Научная статья на тему '«Славянский Кристен Кольд» или пять принципов концепции образования Игнаци Солажа'

«Славянский Кристен Кольд» или пять принципов концепции образования Игнаци Солажа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Славянский Кристен Кольд» или пять принципов концепции образования Игнаци Солажа»

«СЛАВЯНСКИЙ КРИСТЕН КОЛЬД»

ИЛИ ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ИГНАЦИ СОЛАЖА

Т. Малишевский

Достижения польского деятеля образования Игнаци Солажа (18911940), к сожалению, не очень хорошо известны в мире, несмотря на то что в нашей стране он считается значимой фигурой в истории образования взрослых, одним из основателей народных университетов и выдающимся организатором образования взрослых в сельской местности. После Второй мировой войны его педагогической деятельностью интересовались многие авторы (например: Nowicki, 1947; Wroczynski, 1962; Turos, 1970; Bednarzak-Libera, 2006; Jamrozek, 2010). Ряд публикаций также появился по случаю столетнего юбилея Солажа (например: Gawor (ed.) 1992; Koprukowniak, Krawczyk (ed.) 1993; Got^biowski, 1994). Многие педагоги-практики годами черпали в его работах вдохновение для своих просветительских проектов (см. например: Poptawski 1948, Poptawski, Dyksinski (ed.) 1965; Stanowski 1981; Mierzwinska-Szybka (ed.) 1983). Деятельность И. Солажа в Польше можно сравнить с тем, чем занимался Кристен Миккельсен Кольд (1816-1870) за несколько десятилетий до него, воплощая идеи Грундтвига в педагогической практике [2, с. 2135; 8, с. 33-35; 9, с. 439-453]. Поскольку польский педагог являлся активистом панславянского движения сельской молодежи, его просветительские идеи также повлияли на развитие образования взрослых в сельских районах в других славянских странах. Поэтому имя «славянский Кристен Кольд» представляется весьма обоснованным.

Вспомним некоторые педагогические истины, которые он отстаивал.

Истина первая: целью образования взрослых является полноценное участие всех членов общества в гражданском обществе. Наиболее полно данный постулат, который актуален и сегодня, сформулирован Игнаци Сола-жем в своего рода педагогическом манифесте под названием «Сельский народный университет имени Владислава Оркана». Уже на первой странице публикации изложена мысль, которую можно считать кредо всей его педагогической деятельности: «Наша основная идея [...] заключалась и заключается в том, чтобы наделить народную массу активной созидательной ролью в истории, преобразовать ее из "социального субстрата" в личный, фермерский элемент во всех областях культуры. Речь идет о воспитании [...] для достижения зрелой, высокоэтичной, изобретательной демократии, о переводе количества в жизнеспособность и качество, о новых источниках возможностей развития польского и мирового общества» [15, с. 1]. Разве данный постулат не является одним из наиболее важных в настоящее время? Ведь именно с идеей о том, чтобы сделать всех членов общества гражданами, приходится работать в наше время, когда многие выдающиеся педагоги, социологи, философы и политологи высказывают подобные мысли. Поэтому стоит отметить, что именно Игнаци Солаж стал одним из предвестников подобного социально жизнеспособного и современного представления о построении гражданского общества в славянском регионе.

140

Истина вторая: быть педагогом/работником образования - это не (только) профессия, а (еще и) страстное увлечение и призвание. Истина о том, что педагог обязан с энтузиазмом и невзирая на жизненные трудности исполнять стоящие перед ним учебно-воспитательные задачи, должна постоянно подтверждаться выбором, который он делает в жизни. Сегодня, когда слишком многие забывают об этом сложно соблюдаемом принципе, появляется постулат о том, чтобы вновь включить его в канон образования. Глядя на примеры из прошлого, полезно вспомнить об идеях Игнаци Солажа. Обратимся к одной из характеристик, данных ему несколько десятилетий назад: «Во главе всего [...] стоит просветитель - мыслитель, поэт, который с помощью императивов, вытекающих из глубоких размышлений о человеческой судьбе, создает работника, стремящегося преобразовать себя в человека народа, нации, человечества. Слова и поступки тесно переплетались в повседневном напряженном труде. Истина - в слове, а слово - пульс сердца общества. Чтобы стать реальностью, высокие идеи должны быть увязаны с жизнью» [10, с. 370]. Естественно, можно найти еще ряд аналогичных цитат об этом польском педагоге. Согласившись с тем, что преподаватель, обучающий взрослых, должен несомненно действовать в соответствии с идеями и мнениями, которые он озвучивает, нужно отметить, что среди деятелей в этой области пример Игнаци Солажа заслуживает возрождения и мировой популяризации, поскольку своей жизнью он постоянно подтверждал, что быть педагогом это не только профессия, но и, прежде всего, неукротимая увлеченность своим делом или, говоря высокопарно, призвание.

