Научная статья на тему 'Сладж-инструменты противодействия финансовым пирамидам'

Сладж-инструменты противодействия финансовым пирамидам Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
финансовые пирамиды / цифровые финансовые пирамиды / инструменты противодействия / сладжи / наджи / финансовое поведение / Ponzi schemes / digital pyramid schemes / countermeasures / sludges / nudges / financial behaviour

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М. В. Рыжкова, Э. Р. Кашапова

Финансовые пирамиды адаптируются к современным условиям цифровизации и мимикрируют под различные организации. Организаторы подобных схем часто апеллируют к личным качествам человека, таким как жадность и желание быстро разбогатеть. В связи с чем актуализируется необходимость разработки новых методов противодействия финансовым пирамидам, которые учитывают особенности поведения индивида при принятии решений. Статья посвящена подбору сладж-инструментов для борьбы с цифровыми финансовыми пирамидами. Методологическую основу составили концепции поведенческой экономики, в частности, теории подталкивания (nudges vs sludges). Методы работы включали мозговой штурм и фокус-группу. Информационную базу составили первичные качественные исследования, глубинное интервью с непрофессиональными инвесторами и с экспертами финансового рынка в 2022 г. Определено понятие сладжа и представлены типы сладж-инструментов. Составлен авторский перечень сладж-инструментов и набор инструментов противодействия финансовым пирамидам, применяемых на практике, которые включают законодательные ограничения, мониторинг деятельности финансовых пирамид, финансовое просвещение, информационноправовую систему, самокоординацию вкладчиков, персональный подход. Сделан вывод, что сладж-инструменты отличаются по длительности воздействия и скорости получения результата. Так, быстрый эффект дают краткосрочные сладжи, предотвращающие инвестирование в финансовые пирамиды без предварительной подготовки участника: размещение плаката с предупреждением о финансовых пирамидах, тщательное прочтение договора, обязательное ознакомление со «Списком компаний с выявленными признаками нелегальной деятельности на финансовом рынке» Банка России, тест на оценку риска снижения цены или утраты актива, услуги финансового советника как обязательный этап инвестирования. Результаты исследования вносят вклад в понимание необходимости разработки проактивных (предупредительных) мер по противодействию мошенническим схемам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sludges against Ponzi schemes

Pyramid schemes are adapting to the digitalisation era and mimicking various organisations. The organisers of these schemes quite often appeal to such human qualities as greed and the desire to get rich quickly. Thus, it is becoming increasingly relevant to develop new methods for countering pyramid schemes taking into account modern realities and behavioural characteristics of an individual decision-maker. The focus of the research is on selecting sludge tools to fight against digital pyramid schemes. Methodologically, the study relies on the concepts of behavioural economics, in particular, of the nudge theory (nudges vs sludges). The methods include brainstorming, focus groups. The evidence comes from primary qualitative research, in-depth interviews with both non-professional investors and experts in the field of financial market held in 2022. The analysis allowed defining the concept of sludge and present the types of sludge tools. The paper provides an original list of sludge tools as well as a set of practical tools to counter pyramid schemes, which, in particular, consists of legal restrictions, monitoring of Ponzi schemes’ activities, financial enlightenment, a legal information system, self-coordination of investors, and an individual approach. The paper concludes that sludge tools differ in terms of the length of impact and the speed of obtaining a result. Short-term sludges generate a fast effect and prevent from investing in pyramid schemes without preliminary preparation of participants; they, for instance, include placing a poster with a warning against Ponzi schemes, ensuring a careful reading of the contract, mandatory familiarisation with the List of entities with detected signs of illegal activities in the financial market created by the Bank of Russia, taking a risk test for assessing the probability of a decreased price or lost asset, ensuring advice of a financial counsellor as an obligatory stage of investment. The findings contribute to the understanding of the need for proactive (preventive) measures’ development aimed at countering fraudulent schemes.

Текст научной работы на тему «Сладж-инструменты противодействия финансовым пирамидам»

DOI: 10.29141/2658-5081-2024-25-1-3

EDN: QNTLPD

JEL classification: O17, G02

государственный университет; политехнический университет,

государственный университет; политехнический университет,

М. В. Рыжкова Национальный исследовательский Томский Национальный исследовательский Томский г. Томск, РФ

Э. Р. Кашапова Национальный исследовательский Томский Национальный исследовательский Томский г. Томск, РФ

Сладж-инструменты противодействия финансовым пирамидам

Аннотация. Финансовые пирамиды адаптируются к современным условиям цифрови-зации и мимикрируют под различные организации. Организаторы подобных схем часто апеллируют к личным качествам человека, таким как жадность и желание быстро разбогатеть. В связи с чем актуализируется необходимость разработки новых методов противодействия финансовым пирамидам, которые учитывают особенности поведения индивида при принятии решений. Статья посвящена подбору сладж-инструментов для борьбы с цифровыми финансовыми пирамидами. Методологическую основу составили концепции поведенческой экономики, в частности, теории подталкивания (nudges vs sludges). Методы работы включали мозговой штурм и фокус-группу. Информационную базу составили первичные качественные исследования, глубинное интервью с непрофессиональными инвесторами и с экспертами финансового рынка в 2022 г. Определено понятие сладжа и представлены типы сладж-инструментов. Составлен авторский перечень сладж-инструментов и набор инструментов противодействия финансовым пирамидам, применяемых на практике, которые включают законодательные ограничения, мониторинг деятельности финансовых пирамид, финансовое просвещение, информационно-правовую систему, самокоординацию вкладчиков, персональный подход. Сделан вывод, что сладж-инструменты отличаются по длительности воздействия и скорости получения результата. Так, быстрый эффект дают краткосрочные сладжи, предотвращающие инвестирование в финансовые пирамиды без предварительной подготовки участника: размещение плаката с предупреждением о финансовых пирамидах, тщательное прочтение договора, обязательное ознакомление со «Списком компаний с выявленными признаками нелегальной деятельности на финансовом рынке» Банка России, тест на оценку риска снижения цены или утраты актива, услуги финансового советника как обязательный этап инвестирования. Результаты исследования вносят вклад в понимание необходимости разработки проактивных (предупредительных) мер по противодействию мошенническим схемам.

Ключевые слова: финансовые пирамиды; цифровые финансовые пирамиды; инструменты противодействия; сладжи; наджи; финансовое поведение .

Благодарности: Выражаем особую благодарность управляющему Федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров (ФедФонд) М. Ш. Сафиулину и экономическому советнику Управления пресечения недобросовестных практик Департамента небанковского кредитования Банка России А. В. Отогочеву -за консультирование в ходе проведения исследования, а также доценту Национального

исследовательского Томского политехнического университета Ж. А. Ермушко - за экспертизу и ценные идеи в ходе написания статьи.

Финансирование: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (№ 22-28-00806, https://rscf.ru/project/22-28-00806/).

Для цитирования: Ryzhkova M. V., Kashapova E. R. (2024). Sludges against Ponzi schemes. Journal of New Economy, vol. 25, no. 1, pp. 50-68. DOI: 10.29141/2658-5081-2024-25-1-3. EDN: QNTLPD.

Информация о статье: поступила 26 сентября 2023 г.; доработана 1 декабря 2023 г.; одобрена 25 декабря 2023 г.

