Научная статья на тему 'СЛЕДСТВЕННЫЙ ОСМОТР КАК ИСТОЧНИК ПОЛУЧЕНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ДЕЛАМ О РЕЛИГИОЗНО МОТИВИРОВАННЫХ УБИЙСТВАХ'

СЛЕДСТВЕННЫЙ ОСМОТР КАК ИСТОЧНИК ПОЛУЧЕНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ДЕЛАМ О РЕЛИГИОЗНО МОТИВИРОВАННЫХ УБИЙСТВАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
252
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЛЕДСТВЕННЫЙ ОСМОТР / ОСМОТР МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ / СЛЕДОВАЯ КАРТИНА / ТАКТИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ / РЕЛИГИЯ / РЕЛИГИОЗНО МОТИВИРОВАННОЕ УБИЙСТВО / INVESTIGATIVE EXAMINATION / SCENE INSPECTION / TRACE PICTURE / TACTICAL AND FORENSIC RECOMMENDATIONS / RELIGION / RELIGIOUSLY MOTIVATED MURDER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рябинин Дмитрий Александрович

Следственный осмотр при расследовании большинства уголовно наказуемых деяний является важнейшим следственным действием, от результатов которого зачастую зависит успех раскрытия преступлений. Особую значимость данное следственное действие приобретает по делам об убийствах, обусловленных религиозной мотивацией, когда на месте происшествия, как правило, остаются специфические вещественные доказательства, характерные для отправления религиозного культа. Незнание следователем присущей таким преступлениям материальной обстановки на месте происшествия, подлежащих поиску объектов, неумелое их изучение и использование могут привести к пагубным последствиям, связанным с утратой важных вещественных доказательств, выдвижению заранее неперспективных версий, направлению следствия по ложному пути. В статье на основе обобщения имеющейся судебноследственной практики раскрываются особенности производства следственного осмотра по делам об убийствах, совершенных по религиозным мотивам. Автором обосновывается необходимость проведения соответствующих подготовительных мероприятий, детально освещаются этические моменты, связанные с каноническими запретами и ограничениями на территории культовых объектов, приводится круг привлекаемых к осмотру специалистов. Уделяется внимание детальному описанию характерной для преступлений указанной направленности следовой картины, приводятся тактикокриминалистические рекомендации по порядку проведения следственного осмотра, рассматриваются ошибки и недостатки, допускаемые при этом субъектами доказывания. По результатам исследования затронутой проблемы формулируется авторская дефиниция определения следственного осмотра, проводимого по делам названной категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATIVE EXAMINATION AS A SOURCE OF OBTAINING CRIMINALLY SIGNIFICANT INFORMATION IN CASES OF RELIGIOUSLY MOTIVATED MURDERS

Investigative inspection in the investigation of most criminal acts is the most important investigative action, the results of which often depend on the success of solving crimes. This investigative action is particularly important in cases of murders motivated by religious motivation, when, as a rule, specific physical evidence characteristic of religious worship remains at the scene of the incident. The investigator's ignorance of the material situation inherent in such crimes at the scene of the incident, the objects to be searched, their inept study and use can lead to harmful consequences associated with the loss of important material evidence, the promotion of unpromising versions in advance, and the direction of the investigation on the wrong path. Based on the generalization of the available judicial and investigative practice, the article reveals the specifics of conducting an investigative examination in cases of murders committed on religious grounds. The author substantiates the need for appropriate preparatory measures, highlights in detail the ethical issues related to canonical prohibitions and restrictions on the territory of religious sites, and provides a range of specialists involved in the examination. Attention is paid to the detailed description of the trace pattern characteristic of crimes of the specified orientation, tactical and forensic recommendations on the procedure for conducting an investigative examination are given, errors and shortcomings made by the subjects of evidence are considered. Based on the results of the study of the problem raised, the author's definition of the definition of an investigative inspection conducted in cases of this category is formulated.

