочехословацкую позицию. Эта позиция нашла поддержку у ряда таких созданных в это время независимых общественно-политических изданий, как «Арена и фрагмент К» (Arena и Fragment K), «Форум гражданского общества» (Forum obcanskej spolocnosti). Несколько особняком стоит в этом ряду еженедельник «Мосты» (Mosty), издававшийся с 1991 по 2007 г. сначала еженедельно, а затем два раза в месяц. В 1991-1992 гг. редакция журнала не только заняла прочехословацкую позицию, но и активно выступала за сохранение федерации, а после разделения ЧСФР свою задачу видела в поддержке идеи «чехословацкой взаимности» [11].

Процесс поляризации печатных словацких СМИ в это время идет не только по вопросу существования Чехословакии как единого государства, но и о выборе политического и экономического пути развития страны. Следствием этого стало размежевание газет по политическим пристрастиям на левые и правые, что является еще одной характерной чертой формирования новой системы периодической печати Словацкой Республики в 1989 - 1992 гг.

Выразителем левых взглядов становится общественно-политический еженедельник «Новое слово» (Nové slovo), созданный еще в 1944 г. во время словацкого национального восстания. После подавления восстания издание «Нового слова» было приостановлено и возобновлено в 1945 г. по инициативе Густава Гусака. Однако в конце апреля 1952 г. в рамках борьбы с так называемым буржуазным национализмом еженедельник снова был закрыт и появился в киосках только в 1968 г., т.е. во время «Пражской весны». Хотя «Новое слово» было органом словацкой компартии, в годы перестройки этот еженедельник активно выступал за демократизацию общественной жизни в рамках существующего на тот момент социалистического строя, благодаря чему завоевал репутацию одного из наиболее критически настроенных словацких периодических изданий.

В 1991 г. редакция «Нового слова» столкнулась с резким падением тиражей. Видимо, чтобы привлечь внимание читателей к еженедельнику, в 1994 г. его переименовали в «Новое слово без респекта» (Nové slovo bez respektu). Однако и это его не спасло, и в 1998 г. его издание было прекращено. Через год, в 1999 г., появился еженедельник «Слово» (Slovo), который можно рассматривать в качестве идеологического преемника «Нового слова», поскольку редакционный коллектив по-прежнему придерживался левых взглядов в освещении политической, культурной и экономической жизни страны. В 2010 г. вышел последний печатный номер «Слова»; в настоящее время этот еженедельник выходит только в интернет-версии [l2].

На читателей, придерживающихся правых взглядов, был рассчитан выходивший в 1991 - 1996 гг. еженедельник «Домино-эффект» (Domino efekt), а с 1997 по 2007 г. его преемник «Домино-форум» (Domino fórum), имевший подзаголовок «критический еженедельник о политике, экономике, цивилизации и культуре». В последний год своего существования в связи с финансовыми трудностями «Домино-форум» выходил два раза в месяц. «Пришло время, когда мы должны признать, - говорится в редакционной статье, опубликованной в последнем номере издания, - что мы игнорировали требования рынка. В то время как периодическое издание должно время от времени обновляться, читатели длительное время получали «Домино-форум» в неизменной форме» [6].

Из названных периодических изданий в настоящее время выходят в свет только «Словацкая народная газета» и «Литературный еженедельник». Последний, несмотря на свое название, представляет собой скорее общественно-политическое, чем культурно-просветительское издание. Сейчас придерживающийся консервативной линии «Литературный еженедельник» издается Ассоциацией словацких писателей и выходит одни раз в две недели (ранее он выходил один раз в неделю). Остальные культурно-просветительские и общественно-политические периодические издания были закрыты, что, как считает А. Бобраков-Тимошкин, стало следствием «падения читательского интереса к общественно-культурной проблематике» [l] в сложившихся новых реалиях постсоциалистического пространства.

Общенациональная журнальная периодика

Для общенациональной журнальной периодики 1989-1992 гг. характерно появление новых изданий, различных с точки зрения типологии и периодичности выхода в свет.

