Научная статья на тему 'Следственный комитет Российской Федерации - важнейший элемент конституционного строя'

Следственный комитет Российской Федерации - важнейший элемент конституционного строя Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3115
372
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПОЛНОМОЧИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ / СТАТУС / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шалитаев Владимир Юрьевич

В статье рассматриваются особенности правового регулирования деятельности такого федерального органа как Следственный комитет Российской Федерации, связанные с принятием Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Особое внимание уделяется анализу задач, полномочий, обязанностей, а также структуры Следственного комитета Российской Федерации, который получил существенную организационную независимость

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATIVE COMMITTEE OF THE RUSSIAN FEDERATION - A KEY ELEMENT OF THE CONSTITUTIONAL SYSTEM

This article discusses the features of the legal regulation of this federal authority as the Investigative Committee of the Russian Federation related to the adoption of the Federal Law of 28 December 2010 № 403-FZ "On the Investigative Committee of the Russian Federation". Particular attention is paid to the analysis of tasks, powers, duties, and the structure of the Investigative Committee of the Russian Federation, which received substantial organizational independence

Текст научной работы на тему «Следственный комитет Российской Федерации - важнейший элемент конституционного строя»

Бизнес в законе

22015

5.2. СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ -

ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

Шалитаев Владимир Юрьевич, аспирант

Место учебы: Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

[email protected]

Аннотация: в статье рассматриваются особенности правового регулирования деятельности такого федерального органа как Следственный комитет Российской Федерации, связанные с принятием Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Особое внимание уделяется анализу задач, полномочий, обязанностей, а также структуры Следственного комитета Российской Федерации, который получил существенную организационную независимость

Ключевые слова: законодательство, полномочия, правовое регулирование, Следственный комитет, статус, эффективность

INVESTIGATIVE COMMITTEE OF THE RUSSIAN FEDERATION - A KEY ELEMENT OF THE CONSTITUTIONAL SYSTEM

Shalitaev Vladimir Y., postgraduate student

Study place: The Russian President Academy of National

Economy and Public Administration

[email protected]

Annotation: This article discusses the features of the legal regulation of this federal authority as the Investigative Committee of the Russian Federation related to the adoption of the Federal Law of 28 December 2010 № 403-FZ "On the Investigative Committee of the Russian Federation". Particular attention is paid to the analysis of tasks, powers, duties, and the structure of the Investigative Committee of the Russian Federation, which received substantial organizational independence

Keywords: law, authority, legal regulation, the Investigative Committee, status, effectiveness

Следственный комитет Российской Федерации -важнейший элемент конституционного строя. Его развитие, повышение эффективности функционирования, совершенствование форм и методов реализации полномочий представляет собой процесс, требующий постоянного научного анализа и обобщения, уточнения конституционно-правового статуса и принципов деятельности.

На протяжении последних лет существенно изменился статус Следственного комитета. Международные стандарты и принципы следственной деятельности, в ходе своего становления и признания в российской правовой системе, прошли значительный путь. Существенно изменилось и отношение в общественном сознании к следственной деятельности, как к одной из важнейших функций государства по защите прав и свобод человека и гражданина.

Для современного этапа развития Следственного комитета Российской Федерации как особого института характерна не только динамичность развития, совершенствования деятельности, применения международных стандартов правозащитного законодатель-

ства, но и перманентное обновление, характеризующееся противоречивым характером преобразований. Соответственно, отношение к Следственному комитету как особому институту государства в Российской Федерации со стороны отечественной и зарубежной науки, юристов, политиков, общественности характеризуется наличием диаметрально противоположных точек зрения, оценок, суждений.

Исследователями, занимающимися проблемами правового статуса прокуратуры Российской Федерации, не раз поднимался вопрос о том, что «совмещение в органах прокуратуры прокурорского надзора и следствия противоречит независимости прокурорского надзора за следствием, поскольку прокуратура может его осуществлять лишь при условии, если следственный аппарат не будет являться частью аппарата самой прокуратуры и прокурор не будет себя чувствовать ответственным за каждый шаг следователя, работой, которого он руководит» [1].