Истина третья: необходимо всегда стараться делать так, чтобы студент / слушатель курса был субъектом. Полноценные партнерские отношения между учеником и учителем являлись важным атрибутом педагогики Игнаци Солажа. По его словам, именно диалог, самоуправление студентов, принятие совместных решений о составляющих программы, элементы сотрудничества, совместная организация жизненного пространства (жилье, питание, уборка и т. п.) в совокупности определяли такую субъектность. Данные вещи можно расценить как очередную - успешную и важную - попытку отказаться от постгербартовского регламента образования, который в то время все еще преобладал в образе мыслей, определяющем отношение к проблемам образования и воспитания. В этом отношении Игнаци Солаж, подобно Джону Дьюи, Эллен Ки, Хелен Паркхерст или Джорджу Кешенштайнеру, может в определенной мере считаться одним из представителей «Нового образования» - чрезвычайно идеологически оправданного, реформаторского течения в образовании того времени. Ибо его представления о педагогическом труде, направленном на обеспечение субъектности всех участников учебно-воспитательного процесса, формируют методическое предложение, выходящее далеко за рамки народных университетов и приобретающее универсальный характер в настоящее время.

Истина четвертая: учебным заведениям / организациям необходимо регулярно сотрудничать с местным сообществом. Постулат о встраивании каждого учебного заведения в местное сообщество, в котором оно работает,

141

путем развития связей с населением очень ярко проявляется в идеях Игнаци Солажа. Учебное заведение должно сотрудничать с ближайшим (или более удаленным) социальным окружением, чтобы, с одной стороны, подтверждать свою социальную полезность, а с другой - развивать у учащихся идею о социальной вовлеченности в собственные местные сообщества, поскольку, подчеркивал он, учебное заведение «это не монастырь и не суд, оно не может быть закрытым, косным или чуждым для окружающей среды. Оно должно быть неотъемлемой частью текущей жизни - не только государства в целом, но и ближайшего окружения» [14]. Сегодня, когда необходимость сотрудничества между учреждением образования и окружающей его средой стала одним из главных постулатов европейской образовательной практики, наличие ценных и актуальных славянских примеров в виде концепции работы с окружением (например, у Солажа), несомненно, заслуживает более широкого освещения в педагогических кругах, и не только в связи с образованием взрослых в сельской местности.

Истина пятая: имеет смысл черпать творческое вдохновение в мировых достижениях в области образования взрослых. Еще одним важным вопросом, заслуживающим внимания при рассмотрении наследия Игнаци Солажа с точки зрения его применимости в современных условиях, является его способность творчески использовать достижения педагогов из других стран. Выше мы уже упоминали об аналогиях с концепциями «Нового образования». Также хотим напомнить читателю о предложенной Солажем концепции народного университета, которая возникла благодаря творческому преобразованию грундтвигианской идеи школы жизни, и потому связана со скандинавской традицией народной школы (folkh0jskole). Также необходимо подчеркнуть, что создание Солажем нового типа учебного заведения не было слепым копированием скандинавского опыта и попыткой бездумно внедрить его в сельском социальном пространстве Польши (и других славянских стран). Об этом свидетельствуют слова самого Солажа об одном из своих учреждений: «Хотя идея Крестьянской школы в Шице пришла из-за пределов Польши, возникнув на основе великой идеи скандинавского педагога Грундт-вига, она так прочно укоренилась на польской земле, что стала индивидуальным выражением этой страны, духа польских сельских регионов» [16, с. 249]. Как видим, заимствование примеров с севера стало для данного педагога лишь первым шагом на пути построения формулы образования, необходимой польскому народу (и другим нациям). Ее необходимо оптимально скорректировать с учетом образовательных потребностей населения, для которых она предназначена. И Солаж очень хорошо это понимает. Поэтому его отношение к заимствованию иностранных новаторских решений в области педагогики можно считать достойным подражания и применения в настоящее время.

Как видим, пять педагогических принципов, сформулированных на основе работ Игнаци Солажа («Славянский Кольд»), универсальны и актуальны до сих пор, несмотря на время, прошедшее с момента их появления, и на конкретные условия отдельно взятого социального пространства. Они далеко не исчерпывают возможных примеров достижений этого выдающегося деяте-

142

ля образования, которые можно использовать в наше время, однако хорошо иллюстрируют универсальность его представлений в области андрагогики. В заключение необходимо выразить надежду, что достижения Солажа будут интересны как теоретикам, так и практикам в области образования взрослых из других стран.

