COMPONENTS OF THE PHILOSOPHY OF SOCIAL SERVICE OF THE DAGESTANI SOCIETY
Abdullaeva Zaira Pashaevna, Under-graduate Student, Faculty of Psychology and Philosophy, Dagestan State University, Makhachkala E-mail: abdullaeva_zaira@bk.ru
The article addresses the issue of service D. in the history of philosophical thought. The author comes to the idea that philosophy found their service intermediaries in the form of man who loves to think, by which to exercise their Ministry through different types, methods and functions. Service philosophy begins with the simple understanding about your purpose in this world and to help solve urgent problems such as extremism, terrorism, education, etc. Keywords: philosophy; history of philosophy of Ministry; society; Dagestani society; extremism; terrorism; philosophers of our time.
СЛАГАЕМЫЕ СОЦИАЛЬНОГО СЛУЖЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ДАГЕСТАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ
В статье затрагивается проблема служения философии обществу в истории философской мысли. Автор приходит к мысли, что философия нашла своему служению посредника в виде человека, любящего мыслить, с помощью которого реализовывала свое служение через различные виды, способы и функции. Служение философии начинается с простого осмысления о своем предназначении в этом мире и до помощи в разрешении актуальных проблем современности таких, как экстремизм, терроризм, образование и т.д. Ключевые слова: философия; история философии служения; общество; дагестанское общество; экстремизм; терроризм; философы современности.
С древнейших времен люди задавались вопросами о собственной сути, о человеке, его предназначении и взаимоотношении общества и природы. Позже в этих вопросах и многих других человеку стала помогать разобраться философия, сопровождавшая его на протяжении всей цивилизованной истории и служа ему верой и правдой.
Наверняка многие также задумывались о том, почему же люди обращаются к философии, существует ли вообще необходимость в факте философствования? Если понимать под необходимостью "полезность" для чего-то другого, то философия не является необходимой, по крайней мере, на первый взгляд. Можно вспомнить Аристотеля, который заявил: "Все другие науки более необходимы, нежели философия, но лучше нет ни одной"[10]. Ведь полезность - понятие относительное, она присутствует только по отношению к цели. А первоочередная цель для каждого - существа быть самим собой. А человек, когда он является самим собой, имеет свободный чистый разум, обладающий потребностью мыслить.
Все-таки рано или поздно практически каждый человек обращается к философии, чтобы найти ответы на свои вопросы или отыскать начало пути, по которому идти, чтобы попытаться ответить самостоятельно. Во многих, если не во всех случаях, когда человеку приходится принимать ответственные решения, он вынужден становиться философом.
Но не только в этом заключено социальное служение философии. Философия в качестве служения обществу выполняет ряд взаимосвязанных функций, через которые реализуется ее назначение.
Социальное значение философии состоит как в выполняемых ее функциях, так и в том, что ее субъекты - философы - на протяжении столетий разрешают универсально-мировоззренческие проблемы. Среди социальных функций философии, как известно, можно выделить: мировоззренческую, гносеологическую, методологическую, информационно-коммуникативную, ценностно-ориентирующую,
УДК 101.29
©Абдуллаева З.П., 2016
СО
1-й
о
CU
-О Q-LQ СК Ь-X ш О
о
CU
со
S
53
АБДУЛЛАЕВА Заира Пашаевна, магистрант, факультет Психологии и философии, Дагестанский государственный университет, Махачкала abdullae \/а_ га'1га@Ьк. г и
критическую, интегрирующую, идеологическую, воспитательную, прогностическую, проектировочную и другие. Именно мировоззренческая функция философии дает человеку возможность сформировать систему взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также жизненные позиции человека, убеждения, принципы, идеалы. Мировоззрение определяет наш образ жизни, определяет нашу жизнь как целостность, а не отдельные поступки. Такая функция философии, как критическая, выполняет задачи преодоления устаревших догм и взглядов. Эта роль философии особенно четко выражена в трудах Бэкона, Декарта, Гегеля, Маркса. Философия выполняет и прогностическую функцию, реализуемую в построении моделей будущего. Одно из существенных мест в арсенале функций философии занимает интегративная, состоящая в обобщении и систематизации всех форм человеческого опыта и знаний - практического, познавательного, ценностного. Только на базе такой интеграции можно успешно решать проблемы гармонизации общественной жизни.
