Научная статья на тему 'Славянский миф в литературе и искусстве Серебряного века - этико-педагогический экскурс'

Славянский миф в литературе и искусстве Серебряного века - этико-педагогический экскурс Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2240
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ КУЛЬТУРА / RUSSIAN CULTURE / СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ / SLAVIC MYTHOLOGY / ЯЗЫЧЕСТВО / PAGANISM / ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА / POETRY OF THE SILVER AGE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Суслова Ия Борисовна

В статье проводится мысль о необходимости смены мировоззренческих и методологических подходов к преподаванию русской культуры. Автор аргументирует суть данной позиции, ссылаясь на противоречивые тенденции в современной духовной жизни общества и интеллектуальных элит. Научное изучение культурно-исторического наследия, а также национальной мифологии сквозь призму отечественной культуры, по мысли автора, способно устранить мировоззренческий диссонанс студенческой аудитории. С этой целью в статье определено содержательное наполнение ключевых для русской культуры мифологических образов, прослежена их представленность в произведениях литературы и искусства Серебряного века, указаны причины обращения деятелей культуры и искусства к мифологическому и языческому прошлому русского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SLAVIC MYTH IN THE LITERATURE AND ART OF THE SILVER AGE - ETHICAL-PEDAGOGICAL ASPECT

The article carries out the thought of necessity to change the mindset and methodological approaches to Russian culture teaching. The author argues the essence of this approach, referring to the contradictory tendencies in modern spiritual life of society and intellectual elite. Scientific studying of cultural and historical heritage, and national mythology through a prism of folk culture, according to the author’s opinion, is capable to eliminate a mindset dissonance of student’s audience. For this purpose, the article defines substantial content of the key mythological and epic images, peculiar for the Russian culture; it tracks their representation in literary works and art works of the Silver age; specifies the reasons of the cultural and art luminaries’ address to the mythological and pagan past of the Russian people.

Текст научной работы на тему «Славянский миф в литературе и искусстве Серебряного века - этико-педагогический экскурс»

Суслова И.Б.

СЛАВЯНСКИЙ МИФ В ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА - ЭТИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

Чтение курсов по истории русской культуры в высшей школе требует сегодня определенной методологической и содержательной коррекции. Это связано с формирующимися в обществе, и в первую очередь, в ее интеллектуальной надстройке, разнонаправленными тенденциями, одни из которых основаны на утверждении сверхценности исторического, и даже архаического прошлого русской культуры . Другие же, напротив, сводятся к попыткам умаления значимости русской истории и принижения национальных культурных основ. Чтобы разобраться в сути проблемы, необходимы, прежде всего, строгие научные данные, апелляция к которым затруднена в связи с малодоступностью архивных материалов по изучаемой теме, с утратой значительного объема оригинальных текстов и артефактов, с заведомым искажением информации.

Вместе с тем, необходимо понимать, что обращение к истокам национальной культуры, к ее корням, а тем более - к национальной культурной архаике - всегда дело очень ответственное. Ведь мотивами такого обращения могут послужить не только научный или познавательный интерес, но и - попытка обрести утраченную самоидентификацию, новые мировоззренческие идеалы и новую национальную идею. Тогда культурное наследие далёкого прошлого может стать идеологическим оружием в руках умелых манипуляторов, либо даже - политически ангажированных элементов. В настоящее время неопределенность ценностных ориентаций неизбежно приводит к необходимости осмысления современности с точки зрения истории, культурного, религиозного наследия страны [3,4]. На арену культурной жизни выходят новые движения, такие, как неоязычество, основанное на религиозной традиции древних славян. Интерес к языческой духовной и культурной традиции связан также с расширением поля культурологических (и философских) учений, сближением контуров метафизических построений современности с разысканиями древних.

Славянская мифология - древнейший, особый пласт культуры, сохранивший в себе знания и представления славян в периоды формирования этноса. Она вызвала к жизни многие духовные, культурные, социальные феномены как современности, так и более ранних эпох. Именно поэтому данное наследие нуждается в обстоятельном изучении и многоаспектном исследовании. Современная Россия не избежала не только социально-экономических, но и - духовно-культурных проблем, в связи с чем требуют осознания вопросы собственного пути развития,

осмысления историко-культурного прошлого, а также - вопросы содержательного наполнения лекционных дисциплин по истории русской культуры и семинарских занятий.