Текст научной работы на тему «СЛЕДСТВЕННЫЙ ОСМОТР КАК ИСТОЧНИК ПОЛУЧЕНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ДЕЛАМ О РЕЛИГИОЗНО МОТИВИРОВАННЫХ УБИЙСТВАХ»

Следственный осмотр как источник получения криминалистически значимой информации по делам о религиозно мотивированных убийствах

Рябинин Дмитрий Александрович,

старший следователь по особо важным делам, Главное военное следственное управление, Следственный комитет Российской Федерации E-mail: rda_1978@mail.ru

Следственный осмотр при расследовании большинства уголовно наказуемых деяний является важнейшим следственным действием, от результатов которого зачастую зависит успех раскрытия преступлений.

Особую значимость данное следственное действие приобретает по делам об убийствах, обусловленных религиозной мотивацией, когда на месте происшествия, как правило, остаются специфические вещественные доказательства, характерные для отправления религиозного культа.

Незнание следователем присущей таким преступлениям материальной обстановки на месте происшествия, подлежащих поиску объектов, неумелое их изучение и использование могут привести к пагубным последствиям, связанным с утратой важных вещественных доказательств, выдвижению заранее неперспективных версий, направлению следствия по ложному пути.

В статье на основе обобщения имеющейся судебно-следственной практики раскрываются особенности производства следственного осмотра по делам об убийствах, совершенных по религиозным мотивам. Автором обосновывается необходимость проведения соответствующих подготовительных мероприятий, детально освещаются этические моменты, связанные с каноническими запретами и ограничениями на территории культовых объектов, приводится круг привлекаемых к осмотру специалистов. Уделяется внимание детальному описанию характерной для преступлений указанной направленности следовой картины, приводятся тактико-криминалистические рекомендации по порядку проведения следственного осмотра, рассматриваются ошибки и недостатки, допускаемые при этом субъектами доказывания. По результатам исследования затронутой проблемы формулируется авторская дефиниция определения следственного осмотра, проводимого по делам названной категории.

Ключевые слова: следственный осмотр, осмотр места происшествия, следовая картина, тактико-криминалистические рекомендации, религия, религиозно мотивированное убийство.

Введение

Одним из важнейших способов собирания и проверки доказательственной и ориентирующей информации по уголовному делу, источником получения ценнейших исходных данных, указывающих на совершение религиозно мотивированного убийства, является проводимый по такого рода делам следственный осмотр. Под убийством, совершенным по религиозному мотиву, нами понимается умышленное причинение смерти другому человеку (другим лицам), совершенное лицом в соответствии с имеющимися религиозными (культовыми) представлениями «высшего порядка», связанными с верой в существование обожествляемых сверхъестественных сил, в целях придания смысла своему существованию, удовлетворения внутренних духовных потребностей либо приобретения духовных ценностей для себя, иных лиц или представляемой религиозной организации.

В соответствии с положениями ст. 176 Уголовно-процессуального кодекса РФ осмотр места происшествия, местности, жилища, иного помещения, предметов и документов производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.

Основная часть

На современном этапе развития криминалистических знаний наиболее оптимальное, по нашему мнению, определение следственного осмотра предложил Л.В. Бертовский, понимая под ним процесс непосредственного восприятия визуальным и иными неречевыми способами, фиксации, анализа, оценки следователем или другим субъектом уголовного преследования признаков материального объекта (объектов), сопряженный в необходимых случаях с его обнаружением и изъятием, в целях получения и проверки фактических данных (знаний) о самом объекте осмотра, а также об участниках, о характере механизма реализации и отражения, других обстоятельствах связанных с ним событий, исследуемых в уголовном судопроизводстве [1, с. 150-151].

Общая тактика производства следственного осмотра достаточно широко освещена в имеющейся криминалистической литературе, однако по рассматриваемой категории преступлений ему присущ ряд тактических особенностей, которые следует учитывать субъектам поисково-познавательной деятельности при производстве предварительного следствия.

