Научная статья на тему 'Слияние компаний «Эй-ти энд ти» и «Тайм Уорнер» как фактор интенсификации процесса концентрации СМИ в США'

Слияние компаний «Эй-ти энд ти» и «Тайм Уорнер» как фактор интенсификации процесса концентрации СМИ в США Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
202
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / концентрация / США / «Эй-ти энд ти» / «Тайм Уорнер» / слияние / media / concentration / USA / AT&T / Time Warner / merger

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ж. К. Надирова

В настоящей статье рассматривается одна из крупнейших сделок в истории медиабизнеса – слияние американских компаний «Эй-ти энд ти» и «Тайм Уорнер». Автор исследует экономические и юридические аспекты сделки, оценивает масштабы ее влияния на уровень концентрации СМИ в США, а также анализирует последствия такого объединения для потребителей, работников средств массовой информации и медиаиндустрии в целом. Анализ политики, проводимой холдингом «Эй-ти энд ти» после приобретения «Тайм Уорнер», позволяет автору сделать вывод о том, что концентрация СМИ в целом и слияние данных компаний в частности представляют серьезную угрозу для свободы слова, программного разнообразия и доступности медиаконтента. Прослеживая связь между интеграцией СМИ и ослаблением антимонопольных барьеров, а также неэффективной работой Федеральной комиссии по связи, автор прогнозирует дальнейшее повышение уровня концентрации СМИ в США, что представляет собой проблему не только национального, но и глобального характера, поскольку на сегодняшний день лидирующие позиции в рейтинге крупнейших транснациональных корпораций занимают компании, базирующиеся в США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AT&T AND TIME WARNER MERGER AS A FACTOR OF INTENSIFICATION OF THE PROCESS OF MEDIA CONCENTRATION IN THE USA

The article deals with one of the biggest mergers in the history of Mass Media – the deal between AT&T and Time Warner. The author explores economic and legal aspects of the deal, estimates the magnitude of its impact on the level of media concentration in the USA, and analyzes the consequences of the merger for consumers, media professionals and media industry in general. Upon analyzing the policy of “AT&T” after its acquisition of “Time Warner”, the author comes to the conclusion that concentration of media ownership in general and the “AT&T”“Time Warnermerger in particular pose a serious threat to free speech, program diversity and affordability of media content. The author highlights the link between media integration and lowering of antitrust barriers together with the ineffective work of the Federal Communications Commission, and makes a prognosis that the level of media consolidation in the USA is going to continue its increase, and this is a problem not only on the national, but also on the global level, since the largest international media companies today are all American-based enterprises.

Текст научной работы на тему «Слияние компаний «Эй-ти энд ти» и «Тайм Уорнер» как фактор интенсификации процесса концентрации СМИ в США»

Образцы художественной риторики в романе «Радопис»:

Сравнение: Ланиты, будто свежая сочная роза.

Странный был корабль: ни маленький, ни большой, зеленый, как остров, покрытый зеленой травой, который движется по воде.

Поистине, естественная смерть похожа на жизнь.

Аллегория:

1. Все ушли так, как будто мир не имел возможности их вместить.

2. Слушает ли мир голоса тех поколений, которые ушли?

Метафора:

1. Пламенные взгляды, направленные на него со всех сторон, если бы эти взгляды ударились о скалистую скалу, то моментально бы её растопили.

2. Моя грудь - это расплавленная печь, которая, как только я подумаю, что потеряю тебя, будет гореть больше и увеличит мои мучения.

Язык произведения: весь сюжет роман передан повествователем.

Техника: Этот роман был написан в прошлом столетии во время правления Меренра II, начинается с описания празднования на реке Нил.

Тип произведения: этот роман написан на основе политических и социальных событий.

Теория Проппа:

- актант и посланник: фараон;

- искатели (исследователи): фараон, его советники и помощники и Нито-

крис;

- предводитель: Софхатеп;

- советники: Радопис, Софхатеп и Таху;

- коварный персонаж повести: Таху.

Цель: неуплата доли священнослужителей, потому что они используют эти деньги не для храмов.

Препятствие: Нитокрис, Софхатеп и Таху.

