НОВОЕ В ОБРАЗОВАНИИ
СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ КАК ОРУДИЕ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ЛАНДШАФТЕ
Дубовик Майя Валериановна
доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]
Демографический спад в России, а также обострение конкурентной борьбы диктуют необходимость применения новых форм объединительных процессов не только в производственной сфере, но и в образовании и здравоохранении. В статье исследуются проблемы, обусловленные турбулентностью слияний и поглощений в образовательном пространстве, где складываются свои непростые «правила игры». К таким противоречиям можно отнести образование гетерогенных по уровню академической подготовки, по интересам и ожиданиям кластеров обучающихся, появление большего разнообразия категорий учащихся (более старших возрастных групп; студентов, совмещающих обучение с полной трудовой занятостью), добавление элемента «образование в течение всей жизни» (life-long learning), вечерних курсов или дистанционного обучения при помощи Интернета. Российская модель M&A отличается административным объединением вузов сверху, тогда как в мире доминирует добровольное объединение снизу.
MERGERS AND ACQUISITIONS AS A MEANS OF COMPETITION ON THE EDUCATION LANDSCAPE
Dubovik, Maya V.
Doctor of Economics, Professor of the Department for Economic Theory of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]
The demographic down fall in Russia, as well as intensification of competition make us use new forms of amalgamation processes both in production and education and public health. The article analyzes problems caused by turbulence of mergers and acquisitions in education space where rather complicated 'rules of the game' are being shaped now. Such contradictions may include formation of heterogeneous clusters of learners in respect of their level of education, interests and expectations, molding various categories of learners (more mature groups; students combining study with full-time employment), development of 'life-long learning', evening courses or distance learning by the Internet. The Russian model of M&A can be characterized by administrative merging of higher educational institutions from the top, while in the world voluntary amalgamation from the bottom is more typical.
Ключевые слова: слияния и поглощения (M&A) вузов, вуз-поглотитель, интеграционные процессы в образовании, конкурентоспособность вуза, человеческий капитал.
Keywords: merger and acquisition (M&A) of higher educational institutions, acquiring educational institution, integration processes in education, university competitiveness, human capital.
Объединительные процессы в форме сделок слияний и поглощений (M&A) в последнее время становятся более масштабными. Об этом свидетельствует тот факт, что 80% международных инвестиций тратятся не на новое строительство или учреждение компаний, а на приобретение уже существующих, т. е. слияния (поглощения) - это и способ инвестирования, и орудие конкурентной борьбы за рыночные ниши. Несмотря на то, что после августовского кризиса 1998 г. в практике российских слияний и поглощений на передний план выходит промышленная составляющая, в настоящее время эти процессы распространились и на такие сферы, как образование и здравоохранение. Однако в этих сферах российские компании нацелены на краткосрочные эффекты и зачастую ориентированы на спекулятивные результаты. Существенным фактором положительных результатов сделок по слияниям и поглощениям в экономике в целом выступает человеческий фактор: команда, участвующая в организации сделки, топ-менеджмент, талантливые сотрудники.
В системе образования объединительные процессы протекают так же болезненно, как и в экономике в целом, поскольку обе системы неразрывно связаны между собой. Глубокие и противоречивые проблемы в социальной сфере диктуют необходимость поиска новых форм интеграционных и дезинтеграционных процессов.
Исследователи в сфере образования выделяют три фазы в эволюции высшего образования: элитарное образование (менее 15% учащихся определенной возрастной группы), массовое образование (от 15 до 20%), всеобщее образование (более 50%). Количественные изменения, связанные с переходом от одной системы к двум другим, повлекли за собой трансформацию всех институтов системы высшего образования: финансирования, управления и администрирования, отбора учащихся, учебных программ и форм обучения. Так, переход к массовому обучению был продиктован структурными и технологическими изменениями в экономике, при которых появлялись новые виды деятельности и для которых среднего образования было недостаточно. С постепенной реструктуризацией высшего образования изменились и взгляды на его цель. Основной целью элитарного образования была подготовка военной и политической элиты. С переходом к массовой системе фокус сместился в сторону формирования тех навыков и умений про-
фессиональной подготовки, которые позволяют преуспеть на рынке труда. Следует отметить, что кластеры обучающихся стали более гетерогенными по уровню академической подготовки, по интересам и ожиданиям и пр. Всеобщность высшего образования вызвала появление более старших возрастных групп, студентов, совмещающих обучение с полной трудовой занятостью, добавляя элемент «образование в течение всей жизни» (life-long learning) и предлагая такие формы обучения, как вечерние курсы или дистанционное обучение при помощи Интернета.
