Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского Юридические науки. - 2015. - Т. 1 (67). № 2. - С. 118-122.
УДК 343.983
СЛЕДСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК ФОРМА ПРИМЕНЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО МЕТОДА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
Чернецкий О. К.
Крымский Федеральный Университет им. В. И. Вернадского
Эксперимент, как в следственной практике, так и в других областях уголовного судопроизводства, является исследовательской ситуацией изучения явления в специально создаваемых, контролируемых условиях, которые позволяют активно управлять ходом данного процесса, то есть вмешиваться в него и видоизменять его согласно исследовательским задачам, а также воссоздавать явление, которое изучается, при воспроизведении данных условий. Задача исследователя-экспериментатора - изолировать явление, которое изучается, от несущественных влияний, выделить феномен, который интересует его, в естественном виде. Это касается и следственного эксперимента, потому что путем проведения этого действия устанавливается, могло или не могло состояться какое-либо событие или действие в определенных условиях. Ведь в уголовном судопроизводстве конкретной формой употребления экспериментального метода есть следственный эксперимент. Следственный эксперимент, как метод познания является процессом исследования наблюдаемого явления (события преступления), его связей с другими явлениями и событиями в условиях искусственного изменения окружающей его среды. Поскольку следственный эксперимент - это прежде всего научный эксперимент, то согласно нему, должны применяться общие научные категории, поэтому при его проведении нужно использовать такие научные методы, как анализ и синтез, он должен нести познавательный характер, ему должны быть присущи принципы исследовательской работы, а именно последовательности, всесторонности, достоверности и объективности.
Ключевые слова: следственный эксперимент, экспериментальный метод, исторический метод, опытные действия.
Процесс расследования преступления принято интерпретировать как специфическую познавательную деятельность - процесс познания в целом, направленный на установление истинности существования фактов и обстоятельств событий, которые имели место. Процесс установления истины в уголовном судопроизводстве протекает в форме процессуального доказывания, основу которого составляют материалистическая диалектика, принципы уголовного процесса, логика познания и методы и приемы криминалистики.
Раскрытие преступлений как установление истинности происшедшего события осуществляется путем проведения в установленном законом порядке и целесообразной последовательности следственных и оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых с применением научно-технических и тактических приемов, методов криминалистики. К эффективным средствам получения новых, а также проверки и уточнения уже полученных доказательств путем проведения опытов в искусственно созданной обстановке и относится такое процессуальное действие, как следственный эксперимент.
Теоретической основой следственного эксперимента является применение двух общенаучных методов познания - экспериментального и метода моделирования, а
118
логической основой - аналогия [1, с. 184-185]. Экспериментальный метод познания широко применяется в судебно-следственной и экспертной практике, поскольку проведение опытных действий позволяет убедиться в объективной возможности совершения определенных действий, восприятие определенных явлений, фактов.
В наиболее общем виде эксперимент понимается как один из основных методов научного исследования, в котором изучение явлений происходит при помощи целесообразно выбранных или искусственно созданных условий.
В философии под «экспериментом» (от лат. ехрепшепШш - проба, исследование) понимают эмпирический метод познания явлений действительности в условиях специального воспроизведения естественных закономерностей на основе определенной научной теории, которая определяет цель, способ проведения и интерпретацию результатов эксперимента. Как средство сопоставления теоретических моделей с реальными физическими процессами эксперимент обеспечивает эмпирическую осмысленность величин, которые задают абстрактный объект теорий, а тем самым их познавательную ценность [2, 191-192]. Сущность экспериментального метода состоит в таком исследовании объекта, когда исследователь активно влияет на него путем создания искусственных условий, необходимых для выявления соответствующих свойств или же путем изменения процесса в заданном направлении. Содержание данного метода составляют любые опытные действия с помощью которых проверяются положения науки или практики [3, 159]. Эффективное применение экспериментального метода обусловлено соблюдениемм общих положений, а именно: а) в опытах (эксперименте) необходимо использовать реальный объект или его модель (материальную, воображаемую); б) объекту исследования необходимо воспроизвести такие внешние условия, которые существовали на момент факта или события, которые проверяются; в) менять внешние условия разрешается в зависимости от цели исследования; г) исследовательские действия необходимо повторять несколько раз [4, с. 305].