Marina V. Ryzhkova National Research Tomsk State University, National Research Tomsk

Polytechnic University, Tomsk, Russia Elmira R. Kashapova National Research Tomsk State University, National Research Tomsk

Polytechnic University, Tomsk, Russia

Sludges against Ponzi schemes

Abstract. Pyramid schemes are adapting to the digitalisation era and mimicking various organisations. The organisers of these schemes quite often appeal to such human qualities as greed and the desire to get rich quickly. Thus, it is becoming increasingly relevant to develop new methods for countering pyramid schemes taking into account modern realities and behavioural characteristics of an individual decision-maker. The focus of the research is on selecting sludge tools to fight against digital pyramid schemes. Methodologically, the study relies on the concepts of behavioural economics, in particular, of the nudge theory (nudges vs sludges). The methods include brainstorming, focus groups. The evidence comes from primary qualitative research, in-depth interviews with both non-professional investors and experts in the field of financial market held in 2022. The analysis allowed defining the concept of sludge and present the types of sludge tools. The paper provides an original list of sludge tools as well as a set of practical tools to counter pyramid schemes, which, in particular, consists of legal restrictions, monitoring of Ponzi schemes' activities, financial enlightenment, a legal information system, self-coordination of investors, and an individual approach. The paper concludes that sludge tools differ in terms of the length of impact and the speed of obtaining a result. Short-term sludges generate a fast effect and prevent from investing in pyramid schemes without preliminary preparation of participants; they, for instance, include placing a poster with a warning against Ponzi schemes, ensuring a careful reading of the contract, mandatory familiarisation with the List of entities with detected signs of illegal activities in the financial market created by the Bank of Russia, taking a risk test for assessing the probability of a decreased price or lost asset, ensuring advice of a financial counsellor as an obligatory stage of investment. The findings contribute to the understanding of the need for proactive (preventive) measures' development aimed at countering fraudulent schemes.

Keywords: Ponzi schemes; digital pyramid schemes; countermeasures; sludges; nudges; financial behaviour.

Acknowledgements: The authors would like to especially thank Marat Safiulin, the Managing Director of the Federal Foundation for the Protection of Investors and Shareholders Rights (FedFond) and

Aleksandr Otogochev, the economic adviser of the Suppression of Unfair Practices Office of the Non-Bank Lending Department of the Bank of Russia, for consulting during the research, as well as Zhanna Ermushko, Associate Professor of the National Research Tomsk Polytechnic University, for the reviewing and introducing valuable ideas during the writing of the article. Funding: The research was supported by the Russian Science Foundation (project no. 22-2800806, https://rscf.ru/project/22-28-00806/).

For citation: Ryzhkova M. V., Kashapova E. R. (2024). Sludges against Ponzi schemes. Journal of New Economy, vol. 25, no. 1, pp. 50-68. DOI: 10.29141/2658-5081-2024-25-1-3. EDN: QNTLPD. Article info: received September 26, 2023; received in revised form December 1, 2023; accepted December 25, 2023

Введение

Финансовые пирамиды могут наносить ущерб отдельным незащищенным слоям населения и подрывать доверие к финансовой системе государства [Гудкова, Силаева, 2022; Минаков, 2023]. По данным аналитического центра НАФИ1, только каждый четвертый россиянин верно идентифицирует финансовую пирамиду как организацию, которая обещает гарантированный высокий доход. Обман в случае большого распространения пирамид ведет к росту недоверия ко всем другим формам инвестиций и сбережений. В исследовании ПромРейтинга2 отмечается, что одной из основных причин участия в финансовых пирамидах в России остается бедность/нищета, так ответили 12 % опрошенных. При этом на первом месте находится желание быстро разбогатеть - 14,1 % респондентов. Не против «поучаствовать в пирамиде, если они получат прибыль в ущерб другим участникам организации» - 10 %.

В ходе эксперимента по выбору инвестиционного варианта (банк, финансовая пирамида, фондовый рынок и сбережения) респонденты не считают финансовую пирамиду плохим вариантом инвестирования, что означает принципиальную возможность распознать мошенническую схему потенциальными инвесторами [Mackenzie, 2005].

Таким образом, актуализируется необходимость разработки действующих механизмов сопротивления финансовым пирамидам. Несмотря на принимаемые меры регулятором по борьбе с финансовыми пирамидами, остается под вопросом поиск и «верификация новых подходов к противодействию данному деструктивному явлению» [Зубарева, 2017, с. 6]. Также академические исследования по этому вопросу ограничены из-за сложности поиска надежных данных, поэтому для изучения явления может быть использован эксперимент, который позволяет воссоздать финансовую пирамиду в контролируемых условиях. Используя лабораторный эксперимент, некоторые авторы оценивали, как напоминание о необходимости тщательного рассмотрения шансов на выигрыш или проигрыш влияет на поведение субъектов в отношении мошенничества с финансовыми пирамидами, установив, что прямое и простое воздействие может снизить уровень мошенничества. Однако это работает только для субъектов с высшим образованием или высокими когнитивными способностями, что может помочь определить адресность мер по защите потребителей и потенциальное содержание этих мер [Bosley et al., 2019].

1 Финансовые пирамиды порождают недоверие ко всем формам инвестиций и сбережений // НАФИ. https://nafi.ru/analytics/finansovye-piramidy-porozhdayut-nedoverie-ko-vsem-formam-investitsiy-i-sberezheniy/.

2 Исследование: каждый третий россиянин имеет знакомых и родственников вложившихся в финансовые пирамиды // ПромРейтинг. https://promrating.ru/issledovaniya/rossiya/issledovanie-kazhdyj-tretij-rossiyanin-imeet-znakomyh-i-rodstvennikov-vlozhivshihsya-v-finansovye-piramidy/.

Отметим, что в статье не будет использован термин «неквалифицированный инвестор», который вводится российским законодательством. Вместо него будет использовано понятие «непрофессиональный инвестор».

Непрофессиональный инвестор - инвестор, не обладающий должными знаниями, опытом, навыками обработки информации и принятия финансовых решений. Следует отметить, что эта категория не инвестирует большие суммы, и любые потери для них являются существенными, что определяет важность выделения и защиты таких участников финансового рынка.

Установление барьеров при принятии решений получило в литературе название «сладж» (sludge).

Цель статьи состоит в подборе сладж-инструментов для борьбы с цифровыми финансовыми пирамидами.

Задачи исследования:

- определить понятие и осуществить поиск источников действенности сладж-инстру-ментов;

- выявить типы сладжей и их валидации;

- собрать существующие инструменты противодействия финансовым пирамидам и проанализировать их сильные и слабые стороны.

В первом разделе проведен обзор литературы и представлены типы сладжей; во втором разделе описаны типы сладж-инструментов, которые были выявлены в ходе проведенных исследовательских мероприятий и результаты валидации этих инструментов методом экспертной оценки; в третьем разделе приведены существующие инструменты противодействия финансовым пирамидам.

Понятийное поле и методология исследования.

Сладжи и их типы

В рамках поведенческой экономики рассматривается теория подталкивания «надж» (nudge) [Thaler, Sunstein, 2008; Beshears, Kosowsky, 2020] как способ помочь людям сделать лучший выбор самостоятельно. Тем не менее, те же методы подталкивания могут использоваться и в отрицательных целях. Фирмы могут поддерживать покупателей, чтобы максимизировать прибыль, а не улучшать их благосостояние (например, как финансист Б. Мэдофф, который обманул тысячи инвесторов) [Thaler, 2018; Neuss, Zielke, 2022].

В недавних исследованиях наряду с наджем рассматривается концепция «сладж» (sludge) [Rohde, Verbeke, 2017; Shahab, Lades, 2021; Sunstein, 2022; Newall, 2023; Mills, 2023]. В переводе с английского sludge означает «осадок, шлам, тина, грязь», поэтому часто в литературе слово воспринимается в негативном контексте. Сладж похож на анти-подтал-кивание, что создает сложности при принятии решений, например, излишняя бумажная волокита для получения услуги [Sunstein, Gosset, 2020].

Однако отрицательные коннотации не должны замещать содержание. Термины nudge и sludge используются на основе изменения относительных барьеров в среде выбора, а не как отражение того, является ли вмешательство хорошим или плохим с учетом субъективного определения. Для устранения этого противоречия в понимании С. Миллс [Mills, 2023, p. 13-14] использует термины «подталкивание Парето» (Pareto nudges)1 и «подталкивание к получению ренты» (rent-seeking nudges). Подталкивание Парето

1 Заимствован из экономического лексикона, но не используется для описания оптимума по Парето. Парето здесь рассматривается только с позиции архитектора выбора и лица, принимающего решения, а не третьей стороны, которая, конечно, может или не может получить прямую или косвенную выгоду в результате вмешательства.