Современный образовательный ландшафт преобразуется в нескольких направлениях. Так, сформировавшаяся эгалитарная система в последнее время вынуждена бороться за финансовые ресурсы и одновременно предлагает весьма усредненный набор знаний. Вследствие этого в образовательной среде намечается определенный сдвиг в область элитарности, но он уже не несет того оттенка, которым обладал в прошлом. Вот, например, точка зрения Сэра Родерика Лайна, бывшего посла Великобритании в России: «Мы не употребляем слово "элита", считая его некорректным. И у нас нет сформулированной системы подготовки элиты, но понятие такое существует. Нам не нужна династическая элита. Нам нужны талантливые и открытые люди, знающие, что такое конкуренция» [7]. То есть речь идет о переходе от принципа, основанного на аристократии, к меритократии. Такие тенденции наблюдаются как в Европе, так и в России, Китае и других развивающихся странах.
Другой важной проблемой в образовательной сфере являются трудности государственной финансовой поддержки, которые все чаще испытывают вузы в последнее время. Во многом это «заслуга» расширения доступа широких слоев населения к образовательным ресурсам. Существующая образовательная инфраструктура не справляется с потоком желающих получить образование, а для расширения возможностей необходимы дополнительные ассигнования. Как следствие, образовательные учреждения формируют свой источник дохода в частном секторе, разрабатывая, продвигая и продавая широкий диапазон коммерческих образовательных продуктов. Здесь также наблюдаются «подводные камни». Множество вузов сомнительной репутации получили аккредитации и лицензии на ведение образовательной деятельности и превратились в «фабрики» по выдаче дипломов. Это и послужило пусковым механизмом к поиску новых форм реструктуризации образовательного ландшафта. За 20-летний период произошло резкое увеличение числа вузов. Только в 2010 г. самостоятельных вузов насчитывалось 1 114, а с филиальной сетью - свыше 3 тыс. К сожалению, это беда не только России, но и Европы в целом. Проблема крайне сложная, носит долгосрочный характер и нуждается в неотложном реше-
нии и коренном изменении. Одним из направлений ее решения планировалась операция санации образовательных учреждений, а механизмом реализации - мониторинг эффективности работы вузов, по итогам которого необходимо проводить слияния и поглощения. Всего в мониторинге приняли участие 541 государственный вуз и 994 филиала. Однако первые шаги, по словам непосредственных участников процесса, оказались крайне неудачными.
Зарубежная практика богата многочисленными видами слияний и поглощений, существенно изменивших многообразный вузовский образовательный ландшафт. Так, Университет Антверпена образовался в результате объединения двух государственных и частного католического университета. В рамках такого слияния произошло образование нового юридического лица, полное административное слияние трех вузов, создание на их базе нового объединенного университета как единой структуры. В перспективе возможно и дальнейшее присоединение к такой структуре большего количества вузов.
Другой формат интеграции - по родовому принципу, когда вуз присоединяется к родственной по деятельности или дополняющей по функциям организации. Примером полного поглощения может служить слияние Амстердамского свободного университета и Христианского института Виндсхейм в Зволле (Нидерланды). В этом случае объединяются неравноправные партнеры, один из которых, например небольшой колледж, либо полностью поглощается крупным региональным исследовательским университетом, либо сохраняет определенную автономию, целиком входя в структуру университета в качестве его факультета, института или другого структурного подразделения [1].
Реорганизация в форме объединения вузов в РФ - процесс не новый. Идея образования федеральных университетов базировалась на острой необходимости повышения качества обучения студентов. При этом такое объединение шло сверху.
Обратимся к истории вопроса. Первое объединение вузов в России произошло при создании двух федеральных университетов - Южного в Ростове-на-Дону и Сибирского в Красноярске. Москва и Санкт-Петербург включились в этот процесс относительно недавно. Сегодня в Санкт-Петербурге в результате слияния ФИНЕКа, ИНЖЕКОНа и присоединения к ним ГУСЭ появился новый вуз-колосс - Санкт-Петербургский государственный экономический университет.
