экономические науки
Хаперская Кристина Сергеевна СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ ...
УДК 336.6
СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ - УТОЧНЕНИЕ ТЕРМИНОЛОГИИ
© 2018
Хаперская Кристина Сергеевна, студент
Всероссийский государственный университет юстиции (117638, Россия, Москва, улица Азовская,2, e-mail: [email protected])
Аннотация. Цель: рассмотреть такое явление как слияния и поглощения, изучить сущность и основные характеристики понятий «слияние», «дружественное и враждебное поглощение», «рейдерство», а также проанализировать содержание указанных терминов в историко-правовом и сравнительно-правовом аспектах. Методы: в ходе исследования гражданско-правового института слияний и поглощений в качестве основного метода познания применялся диалектический метод. Результаты: проанализировав определения терминов, характеризующих институт слияний и поглощений, рассмотрев основные подходы к определению таких понятий, как «рейдерство» и «недружественное поглощение», сделан вывод о том, что российское рейдерство производно от гражданско-правового института слияний и поглощений. Оно содержит экономическую цель, но в отличии от английского, не направлено на развитие экономических отношений. Несмотря на то, что на сегодняшний день иностранные и российские компании в сделках по слиянию и поглощению видят способ повышения своей доходности, конкурентоспособности и рентабельности, существует проблема законодательного регулирования сделок слияния и поглощения на российском рынке, осуществляемых как российскими, так и иностранными компаниями, что создает повышенный правовой риск для экономических агентов. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной деятельности при рассмотрении вопросов о сущности института слияний и поглощений и их значении в обеспечении экономической безопасности компаний.
Ключевые слова: рынок слияний и поглощений, дружественные поглощения, недружественные поглощения, рейдерство, корпоративный захват, внутрикорпоративный конфликт, экономические отношения, экономическая безопасность, недобросовестная конкуренция, реорганизации юридического лица.
MERGERS AND ACQUISITIONS - UPDATE OF TERMINOLOGY
© 2018
Khaperskaya Kristina Sergeevna, student
All-Russian State University of Justice (117638, Russia, Moscow, street Azov,2, e-mail: [email protected])
Abstract. Purpose: to consider such a phenomenon as mergers and acquisitions, to study the essence and main characteristics of the concepts of «merger», «friendly» and «hostile takeover», «corporate raid», and analyze the content of these terms in the historical, legal and comparative legal aspects. Methods: in the course of the investigation of the civil law institute of mergers and acquisitions, the dialectical method was used as the main method of cognition. Results: Having analyzed the definitions of terms characterizing the institution of mergers and acquisitions, having considered the main approaches to the definition of such concepts as «corporate raid», and «hostile takeover», the conclusion is drawn that Russian raiding is derived from the civil-law institute of mergers and acquisitions. It contains an economic goal, but unlike English, it is not aimed at developing economic relations. Despite the fact that foreign and Russian companies in mergers and acquisitions today see a way to increase their profitability, competitiveness and profitability, there is a problem of legislative regulation of mergers and acquisitions in the Russian market, carried out by both Russian and foreign companies, that creates an increased legal risk for economic agents. Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used in scientific activity when considering the nature of the institution of mergers and acquisitions and their importance in ensuring the economic safety of companies.
Keywords: mergers and acquisitions, friendly takeover, unfriendly takeover, corporate raid, corporate capture, intracorporate conflict, economic relations, economic security, unfair competition, reorganization of a legal entity.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Экономическая безопасность - это важная составляющая национальной безопасности. Президент Российской Федерации подчеркивает, что «обеспечение экономической безопасности осуществляется путем развития промышленно-технологической базы и национальной инновационной системы, модернизации и развития приоритетных секторов национальной экономики, повышения инвестиционной привлекательности Российской Федерации, улучшения делового климата и создания благоприятной деловой среды» [1]. Процессы слияния и поглощения являются неотъемлемой частью рыночной экономики, именно поэтому в настоящее время значительное внимание уделяется такому гражданско-правовому институту, как корпоративное слияние и поглощение.
На протяжении последних лет российский рынок слияний и поглощений растет в основном в связи с большим количеством сделок на внутреннем рынке, обусловленных сокращением приобретения российскими компаниями иностранных активов и их переориентацией на долгосрочное инвестирование в российскую экономику [2].
В силу продолжающейся стагнации российской экономики возрастает вероятность скупки российских активов иностранными организации и их будущей продажи российским юридическим лицам по завышенной цене в
более благоприятных экономических условиях. В этой связи выявляется проблема законодательного регулирования сделок слияния и поглощения на российском рынке, осуществляемых как российскими, так и иностранными компаниями.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Гражданско-правовой институт слияний и поглощений зародился в конце XIX - начале XX вв. в англосаксонской (англо-американской) правовой системе, «mergers and acquisitions» (далее - М&А) в переводе с английского означает «слияния и поглощения».