При подготовке к осмотру следователь должен четко определить круг его участников, выбор которых напрямую зависит от конкретных обстоятельств и вида совершенного убийства.

Так, например, в осмотре места происшествия по изучаемой категории преступлений могут и должны принимать участие: судебно-медицинский эксперт; эксперт-криминалист; по возможности лицо, обладающее специальными познаниями в области религиоведения и религиозных культов (оказывает помощь в определении разновидности деструктивного религиозного культа по оставшимся на месте происшествия ритуальным атрибутам и принадлежностям, символическим знакам кабалистического и оккультно-мистического характера, в том числе на теле жертвы, и т.п.); оперативный сотрудник уголовного розыска; специалист-фотограф; участковый уполномоченный и др.

Необходимым условием эффективности такого осмотра по делу об убийстве, совершенном, в частности, по мотиву религиозной ненависти или вражды либо в ходе ведения «священной войны» путем организации взрыва, будет являться привлечение к его производству лица, имеющего специальные знания в области взрывотехники.

При этом абсолютно нецелесообразным представляется участие в осмотре места происшествия подозреваемого (обвиняемого), поскольку в этом случае следователь автоматически лишается возможности проведения с ним впоследствии проверки показаний на месте.

Перед началом следственного осмотра субъект доказывания должен в обязательном порядке соблюсти необходимые этические моменты, предварительно выяснив, какие именно канонические запреты и ограничения установлены той или иной религиозной конфессией, на объектах которой совершено убийство, относительно:

- возможности участия в конкретных следственных действиях субъекта поисково-познавательной деятельности определенного пола (например, в случае, если объектом осмотра будет являться алтарь православного храма, то участие в нем женщин является недопустимым, даже если женщина - следователь);

- возможности применения на объекте служебно-розыскной собаки (в православном и мусульманском храмах - не допускается; в католическом христианском и иудаистском храмах - допустимо с разрешения настоятеля);

- правил ношения одежды (например, в православном храме женщины должны быть в головном уборе, а мужчины - без; в мусульманском храме запрещается находиться в обуви, женщинам и мужчинам быть с непокрытой головой и обнаженными частями тела; в буддийском храме следует находиться без головного убора);

- правил поведения (в храмах нельзя громко разговаривать, допускать оскорбляющие религиозные обычаи и устои реплики, первым здо-

роваться за руку со священником, женщинам -следователям или другим участникам уголовного судопроизводства здороваться за руку с мужчинами-мусульманами или прикасаться к их одежде, нельзя нарушать молитвенные церемонии);

- правил изъятия вещественных доказательств (берутся в руки и изымаются только с разрешения настоятеля без нарушения интерьера храма);

- правил обращения к церковно- и священнослужителям в соответствии с установленными иерархией, статусом и рангом;

- совершения иных действий, которые могут быть расценены верующими как святотатство, т.е. грубейшее нарушение церковных устоев (прикасание к Святым Сосудам, предметам, находящимся на Святом Престоле в алтаре православного храма, и др.). Неукоснительное соблюдение этих правил,

безусловно, будет способствовать не только качественному проведению следственного действия, но и поможет наладить должный деловой контакт следователя со священно- и церковнослужителями различных религиозных конфессий, избежать совершения действий, которые противоречат церковным устоям той или иной веры и могут оскорбить религиозные чувства верующих.

В том случае, если осмотру подлежит здание (сооружение) религиозного культа, следователь предварительно должен установить его вид и принадлежность определенной религиозной конфессии (православный храм, мечеть, кирха, костел, синагога и т.п.).

В качестве понятых для производства осмотра в здании религиозного культа рекомендуется приглашать лиц, знакомых с основами вероисповедания той религии, к которой относится сам объект. При этом в целях соблюдения объективности расследования преступления не рекомендуется приглашать для участия в следственном действии в таком качестве священнослужителей, которые могут быть прямо или косвенно заинтересованы в исходе дела.