Фараон не платил доли священнослужителям, и его целью было использовать эти деньги во дворцах, потому что он считал, что монахи не тратят их на нужды храмов, а больше откладывают себе сбережения.

Фараон советуется с Радопис, Софхатепом и Таху.

Библиографический список / References

Но причиной предательства Таху было то, что Радопис не вышла за него замуж до брака с фараоном, и он предал фараона и Радопис во время осуществления их плана без их ведома. Его план состоял в том, чтобы атаковать священников и солдат, и Таху предупредил о планах фараона и Радопис, и этот план провалился. Фараон был убит, а Радопис покончила жизнь самоубийством. Вместе с тем Софхатеп и Нитокрис отговаривали фараона от осуществления этого плана.

Точка зрения Греймас:

Герой повести: фараон

Благоприятные: Радопис, Софхатеп и Таху.

Цель: неуплата доли священникам и монахам храмов за то, что они использовали деньги для своих нужд.

Тема: фараон.

Отправитель: монахи и храмы.

Соперники (препятствие): Нитокрис и Мухаммад.

Таким образом, структура действия Греймаса, на которую повлиял Пропп, предоставивший теорию повествовательной социологии, применимой почти ко всем литературным жанрам, что отражает уровень универсальности его модели и структурализм по сравнению с другими нарративными социологами.

Модель нарративной социологии Греймаса соответствует повести Махфуз Нагиба «Радопис», которая может быть распространена на многие другие романтические сказки.

Изначально повествование «Радопис» находится в состоянии равновесия, которое затем, с появлением любви, сдерживающих факторов и противостоящих сил становится неуравновешенным вплоть до того, когда под влиянием содействующих и противостоящих сил восхождение героя переходит к неудаче и смерти (окончательный баланс).

В повествовании «Радопис» - возлюбленная фараона, каждый из шести действующих лиц согласно теории Греймаса играет свою роль: субъекта и объекта, помощника и противника и др.

При исследовании сюжета повести прослеживаются элементы романа, а Радопис - полный, законченный роман

1. Barthes R. (1977). Introduction to Structural Analysis of Narratives. Image music text. London: Fontana.

2. Okhovvat A. (1371). Dastoor zaban dastan. Isfahan: Farda.

3. Berthens J. (1384). Mabani nazarye adabi. Tarjome Mohammad Reza Abolghasemi. Tehran: Mahi.

4. Toolan M. (1386). Revayat shenasi: Dar amadi zaban shenakhti - enteghadi. Tarjome Fateme Alavi & Fateme Nemati. Tehran: Samt.

5. Propp V. (1368). Rikht shenasi ghesehaye paryan. Feridoon Badrei. Tehran: Toos.

6. Ahamdi B. (1380). Sakhtar va tavil matn. Tehran: Markaz.

7. Macaric. I. (1384). Daneshname nazarye adabi moaser. Tarjome Elahe Dehnavi. Tehran: Rooznegar.

8. Sojoodi F. (1382). Neshane shenasi karbordi. Tehran: Elm.

9. Mirsadeghi J. (1390). Anaser dastan. Tehran: Sokhan.

Статья поступила в редакцию 26.11.19

УДК 070 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10244

Nadirova Zh.K., Cand. of Sciences (Philology), teaching assistant, Mass Communications Department, RUDN University (Moscow, Russia),

E-mail: Jeanne.nadirova@gmail.com

AT&T AND TIME WARNER MERGER AS A FACTOR OF INTENSIFICATION OF THE PROCESS OF MEDIA CONCENTRATION IN THE USA. The article deals with one of the biggest mergers in the history of Mass Media - the deal between AT&T and Time Warner. The author explores economic and legal aspects of the deal, estimates the magnitude of its impact on the level of media concentration in the USA, and analyzes the consequences of the merger for consumers, media professionals and media industry in general. Upon analyzing the policy of "AT&T" after its acquisition of "Time Warner", the author comes to the conclusion that concentration of media ownership in general and the "AT&T"- "Time Warner" merger in particular pose a serious threat to free speech, program diversity and affordability of media content. The author highlights the link between media integration and lowering of antitrust barriers together with the ineffective work of the Federal Communications Commission, and makes a prognosis that the level of media consolidation in the USA is going to continue its increase, and this is a problem not only on the national, but also on the global level, since the largest international media companies today are all American-based enterprises.