В энциклопедическом словаре под «экспериментом» (от лат. ехрептепШт -проба, исследование) понимают планомерно проведенное наблюдение; планомерную изоляцию, комбинацию условий с целью изучения явлений, которые зависят от них [2, с. 191-192]. Будучи важным методом в системе методов познания, эксперимент активно применяется почти во всех областях науки и практической деятельности человека [2, с. 576]. Эксперимент может существовать как общенаучный метод (который является познавательным элементом других следственных действий -экспертиза, обзор места события), и как следственный эксперимент, познавательные возможности которого ограничены прежде всего процессуальной формой. Необходимо также учитывать, что следственный эксперимент является специфическим методом познания, в процессе которого могут использоваться накопленные в прошлом знания, которые являются критерием истины. На сегодняшний день эксперимент должен основываться на знаниях из психологии, визуальной психодиагностики, физике, математике и т. п.
Рассматривая эксперимент как метод познания с диалектико-материалистической точки зрения, верным является утверждение: «...наблюдение и эксперимент являются существенными элементами опыта, который понимается в диалектико-материалистичном смысле, то есть как процесс взаимодействия, в котором объект не только существует независимо от сознания субъекта, но и
119
подвергается активному влиянию» [5, с. 54].
Основываясь на системно-деятельном подходе к определению сущности следственного эксперимента, мы исходим из того, что в нем присутствует как эмпирическое, так и теоретическое (рациональное) познание.
Следственный эксперимент является проверкой и уточнением выдвинутой следственной версии или предположений подозреваемого о механизме совершения им преступления. Но, как свидетельствует следственная практика, следственный эксперимент имеет двусторонний характер. С одной стороны, он способен подтвердить или опровергнуть гипотезу (например, следственную версию или показания подозреваемого), а с другой - содержит возможность выявления неожиданных новых данных. То есть следственный эксперимент имеет целью не только проверку или уточнение определенных фактов, но и получение новых доказательств в деле.
Эксперимент, как в следственной практике, так и в других областях уголовного судопроизводства, является исследовательской ситуацией изучения явления в специально создаваемых, контролируемых условиях, которые позволяют активно управлять ходом данного процесса, то есть вмешиваться в него и видоизменять его согласно исследовательским задачам, а также воссоздавать явление, которое изучается, при воспроизведении данных условий. Задача исследователя-экспериментатора - изолировать явление, которое изучается, от несущественных влияний, выделить феномен, который интересует его, в естественном виде. Это касается и следственного эксперимента, потому что путем проведения этого действия устанавливается могло или не могло состояться какое-либо событие или действие в определенных условиях.
Ведь в уголовном судопроизводстве конкретной формой употребления экспериментального метода есть следственный эксперимент. Следственный эксперимент как метод познания является процессом исследования наблюдаемого явления (события преступления), его связей с другими явлениями и событиями в условиях искусственного изменения окружающей его среды. Поскольку следственный эксперимент - это прежде всего научный эксперимент, то, согласно нему, должны применяться общие научные категории, поэтому при его проведении нужно использовать такие научные методы, как анализ и синтез, он должен нести познавательный характер, ему должны быть присущи принципы исследовательской работы, а именно последовательности, всесторонности, достоверности и объективности.
«Эксперимент» - эмпирический метод познания явлений действительности в условиях специального воспроизведения естественных закономерностей на основе определенной научной теории, которая определяет цель, способ проведения и интерпретацию результатов эксперимента. Как средство сопоставления теоретических моделей с реальными физическими процессами эксперимент обеспечивает эмпирическую осмысленность величин, которые задают абстрактный объект теорий, а тем самым их познавательную ценность.
Современная наука использует: 1) реальные эксперименты, среди которых различают: - качественные, цель которых установить наличие или отсутствие постулированных явлений; - измерительные, которые направлены на то, чтобы определить количественное значение исследуемых характеристик объектов; 2) умственные -осуществляемые с целью создания идеализированной умственной картины объекта
120
[2, с. 191-192].
Анализ следственной практики свидетельствует о том, что во многих случаях объективная проверка и оценка полученных доказательств возможна только при проведении следственного эксперимента [6, с. 103; 7, с. 101; 18, с. 89]. Проведение исследуемого следственного действия позволяет следователю опытным путем проверить достоверность полученных в ходе следствия ведомостей, правильность своих гипотез и выводов, а также воссоздать картину события в полном объеме, которая сложилась с учетом взаимных связей, различных деталей и особенностей. От того, насколько грамотно следователь спланирует экспериментальные действия, во многом зависит успех следственных действий в целом, поскольку доказательной базой будут служить оформленные протоколом результаты эксперимента (как положительные, так и отрицательные). Вместе с тем на практике следователи далеко не всегда используют возможности следственного эксперимента, а при него проведении нередко допускают ошибки, которые не позволяют использовать результаты следственного эксперимента в суде.