Для участия в осмотре культового сооружения или его территории необходимо пригласить его настоятеля или другого священнослужителя в качестве представителя администрации (п. 6 ст. 177 УПК РФ), предупредив его о невозможности проводить богослужения в той части храма, где произошло убийство, в период всего осмотра.

Осмотром должны охватываться не только то место, где непосредственно было совершено преступление, но и близлежащие территория и местность в целях возможного обнаружения следов, имеющих значение для дела. При этом следу- р ет иметь в виду, что по делам о религиозно мотиви- Д рованных убийствах место происшествия не всег- Ч

т

да будет совпадать с местом непосредственного К совершения преступления. В качестве примера приведем уголовное дело об убийстве С., совер- у шенном членами религиозной группы на почве по- А

клонения Сатане, по которому было установлено, что «...после убийства С. на его труп надели одежду, после чего обвиняемые З. и К. вынесли труп на улицу, где, завершая обряд жертвоприношения, начертили на земле пентаграмму - сатанинский знак, вылив на нее собранную кровь потерпевшего. После этого Г., К., З. и Ч. отнесли труп С. за железнодорожную линию и разложили возле него осколки от бутылок, предварительно испачкав их кровью, имитируя самоубийство.» [8].

Примером должной организации обследования прилегающей к месту происшествия территории служат действия следователя по уголовному делу в отношении И., который, руководствуясь своими религиозными взглядами, «по велению всевышнего» совершил убийство малолетнего Ш., после чего спрятался на чердаке частного дома своего отца, где и был обнаружен работниками милиции [9].

Совершая мотивированные религиозными убеждениями убийства, преступники могут оставить на месте совершения преступления специфические следы религиозно-обрядового и иного характера. Поэтому во время производства осмотра по таким делам следует обращать внимание на следующие элементы обстановки:

1. Наличие на месте происшествия трупов или останков животных (черепа, кости), в том числе с удаленными кожей или определенными органами (гениталии, сердце, язык, уши).

2. Наличие ритуальных облачений (балахоны с капюшонами, костюмы, маски, одежда боевых искусств и т.п.).

3. Драпировку помещения, являющегося местом происшествия (например, на ее цвет).

4. Наличие религиозной символики (необычные предметы, например в виде оккультно-мистических знаков и символов, а также их изображений (перевернутый христианский крест, пентаграмма, надписи типа SATANA, NATAS, LUZIFER, «коловрат» (символ солнца), руны и т.п.), нарисованные в доме, на земле, стенах зданий, вырезанные на стволах деревьев и др.).

5. Наличие культово-обрядовых предметов (импровизированный алтарь, свечи, следы воска на трупе или вокруг него, ладан, ритуальные чаши, амулеты с символикой и т.п.).

6. Наличие ритуальных орудий (ритуальный (церемониальный) клинок, нож, спица, четырехгранный гвоздь, оружие боевых искусств и др.) нередко с нанесенными на них символами, знаками и надписями.

7. Наличие документов религиозного содержания (оккультно-мистическая литература, сборники ритуалов, календари со специфическими отмеченными датами и др.), в том числе написанных с использованием «тайных» языков.

8. Наличие следов различного рода надругательств над церковными святынями (например, православные иконы со следами жжения, разорванные Библии, сломанные христианские кресты и т.п.) и др.

