Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2023.
№ 76. С. 249-261.
Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 2023. 76. pp. 249-261.
Научная статья УДК 327
doi: 10.17223/1998863Х/76/23
СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В ИНДИЙСКОМ ОКЕАНЕ
Ирина Владимировна Зеленева
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия,
irina_zeleneva@mail. ru
Аннотация. В статье определены направления стратегического присутствия России в регионе Индийского океана. Долгосрочное стратегическое взаимодействие России с регионом включает четыре основных направления: геополитическое, военно-стратегическое, экономическое и научное. Одним из ключевых союзников РФ в Индийском океане является Индия. Необходимо углубление сотрудничества РФ и стран региона Индийского океана в рамках БРИКС, Ассоциации регионального сотрудничества прибрежных стран Индийского океана и ШОС.
Ключевые слова: внешняя политика, Россия, регион Индийского океана, Индия, Ассоциация регионального сотрудничества прибрежных стран Индийского океана
Для цитирования: Зеленева И.В. Слагаемые успеха внешней политики России в Индийском океане // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2023. № 76. С. 249-261. doi: 10.17223/1998863Х/76/23
Original article
COMPONENTS OF RUSSIA'S FOREIGN SUCCESS IN THE INDIAN OCEAN
Irina V. Zeleneva
St. Petersburg State University, Saint Petersburg, Russian Federation, [email protected]
Abstract. The aim of this article is to identify areas of Russia's strategic presence in the Indian Ocean region. In recent years, the Indian Ocean region has increasingly become an arena of strategic rivalry between great powers, primarily China and the United States, as well as China and India. A significant part of the planet's conflict potential - military, territorial, ethno-confessional, environmental conflicts - is concentrated in the Indo-Pacific space. In the 21st century, the geopolitical significance of the Indian Ocean and the Western Pacific has become more tangible both in the geo-economic and security aspects. The Indian Ocean region, stretching from the east coast of Africa to the Pacific zone, which includes New Zealand, Australia, New Guinea, Malaysia, Indonesia, the Philippines, and Indochina, has always been of strategic importance for Russia. During the Soviet period, Moscow maintained a permanent, including naval, presence in the Indian Ocean. With the end of the Cold War, the Russian Navy effectively withdrew from the Indian Ocean. After the collapse of the Soviet Union, Russia, due to predominantly internal circumstances, could not pay the same attention to the Indian Ocean region, but in recent years there has been a growing activity of Moscow in regional affairs. The Indian Ocean direction is defined as one of the six priority regional directions in Russia's maritime policy along with the Arctic, Pacific, Atlantic, and Caspian. Russia's long-term strategic interaction with the Indian Ocean region includes four main areas: geopolitical - expanding influence by attracting partners, participating in international associations; military-strategic - the fight against asymmetric security threats, including assistance to regional partners against organized crime, piracy,
© И.В. Зеленева, 2023
regional terrorism, and internal militant opposition, strengthening regional defense ties and force projection; economic - strengthening economic interests in the Indian Ocean region and in Africa; scientific - conducting marine scientific research. One of the key allies of the Russian Federation in the Indian Ocean is India. Russia, with its significant military, economic, and scientific potential, could play an important role in ensuring the regional security of the Indian Ocean, in particular in operations to eliminate the consequences of natural disasters and catastrophes and maintain information security. Russia's participation in such international organizations as the SCO, BRICS, and IORA will allow it to stabilize regional security and strengthen its authority in the Indian Ocean region. Keywords: foreign policy, Russia, Indian Ocean region, India, Indian Ocean Rim Association (IORA)
For citation: Zeleneva, I.V. (2023) Components of Russia's foreign success in the Indian Ocean. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya - Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 76. pp. 249-261. (In Russian). doi: 10.17223/1998863Х/76/23
В последние годы регион Индийского океана все чаще становится ареной стратегического соперничества великих держав, в первую очередь, Китая и США, а также Китая и Индии. Американская стратегия «Свободный и открытый Индо-Тихоокеанский регион» (Free and Open Indo-Pacific (FOIP)) направлена на сдерживание Китая, по сути являясь выражением растущего стратегического соперничества между Вашингтоном и Пекином [1]. Еще в 1951 г. был создан «Договор безопасности АНЗЮС», военно-политический блок с участием США, Австралии и Новой Зеландии, а в 1978 г. в сферу действия блока был включен и Индийский океан. Чтобы противостоять возвышению Китая, в 2007 г. был оформлен стратегический диалог между Австралией, Индией, США и Японией по проблемам безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе (QUAD), а в 2021 г. был создан AUKUS - трехсторонний военный альянс, образованный Австралией, Великобританией и США. Альянсы в регионе способствуют усилению напряженным отношениям с Китаем. «Стремительный рост Китая при одновременном ослаблении международных позиций США и углублении их внутренних кризисов побудил американские элиты к превентивному противодействию этой угрозе, главной для Америки в новом столетии. Как и прежде, процесс „реновации" Южной и Восточной Азии оформляется в рамках новой большой идеи - конструировании ведомого Америкой Индо-Тихоокеанского региона (ИТР) -„Индо-Пацифики" - и сопровождается строительством институтов, которые такую идею должны олицетворять и поддерживать - QUAD, а теперь и AUKUS. Новая индо-тихоокеанская стратегия в формате AUKUS, по словам С.В. Лаврова, направлена на развал „системы, которая опиралась на необходимость уважать неделимость безопасности и открыто провозгласила своей целью сдерживание Китая"» [2].