Философия не только дает единое понимание происходящих в мире явлений, но и разрабатывает общий метод познания, который представляет собой совокупность взаимосвязанных принципов или требований, сформулированных на основе открываемых в действительности и в познании всеобщих законов и являющихся выводом из истории развития общественного познания.
Среди философов древности проблему служения философии через любовь к мудрости и познанию можно найти в трудах Сократа, Пифагора, Платона, Аристотеля и многих других. Они считали, что передаваемая потомкам через коммуникативную и воспитательную функции сила знаний, выполняла также и идеологическую и прогностическую роль в виде истины, которая являла собою новую пищу для ума, а значит знания для последующих поколений. Так, друг и ученик Платона Аристотель, когда-то сказал: "Пусть мне дороги друзья и истина, однако долг повелевает отдать предпочтение истине"[3], в результате сместив акценты в собственном познании на физический (материальный) мир. Сознанию Аристотеля больше импонировало интеллектуальное развитие, чем интуитивное.
Русский философ, один из идеологов марксизма Г.В. Плеханов значимость философии в истории видел через служение обществу и
удовлетворение нужд общества. Он подчёркивал, что "изменения общественных отношений обусловлены явлениями, отражёнными в учении о причинно-следственных взаимосвязях материального и духовного мира"[13]. Мы добавим то, что философия через человека направляет нас на служение обществу и удовлетворение нужд общества.
Несмотря на историческую отдаленность идей античности, многие современные философы придерживаются мировоззренческих взглядов Аристотеля. К примеру, проф. М.И. Билалов, поддерживая взгляды Аристотеля и других древнегреческих философов, видит служение философии в правильной координации усилий в познавательной культуре, которая позволяет определить научные пути поиска истины. Профессор считает, что главной задачей служения философии обществу является: "повышениеуровня профессионально-педагогической подготовки работников образования и просвещения, во многом зависящей от проведения его в соответствие с научными требованиями к организации учебно-воспитательного процесса" [6]. Как яркий представитель философского служения обществу сам М.И. Билалов практически демонстрирует такие функции, как методологическая, интегральная, критическая, прогностическая и гносеологическая, через интеграцию педагогов и институтов образования для повышения уровня познавательной культуры и качества воспитания молодого поколения.
Б.И. Пружинин [12,7], рассматривает служение философии обществу через поддержание русской философской мысли как конкурентоспособной и составной частью мировой философии и размышляет о видах развития философии в России, приводя пример начала работы проекта по созданию 40-томного издания о философах России, ихтеме и опыте исследования. Хочется вдобавок к мыслям Б.И. Пружинина написать, что на сайте http:// www.dagphilos.narod.ru/philos.htm вывешен список наших дагестанских философов, где можно просмотреть список трудов автора и ознакомиться с идеями ученого. Последующее рассмотрение темы своей статьи о слагаемых социального служения философии продолжим на примерах ее роли в дагестанском обществе.
Проблему служения философии обществу раскрывает в своей статье К.К. Абасов "К 10-летию философского отделения ДГУ" [1, 145], где рассказывает о становлении отделения философии ДГУ, которое на протяжении бо-
лее десяти лет выполняет ряд функций, направленных на увеличение мыслящего контингента в кругах молодежи. В статье автор отмечает профессорско-преподавательский состав единомышленников, применяющих всевозможные методы для погружения студентов в разделы философии: гносеологии, онтологии, аксиологии. Автор отмечает выдающуюся роль в создании и организации отделения профессора М.И. Билалова, который положил, по существу, начало подлинно философской школе в Дагестане, за поддержание философской мысли в регионе новой генерации, проведением конференций и изданиями сборников, в которых видные философы России публикуют выводы своего научного опыта, делятся новыми идеями и творческими направлениями в философии. Статьи становятся своего рода визитной карточкой и способом знакомства с работами своих коллег, а значит созданием творческих коллективов единомышленников, направленных на служение философии обществу. На такой основе мотивация студентов, применённая в образовательном процессе, является способом "побуждения к приобретению новых, необходимых ему знаний, умений, навыков, к самостоятельной работе и к творчеству" [14,142], которые ведут к формированию личностных качеств и росту студента, постепенно превращая его в специалиста.