При осмотре трупа на месте его обнаружения

следователь должен обращать внимание на:

- положение тела жертвы (необычное расположение тела жертвы на месте преступления -один из признаков религиозного убийства. Иногда поза трупа несет познавательное значение, говорит о передаче преступником через нее определенного сообщения, требующего распознавания. В то же время придание телу жертвы определенной позы может иметь сакральное значение для членов культа, являться необходимой составной частью совершенного ритуала. В качестве примера можно привести уголовное дело в отношении У., в рамках которого при осмотре места происшествия было выявлено, что «им является могила, на которой находится труп мужчины с ножевым проникающим ранением в шею, при этом нож по рукоятку находится в ране. Труп привязан веревками к могильной плите, при этом обе руки связаны за надгробной плитой, а правая нога связана с левой рукой» [11]. Придание характерных поз трупам убитых членов швейцарской сектантской организации «Храм солнца», исповедовавших культ перерождения для достижения блаженного существования в иных мирах, было зафиксировано в декабре 1995 г. в день зимнего солнцестояния на отдаленной лесной поляне во французских Альпах, где обгоревшие тела погибших были размещены в форме звезды, ногами к центру, в котором находились остатки погасшего костра [4, с. 180-182]);

- следы биологического происхождения (кровь, сперма, слюна и др.);

- следы связывания или сковывания рук и (или) ног (следы сильного связывания ног могут свидетельствовать о том, что при совершении убийства добивались приведения течения крови более к верхним частям тела);

- следы трения кожи жертвы сукном, щеткой либо иными материалами или предметами для приведения крови в сильную циркуляцию;

- следы омовения тела после убийства;

- наличие большого количества колото-резаных ран и иных ритуальных отметин (порезы, проколы и прочие улики), в том числе в области главных артерий и сосудов, указывающих как на проведение пыток, так и на цель выпустить из жертвы кровь;

- полное или значительное обескровливание тела;

- наличие на теле жертвы нехарактерных ран в виде религиозных символов и знаков (например, в виде перевернутого христианского креста, пентаграммы, в виде цифры 666, надписей «Сатана» и др.). Судебной практике известен случай, когда 66-летняя женщина, являясь поклонницей секты «Свидетели Иеговы», совершив ритуальное убийство своего внука в целях «расплаты за грехи семьи», в подражание Иисусу Христу сломала жертве пальцы рук и ног [14]. В другом случае девушке, пожелавшей

выйти из секты сатанистов, в качестве мести за отступничество от служения сатане двое ее бывших единоверцев нанесли двести семьдесят девять ножевых ранений в форме, напоминающей пентаграмму [5];

- отчленение головы трупа или его конечностей и (или) частей (в отдельных случаях их отчле-нению или захоронению придается сакральное значение, при этом такие действия никак не связаны с желанием виновных скрыть совершенное преступление, а вызваны необходимостью представить руководству религиозной организации доказательства совершенного преступления или иной необходимостью). Так, например, при расследовании уголовного дела в отношении членов сатанистской секты «Несущие слово» было выявлено, что один из ее адептов М. после совершения убийства отрезал ножом фрагмент кожи с правого бедра трупа П. с целью последующего изготовления из него обложки для книги [7]. Выявлен случай, когда члены сатанистского культа К. и З. при выполнении обряда, связанного с культом Смерти, с целью «завладения душой своей жертвы», при помощи специально приготовленного ножа произвели вырез участка кожи с шеи потерпевшего, который впоследствии был помещен в баночку с духами и спрятан в качестве фетиша по месту жительства З. [12];

- различного рода надругательства над телами жертв (например, извлечение из трупа отдельных внутренних органов или отчленение органов). При осмотре трупа следует обращать внимание и на наличие других труднообъяснимых надругательств над телом жертвы. Так, М., являясь адептом религиозной секты «Сахаджа-Йога», действуя в силу религиозных убеждений, после убийства своей дочери ввела ей в половые органы часть черенка живого цветка розы [13].

При расследовании убийств, имеющих под собой религиозную мотивировку, помимо осмотра участка местности и обнаруженного на нем трупа, возникает, как правило, необходимость в производстве и других видов осмотра.

В целях получения более полной информации о личности потерпевшего (жертвы), его интересах и склонностях, исследования общей обстановки преступления и т.п. должен проводиться осмотр его жилища или рабочего места. При этом следует избегать повального изъятия информации, содержащейся в компьютере убитого, всех обнаруженных предметов культовой принадлежности, религиозных книг, журналов и записей, которые не имеют каких-либо особенностей. Необходимо помнить, что изъятие без необходимости таких предметов и вещей может оскорбить религиозные чувства верующих.