Целью статьи является выявление направлений долгосрочного стратегического взаимодействия России в регионе Индийского океана. Международные отношения, политика великих держав, проблема безопасности в Индийском океане вызывают интерес у широкого круга исследователей. Научную литературу можно условно разделить на три группы. Первая группа исследований - это работы авторов, в которых анализируются концепт «Индо-Тихоокеанский регион», концепции и геополитические подходы к системе международных отношений в Индийском океане [3]. Вторая группа исследований посвящена проблемам безопасности в регионе [4]. К третьей группе
можно отнести труды авторов, в которых изучается внешняя политика России в Индийском океане [5]. Исследование проведено в рамках реалистической теории международных отношений, которая уделяет особое внимание национальным интересам, обеспечению национальной безопасности с опорой на силовые методы и коалиции коллективной безопасности. Системный подход был использован при анализе интересов глобальных и региональных игроков в Индийском океане, влияющих на формирование внешней политики России. Метод сравнительного анализа с комплексным анализом документов применялся при определении особенностей внешней политики РФ, США, Китая и Индии в данном регионе.
На индо-тихоокеанском пространстве сконцентрирована значительная часть конфликтного потенциала планеты - военных, территориальных, этно-конфессиональных, экологических конфликтов. В XXI в. геополитическая значимость Индийского океана и западной части Тихого океана стала более ощутимой как в геоэкономическом аспекте, так и в сфере безопасности. Важнейшими стратегическими проблемами, затрагивающими весь Индо-Тихоокеанский регион1, которые имеют глобальное значение, являются: стабильность и безопасность экспорта нефти из Персидского залива; риск ядерного конфликта с участием Индии и Пакистана; общая безопасность морских перевозок и торговли во всем регионе.
Экономическое развитие стран Индийского океана растет быстрыми темпами. Экономики стран Индо-Тихоокеанского региона в совокупности выросли более чем на 300% за 25 лет - с 1993 по 2018 г. [6]. На долю региона приходится 65% населения мира, 63% мирового ВВП и 46% мировой товарной торговли. Ожидается, что к 2030 г. в нем будут жить две трети мирового среднего класса [7]. В экономическом развитии Индо-Тихоокеанского региона доминирует Китай. Быстрыми темпами растет экономика Индии.
Регион Индийского океана, простирающийся от восточного побережья Африки до тихоокеанской зоны, включающей в себя Новую Зеландию, Австралию, Новую Гвинею, Малайзию, Индонезию, Филиппины и Индокитай, всегда имел стратегическое значение для России. В советские времена Москва поддерживала постоянное, в том числе военно-морское, присутствие в Индийском океане. В ходе «холодной войны» с середины 1960-х гг. США начали крупномасштабные военные приготовления в зоне Индийского океана, создавая стратегическую угрозу Советскому Союзу с южного направления, притом, что СССР стратегической угрозы Соединенным Штатам из это-
1 Существуют различные подходы типологии субрегионов Индо-Тихоокеанского региона. Например, российский исследователь А.В. Куприянов, предложил вариант «членения пространства Индо-Тихоокеанского региона (ИТР)» на восемь субрегионов: субрегион непосредственного соседства Индии, включающий прибрежные воды Индостана, Мальдивы, Шри-Ланку, Бангладеш и побережье Мьянмы до Андаманских островов; субрегион восточной части Индийского океана (Таиланд, Малайзия, Индонезия, Сингапур); субрегион западной части Тихого океана (Камбоджа, Вьетнам, Филиппины, Бруней, Корея, Япония); северная, центральная и восточная части Тихого океана; центр Индийского океана, включающий Маврикий, Сейшелы, Коморы и островные территории Британии и Франции; Австралия и Океания; Восточноафриканский субрегион, включая побережье Кении, Танзании, Мозамбика, ЮАР, Мадагаскар; северо-запад Индийского океана, включая Персидский залив [3]. По мнению Энтони Х. Кордесмана и Абдуллы Тукана, в Индо-Тихоокеанском регионе можно выделить пять субрегионов. Эти пять субрегионов включают: Ближний Восток и Персидский залив; Красное море и Африканский Рог; Восточную Африку и страны к югу от Сахары; Южную Азию; Юго-Восточную Азию / Океанию [3].
го района мира не создавал. Регулярные боевые службы советских кораблей в Индийском океане начались в 1960-х гг., в глобальном масштабе они являлись составной частью стратегического равновесия, нарушать которое в одностороннем порядке никто не решался [8. С. 14]. В 1971 г. для противодействия американскому военно-морскому присутствию в акватории Индийского океана и Персидского залива в составе Тихоокеанского флота ВМФ СССР была сформирована 8-я оперативная эскадра. В период ирано-иракской войны (1980-1988 гг.) и американской операции «Буря в пустыне» (1991 г.) корабли эскадры обеспечивали безопасность советских танкеров и сухогрузов, выполнявших рейсы по Оманскому и Персидскому заливам. С завершением «холодной войны» российский военно-морской флот фактически ушел из Индийского океана. Вместе с тем США не только сохранили, но и усилили свое присутствие в его акватории. В декабре 1971 г. Генеральная Ассамблея ООН объявила Индийский океан зоной мира. Инициировавшие принятие этой декларации неприсоединившиеся государства исходили из того, что главную угрозу миру и спокойствию в регионе представляло соперничество великих держав. Как утверждает Чрезвычайный и Полномочный посол Г.А. Ивашен-цов, «ракеты американских самолетов и подводных лодок в Индийском океане, как и 30-40 лет назад, продолжают быть нацеленными на Россию» [9].
