UDC 621.865.8
СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ И РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ
Лилия Васильевна ШТЕРБОВА
Перхушковская ООШ Одинцовского муниципального района
Жаворонки, Россия
Abstract
Статья посвящена теоретико-методологическим аспектам словарной работы на уроках чтения и русского языка по ФГОС в начальной школе. Автором обоснована актуальность и практическая значимость рассматриваемой проблемы. Показана сущность и структура словарной работы на уроках чтения и русского языка в начальной школе. Сделан акцент на вопросе выбора словаря для работы на уроках чтения и русского языка в начальной школе. Приведена методика организации словарной работы на уроках чтения и русского языка по ФГОС в начальной школе.
Keywords: словарная работа, урок чтения и русского языка, федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, младшие школьники, культура речи, методика работы со словарем.
Introduction.
Речь являет собой императивное средство коммуникации между людьми. Владея ею, человек может передать свои мысли, чувства, эмоции и желания другим. Речь - это средство познания действительности, базис человеческого мышления, а мыслительные операции, такие как анализ, синтез, абстракция, обобщение, сравнение и пр., формируются, развиваются и совершенствуются по мере того, как ребенок овладевает речью. В частности, поэтому, одной из ключевых задач современного начального общего образования является развитие речи. От того, как учащийся овладел связной речью, зависит успешность его обучения, сформированность знаний, умений, навыков по всем школьным дисциплинам, не только по чтению и русскому языку [5].
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее - ФГОС НОО) делается акцент на необходимости «активного использования речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач», а также обязательное «овладение представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических)», у детей должно быть сформировано позитивное отношение к устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека [1]. Иными словами, в задачи начального общего образования входит не только развитие правильности речи обучающихся, но и формирование у них осознанного отношения к собственной речи, оптимизация способности регулирования своих речевых действий, осмысление затруднений, связанных с применением тех или иных языковых единиц и разрешение данных трудностей. Решение приведенных задач невыполнимо без опоры на словари, представляющие собой «средство кодификации литературного языка и включающие в себя информацию о литературных нормах» [12, с. 67].
Вышесказанное позволяет говорить о том, что проблема организации словарной работы на уроках чтения и русского языка в начальной школе является актуальной и практически значимой. Учитель должен знать методику работы со словарями различных типов, уметь формировать у детей навыки работы с ними и т.п. в целях получения последними знаний, соответствующих ФГОС НОО.
Materials and methods.
Словарная работа, неоспоримо, играет значительную роль в общем развития ребенка. Как писал А.Н. Леонтьев, овладение словарем выступает главным условием умственного развития, так как содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отображено в речевой форме и, в первую очередь, в значениях слов [9]. На современном этапе словарная работа на
уроках в начальной школе нацелена на формирование лексической базы речи и занимает приоритетную позицию в общей системе деятельности по речевому развитию детей младшего школьного возраста. По мнению Л.В. Чернеца и соавт., ключевыми задачами словарной работы на уроках чтения и русского языка является раскрытие идейно-образного содержания изучаемого текста и повышение культуры речи учащихся, в которых и заключается ее значение [4, с. 45].
Структурно, словарная работа на уроках чтения и литературы в начальной школе состоит из четырех ключевых направлений. Первое - это обогащение словаря, т.е. усвоение тех слов, которых дети ранее не встречали, не знали, новых значений слов. Базисными источниками обогащения словаря детей младшего школьного возраста являются художественные произведения, тексты в учебниках русского языка и литературного чтения. Важна роль здесь отводиться последним, т.к. они составлены так, чтобы каждый новый текст, материал каждого урока содержал и доступную лексику, и несколько слов, которые большинству учащихся они покажутся новыми. В пособиях по литературному чтению часто представлены аутентичные тексты произведений (А.С. Пушкин, А.П. Чехов, С.Я. Маршак и пр.), что, безусловно, важно. В данном случае, учителю необходимо обратить особое внимание на формирование «рабочего» словаря (рекомендовано не более 5 новых слов), который будет полезен учащимся на конкретном уроке чтения или русского языка. Второе направление - это уточнение словаря. По мнению К.Ю. Чумак, это направление подразумевает углубление понимания уже известных слов, выявление их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений [14, с. 82]. В образовательной практике актуальными являются такие приемы уточнения значения слов, как выяснение значения посредством пересказа картинки или макета, подбор синонимов и антонимов, уточнение значения по толковому словарю, этимологический анализ, включение слова в словосочетание или предложение, перевод и т.п. Третье направление - это активизация словаря. М.Р. Львов определяет данный процесс как перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный (пассивный словарь человека содержит слова, которые он понимает, но не употребляет в собственной речевой деятельности) [11]. Чтобы овладеть словарным богатством, как отмечает Т.Г. Рамзаева и соавт., учащийся должен ежедневно прибавлять к своему словарю порядка 8-10 новых словарных единиц (на уроках около 5) и значений [10]. Последнее, четвертое направление - это устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный. В данном случае, речь идет о словах просторечных, диалектных, жаргонных, которые дети усвоили под влиянием речевой среды [8, с. 4], или узнали из современных художественных текстов.