При осмотре жилого помещения (квартиры, частного дома) следует обращать внимание, как уже было сказано выше, на следы надругательства над христианскими святынями или их

осквернения. Например, по делу в отношении А., совершившего убийство православных монахов на религиозной почве, у него дома была обнаружена изрубленная топором Библия [6, с. 110; 10]. По другому уголовному делу в частном доме у К-ной, руководившей сатанинской сектой, члены которой совершили несколько убийств по мотиву религиозной ненависти на почве служения Сатане, были обнаружены православная икона с находящимися в ней похоронными черными крестами, иконы с ритуальными проколами на зрачках глаз ликов; у свидетеля по этому делу дома находились две православные иконы: одна - обгорелая с краев, другая - с разбитым стеклом [2, с. 283, 291] (по информации специалистов в области религиозных культов, такие манипуляции с православными иконами производятся членами сатанистских культов для скрытого их осквернения).

На заключительной стадии осмотра следователем осмысливаются результаты его проведения, составляются протокол осмотра и необходимые приложения к нему (схемы, планы и т.д.). При этом субъект доказывания, не обладая знаниями в области религиозных культов и не разбираясь в религиозной (сектантской) терминологии, вынужден использовать для правильного описания в протоколе изъятых предметов и вещей соответствующую литературу или получать консультации у привлеченных специалистов. При отсутствии под рукой такой литературы или при невозможности привлечения соответствующего специалиста правильным, на наш взгляд, представляется решение, предложенное В.А. Зайнагобдиновой, связанное с необходимостью отказа следователя от использования терминов, обозначающих незнакомые объекты, при их описании. Вместо этого предлагается использовать более широкие понятия обнаруженных объектов или их указание в протоколе в качестве «объекта» с обязательным отражением их индивидуальных признаков (например, «... обнаружен объект в форме параллелепипеда размером 76х52х12 мм, из полимерного материала, черного цвета.») [3, с. 247].

Учет в ходе производства данного следственного действия вышеуказанных факторов и рекомендаций обеспечит его рациональность и результативность.

Изложенные положения дают основания для формулирования собственной дефиниции термина «следственный осмотр по делам об убийствах, совершенных по религиозным мотивам», под которым предлагается понимать поисковое следственное действие, состоящее в непосредственном восприятии путем визуального наблюдения, обследовании, анализе и изучении следователем или иным полномочным субъектом поисково- р познавательной деятельности обстановки на ме- Д стах вероятного совершения религиозно моти- Ч

т

вированного убийства и обнаружения трупа, те- К ла жертвы (отдельных его частей или останков), ё культовых и иных материальных объектов, имею- у щих значение для дела и связанных с выполнени- А

ем ритуально-магических и иных действий религиозного характера по причинению человеку смерти, в целях обнаружения следов преступления, их фиксации и изъятия, идентификации религиозного культа, установления возможной религиозной принадлежности преступника и его жертвы, мотивации преступного поведения, моделирования механизма и обстоятельств совершенного преступления, а также получения иной доказательственной информации, имеющей значение для уголовного дела.

Вопросы изучения качества проводимого предварительного следствия по уголовному делу тесно связаны с рассмотрением допускаемых в процессе его производства характерных упущений.