подразумевает, что все стороны, участвующие в сделке, получают выгоду от принимаемого решения, а подталкивание к получению ренты предполагает, что только архитектор выбора получает выгоду от результата подталкивания.

Таким образом, «сладж - это любой аспект архитектуры выбора, который увеличивает трение, создавая барьеры (гедонистические, социальные или маскирующие), связанные с конкретным результатом, и тем самым изменяет поведение людей предсказуемым образом, не запрещая какие-либо варианты» [Mills, 2023, p. 10].

Под гедонистическими барьерами (издержками) понимается изменение индивидуального удовольствия/комфорта человека, которые препятствуют достижению результата от принятых решений, в зависимости от возраста индивида (например, добавление графической этикетки о здоровье на упаковку сигарет может вызвать определенный дискомфорт). Социальные барьеры возникают в связи с изменениями, которые препятствуют результатам конкретных решений из-за корректировки поведения, чтобы соответствовать другим и избегать социальной стигматизации [Bernedo, Ferraro, Price, 2014; Mills, 2023]. Маскирующие барьеры - это изменение психологической/когнитивной нагрузки, например, использование чрезмерных и сложных формулировок в документе.

Сладжи влияют на поведение, изменяя среду, в которой принимаются решения, не меняя при этом финансовых стимулов. Взимание платы, по сути, является прямым экономическим воздействием на субъекта, в то время как сладжи оказывают поведенческое (косвенное), нефискальное вмешательство [Mills, 2023].

В основе поведенческих концепций nudges и sludge находятся когнитивные искажения, которые влияют на поведение и принятие решений. В частности, в сладжах используются стратегии, основанные на когнитивных искажениях, затрудняющие изменения поведения [Petticrew et al., 2020; Luo et al., 2022].

Концепция сладжа является достаточно дискуссионной [Newall, 2023]. К. Санстейн отмечает, что «усилия, направленные на то, чтобы люди не действовали безрассудно или импульсивно, следует характеризовать как (полезные) подталкивания, а не как сладж» [Sunstein, 2022, p. 7].

С другой стороны, Д. Соман выделяет, что «сладж препятствует нашей способности добиваться цели, создавая психологические барьеры, что не всегда плохо. Иногда мы хотим намеренно удерживать людей от принятия необдуманных решений» [Soman, 2020, p. 3].

Некоторые ученые обнаружили, что уведомления с информацией о финансовых штрафах незначительно повышают уровень платежей среди налогоплательщиков-правонарушителей, при этом больший эффект оказывают уведомления, содержащие более подробную информацию [Cranor et al., 2020].

С. Миллс предлагает концепцию симметрии подталкивания/барьера (nudge/sludge), когда подталкивание уменьшает трение, связанное с конкретным вариантом, сладжи же одновременно накладываются на все другие варианты, доступные лицу, принимающему решение [Mills, 2023]. Например, «подталкивание по умолчанию, которое включает сотрудников в пенсионную систему на рабочем месте, уменьшает трение, связанное с этой схемой - человек может столкнуться с меньшими гедонистическими издержками, такими как беспокойство из-за отсутствия сбережений, меньшими скрытыми затратами, поскольку подталкивание означает, что у него нет необходимости оценивать все варианты самостоятельно, и меньшими социальными издержками, поскольку подталкивание нормализует сбережения. Но для человека, который не хочет участвовать в схеме, подталкивание по умолчанию означает дополнительные издержки от потраченного впустую времени на отказ, а также когнитивное бремя, связанное с необходимостью понять, как отказаться, и социальные издержки, связанные с отказом действовать как все» [Mills, 2023, p. 8-9].

Р. Хертвиг и Т. Грюне-Янофф предполагают, что правила по умолчанию направлены на использование психологических состояний людей, а не на укрепление понимания [Hertwig, Grüne-Yanoff, 2017].

Сладж имеет негативный подтекст, так как создает барьеры при принятии решений, что в некоторых ситуациях избыточно и неоправданно. Однако если рассматривать финансовые пирамиды и другие подобные мошеннические схемы, то, используя механизмы сладжа, можно создать препятствие для непрофессиональных инвесторов, чтобы они не попадали на уловки.

Таким образом, вмешательство можно рассматривать с положительной стороны, если все субъекты выбора выигрывают в результате принятого решения, и с негативной стороны, если получает преимущество только тот, кто подталкивает к определенному выбору, а лицо, принимающее решение, - нет.

С. Миллс предлагает три типа сладжей [Mills, 2023], которые рассматриваются с положительной стороны по отношению к результату процесса:

1) период охлаждения1 (обдумывания) (Cooling-off periods) - это дополнительное время для принятия обдуманного решения, чтобы не действовать из-за давления заинтересованной стороны [Luo, 2023];

2) проверка «Вы уверены» (Are you sure checks) - введение дополнительной опции в форме вопроса, которая позволяет не принимать необдуманных решений [Luo, Zhao, 2023];

3) потеря беглости мышления и принятия решения (Disfluency) - усложнение задачи с когнитивной точки зрения. Например, использование плохих шрифтов, что предполагает большее взаимодействие с текстом для его понимания.

Также можно выделить классические типы сладжей, которые встречаются на практике и рассматриваются с отрицательной стороны по отношению к результату процесса2:

1) трудности при заполнении форм документов для получения услуги или блага;

2) использование очень длинных форм документов;

3) неспособность обеспечить простой способ получения, подачи и отслеживания документов;

4) требование нотариального заверения документа, гарантийного письма или подтверждения от третьей стороны;

5) введение клиентов в заблуждение (в частности, неупоминание о распределении доходов/комиссионных (финансовые сладжи));

6) прикрепление различных кредитных линий к брокерским счетам - предотвращение беспрепятственного перевода активов без предварительного обсуждения с брокером и заполнения дополнительных форм (финансовые сладжи);

7) принуждение к быстрому принятию решений (например, установка таймера с обратным отсчетом);

8) элементы дизайна сайта, которые скрывают возможность выбора конфиденциальности, вызывают ложные убеждения, задерживают раскрытие существенной информации, подталкивая потребителей к несанкционированным платежам (например, бесплатные пробные версии, за которыми следует периодическая плата за подписку, если она не отменена вовремя);

9) запугивание клиентов налогооблагаемыми и прочими финансовыми последствиями, если они не принимают быстрое решение об оплате услуги (финансовые сладжи);

1 Например, в страховании период охлаждения - это срок, в течение которого можно расторгнуть договор страхования с возвратом полной суммы уплаченной страховой премии или ее части.

2 What is "Financial Sludge"? // Investor Insights. https://www.onedayinjuly.com/what-is-financial-sludge.

10) введение комиссий за вывод средств из проектов/счетов (финансовые сладжи).

Сладж может быть частью более широкого класса методов проектирования продуктов и услуг, известных как темные паттерны (Dark Patterns)1 [Mills et al., 2023]. В том числе в финансовой сфере к темным паттернам относят откровенное мошенничество (схема Понци) [Newall, 2019]. По мере исследования темных паттернов необходимо разрабатывать инструменты для их распознавания. Инвесторы должны знать, как устроены финансовые и технологические продукты, и тщательно изучать рынок продуктов.

В исследовании будем разделять сладжи на долгосрочные и краткосрочные. Сладжи второго типа оказывают непосредственное воздействие на принимаемое решение. Все перечисленные выше инструменты действуют только на один акт выбора локально. Долгосрочные сладжи требуют длительного воздействия, обучения непрофессиональных инвесторов и принципиально меняют приоритеты в выборе. В частности, в области инвестиций такой эффект может дать удачная реализация программ повышения финансовой грамотности.