Key words: media, concentration, USA, AT&T, Time Warner, merger.

Ж.К. Надирова, канд. филол. наук, ассистент, Российский университет дружбы народов, г. Москва, E-mail: Jeanne.nadirova@gmail.com

СЛИЯНИЕ КОМПАНИЙ «ЭЙ-ТИ ЭНД ТИ» И «ТАЙМ УОРНЕР»

КАК ФАКТОР ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА КОНЦЕНТРАЦИИ СМИ В США

В настоящей статье рассматривается одна из крупнейших сделок в истории медиабизнеса - слияние американских компаний «Эй-ти энд ти» и «Тайм Уорнер». Автор исследует экономические и юридические аспекты сделки, оценивает масштабы ее влияния на уровень концентрации СМИ в США, а также анализирует последствия такого объединения для потребителей, работников средств массовой информации и медиаиндустрии в целом. Анализ политики, проводимой холдингом «Эй-ти энд ти» после приобретения «Тайм Уорнер», позволяет автору сделать вывод о том, что концентрация СМИ в целом и слияние данных компаний в частности представляют серьезную угрозу для свободы слова, программного разнообразия и доступности медиаконтента. Прослеживая связь между интеграцией СМИ и ослаблением антимонопольных барьеров, а также неэффективной работой Федеральной комиссии по связи, автор прогнозирует дальнейшее повышение уровня концентрации СМИ в США, что представляет собой проблему не только национального, но и глобального характера, поскольку на сегодняшний день лидирующие позиции в рейтинге крупнейших транснациональных корпораций занимают компании, базирующиеся в США.

Ключевые слова: СМИ, концентрация, США, «Эй-ти энд ти», «Тайм Уорнер», слияние.

Под концентрацией (консолидацией, интеграцией) СМИ понимают процесс слияния медиакомпаний, в результате которого большая часть средств массовой информации оказывается в собственности национальных и транснациональных концернов, а конкуренция на медиарынке становится олигополистической.

Различают горизонтальную и вертикальную интеграцию. Первая подразумевает объединение нескольких компаний, занятых в одной и той же сфере деятельности. Вторая позволяет контролировать весь цикл - от производства медиапродукции до ее доставки конечному потребителю.

В настоящей статье рассматривается слияние американских компаний «Эй-ти энд ти» и «Тайм Уорнер», которое служит ярчайшим примером вертикальной интеграции СМИ.

Поскольку рейтинг крупнейших транснациональных медиакомпаний сегодня возглавляют американские корпорации, то можно смело утверждать, что изменения на рынке СМИ США имеют общемировое значение. Тем более что в данном случае речь идет о самой дорогой сделке за последнее десятилетие [1], сделке, которая обеспечила холдингу «AT&T» лидерство не только на национальном, но и на глобальном медиарынке.

О планах по объединению руководство компаний заявило в конце 2016 года. На тот момент «AT&T» занимала девятое место в мире по валовому доходу, являясь крупнейшим оператором телефонной связи и платного спутникового телевидения, а также входила в число основных Интернет-провайдеров в стране [2].

«Тайм Уорнер» владела, в частности, новостным телеканалом «CNN», киностудией «Уорнер Бразерз» и популярным кабельным каналом «Эич-би-оу», чьи программы и сериалы успешно продаются по всему миру.

Примечательно, что слияние двух компаний, входивших в десятку крупнейших в стране, не вызвало возражений у Федеральной комиссии по связи (ФКС) -главного надзорного органа в области средств массовой информации. В то же время против сделки выступило Министерство юстиции США, которое заявило о нарушении антимонопольного законодательства и попыталось добиться отмены сделки в судебном порядке. Однако в феврале 2019 года суд вынес решение в пользу «AT&T», и сделка была признана легитимной [3].