Вместе с тем в образовательном пространстве результаты интеграционных процессов еще более неоднозначны - пока наблюдаются слияния на межрегиональном уровне. Паритет здесь вряд ли возможен. Процессы слияния на образовательной ниве имеют свои особенности, сродни «неравному браку». В образовании, как известно, результаты (успешные или провальные) обнаруживаются в долгосрочной перспек-
тиве. Поэтому вдумчивых организаторов объединительных процессов случаи интеграции, удачные с точки зрения краткосрочной синергии, должны держать настороже. Если нарушаются базовые принципы объединения, то слияние может ослабить объединенную компанию. Компании зачастую несут невосполнимые, в основном нематериальные, издержки, поскольку ослабляется сила бренда, возникает недопонимание с партнерами, нарушаются взаимоотношения с клиентами, слабеет моральный и корпоративный дух сотрудников. Таким образом, происходящие сегодня на образовательном рынке интеграционные процессы в полном смысле слияниями и поглощениями назвать нельзя.
К основным, характерным для образования направлениям реорганизации вузов можно отнести и слияние нескольких вузов, и поглощение эффективными вузами неэффективных, и увеличение финансирования вновь образованных вузов. Наиболее завуалированным способом можно считать смену нежелательного менеджмента вуза.
Модели горизонтальной интеграции и взаимовыгодного партнерства вузов по отраслевому принципу одобрены руководством ряда вузов России и признаются эффективными. Например, ситуацией, сложившейся в легкой промышленности, продиктовано слияние Российского заочного института текстильной и легкой промышленности с Московским государственным университетом технологий и управления им. К. Г. Разумовского. Новый сетевой вуз с 30 филиалами должен был адаптироваться к потребностям малого и среднего бизнеса, где на текстильных, швейных, меховых и кожевенных предприятиях обычно трудится от 10 до 200 человек, а не 25 тыс. Создание нового университета нацелено на достижение европейского уровня, подготовку качественных специалистов для малого и среднего бизнеса на местах, которые были бы заинтересованы оставаться в российской глубинке, а не поглощались столичными городами. А для этого нужно расширять филиальную сеть, «идти к студенту» [8].
Аналогичная картина в легкой индустрии наблюдается и в Европе, но там предприятия полностью автоматизированы и оснащены самым современным оборудованием. Зачастую малые предприятия выносятся за пределы стран.
Другие аргументы в пользу объединения просматриваются на примере слияния Московского государственного университета пищевых производств и двух вузов - Государственной академии инноваций и Московского государственного университета прикладной биотехнологии. Такими аргументами послужили дорогостоящее оборудование и современные лаборатории, которые использовать поодиночке неэффективно. Руководство вуза-поглотителя считает, что выиграют как студенты, так и преподаватели. Этот шаг позволит объединить знания, опыт, потенциал, повысить внутривузовскую мобильность студентов и
обмен преподавателями. При этом возрастает социальная защищенность студентов и эффективность распределения мест в общежитиях, поскольку предполагается сформировать укрупненную и более сильную студенческую и профсоюзную организации.
Это все положительные отклики о слияниях и поглощениях, однако в СМИ содержится гораздо более мощный шквал негативных отзывов и мнений об этих процессах.
Главной и объективной целью объединительных процессов вузов должно быть повышение качества образования и увеличение числа и многообразия услуг для студентов. Однако это происходит далеко не всегда. Диаметрально противоположные оценки объединения российских вузов сопровождаются примерами нарушений прав учащихся и педагогов, ростом стоимости обучения, ухудшением условий проживания в общежитиях, пикетами студентов, требующих остановить этот беспредел. Большой урон связан с исчезновением научных школ. Так, в результате присоединения Всероссийского заочного финансово-экономического института к Финансовому университету плата за обучение выросла на 30% при обещании ее роста на величину инфляции, не стало аспирантуры, сократилось число кафедр. Недовольные требуют от Минобрнауки детального описания механизма объединения вузов, хотя бы в виде рекомендаций, а главное - защиты прав студентов и преподавателей. Они настаивают на том, что если против слияния выступает большинство студентов обоих вузов, то следует отказаться от слияний, как это делается, например, в США или в Норвегии. В России таким первым, пока единственным и неожиданным примером может служить новость об отмене слияния тамбовских вузов. Кроме того, к требованиям добавляется необходимость гарантий сохранения прежних размеров стипендий и стоимости платного обучения; запрета ухудшения условий проживания в общежитиях для иногородних студентов; введения ответственности вуза (административной или даже уголовной) за отзыв аккредитации по причине некачественного обучения. Все эти вопросы нуждаются в единообразном решении [8].