Материалы и методы

Для получения идей о способах противодействия финансовым пирамидам в 2022 г. проведен ряд исследовательских мероприятий, в ходе которых выделены сигналы их привлекательности (наджи) и сигналы противодействия вовлечению в них (сладжи).

1. Выявление триггеров финансовых пирамид в ходе их эволюции - 02.2022. При подготовке текста публикации [Рыжкова, Кашапова, 2022], исходя из эволюционно меняющейся среды появления финансовых пирамид, выявлено 13 нерейтингованных сигналов, позволяющих мошенникам привлекать участников в финансовые пирамиды.

2. Мозговой штурм - 29.04.2022, 8 участников. При проведении мозгового штурма выявлены характерные черты цифровой финансовой пирамиды, которые легли в основу ее определения как социально-экономического явления, а также использованы для гайда фокус-группы. Под цифровой финансовой пирамидой понимается схема, которая привлекает денежные средства участников посредством использования современных цифровых технологий с обещанием высоких процентов за счет высокодоходной деятельности, проверить источники которой не представляется возможным. С помощью высказываний участников удалось собрать набор наджей (получен 31 рейтингованный сигнал цифровой финансовой пирамиды), часть из которых были использованы для формулировки дизайна лабораторного экономического эксперимента и набора сладжей [Рыжкова, Кашапова, 2023a; 2023b].

3. Фокус-группа и глубинное интервью с непрофессиональными инвесторами -с 28.04.2022 по 08.07.2022, 12 участников. На основе проведенного мозгового штурма сформулированы гипотезы для обсуждения на фокус-группе и полуформализованном интервью с непрофессиональными инвесторами. В частности, обсуждались:

- степень вовлеченности респондентов в схемы прямого инвестирования и уровень их интереса к видам финансовых пирамид;

- мотивы участников;

- уровень осознанности их решений в процессе вовлечения в высокорисковые схемы инвестирования;

- режим использования цифровых инструментов инвестирования;

- повседневные рутины пользования приложениями по осуществлению прямых инвестиций и торговли иными инструментами путем интернет-приложений;

1 In finance there is sludge everywhere // Personal Finance. https://www.morningstar.co.uk/uk/news/228098/ in-finance-there-is-sludge-everywhere.aspx.

- субъективное отношение к инструментам и способам прямого инвестирования в высокорискованные активы;

- анализ структуры информационных сигналов, используемых при принятии решения, набора ключевых правил инвестиционных стратегий;

- личностные качества инвесторов, на которые нацеливаются организаторы финансовых пирамид;

- когнитивные искажения, влияющие на инвестиционные стратегии респондентов, способствующие их вовлечению в финансовые схемы типа финансовых пирамид.

В ходе анализа двух скриптов выделено 23 сигнала вовлечения в финансовые пирамиды, а также 2 сигнала противодействия вовлечения в нее.

4. Прохождение обучения членов исследовательской группы на бесплатных вебина-рах - 07-08.2022. В июле-августе 2022 г. авторы статьи прослушали 4 вводных вебинара по инвестированию для непрофессионалов. Из их скрипта выделены стратегии привлечения непрофессиональных инвесторов в обучение сомнительного характера, что дало 18 рейтингованных сигналов вовлечения в финансовые пирамиды. Систематический анализ поведения цифровых инфлюенсеров лег в основу выступления на конференции [Верников и др., 2023].

На основании выделенных факторов вовлечения в финансовые пирамиды составлен проект сладжей (барьеров, препятствующих участию), который представлен экспертам для оценки.

5. Интервью с экспертами в области финансового рынка - 08-09.2022, 14 участников. Респонденты выбирались из числа людей, профессионально занятых защитой от финансовых пирамид и мошенничеств (эксперты-практики - 9 человек). Дополнительно в выборку были включены люди, которые по своей академической деятельности изучали финансовое поведение россиян (эксперты-академики - 5 человек). Эксперты-практики выбирались по их основной деятельности и должности, эксперты-академики - по публикациям на elibrary.ru. Опрос производился с помощью программы Jamboard (Google) в структуре: методы воздействия (наджи) и методы противодействия (сладжи) в цифровой финансовой пирамиде. Так, получено 15 рейтингованных сигналов наджей финансовых пирамид и 13 противодействующих мероприятий.

База сигналов обработана отдельно для систематизации наджей и сладжей. Близкие формулировки инструментов обобщены. В итоге получено 12 оригинальных (в терминах экспертов и участников исследовательских мероприятий) формулировок инструментов противодействия финансовым пирамидам (табл. 1, столбец 2).

Результаты исследования

В табл. 1 представлены оригинальные и рабочие формулировки, а также варианты инструментов.

Далее рассмотрим возможность использования предложенных инструментов во взаимодействии с потребителем при требовании получения быстрого эффекта (в частности, будем использовать их в дизайне экономического эксперимента). Не все инструменты подходят для краткосрочного воздействия (инструменты в табл. 1, кроме 1, 5.1, 6, 1012): для постановки финансовых целей, наработки опыта инвестирования и повышения уровня финансовой грамотности требуется длительное время и усилия со стороны инвестора. Для проверки действенности сладж-инструментов в эксперименте могут быть использованы следующие варианты:

1) размещение плаката с предупреждением о финансовых пирамидах в месте проведения эксперимента (инструмент 1);

Таблица 1. Способы противодействия и варианты инструментов для борьбы с финансовыми пирамидами Table 1. Ways for countering pyramid schemes and example tools

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оригинальная формулировка*

Рабочая формулировка

Вариант инструмента (краткосрочные и долгосрочные сладжи)*

Избегать неправдоподобно высокой доходности

Подозревать при доходности выше рынка

Плакат с предупреждением в заметном месте

Сдерживать себя, когда «руки чешутся» продать купить - в том числе не использовать кредитные средства, средства сверх резерва, свою финансовую подушку безопасности

Иметь неприкосновен ный запас денег, не пред назначенных для инвестирования

Самозапрет на траты из неприкосновенного запаса. Обучение ведению личных финансов

Нарабатывать опыт инвестирования

Нарабатывать опыт инвестирования

Ценз для инвестора (образовательный, возрастной и пр.). Верхний лимит на сумму инвестиций.

Принудительная диверсификация портфеля

Четко поставить личные финансовые цели, чтобы понимать, к каким последствиям приведет потеря сбережений

Осуществлять финансовое целеполагание

Обучение постановке личных финансовых целей***

Быть внимательным, вникать в то, что делаешь до полного прояснения ситуации. Не разобрался - не давай деньги (не инвестируй)

Тратить время на ознакомление с ситуацией

Принуждать читать договоры, верить документам, а не словам. Учить противостоять давлению мошенников

Глубоко погружаться в тему ин вестирования - готовность тратить время на обучение, чтение новостей, изучение рынка

Собирать актуальную информацию об объекте инвестирования

Принудить каждый день мони торить новости о проекте и вокруг него

Составить пошаговый план

Планировать инвести ционные шаги

Допустить к инвестированию только после составления плана

Повышать свою финансовую эрудированность - финансовую осознанность

Поступать финансово осознанно

Проблематично сделать сладж -это цель долгосрочного развития личности

Держать обязательную паузу перед принятием решения Никогда не принимать решение в самой финансовой организации или непосредственно в ходе телефонных контактов

Взять паузу перед инвестированием

Ввести период охлаждения перед инвестированием

10

Однозначно понимать, кому ты отдаешь деньги и на каких основаниях

Разобраться в платежеспособности и уровне доверия контрагенту

Произвести поиск по базе лицензий ЦБ и недобросовестных организаций.