В 1990 г. выходит в свет первый номер бульварного, а по терминологии Дануши Сера-финовой и Йозефа Ватрала (Danusa Serafínová, Jozef Vatrál), иллюстрированного и развлекательного журнала [9, s. 314] «Плюс 7 дней» (Plus 7 dní). Новым для словацкого рынка становится появление в 1991 г. экономического журнала «Тренд» (Trend). Большой популярностью в это время пользуются также журналы, публикующие на своих страницах телевизионные программы. В 1990 г. начинают издаваться еженедельники «Радио и телевидение» (Rozhlas a televízia) и «Евротелевидение» (Eurotelevízia), а в 1991 г. - выходящий два раза в неделю журнал «Теле плюс» (Tele plus). Выпуск первого был прекращен в 1996 г; остальные два выходят и в настоящее время.

Кроме того, в это время появляются периодические издания, которые ранее никогда не издавались в Словакии. Это, например, журналы для мужчин и рекламные журналы.

К особенностям этого периода развития журнальной периодики можно также отнести увеличение количества узкоспециализированных изданий. Наряду с издававшимися ранее журналами, посвященными искусству: «Памятники и музеи» (Pamiatky a muzea, 1952 г.), «Музей» (Muzeum, 1953 г.); литературе - «Точка зрения словаков» (Slovenske pohl'ady, 1846 г.) «Обзор мировой литературы» (Revue svetovej literatury, 1965 г.), «Ромбоид» (Romboid, 1966), «Культура слова» (Kultura slova, 1967 г.), «Прикосновение» (Dotyky, 1988 г.), появляются еще три журнала. Это «Историческое обозрение» (Historicka Revue, 1990 г.), «Книжное обозрение» (Knizna revue, 1991) и «Народное просвещение» (Narodna osveta, 1991). Все эти журналы, имеющие различную периодизацию (от ежемесячной до ежеквартальной) издавались небольшими тиражами и в 2010 г. В качестве их издателей выступают различные общественные организации.

Религиозная периодика

В 1989 - 1993 гг. возрождается религиозная периодическая печать.

В 1990 г. растет тираж еженедельной «Католической газеты» (Katolícke noviny), первый номер которой датируется 1849 г. и которая в l95l-1989 гг. издавалась под надзором государства и имела мизерный тираж. В 90-е гг. ситуация резко меняется - она входит в десятку самых читаемых периодических изданий Словакии - благодаря тому, что на ее страницах не только рассказывается о жизни католической церкви в Словакии, но и поднимаются актуальные про-

блемы общественной жизни, развития словацкого языка, культуры, литературы. В настоящее время еженедельник издается издательством «Общество святого Войтеха» (Spolok sv. Vojtecha) и имеет подзаголовок «Традиционная газета современного христианина».

В 1989-2005 гг. ежеквартально выходил бесплатный журнал «Борьба за души» (Zapas o dusi), издание которого осуществлялось за счет добровольных пожертвований. Поскольку редакция журнала ставила своей единственной целью формирование религиозного мировоззрения читателей, то ее внимание было сосредоточено исключительно на церковной жизни и теологических вопросах. В нем, в отличие от «Католической газеты», принципиально не публиковались материалы, поднимавшие важные для общества проблемы. Узко теологическую направленность имеет также издающийся ежеквартально с 1990 г. издательством «Семинар священников в честь святого Горазда» (Knazsky seminar sv. Gorazda) журнал «Горазд» (Gorazd).

В это же время легальный статус приобретают издания, предназначенные для молодежи, распространявшиеся до 1989 г. в самиздате:

- ежемесячный журнал «Зерно» (Zrno), ставящий своей целью осуществление религиозного воспитания молодежи в доступной для них форме и на понятном для этой возрастной группы языке;

- ежемесячный журнал «Свет» (Svetlo), выходивший с 1989 по 2004 г. и рассчитанный на детей в возрасте от 10 до 14 лет.