После распада Советского Союза Россия в силу преимущественно внутренних обстоятельств не могла уделять региону Индийского океана прежнего внимания, однако в последние годы отмечается растущая активность Москвы в региональных делах. Россия как евроазиатская держава имеет национальные интересы не только в Европе, но и в Азии, в частности, в регионе Индийского океана. Сегодня в регионе Индийского океана отсутствует комплексная архитектура региональной безопасности. Нарастание напряженности в регионе, угроз традиционной безопасности, исходящих от негосударственных субъектов (пиратство, терроризм, незаконный оборот наркотиков и др.), увеличение глобальных миграционных потоков, экологические проблемы в регионе беспокоят Россию. Политика России в Индийском океане строится на фундаментальных принципах международного права (включая Конвенцию Организации Объединенных Наций по морскому праву), а также мировых и региональных многосторонних институтах, открытых для всеобщего участия (прежде всего ООН).
В основополагающих документах отмечается важная стратегическая роль РФ в Индийском океане. Основные доктринальные документы - Морская доктрина РФ (2015, 2022), Концепция внешней политики РФ (2023) -уделяют большое внимание регионам, таким как Южная Азия, Африка и Ближний Восток. Основные интересы и вызовы обозначены в Морской доктрине Российской Федерации (2022), определяющей государственную политику Российской Федерации в области морской безопасности. Индоокеанское направление определяется как одно из шести приоритетных региональных направлений в морской политике наряду с Арктическим, Тихоокеанским, Атлантическим и Каспийским. «Приоритетами национальной морской политики на Индоокеанском региональном направлении являются:
1) развитие стратегического партнерства и военно-морского сотрудничества с Республикой Индией, а также расширение взаимодействия с Исламской Республикой Иран, Республикой Ирак, Королевством Саудовская Аравия и другими государствами региона;
2) проведение целенаправленного курса на превращение региона в зону мира и стабильности, развитие отношений с государствами региона, направленных на развитие торгово-экономических, военно-технических и культурных связей, развитие туризма;
3) расширение российского судоходства в регионе;
4) сохранение и поддержание военно-морского присутствия Российской Федерации в районе Персидского залива на основе пунктов материально-технического обеспечения в Красном море и в Индийском океане и использование инфраструктуры государств региона в интересах обеспечения военно-морской деятельности Российской Федерации;
5) участие в обеспечении безопасности функционирования морских транспортных коммуникаций в регионе, включая борьбу с пиратством;
6) проведение морских научных исследований в интересах сохранения и закрепления позиций Российской Федерации в регионе» [10]. В Морской доктрине РФ (2022) обозначаются стратегические партнеры (Индия, Иран, Ирак, Саудовская Аравия), подчеркивается проведение курса на превращение региона в зону мира и стабильности. Целью сохранения военно-морского присутствия России в районе Персидского залива, в Красном море и в Индийском океане является обеспечение безопасности морских транспортных коммуникаций, борьба с пиратством и проведение морских научных исследований.
Одним из ключевых союзников РФ в Индийском океане является Индия. В Концепции внешней политики РФ (2023), которая является документом стратегического планирования и представляет собой систему взглядов на национальные интересы Российской Федерации во внешнеполитической сфере, базовые принципы, стратегические цели, основные задачи и приоритетные, утверждается, что «Россия будет и далее наращивать особо привилегированное стратегическое партнерство с Республикой Индией в целях повышения уровня и расширения взаимодействия во всех сферах на взаимовыгодной основе и уделять особое внимание увеличению объемов двусторонних торговых, инвестиционных и технологических связей, обеспечению их устойчивости к деструктивным действиям недружественных государств и их объединений» [11].
В 2010 г. РФ и Индия вышли на уровень «особо привилегированного стратегического партнерства», представляющего собой уникальный формат межгосударственного взаимодействия. Россия и Индия последовательно реализуют потенциал двустороннего партнерства во всех ключевых сферах с акцентом на ускоренное расширение промышленной кооперации, торговли и инвестиций. Обе страны нацелены на многополярное мироустройство, демократизацию экономики, стремятся играть ведущую роль в мировых делах. Позиция Индии важна для расширения присутствия РФ в Индийском океане. Однако необходимо понимать, что США и Индия также являются стратегическими партнерами. Превращение Индии в экономического и политического лидера Южной Азии делает ее желанным партнером для любой страны. Китайский фактор только укрепляет стратегическое партнерство США и Индии [12].
Долгосрочное стратегическое взаимодействие России с регионом Индийского океана включает четыре основных направления:
- геополитическое - расширение влияния за счет привлечения партнеров, участие в международных объединениях;
- военно-стратегическое - борьба с асимметричными угрозами безопасности, включая помощь региональным партнерам в борьбе с организованной преступностью, пиратством, региональным терроризмом и внутренней воинствующей оппозицией, укрепление региональных оборонных связей и проецирование силы;
- экономическое - усиление экономических интересов в самом Индийском океане и в Африке;
- научное направление - проведение морских научных исследований.
Геополитическое направление
В «большую игру» в Индийском океане включились не только великие державы (США, Китай, Индия), региональные державы (Иран, Египет, Пакистан), но и другие страны (Япония, Германия, Франция, Великобритания). Стратегическая безопасность региона во многом определяется безопасностью транзита через важные морские пути Индийского океана -Суэцкий канал (Египет), Баб-эль-Мандебский (Джибути-Йемен), Ормузский пролив (Иран-Оман) и Малаккский пролив (Индонезия-Малайзия). Индийский океан богат энергетическими и природными ресурсами. Более половины мировой морской торговли нефтью приходится на регион Индийского океана. Китай, Индия и Япония зависят от энергоресурсов, транспортируемых через регион Индийского океана. Внерегио-нальные акторы (Китай, США, Япония и Россия) уделяют этому региону пристальное внимание, стремясь повлиять на стабильность в регионе. Китай значительно расширил свое присутствие в регионе Индийского океана за последние 30 лет. Данный регион приобретает для Китая особое значение, поэтому Поднебесная все чаще акцентирует свои морские интересы, включающие экономическое развитие, управление территориями, энергетическую и продовольственную безопасность. Китайская инициатива «Морской шелковый путь XXI века» (The 21st-century Maritime Silk Road) предполагает создание трансконтинентального коридора через воды Средиземного моря, Индийского и Тихого океанов.
