г
Ч
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
j
А.В. МЕЛИКЯН, ст. преподаватель, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Слияния и
присоединения вузов в России и за рубежом
В статье рассмотрены меры, предпринятые правительством РФ в последние годы с целью оптимизации деятельности вузов путем их реорганизации в форме слияния или присоединения. Проанализированы слияния и присоединения вузов, произошедшие в секторе высшего образования России за последние несколько лет, выявлена их типология. Приведены задачи, стоящие перед российскими вузами, образовавшимися в результате слияния. Описаны общие тенденции, характерные для государственных программ интеграции вузов в странах Европы (Дании, Нидерландах, Франции, Швеции) и в Китае. Проанализированы государственные программы, реализуемые в этих странах в последние годы и направленные на стимулирование и поддержку объединения вузов, описаны первые результаты их реализации. Приведены наиболее интересные практики слияния вузов в зарубежных странах.
Ключевые слова: образовательная политика, слияние вузов, реформирование высшего образования
В российской системе высшего профессионального образования происходят серьёзные преобразования, инициированные правительством страны с целью повышения эффективности функционирования вузов. Для достижения этой цели вузам необходимо развивать новые образовательные программы по наиболее востребованным в мире специальностям, внедрять в образовательный процесс инновационные методы обучения, развивать международную академическую мобильность, привлекать лучших преподавателей и студентов из других стран и улучшать свои позиции в международных рейтингах.
Правительство страны для поддержки и стимулирования вузов в решении этих непростых задач реализует различные государственные программы. Одна из таких программ направлена на повышение эффективности системы высшего образования посредством объединения вузов в форме сли-
яния или в форме присоединения 1.Програм-ма предусматривает выявление неэффективных вузов, которые присоединяются к передовым вузам или расформировываются. Сильные вузы объединяются в крупные университеты, способные стать «флагманами» российского высшего образования и предлагать инновационные образовательные программы, конкурентоспособные на международном образовательном рынке. Объединяются как вузы, реализующие образовательные программы схожей предметной направленности, так и вузы разной специализации. Создаются многокампусные университеты с территориально распределённой структурой, объединяющие учебные заведения, географически удалённые друг от друга и в ряде случаев расположенные в разных регионах страны.
Последние несколько лет процессы объединения вузов активно проходят в странах Европы и Северо-Восточной Азии.
1 Здесь и далее под слиянием понимается создание нового вуза в результате объединения действующих вузов. Объединяемые вузы теряют статус юридического лица.
Под присоединением понимается преобразование присоединяемого вуза в структурное подразделение головного вуза.
Интернационализация образования
135
Правительства этих стран либо выступают инициаторами объединений, либо оказывают финансовую и организационную поддержку вузам, инициирующим объединение. С этой целью создаются государственные инновационные фонды и реализуются государственные программы. Объединение вузов рассматривается как один из важных механизмов улучшения качества высшего образования, интенсификации научных исследований, стимулирования сотрудничества вузов с реальным сектором, а также повышения конкурентоспособности высшего образования страны на международном образовательном рынке.
Вопросы слияния и присоединения вузов активно обсуждаются в научных и общественных кругах во многих странах мира. Растет число публикаций на эту тему. Исследователи анализируют мотивы объединения вузов, цели, стоящие перед новой структурой, сам процесс объединения и возникающие в ходе него трудности [1]. Большинство современных исследований, используя метод кейсов (case study), подробно описывают отдельно взятый случай объединения вузов [2]. Достаточно много работ посвящено процессам слияния вузов в конкретной стране [3]. Эти работы представляют большой интерес как для исследователей, так и для руководителей образовательных учреждений разных уровней, поскольку позволяют ознакомиться с механизмами реализации программ объединения вузов в разных странах.
Однако исследовательских работ, анализирующих результаты деятельности объединённых вузов по истечении нескольких лет их функционирования, пока недостаточно. Практически отсутствуют межстрановые сравнительные исследования. Статистическая информация по этому вопросу, представленная в открытом доступе, носит фрагментарный характер. Поэтому
сложно представить общую картину того, как протекают процессы слияния вузов, и типологию используемых моделей объединения вузов в разных странах мира. Дальнейшее исследование процессов объединения вузов и результатов их работы позволило бы обогатить идеологию слияний и поглощений и разработать рекомендации и методические материалы для управленцев в сфере образования.
В статье приведены меры Правительства РФ последних лет, направленные на оптимизацию числа вузов в стране посредством слияния и присоединения, и их первые результаты. Анализ позволил дать общую картину объединения российских вузов за последние несколько лет и выявить цели и типологию объединений. Проведен анализ процессов объединения вузов в некоторых зарубежных странах за последние несколько лет.
