Научная статья на тему 'Следящий пневмопривод с цифровым управлением'

Следящий пневмопривод с цифровым управлением Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
311
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКАЗАТЕЛЬ КРИТИЧНОСТИ / ПАРАМЕТР ИСТЕЧЕНИЯ / СЛЕДЯЩИЙ ПНЕВМОПРИВОД / ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ С ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫМ ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Ефремова Клара Дмитриевна, Пильгунов Владимир Николаевич

Рассмотрены вопросы создания следящего позиционного пневматического привода с возвратно-поступательным движением его выходного звена. На базе основных положений пневмоавтоматики разработана математическая модель следящего пневмопривода. Экспериментальными исследованиями физического макета следящего пневмопривода подтверждена адекватность разработанной математической модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The witness actuator with digital control

Some issues about creating of pneumatic servo drive are discussed. Based on the fundamentals of pneumatic, the mathematical model of servo drive is developed. The adequacy of mathematical model is confirmed by experimental research.

Текст научной работы на тему «Следящий пневмопривод с цифровым управлением»

УДК 62-52

Следящий пневмопривод с цифровым управлением

© К. Д. Ефремова, В.Н. Пильгунов МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Рассмотрены вопросы создания следящего позиционного пневматического привода с возвратно-поступательным движением его выходного звена. На базе основных положений пневмоавтоматики разработана математическая модель следящего пневмопривода. Экспериментальными исследованиями физического макета следящего пневмопривода подтверждена адекватность разработанной математической модели.

Ключевые слова: следящий пневмопривод, параметр истечения, показатель критичности, гидравлический распределитель с электромагнитным пропорциональным управлением.

Пневматические системы используют в промышленности в случаях, когда не требуются большие усилия для преодоления нагрузки и высокая точность позиционирования. Такие системы состоят из пневматического привода и элементов его управления. Принципиальная схема следящего пневмопривода с цифровым управлением приведена на рис. 1.

<1да = 0 <ка = 0

В качестве исполнительного двигателя применяется пневмоцилиндр с проходным штоком, преодолевающий внешнюю нагрузку со всеми ее составляющими:

/2

сС2 X сСх Р = Ка — + Ку — + Кх х + Ро,

сг с

где Ка(С2х/С^2), Ку(Сх/Л), Кхх, Р0 — инерционная, скоростная, позиционная и постоянная составляющие; х — перемещение штока.

Управляющим элементом системы является гидравлический распределитель с электромагнитным пропорциональным управлением (см. рис. 1). Командный сигнал и сигнал обратной связи поступают на входы аналого-цифровых преобразователей АЦП1 и АЦП2 программируемого логического контроллера (ПЛК), выполняющего функцию дискриминатора. Разностная цифровая величина ЦВ = ЦВ1 - ЦВ2 поступает на вход цифроаналогового преобразователя (ЦАП) и после преобразования в разностный аналоговый сигнал Аи = иупр - и0.с усиливается электронным усилителем мощности и управляет пропорциональными электромагнитами (У\ и У2). В отличие от рабочей жидкости гидропривода, физические свойства которой не зависят от давления, сжимаемость сжатого воздуха зависит как от особенностей пневмопривода, так и от его существенных недостатков:

• накапливаемая энергия давления сжатого воздуха при известных условиях может превратиться в кинетическую энергию присоединенной массы и вызвать ударные нагрузки;

• пневматические емкости при рУ > 1000 МПа попадают под понятие «сосуд высокого давления», требуют госрегистрации в надзорных органах и являются объектами повышенной опасности; это ограничивает уровень давления сжатого воздуха в промышленных пневмоприводах значением р < 1 МПа;

• исполнительный двигатель без установки дополнительных специальных средств не может обеспечить высокую плавность хода, точное позиционирование и удержание нагрузки;

• вследствие ограничения давления сжатого воздуха возрастают габариты исполнительных двигателей;

• зависимость плотности сжатого воздуха от давления существенно усложняет расчет динамических характеристик пневмоприводов.

В связи с изложенным выше расчет и проектирование пневмоприводов и систем управления требуют специальных знаний физических свойств и особенностей упругой среды.

Для конкретизации математической модели пневмопривода сжатый воздух рассматривают как реальный газ, т. е. воздух обладает полным

набором физических свойств газа. Соотношения между параметрами сжатого воздуха и их взаимосвязанные изменения определяются особенностями термодинамических процессов.