Долгое время изучение языческой мифологии находилось под запретом, она сохранялась разве что в фольклорных жанрах, устном народном творчестве и в памяти народа. В эпоху Петра I в искусстве популяризировался античный миф, и лишь с середины 18 в. происходит возрождение интереса к славянской мифологии. Так, Г.Р. Державин в произведении «Лель» основывается на мотивах славянской мифологии, что явилось открытием в литературе 18 в. Но подлинный фольклорный бум начался в России во 2-й половине 18 в., когда многие стремились записать и сохранить что-то из народного творчества. Так, литератор Чулков создал первый сборник народных песен «Собрание разных песен», но во все постхристианские времена языческая традиция преследовалась. В царской России, со времен Уложения Алексея Михайловича, существовал закон, по которому за «богохульную», то есть «языческую», веру полагалась каторга, а до XVIII века даже костер. Сокровища славянского фольклора — народные песни, сказки, былины, духовные стихи — начинают интенсивно собираться и записываться только в первой половине XIX в. В связи с развитием фольклористики в 19-нач. 20 вв. мифологические мотивы проникают также в области других искусств и наук, они предстают на живописных полотнах таких художников, как М. Врубель, Н. Рерих, И. Репин, К. Маковский, И. Билибин, К. Малевич, В. Васнецов и других.

Насыщение литературы рубежа 19-20 вв. образами древнеславянской мифологии многие исследователи справедливо связывают с желанием «пересмотреть идеалы далекого прошлого, а также преодолеть западное влияние на культуру» [12, С. 85]. Новому искусству были присущи такие черты, как стремление к мифотворчеству, новой стилизации, синтезу искусств. Попытка возвращения к своим корням пробуждала также национальный миф и вызвала к жизни образы Перуна как возрождающейся силы, Стрибога, стихийной силы, Матери сырой земли - Родины, богатыря Микулы Селяниновича, воплощавшего мощь славянской земли. Также художественно запечатлялись персонажи низшей демонологии. Общая тенденция в культуре Серебряного века - попытка осмыслить мифологию и создать на ее базе свой национальный миф. При существенном различии художественно-эстетических взглядов, деятелей искусства объединяет стремление гипертрофировать и идеализировать былинные и мифологические персонажи, превратить их в образцы народного духа и народной веры.

Ярким представителем «старшего поколения» символистов является К.Д. Бальмонт (1867 - 1942 гг.). Славянским богам он посвящает цикл стихов «Тени богов светлоглазых» из книги «Жар-птица», 1907 г. Так, Перун наделяется здесь человеческими чертами - «рост могучий, лик приятный, ус златой», «мысли быстры». В стихотворении «Воззвание к Перуну» (1902 г.) поэт отражает духовные искания поколения и надежды на возрождение: «Исполни же теперь, Перун, слова обета, //Раскрой в темницах дверь и выпусти мне лето!» [2, С.450].

Образ Мирового Дерева, которое связывает в славянской мифологии Нижний

Мир, Землю и все девять небес, предстает в творчестве Бальмонта не один раз. В книге «Сонеты солнца, меда и луны» происходит поэтическое переосмысление этого образа. Вершина древа «ускользает в синеву», где светят звезды и снятся сны; корни уходят в глубь ночей, «где бьют родники и выползают змеи», структура ветвей представлена как пространство дней. В книге «Марево», в стихотворении «Прощание с древом», этот образ предстает как сказочный, навеянный «преданьем старины глубокой»: «Я любил в этом древе с ресницами Вия, //Между мхами, старинного лешего взор. //Это древо в веках называлось Россия, //И на ствол его — острый наточен топор» [15]. Бальмонт работает также с ярчайшими образами Жар-птицы, Мирового дерева, Камня Алатыря.

У поэтов-символистов часто образы богов становятся символами социальных и исторических перемен. Так, Ф. Сологуб в стихотворении «Неурожай» (1894 г.) пишет: «Над полями ходит и сердито ропщет // злой Неурожай. //Взором землю сушит и колосья топчет, -//Стрибог, помогай!» [10, С. 90]. У В. Брюсова славянский громовержец Перун выступает в качестве символа возмездия, который «царит из рода в род». Однако широкое включение древнеславянских языческих мотивов и образов в литературно-художественный контекст эпохи было обусловлено не религиозными, а эстетико-стилевыми, социальными причинами. С одной стороны, языческое прошлое привлекало деятелей культуры своим хаосом и мистикой, но с другой - возможностью сплочения вокруг вновь обретенного национального стрежня, идеалами панславизма. На наш взгляд, подобные духовные тенденции наблюдаются и в настоящее время, когда в религиозно-мифологических мотивах глубокого прошлого видятся утраченные национал-патриотические идеалы. Именно в этой связи столь животрепещущим представляется вопрос научного отражения духовно-культурного наследия народа и социальных феноменов современности, вопрос формирования художественного вкуса, воспитания правильной гражданской позиции обучающихся.