Проверить регистрацион-

ные данные, налоговых и пр. служб, базы судебных решений о контрагенте

3

4

5

6

7

8

9

Окончание таблицы 1

Table 1 (concluded)

№ Оригинальная формулировка* Рабочая формулировка Вариант инструмента (краткосрочные и долгосрочные сладжи)**

11 Познакомиться с понятием риск. Знать, какие риски бывают и реалистично оценивать уровень их реализации. Отсутствие уверенности в эффективности инвестиционных инструментов Оценить риски Изучить основы оценки риска. Вспомнить о том, что есть риск

12 Обратиться к услугам финансового советника - готовность платить за услуги сертифицированного профессионала Обратиться к сертифицированным профессионалам Активная реклама профессиональных услуг. Невозможность вложить деньги с риском напрямую, без финансового советника

Составлено авторами на основе результатов применения качественных методов экспертной оценки в нескольких исследовательских мероприятиях.

*Стилистика высказываний из качественных первичных исследований по возможности была сохранена.

**Конкретные варианты реализации сладжей зависят от среды, в которой происходит инвестиционный процесс.

***Сказал - сделал. Чем финансовые цели отличаются от мечты и как их правильно ставить, чтобы достигать // Финуслуги. https://finuslugi.ru/navigator/kredity/stat_skazal_sdelal_chem_ finansovye_celi_otlichayutsya_ot_mechty_i_kak_ih_pravilno_stavit_chtoby_dostigat#:~:text=82.

2) возможность инвестирования только после тщательного прочтения договора (все страницы договора открыты, время чтения не менее определенного количества минут) (инструмент 5.1);

3) предоставление возможности инвестировать после прочтения новостей о проекте (время чтения не менее определенного количества минут) (инструмент 6);

4) ввести в дизайн эксперимента дополнительную опцию проверки организации в «Список компаний с выявленными признаками нелегальной деятельности на финансовом рынке» Банка России1 (инструмент 10);

5) включение теста на оценку риска снижения цены или утраты актива (инструмент 11);

6) включение платы за услуги финансового советника и сообщение о том, что проект -финансовая пирамида (включает в себя субъективную оценку доверия советнику, которую сложно контролировать в эксперименте, есть вероятность ошибки) (инструмент 12).

Сладжи 2 и 3, несмотря на краткосрочность их действенности, требуют наличия юридической грамотности, внимательности, навыка чтения и интерпретации новостных строк, что в краткосрочном воздействии также невозможно. Сладж 6 поднимает отдельную проблему доверия финансовым советникам. Следовательно, к краткосрочным инструментам можно отнести сладжи 1, 4 и 5.

1 Центральный Банк РФ. Список компаний с выявленными признаками нелегальной деятельности на финансовом рынке. https://cbr.ru/inside/warning-list/.

Валидация предложенных инструментов проводилась путем экспертной оценки представителями Федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров в лице управляющего М. Ш. Сафиулина, а также экономическим советником Управления пресечения недобросовестных практик Департамента небанковского кредитования Банка России А. В. Отогочевым.

Результат исследования применен в дизайне лабораторного экономического эксперимента, проведенного 25.09.2023 г. в Дальневосточном федеральном университете, материалы - в процессе обработки данных.

Инструменты противодействия финансовым пирамидам

Финансовые пирамиды имеют длительную историю и устойчивы к происходящим изменениям в экономических системах [Рыжкова, Кашапова, 2022].

В табл. 2 приведены инструменты противодействия финансовым пирамидам, собранные в ходе анализа практик борьбы с финансовыми пирамидами и предложенных вариантов в научной литературе и экономической практике ФедФонда и Банка России.

Таблица 2. Инструменты противодействия финансовым пирамидам Table 2. Tools in the fight against pyramid schemes

№ Инструмент Краткое описание

1 Законодательные ограничения* Предусмотрена ответственность за организацию финансовых пирамид: ст. 172.2 УК РФ «Организация деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества» (№ 78-ФЗ от 30.03.2016); ст. 159 УК РФ «Мошенничество». За рекламу финансовых пирамид предусмотрена административная ответственность: ст. 14.62 КоАП РФ «Деятельность по привлечению денежных средств и (или) иного имущества». Дополнительно введена досудебная блокировка мошеннических сайтов (№ 250-ФЗ от 01.07.2021)

2 Мониторинг деятельности финансовых пирамид** ЦБ РФ осуществляет деятельность во всех регионах РФ во взаимодействии с оргструктурами: мониторинг интернета с помощью современной автоматизированной системы, в том числе социальных сетей и мессен-джеров; офлайн-мониторинг деятельности подобных проектов; получают данные из «сообщений граждан, участников рынка, представителей различных органов власти и общественных организаций, СМИ»***

3 Финансовое просвещение Федеральный фонд защиты прав вкладчиков и акционеров - проект Стоппирамида (https://stoppiramida.ru/). Минфин и Роспотребнадзор - проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» (https://minfin.gov.ru/ru/fingram/). АРФГ - Развитие движения волонтеров финансового просвещения. Поддержка инициатив в области финансовой грамотности (https:// fincubator.ru/)

4 Информационно-правовая система [Зубарева, 2017] «Оперативный поиск и идентификация любой компании на предмет легитимности или противоправности ее деятельности» [Зубарева, 2017, с. 116]. Система предполагает использование цветовой индикации для предупреждения о подозрительной компании человека, осуществляющего выбор

Окончание таблицы 2

Table 2 (concluded)

№ Инструмент Краткое описание

5 Самокоординация вкладчиков Форумы вкладчиков и жертв финансовых пирамид с целью предупреждения участия в подобных схемах. Пикеты пострадавших участников финансовых пирамид, способствующих раскрытию информации о подобных схемах и защите граждан

6 Персональный подход [Винокурова, Гордячкова, 2019] В международной практике организациями в сфере финансового надзора применяются следующие способы: информирование по телефону; распространение информации через приложение в телефоне; сотрудничество с заинтересованными сторонами; использование социальных сетей; распространение информации с помощью подкастов

*Федеральный закон от 30.03.2016 № 78-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // КонсультантПлюс. https://www.consultant.ru/law/hotdocs/46042.html.

**Виды нелегальной деятельности на финансовом рынке // Противодействие недобросовестным практикам. Банк России. https://www.cbr.ru/inside/k_illegals/.

***Как Банк России выявляет нелегальные компании? // Противодействие недобросовестным практикам. Банк России. https://www.cbr.ru/inside/k_illegals/.

Рассмотрим таблицу по инструментам противодействия более подробно.

1. За организацию и рекламу финансовых пирамид предусмотрена административная и уголовная ответственность. В ст. 172.2 УК РФ «Организация деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества» (непосредственно понятие финансовая пирамида не используется) прописаны виды наказаний за организацию финансовой пирамиды: штрафы, принудительные работы или лишение свободы. За рекламу финансовых пирамид предусмотрено наложение административного штрафа. Введение закона, запрещающего деятельность финансовых пирамид, создает формальные нормы и правила, чтобы упорядочить отношения в обществе и защитить права граждан, позволяя применять санкции по отношению к нарушителям. Однако существует сложность сбора доказательной базы под статью 172.2 УК РФ: основная проблема заключается в подтверждении злого умысла организатора, что требует проведения криминалистической оценки, сбора данных, наличия заявлений пострадавших.

2. Банк России обнаруживает нелегальных участников финансового рынка посредством мониторинга социальных сетей, интернета, использования специализированных программ, а также наблюдения за деятельностью подобных проектов. Департаментом противодействия недобросовестным практикам на финансовом рынке формируется список компаний с признаками нелегальной деятельности. Информацию о них могут предоставлять граждане, легальные участники рынка, государственные и общественные организации, представители средств массовой информации. Эта работа проводится на территории всех субъектов РФ с представителями различных государственных структур. Полученная Банком России информация о выявленных компаниях с признаками финансовых пирамид передается в правоохранительные органы, которые и осуществляют дальнейшую проверку. Также инициировать проверки компаний на наличие признаков финансовых пирамид могут организации, представленные в табл. 3.