Конечно, в реальной следственной практике при проведении следственного эксперимента далеко не всегда удается действительно познать явление, которое изучается, то есть научиться определить его, управлять им, модифицировать в нужную сторону и тому подобное. Однако цель, которую преследует экспериментальная деятельность, состоит именно в достижении максимально возможного уровня управления данным процессом и на этой основе выявления подлинности преступного события. Это и является методологическим идеалом следственного эксперимента.
Список литературы:
1. Белкин Р. С. Очерки криминалистической тактики [Текст]: Учеб. пособие. - Волгоград, ВСШ МВД России, 1993. - С. 184-185.
2. Философский энциклопедический словарь [Текст]. - К., Абрис, 2002. - С. 191-192.
3. Лузгин И. М. Методологические проблемы расследования [Текст]. - М., 1973. - С. 159.
4. Биленчук П. Д., Лисиченко В. К., Клименко Н. И. Криминалистика [Текст]: Учебник / Под ред. П.Д. Биленчук. - 2-ге изд., испр и доп. - К.: Атака, 2001. - С. 305.
5. Штофф В. А. Введение в метрологию научного познания [Текст]. Учеб. пособ. - Л.: Изд-во ленинградского ун-та, 1972. - С. 54.
6. Белкин Р. С. Курс советской криминалистики [Текст]. Том. 2. Частные криминалистические теории. - М.: РИО Академия МВД СССР, 1978. - С. 303;
7. Криминалистика [Текст]: Учебник для вузов./ Под ред. Яблокова Н.П. - М.: БЭК. - 1996. - С. 101.
8. Селиванов Н. А., Тербилов В. И. Первоначальные следственные действия [Текст]: Краткий справочник следователя. - М., Госюриздат, 1956. - С. 89.
Chernetskii О. Investigatory experiment as a form of application of the experimental method in the criminal proceedings // Scientific notes of V. I. Vernadsky Crimean federal university. Juridical science. -2015. - Т. 1 (67). № 2. - Р. 120-124.
An experiment in investigative practice, as well as in other areas of criminal justice, is the research situation of studying the phenomenon in a specially created, controlled conditions that allow actively control the course of this process, that is to interfere in it and modify it according to the research objectives, as well as recreate a phenomenon that is studied, when playing these conditions. The task of the researcher, the experimenter - to isolate the phenomenon that is studied, from the unimportant effects, highlight the phenomenon that interests him in its natural form. This applies to the investigative experiment, because through this action set might or might not take place an event or action in certain circumstances. Indeed, in the criminal trial of the specific form of use of the experimental method has an investigative experiment. Investigatory experiment as a method of learning is the process of investigation of the observed phenomenon (the events of the crime),
121
its relations with other phenomena and events under artificial changes in its environment. As an investigative experiment - is primarily a scientific experiment, according to him, should apply general scientific category, so when you hold it is necessary to use such research methods as analysis and synthesis, he must bear the cognitive character, it should be inherent in the principles of research and namely sequence comprehensiveness, reliability and objectivity.
Keywords: investigative experiment, the experimental method, the historical method, experienced action.
Spisok literaturyi
1. Belkin R. S. Ocherki kriminalisticheskoy taktiki [Tekst]: Ucheb. posobie. - Volgograd, VSSh MVD Rossii, 1993. - S. 184 -185.
2. Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar [Tekst]. - K., Abris, 2002. - S. 191-192.
3. Luzgin I. M. Metodologicheskie problemyi rassledovaniya [Tekst], M., 1973. - S. 159.
4. Bilenchuk P. D., Lisichenko V. K., Klimenko N. I. Kriminalistika [Tekst]: Uchebnik / Pod red. P.D. Bilenchuk. - 2-ge izd., ispr i dop. - K.: Ataka, 2001. - S. 305.
5. Shtoff V. A. Vvedenie v metrologiyu nauchnogo poznaniya [Tekst]. Ucheb. posob. - L.: Izd-vo leningradskogo un-ta, 1972. - S.54.
6. Belkin R. S. Kurs sovetskoy kriminalistiki [Tekst]. Tom. 2. Chastnyie kriminalisticheskie teorii. - M., RIOAkademiya MVD SSSR, 1978. - S.303;
7. Kriminalistika [Tekst]: Uchebnik dlya vuzov./ Pod. Red.Yablokova N.P. - M., izd-vo BEK. - 1996. -S.101.
8. Selivanov N. A., Terbilov V. I. Pervonachalnyie sledstvennyie deystviya [Tekst]: Kratkiy spravochnik sledovatelya. - M., Gosyurizdat, 1956. - S. 89.
122