По нормам техники безопасности в следящих пневмоприводах общепромышленного назначения избыточное давление сжатого воздуха не должно превышать р < ризб тах = 1 МПа, тогда при упрощенных расчетах рабочую среду можно рассматривать как идеальный газ. При давлении питания ризб тах > 2 МПа сжатый воздух должен рассматриваться как реальный газ, состояние которого (соотношение его параметров) определяется по уравнению Ван-дер-Ваальса [1]:

где Я — газовая постоянная, равная работе расширения единицы массы газа при его нагреве на 1 К в условиях постоянства абсолютного давления ёр = 0 (для осушенного воздуха Я = 287 Дж/(кгК)); а и в — коэффициенты, учитывающие неидеальность газа, при а = в = 0 уравнение (1) принимает вид уравнения Менделеева — Клапейрона: р¥ = тЯТ.

Для удельного объема ¥т (объем воздуха V, отнесенный к его массе т при известной плотности р) уравнение Менделеева — Клапейрона имеет вид

Плотность газа существенно зависит от абсолютного давления р, Па, и менее существенно — от абсолютной температуры Т, К.

Общее уравнение термодинамического процесса изменения состояния газа [2, 3]

где dQ — теплота, подводимая к газу массой m; dE — изменение внутренней энергии газа в объеме V; dA — внешняя работа, совершаемая газом при его расширении. Приводя уравнение к единице массы m газа dq = de = de/m, da = dA/m, записываем общий вид уравнения термодинамического процесса:

(1)

pVm = - = RT. р

(2)

dQ = dE + dA,

dq = de + da.

Пневмоцилиндр совершает полезную работу dA > 0 при перемещении нагрузки на штоке. Поршень объемного компрессора использует подводимую механическую энергию и dA < 0.

Рассмотрим частные случаи решения общего уравнения термодинамики (рис. 2).

Изотермический процесс. Подводимая теплота в условиях постоянства температуры (dT = 0) вызывает увеличение объема воздуха V, при этом поршень совершает полезную работу da > 0 против нагружающей поршень силы P на пути dx (рис. 2, а). В этом случае уравнение (2) принимает вид p\Vm\ = p2Vm2 = inv, или с учетом Vm = 1/р p1/p1 = inv (закон Бойля — Мариотта).

Изохорический процесс. Процесс происходит в условиях постоянства объема (dV = 0), внешняя работа не совершается (da = 0) и вся подводимая теплота преобразуется в изменение внутренней энергии воздуха de (рис. 2, б). Уравнение состоянияp1Vm = RT1, p2Vm = RT2, или p1/p2 = T1/T2 = inv (закон Шарля).

Изобарический процесс. Физический смысл изобарического процесса соответствует физическому смыслу изотермического процесса при постоянной нагрузке (рис. 2, в). Процесс связан с совершением внешней работы и изменением внутренней энергии воздуха. Уравнение состояния Vm1 = Vm2 = T1/T2, p2/p1 = T1/T2 (закон Гей-Люссака).

Адиабатический процесс. Физический смысл этого процесса соответствует физическому смыслу изотермического процесса (см. рис. 2, а) без подвода теплоты: dQ = 0. Уравнение состояния в адиабатическом процессе имеет вид p1Vkm1 = p2Vkm2 = pVkm= inv, где k — показатель адиабаты.

0 dQ

а б в

Рис. 2. Схемы, поясняющие физический смысл изотермического (а), изохорического (б) и изобарического (в) термодинамических процессов

Политропический процесс. Этот процесс соответствует процессу изменения состояния реального газа, протекающему не изолированно от окружающей среды, а с частичным теплообменом. Данный процесс является промежуточным процессом между изотермическим и адиаба-

тическим процессами. Уравнение состояния газа получим путем замены показателя адиабаты k в адиабатическом процессе на показатель политропы п: pVnm = ЯT.