Таблица 3. Функции государственных служб по защите потребителей

финансовых услуг Table 3. Federal services' functions to protect consumers of financial services

Наименование организации Основные функции защиты от финансовых пирамид

Министерство финансов РФ Совершенствование нормативно-правовой базы в части повышения уровня правовой защищенности инвесторов и потребителей финансовых услуг и исполнения обязательств РФ по сбережениям граждан РФ, пресечение деятельности компаний, имеющих признаки финансовых пирамид

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Государственный надзор в области защиты прав потребителей и повышения гарантированного уровня защиты прав потребителей

Федеральная антимонопольная служба Обработка жалоб граждан на ущемление их прав в связи с недобросовестной рекламой в сфере финансовых услуг

Федеральная служба по финансовому мониторингу Выполняет функции по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, способствует пресечению деятельности финансовых пирамид, организаторы которых выводят похищенные деньги за рубеж

Составлено на основе данных Минфин. https://minfin.gov.ru/ru/; Роспотребнадзор. https:// www.rospotrebnadzor.ru/; ФАС. https://fas.gov.ru/; Финмониторинг. https://www.fedsfm.ru/.

К слабым сторонам работы противодействующих инструментов относится то, что финансовые пирамиды подстраиваются под изменяющиеся условия (технологические, экономические). Мониторинг позволяет выявить финансовые пирамиды, но не предотвратить их появление.

3. Финансовое просвещение направлено на повышение общего уровня грамотности. Реализуются программы повышения финансовой грамотности различными организациями. Федеральный фонд защиты прав вкладчиков и акционеров реализует проект «СтопПирамида», в котором рассказывает о случаях выявленных финансовых пирамид. Деятельность Фонда, в том числе направлена на выплату компенсаций пострадавшим участникам финансовых пирамид при предоставлении необходимых подтверждающих документов, а также оказании юридической помощи и повышения финансовой грамотности.

Минфином и Роспотребнадзором осуществляется проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Программы повышения финансовой грамотности могут не только снизить риск участия в схемах, подобных финансовым пирамидам, но и увеличить его, повысив самоуверенность участников, тем самым сподвигнув к инвестированию в мошеннические схемы.

Для разных групп населения реализуются программы повышения финансовой грамотности: реклама в средствах массовой информации; распространение информационных брошюр; проведение информационно-просветительских мероприятий для широкого круга лиц; создание информационно-просветительских ресурсов (веб-сайтов) для формирования финансовой культуры граждан.

К целям Ассоциации Развития Финансовой Грамотности относятся: развитие движения волонтеров финансового просвещения; поддержка инициатив в области финансовой грамотности; реализация и масштабирование успешных проектов.

В рамках этого направления исследователи предлагают использовать визуальные способы информирования населения в местах нахождения финансовых организаций или большого скопления людей (например, стенды с видеоуроками) [Мальцева и др., 2021].

Обратной стороной финансового просвещения является рост самоуверенности в вопросах инвестирования в высокорискованные активы (снимаются «сторожки»), а также курсы повышения финансовой грамотности могут проводить мошенники, привлекая участников для инвестирования в финансовые пирамиды (инвестблогеры).

4. А. М. Зубарева предлагает внедрить «информационно-правовую систему для осуществления оперативного поиска и идентификации любой компании на предмет легитимности или противоправности ее деятельности» [Зубарева, 2017, с. 116]. Система предполагает использование цветовой индикации для предупреждения человека, осуществляющего выбор, о подозрительной компании. Проверка компаний осуществляется по критериям наличия или отсутствия признаков финансовой пирамиды. Такая система имеет рекомендательный характер, так как отсутствуют однозначные критерии принадлежности компании к финансовой пирамиде, существуют риски необоснованных обвинений в недобросовестной деятельности. Однако информация, полученная из системы, может позволить принимать более обдуманные решения.

5. Эффективность деятельности по противодействию финансовым пирамидам зависит во многом от самого человека, принимающего решения инвестировать ли деньги в сомнительные проекты или нет. Как один из вариантов инструментов борьбы с финансовыми пирамидами может быть самокоординация вкладчиков посредством форумов. В России форумов для обсуждения действий финансовых мошенников нет. Были форумы: InvestMani.net (https://investmani.net/forum/25-ostorozhno-moshenniki); сайт по обсуждению хайпов (http://MMGP.ru), но они закрыты («доступ к информационному ресурсу ограничен на основании Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"»). Причина таких действий может быть связана с тем, что на форумы могут выходить не только жертвы финансовых пирамид, но и организаторы, которые находят здесь свою целевую аудиторию, поэтому нельзя однозначно интерпретировать информацию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. В исследовании А. Т. Винокуровой и О. В. Гордячковой предложены практики противодействия финансовым пирамидам, реализуемые в различных странах, в частности, относительно способа предоставления информации о возможных мошеннических схемах. Например, «в Германии Федеральное управление финансового надзора информирует население по телефону, в Малайзии Комиссия по ценным бумагам использует приложение в телефоне, в Нидерландах Управление по финансовым рынкам организует сотрудничество с заинтересованными сторонами, в США Служба регулирования отрасли финансовых услуг распространяет информацию с помощью подкастов» [Винокурова, Гордячкова, 2019, с. 3-4]. Эти подходы также носят рекомендательный характер с целью предупреждения потребителей о необходимости принимать более взвешенные решения.

Между тем, несмотря на развитие способов борьбы с финансовыми пирамидами, организаторы подобных схем также совершенствуют методики по ведению своей деятельности и привлечению новых участников, применяя современные технологии, позволяющие обходить ограничения. В связи с чем необходимо разрабатывать предупреждающие поведенческие меры по противодействию таким мошенническим схемам.

Заключение

Представленные в статье инструменты противодействия включают различные направления воздействия как на финансовые пирамиды, так и на человека, принимающего

решения с целью устранения возможности участия в подобных схемах. Законодательные ограничения устанавливают запрет на деятельность финансовых пирамид, их рекламу, в некоторых странах запрет на участие. Мониторинг их деятельности позволяет выявить случаи противоправных действий со стороны участников финансового рынка и новые виды схем с признаками финансовой пирамиды. Значительная работа проводится для повышения уровня финансовой грамотности.

В ходе исследования инструментов противодействия финансовым пирамидам, которые реализуются на практике, отмечены их сильные и слабые стороны с целью комплексного анализа и выработки новых подходов. Так, понятие «финансовая пирамида» не определено законодательно, а применяемая ст. 172.2 УК РФ «Организация деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества» устанавливает меньше ответственности, чем ст. 159 УК РФ «Мошенничество». Кроме того, не предусмотрена ответственность за участие в финансовых пирамидах, а только за их рекламу. Однако, как показывают результаты опросов общественного мнения, люди готовы участвовать в финансовых пирамидах с целью получения дохода даже в ущерб другим участникам, соответственно, они также должны нести ответственность.

Сладжи направлены на установление барьеров в среде выбора человека для принятия более взвешенных решений об инвестировании. В работе выполнен обзор исследований о сладжах и представлены их типы. Составлен список сладж-инструментов и выполнена оценка возможности их применения в экономическом эксперименте для проверки их действенности с целью борьбы с финансовыми пирамидами.

Стоит отметить, что сладж-инструменты отличаются по длительности воздействия и получения результата этого воздействия. Для реализации долгосрочно действующих сладжей необходимы специальные программы, оценить эффективность которых достаточно сложно. Краткосрочное воздействие сладж-инструментов дает возможность получить быстрый эффект, что может быть полезно для разработки механизмов противодействия финансовым пирамидам. Организаторы финансовых пирамид избегают введения таких сладжей для участников, которых они привлекают. Например, убеждают, что являются легальной организацией, декларируют отсутствие рисков потери денег при инвестировании, пытаясь втянуть в схему как можно быстрее, уговаривая не читать договоры и другие документы.

Существующий список компаний с выявленными признаками финансовых пирамид обновляется с задержкой. Необходимо уменьшить время и устранить препятствия по включению финансовых пирамид в этот список, а также применить поведенческие инструменты подталкивания для облегчения использования списка.