Слияние двух медиакорпораций такого уровня, безусловно, можно назвать ярчайшим примером медиаконцентрации за последние годы. И ее негативные последствия уже ощущает на себе конечный потребитель, т.е. аудитория. Так, «AT&T» более не скрывает намерения запустить новый стриминговый сервис под названием «Эйч-би-оу макс», у которого будет эксклюзивное право на трансляцию некоторых популярных шоу, принадлежащих «Time warner» (ныне -«Warner media»), хотя ранее компания «AT&T» заявляла, что не будет лишать конкурентов (главным из которых является «Netflix») возможности приобретать производимый «Warner media» контент [4]. Учитывая, что данная компания находится в числе лидеров на рынке сериальной продукции (в частности, «Warner media» принадлежат такие мировые хиты, как «Друзья», «Игра престолов», «Клан Со-прано»), новая политика «AT&T» затронет не только американскую, но и глобальную аудиторию.

Еще одним вполне закономерным последствием рассматриваемой сделки стало повышение цен. Сразу после слияния холдинг «AT&T» увеличил стоимость услуг своего основного стримингового сервиса «Дайрек ти-ви нау» в два раза. Однако в прошлом году, когда представители «AT&T» были опрошены судьей по делу «Министерство юстиции США против «AT&T», «Дайрек ти ви холдинге» и «Time Warner Incorporation», они утверждали, что объединение позволит снизить цены для потребителя [5].

Примечательно, что и абонентская плата за услуги «Эйч-би-оу макс», по предварительным данным, составит порядка 15 долларов США, в то время как базовый пакет у «Netflix» стоит 13 долларов, у «Amazon» - девять, а у «Hulu» (сервис принадлежит компании «Walt Disney») и «Си-би-эс» - всего шесть. Таким образом, налицо намерение компании воспользоваться своим монопольным правом на популярную сериальную продукцию, чтобы вынудить потребителя приобретать услуги по завышенным ценам.

Слияние «AT&T» и «jime Warter» затронуло не только интересы аудитории, оно также серьезно ударило по медиаработникам. Холдинг не выполнил обещание по созданию новых рабочих мест, данное Сенату США. Напротив, более 20 тысяч человек были уволены в связи с сокращением штата [6]. Тот факт, что компания объясняет свою кадровую политику необходимостью оптимизации рабочего процесса и внедрения новых технологий, дает основание опасаться, что «AT&T» пойдет по стопам «АйХарт медиа» (ранее - «Клиа ченнэл коммьюникейшенз») -неизменного лидера на американском рынке радиовещания.

«Клиа ченнэл» была известна тем, что, монополизируя все новые и новые рынки (компании принадлежало более 1 200 радиостанций), она снижала свои расходы за счет сокращения штата. И в этом корпорация преуспела настолько, что в сотнях населенных пунктов взамен прямого эфира с участием местных ди-джеев она транслировала одну и ту же запись, а чтобы избежать негативной реакции слушателей, использовала компьютерную программу, которая синтезировала фразы, типа «Добрый вечер, Чикаго», и создавала иллюзию прямого эфира [7].

Последствия такой политики стали очевидны в 2002 году, когда в городе Майнот (Северная Дакота), где «Клиа ченнэл» владела большинством радиостанций, произошла утечка ядовитого газа. Поскольку система экстренного

оповещения не сработала, городские власти попытались связаться с местными радиостанциями, чтобы использовать радио для информирования населения о ЧС и процедуре эвакуации. Однако дозвониться до сотрудников радиостанций «Клиа ченнэл» ни чиновники, ни полицейские не смогли: в редакции просто никого не было, потому что записи программ транслировались в автоматическом режиме. Пока власти города связывались с центральным офисом компании в Техасе, время было упущено. В итоге, более тысячи жителей пострадали из-за несвоевременного оповещения.

Данная история является наиболее ярким примером того, к каким серьезным последствиям может привести монополизация рынка, особенно когда это сопровождается сокращением штата и централизованным управлением. Средства массовой информации просто теряют возможность выполнять свои обязанности по оперативному информированию населения и защите интересов местной аудитории. Действия «AT&T» за последние месяцы позволяют предположить, что компания пойдет именно таким путем, что не может не вызывать опасения, учитывая тот факт, что холдинг контролирует значительную долю рынка (к примеру, в одной только области беспроводного Интернета доля компании составляет 34%) [8].

Впрочем, на данный момент остается немало вопросов по поводу того, насколько успешен окажется новый холдинг, поскольку для «^me Warter» это уже вторая попытка слияния с ИТ-компанией.