Слияние и присоединение вузов в России
В России сектор высшего образования в последние 15 лет активно развивается. Растет доля населения с высшим образованием, увеличилось число студентов и количество вузов. В 2011 г. 27,3% взрослого населения имели высшее и послевузовское профессиональное образование. С 1996 по 2010 гг. численность студентов государственных вузов в расчёте на 10 000 населения РФ увеличилась в 2,9 раз. Число государственных и негосударственных вузов РФ с 1996 по 2011 гг. представлено на рисунке 1 [4; 5].
Руководство страны объявило о своём намерении провести реорганизацию структуры высшего образования посредством укрупнения вузов. В сентябре 2011 г. Президент РФ Д.А. Медведев отметил, что «работа по объединению вузов и их укрупнению должна носить системный характер »2. В июле 2012 г. Президент В.В. Путин зая-
2 Нужен план по укрупнению вузов в РФ, считает Медведев // РИА Новости. 22 сентября 2011 г. URL: http://ria.ru/edu_higher/20n0922/441836100.html
136
Высшее образование в России • № 5, 2014
Рис. 1. Число государственных и негосударственных вузов Российской Федерации
вил: «Необходимо до конца текущего года выявить неэффективно работающие государственные вузы. Программа их реструктуризации, в том числе за счет присоединения к более сильным учебным заведениям, должна быть разработана и утверждена до мая 2013 года» 3.
В течение трёх последних лет Министерство образования и науки РФ издало 86 приказов о реорганизации вузов, предус-матривающихих слияние или присоединение к другим вузам, образовательным и прочим учреждениям 4. Решение о реорганизации вузов принимало Министерство образования и науки РФ. В своём решении Министерство опиралось на рекомендации рабочих групп, созданных на базе региональных советов ректоров. Окончательное
решение о реорганизации утверждалось Правительством 5.
С 2012 г. Министерство образования и науки РФ проводит мониторинг российских образовательных учреждений с целью выявления вузов и филиалов вузов, демонстрирующих признаки неэффективности. Для этого вузы и филиалы были оценены по специально разработанным критериям эффективности, размещённым в открытом доступе 6. При оценке рассматриваются показатели, характеризующие образовательную, научно-исследовательскую, международную, финансово-экономическую деятельность вуза и его инфраструктуру. Оценку осуществляет межведомственная рабочая комиссия по оптимизации вузов под председа-
3 Путин: программу реорганизации вузов нужно утвердить до мая 2013 года // РИА Новости. 11 июля 2012 г. URL: http://ria.ru/edu_higher/2012071l/696923502.html
4 Распорядительные и нормативные документы системы российского образования // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. URL: минобрнауки.рф/документы/поиск
5 Генеральный секретарь Российского союза ректоров О. Каширина: «Мониторинг должен выявлять не только эффективность вузов, но и причины, из-за которых учебное заведение попало в список «отстающих» // Интерфакс. 2013, 9 апреля. URL: http://www.interfax-russia.ru/ exclusives.asp?id=393421
6 Информационно-аналитические материалы по результатам анализа показателей эффективности образовательных организаций высшего образования // Официальный сайт Главного информационно-вычислительного центра Федерального агентства по образованию РФ. URL: http:/ / miccedu.ru/ monitoring/
Интернационализация образования
137
тельством главы Министерства образования и науки РФ 7.
В 2012 г. в мониторинге приняли участие 502 государственных вуза и 930 филиалов государственных вузов по всей стране. У 136 вузов и 450 филиалов были выявлены признаки неэффективности. Негосударственные вузы принимали участие в мониторинге по собственной инициативе. В итоге всего приняли участие 70 (15,5%) негосударственных вузов и 97 (14,7%) филиалов негосударственных вузов. Из них неэффективными были признаны 41 вуз и 55 филиалов 8.
В 2013 г. мониторингом были охвачены 937 вузов и 1478 филиалов вузов, из них 541 государственный вуз и 994 филиала государственных вузов. Результаты мониторинга показали, что неэффективны и требуют реорганизации 7 государственных вузов и 57 филиалов государственных вузов, а также 125 негосударственных вузов и 184 филиала негосударственных вузов. Требующими оптимизации деятельности признаны 23 государственных вуза, 15 филиалов государственных вузов, а также 7 негосударственных вузов 9.