Источники

Верников А. В., Кашапова Э. Р., Курышева А. А., Рыжкова М. В. (2023). Дергая за нужные ниточки: как простых граждан втягивают в финансовые спекуляции // Институциональная трансформация экономики: правила эффективной политики: материалы VIII Международной научной конференции. Новосибирск. С. 71-73.

Винокурова А. Т., Гордячкова. О. В. (2019). Лучшие практики противодействия финансовым пирамидам: мировой опыт // Актуальные вопросы современной экономики. № 6-2. С. 327-334. https://doi.org/10.34755/IR0K.2019.31.81.049.

Гудкова О. В., Силаева В. В. (2022). Финансовые пирамиды как элемент теневой экономики и их влияние на экономическую безопасность государства // Финансовая жизнь. № 1. С. 40-44.

Зубарева А. М. (2017). Механизм противодействия теневой экономической деятельности, совершаемой с использованием финансовых пирамид: дис. ... канд. экон. наук. Санкт-Петербург. 168 с.

Мальцева С. М., Балашова Е. С., Ершова Е. А., Корнусова В. М. (2021). Финансовые пирамиды: современное состояние и способы борьбы // Азимут научных исследований: экономика и управление. Т. 10, № 1 (34). С. 211-214. https://doi.org/10.26140/anie-2021-1001-0050.

Минаков А. В. (2023). Влияние финансовых пирамид на экономическую безопасность России // Вестник Московского университета МВД России. № 3. С. 281-286. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-3-281-286.

Рыжкова М. В., Кашапова Э. Р. (2022). Устойчивость феномена финансовой пирамиды // Terra Economicus. Т. 20, № 3. С. 22-38. https://doi.org/10.18522/2073-6606-2022-20-3-22-38.

Рыжкова М. В., Кашапова Э. Р. (2023a). Цифровая финансовая пирамида сквозь призму коллективной экспертной оценки // Journal of Institutional Studies. Т. 15, № 2. С. 24-44. https://doi. org/10.17835/2076-6297.2023.15.2.024-044.

Рыжкова М. В., Кашапова Э. Р. (2023b). Типы цифровых финансовых пирамид: результаты кра-удсорсинга идей // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. Т. 16, № 10. С. 1828-1836.

Bernedo M., Ferraro P. J., Price M. (2014). The persistent impacts of norm-based messaging and their implications for water conservation. Journal Consumer Policy, vol. 37, pp. 437-452. https://doi. org/10.1007/s10603-014-9266-0.

Beshears J., Kosowsky H. (2020). Nudging: Progress to date and future directions. Organizational Behavior and Human Decision Processes, vol. 161, pp. 3-19. https://doi.org/10.1016/j.obhdp.2020.09.001.

Bosley S. A., Bellemare M. F., Umwali L., York J. (2019). Decision-making and vulnerability in a pyramid scheme fraud. Journal of Behavioral and Experimental Economics, vol. 80, pp. 1-13. https://doi. org/10.1016/j.socec.2019.02.011.

Cranor T., Goldin J., Homonoff T., Moore L. (2020). Communicating tax penalties to delinquent taxpayers: Evidence from a field experiment. National Tax Journal, vol. 73, no. 2, pp. 331-360. https://doi. org/10.17310/ntj.2020.2.02.

Hertwig R., Grune-Yanoff T. (2017). Nudging and boosting: Steering or empowering good decisions. Perspectives on Psychological Science, vol. 12, no. 6, pp. 973-986. https://doi.org/10.1177/1745691617702496.

Luo Y. (2023). A cognitive framework of nudge and sludge. Diss. University of British Columbia. 223 p.

Luo Y., Li A., Soman D., Zhao J. (2022). A meta-analytic cognitive framework of nudge and sludge. https://doi.org/10.21203/rs.3.rs-2089594/v1.

Luo Y., Zhao J. (2023). Using behavioral interventions to reduce single-use produce bags. Resources, Conservation and Recycling, vol. 193, 106942. https://doi.org/10.1016/j.resconrec.2023.106942.

Mackenzie A. I. (2005). Almost certain loss: The psychology of pyramid schemes. A thesis submitted in fulfilment of Doctor of Philosophy at the University of Canterbury. 154 p.

Mills S. (2023). Nudge/sludge symmetry: On the relationship between nudge and sludge and the resulting ontological, normative and transparency implications. Behavioural Public Policy, vol. 7, no. 2, pp. 309-332. https://doi.org/10.1017/bpp.2020.61.

Mills S., Whittle R., Ahmed R., Walsh T., Wessel M. (2023). Dark patterns and sludge audits: an integrated approach. Behavioural Public Policy, pp. 1-27. https://doi.org/10.1017/bpp.2023.24.

Neuss N., Zielke V. (2022). Nudging the private investor - A systematic literature review. Proc. of Pacific Asia Virtual Conf. on Information Systems (Taipei-Sidney, July, 5-9, 2022). https://aisel.aisnet.org/ pacis2022/270.

Newall P. W. S. (2019). Dark nudges in gambling. Addiction Research and Theory, vol. 27, no. 2, pp. 65- 67. https://doi.org/10.1080/16066359.2018.1474206.

Newall P. W. S. (2023). What is sludge? Comparing Sunstein's definition to others'. Behavioural Public Policy, vol. 7, no. 3, pp. 851-857. https://doi.org/10.1017/bpp.2022.12.

Petticrew M., Maani N., Pettigrew L., Rutter H., Schalkwyk M. C. V. (2020). Dark nudges and sludge in big alcohol: Behavioral economics, cognitive biases, and alcohol industry corporate social responsibility. The Milbank Quarterly, vol. 98, no. 4, pp. 1290-1328. https://doi.org/10.1111/1468-0009.12475.

Rohde K. I. M., Verbeke W. (2017). We like to see you in the gym - A field experiment on financial incentives for short and long term gym attendance. Journal of Economic Behavior & Organization, vol. 134, pp. 388-407. https://doi.org/10.10167j.jebo.2016.12.012.

Shahab S., Lades L. K. (2021). Sludge and transaction costs. Behavioural Public Policy, pp. 1-22. https://doi.org/10.1017/bpp.2021.12.

Soman D. (2020). Sludge: A very short introduction. BEAR. https://www.rotman.utoronto.ca/-/me-dia/Files/Programs-and-Areas/BEAR/White-Papers/BEARxBIOrg-Sludge-Introduction. pdf.

Sunstein C. R. (2022). Sludge audits. Behavioural Public Policy, vol. 6, no. 4, pp. 654-673. https://doi. org/10.1017/bpp.2019.32.

Sunstein C. R., Gosset J. L. (2020). Optimal sludge? The price of program integrity, Duke Law Journal Online, pp. 1-13. https://ssrn.com/abstract=3642942.

Thaler R. H. (2018). Nudge, not sludge. Science, vol. 361, no. 6401, pp. 431-431. https://doi.org/10.1126/ science.aau9241.

Thaler R., Sunstein C. (2008). Nudge: Improving decisions about health, wealth and happiness: Yale University Press. 293 p.

Информация об авторах Рыжкова Марина Вячеславовна - доктор экономических наук, доцент, заведующий Лабораторией психологической и финансовой безопасности человека в цифровом мире. Национальный исследовательский Томский государственный университет, г. Томск, РФ; профессор Бизнес-школы. Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск, РФ. Email: marybox@inbox.ru

Кашапова Эльмира Рамисовна - младший научный сотрудник Лаборатории психологической и финансовой безопасности человека в цифровом мире. Национальный исследовательский Томский государственный университет, г. Томск, РФ; старший преподаватель Бизнес-школы. Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск, РФ. E-mail: elmira@tpu.ru

■ ■ ■

References

Vernikov A. V., Kashapova E. R., Kurysheva A. A., Ryzhkova M. V. (2023). Pulling the right strings: How financial crooks nudge petty investors. Proc. 8th Int. Sci. Conf. "Institutional transformation of the economy: Rules for effective policy" (pp. 71-73). Novosibirsk. (In Russ.)