В 2000 году «Jime Warter» объединилась с компанией «А^^та о^те», которая доминировала на рынке Интернет-провайдеров, и эта сделка стала самой крупной в истории США. Тогда казалось, что возникший медиаконгломерат, получивший название «^OL - ^me Warter», станет самой прибыльной компанией не только на национальном, но и на глобальном уровне. Однако оптимистичные прогнозы не сбылись, и уже через несколько лет аналитики окрестили слияние «АOL» с «Jime Warter» худшей сделкой в истории [9]. Доходы компании резко упали, штат пришлось сократить. К такому результату привел целый ряд факторов: размеры и структура компании существенно затрудняли управление, развивать одновременно несколько направлений оказалось непосильной задачей, тем более что менеджмент «^me Warter» привык иметь дело с традиционными СМИ, тогда как бизнес «АOL» лежал в сфере новых медиа и развивался по иным законам. Технологический прорыв начала 2000-х привел к тому, что потребители перешли на высокоскоростной Интернет, а «А^^та оп!^», не успевшая модернизировать свою инфраструктуру, начала стремительно проигрывать своим конкурентам и, как следствие, терпеть убытки.

В итоге в 2009 году конгломерат «^L - ^me Warter» снова разделился на две компании. «^me Warter» на этой неудачной сделке потеряла существенную часть прибыли, и ей понадобилось несколько лет, чтобы вернуть себе прежние позиции.

Таким образом, мы видим, что слияние двух медиаимперий не обязательно приводит к увеличению доходов, а одновременное развитие традиционных СМИ и новых медиа представляет собой серьезный вызов для руководства компании. К примеру, даже такой успешный бизнесмен, как Р. Мэрдок (владелец «Ньюс корп» и «Фокс корп») не справился с этой задачей. Купив социальную сеть «Май спэйс», которая в тот момент была на пике популярности, Мэрдок в итоге потерял все вложенные деньги: аудитория перешла на Facebook, и стоимость «Май спэйс» резко упала.

Нечто подобное может произойти и с «AT&T». События последних ме-сяцев свидетельствуют о том, что новый холдинг уже испытывает финансовые трудности: поскольку компания повысила цены на услуги «Дайрек ти-ви», желая извлечь максимальную выгоду из слияния с (Jime Warter» (о чем подробно говорилось выше), она потеряла около миллиона подписчиков [10]. Также компании грозит долгая судебная тяжба, поскольку она утаила информацию о снижении прибыли от инвесторов (по всей видимости, компания надеялась компенсировать потери за счет запускаемого сервиса «Эйч-би-оу макс», о котором мы уже упоминали), что противоречит американскому законодательству. Инвесторы, в свою очередь, обратились с исковым заявлением в суд.

Кроме того, один из акционеров «AT&T» настойчиво требует вывести компанию «Дайрек ти-ви» из состава холдинга с целью снижения финансовых потерь. Если это произойдет, то перспективы холдинга станут еще более туманными, и он вряд ли сможет и дальше занимать лидирующие позиции на медиарынке.

Впрочем, даже в том случае, если холдинг примет решение о продаже «Дайрек ти-ви», это не только не снизит уровень медиаконцентрации в США, но, напротив, будет способствовать его дальнейшему повышению, поскольку, по данным СМИ, покупателем, скорее всего, станет компания «Диш нэтуорк» [11], занимающая четвертое место в рейтинге крупнейших операторов кабельного и спутникового телевидения. Слияние «Диш нэтуорк» и «Дайрек ти-ви» приведет к тому, что в небольших населенных пунктах останется всего один оператор, а значит, потребителей снова могут ждать завышенные цены на услуги компании.

Таким образом, мы видим, что, едва завершившись, слияние «AT&T» и «^me Warter» уже негативно сказывается на интересах как потребителей, так и медиаработников, а также на развитии информационно-развлекательной индустрии в целом.

Кроме того, пример «AT&T» показывает, что, получив разрешение на слияние, компания-монополист может легко отказаться от прежних обещаний,

даже тех, которые были даны в рамках судебного заседания или слушания в Сенате. Потребители же в итоге становятся заложниками ситуации. И если в случае с повышением цен холдингом «AT&T» они, по крайней мере, могут поменять поставщика услуг, то продажа «Дайрек ти-ви» компании «Диш нэтуорк» лишит их такой возможности: людям придется заплатить столько, сколько требует монополист, или вовсе отказаться от просмотра спутникового и кабельного телевидения.