Основными интересами РФ в этом регионе является укрепление политического сотрудничества по вопросам международной безопасности; усиление политического взаимодействия в рамках отношений со странами БРИКС1. Сегодня из африканских стран в БРИКС состоит только Южно-Африканская республика (ЮАР), но существуют перспективы включения в объединение и других стран Африканского региона. Страны Африки заинтересованы не только в поставках из России продовольствия и энергоносителей, но и в стратегическом партнерстве в рамках таких структур, как БРИКС, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Евразийский экономический союз (ЕАЭС).
Участие в региональных объединениях может повысить роль РФ в регионе Индийского океана. Ассоциация регионального сотрудничества прибрежных стран Индийского океана (АРСИО) в настоящее время является крупнейшей организацией, которая стремится содействовать устойчивому
1 БРИКС - межгосударственное объединение, союз пяти государств: Бразилии, России, Индии, КНР, ЮАР.
развитию, сотрудничеству и торговле в пространстве Индийского океана1 [13]. В 2021 г. Россия получила статус партнера по диалогу Ассоциации регионального сотрудничества прибрежных стран Индийского океана (АРСИО) для укрепления связей в регионе [14]. Приоритеты России совпадают с целями и задачами форума в таких областях, как морская безопасность и противодействие пиратству, торговля и инвестиции, чрезвычайное реагирование, туристические и культурные связи, образование, наука и технологии. В 2022 г. Россия приняла участие в Международном семинаре АРСИО «Защита и восстановление морской среды». Взаимодействие с ассоциацией АРСИО будет способствовать усилиям России по расширению своего стратегического присутствия и влияния в Индийском океане. Индия приветствовала присоединение России к АРСИО в качестве партнера по диалогу [15].
Страны региона Индийского океана сталкиваются с общими традиционными и новыми угрозами безопасности. Необходимость противодействия этим угрозам создает естественную основу для сотрудничества. Военный потенциал, обмен информацией, опыт многосторонней дипломатии России могут иметь большое значение в обеспечении региональной безопасности в регионе Индийского океана. ШОС может сыграть значительную роль в данном процессе. Присоединение Индии и Пакистана в качестве полноправных членов и получение Шри-Ланки статуса партнера ШОС включили регион Индийского океана в повестку дня организации. В 2023 г. Индия председательствует в ШОС и в Большой двадцатке, участвует в БРИКС, что создает позитивные прогнозы российско-индийского сотрудничества.
Российское военное присутствие в Индийском океане, как и присутствие в сфере безопасности, неуклонно расширяется. Россия становится активным участником операций по борьбе с пиратством в зоне побережья Сомали. Одной из важнейших задач, решаемых военно-морским флотом России, является защита интересов российского судоходства в Мировом океане. Наиболее существенной угрозой судоходству выступает международное морское пиратство, среди основных очагов которого особо сложной ситуацией характеризуется район Аденского залива. В начале 2009 г. Россия нарастила военно-морское присутствие в Аденском заливе. К побережью Сомали прибыли большой противолодочный корабль Тихоокеанского флота «Адмирал Виноградов», тяжелый атомный ракетный крейсер (тарк) «Пётр Великий», большой противолодочный корабль «Адмирал Левченко» и ряд вспомогательных судов. Это был первый российский отряд боевых кораблей. В их задачу входило патрулирование вод Аденского залива, направленное на борьбу с пиратством. Российские моряки активно сотрудничали с коллегами из стран Евросоюза, НАТО и других государств, участвовавших в антипиратской борьбе. Происходило оперативное взаимодействие, обмен информацией, совместные тренировки, обмен опытом [16].
В феврале 2023 г. в южной части Индийского океана вблизи от побережья ЮАР прошло совместное военно-морское учение Exercise MOSI, в кото-
1 Ассоциация регионального сотрудничества прибрежных стран Индийского океана (АРСИО) создана в 1997 г. По состоянию на 2022 г. в ее состав вошли 23 члена: Австралия, Бангладеш, Коморские острова, Франция, Индия, Индонезия, Иран, Кения, Мадагаскар, Малайзия, Мальдивы, Маврикий, Мозамбик, Оман, Сейшельские острова, Сингапур, Сомали, Южная Африка, Шри-Ланка, Танзания, Таиланд, Объединенные Арабские Эмираты и Йемен - и 10 партнеров по диалогу: Китай, Египет, Россия, Германия, Италия, Япония, Турция, Южная Корея, Великобритания и США.
ром участвовали боевые корабли России, КНР и ЮАР [17]. Впервые такие учения прошли в водах ЮАР в ноябре 2019 г. Демонстрируя свои военные возможности, в 2019 г. Россия направила два бомбардировщика дальнего действия в Южную Африку. В последние годы Россия регулярно проводила в западной части Индийского океана совместные военно-морские учения с Ираном, Южной Африкой и Китаем. В 2019 г. Иран, Россия и Китай провели совместные учения в северной части Индийского океана и Оманском заливе. Надо отметить, что после победы исламской революции (1979 г. - Ред.) Иран впервые проводит учения с двумя морскими державами мира на таком уровне. В 2021 г. были совместные военно-морские учения Ирана и России в северной части Индийского океана, получившие название «Пояс безопасности», целью которых было укрепление безопасности и ее основ в регионе, а также расширение военно-морского сотрудничества двух стран.