Так X. Ортега-и-Гассет, отвечая на вопрос: "Существует ли вообще необходимость в жизненном факте философствования?", писал следующее: "... необходимостью для каждого существа быть самим собой: для птицы - летать, для рыбы - плавать, для ума - философствовать. Эта необходимость в осуществлении функции или акта нашего существования является самой высокой, самой существенной необходимостью" - и далее - "Философия возникает не по причине полезности, однако не из беспричинного каприза. Она является основной потребностью разума" [11].
Хочется сказать и о том, что философия, служа обществу, отвечает на актуальные вопросы сегодняшнего дня. Одним из жгучих проблем нашего общественно-политического бытия, конечно же, является распространение религиозно-политического экстремизма на территории Северного Кавказа и в частности в Дагестане. Рассмотрением данного вопроса занимались такие представители философской мысли Дагестана, как: М.А. Абдуллаев, М.И. Би-лалов, A.M. Буттаева, К.Г. Гусаева, М.Я. Яхьяев и другие. Ведь профессиональным долгом именно философов является глубокое осмысление
судьбоносных проблем, которыми живет общество.
У каждого свое понимание этой проблемы. Даются различные формулировки терроризму и экстремизму. Профессор М.И. Билалов отмечает, что это явление многопричинно и один из основных факторов, который провоцирует его, - это нежелание представителей различных религиозных течений идти на компромиссы, нежелание слушать и слышать своих оппонентов. Автор считает, для того, чтобы выявить ключевые истоки и причины экстремизма и терроризма, необходимо изучение не только социально-политических, экономических и иных факторов, но также необходимо выявить идейные, глубинные различия суфизма с салафизмом (ваххабизмом) [4,23-24; 5,177180; 7,9].
В.Х. Акаев отмечает, что деятельность ваххабизма в России - представляла собой идеологическую и политическую угрозу для традиционного ислама, в том числе суфизма, существующего на Северо-Восточном Кавказе. Религиозно-политический экстремизм, подчеркивает автор, являясь выраженной политической и культурной установкой, представлял собой военно-политическую угрозу для общества и государства. Несмотря на то, что суфизм подвергается критике и даже преследованиям со стороны религиозных радикалистов, но все же десятки миллионов людей считают себя последователями этого течения, которое играет важную роль в духовной и культурной жизни исламского общества. Теоретическую сторону суфизма в контексте ислама, профессор считает, необходимо рассматривать как религиозно-философское учение, основанное на мистицизме, посредством которого определяется взаимоотношение Бога и человека, указывается духовный путь, нацеленный на самосовершенствование личности [2,3].
Для того чтобы осознавать серьезность данной проблемы, человек должен понимать, что такое ислам, что представляют из себя его течения. Но, к сожалению, низкий уровень культуры, непонимание основ своей религии, все это и осложняет на сегодняшний день решение данной проблемы, а именно борьбу с терроризмом и экстремизмом. Необходимо получать качественное образование и приобщаться к мировой духовной культуре.
Профессор В.Х. Акаев усматривает также, служение философии обществу - в просветительской деятельности, и свой вклад в это дело видит через написание статей о выдающихся
со
1-й
о си
-О Q-LQ СК
ь-X ш
о о
CU
со
S
55
философах современности. Статьи, приуроченные к юбилеюученых, рассказываютотвор-ческом пути мыслителей, их интересах в науке и достижениях. Биография помогает молодым ученым осознать всю тяжесть научного поиска и силу воли ученого, преодолевающего невзгоды на его пути науки. Он является одним из тех, кто старается заполнить образовательный вакуум чеченской молодежи через ознакомление с мыслителями чеченского народа и способами приобщения к культуре и традициям через мифы, сказки и легенды.