Вузы и филиалы вузов, демонстрирующие признаки неэффективности, будут отнесены либо к группе неэффективных учреждений, либо к группе учреждений, нуждающихся в оптимизации деятельности. Неэффективные вузы и филиалы будут расформированы или присоединены к дру-
гим вузам. Вузы, нуждающиеся в оптимизации учебной и экономической деятельности, должны в установленные сроки предоставить программы своего развития, предусматривающие развитие материальнотехнической базы, экономической и преподавательской деятельности, согласовав их с учредителем вуза и руководством региона, в котором расположен вуз. По словам министра образования и науки РФ, к2016 г. планируется завершить процессы реорганизации и оптимизации вузов, у которых были выявлены признаки неэффективности в 2013 г.10 11
Необходимо отметить, что реорганизация или ликвидация вузов не отражается негативно на обучении студентов этих вузов. В случае присоединения неэффективного вуза к другому вузу они становится студентами нового вуза, а в случае ликвидации вуза им предоставляется возможность закончить обучение в других вузах страны.
Анализ приказов о реорганизации вузов и ликвидации филиалов вузов, размещённых в открытом доступе на веб-сайте Министерства образования и науки РФ, позволяет составить общую картину того, какие преобразования произошли в секторе высшего образования России за последние несколько лет 11.
Слияние вузов. Реорганизация вузов в форме слияния предусматривает прекращение их существования и создание на их
7 Мониторинг деятельности федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. URL: минобрнауки.рф/ новости/2775/файл/1265/ 12.10.31-Мониторинг_Результаты.pdf
8 Опубликованы результаты мониторинга деятельности негосударственных вузов // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. URL: минобрнауки.рф/новости/2906
9 Более ста вузов признаны неэффективными по итогам мониторинга // РИА Новости. 2013, 13 декабря. URL: http://ria.ru/society/20131213/984006145.html.
10 Минобрнауки займется оптимизацией работы 71 вуза и 133 филиалов // Российская газета. 2013, 30 мая. URL: http://www.rg.ru/2013/05/30/livanov-anons.html.
11 Большинство приказов о реорганизации вузов было издано Министерством образования и науки РФ, но некоторые подобные приказы были изданы и другими государственными структурами. В данной работе проведён анализ приказов Минобрнауки, размещённых в открытом доступе на официальном веб-сайте этого Министерства.
138
Высшее образование в России • № 5, 2014
основе нового вуза. В 2011 г. в результате слияния был образован один университет, в 2012 г. - два университета.
Отдельно следует отметить создание сети федеральных университетов в семи федеральных округах России. Первые два федеральных университета были созданы в 2006 г. В настоящее время функционируют девять федеральных университетов, созданных в результате объединения вузов, расположенных в одном федеральном округе. Стратегическая миссия федерального университета - формирование и развитие конкурентоспособного человеческого капитала в федеральных округах на основе создания и реализации инновационных услуг и разработок 12.
Интересен пример создания Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее - Академия), представляющей собой крупнейшее учебное заведение в России. Академия образовалась в 2010 г. в результате объединения вузов и филиалов этих вузов, расположенных в разных регионах России. Она имеет территориально распределённую структуру, в состав которой входят 68 филиалов, расположенных в 5 3 субъектах Российской Федерации. Уникальность Академии заключается в том, что были объединены образовательные учреждения из разных регионов России, имеющие репутацию лидеров в подготовке высших руководящих кадров страны как для бизнеса, так и для государственных структур. Миссия вуза -подготовка глобально конкурентоспособных и адаптивных управленческих кадров для государственного, общественного и частного секторов 13.
Присоединение других вузов, образовательных организаций и прочих учрежде-
ний. Рассмотрим типы учреждений, присоединённых к вузам за последние несколько лет. Статистика присоединений приведена в работе редактора журнала «Университетское управление » А.К. Клюева [6]. Он отмечает, что с 2007 по 2012 гг. в стране произошло 95 реорганизаций образовательных учреждений в форме присоединения. Проведённый автором анализ практики реорганизации вузов за пятилетний период позволил выделить семь типов интеграции образовательных учреждений:
1) участниками интеграционного процесса выступают вузы;
2) к вузу присоединяется учреждение среднего профессионального образования;
3) к вузу присоединяется учреждение начального профессионального образования;
4) к вузу присоединяется общеобразовательное учреждение;
5) к вузу присоединяется учреждение дополнительного профессионального образования;
6) диверсифицированное присоединение, когда в состав участников процесса реорганизации входят образовательные учреждения разных ступеней системы профессионального образования;
7) к вузу присоединяются необразовательные учреждения [6].
Анализ приказов о реорганизации вузов за вторую половину 2012 г. показал, что к семи российским университетам, расположенным в разных регионах страны, были присоединены пять университетов, три института и одна академия. При этом к шести университетам были присоединены по одному учебному заведению из указанных типов, а к одному университету были присоединены университет и институт.