С 2017 г. Россия заключила двусторонние оборонные или военно-морские соглашения с рядом государств региона, в том числе с Египтом, Центральноафриканской Республикой (ЦАР), Эфиопией, Мадагаскаром, Мозамбиком и Суданом. Несколько стран (Мадагаскар, Мозамбик и Судан) предоставили российским военным кораблям право доступа в свои порты, а Египет, ЦАР, Мадагаскар, Мозамбик и Судан разрешили российским ВВС использовать свое воздушное пространство [18].
Российский исследователь А.В. Куприянов назвал возвращением России в большую политику Индийского океана получение права разместить на территории Судана «пункт материально-технического обеспечения» для военно-морского флота, Порт-Судан, имеющий стратегическое значение для всего Индийского океана. Открытие этой базы ознаменует начало регулярного военного присутствия России в западной части Индийского океана. По мнению А.В. Куприянова, «Россию в регионе ждут, причем не только страны, находившиеся ранее в зоне советского влияния, такие как Мозамбик, Мадагаскар и Сейшелы, но и другие государства на побережье Восточной Африки и островах Индийского океана. В условиях китайской, индийской, европейской, американской экономической экспансии присутствие еще одного заинтересованного игрока даст им возможность проводить более гибкую политику, лавировать и маневрировать, в обмен предоставляя российским компаниям контракты, а флоту - базы и пункты снабжения» [19].
Экономические интересы России в Индийском охватывают такие сферы, как развитие совместных проектов как в сфере торговли, инвестиций, энергетики, так и в ряде социальных направлений (здравоохранение, образование). Москва стремится обеспечить свое присутствие в регионе, включая всестороннее экономическое взаимодействие со старыми советскими партнерами (такими, как Индия, Эфиопия, Мадагаскар, Мозамбик, Сейшельские острова и Судан) и новыми партнерами (например, Пакистан, Южная Африка).
Еще в 2000 г. появилась Концепция Российской политики в Африке. Концепция предусматривала участие в совместных бизнес-проектах в Африке государственных и частных компаний. В 2015 г. основная доля российских проектов в Африке была ориентирована больше на разведку и разработку минеральных ресурсов. Остальное приходилось на телекоммуникации, энергетику, создание инфраструктурных объектов, туризм, здравоохранение, образование [20].
Россия укрепляет дружественные связи с африканскими странами. В Концепции внешней политики России 2023 г. приоритетное внимание уделяется Африке. Способствуя дальнейшему становлению Африки в качестве самобытного и влиятельного центра мирового развития, Российская Федерация оказывает содействие в сферах безопасности. Россия стремится укрепить российско-африканское взаимодействие в различных сферах на двусторонней и многосторонней основе, в первую очередь, в рамках Африканского союза, Форума партнерства Россия - Африка. Поставлена цель в Концепции - увеличить объемы торговли и инвестиций с африканскими государствами и интеграционными структурами Африки (прежде всего Африканской континентальной зоной свободной торговли, Африканским экспортно-импортным банком и другими ведущими субрегиональными организациями), в том числе по линии ЕАЭС. По словам директора Центра изучения Африки НИУ ВШЭ А.А. Маслова, «российские производители успешно выходят на рынки Северной и Западной Африки, но пока не так заметны в Восточной. А там спрос растет даже быстрее, чем на севере и западе, из-за включения региона в динамично развивающееся Индо-Тихоокеанское пространство. Для нашего сотрудничества с восточной частью препятствием остается отсутствие подходящих транспортных коридоров» [21]. Растущие экономические интересы России в Африке трудно обеспечить без надежных морских коммуникаций, в том числе вдоль восточного побережья Африки, которые теперь становятся «значимыми районами (зонами)». Важным направлением российско-африканского взаимодействия является военно-техническое сотрудничество (ВТС), которое осуществляется в соответствии с международными правилами и ограничениями. В настоящее время отмечается значительное расширение российского присутствия на африканском рынке вооружений.
Научное направление
Главной научной задачей закрепления позиций РФ в регионе Индийского океана является проведение морских научных исследований. Антарктика продолжает оставаться в сфере российских государственных интересов. В 2020 г. Правительство России утвердило Стратегию развития деятельности Российской Федерации в Антарктике до 2030 г. В 2021 г. Правительство РФ разработало План мероприятий по реализации Стратегии развития деятельности Российской Федерации в Антарктике до 2030 г., включающий 8 разделов - всестороннее содействие сохранению и прогрессивному развитию системы Договора об Антарктике, проведение комплексных экспедиционных исследований Антарктики в рамках Российской антарктической экспедиции, охрана окружающей среды Антарктики, развитие комплексных фундаментальных и прикладных научных исследований в Антарктике и др. В разделе «Развитие комплексных фундаментальных и прикладных научных исследований в Антарктике» предполагается определение текущих и будущих климатических изменений в Антарктике; исследование состояния антарктических экологических систем как основы мероприятий по охране окружающей среды Антарктики и Южного океана; развитие информационной системы по природной среде Антарктики и Южного океана [22]. План мероприятий, подготовленный Правительством РФ, позволит модернизировать структуру зимовочных станций, создать на основе сезонной полевой базы «Русская» круг-
логодично действующую антарктическую станцию, планируется внедрить современные средства коммуникации и технологии, построить новое научно-исследовательское судно, оснастить Российскую антарктическую экспедицию двумя самолетами типа Ил-114, а на базе третьего создать комплексную аэрогеофизическую лабораторию [23].