Библиографический список / References

Все вышесказанное позволяет нам сделать вывод, что единственным способом защиты прав и интересов аудитории является ужесточение антимонопольного законодательства, а также смена политического курса надзорными органами, прежде всего ФКС, которая, начиная с середины 1990-х годов, не только не сдерживает процесс медиаконцентрации, но и открыто выступает за снятие ряда антимонопольных барьеров. И этот факт позволяет сделать неутешительный прогноз о дальнейшей интенсификации процесса концентрации СМИ в США.

1. The Five Biggest Media Mergers of All Time. Fox Business. 2018; December 3. Available at: https://www.foxbusiness.com/features/the-five-biggest-media-mergers-of-all-time

2. Fortune 500. Fortune. 2017. Available at: http://fortune.com/fortune500/list/

3. Gold H. Appeals Court Backs AT&T acquisition of Time Warner. CNN. 2019; February 27. Available at: https://edition.cnn.com/2019/02/26/media/att-time-warner-merger-ruling/ index.html

4. Kendrick A. 'Friends' to Move to HBO Max, WarnerMedia's New Streaming Service. Wall Street Journal. 2019; July 9. Available at: https://www.wsj.com/articles/friends-to-move-to-hbo-max-warnermedias-new-streaming-service-11562691481

5. Post-trial Brief of Defendants AT&T, Direc TV Group Holdings, and Time Warner, Inc. Courtlistener. 2018; March 5. Available at: https://www.courtlistener.com/recap/gov.uscourts. dcd.191339/gov. uscourts.dcd.191339.121.0_1.pdf

6. Steigrad A. WarnerMedia Ratchets up Layoffs across HBO, Turner, Warner Bros. New York Post. 2019; October 3. Available at: https://nypost.com/2019/10/03/warnermedia-ratchets-up-bloodbath-with-big-firings/ (

7. Perlstein J. Clear Channel: the Media Mammoth that Stole the Airwaves. Corpwatch. 2002; November 14. Available at: https://www.corpwatch.org/article/clear-channel-media-mammoth-stole-airwaves

8. Wireless Carrier/Operator Subscriber Share in the U.S. 2011-2018. Statista. 2019. Available at: https://www.statista.com/statistics/199359/market-share-of-wireless-carriers-in-the-us-by-subscriptions/

9. Arango T. How the AOL-Time Warner Merger Went So Wrong. New York Times. 2010; November 1. Available at: http://www.nytimes.com/2010/01/11/business/ media/11merger.html

10. Brodkin J. AT&T Loses Nearly 1 Million TV Customers after Raising DirecTV Prices. Arstechnica. 2019; July 25. Available at: https://arstechnica.com/information-technology/2019/07/ att-loses-nearly-1-million-tv-customers-after-raising-directv-prices/

11. Meg J. AT&T Under Pressure to Sell DirecTV Amid Heavy Subscriber Losses. Los Angeles Times. 2019; September 18. Available at: https://www.latimes.com/entertainment-arts/ business/story/2019-09-18/att-under-pressure-directv-activist-shareholder-dish

Статья поступила в редакцию 26.11.19

УДК 811.512.157 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10245

Oorzhak S.S., postgraduate, Faculty of Philology, Tuva State University (Kyzyl, Russia), E-mail: snеzhana.ddd@mail.ru

THE VOCABULARY OF BUDDHISM IN THE TUVAN LANGUAGE. The article deals with the vocabulary of Buddhism in the Tuvan language. Due to the increased interest in spiritual values, the vocabulary of Buddhism is again in demand and is actively used in the modern literary Tuvan language. The revival of religion in its ceremonial part stimulated again both borrowing and lexico-semantic way of forming words. In modern Tuvan language, there is currently an active entry of Buddhist vocabulary through Tibetan, Russian, English languages, and until 1930 there was an active entry through the ancient Uighur, old Mongolian, Tibetan languages. These borrowings are adapted phonetically according to the laws of the Tuvan language. The prohibition of religion for a long time preserved the circulation of this layer of vocabulary, but it lived in proper names. At the same time, most of the vocabulary of Buddhism remains insufficiently understandable to Tuvan speakers, especially young people, the semantic boundaries of some vocabulary are not clearly defined. The article considers the words grouped by thematic sections: 1) Names associated with pure and black worlds; 2) the Names of Deities; 3) The name of the robes of spiritual persons; 4) The names of dignitaries, academic degrees and positions of spiritual persons; 5) the Names of spiritual persons associated with their performed actions; 6) the Names of sutras, directions, rituals. Most of them refers to the borrowings from Tibetan via the Mongolian language.