Results and discussion.
Приведенные выше составляющие словарной работы на уроках чтения и русского языка в начальной школе взаимосвязаны и решаются на практическом уровне. Однако, важным моментом в планировании самой словарной работы, является подбор словаря, который будет использоваться в учебной деятельности (в случае, если в учебно-методическом комплексе таковой отсутствует или недостаточен), а также формирование умений и навыков работы с ним.
Так, за последние десятилетия российскими издательствами выпущено значительно количество словарей, однако, отнюдь не все они подходят для обучения младших школьников на уроках чтения и русского языка. Актуальность данного вопроса еще в конце XX в. была поднята А.А. Бондаренко. Автор писал, что «словарь ребенка должен быть «по росту», «по размеру» - по возрасту» [2, с. 29]. Н.В. Достовалова и М.В. Курышева склонны полагать, что словари для начальной школы должны отвечать следующим требованиям [7, с. 41]:
1. Объем слов не должен превышать в целом 5 тыс. слов (толковый - от 3 до 5 тыс. слов, орфографический - 1-2 тыс. слов, орфоэпический - порядка 1 тыс. слов).
2. В состав словаря должны включаться слова, активно используемые детьми младшего школьного возраста в речи.
3. Словарь должен быть актуален для конкретного учебно-методического комплекса: содержание словарей должно соответствовать упражнениям, заданиям, художественным и научно-популярным текстам используемых УМК.
4. Словари должны быть разных типов, что обуславливает освоение учащимися различных алгоритмов работы с ними.
С позиции С.И. Поздеевой [13], важно обращать внимание на то, что тексты словарных статей относятся к информационным, а исследования последних лет показали, что дети младшего школьного возраста испытывают затруднения при восприятии и выделении смысловых компонентов таких текстов. Следовательно, в таких условиях эффективность словарной работы на уроках чтения и русского языка может оказаться под вопросом. Полагаем, что для минимизации данного риска, целесообразно соблюдение двух следующих педагогических условий: первое - необходимо формировать умение и навык работы со словарем по принципу «от простого к сложному», т.е. постепенно, а второе - использование словарей на этих уроках должно быть систематическим. И.А. Павлинова отмечает, что соблюдение последнего условия будет способствовать не только расширению и активизации запаса слов младшего школьника, но и формированию представления о языке как функционирующей системе [12, с. 68]. Так, дети смогут познакомиться с такими специфическими особенностями лексики, как многозначность слов, способность слова иметь постоянное значение, антонимические и синонимические отношения в лексике, а также, например, с простейшими случаями фразеологии и т.п.
Методика работы со словарем на уроках чтения и русского языка предполагает поэтапное знакомство с ним. А.А. Бондаренко, И.В. Гуркова [3], П.А. Грушников [6] и другие исследователи называют три ключевых этапа - подготовительный, этап первичного знакомства и основной. Целью первого этапа является «вооружение» детей младшего школьного возраста простейшими умениями обращения со словарем, что позволит подготовить учащихся к выполнению различных учебных заданий. На подготовительном этапе чаще всего учитель обращается к вопросам усвоения алфавита, например, методом хорового проговаривания, визуальными методами (проектор, настенная таблица и пр.) или непосредственно с помощью словаря. Для закрепления результата используются различные упражнения. Рассматриваемый этап завершается знакомством выбранного словаря (обложка, содержание, авторы, обозначения, расположение слов и пр.). На следующем этапе младшие школьники продолжают знакомиться с выбранным словарем и его структурой. На основном этапе учителем должен быть сделан акцент на формировании навыков нахождения слова по первой букве и далее - по второй и третьей. Пока дети не очень хорошо знают словарь, можно использовать упражнения с заданиями, где ученик находит слово и объясняет, по какой причине оно находится именно на этом месте. Особо важно учителю называть детям страницу словаря (попросит найти слово и назвать номер страницы и наоборот). В завершен основного этапа должен быть организован контроль в виде проверочной или творческой работы с заданиями на поиск слова в словаре за ограниченный период времени. Если дети не справляются, необходимо продолжать развивать навыки работы со словарем с целью дальнейшего повышения эффективности словарной работы на уроках чтения и русского языка в начальной школе.
Conclusion.
Приведенные выше составляющие словарной работы на уроках чтения и русского языка в начальной школе взаимосвязаны и решаются на практическом уровне. Однако, важным моментом в планировании самой словарной работы, является подбор словаря, который будет использоваться в учебной деятельности (в случае, если в учебно-методическом комплексе таковой отсутствует или недостаточен), а также формирование умений и навыков работы с ним.
Так, за последние десятилетия российскими издательствами выпущено значительно количество словарей, однако, отнюдь не все они подходят для обучения младших школьников на уроках чтения и русского языка. Актуальность данного вопроса еще в конце XX в. была поднята А.А. Бондаренко. Автор писал, что «словарь ребенка должен быть «по росту», «по размеру» - по возрасту» [2, с. 29]. Н.В. Достовалова и М.В. Курышева склонны полагать, что словари для начальной школы должны отвечать следующим требованиям [7, с. 41]:
1. Объем слов не должен превышать в целом 5 тыс. слов (толковый - от 3 до 5 тыс. слов, орфографический - 1-2 тыс. слов, орфоэпический - порядка 1 тыс. слов).