Для определения закона истечения газа в адиабатическом процессе запишем уравнение Бернулли для сечений 2—2 потока, вытекающего из пневматической емкости постоянного объема в газовую среду с давлением р2 через круглое отверстие с заостренной кромкой (рис. 3):

иг

kp1 щ kp2

^ + п л + V = ^+ п

Р1 (k -1) 2 р2 (k -1) 2

после преобразований имеем kpl

Р1 (k -1)

[ Л2 2 5Р2 Щ

I Р1 )

kp2

Щ2

2 Р2 (k-1) 2

где ^ = (ё/П)2; и — скорость струи, и =

0,5

1 --

Р2

2k р1

Р1 (k -1)

1 -

( р Л р2

I р1 р

2/k

(р2/ р1)^

При истечении газа из пневматической емкости большого диаметра (П >> ё) и при ^ ^ 0 скорость струи определяется по уравнению Сен-Венана — Ванцеля:

и = <

2kp1

Р1( -1)

1 -

р2 р1

В газодинамике широко используется относительное давление в = р2/р1, которое далее будем рассматривать как показатель критичности процесса истечения сжатого воздуха в газовую среду с абсолютным давлением р2. Процесс истечение воздуха как реального газа происходит с потерями энергии, обусловленными обменом количества движения между молекулами на уровне их взаимных соударений, которые учитываются коэффициентом скорости ф и коэффициентом сжатия струи в:

0,5

(3)

2

О

Р\

2

г = 0

1

Рис. 3. Расчетная схема процесса истечения газа через отверстие

Ф =

(1+й)0

<1; в=1 —

где й — коэффициент гидравлического сопротивления устройства, через которое происходит истечение; dc — диаметр струи. Эти коэффициенты совместно оцениваются коэффициентом расхода ц = фв < 1.

Введем массовый расход воздуха G через круглое отверстие с площадью проходного сечения ^пс = 0,785d2. После преобразования равенства (3) массовый расход будет определяться по выражению

О =ц4п.с pl

2k

ЯТ1 (к -1)

(1 - £2 РМ ) (|-^2/k ^(к+1)/k )

0,5

(4)

1

В случае теплообмена с окружающей средой процесс истечения воздуха будет отличаться от адиабатического, а показатель адиабаты к должен быть заменен показателем политропы п. Наибольший массовый расход будет при критическом значении показателя критичности

-|к/(к-1)

Ркр =

к +1

Для адиабатического процесса истечения газа к = 1,4 и ркр = 0,528; для процесса, близкого к изотермическому, п = 1,15 и ркр = 0,574. Для адиабатического процесса значения в < 0,528 определяют режим надкритического истечения газа, значения 0,528 < в < 0,83 — режим до-критического истечения газа. При в > 0,83 процесс истечения приближается к режиму истечения несжимаемой капельной жидкости: в этом случае плотность газа при его истечении в окружающую среду с давлением р2 не изменяется более чем на 20 % и справедливо уравнение массового расхода

О =цАп.с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Р - Р2

При этом плотность газа р определяется по среднему значению давления р = 0,5(р1 + р2), а процесс истечения газа приближается к изотермическому и р = 0,012р.

В целях упрощения выражений для скорости струи (3) и массового расхода (4) введем проводимость отверстия 2 и параметр истечения

2 М*4п.с;

0,5

к =

2n

RT1 (n -1)

(l - s2 p2/n )|p2/n -p'

(n+1)/n

При s ^ 0

кр = <

2n

RT (n -1)

[p2/n -р

(n+1)/n

0,5

Уравнение (4) принимает вид G = Zkp p1.

Рассмотрим возможность непрерывного управления возвратно-поступательным движением нагрузки на базе следящего пневмопривода с цифровым электромагнитным пропорциональным управлением. Силовая характеристика пневмопривода без учета сил трения в уплотнениях и направляющих имеет вид

/ \ d2 x dx

0,785((2 -d2)( -pb)= Ka — + Kv — + Kxx + Po,

et i ai

где Б и d — диаметры поршня и штока; ра, рь — давление в полостях высокого и низкого давления пневмоцилиндра.

Скорость движения поршня с проходным штоком связана с массовым расходом соотношением

dx _ О

dt ~ 0,785р(Б2 - d2)

С помощью математического моделирования работы следящего пневмопривода с учетом термодинамических процессов заполнения и опорожнения полостей пневмоцилиндра через дросселирующие окна пневматического распределителя без учета гидравлических потерь в коротких трубопроводах получена обобщенная модель следящего пневмопривода.

1. Заполнение пневматической емкости переменного объема (полость высокого давления пневмоцилиндра а):

x0

v RT0

d

d2x dx ^

Ka——T- + Kv — + Kx x + P0 + Spb + Spa 0 dx = Za kpa An.c p0dt, v dt dt )

где kpa =

2n

RT1 (n -1) ня, S = 0,785(D2 - d2).