Важную роль в научной дипломатии играет Индия. Научная дипломатия способствует достижению целей внешней политики страны - укреплению позиций в региональном соперничестве с Китаем; развитию научно-технологической сферы страны. Приоритетными направлениями научной дипломатии Индии стали участие в проектах мегасайенс, использование потенциала индийской научной диаспоры и вакцинной дипломатии, представляющую собой взаимодействие в области разработки и продвижения вакцин против COVID-19. Российский вектор сотрудничества реализуется в значительной мере в рамках БРИКС в области изучения климата, экологии, здравоохранения, агротехнологий. Однако двухстороннее сотрудничество между РФ и Индией может быть расширено в таких сферах, как энергетика, космос, здравоохранение, биотехнологии и кибербезопасность [24].
Заключение
Стратегическое соперничество мировых держав, в первую очередь Китая и США, а также Китая и Индии, конфликт России и Запада, возникновение феномена мирового большинства приводит к образованию союзов, выстраиванию новой архитектуры безопасности. Все заинтересованы в том, чтобы была система сдержек и противовесов, при которой все государства имели бы возможность реализовывать свои интересы, избегая конфликтов между крупными странами. Безопасность Индийского океана - это не региональная, а глобальная проблема. Современная конфронтация ускоряет российский поворот на Восток. Россия постепенно возвращает свое влияние в Индийском океане. Являясь членом СБ ООН, Россия опосредованно присутствует в регионе Большого Индийского океана и старается внести свой вклад в решение проблем сохранения мира и развития, входя в состав в региональных организациях. Участие РФ в таких международных организациях, как ШОС, БРИКС, АРСИО, позволит ей стабилизировать региональную безопасность, укрепить свой авторитет в регионе Индийского океана. РФ проводит гибкую внешнюю политику, учитывая интересы региональных акторов, у которых на первый план выходят экономические задачи. Россия с ее значительным военным, экономическим, научным потенциалом могла бы сыграть важную роль в обеспечении региональной безопасности Индийского океана, в частности, в операциях по ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф, поддержанию информационной безопасности, экономического и культурного развития. Совместные проекты в сфере образования и здравоохранения, научной деятельности помогут развитию региона. Важным партнером РФ в сферах экономического, научного сотрудничества может стать Индия. Весомый вклад в укрепление экономической интеграции индоокеанских стран вносит участие России в ШОС, в которую входят страны бассейна Индийского океана (Индия, Пакистан, Иран и Афганистан).
Список источников
1. National Security Strategy of the United States of America (2017) // URL: http://nssarchive.us/wp-content/uploads/2020/04/2017.pdf (accessed: 23.01.2023).
2. Лавров С.В.: создаваемые США альянсы AUKUS и Quad размывают форматы сотрудничества в АТР. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12562757?utm_source= yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (дата обращения: 28.04.2023).
3. Куприянов А.В. Индо-Тихоокеанский регион: индийский взгляд // Мировая экономика и международные отношения. 2021. Т. 65, № 5. С. 49-58.
4. Куприянов А.В. QUAD и безопасность Индо-Тихоокеанского региона // Ежегодник СИПРИ 2020: Вооружения, разоружение и международная безопасность. М. : Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова Российской академии наук, 2021. С. 809-820.
5. Куприянов А.В. Россия и Индия: проблемы и перспективы сотрудничества // Полис. Политические исследования. 2022. № 4. С. 63-76.
6. International Monetary Fund (IMF), World Economic Outlook Database, April 2019. URL: https://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2019/01/weodata/index.aspx (accessed: 28.04.2023).
7. Дас Кунду Н. Индо-Тихоокеанская экономическая структура: новый подход к региональному экономическому и торговому сотрудничеству. URL: https://ru.valdaiclub.com/a/high-lights/indo-tikhookeanskaya-ekonomicheskaya-struktura/?ysclid=lgw0b08dtz320630496) (дата обращения: 16.04.2023).
8. Коряковцев А.А., Ташлыков С.Л. Противостояние ВМФ СССР и ВМС США в Индийском океане в годы «холодной войны» // Военно-исторический журнал. 2019. № 7. С. 14-18.
9. Ивашенцов Г.А. Индийский океан: в игру включаются новые игроки // Международная жизнь. 2015. № 2. С. 105-117. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/1209?ysclid=lg9g92sozz 643452789 (дата обращения: 28.04.2023).
10. Морская доктрина Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 31 июля 2022 года). URL: http://www.kremlin.ru/events/presi-dent/news/69084 (дата обращения: 28.04.2023).
11. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 31 марта 2023 г.). URL: https://www.mid.ru/ru/detail-material-page/1860586/ (дата обращения: 28.04.2023).
12. Гарусова Л.Н., Журбей Е.В. Стратегическое партнерство Индии и США в XXI веке: региональный контекст // Вестник Забайкальского государственного университета. 2018. Т. 24, № 10. С. 65-75.
13. Moses O. Ogutu The Indian Ocean Rim Association: Lessons from this regional cooperation model // South African Journal of International Affairs. 2021. Vol. 28:1. Р. 71-92. URL: http://file:///C:/Users/Irina%20Zeleneva/Desktop/%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B%20%D0% B4%D0%BB%D 1%8F%20%D 1%81%D 1%82%D0%B0%D 1%82%D 1%8C%D0%B8/0gutu2021The IndianOceanRimAssociationLessonsfromthisregionalcooperationmodel.pdf (accessed: 28.04.2023).
14. 25 Anniversary. 07 March 2022. Indian Ocean Rim Association. 1997-2022. URL: https://www.iora.int/media/24335/final-iora-silver-jubilee-magazine-1.pdf (accessed: 28.04.2023).
15. Comment by Foreign Ministry Spokeswoman Maria Zakharova on the granting of dialogue partner status to Russia by the Indian Ocean Rim Association (IORA). URL: https://thewire.in/diplomacy/russia-bid-iora-partner-india (accessed: 28.03.2023).