В 2013 г. к 14 российским университе-
12 Концепция создания и государственной поддержки развития федеральных университетов // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. URL: минобрнауки.рф/ документы/2005/файл/107/ 41d3d2569937282f1f3.pdf
13 Официальный сайт РАНХ и ГП при Президенте Российской Федерации. URL: www.rane.ru
Интернационализация образования
139
там, расположенным в разных регионах страны, были присоединены три университета, пять академий, четыре института и три учреждения дополнительного профессионального образования. При этом к 13 университетам было присоединено по одному учебному заведению из указанных типов, а к одному университету были присоединены институт и академия.
Ликвидация филиалов вузов. В 2012 г. были ликвидированы семь филиалов семи российских вузов. В 2013 году - 38 филиалов 22-х российских вузов.
Слияние вузов за рубежом
В последние годы интеграционные процессы в высшем образовании охватили многие страны [7; 8]. Часто слияния вузов проходят в рамках национальных образовательных реформ и являются одним из средств достижения целей развития высшего образования в стране. Это отражено в соответствующих концепциях реформирования и/ или развития высшего образования. Нередко именно государство является инициатором слияния вузов. Инициаторами могут выступать и сами вузы, а государство оказывает им поддержку, в том числе финансовую.
Рассмотрим, как проходили процессы объединения вузов в некоторых странах Европы (в Дании, Нидерландах, Франции, Швеции) и в Китае. Руководство этих стран рассматривает слияние вузов как один из основных механизмов, позволяющих улучшить качество образования в стране и усилить позиции национальных вузов на международном образовательном рынке, и предпринимает целенаправленные действия по слиянию вузов и/ или стимулированию вузов к интеграции.
Дания
Реструктуризация университетов и государственных исследовательских институтов в Дании была инициирована правительством страны в 2006 г. Толчком к реа-
лизации реформы образования послужил план объединения университетов и исследовательских институтов страны, представленный правительством в 2005 г. и поддержанный многими университетами. Государство создало Инновационный фонд для реализации плана объединения, в основе которого лежала идея получения синергийного эффекта от совместной работы образовательных и научных учреждений. В частности, это позволило бы повысить эффективность проводимых исследований и качество подготовки в университетах докторов наук (PhD). У исследовательских институтов появилось бы больше возможностей для развития, если бы они находились в структуре крупного университета [9].
К 2012 г. в результате слияний число университетов сократилось с 12 до 8, а число государственных исследовательских институтов - с 13 до 5. Государством поставлены разные задачи перед объединившимися учреждениями: совершенствование образовательных программ, увеличение международной значимости результатов проводимых в стране исследований, интенсификация инновационной деятельности в вузах и их сотрудничества с реальным сектором, увеличение объёмов финансирования исследований, получаемых от Европейского союза, обеспечение непрерывности выполнения вузами исследований по заказу правительства страны.
В 2009 г. был опубликован отчёт Министерства науки, технологии и инноваций Дании с результатами оценки независимой комиссией процессов объединений вузов и ис-следовательскихинститутов в стране. Комиссия отметила, что прошло слишком мало времени после началареализации государственной программы реформирования высшего образования, чтобы оценить её успешность. Но уже сейчас можно наблюдать, что автономия вузов в стране выросла, также повысилась эффективность процесса принятия решений в университетахстраны [10].
140
Высшее образование в России • № 5, 2014
Швеция
В Швеции в последние годы наблюдается снижение числа студентов. В 2011 г. министр образования страны заявил, что правительство будет оказывать финансовую поддержку преимущественно тем университетам, которые поддерживают высокий спрос на обучение со стороны абитуриентов. Университетам, не пользующимся популярностью среди абитуриентов, становится крайне сложно функционировать, и они вынуждены либо прекратить свою деятельность, либо объединяться с более крупными университетами, ведущими активную исследовательскую деятельность, или с научно-исследовательскими институтами. Министр образования полагает, что слияние университетов позволит улучшить качество высшего образования в стране и усилить позиции шведских университетов на международном рынке образовательных услуг. При этом слияние вузов может происходить лишь с согласия вузов-парт-нёров, правительство не планирует выступать инициатором межвузовских объединений. В то же время инициативы по интеграции, исходящие от самих вузов, будут поддержаны. С этой целью правительство выделило на финансовую поддержку слияния университетов страны 2,6 млн. долларов в 2012 г. и 9,8 млн. долларов - в 2013 г. [11; 12].