2. В состав словаря должны включаться слова, активно используемые детьми младшего школьного возраста в речи.
3. Словарь должен быть актуален для конкретного учебно-методического комплекса: содержание словарей должно соответствовать упражнениям, заданиям, художественным и научно-популярным текстам используемых УМК.
4. Словари должны быть разных типов, что обуславливает освоение учащимися различных алгоритмов работы с ними.
С позиции С.И. Поздеевой [13], важно обращать внимание на то, что тексты словарных статей относятся к информационным, а исследования последних лет показали, что дети младшего школьного возраста испытывают затруднения при восприятии и выделении смысловых компонентов таких текстов. Следовательно, в таких условиях эффективность словарной работы на уроках чтения и русского языка может оказаться под вопросом. Полагаем, что для минимизации данного риска, целесообразно соблюдение двух следующих педагогических условий: первое - необходимо формировать умение и навык работы со словарем по принципу «от простого к сложному», т.е. постепенно, а второе - использование словарей на этих уроках должно быть систематическим. И.А. Павлинова отмечает, что соблюдение последнего условия будет способствовать не только расширению и активизации запаса слов младшего школьника, но и формированию представления о языке как функционирующей системе [12, с. 68]. Так, дети смогут познакомиться с такими специфическими особенностями лексики, как многозначность слов, способность слова иметь постоянное значение, антонимические и синонимические отношения в лексике, а также, например, с простейшими случаями фразеологии и т.п.
Методика работы со словарем на уроках чтения и русского языка предполагает поэтапное знакомство с ним. А.А. Бондаренко, И.В. Гуркова [3], П.А. Грушников [6] и другие исследователи называют три ключевых этапа - подготовительный, этап первичного знакомства и основной. Целью первого этапа является «вооружение» детей младшего школьного возраста простейшими умениями обращения со словарем, что позволит подготовить учащихся к выполнению различных учебных заданий. На подготовительном этапе чаще всего учитель обращается к вопросам усвоения алфавита, например, методом хорового проговаривания, визуальными методами (проектор, настенная таблица и пр.) или непосредственно с помощью словаря. Для закрепления результата используются различные упражнения. Рассматриваемый этап завершается знакомством выбранного словаря (обложка, содержание, авторы, обозначения, расположение слов и пр.). На следующем этапе младшие школьники продолжают знакомиться с выбранным словарем и его структурой. На основном этапе учителем должен быть сделан акцент на формировании навыков нахождения слова по первой букве и далее - по второй и третьей. Пока дети не очень хорошо знают словарь, можно использовать упражнения с заданиями, где ученик находит слово и объясняет, по какой причине оно находится именно на этом месте. Особо важно учителю называть детям страницу словаря (попросит найти слово и назвать номер страницы и наоборот). В завершен основного этапа должен быть организован контроль в виде проверочной или творческой работы с заданиями на поиск слова в словаре за ограниченный период времени. Если дети не справляются, необходимо продолжать развивать навыки работы со словарем с целью дальнейшего повышения эффективности словарной работы на уроках чтения и русского языка в начальной школе.
References
1. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 № 15785) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 12, 22.03.2010
2. Бондаренко А. А. Словари для малышей // Начальная школа. - 1993. - № 10. - С. 28-32.
3. Бондаренко А. А., Гуркова И. В. Ваш друг - «Орфографический словарь»: методические рекомендации. - Новосибирск: НГПУ,1993. - 38 с.
4. Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др.; Под ред. Л. В. Чернеца. - М.: Высш. шк., 2012. - 680 с.
5. Гнездилов М. Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1965. - 115 с.
6. Грушников П. А. Система работы с орфографическим словарем на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 1985. - 49 с.
7. Достовалова Н.В., Курышева М.В. Методический аспект работы со словарями в начальной школе // Вестник ТГПУ. - 2018. - №1 (190). - С. 40-44.
8. Жажева Д. Д., Жажева С. А. Основные направления и приёмы работы по лексике в начальной школе // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 16. - 5 с.
9. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Психология" / А. Н. Леонтьев; под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. - 5-е изд., стер. - М.: Смысл: Academia, 2010. - 509 с.
10. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. Пособие студ. Пед. Ин-тов по спец. №2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1987. - 415 с.
11. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 7-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 464 с.
12. Павлинова И.А. Работа со словарями как источниками культуры речи младших школьников // Вестник ТГУ. - 2017. - №4 (168). - С. 66-73.
13. Поздеева С.И. К проблеме формирования у младших школьников умений работать с информационными текстами // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). - 2016. - № 5 (170). - С. 28-30
14. Чумак К.Ю. Читательская конференция как средство развития коммуникативной и культуроведческой компетенции учащихся // Начальная школа плюс до и после. - 2013. - № 8. - С. 8285.