Для словаков, исповедующих протестантство (таких в Словакии по официальным данным 11%), издается журнал «Творчество» (Tvorba). Основанный еще в 1940 г. словацким поэтом, переводчиком и протестантским священником Э. Б. Лукачем (E. B. Lukac), журнал выходил 1 раз в год. В 1991 г. меняется его периодизация: с 1991 по 1996 г. он выходит 10 раз в год. На его страницах публикуются как материалы общественно-политической, культурно-просветительской и религиозной тематики, так и художественные произведения. В 1996 г. вследствие банкротства издательства «Tranoscius», финансировавшего выпуск журнала, вышел только один номер журнала. Для спасения журнала в 1997 г. было создано издательство «Твор-чество-Т» (Spolocnost' pre Tvorbu T Tvorba-T), и с 1997 г. журнал выходит четыре раза в год при финансовой поддержке словацкого министерства культуры.

Региональная периодика

До 1989 г. Словакия делилась на 3 области (края), включая Братиславу.

Соответственно, издавались три ежедневные областные газеты - «Голос народа» (Hlas l'udu), «Курс» (Smer), «Восточнословацкая газета» (Vychodoslovenske noviny) тиражом 40 - 60 тыс. экз. - и две ежедневные городские газеты. Одна в Братиславе, имевшей статус области, - «Вечерняя газета» (Vecernik) тиражом 50 тыс. экз. - и вторая в Кошицах - «Кошицкий вечер» (Kosicky Vecer) тиражом 28 тыс. экз. Их финансирование осуществлялось областными и городскими комитетами словацкой коммунистической партии и местными органами исполнительной власти. После прекращения ими финансирования региональной периодики в 1991 г. редакционные коллективы, с одной стороны, вынуждены были искать новые источники финансирования, а с другой стороны, избавившись от опеки партийных органов, получили возможность расширить тематическую составляющую своих изданий, прежде всего, конечно, за счет реализации принципа плюрализма.

Газета «Голос народа», находившаяся некоторое время в собственности издательства «Аш-пресс» (H-Press) была, например, из областной трансформирована в межрегиональную и стала выходить с подзаголовком «Голос четырех западнословацких и четырех центральносло-вацких областей». Потом эту газету короткое время издавало ООО «Мабекс» (Mabex, s. r. o.), после чего газета была продана АО «ВМВ» (VMV, a. s.), руководство которого 31 марта 2000 г. и приняло решение о ее закрытии.

Газета «Курс» с 1992 г. стала называться «Словацкий восток» (Slovensky vychod). Смена названия была не случайной. В 1918 г., еще когда Словакия входила в состав Венгрии, вышел в свет тиражом 500 экз. первый номер одноименной газеты, которая стала, как считает Ян Джуйко (Jan Dzujko), «первой словацкой региональной газетой и одновременно пионером словацкой прессы, издававшейся в Восточной Словакии после 1918 г.» [4, s. 198]. До образования Чехословакии журналисты «Словацкого востока» видели свою цель в консолидации словаков, проживавших в восточной части Венгрии, на основе пробуждения в них чувства национального самосознания. Во время существования первой чехословацкой республики газета, выходившая с 1918 по 1937 г., активно пропагандировала идею чехословацкой взаимности. В 1992 -1996 гг., до своего слияния с проправительственной газетой «Луч» (Lto), она не скрывала своего оппозиционного характера и своего критического отношения к политике, проводимой

М. Мечьяром. По сведениям журнала «Тренд» правительство В. Мечьяра выделило на создание газеты «Луч» 40 млн. словацких крон [3].