Нидерланды
Пример Нидерландов демонстрирует, что руководство образовательных учреждений этой страны внимательно подходит к вопросу слияния вузов, стараясь тщательно его планировать и заручиться поддержкой всех заинтересованных лиц. Три крупнейших университета страны: Лейденский, Делфтский технический и Университет Роттердама (Erasmus University Rotterdam) - с 2009 г. обсуждают возможности сотрудничества. По мнению руководства самих вузов, оно позволит им за счёт взаимодополняемости ресурсов партнёров привле-
кать большие объёмы финансирования исследований, лучших студентов и преподавателей. Без объединения усилий нидерландским вузам с каждым годом становится всё сложнее удерживать позиции в международных рейтингах университетов.
В декабре 2011 г. были опубликованы результаты опроса преподавателей и студентов этих трёх вузов, показавшие, что более половины опрошенных категорически против слияния вузов. В то же время лишь 4% опрошенных против какого-либо сотрудничества между вузами. Основные опасения студентов и сотрудников университетов связаны с тем, что объединённый университет может превратиться в гигантский неуправляемый механизм, разрушающий его составные части. Они видят в слиянии вузов угрозу бюрократизации, сокращения рабочих мест и потери репутации вузов. Эти опасения небезосновательны, поскольку в 2003 г. состоялось слияние четырёх нидерландских вузов, в результате чего образовался Университет Инхол-ланд. Через несколько лет после начала его функционирования были выявлены случаи снижения качества обучения на некоторых программах и мошенничества, связанные с продажей дипломов [13].
Франция
Правительство Франции старается стимулировать вузы кобъединению, увеличивая объёмы финансирования кластеров, которые начали создаваться с 2007 г. Кластеры объединяют университеты и исследовательские организации страны и представляют собой одну из форм сотрудничества междуобразовательными и научными организациями. Сотрудничество в рамках кластеров послужило для некоторых вузов первым шагом к созданию стратегических альянсов и к объединению [8].
Одной из значимых инициатив правительства по слиянию вузов явилось создание в 2009 г. крупнейшего вуза в стране -Университета Страсбурга - посредством
Интернационализация образования
141
слияния трёх университетов, которые до 1970-х годов были единой структурой.
Амбициозный проект по созданию инновационно-технологического «Кампуса плато Сакле » под Парижем имеет значительные шансы на успех, поскольку он объединит 22 сильных университета, бизнес-школы и исследовательские институты Франции. Государство инвестирует в проект несколько триллионов евро. Планируется, что к 2020 г. в нём будут работать около 20 000 сотрудников и обучаться более 30 000 студентов. Ожидается, что новый университет войдёт в первую десятку международных рейтингов университетов [14].
Китай
С 1992 г. правительство Китая инициировало несколько программ реформирования системы высшего образования в стране с целью её реструктуризации. «Проект 211» и «Проект 985» - крупнейшие государственные проекты последних лет, направленные на развитие высшего образования в Китае. В рамках этих проектов объединяемые университеты получали значительную финансовую поддержку от государства [15].
Одним из основных механизмов реализации задач реформирования было слияние вузов. Согласно статистической информации, размещённой на веб-сайте Министерства образования Китая, за период с 1990 по март 2005 гг. в стране произошло 424 слияния вузов. Они значительно изменили «пейзаж» высшего образования в стране, охватив практически все типы учреждений высшего образования в Китае - от самых престижных национальных университетов до небольших региональных колледжей. Исследователи констатируют, что на сегодняшний день около 3/4 китайских вузов образовались в результате слияния [3].
Многие учёные и практики в сфере об-
разования отмечают, что за последние несколько лет качество образовательной системы в Китае улучшилось и университеты страны занимают все более высокие позиции в международных рейтингах. По данным анализа Организации экономического сотрудничества и развития, в 2008 г. Китай впервые вошел в число международных лидеров в сфере развития науки и техники 14.
Выводы и заключение
Проведённый анализ слияния вузов в странах Европы и в Китае показал, что во многом цели слияния вузов в этих странах совпадают. В большинстве стран этот процесс становится одним из немногих способов решения проблем, с которыми сталкиваются вузы по причине демографического спада и снижения государственного финансирования высшего образования. Объединённые вузы, благодаря консолидации ресурсов и компетенций, приобретают больше возможностей повышения и поддержания высокого уровня преподавания и обучения, развития и инноваций.
В рассмотренных странах правительство занимает активную позицию в отношении слияния вузов, инициируя подготовку плана слияния, организуя его обсуждение со всеми вовлечёнными и заинтересованными сторонами. Правительство оказывает организационную и финансовую поддержку вузам в процессе их объединения и последующего функционирования, осуществляет мониторинг результатов деятельности объединившихся вузов.
