Научная статья на тему 'Следственный эксперимент при наезде транспортного средства на пешехода'

Следственный эксперимент при наезде транспортного средства на пешехода Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1410
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЕЗД НА ПЕШЕХОДА / СЛЕДСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корелин Дмитрий Олегович

В данной статье рассматривается одно из основных следственных действий, производимых при совершении наезда транспортного средства на пешехода. Выделяется проблема невозможности проведения следственного эксперимента до возбуждения уголовного дела. Предлагается решение данной проблемы в соответствии с УПК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Корелин Дмитрий Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Следственный эксперимент при наезде транспортного средства на пешехода»

6. Рохлин В.И., Сидоренко Е.В., Стуканов А.П., Шадрин В.С. Уголовный процесс: Курс лекций. М.: Академия, 2014. 231 с.

СЛЕДСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПРИ НАЕЗДЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА НА ПЕШЕХОДА Корелин Д.О.

Корелин Дмитрий Олегович - студент, группа БЮП-14-03м, Институт права

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, г. Владивосток

Аннотация: в данной статье рассматривается одно из основных следственных действий, производимых при совершении наезда транспортного средства на пешехода. Выделяется проблема невозможности проведения следственного эксперимента до возбуждения уголовного дела. Предлагается решение данной проблемы в соответствии с УПК РФ.

Ключевые слова: наезд на пешехода, следственный эксперимент.

УДК 343.98

По данным статистики, в январе 2017 года на территории Приморского края зарегистрировано 159 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых пострадали люди. 43% случаев - это автомобильные аварии с участием пешеходов [1].

За наезд на пешехода с причинением тяжкого вреда здоровью или со смертельным исходом существует статья 264 УК РФ. Объективная сторона исследуемого нами преступления, заключающегося в нарушении специальных правил, обеспечивающих безопасное дорожное движение и эксплуатацию транспортных средств, представляет собой, помимо самого деяния так же такие обязательные признаки, как причинно-следственная связь и последствия, наступающие в результате совершения преступного деяния. Если наступили вышеупомянутые последствия, то на месте происшествия совместно с органами ДПС работает следственно-оперативная группа. Следователь первым делом производит осмотр места происшествия, который в соответствии с ч. 1 ст. 144 и ч. 2 ст. 176 УПК РФ является следственным действием, которое можно проводить на стадии доследственной проверки - до возбуждения уголовного дела [2, с. 111-113].

Сложный элементный состав и динамический характер механизма ДТП, связанного с причинением физического вреда либо смерти пешеходу, предопределяют тот факт, что многие его обстоятельства, влияющие на оценку действий водителя-участника происшествия, могут быть проверены либо уточнены лишь при помощи опытов в рамках следственного эксперимента. Данное следственное действие проводится, чтобы проверить и уточнить данные, которые имеют определенное значение для дела; проверить имеющиеся версии по делу; получить доказательства посредством проведения опытных действий (воспроизводится, реконструируется, моделируется ситуация ДТП в месте его совершения).

Исследование уголовных дел о нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекших тяжкие телесные повреждения либо смерть пешеходов, показало большую необходимость проведения следственного эксперимента для достижения целей доказывания при расследовании указанной категории преступлений [3].

Гарантией достоверности результатов проведенного следственного эксперимента является то, что он проведен в условиях, которые наиболее приближены к тем, в которых произошло ДТП. Такого эффекта можно достичь лишь непосредственно на месте происшествия сразу после его совершения или спустя короткий промежуток времени. Однако проводить следственный эксперимент, согласно УПК РФ, на стадии доследственной проверки не допускается.

Проблема необходимости производства следственного эксперимента до возбуждения уголовного дела о ДТП ранее затрагивалась на страницах диссертационных исследований С.В. Владимирова, А.И. Шведа [4, с. 83-84; 5, с. 65-66] и является актуальной в правоприменительной практике, так как спустя некоторый период времени воспроизвести условия произошедшего ДТП весьма проблематично [6, с. 286-287]. Это касается в первую очередь погодных условий, условий освещенности, состояния дорожного покрытия, использования при проведении эксперимента аналогичных транспортных средств и пр. Если следственный эксперимент будет проведен в условиях, которые отличны от условий, в которых произошло ДТП, то это повлечет признание судом в соответствии со ст. 75 УПК доказательства недопустимым, что подтверждается результатами судебной практики.

Примером тому могут служить материалы уголовного дела № 1 -986/2014, в рамках которого был проведен следственный эксперимента от 15 февраля 2014 года, согласно которому водитель имел возможность обнаружить пешехода с определенного расстояния. Судом было установлено, что данный эксперимент проводился без учета дополнительной освещенности дороги встречным автомобилем. Следовательно, данные, полученные в ходе эксперимента, не соответствуют реальной картине происшествия и не могут быть приняты в качестве доказательства, а кроме того, эксперимент проведен во время, не соответствующее времени совершения ДТП [7].

По материалам уголовного дела № 1 -926/2010 обвиняемый водитель заявил ходатайство о проведении следственного эксперимента на установлении возможности водителя видеть дорогу из салона автомобиля. Провести данный эксперимент не представилось возможным ввиду несоответствия погодных условий. Если бы данный эксперимент был проведен непосредственно после происшествия, это бы исключило затягивание сроков расследования по делу [8].

В связи с вышеизложенным можно придти к выводу о необходимости внесения изменений и дополнений в часть 1 статьи 144 УПК РФ в части отнесения следственного эксперимента к числу следственных действий, проведение которых разрешено до возбуждения уголовного дела.

Список литературы

1. Наезд на пешехода - самое распространенное ДТП в Приморском крае. [Электронный ресурс] // Официальный сайт ГИБДД МВД России. Режим доступа: http://www.gibdd.ru/news/25/2988165/ (дата обращения: 19.12.2017).

2. Татаров Л.А. Осмотр места ДТП: типичные ошибки // Теория и практика общественного развития, 2015. № 16.

3. Архив Уссурийского районного суда Приморского края за 2011 -2014 г.

4. Владимиров С.В. Расследование наезда транспортного средства на пешехода: дис... канд. юрид. наук: 12.00.09 / С.В. Владимиров. Владимир, 2011.

5. Швед А.И. Актуальные теоретические и практические аспекты стадии возбуждения уголовного дела: Дис... канд. юрид. наук: 12.00.09 / А.И. Швед. Минск, 2005.

6. Власова С.В. Способы собирания доказательств по уголовным делам о преступлениях, связанных с нарушением Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2009.

7. Материалы уголовного дела № 1-986/2014 // Архив Уссурийского районного суда Приморского края за 2014 г.

8. Материалы уголовного дела № 1-926/2010 // Архив Уссурийского районного суда Приморского края за 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.