A.M. Буттаева философию считает стержнем выдвигаемых концепций в образовании на пути формирования гармоничной личности, а K.M. Магомедов среди общих закономерностей развития науки и образования в видетео-ретизации, формализации, математизации, информатизации считает необходимым сказать и о "философизации" как важной тенденции современного знания, отражающейся в образовательной сфере [8,248; 9,20-21 ].
K.M. Магомедов служение философии раскрывает через осознание того, что именно философия является центром выпуска высококвалифицированных кадров в исследовательской и образовательной сфере. Им перечисляются Московский, Санкт-Петербургский и Ростовский университеты, которые, согласно существовавшей традиционной практики целевого распределения специалистов, насыщали республики учеными, передававшими свои знания и умения обществу. После отмены этой практики регионы ощутили диспропорцию в кадрах и выходом из этого положения. K.M. Магомедов находит открытие философского отделения в Даггосуниверситете со специализацией "онтология и теория познания" профессором М.И. Билаловым и объясняет выбор профессора, перечисляя обстоятельства: новизна направления в философских кругах дагестанской науки; сокровищница мировой и отечественной философии, оставшаяся без внимания дагестанских ученых; образовательные стандарты подготовки студентов, магистров и аспирантов всех без исключения специальностей предполагают обширное чтение не традиционных классических курсов философии, а преимущественное внимание методологии и философии науки; личный вклад профессора М.И. Билалова, председателя Да-гес- танского отделения Российского философского общества, зав. кафедрой онтологии и теории познания, усилиями которого и состоялось открытие философской специализации в университете [9,20-21 ].
Добавим, что профессорско-преподавательский состав факультета психологии и философии, кафедры онтологии и теории познания в своей работе, посвященной знакомству студентов с авторами "любителей мудрости" всех эпох истории философской мысли, начинает с профориентационной работы в средних учебных заведениях, целенаправленно работая с потенциальными абитуриентами для привлечения на факультет мыслящей молодежи. После поступления на факультет проводится праздничное мероприятие "посвящение в первокурсники", а затем ритуальное "посвящение в философы", направленные на знакомство с преподавателями, получение первых философских книг в подарок, демонстрация первокурснику всех возможностей и направлений для реализации своего потенциала в студенческой жизни.
Заключение. Именно через человека как носителя разума, обладателя вербальными и невербальными видами общения, обладающего критическим складом ума, методологическими подходами построения своего бытия, философия смогла реализовать себя, служа верой и правдой тем, кто вступил в ее ряды -ряды любителей мудрости в лице философов древности, современности и просто людей, любящих мудрость.
Литература:
1. Абасов К.К. К 10-ти летию философского отделения ДГУ // Гуманитарный юг России. - 2015. -№3. - С. 145.
2. Акаев В.Х. Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе // Институт этнологии и антропологии РАН. Документ. - 1999. - № 127. - С. 3.
3. Аристотель. Никомахова этика. [Электронная библиотека LibOk.Net] URL:http://www.libok.net/ write r/4021/kniga/49260/aristotel/nikomah ova _etika/ (дата обращения 21.07.2016)
4. Билалов М.И. Влияние ислама и суфизма на познавательную культуру // Исламоведение. -2012. - №3. - С. 23-34.
5. Билалов М.И. Гносеологические идеи в религиозном сознании // Вопросы философии. - 2011. -№8.-С. 177-180.
6. Билалов М.И. Истина, знание, убеждение: [Direct Media интернет-магазин умных книг] URL: http:// www.directmedia.ru/bookview_130036_lstina_ Znanie_Ubezhdenie/ (дата обращения 30.07.2016)
7. Билалов М.И. Философско-гносеологические разногласия суфизма с ортодоксальным исламом как один из источников экстремизма // Идеологические и психологические основы профилактики и предупреждения экстремизма и терроризма в современной России : материалы Всероссийской научно-практической конференции (26-27 ноября 2014 г.). - Махачкала. - 2012. - С.9.
8. Буттаева A.M. Идеалы исламской образовательной культуры в Дагестане // Вестник ДГУ. - 2011. Вып. 5.-С. 248.