Слияние вузов - сложный организационный процесс, затрагивающий интересы многих сторон. Потребители образовательных услуг опасаются, что после реорганизации вуза снизится качество обучения и возникнут сложности с окончанием обучения (престижность нового диплома). Сотрудники вузов опасаются потери рабоче-
14 В поднебесную за английским дипломом // Российская газета. 2012, 28 ноября. URL: http:// www.rg.ru/ 2012/11/28/diplom.html
142
Высшее образование в России • № 5, 2014
го места и ухудшения условий работы. Их опасения небезосновательны, поскольку вуз представляет собой организацию особого типа, для которой не характерно быстрое реагирование на внешние и внутренние изменения. Возможно, поэтому далеко не все процессы объединения вузов завершаются успешно. По различным причинам переговоры об объединении вузов могут не привести к успеху. Примеры тому можно найти и в российской, и в западной практиках 15 [16]. По этой причине в некоторых странах, например в Норвегии, вузы имеют возможность разъединиться через несколько лет после слияния, если решат, что объединённая структура работает неэффективно 16.
Эффективность результатов слияния вузов сложно оценить количественно. Часто высказывается мнение, что одним из значимых мотивов слияния университетов является улучшение позиций вузов в международныхрейтингах университетов, а индикатором успешности функционирования объединённого вуза является его позиция в них. Практика показывает, что некоторым вузам после слияния удалось улучшить свои позиции в рейтингах, особенно в тех, которые осуществляют ранжирование вузов по суммарным показателям деятельности [8].
Задача улучшения позиций в международных рейтингах поставлена правительствами многих стран. В России этому вопросу тоже уделено особое внимание. В 2013 г. 15 российских вузов стали победителями конкурсного отбора на право получения специальной государственной субсидии на реализацию мероприятий, которые будут способствовать продвижению вузов
в международных рейтингах. Из них три вуза являются федеральными университетами. Целью программы поддержки вузов является вхождение не менее пяти российских университетов в сотню лучших в мире. Планируется достичь этого результата к 2020 году.
В заключение отметим, что Россия делает первые шаги в направлении укрупнения вузов посредством слияния и присоединения. Правительственные меры последних лет в этом направлении, безусловно, являются важным шагом на пути развития высшего образования страны и повышения его конкурентоспособности. Опыт других стран необходимо принимать во внимание, изучать успешные практики и механизмы объединения вузов, анализировать причины неудач. В то же время следует отметить, что не стоит ожидать быстрых результатов и отдачи от деятельности вузов после слияния. Правительства зарубежных стран это осознают, и в программах реформирования вузов посредством слияния предусматривается, что окончательно оно произойдёт через несколько лет после их формального объединения.
Программа реформирования высшего образования должна строиться исходя из географических, исторических, политических и национальных особенностей страны. С учетом большой территориальной распределённости России и значительного количества вузов в стране, выбранный подход к реформированию вузов по результатам их независимой оценки является наиболее эффективным, поскольку предусматривает прозрачные и ясные критерии оценивания. Вузы, не демонстрирующие удовлетворительные показатели по тем на-
15 Глава Минобрнауки отменил приказ об объединении двух вузов в Тамбове // РИА Новости. 2012, 25 октября. URL: http://ria.ru/education/20121025/906834923.html; Mangan K.(2011) Proposed Merger of 2 New Orleans Universities Is Called Off // The Chronicle of Higher Education. 18 May. URL: http://chronicle.com/article/Proposed-Merger-of-2-New/127583/
16 Почему слияния вузов даются непросто? // Официальный сайт Национального исследовательского университета «Высшей школы экономики». URL: http://www.hse.ru/news/ 64098302.html
Интернационализация образования
143
правлениям деятельности, которые приоритетны для страны, расформировываются. Пока сложно однозначно оценить успешность проводимых реформ, но события, произошедшие в секторе высшего образования России за последние несколько лет, являются интереснейшим полем для дальнейшего анализа и исследований.
Литература
1. McGinnis R.A., McMillen W., Gold J.P.
Merging Two Universities: The Medical University of Ohio and the University ofToledo // Academic Medicine. 2007. Vol. 82. No. 12
2. Wan Y., Peterson M.W. A case study of a
merger in Chinese higher education: The motives, processes, and outcomes // International Journal of Educational Development. 2007. No. 27.
3. Chen D.Y. A Study on the Amalgamation of
Chinese Higher Educational Institutions // Asia Pacific Education Review. 2002. Vol. 3. No. 1. P. 48-55. URL: http://eri.snu.ac.kr/ aper/pdf/3-1/05-5.pdf
4. Образование в Российской Федерации:
2012: стат. сб. М.: Изд-во НИУ ВШЭ, 2012; Образование в Российской Федерации: 2013: стат. сб. М.: Изд-во НИУ ВШЭ, 2013.