Нет единого подхода и по вопросу о моно- или полипрофильно-сти объединяемых вузов. Так, Новгородский государственный университет возник путем слияния в 1993 г. трех институтов: педагогического, политехнического и сельскохозяйственного. Создание работающей структуры заняло более 10 лет, и до сих пор еще нельзя считать этот проект завершенным.
Важным аспектом таких интеграционных процессов, как слияние, является его публичность. Замалчивание целей и результатов порождает кривотолки и мифы о возможном перепрофилировании вуза, перепродаже его имущества, наборе на большую долю мест иностранных
студентов и пр. И как результат, объединенный вуз теряет свою конкурентоспособность по приему и по качеству набора абитуриентов [6].
Всегда ли укрупнение вуза выводит его на новую орбиту, способствует его инновационному развитию? Представляется, что слияния и поглощения можно рассматривать как путь к обновлению и пересмотру приоритетов, смене консервативного курса, формированию новой стратегии развития вуза. Однако по результатам еще незавершенных объединительных процессов не наблюдается особенного прогресса по таким показателям, как использование международных баз публикаций, увеличение индекса цитирования, участие в международных конференциях, численность иностранных студентов, изменения в академической культуре в объединенных вузах, навыки чтения научной литературы на иностранном языке у студентов и преподавателей.
Позволит ли реорганизация, нацеленная на укрупнение российских вузов, вывести их в топ-200 мировых рейтингов? Такое пожелание было высказано президентом РФ. Мировая практика свидетельствует, что укрупнение вузов и качество образования не связаны напрямую между собой. Известно, что лидируют как раз не крупные колоссы, а средние университеты. Крупному вузу под силу сконцентрировать значительные финансовые, материальные, организационные и административные ресурсы на заданных направлениях. Однако масштабность такого гиганта тормозит его мобильность и усложняет организационную структуру, что может быть пагубно для науки. Одновременно нельзя быть эффективным и преуспеть во всех видах многогранной университетской деятельности: в учебном процессе, в науке и исследованиях, в воспитании, в инновациях. Необходимо выбрать главный вектор развития. Далеко не всегда реструктуризация излечивает «болезни вуза». Тесное взаимодействие на региональном пространстве со всеми стейкхолдерами может позволить вузу выйти на новую траекторию самостоятельного развития [6].
Союз ректоров российских вузов обратился к министерствам -учредителям вузов (а их около 20) с просьбой о поддержке в преодолении территориальной неравномерности распределения вузов по стране. Так, между Кавказским федеральным округом, Южным федеральным округом и Центральным такой разброс наблюдается почти в 13 раз [4].
В заключение можно сказать, что и преимущества, и недостатки процессов слияний и поглощений нельзя считать доминирующими. Истина где-то рядом. Процесс укрупнения на базе слияний и поглощений возник как средство оздоровления и реорганизации образовательного ландшафта. Преодолеть неминуемые издержки можно, если:
- обосновать, сформировать и реализовать стратегию развития образования на долгосрочную перспективу. Важно определить, какого
качества человеческий капитал мы хотим получить. Чтобы не допустить перекосов и негативных последствий, необходим стратегический взгляд сверху. Для этого следует проводить реструктуризацию не как самоцель, а исходя из нужд территориально-отраслевого развития региона, отрасли, территории, города. Такие слияния сверху должны подкрепляться снизу необходимостью создания базовых отраслевых университетов, встроенных в отраслевую экономическую систему, сокращения разрыва в территориальной неравномерности вузовского ландшафта;
- интегрировать вузы в мягких междисциплинарных и межотраслевых формах, что представляется более перспективным;
- подходить к объединительным процессам творчески. На стадии обоснования идеи объединения необходимы компетентные профессионалы, сильная команда как менеджеров, так и преподавателей. В новой организации следует наладить взаимодействие и обмен информацией; выстроить отношения с основными внешними группами интересов - абитуриентами, студентами, работодателями; определить оптимальный темп и масштаб интеграции;
- «с водой не выплеснуть ребенка». В обилии профилей, направлений и специализаций следует не потерять научные школы, составляющие золотой фонд отечественной науки. Объединенные университеты, а также бизнес-сообщество должны служить предпосылкой наращивания человеческого капитала региона и развития наукоемких видов экономической деятельности;
- просчитать возможные синергетические эффекты и социальные последствия.