К типичным недостаткам и ошибкам, допускаемым при проведении следственного осмотра по рассматриваемой категории дел, влекущим, как правило, необходимость повторного проведения этого следственного действия, можно отнести:

- необоснованное сужение границ места происшествия, подлежащего осмотру, из-за отсутствия моделирования произошедшего события;

- неприменение при осмотре научно-технических средств, в частности его видеозаписи;

- отказ следователя от привлечения к осмотру компетентного специалиста в области религиоведения и религиозных культов, что влечет его поверхностное проведение (проиллюстрировать указанное положение могут, в частности, материалы уголовного дела в отношении членов сатанинской секты «Несущие слово» О., Б., Ч., В., С., К. и К-вой, свидетельствующие о том, что участок местности, на котором происходило событие преступления, связанное с ритуальным убийством четырех подростков, подвергался следственному осмотру пять раз ввиду неполноты проведения предыдущих осмотров [7]);

- нарушение системности при проведении следственного осмотра, выборочность действий следователя, связанная с выдвижением наиболее правильной, по его мнению, единственной версии совершения убийства;

- отказ от повторного проведения в дневное время осмотра места происшествия, который ранее был проведен в темное время суток при недостаточном освещении;

- неполное отражение в протоколе осмотра особенностей обстановки на месте происшествия, обнаруженных следов, характерных признаков объекта, отсутствие подробного описания трупа, его позы и его ложа;

- игнорирование методических рекомендаций об использовании при проведении осмотра места происшествия помощи экспертов в области судебной медицины и криминалистики (эксперта-криминалиста);

- заранее сложившееся у следователя мнение о ненужности и неотносимости к делу ряда об-

наруженных культовых предметов и отдельных следов, включение в протокол осмотра не всех обнаруженных и изъятых с места происшествия объектов;

- неполное описание найденных предметов в протоколе осмотра места происшествия, а также отсутствие четкой констатации, где, у кого именно и какие конкретно предметы и документы были изъяты;

- наличие в протоколе осмотра собственных суждений и предположений, необоснованных выводов, требующих специальных познаний (например, указание в протоколе на то, что конкретные рукописи свидетельствуют о принадлежности группы к определенному религиозному культу);

- отказ от составления необходимых схем и рисунков (например, конкретное месторасположение предметов культа на месте происшествия или по отношению к трупу и т.п.), прилагающихся к протоколу осмотра места происшествия.

При производстве осмотра по делам об убийствах, совершенных по религиозным мотивам, допускаются и иные просчеты, и следственные ошибки, зачастую имеющие системный характер, требующие обобщения и подробного изучения на занятиях, проводимых в правоохранительных органах в рамках специальной подготовки.

Заключение

Таким образом, знание тактики и особенностей проведения следственного осмотра по уголовным делам об убийствах, совершенных по религиозным мотивам, позволит следователю на начальном этапе расследования преступления не только правильно и эффективно организовать свою деятельность по процессуальному доказыванию, но и получить информацию, имеющую важное доказательственное значение, позволяющую выдвинуть обоснованные версии относительно произошедшего события и определить круг его участников, их мотивацию, установить действительные обстоятельства расследуемого преступного деяния и в конечном итоге раскрыть преступление, доказать вину изобличенного преступника.

Литература

1. Бертовский Л.В. Расследование преступлений экономической направленности: научно-практическое пособие. - М.: Проспект, 2017. -304 с.

2. Воробьевский Ю.Ю. Путь в Апокалипсис: Шаг змеи. - М., 1999. - 524 с.

3. Зайнагобдинова В.А. Осмотр места происшествия при расследовании убийства // Проблемы современного российского права. Международная научно-практическая конференция (24-25 мая 2013 г.): сборник статей. - Челябинск: Полиграф-мастер, 2014. - 312 с.

4. Как защитить себя и своих близких от тоталитарных сект: Сборник. Сост. А.Л. Дворкин. -М., 2012. - 256 с.

5. Николайчук Н. Жертвоприношения // Новое Омское Слово от 26.04.2000.

6. Павлова Н.А. Пасха Красная. - М.: Альта-Принт, 2010. - 415 с.

7. Уголовное дело № 2-7/10 (архив Ярославского областного суда).

8. Уголовное дело № 14/99 (архив Тульского областного суда).

9. Уголовное дело № 1-635/10 (архив Джанкой-ского городского суда Автономной Республики Крым).