5. Федеральная служба государственной ста-
тистики (2013) // Официальный сайт. URL: http:/ / www.gks.ru
6. Клюев А.К. Слияния в высшей школе Рос-
сии: эффекты и стратегические возможности // Университетское управление: практика и анализ. 2013. № 4(86). С. 27-35.
7. Koria M. University Mergers Sweep Across
Europe // The Chronicle of Higher Education. 2011. 2 January. URL: http://chronicle. com/article/University-Mergers-Sweep/ 125781
8. Labi A. University Mergers Sweep Across Europe
// The Chronicle of Higher Education. 2011. 2 January. URL: http://chronicle. com/article/ University-Mergers-Sweep/125781
9. Oddershede J. Danish universities - a sector in
change // Universities Denmark. 2009. 2 February. URL: http://www.dkuni.dk/ English/-/media/Files/Publikationer/ A% 20sector%20in%20change.ashx
10. Goedegebuure L. Mergers and More: The changing tertiary education landscape in the 21st century // Oslo: University of Oslo Faculty of Educational Sciences. 2012. URL: http://www.uv.uio.no/english/research/ groups/heik/heik-working-paper-series/ docs/HEIKwp201201_goedegebuure.pdf (дата обращения: 14.01.2014)
11. Myklebust J.P. SWEDEN: Top universities in merger talks // University World News. 2011. 09 December. No. 201. URL: http:// www.universityworldnews.com/ article.php? story=20111209133927441
12. Petter J. SWEDEN: Minister says universities may merge // University World News. 2011. 28 October. No. 195. URL: http:// www.universityworldnews.com/article. php?story=20111027165359115
13. Visscher R. NETHERLANDS: Merger of top universities opposed // University World News. 2011. 01 December 2011. No. 200. URL: http://www.universityworldnews.com/ article.php?story=201112011238289
14. Butler D. Paris plans science in the suburbs // Nature. 2010. No. 467. URL: http://www.nature. com/ news/2010/101020/ full/467897a.html
15. Chirikov I. University mergers need to confront identity issues // University World News. 2013. No. 265. URL: http:// www.universityworldnews.com/article. php?story=20130327151746138
16. Mangan K. Proposed Merger of 2 New Orleans Universities Is Called Off // The Chronicle of Higher Education. 2011. 18 May. URL: http:// chronicle.com/article/Proposed-Merger-of-2-New/127583/
Автор:
МЕЛИКЯН Алиса Валерьевна - ст. преподаватель, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», [email protected]
MELIKYANA.V. MERGERS AND ACQUISITIONS OF UNIVERSITIES IN RUSSIA AND ABROAD
The present article describes recent initiatives undertaken by the Russian Government that are aimed at increasing the effectiveness of universities’ operation through their
144
Высшее образование в России • № 5, 2014
reorganization in the form of a merger or acquisition. The author describes the process of organization of an annual monitoring of Russian universities that is conducted to identify universities and universities’ branches showing signs of inefficiency. The article also provides information about the results of monitoring over the past two years and plans of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of reformation of inefficient universities and universities’ branches.
The article dwells on mergers and acquisitions of universities that have occurred in the sector of higher education in Russia over the past few years. The author analyzes typology and geographical location of merged universities. Special attention is paid to the network of federal universities established to develop human capital in the federal districts of Russia. A special example of RANEPA is mentioned as the first Presidential Academy that is formed by the merger of a large number of higher and additional professional education institutions and their branches. The uniqueness of the Academy lies in its extensive territorial structure uniting educational institutions of different levels, located in 53 regions of the country. The article also describes the main objectives behind the leading Russian universities that were formed by merger.
The analysis showed that since 2007 there have been over 100 reorganizations of universities in Russia, of which more than 90% supposed that various educational organizations were attached to universities. There were not only horizontal mergers, which suppose that a university is merged with other universities, but also vertical mergers when universities are merged with general, secondary vocational educational institutions.
The article describes general trends is state universities’ integration programs of European countries - Denmark, the Netherlands, France, Sweden, and also China. The author analyses state programs aimed at promoting and supporting university mergers, that where realized in these countries in recent years. The first results of the implementation of these programs and the most interesting practices of universities’ mergers in these countries are described.
Keywords: education policy, monitoring of Russian universities, university mergers, higher education reforms
References
1. McGinnis R.A., McMillen W., Gold J.P. (2007)
Merging Two Universities: The Medical University of Ohio and the University of Toledo, Academic Medicine, vol. 82, no. 12 .