16. Прямицын В.Н. Военно-морской флот России вносит все возрастающий вклад в борьбу с пиратством в Индийском океане. К 10-летию открытия антипиратской вахты ВМФ РФ у берегов Сомали. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voenno-morskoy-flot-rossii-vnosit-vsyo-vozrasta-yuschiy-vklad-v-borbu-s-piratstvom-v-indiyskom-okeane-k-10-letiyu-otkrytiya?ysclid= lgdukd5zoo64 6657078 (дата обращения: 28.03.2023).
17. Гаврилов Ю. В Индийском океане начинается военно-морское учение Exercise MOSI с участием России, Китая и ЮАР. URL: https://rg.ru/2023/02/17/v-indijskom-okeane-nachinaetsia-voenno-morskoe-uchenie-exercise-mosi-s-uchastiem-iuar-rossii-i-kitaia.html?ysclid=lh0ktz8wr0171783068
18. Ценный континент: зачем Россия расширяет военное сотрудничество с Африкой. URL: https://www.rbc.ru/politics/21/08/2018/5b7c05df9a7947342260319a (дата обращения: 28.04.2023).
19. Куприянов А.В. В Африку гулять: что даст России военное присутствие на берегах Индийского океана. URL: https://iz.ru/1086965/aleksei-kupriianov/v-afriku-guliat-chto-dast-rossii-voennoe-prisutstvie-na-beregakh-indiiskogo-okeana) (дата обращения: 28.04.2023).
20. Захарова С.В., Соколова О.Ю., ВласоваН.Л., СкворцоваВ.А., Скворцов А.О. Особенности внешнеэкономических связей России со странами Африки // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2021. № 1. С. 103-114. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/osobennosti-vneshneekonomicheskih-svyazey- rossii- so -stranami- afriki?ysclid= lgqgloihtz441466250 (дата обращения: 28.04.2023).
21. Селезнев М.Н. Чего ждать от российско-африканских экономических отношений. URL: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/62ddc8cb9a7947ad9188db4b (дата обращения: 28.04.2023).
22. План мероприятий по реализации Стратегии развития деятельности Российской Федерации в Антарктике до 2030 года. URL: http://static.government.ru/media/files/l1MiwzpjXdaEO2 h0tJZHhw 12xAp7Mx8k.pdf.)/ (дата обращения: 28.04.2023).
23. Решения, принятые на заседании Правительства 19 августа 2020 года. URL: http://go-vernment.ru/news/40250/ (дата обращения: 28.04.2023).
24. Дежина И.Г. Научная дипломатия в Индии. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/nauchnaya-diplomatiya-v-indii/?ysclid=lgw1h6j49q323586076 (дата обращения: 28.04.2023).
References
1. USA. (2017) National Security Strategy of the United States of America. [Online] Available from: http://nssarchive.us/wp-content/uploads/2020/04/2017.pdf (Accessed: 23rd January 2023).
2. Lavrov, S.V. (2021) Sozdavaemye SShA al'yansy AUKUS i Quad razmyvayut formaty sotrud-nichestva v ATR [The AUKUS and Quad alliances created by the United States are eroding the formats of cooperation in the Asia-Pacific region]. [Online] Available from: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panora-ma/12562757?utm_source= yandex.ru&utm_ medium= organic&utm_campaign =yandex.ru& utm_referrer=yandex.ru (Accessed: 28th April 2023).
3. Kupriyanov, A.V. (2021) Indo-Tikhookeanskiy region: indiyskiy vzglyad [Indo-Pacific region: Indian view]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 65(5). pp. 49-58.
4. Kupriyanov, A.V. (2021) QUAD i bezopasnost' Indo-Tikhookeanskogo regiona [QUAD and security in the Indo-Pacific region]. In: Ezhegodnik SIPRI 2020: Vooruzheniya, razoruzhenie i mezhdunarodnaya bezopasnost' [SIPRI Yearbook 2020: Arms, Disarmament and International Security]. Moscow: National Research Institute of World Economy and International Relations. pp. 809-820.
5. Kupriyanov, A.V. (2022) Rossiya i Indiya: problemy i perspektivy sotrudnichestva [Russia and India: Problems and prospects for cooperation]. Polis. Politicheskie issledovaniya. 4. pp. 63-76.
6. International Monetary Fund (IMF). (2019) World Economic Outlook Database. [Online] Available from: https://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2019/01/weodata/index.aspx (Accessed: 28th April 2023).
7. Das Kundu, N. (n.d.) Indo-Tikhookeanskaya ekonomicheskaya struktura: novyy podkhod k regional'nomu ekonomicheskomu i torgovomu sotrudnichestvu [Indo-Pacific economic structure: a new approach to regional economic and trade cooperation]. [Online] Available from: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/indo-tikhookeanskaya-ekonomicheskaya-struktura/?ysclid=lgw 0b08dtz320630496) (Accessed: 16th April 2023).
8. Koryakovtsev, A.A. & Tashlykov, S.L. (2019) Protivostoyanie VMF SSSR i VMS SShA v Indiyskom okeane v gody "kholodnoy voyny" [Confrontation between the USSR Navy and the US Navy in the Indian Ocean during the Cold War]. Voenno-istoricheskiy zhurnal. 7. pp. 14-18.
9. Ivashentsov, G.A. (2015) Indiyskiy okean: v igru vklyuchayutsya novye igroki [Indian Ocean: new players are joining the game]. Mezhdunarodnaya zhizn'. 2. pp. 105-117. [Online] Available from: https://interaffairs.ru/jauthor/material/1209?ysclid=lg9g92sozz643452789 (Accessed: 28th April 2023).