При работе с лекционным материалом по соответствующим разделам культурологии, истории литературы и искусства важно понимать, что сами поэты и художники Серебряного века в своем творчестве отталкивались от идей так называемой «мифологической» школы ученых (Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев, К.В. Войницкий и др.), в работах которых по истории славистики и фольклора было мало историзма, как об этом свидетельствуют современные исследователи [12]. Представители этой научной школы стояли на позициях поэтическо-созерца-тельных, занимались больше сравнительным анализом мифологических образов у разных славянских народов, зачастую давая волю своей фантазии. Но к началу 20 в. сложилась и другая школа исследователей, использовавшая в своих научных трудах данные и материалы из области этнографии, археологии, лингвистики. Однако проблема влияния научных открытий на литературу и искусство Серебряного века и их художественного отражения требует отдельного рассмотрения.

Неоромантические мотивы, связанные с включением в художественный и смысловой контекст произведения мифологических персонажей отчетливо различимы в творчестве многих поэтов Серебряного века. Часто возникают такие

сказочные образы, как райские птицы Сирин, Алконост, Гамаюн. Исторически, и в христианстве, и в язычестве птицы изначально - божественные вестники и символы духа. Вот фрагменты из стихотворений поэта Н. Клюева (1888 -1937 гг.), основоположника так называемой «новокрестьянской поэзии»: «Ель покоя жилье осеняет, // А в ветвях ее Сирин гнездится://Учит тайнам глубинным хозяйку-// Как взмесить нежных красок опару, //Дрожжи звуков всевышних не сквасить, // Чтобы выпечь животные хлебы, //Пищу жизни, вселенское брашно» [11, С.168].

В основе древнеславянского символа райской птицы лежит чувственный образ - птица как творящее существо Вселенной. В русском искусстве символ птицы выступает в следующих значениях: 1. птица, стоящая у истоков творения; 2. птица как посредник между миром реальным и ирреальным; 3. птица как оберег; 4. птица как провидица: 5. птица как облик души. Такое отображение райской птицы является характерным для восточнославянской культуры - ее образ часто встречается в фольклорных произведениях и русских лубочных картинках XVII-ХХ вв., артефактах декоративно-прикладного и народного искусств. «Горыныч, Сирин, Царь Кащей - // Все явь родимая, простая, // И в онемелости вещей // Гнездится птица золотая», - пишет Н. Клюев [11, С.113]. Нередко «образ птицы сливается с обликом Великой богини-матери - прародительницы всего сущего; помимо того, парящая в небе птица, ассоциируется с природными стихиями, вызывающими у людей древности страх и благоговение», - справедливо замечает об этом образе исследователь Авдеева Т. В. [1, С.16].

А. Блок в одном из ранних стихотворений «Сирин и Алконост» (1899 г.) так передает специфику этого образа://«Густых кудрей откинув волны, //Закинув голову назад,//Бросает Сирин, счастья полный,//Блаженств нездешних полный взгляд.» [5, С. 303]. Это стихотворение поэт посвятил известной картине В.М. Васнецова «Сирин и Алконост» (1896 г.). Птицы выполнены в духе символизма, для которого характерно использование художественных символов, внимание к чувствам человека, создание нового универсального языка выразительности, обострение интуитивных аспектов взаимосвязи человека и внешнего мира, полемичность. Светлую птицу на картине Васнецова освещает солнце, темная, напротив, укрывается от наступающей зари. Сирин весь обращен в прошлое, Алконост весь в будущем.

Древнеславянская тематика отразилась также в творчестве постсимволистов (акмеистов и футуристов). Так, поэт Сергей Городецкий стремился показать живые образы славянских богов в отличие от символистов, стилизующих эти персонажи. Вот строки из стихотворения «Встреча Ярилы с Перуном» (1907 г.): «В белой рубахе из чащи зеленой Ярила идет, //.. .и перед Ярилой цветы зацветают, веселые птахи летают» [12, С. 77]. Для В. Хлебникова исторические события переплетаются с живой и близкой мифологической реальностью и отражают ее.