Список литературы

1. Bednarzak-Libera M. Ignacy Solarz (1891 -1940) - wychowawca mtodziezy wiejskiej i spotdzielca [Rural Youth Educator and Cooperative Movement Activist], [in:] E. Krynska (ed.), ideaty wychowania i wzory osobowe narodu polskiego w XIX i XX wieku [Ideals of Education and Personal Examples of Polish Nation in 19th and 20th Century], 2006, Vol. 2, Biatystok.

2. Bjerg J. Christen Mikkelsen Kold (1816-1870), “Prospects. The Quarterly Review of Comparative Education”, 1994, Vol. 24, N 1-2.

3. Dyksinski S., Poptawski F. (ed.) Ignacy Solarz i jego uniwersytet ludowy 1924-1939 [Ignacy Solarz and his Folk High School 1924-1939], Warszawa, 1965.

4. Gawor S. (ed.) Ignacy Solarz i jego dzieto. Wnioski dla wspotczesnosci [Ignacy Solarz and his Work. Conclusions for the Contemporary], Krakow, 1992.

5. Got^biowski B. Cywilizacja stonca. O aktualnosci i perspektywach idei Polskich uniwersytetow ludowych Zofii i Ignacy Solarzow [Sun Civilization. About the Current Meaning and the Perspectives of Polish Folk High Schools of Zofia and Ignacy Solarz], Warszawa, 1994.

6. Jamrozek W. Uniwersytet ludowy Ignacego Solarza a ruch mtodochtopski II Rzeczypospolitej [Ignacy Solarz's Folk High School and Young Peasants' Movement in 2nd Republic of Poland], [in:] E. Sapia-Drewniak, J. Janik-Komar (ed.), Uniwersytety ludowe i inne formy oswaity doros-tych [Folk High Schools and other Forms of Adult Education], Opole. 2010.

7. Koprukowniak A., Krawczyk A. (ed.) W tradycji idei Ignacego Solarza (w stulecie urodzin) [In the Tradition of the Idea of Ignacy Solarz (on his One Hundredth Birthday)], Lublin, 1993.

8. Koztowski W. R. Krystyn Kold (Karta z dziejow szkolnictwa dunskiego) [Krystyn Kold (A Page from the History of Danish Education], “Przegl^d Pedagogiczny” [“Pedagodical Review”], 1902. R. XXII, N 3.

9. Kulich J. Christen Kold, founder of the Danish folk high school: myth and reality, “International Journal of Lifelong Education”, 1997, Vol. 16, N 5.

10. Mierzwinska-Szybka Z. (ed.) Wspomnienia o Ignacym Solarzu Chrzestnym [Memories of Ignacy Solarz, the Godfather], Warszawa, 1983.

11. Nowicki E Solarz Ignacy (1891-1940), “Chtopski Swiat” [“The Peasants' World”] 1947, N 1.

12. Olesinska B. Ignacy Solarz (1891-1940). Bibliografia w wyborze [Ignacy Solarz (18911940). Selected Bibliography], Koszalin, 1988.

13. Poptawski F. Ignacy Solarz w ruchu wiciowym [Ignacy Solarz in Wici Movement] “Chtopi i Panstwo” [“The Peasants and the State”], 1948, N 13-14.

14. Solarz I. Wiejski Uniwersytet Orkanowy w Gaci. Pierwsza chtopska niezalezna uczelnia [“Rural Folk High School Named after Wtadystaw Orkan in Gac. First Independent Peasant School”]. Warszawa, 1933.

15. Solarz I. Wiejski Uniwersytet Orkanowy. Cel i program [“Rural Folk High School Named after Wtadystaw Orkan. Objective and Programme”], Warszawa, 1937.

16. Solarzowa Z. Moj pami^tnik [My Diary], Warszawa, 1985.

17. Stanowski A. Uniwersytet ludowy i mtode pokolenie chtopow [Folk High School and the Young Generation of Peasants], Wydawnictwo Wiejskie NsZz RI “Solidarnosc”, Lublin May 1981 (duplicated manuscript).

18. Turos L. Uniwersytet Ludowy Ignacego Solarza i jego wychowankowie [Folk High School of Ignacy Solarz and its Graduates], Warszawa (and other numerous works of this author), 1970.

19. Wroczynski R. Ignacego Solarza koncepcja uniwersytetu ludowego i jej zrodta [Ignacy Solarz's Concept of Folk High School and its Sources], “Przegl^d Historyczno-Oswiatowy” [“Historical-Educational Review”], 1962, N 4.

143

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.