С бухгалтерской точки зрения процесс слияния и поглощения представляет собой процессы объединения компаний в единую отчитывающуюся организацию, основанные на механизме приобретения корпоративного контроля [3]. В современной иностранной литературе слияние и поглощение также рассматриваются и воспринимаются как единое целое, но для большего понимания целесообразно рассмотреть и проанализировать каждое из понятий раздельно.
В английском праве слияние представляет собой процесс объединения компаний, при котором одна из них полностью прекращает свою деятельность. По мнению Дж. К. Ван Хорна «слияние - это объединение двух компаний, при котором одна из них теряет свою марку»
Khaperskaya Kristina Sergeevna economic
MERGERS AND ACQUISITIONS ... sceinces
[4]. Такой же точки зрения придерживаются С.Ф. Рид и А. Р. Лажу: «слияние происходит тогда, когда одна корпорация соединяется с другой и растворяется в ней» [5].
По российскому законодательству слияние - это одна из форм реорганизации юридического лица. Согласно ст. 58 ГК РФ «при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу».
Следовательно, понятие «слияние» по английскому праву больше соответствует такой форме реорганизации юридических лиц, как присоединение. Согласно законодательству, при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
Другим термином, используемым для характеристики М&А, является «поглощение», «acquisition» в переводе с английского означает «приобретение», «овладение». Д. Депамфилис утверждает, что поглощение «происходит, когда одна компания становится основным собственником и приобретает контроль над другой компанией, ее дочерней фирмой или отдельными активами, например, производственным предприятием» [6]. По определению А.Ю. Федорова, корпоративное поглощение — это «такое объединение активов, когда фирма или ее часть полностью входит в состав поглощающей компании, перестает существовать как самостоятельное предприятие» [7].
В Указе Президента Российской Федерации «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» содержится определение понятия «поглощение», под которым понимается «поглощением одного предприятия другим признается приобретение одним предприятием контрольного пакета акций другого» [8].
Формирование целей статьи. Целью настоящего исследования выступает изучение сущности и основных характеристик понятий «слияние», «дружественное и враждебнее поглощение», а также «рейдерство», которое на текущий момент не имеет трактовки в действующем законодательстве.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В современной юридической литературе ученые-юристы выделяют два вида корпоративных поглощений: дружественное и недружественное. По мнению автора, под корпоративным поглощением следует понимать процесс, в результате которого одна компания управляет и контролирует другую посредством приобретения ее имущества в собственность.
Если обе стороны сделки согласны со сделкой, ее называют дружественным поглощаем, в противном случае это враждебное поглощение [9]. Также отмечается, что при приобретении компании путем публичного предложения купить часть или все ее акции по определенной цене рекомендации, это будет представлять собой дружественное поглощение, если же против воли руководства этой компании, то имеет место недружественное поглощение [10].
При описании дружественного поглощения обычно опускают определение и рассматривают его лишь как реорганизацию двух компаний, одна из которых продолжает существовать, а другая прекращает свою деятельность.
Дружественное поглощение также характеризуется согласием как собственников, так и управляющих компанией, в этом случае они обычно предоставляют поглощающей компании доступ к дополнительной требуемой информации [11]. Также отмечается, что дружественное поглощение мотивируется трудностями регистрации первичной эмиссии акций [12] и желанием поглощаемой компании обеспечить свою финансовую устойчивость для выхода на биржу за счет репутации поглощающей компании. 190
Таким образом, можно выделить следующие отличительные особенности «дружественного поглощения»: во-первых, оно осуществляется на переговорной основе, предварительном согласовании условий поглощения. Во-вторых, его целью являются: возможность перехода в другое наиболее рентабельное на данный момент направление бизнеса, повышение конкурентоспособности, увеличение размера интеллектуального капитала, снижение налоговых выплат и другое.
В свою очередь «недружественное поглощение» представляет собой «установление контроля над компанией с применением противозаконных методов и средств, часто сопровождающихся завладением акциями компании против воли их настоящих собственников»
[13].
Российскими учеными-юристами отмечается, что в России «недружественное поглощение» связано с внутрикорпоративными конфликтами, реализуемыми силовыми методами, в том числе при участии правоохранительных органов, а в провинции нередко и с помощью применения наличия вплоть до физического устранения и запугивания оппонентов [14]. На наш взгляд, данное описание более подходит для такого понятия как «рейдерство», нежели «недружественное поглощение». Необходимо отметить, что в российском праве отсутствует законодательная дефиниция понятия «рей-дерство». Упоминание данного термина встречается в Указе Президента Российской Федерации «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», где отмечается необходимость профилактики, предупреждения и предотвращения рей-дерских захватов.
В современной юридической литературе подходы к определению понятие рейдерства (недружественного поглощения) неоднозначны. А.В. Воеводкин считает, что «в сущности российского рейдерства присутствуют два элемента: наличие экономической цели (юридический элемент) и реализация задач для достижения этой цели с помощью преступных механизмов (юридический элемент), посягающих на основы корпоративного управления» [15].