Газета «Луч» сыграла особую роль в развитии постсоциалистической региональной периодики в Словакии. Она была создана в 1992 г., а через год, в 1993 г., произошло слияние газеты «Луч» с «Восточнословацкой газетой», и она стала выходить под названием «Луч - Вос-точнословацкая газета» (Lúe - Vychodoslovenské noviny). По данным фонда Фридриха Эберта, после создания газеты «Луч» издательский холдинг «Восточнословацкий металлургический завод - ВМЗ» (VSZ), а также все смежные предприятия всю рекламу стали отдавать названной газете, в связи с чем издатель «Восточнословацкой газеты» оказался в очень трудно финансовом положении и был вынужден согласиться на слияние газет «Луч» и «Восточнословацкой газеты [7, s. 9].

Это была единственная ежедневная межрегиональная газета, которая смогла успешно конкурировать с общесловацкими ежедневными газетами. Ее успех объяснялся следующими причинами:

- во-первых, новая газета опиралась на традиции издания «Восточнословацкой газеты», в которой широко освещались не только события, происходившие в регионе, но и в целом в стране и за рубежом [3];

- во-вторых, в то время мощный издательский холдинг «Восточнословацкий металлургический завод - ВМЗ» (VSZ), частью которого, в частности, была газета «Луч - Восточносло-вацкая газета», имел возможность дотировать издание, вследствие чего газета продавалась по существенно более низким ценам, чем другая словацкая периодика [8, s. 126]. В 1999 г. после банкротства издательского холдинга она была продана немецкой издательской группе «Фер-лагсгруппе Пассау» (Verlagsgruppe Passau), а в 2000 г. прекратила свое существование вследствие слияния с другой региональной газетой «Корсар» (Korzár).

После 1989 г. наметилась тенденция к росту городских вечерних газет. Наряду с издававшимися до 2000 г. в Братиславе «Вечерней газетой» и до 2004 г. «Кошицким вечером» стали выходить еще две газеты: с 1993 по 1999 г. «Вечерняя газета» (Veeerník) в Банска Быстрице тиражом 3 - 5 тыс. экз. и с 1990 по настоящее время «Прешовская вечерняя газета» (Presovsky veeerník) в Прешове тиражом 10 тыс. экз.

Новым для словацкого регионального рынка СМИ было также появление и резкое увеличение количества районных и городских рекламных периодических изданий.

Диаметрально противоположная тенденция наметилась в области издания заводской прессы (известной в России до 1991 г. как многотиражная печать). Количество заводских газет постепенно уменьшалось, а оставшиеся трансформировались в так называемую корпоративную прессу, обеспечивающую необходимую предприятиям связь с общественностью.

В целом, после 1989 года заметно расширился объем новостных изданий, в т. ч. журналов, улучшилось и их полиграфическое исполнение. Например, в «Новом словаке» при подготовке газеты к изданию впервые в стране была применена компьютерная верстка: в типографию представлялся уже готовый оригинал-макет, который нужно было только механически размножить, дополнив фотографиями, место и размеры которых на всех полосах газеты были уже точно определены. В то же время появился первый налет бульварности, иногда в опубликованных материалах нарушались этические принципы вследствие все еще недостаточного понимания журналистами того, в чем заключается журналистская независимость в творчестве и какова степень их ответственности перед обществом, а в некоторых случаях наблюдался и недостаточный уровень профессионализма. Одним словом стандартный набор симптомов, свойственных переходному периоду, когда пресса переходила из сферы государственного регулирования в частные, не всегда опытные руки [5, s. 100].

Таким образом, анализ процесса формирования новой системы периодической печати Словацкой Республики в 1989 - 1992 гг. показал, что для этого этапа характерны следующие особенности:

- во-первых, стремительный рост количества периодических изданий и нестабильность рынка печатных СМИ Словакии;

- во-вторых, передача в процессе приватизации государственных и партийных газет и журналов в частные руки посредством акционирования их трудовыми коллективами;

-в-третьих, расцвет партийной прессы, обусловленный происходящими в стране политическими преобразованиями (строительство многопартийной системы, ставшее возможным после 1989 г. вследствие ликвидации монополии словацкой коммунистической партии на власть);