Список литературы
1. Исаева Е. М. Интеграция как способ повышения конкурентоспособности высшей школы // Современная экономика: проблемы и решения. - 2010. - № 1 (1). - С. 18-23. - URL: http://econ.vsu.ru/ downloads/pub/seconomic/1/isaeva.pdf
2. Ключевский Дм. Российские вузы сливаются в общем негодовании. - URL: //http://www.firstnews.ru/articles/rossiyskie-vuzy-slivayutsya-v-obshchem-negodovanii/
3. Князев Е. А. Укрупнение вузов не гарантирует роста качества образования. - URL: http://ria.ru/education/2012.10.31/908290428.html
4. Круглый стол ректоров российских вузов «Слияние вузов: борьба за рынок или качество обучения». - URL: http://top.rbc.ru/ pressconf/14/06/2012/654509.shtml
5. Объединение вузов послужит улучшению качества образования в России. - URL: http://www.interfax-russia.ru/NorthWest/ news.asp?id=365647&sec=1671
6. Павлюткин И. В. Процессы слияния вузов нельзя замалчивать. -URL: http://ria.ru/education/20121029/907635734.html
7. Протопопов А. Элитарное образование в эгалитарном обществе // Эксперт. - 2007. - № 40 (581). - URL: http://expert.ru/expert/2007/ 40/obrazovanie/
8. Чернаков А. Приказом министра образования Андрея Фурсенко объединен ряд российских вузов / / Известия. - 2011. - 30 января.
References
1. Isaeva E. M. Integratsiya kak sposob povysheniya konkurentosposobnosti vysshey shkoly [Integration as a Way to Enhance the Competitiveness of Higher School], Sovremennaya ekonomika: problemy i resheniya [Modern Economy: Problems and Solutions], 2010, No. 1 (1), pp. 18-23. (In Russ.). Available at: http://econ.vsu.ru/ downloads/pub/ seconomic/1/isaeva.pdf
2. Klyuchevskiy Dm. Rossiyskie vuzy slivayutsya v obshchem negodovanii [The Russian Higher Education Institutions Merge in the General Indignation]. (In Russ.). Available at: //http://www.firstnews.ru/ articles/rossiyskie-vuzy-slivayutsya-v-obshchem-negodovanii/
3. Knyazev E. A. Ukrupnenie vuzov ne garantiruet rosta kachestva obrazovaniya [Integration of Higher Education Institutions doesn't Guarantee Growth of Quality of Education]. (In Russ.). Available at: http://ria.ru/education/2012.10.31/908290428.html
4. Kruglyy stol rektorov rossiyskikh vuzov «Sliyanie vuzov: bor'ba za rynok ili kachestvo obucheniya» [Round Table of Rectors of the Russian Higher Education Institutions „Merge of Higher Education Institutions: Fight for the Market or Quality of Training']. (In Russ.). Available at: http://top.rbc.ru/pressconf/14/06/2012/654509.shtml
5. Obedinenie vuzov posluzhit uluchsheniyu kachestva obrazovaniya v Rossii [Association of Higher Education Institutions will Serve Improvement of Quality of Education in Russia]. (In Russ.). Available at: http://www.interfax-russia.ru/NorthWest/news.asp?id=365647&sec=1671
6. Pavlyutkin I. V. Protsessy sliyaniya vuzov nel'zya zamalchivat' [Processes of Merge of Higher Education Institutions can't be Suppressed]. (In Russ.). Available at: http://ria.ru/education/20121029/907635734.html
7. Protopopov A. Elitarnoe obrazovanie v egalitarnom obshchestve [Elite Education in Egalitarian Society], Ekspert [Expert], 2007, No. 40 (581). (In Russ.). Available at: http://expert.ru/ expert/2007/40/obrazovanie/
8. Chernakov A. Prikazom ministra obrazovaniya Andreya Fursenko obedinen ryad rossiyskikh vuzov [By the Order of the Minister of Education Andrey Fursenko a Number of the Russian Higher Education Institutions is Integrated], Izvestiya, 2011, January 30.