Vinokurova A. T., Gordyachkova. O. V. (2019). Best practices in countering financial pyramids: Global experience. Aktual'nye voprosy sovremennoy ekonomiki = Current Issues of Modern Economics, no. 6-2, pp. 327-334. https://doi.org/10.34755/IROK.2019.31.81.049. (In Russ.)

Gudkova O. V., Silaeva V. V. (2022). Financial pyramids as an element of the shadow economy and their impact on the economic security of the state. Finansovaya zhizn = Financial Life, no. 1, pp. 40-44. (In Russ.)

Zubareva A. M. (2017). A mechanism for countering shadow economic activity carried out using financial pyramids. Cand. econ. sci. diss. Saint Petersburg. 168 p. (In Russ.)

Maltseva S. M., Balashova E. S., Ershova E. A., Kornusova V. M. (2021). Financial pyramids: Current state and ways to combat. Azimut nauchnykh issledovaniy: ekonomika i upravlenie = ASR: Economics and Management, vol. 10, no. 1 (34), pp. 211-214. https://doi.org/10.26140/anie-2021-1001-0050. (In Russ.)

Minakov A. V. (2023). The influence of financial pyramids on the economic security of Russia. Vest-nik Moskovskogo universiteta MVD Rossii = Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, no. 3, pp. 281-286. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-3-281-286. (In Russ.)

Ryzhkova M. V., Kashapova E. R. (2022). Stability of the Ponzi scheme phenomenon. Terra Economi-cus, vol. 20, no. 3, pp. 22-38. https://doi.org/10.18522/2073-6606-2022-20-3-22-38. (In Russ.)

Ryzhkova M. V., Kashapova E. R. (2023a). Digital Financial Pyramids Through the Lens of Collective Expert Assessment. Journal of Institutional Studies, vol. 15, no. 2, pp. 24-44. https://doi.org/10.17835/2076-6297.2023.15.2.024-044. (In Russ.)

Ryzhkova M. V., Kashapova E. R. (2023b). Types of digital financial pyramids: Results of ideas' crowd-sourcing. Zhurnal Sibirskogo federal'nogo universiteta. Gumanitarnye nauki = Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, vol. 16, no. 10, pp. 1828-1836. (In Russ.)

Bernedo M., Ferraro P. J., Price M. (2014). The persistent impacts of norm-based messaging and their implications for water conservation. Journal Consumer Policy, vol. 37, pp. 437-452. https://doi. org/10.1007/s10603-014-9266-0.

Beshears J., Kosowsky H. (2020). Nudging: Progress to date and future directions. Organizational Behavior and Human Decision Processes, vol. 161, pp. 3-19. https://doi.org/10.1016/j.obhdp.2020.09.001.

Bosley S. A., Bellemare M. F., Umwali L., York J. (2019). Decision-making and vulnerability in a pyramid scheme fraud. Journal of Behavioral and Experimental Economics, vol. 80, pp. 1-13. https://doi. org/10.1016/j.socec.2019.02.011.

Cranor T., Goldin J., Homonoff T., Moore L. (2020). Communicating tax penalties to delinquent taxpayers: Evidence from a field experiment. National Tax Journal, vol. 73, no. 2, pp. 331-360. https://doi. org/10.17310/ntj.2020.2.02.

Hertwig R., Grune-Yanoff T. (2017). Nudging and boosting: Steering or empowering good decisions. Perspectives on Psychological Science, vol. 12, no. 6, pp. 973-986. https://doi.org/10.1177/1745691617702496.

Luo Y. (2023). A cognitive framework of nudge and sludge. Diss. University of British Columbia. 223 p.

Luo Y., Li A., Soman D., Zhao J. (2022). A meta-analytic cognitive framework of nudge and sludge. https://doi.org/10.21203/rs.3.rs-2089594/v1.

Luo Y., Zhao J. (2023). Using behavioral interventions to reduce single-use produce bags. Resources, Conservation and Recycling, vol. 193, 106942. https://doi.org/10.1016/j.resconrec.2023.106942.

Mackenzie A. I. (2005). Almost certain loss: The psychology of pyramid schemes. A thesis submitted in fulfilment of Doctor of Philosophy at the University of Canterbury. 154 p.

Mills S. (2023). Nudge/sludge symmetry: On the relationship between nudge and sludge and the resulting ontological, normative and transparency implications. Behavioural Public Policy, vol. 7, no. 2, pp. 309-332. https://doi.org/10.1017/bpp.2020.61.

Mills S., Whittle R., Ahmed R., Walsh T., Wessel M. (2023). Dark patterns and sludge audits: an integrated approach. Behavioural Public Policy, pp. 1-27. https://doi.org/10.1017/bpp.2023.24.

Neuss N., Zielke V. (2022). Nudging the private investor - A systematic literature review. Proc. of Pacific Asia Virtual Conf. on Information Systems (Taipei-Sidney, July, 5-9, 2022). https://aisel.aisnet.org/ pacis2022/270.

Newall P. W. S. (2019). Dark nudges in gambling. Addiction Research and Theory, vol. 27, no. 2, pp. 65- 67. https://doi.org/10.1080/16066359.2018.1474206.

Newall P. W. S. (2023). What is sludge? Comparing Sunstein's definition to others'. Behavioural Public Policy, vol. 7, no. 3, pp. 851-857. https://doi.org/10.1017/bpp.2022.12.

Petticrew M., Maani N., Pettigrew L., Rutter H., Schalkwyk M. C. V. (2020). Dark nudges and sludge in big alcohol: Behavioral economics, cognitive biases, and alcohol industry corporate social responsibility. The Milbank Quarterly, vol. 98, no. 4, pp. 1290-1328. https://doi.org/10.1111/1468-0009.12475.

Rohde K. I. M., Verbeke W. (2017). We like to see you in the gym - A field experiment on financial incentives for short and long term gym attendance. Journal of Economic Behavior & Organization, vol. 134, pp. 388-407. https://doi.org/10.1016/jjebo.2016.12.012.

Shahab S., Lades L. K. (2021). Sludge and transaction costs. Behavioural Public Policy, pp. 1-22. https://doi.org/10.1017/bpp.2021.12.

Soman D. (2020). Sludge: A very short introduction. BEAR. https://www.rotman.utoronto.ca/-/me-dia/Files/Programs-and-Areas/BEAR/White-Papers/BEARxBIOrg-Sludge-Introduction. pdf.

Sunstein C. R. (2022). Sludge audits. Behavioural Public Policy, vol. 6, no. 4, pp. 654-673. https://doi. org/10.1017/bpp.2019.32.

Sunstein C. R., Gosset J. L. (2020). Optimal sludge? The price of program integrity, Duke Law Journal Online, pp. 1-13. https://ssrn.com/abstract=3642942.

Thaler R. H. (2018). Nudge, not sludge. Science, vol. 361, no. 6401, pp. 431-431. https://doi.org/10.1126/ science.aau9241.

Thaler R., Sunstein C. (2008). Nudge: Improving decisions about health, wealth and happiness: Yale University Press. 293 p.

Information about the authors

Marina V. Ryzhkova, Dr. Sc. (Econ.), Associate Prof., Head of Laboratory of Psychological and Financial Security of a Person in the Digital World. National Research Tomsk State University, Tomsk, Russia; Prof. of Business School. National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russia. E-mail: marybox@ inbox.ru

Elmira R. Kashapova, Jr. Researcher of Laboratory of Psychological and Financial Security of a Person in the Digital World. National Research Tomsk State University, Tomsk, Russia; Sr. Lecturer of Business School. National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russia. E-mail: elmira@tpu.ru

© PbmKOBa M. B., KamanoBa Э. P., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.