В это же время скульптор С. Т. Конёнков воссоздает языческий образ Стрибога (1910 г.), напоминающий идолы древнеславянских времен. Но выразительный взгляд лукавых глаз, детальная стилизация (настоящие бычьи рога на голове) говорит о том, что этот образ пропущен сквозь призму народных суеверий

рубежа 19-20 веков.

Популярными в национальной мифопоэтике начала 20 в. становятся образы Матери-сырой земли и богатыря Микулы-Селяниновича. Образ матери-земли осмысляется деятелями искусства в мифологическом контексте. Она выступает здесь сразу в трех ипостасях - как кормилица, Богородица-защитница и как Родина, родная земля. Микула-Селянинович становится не просто былинным героем, но своего рода «вечным образом», отражающим силу и мощь крестьянина-землепашца. Подтверждение тому - строки Бальмонта - «Сколько долгих тысяч лет ты водил сохой. // Век придет, и век уйдет, вечен образ твой» [2, С.213]. Здесь можно привести такие произведения, как стихотворный цикл В. Брюсова «У земли» (1902 г.), стихотворения «Земля» (2904 г.), «Микула Селянинович» (1907 г.), «Песни старого пахаря» (1913 г.) С. Дрожжина и др.

В произведениях искусства и литературы начала XX столетия очень явно отразилась линия использования образов низшей демонологии. Зачастую эти образы содержательно «снижены»: они преподносятся авторами в гротескном, ироничном виде. Так, скульптуры Конёнкова в полной мере отражают мир сказок и языческих поверий русского народа. Его «Сова-ведьма», «Старичок-полевичок», «Лесовик» напоминают духов природы, можно заметить, что скульптор словно бродил где-то среди лесов и встретил деревянные фигурки резных языческих божков [12, С.134]. В этих скульптурах прочитывается смеховое, ироничное начало, присущее народной культуре.

Еще более заметно ироничное отношение авторов к изображаемым персонажам в поэзии начала XX в., таких, как В. Хлебников, В. Нарбут, В. Брюсов и др. Вот выдержка из стихотворения В. Брюсова «Черт и ведьма»»://Ну, затеял перебранку//Косолапый лысый черт!//Голос — точно бьют в жестянку,//Морда — хуже песьих морд. [6, С.370]. В других его стихотворениях фигурируют такие персонажи, как Баба Яга, Кащей и др. При сравнении этих произведений со стихотворениями, содержащими образы высшего пантеона древнеславянских богов, следует отметить простоту и непосредственность стиля речи.

Таким образом, древнеславянская мифология отображается, в частности, в литературе и искусстве Серебряного века: - посредством отражения древних мифологем как таковых (В. Васнецов, И. Билибин, С. Городецкий, В. Хлебников); - неоромантической и символической интерпретации языческой архаики (предсимволисты и «старшие» символисты); - в виде отображения народных воззрений на природу (С. Коненков, С. Дрожжин, Н. Клюев и др.); - изображение образов славянской мифологии в сатирическом ключе (В. Хлебников, В. Брюсов, В. Нарбут и др). Следует заметить, что данные тенденции экспликации древней народной мифологии сохранились и в более поздние эпохи, вплоть до наших дней.

Некоторые современные художники посвятили себя изучению и воссозданию образа языческой Руси. Среди них А. Угланов, мастер станковой живописи. Но его произведения («Туманы Гардарики», «Святилище леса», «Испытание» и др.) - скорее красивая стилизация, нежели высокое искусство, идеализация архаической древности славян. Художник безоговорочно принимает на веру суще-

ствование Руси Гиперборейской и Ведической с ее богами, героями и сказочными существами.

Живописные работы К. Васильева, другого художника, запечатлевшего образы славянской мифологии, отличаются еще большей степенью стилизации и нарочитой героики, это уже художественная прокламация идей неоязычества, пропагандистская, почти плакатная экспликация родноверства. Таковы картины «Свентовит», «Дар Свентовита», «Валькирия» и др.

К сожалению, упрощенчество в подаче художественного образа, избыточная «красивость», «слащавость» изображаемых персонажей, грубая стилизация, а зачастую и навязывание идеологизированного содержания - общая болезнь новой волны российских художников, пытающихся воссоздать дух славянской древности. Таковы художники В. Корольков, А. Клименко, Б. Ольшанский, Н. Генкина и др.