10. Уголовное дело № 2-68/93 (архив Калужского областного суда).

11. Уголовное дело № 04-25/98 (архив Новгородского областного суда).

12. Уголовное дело № 2-309/00 (архив Санкт-Петербургского городского суда).

13. Уголовное дело № 2-130/95 (архив Новосибирского областного суда).

14. KP.UA. КП в Украине: [сайт]. URL: http://kp.ua/ incidents/50644-babushka-ubyla-9-letneho-vnuka-chtoby-otpravyt-eho-v-rai (дата обращения: 22.09.2019).

INVESTIGATIVE EXAMINATION AS A SOURCE OF OBTAINING CRIMINALLY SIGNIFICANT INFORMATION IN CASES OF RELIGIOUSLY MOTIVATED MURDERS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ryabinin DA

Military Investigations Directorate of Investigative Committee of the Russian Federation

Investigative inspection in the investigation of most criminal acts is the most important investigative action, the results of which often depend on the success of solving crimes.

This investigative action is particularly important in cases of murders motivated by religious motivation, when, as a rule, specific physical evidence characteristic of religious worship remains at the scene of the incident.

The investigator's ignorance of the material situation inherent in such crimes at the scene of the incident, the objects to be searched, their inept study and use can lead to harmful consequences associated with the loss of important material evidence, the promotion of

unpromising versions in advance, and the direction of the investigation on the wrong path.

Based on the generalization of the available judicial and investigative practice, the article reveals the specifics of conducting an investigative examination in cases of murders committed on religious grounds. The author substantiates the need for appropriate preparatory measures, highlights in detail the ethical issues related to canonical prohibitions and restrictions on the territory of religious sites, and provides a range of specialists involved in the examination. Attention is paid to the detailed description of the trace pattern characteristic of crimes of the specified orientation, tactical and forensic recommendations on the procedure for conducting an investigative examination are given, errors and shortcomings made by the subjects of evidence are considered. Based on the results of the study of the problem raised, the author's definition of the definition of an investigative inspection conducted in cases of this category is formulated.

Keywords: investigative examination, scene inspection, trace picture, tactical and forensic recommendations, religion, religiously motivated murder.

References

1. Bertovsky L.V. Investigation of crimes of economic orientation: scientific and practical guide. - M.: Prospect, 2017. - 304 p.

2. Vorobyevsky Yu. Yu. Path to the Apocalypse: Step of the Serpent. - M., 1999. - 524 p.

3. Zaynagobdinova V.A. Inspection of the scene during the investigation of the murder // Problems of modern Russian law. International scientific and practical conference (May 24-25, 2013): collection of articles. - Chelyabinsk: Polygraph-master, 2014. -312 p.

4. How to protect yourself and your loved ones from totalitarian sects: Collection. Comp. A.L. Dvorkin. - M., 2012. - 256 p.

5. Nikolaychuk N. Sacrifices // New Omsk Word from 26.04.2000.

6. Pavlova N.A. Easter Red. - M.: Alta-Print, 2010. - 415 p.

7. Criminal case No. 2-7 / 10 (archive of the Yaroslavl Regional Court).

8. Criminal case No. 14/99 (archive of the Tula Regional Court).

9. Criminal case No. 1-635 / 10 (archive of the Dzhankoy city court of the Autonomous Republic of Crimea).

10. Criminal case No. 2-68 / 93 (archive of the Kaluga Regional Court).

11. Criminal case No. 04-25 / 98 (archive of the Novgorod regional court).

12. Criminal case No. 2-309 / 00 (archive of the St. Petersburg City Court).

13. Criminal case No. 2-130 / 95 (archive of the Novosibirsk Regional Court).

14. KP.UA. KP in Ukraine: [website]. URL: http://kp.ua/ incidents/50644-babushka-ubyla-9-letneho-vnuka-chtoby-otpravyt-eho-v-rai (date accessed: 22.09.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.