15 января 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Еще в пояснительной записке к проекту данного закона отмечалось, что функционирование Следственного комитета вне системы прокуратуры Российской Федерации создаст необходимые условия для эффективной реализации полномочий прокуроров по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, усиления взаимодействия следственных органов с органами прокуратуры, позволит повысить объективность следствия, тем самым обеспечивая законность в сфере уголовного судопроизводства и неукоснительное соблюдение конституционных прав граждан.

Теперь Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства, а также иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Основными задачами Следственного комитета являются:

- оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

- обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;

- осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;

- организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;

- осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;

- разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;

совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

- определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле [6].

Шалитаев В. Ю.

СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ -ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» установил, что руководство деятельностью вновь созданного следственного органа осуществляет Президент Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» Председатель Следственного комитета Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации без одобрения органа законодательной власти.

Председатель Следственного комитета Российской Федерации ежегодно представляет Президенту Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, состоянии следственной деятельности и проделанной работе по повышению ее эффективности.

В систему Следственного комитета входят:

- центральный аппарат Следственного комитета;

- главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделения по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета;

- следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные) следственные подразделения Следственного комитета [6].

Рассмотренные нововведения создают благоприятные условия для эффективной борьбы с коррупцией, в том числе в высших органах представительной и исполнительной власти, что ранее представлялось затруднительным в связи с обусловленностью назначения руководителя следственного ведомства по согласованию с названными государственными органами и подотчетностью им.

Споры вокруг правового статуса Следственного комитета Российской Федерации приводят к различным дискуссиям. Одна из них - отнесение Следственного комитета к той или иной ветви власти. Основная точка зрения базируется на том, что он, как и любой другой следственный орган, может быть только органом исполнительной власти, хотя бы по принципу исключения из законодательной и судебной ветвей власти [2]. Б.В. Доржиев, В.В. Горюнов считают, что в законе должен быть прямо прописан статус - «федеральный орган исполнительной власти» [1].

В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти. По сути, реализуемая им следственная власть является продолжением президентской власти и может рассматриваться как элемент сдержек и противовесов в системе разделения властей.

Таким образом, Указ Президента РФ от 27 сентября 2010 г. № 1182 «Вопросы Следственного комитета Российской Федерации», а затем и принятие Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» явились началом реформирования правового статуса Следственного комитета Российской Федерации.

Однако, одного федерального закона явно недостаточно, продолжению реформирования должно сопутствовать принятие соответствующих нормативных правовых актов, внесение изменений и дополнений в действующее российское законодательство.

Список литературы:

1. Доржиев Б.В., Горюнов В.В. Статус Следственного комитета и новые полномочия прокурора // Законность. 2011. № 11.

2. Макарова З.В. Конституция - основной и главный закон для всех // Законность. 2012. № 6.

3. Маслов И. В. От Следственного комитета к единому органу расследования // Законность. 2012. № 3.

4. Мехтиханова Л.В., Романенко А.В. Генезис развития органов прокуратуры и следствия в Российской Федерации // Мировой судья. 2012. № 5.

5. Романовский Г.Б. Правовой статус Следственного комитета Российской Федерации // Наука. Общество. Государство. 2013. № 1.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» // Российская газета. 2010. Федеральный выпуск № 5375.

7. http://sledcom.ru/sk_russia

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Шалитаева В.Ю. на тему: «Следственный комитет Российской Федерации - важнейший элемент конституционного строя» С целью совершенствования деятельности органов предварительного следствия и усиления прокурорского надзора за исполнением законов указанными органами на базе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации был создан единый федеральный орган - Следственный комитет Российской Федерации. Однако до сих пор не определен правовой статус Следственного комитета, отсутствует четкая нормативная правовая база. Это является следствием того, что на конституционном уровне не определен правовой статус всей прокуратуры Российской Федерации в целом.

Статья Шалитаева В.Ю., в которой рассматриваются особенности правового регулирования деятельности Следственного комитета РФ, является актуальной на современном этапе.

Заслуживает положительной оценки вывод автора о том, что «продолжению реформирования должно сопутствовать принятие соответствующих нормативных правовых актов, внесение изменений и дополнений в действующее российское законодательство».

Статья выполнена на научном уровне, содержит выводы, представляющие практический интерес. Все вышеперечисленное позволяет рекомендовать ее к публикации в научном издании.

Кандидат юридических наук, консультант Фонда развития науки и поддержки молодых ученых

Г.Н. Щедролюбова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.