2. Wan Y., Peterson M.W. (2007) A case study of
a merger in Chinese higher education: The motives, processes, and outcomes, International Journal of Educational Development, no. 27.
3. Chen D.Y. (2002) A Study on the Amalgamation
of Chinese Higher Educational Institutions, Asia Pacific Education Review, vol. 3, no. 1, pp. 48-55. Available at: http://eri.snu.ac.kr/ aper/pdf/3-1/05-5.pdf
4. Obrazovanie v Rossiyskoy Federatsii: 2012
(statisticheskiy sbornik) [Education in the Russian Federation: 2012 (Data Book)]. Moscow: HSE Publ.; Obrazovanie v Tsifrakh: 2013 (statisticheskiy sbornik) [Education in Figures: 2013 (Data Book)]. Moscow: HSE Publ.
5. Federal Service for State Statistics (2013).
Available at: http://www.gks.ru
6. Klyuev A.K. (2013) [Mergers in higher education
of Russia: effects and strategic opportunities]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University Management: Practice and Analysis]. No 4(86), pp. 27-35.
7. Koria M. (2011) University Mergers Sweep
Across Europe, The Chronicle of Higher Education. 2 Jan. Available at: http:// chronicle.com/article/University-Mergers-Sweep/125781
8. Labi A. (2011) University Mergers Sweep Across
Europe, The Chronicle of Higher Education. 2 Jan. Available at: http://chronicle.com/ article/University-Mergers-Sweep/125781
9. Oddershede J. (2009) Danish universities - a
sector in change, Universities Denmark. 2 Feb. Available at: http://www.dkuni.dk/ English/-/media/Files/Publikationer/ A% 20sector%20in%20change.ashx
10. Goedegebuure L. (2012) Mergers and More: The changing tertiary education landscape in the 21st century. Oslo: University of Oslo Faculty of Educational Sciences. Available at:
Интернационализация образования
145
http:// www.uv.uio.no/ english/ research/ groups/heik/heik-working-paper-series/ docs/HEIKwp201201_goedegebuure.pdf
11. Myklebust J.P. (2011) SWEDEN: Top universities in merger talks, University World News, 09 Dec, no. 201. Available at: http:// www.universityworldnews.com/article. php?story=20111209133927441
12. Petter J. (2011) SWEDEN: Minister says universities may merge, University World News, 28 Oct, no. 195. Available at: http:// www.universityworldnews.com/article.php? story=20111027165359115
13. Visscher R. (2011) NETHERLANDS: Merger of top universities opposed, University World News, 01 Dec, no. 200. Available at: http://
www.universityworldnews.com/article.php?
story=201112011238289
14. Butler D. (2010) Paris plans science in the suburbs, Nature, no. 467. Available at: http:// www.nature.com/ news/ 2010/101020/ full/ 467897a.html
15. Chirikov I. (2013) University mergers need to confront identity issues, University World News, no. 265. Available at: http:// www.universityworldnews.com/article.php? story=20130327151746138
16. Mangan K. (2011) Proposed Merger of 2 New Orleans Universities Is Called Off, The Chronicle of Higher Education. 18 May. Available at: http:// chronicle.com/ article/Proposed-Merger-of-2-New/127583/
Author:
MELIKYAN Alisa V. - Senior lecturer, National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russia, [email protected]
К.М. ИНОЗЕМЦЕВА, старший
преподаватель
МГТУ им. Н.Э. Баумана
Интернационализация
высшего
профессионального образования в России: языковая политика
В статье рассмотрены предпосылки и условия реформирования преподавания английского языка (АЯ) и переподготовки преподавателей в неязыковых вузах России в условиях интернационализации ВПО. Приведены факторы влияния интернационализации на конкурентоспособность российского ВПО и профессиональные риски, связанные с низким качеством языковой подготовки в вузе. Определена роль языковой политики университета в осуществлении стратегии интернационализации.
Ключевые слова: интернационализация, ВПО, конкурентоспособность, языковая политика, неязыковой вуз, предметно-языковая интеграция, переподготовка преподавателей, программы ESP, концепция CLIL
В условиях возрастания глобальной экономической значимости интеллектуальных ресурсов повышение конкурентоспособности страны за счет улучшения качества образовательных услуг является приоритетной задачей экономической политики многих государств. Государственная политика интернационализации высшего профессионального образования (ВПО) в Российской Федерации основана на понимании важности вхождения российских вузов в
единое мировое образовательное пространство, соответствия отечественного образования международным стандартам качества, что отражается в стремлении вузов России занять достойное место в международных рейтингах лучших университетов мира.
По определению Д. Найт, интернационализация высшего образования - это «процесс интеграции международного, межкультурного и глобального измерений