0,5

|p2/n -p1

(n+1)/n

; S — рабочая площадь порш-

2. Опорожнение пневматической емкости переменного объема (полость низкого давления пневмоцилиндра Ь):

Х0 ЯТь

d

d 2 х

сСх

% - - - Кх х - Р

Ст2 Л

+Л рь 0Сх =

% -Ка (С2 х / а2) - К (сх / Ст) - Кх х -

= 2ь крь---М,

Л

где крь =

, 0,5

2п

[р2/п -р:

(п+1)/п Ь

ЯТ1 (п -1)

3. Источник питания постоянного давления ограниченной мощности с ресивером: р0 = ту;

4. Быстродействующий пневматический распределитель с электромагнитным пропорциональным управлением:

^п.с = КиАЦэм,

где ^пс — площадь проходного сечения окна пневматического распределителя, м2 ; КиА — коэффициент передачи по напряжению, м2/В; иэм — напряжение на электромагните.

5. Датчик управляющего сигнала:

Цупр = Кхих 0,

где х0 — смещение движка потенциометра, м; Кхи — коэффициент передачи по напряжению, В/м.

6. Датчик обратной связи по положению:

Цо.с Ко.сх ,

где х — перемещение поршня пневмоцилиндра, м; Ко.с — коэффициент обратной связи по положению, В/м (для единичной обратной связи по положению Кхи = К0.с).

7. Электронный усилитель мощности:

иэм=Кэ ДЦ

где Кэ — коэффициент передачи по напряжению электронного усилителя; Ди — электрический сигнал рассогласования (ошибки), В.

8. ПЛК с АЦП и ЦАП:

Кплк = 1.

Рис. 4. Физический макет следящего пневмопривода

Физический макет следящего пневмопривода приведен на рис. 4. Рабочая площадь поршня S = 2 10-4 м2. Платформа пневмоцилиндра была нагружена массой m = 2 кг и преодолевала позиционную составляющую нагрузки при Kx = 150 Нм1. Постоянная составляющая нагрузки отсутствовала. При полном ходе поршня пневмоцилиндра х0 = 200 мм воспроизводимость результата позиционирования была не ниже 0,7 мм. После снятия внешнего возмущающего воздействия, вызывающего смещение платформы, она возвращалась в исходную позицию с точностью 0,5...0,7 мм. Наличие в схеме пневмопривода с нелинейностями типа «сухое трение», «зона нечувствительности» и «упругое звено» приводило систему в режим автоколебаний в случае, когда коэффициент передачи прямой цепи превышал значения, определяемые условиями устойчивости. Адекватность математического моделирования следящего пневмопривода результатам анализа переходных процессов его физического макета составила в среднем 80 %.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Нагорный В.С., Денисов А.А. Устройства автоматики гидро- и пневмоси-стем. Москва, Высшая школа, 1991, 367 с.

[2] Башта Т.М. Гидропривод и гидропневмоавтоматика. Москва, Машиностроение, 1972, 320 с.

[3] Башта Т.М., Руднев С.С., Некрасов Б.Б. Гидравлика, гидромашины и гидроприводы. Москва, Машиностроение, 1982, 423 с.

Статья поступила в редакцию 08.06.2013

Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом:

Ефремова К. Д., Пильгунов В.Н. Следящий пневмопривод с цифровым управлением. Инженерный журнал: наука и инновации, 2013, вып. 4. URL: http://engjournal. ru/catalog/machin/hydro/687.html

Ефремова Клара Дмитриевна — канд. техн. наук, доцент кафедры «Гидромеханика, гидромашины и гидропневмоавтоматика» МГТУ им. Н.Э. Баумана. Автор более 70 научных и методических работ в области пневмоавтоматики и механики жидкости и газа. е-mail: kde@bmstu.ru

Пильгунов Владимир Николаевич родился в 1941 г., окончил МВТУ им. Н.Э. Баумана в 1964 г. Канд. техн. наук, доцент кафедры «Гидромеханика, гидравлические машины и гидропневмоавтоматика» МГТУ им. Н.Э. Баумана. Автор более 60 научных работ в области механики жидкости и гидропневмоавтоматики. e-mail: vnp4l@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.