9. Магомедов K.M. Некоторые составляющие новой концепции образования // Философское образование. - 2014. - № 1(5). - С. 20-21. Ю.Мамардашвили М.К Как я понимаю философию. [Библиотека "Полка букиниста"] URL: http:// polbu.ru/mamardashviN_understandphilo/ (дата обращения 1.08.2016)
11.0ртега-и-Гассет.Х. Что такое философия. [Электронный ресурс] URL: http://www.gumer.info/ bogoslov_Buks/Philos/gass/02.php (дата обращения 2.08.2016)
12.Пружинин Б.И. Философия России сегодня: тенденции и перспективы // Гуманитарные исследо-
вания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.-2014,-№3 (29).-С. 7.
13.Служение - созидательная основа миров человеческого будущего. [Электронный ресурс] URL: http://www.iissiidi.org/svzi-s-naukoj/sociologiya/ na uchpop-stati/sl uzhenie-sozida tel naya-os nova-mi rov-chelovecheskogo-budushhego.html (дата обращения 23.07.2016)
14. Тол сто ко ров Е.С. Воспитание познавательной деятельности студента дисциплинами музыкального цикла // Kant - 2013. - № 1(7). - С.142.
DEVELOPMENT OF GEO-IDEOLOGICAL PARADIGM IN THE STUDY OF THE CONFRONTATION BETWEEN "SEA POWER" AND "LAND POWER" DURING THE ANTIQUITY AND THE MIDDLE AGES
Abdurazakov Ruslan Abdurazakovich, PhD of Historical sciences, Associate Professor, Dagestan State University, Makhachkala
E-mail: Rusiani808i972@maii.ru
in this article the author examines the confrontation between "Sea Power" and "Land Power" in the writings of Herodotus, Aristotle, Plato, Thucydides, Xenophon and other ancient and medieval authors. This phenomenon is considered from the concept of geo-ideoiogicai paradigm. The author explores the reasons for the lack of understanding of this phenomenon in the East until the end of the twentieth century. Keywords: confrontation between "Sea Power" and "Land Power"; geo-ideoiogicai paradigm.
ГЕОИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ВОСПРИЯТИИ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО ДУАЛИЗМА "СУШИ" И "МОРЯ" В ДОКПА ССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
УДК 327.51
со
1-й
О си
-О Q-LQ CK
О
о cu
m
Статья посвящена выделению геоидеологического направления в интерпретации фундаментального геополитического дуализма и изучению его эволюции в период античного мира и Средневековья. На предмет анализа идеологической составляющей бинарности "Суша - Море"рассмотрены труды Геродота, Аристотеля, Платона, Фукидида, Ксенофонта и других античных и средневековых авторов. Проанализированы причины отсутствия в данный период фактов изучения рассматриваемого феномена в рамках восточной геополитической мысли.
Ключевые слова: фундаментальный геополитический дуализм; геоиделоги-ческая парадигма; континентально-океаническая дихотомия.
© А бдуразаков P.A., 2016
Как известно, одним из непреложных законов геополитики является закон фундаментального дуализма. Две стихии - Земля и Вода -лежат в основе качественного представления человека о земном пространстве. На уровне глобальных геополитических феноменов, Суша и Море породили термины - талассократия и теллурократия, т.е. "могущество посредством моря" и "могущество посредством суши". Основоположники западной геополитики конца XIX - первой половины XX вв. (А. Мэхэн, X. Макиндер, К. Хаусхофер, К. Шмитт и др.) считали данный исторический антагонизм глобальным и вечным. Фундаментальный геополитический дуализм встречается также под следующими "именами": "континентально-океаническая дихотомия", "матери-ково-океаническая поляризация", "планетарный дуализм", "бинарность Суша-Море", "антитеза Континент-Океан" и др.
Сегодня накоплен значительный опыт как в изучении этого феномена, так и в его методологическом использовании при анализе
АБДУРАЗАКОВ Руслан Абдуразакович, кандидат исторических наук, доцент, кафедра Всеобщей истории, Дагестанский государственный университет, Махачкала Rustan i808!972@maii.ru