Еще более вызывающим является образчик современного псевдоискусства, вышедший в начале 2017 г. в широкий прокат кинофильм «Викинг», претендующий на историческую достоверность в воссоздании образа славянской старины. Фильм представляет собой другую крайность в отображении образа древних славян - по замыслу авторов, он должен отразить примитивное мировоззрение славян до крещения. Быт и опрятность славян в нем сильно принижены - их лица всегда в грязи, одежда рваная, даже княжеские хоромы темны и не убраны. Речь славян убога и примитивна, это относится и к главным героям фильма. Дискредитирован также образ женщины: девушка, которую едет сватать Владимир, ведёт себя слишком дерзко, не слушается ни отца, ни мужа, ходит всегда с распущенными волосами. Служители славянского культа вообще поданы как персонажи с неадекватной психикой, их образы производят отталкивающее впечатление. Фильм начинается с убийства животного, и далее кровь появляется практически в каждом кадре.

Из вышесказанного следует, что претендующий на культовость новый блок-бастер, стилизованный под голливудские образчики массового киноискусства, максимально принижает и искажает историческое прошлое славян. Однако подобной утрированной стилистикой и нарочитой пропагандой исторического вымысла не привить адекватный взгляд на историю думающему реципиенту. Тем более, подобными методами не пошатнуть позиции неославянского мифотворчества - на базе идеализации архидревнего, ведического прошлого славян и их верований сегодня формируется так называемый «Славянский миф», перерастающий в идеологическую базу неоязычества. Как альтернативный образ истории, он продолжает обогащаться новыми интерпретациями, что обуславливает необходимость его дальнейшего изучения.

Очевидно, крайности в отображении средствами искусства фактологии тысячелетней давности должны быть преодолимы, и самый действенный путь к этому - изучение архивных, научных данных, подлинных образчиков культуры и искусства, сопряженных с соответствующей тематикой. Ведь национальное начало в русской культуре - это одно из проявлений подлинного искусства, которое вышло не из философских концепции и теорий, но из многовековой культурной

традиции народа. Поэтому представители педагогического сообщества должны акцентировать внимание студентов, изучающих историю русской культуры, на научные, исторические и культурологические особенности мифопоэтики и дохристианских верований славян. Подобной подаче учебного материала способствует рассмотрение архаичной славянской образности сквозь призму русской культуры и искусства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдеева Т. В. Концепт «райская птица» в традиционной культуре восточнославянских народов: генезис и семантическая динамика. Автореферат дис. ... кандидата культурологии. Москва. 2016 г.

2. Бальмонт К.Д. Собр. соч. в 2-х томах. М. 1994 г.Т.2.

3. Берулава Г. А., Сагилян Э.М. Развитие коммуникативного потенциала студента / Г. А. Берулава, Э.М.Сагилян / Высшее образование в России. - 2014. - № 12. - С. 103-108.

4. Берулава М.Н. Принципы гуманизации образования / М.Н. Берулава // Гуманизация образования. - 2001. - № 1.

5. Блок А. А. Стихотворения. Поэмы. Театр. Под ред. Вл. Орлова. Ленинград. Гослитиздат. 1936 г.

6. Брюсов В.Я. Собр. соч. в 7 томах. / Под общей редакцией П.Г. Антокольского. М. Худож. лит. Т.2. 1973-75 гг.

7. Вагнер Е.Н. Национальные культурные мифы в литературе русского постмодернизма. Автореферат дисс. канд. филол. наук. Барнаул. 2007 г.

8. Жарчинская К. А. Славяно-арийский миф в историческом сознании российских традиционалистов. Автореферат дисс. канд. историч. наук. Томск. 2015 г.

9. Засухина В.Н. Соборность как нравственный идеал в русской религиозной философии конца XIX - начала XX веков. Дисс. канд. филос. наук . М. 1985 г.

10. Кавыкин О. И. «Родноверы»: самоидентификация неоязычников в современной России. М. 2007 г.

11. Клюев Н.А. Стихотворения. Электронный ресурс. Москва. РГБ. 2012 г.

12. Кузнецова Е.В. Мир древних славян в культуре Серебряного века. научно-философская рефлексия и художественная практика. Дисс. канд. культурологии. М. 2007 г.

13. Суворова Н.Н. Мифотворческая парадигма в русской художественной культуре рубежа XIX-XX вв.: М. Врубель и А. Блок. Дисс. канд. культурологии. Ярославль. 1999 г.

14. Фаминцын А. С. Древне-арийские и древне-семитские элементы в обычаях, обрядах, верованиях и культах славян. Санкт-Петербург. 1885 г.

15. http://animedia-company.cz/ebooks-catalog/zar-ptica-svirel-slavjanina/

16. http://www.booksite.ru/localtxt/ist/ori/che/sky/kor/ny/ska/zki/propp/23.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.