- в-четвертых, политизация печатных СМИ, связанная с необходимостью решения насущных на тот момент для словаков вопросов, связанных с национальным самоопределением, а также выбором дальнейшего политического и экономического пути развития Словакии;

- в-пятых, появление периодических изданий, ранее никогда не издававшихся в Словакии, например: журналы для мужчин и рекламные журналы;

- в-шестых, возрождение религиозной периодической печати;

- в-седьмых, трансформация традиционной региональной периодики, существовавшей во времена социалистической Словакии, в соответствии с новыми экономическими условиями и требованиями рынка, а также резкое уменьшение количества заводских газет («многотиражек»).

Список литературы

1. Бобраков-Тимошкин А. Словацкая культурная периодика: расцвет или упадок? // Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре, 2004, № 4. - С. 125-130.

2. Дранишникова Е. А. Партийные издания в структуре печатных СМИ России: типологические характеристики и содержание (на примере прессы политических партий 2008-2011 гг.). // Медиаскоп, 2011, вып. 4. URL: http://www.mediascope.ru/node/956 (дата обращения: 25 апреля 2012).

3. Cikovsky K. Kupou Luca na trh regionalnej tlace vstupil nemecky koncern Verlagsgruppe Passau. // ETREND - 1999, 17.02. URL: http://www.etrend.sk/trend-archiv/rok-/cislo-Febru%C3%A1r/kupou-luca-na-trh-regionalnej-tlace-vstupil-nemecky-koncern-verlagsgruppe-passau.html (дата обращения: 24.09.2011).

4. Dzujko J. Slovensky vychod (1919) a formovanie slovenskeho narodneho povedomia na vychodnom slovensku. // Filozoficka fakulta Presovskej univerzity v Presove: 3. studentska vedecka konferencia. Zbornik prispevkov. - Presov, 2008. - S. 198-209.

5. Holina V. Zmeny medialnej situacie na Slovensku po roku 1989. // Qtazky zurnalistiky: casopis pre teoriu, vyskum a prax prostriedkov masovej komunikacie, 1998, c. 1. - S. 93-102;

6. Kocisek L., Augustin R. Domino forum konci, nahradi ho obnoveny Domino efekt viac podobny casopisu. // Medialne.sk. - 2007, 14.02. URL: http://medialne.etrend.sk/tlac-spravy/tyzdennik-slovo-konci-presuva-sa-na-internet.html (дата обращения: 24.09.2011).

7. Masovokomunikacne media na Slovensku: vlasnicke pomery a ich vplyv na medialnu, politicku a spolocensku orientaciu medii. - Bratislava: 3 Media spol. s.r.o., 1998. - 27 s.

8. Medialna rocenka - Slovensko: 1990-2000. - Bratislava: Medialny institut, 2001. - 185 s.

9. Serafinova D., Vatral J. Transformacia periodickej tlace na Slovensku po roku 1989. // Studia Academica Slovaca 38. - Bratislava : Univerzita Komenskeho, 2009. - S. 307-317.

10. Sefcak L., Sand J. Masove media a ekonomika: economicke teorie a zurnalistika. - 1 vyd. - Bratislava: Ekonom, 2006. - 180 s.

11. Tyzdennik Mosty po stvrtom roku existencie. // Sme. - 1996, 09.05.

Tyzdennik Slovo konci, presuva sa na internet. // Medialne.sk. - 2010, 28.07. URL: http://medialne.etrend.sk/tlac-spravy/tyzdennik-slovo-konci-presuva-sa-na-internet.html (дата обращения: 24.09.2011).

SLOVAK PERIODICAL PRESS IN 1989 - 1992

The article describes the national and regional-level changes in Slovak periodical press, which occured after the downfall of socialist system.

Keywords: national press, national magazines, religious periodicals, regional periodicals.

e-mail:

[email protected]

M. A. Bondar

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Russian Center for Science and Culture in Bratislava, Slovakia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.