10. Russian Federation. (2022) Morskaya doktrina Rossiyskoy Federatsii (utverzhdena Prezidentom Rossiyskoy Federatsii V.V. Putinym 31 iyulya 2022 goda) [Maritime doctrine of the Russian Federation (approved by the President of the Russian Federation V.V. Putin on July 31, 2022)]. [Online] Available from: http://www.kremlin.ru/events/president/news/69084 (Accessed: 28th April 2023).
11. Russian Federation. (2023) Kontseptsiya vneshney politiki Rossiyskoy Federatsii (utverzhde-na Prezidentom Rossiyskoy Federatsii V. V. Putinym 31 marta 2023 g.) [The concept of foreign policy of the Russian Federation (approved by the President of the Russian Federation V.V. Putin on March 31, 2023)]. [Online] Available from: https://www.mid.ru/ru/detail-material-page/1860586/ (Accessed: 28th April 2023).
12. Garusova, L.N. & Zhurbey, E.V. (2018) Strategicheskoe partnerstvo Indii i SShA v XXI veke: regional'nyy kontekst [Strategic partnership between India and the USA in the 21st century: The regional context]. Vestnik Zabaykal'skogo gosudarstvennogo universiteta. 24(10). pp. 65-75.
13. Onyago Ogutu, M. (2021) The Indian Ocean Rim Association: Lessons from this regional cooperation model. South African Journal of International Affairs. 28(1). pp. 71-92.
14. IORA. (2022) 25 Anniversary. March 7, 2022. Indian Ocean Rim Association. 1997-2022. [Online] Available from: https://www.iora.int/media/24335/final-iora-silver-jubilee-magazine-1.pdf (Accessed: 28th April 2023).
15. Russian Federation. (2020) Comment by Foreign Ministry Spokeswoman Maria Zakharova on the granting of dialogue partner status to Russia by the Indian Ocean Rim Association (IORA). [Online] Available from: https://thewire.in/diplomacy/russia-bid-iora-partner-india (Accessed: 28th April 2023).
16. Pryamitsyn, V.N. (2018) The Russian Navy is making an ever-increasing contribution to the fight against piracy in the Indian Ocean. Voenno-istoricheskiy zhurnal. 10. (In Russian).
17. Gavrilov, Yu. (2023) VIndiyskom okeane nachinaetsya voenno-morskoe uchenie Exercise MOSI s uchastiem Rossii, Kitaya i YuAR [The Exercise MOSI naval exercise begins in the Indian Ocean with the participation of Russia, China and South Africa]. [Online] Available from: https://rg.ru/2023/02/17/v-indijskom-okeane-nachinaetsia-voenno-morskoe-uchenie-exercise-mosi-s-uchastiem-iuar-rossii-i-kitaia.html?ysclid=lh0ktz8wr0171783068
18. RBC. (2018) Tsennyy kontinent: zachem Rossiya rasshiryaet voennoe sotrudnichestvo s Afrikoy [Valuable continent: why Russia is expanding military cooperation with Africa]. [Online] Available from: https://www.rbc.ru/politics/21/08/2018/5b7c05df9a7947342260319a (Accessed: 28th April 2023).
19. Kupriyanov, A.V. (2020) VAfriku gulyat': chto dast Rossii voennoe prisutstvie na beregakh Indiyskogo okeana [To go for a walk in Africa: what a military presence on the shores of the Indian Ocean will give Russia]. [Online] Available from: https://iz.ru/1086965/aleksei-kupriianov/v-afriku-guliat-chto-dast-rossii-voennoe-prisutstvie-na-beregakh-indiiskogo-okeana) (Accessed: 28th April 2023).
20. Zakharova, S.V., Sokolova, O.Yu., Vlasova, N.L., Skvortsova, V.A. & Skvortsov, A.O. (2021) Osobennosti vneshneekonomicheskikh svyazey Rossii so stranami Afriki [Foreign economic relations between Russia and African countries]. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki. 1. pp. 103-114.
21. Seleznev, M.N. (2022) Chego zhdat' ot rossiysko-afrikanskikh ekonomicheskikh otnosheniy [What to expect from Russian-African economic relations]. [Online] Available from: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/62ddc8cb9a7947ad9188db4b (Accessed: 28th April 2023).
22. Russian Federation. (n.d.) Plan meropriyatiy po realizatsii Strategii razvitiya deyatel'nosti Rossiyskoy Federatsii v Antarktike do 2030 goda [Action plan for the implementation of the Strategy for the development of activities of the Russian Federation in Antarctica until 2030]. [Online] Available from: http://static.government.ru/media/files/l1MiwzpjXdaEO2h0tJZHhw12xAp7Mx8k.pdf (Accessed: 28th April 2023).
23. Russian Federation. (2020) Resheniya, prinyatye na zasedanii Pravitel'stva 19 avgusta 2020 goda [Decisions adopted at the Government meeting on August 19, 2020]. [Online] Available from: http://government.ru/news/40250/ (Accessed: 28th April 2023).
24. Dezhina, I.G. (2023) Nauchnaya diplomatiya v Indii [Science diplomacy in India]. [Online] Available from: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/nauchnaya-diplomatiya-v-indii/?ysclid=lgw1h6j49q323586076 (Accessed: 28th April 2023).
Сведения об авторе:
Зеленева И.В. - доктор исторических наук, профессор кафедры мировой политики Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург, Россия). E-mail: [email protected]
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Information about the author:
Zeleneva I.V. - Dr. Sci. (History), professor of the Department of World Politics, St. Petersburg State University (Saint Petersburg, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 10.07.2023; одобрена после рецензирования 28.11.2023; принята к публикации 13.12.2023
The article was submitted 10.07.2023; approved after reviewing 28.11.2023; accepted for publication 13.12.2023