Другие ученые-юристы считают, что во время «недружественного поглощения» (рейдерства) могут использоваться как законные, так и незаконные методы. В.В. Долинская [16] считает, что «недружественное поглощение» включает в себя как законные, так и не законные действия. По мнению М.С. Румянцева рейдерство представляется собой явление, под которым понимается: «получение контроля в самом широком смысле одной хозяйственной организацией (физическим лицом) над другими методами как законными, так и незаконными» [17].
Третья группа ученых полагает, что следует отграничивать «недружественное поглощение» и «рейдерство». Основанием разграничения выступает соблюдение законодательства, т.е. «недружественное поглощение» осуществляется в рамках закона, а «рейдерство» представляет собой «умышленные действия, направленные на захват управления в компании и осуществляемые посредством использования пробелов в существующем законодательстве, проведение актов недобросовестной конкуренции либо прямого нарушения норм той или иной отрасли права» [18]. Данную точку зрения разделяет Г.К. Смирнов: «рейдерство - действия, содержащие признаки какого-либо преступления, направленные на установление юридического контроля над компанией с целью завладения ее имуществом и отчуждение его в пользу подконтрольных рейдерам компаний» [19]. Герасименко В.А. подчеркивает, что рейдерство выражается в незаконном насильственном или ненасильственном криминальном захвате объектов чужой собственности, предприятий и их имущества с целью завладения, которое нередко сопровождается совершением обманных действий и причинением собственникам Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)
экономические науки
Хаперская Кристина Сергеевна СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ ...
имущества физического и материального вреда [20].
Автор полагает, что данная точка зрения является правильной, и считает, что под «рейдерством» следует понимать форму экономических отношений, характеризующихся недружественным захватом чужого имущества, направленного против воли собственника, совершаемый вне пределов законодательства, с целью установления полного контроля над имуществом.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что российское рейдерство производно от гражданско-правового института слияний и поглощений. Оно содержит экономическую цель, но в отличии от английского, не направлено на развитие экономических отношений. Это подчеркивает необходимость уделить особое внимание разработке антирейдерского законодательства, т.к. любой пробел в нем недобросовестными лицами может быть обращен в свою пользу и создавать повышенные риски для экономических агентов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.
2. Восканян Р.О. Реализации стратегии роста стоимости инновационной компании посредством конгломератных сделок // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 1 (400). С. 54-60.
3. Воротникова И., Пшипий И. Слияния и поглощения: мотивы, подходы // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2015. № 3. С. 336-339.
4. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами. М.: Финансы и статистика, 2005. 800 с.
5. Рид С. Ф. Искусство слияний и поглощений: учебник. М.: Альпина Паблишер, 2011. 960 с.
6. Депамфилис Д. Слияния, поглощения и другие способы реструктуризации компании. М.: Олимп-Бизнес, 2007. 960 с.
7. Федоров А.Ю. Рейдерство и корпоративный шантаж. М.: Волтерс Клувер, 2010. 480 с.
8. О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий: Указ Президента Российской Федерации от 16.11.1992 № 1392 (ред. от 26.03.2003, с изм. от 30.06.2012) // Российская газета. 1992. 20 ноября.
9. Силбигер С. MBA за 10 дней: самое важное из программ ведущих бизнес-школ мира. М.: Альпина Паблишер, 2018. 390 с.
10. Корпоративная реформа и гармонизация корпоративного законодательства России и ЕС / А. Астапович, О. Бестужева, Д. Вайнштейн и др. М: Wolters Kluwer, 2007. 168 с.
11. Герасименко А.В. Финансовый менеджмент - это просто. Базовый курс для руководителей и начинающих специалистов. М.: Альпина Паблишер, 2017. 482 с.
12. Оганесов Р.Ю. Методы поглощений сельскохозяйственных предприятий в Московской области // Аграрная наука. 2005. № 1. С. 6-7.
13. Клеандров М.И. Арбитражный процесс: учебное пособие для студентов вузов юридических специальностей. М.: Наука, 2004. 595 с.
14. Криминология: Учебное пособие. 2-е изд. / под ред. В.Н. Буралкова, Н.М. Кропачева. СПб.: Питер, 2016. 304 с.
15. Воеводкин А.В. Российское рейдерство и англосаксонское «слияние и поглощение»: сравнительно-правовое исследование // Международное уголовное право и международная юстиция. 2017. № 4. С. 26-29.
16. Долинская В. В. Криминализация корпоративных конфликтов // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. № 3. С. 58-63.
17. Румянцев М. С. Корпоративный захват (рейдер-ство) в уголовном праве России: понятие и юридическое
содержание // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. 2015. № 2. С. 28-30.
18. Дроздов В.Ю. Современные тенденции преступности, связанной с недружественными поглощениями предприятий (рейдерством) // Образование. Наука. Научные кадры. 2017. № 6. С. 46-51.
19. Смирнов Г.К. К вопросу о недружественных поглощениях // Как противостоять угрозе рейдерства: материалы межрегионального форума. Н. Новгород, 2007. Ч. 2. С. 145.
20. Герасименко В.А. Рейдерство - преступление или преступность // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2015. Т. 1. № 3 (67). С. 79-90.
Статья поступила в редакцию 09.01.2018
Статья принята к публикации 26.03.2018