Key words: Tuvan language, vocabulary, vocabulary of Buddhism, dialect, rituals, and tradition.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С.С. Ооржак, аспирант, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: snеzhana.ddd@mail.ru

ЛЕКСИКА БУДДИЗМА В ТУВИНСКОМ ЯЗЫКЕ

В статье рассматривается лексика буддизма в тувинском языке. В связи с возросшим интересом к духовным ценностям, лексика буддизма вновь востребована и активно употребляется в современном литературном тувинском языке. Возрождение религии в его обрядовой части стимулировало вновь как заимствование, так и лексико-семантический способ образования слов. В современном тувинском языке в настоящее время наблюдается активное вхождение буддийской лексики через тибетский, русский, английский языки, а до 1930 года - через древнеуйгурский, старописьменный монгольский, тибетский языки. Эти заимствования были адаптированы фонетически по законам тувинского языка. Запрет религии в течение длительного времени законсервировал хождение данного пласта лексики, но он жил в собственных именах.

В то же время большая часть лексики буддизма остаётся недостаточно понятной носителям тувинского языка, особенно молодежи, семантические границы некоторой лексики четко не очерчены. В статье рассмотрены слова, сгруппированные по тематическим разделам: 1) названия, связанные с чистыми и черными мирами; 2) названия божеств; 3) названия одеяний духовных лиц; 4) названия санов, ученых степеней и должностей духовных лиц; 5) названия духовных лиц, связанные с выполняемыми ими действиями; 6) названия сутр, направлений, обрядов. Из них большая часть относится к заимствованиям из тибетского языка через монгольский язык.

Ключевые слова: тувинский язык, лексика, лексика буддизма, диалектизмы, обряды, традиция.

В современном обществе в связи с возросшим интересом к духовным ценностям лексика буддизма вновь востребована и активно употребляется в литературном тувинском языке.

В то же время большая часть лексики буддизма остаётся недостаточно понятной носителям тувинского языка, особенно молодежи, семантические границы некоторой лексики четко не очерчены. Некоторые люди стремятся не просто слепо преклоняться буддийской религии, а хотят изучить ее, пытаются осмыслить для себя ее сущность, поэтому посещают специальные лекции, сессии, проводимые буддийскими монахами. Кроме того, в последние годы начали переводиться буддийские тексты (сутры) на тувинский язык. Одновременно эта работа сталкивается с отсутствием специальных лексикографических работ. Все это определяют актуальность данного исследования.

Источниками послужили произведения тувинской литературы и периодической печати, а также использованы материалы словаря С.К. Серенота «Сарыг

шажынньщ тайылбырлыг словары» («Толковый словарь желтой религии») [1]. Материалом для исследования также послужили языковые сведения, содержащиеся в религиоведческих исследованиях тувинских и монгольских ученых, исто-рико-этнографических трудах, также полевые материалы, собранные во время экспедиционных работ.

В нашем исследовании лексика буддизма систематизирована по тематическим группам. Однако сбор терминов представил лишь первую стадию работы. Необходимо было правильно установить их семантику и найти точные эквиваленты на русском языке. В этом случае большим подспорьем для нас послужили буддологические работы. Много терминов с переводами содержится в монографии «Ламаизм в Бурятии в XVIII - начале XX вв.» (авторы ГР. Галданова, К.М. Герасимова, Д.Б. Дашиев, ГЦ. Митупов, 1983), в сборниках «Буддизм и средневековая культура народов Центральной Азии» [2], «Буддизм и традиционные верования народов Центральной Азии» [3], «Буддизм и литературно-ху-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.