Научная статья на тему '«Сквозящий реализм» Даниила Андреева: традиции и новаторство'

«Сквозящий реализм» Даниила Андреева: традиции и новаторство Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
409
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК / СОФИОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОСПРИЯТИЕ / ОРГАНИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / СИМВОЛИЗМ / МИФОТВОРЧЕСТВО / ХУДОЖНИК-ВЕСТНИК / МИСТИЧЕСКИЙ ОПЫТ / "РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ СИМВОЛИЗМ" / "ОЗНАМЕНОВАТЕЛЬНЫЙ" ПРИНЦИП ТВОРЧЕСТВА / FIN DE SIèCLE / MYTHS'' CREATION / "REALISTIC SYMBOLISM" / "MARK-BY" CREATIVE WORK PRINCIPLE / SOPHIOLOGICAL WORLD PERCEPTION / ORGANIC IDEATION / SYMBOLISM / ARTIST MESSENGER / MYTHICAL EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ращевская Елена Петровна

В сравнительном лингвокультурологическом анализе определяется место разработанного Даниилом Андреевым литературного стиля «сквозящего реализма» и перспектива его развития. Создается целостная концепция «вестнического» творчества, основанного на мистическом опыте творца. Выявляются истоки стиля «сквозящего реализма» в поле русской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Daniil Andreyev's «transparent realism»: tradition and innovation

Place of "transparent realism" literary style designed by Daniil Andreyev and the prospect of its development is determined in a comparative linguocultural analysis. It creates a holistic concept of the so-called "messenger's" creative work, based on creator's mystical experience. Backgrounds of the «transparent realism» style in the field of Russian culture are revealed.

Текст научной работы на тему ««Сквозящий реализм» Даниила Андреева: традиции и новаторство»

ной школы Белинского, который прекрасно сознавал и признавал её односторонность, поскольку в её основе преобладала социальная идея в ущерб художественности.

Оппоненты Белинского и натуральной школы, в первую очередь славянофилы, но не только они, противопоставляли этой программе традиционные представления о природе искусства как реализации в художественной форме этических ценностей. При этом славянофилы открыто прокламировали необходимость возрождения основ религиозного (православного) искусства, в котором сами этические ценности становятся эстетически значимыми. Каждая из литературных программ демонстрировала богатство и разнообразие духовных интересов, выраженных в художественном творчестве, что и проявилось в дальнейшем развитии русской литературы.

Библиографический список

1. Аксаков К.С. Три критические статьи г-на Имрек // Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. - М.: Современник, 1981.

2. Белинский В.Г. Мысли и заметки о русской литературе // Белинский В.Г. Собр. соч.: в 9 т. Т. 8. -М.: Худож. литература, 1982.

3. Белинский В.Г. Петербургский сборник, изданный Н. Некрасовым // Белинский В.Г. Собр. соч.: в 9 т. Т. 8 - М.: Худож. литература, 1982.

4. Булгарин Ф. Фельетон // Северная пчела. -1846. - № 22. - C. 85-88.

5. [Григорьев А.А.] Петербургский сборник // Финский вестник. - 1846. - № 9 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.textfighter.org/text3/05_panaev_ nekrasov_6php (дата обращения: 20 февраля 2012).

6. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. - М.: Молодая гвардия, 1993.

7. [Плетнёв П.А.] Петербургский сборник, изданный Н. Некрасовым // Современник. - 1846. - № 2.

8. Фридлендер Г.М. Комментарий // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т. 1 - М.: Наука, 1972.

9. Шевырёв С.П. Петербургский сборник, изданный Н. Некрасовым // Шевырёв С.П. Об отечественной словесности. - М.: Высшая школа, 2004.

10. Я.Я.Я. [Брант Л.В.]. Русская литература // Северная пчела. - 1846. - № 25. - С. 97-100.

УДК 82.161.1.09"1917/1992"

Ращевская Елена Петровна

кандидат культурологи Костромской государственный технологический университет

raschevskaya@mail.ru

«СКВОЗЯЩИЙ РЕАЛИЗМ» ДАНИИЛА АНДРЕЕВА: ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО

В сравнительном лингвокультурологическом анализе определяется место разработанного Даниилом Андреевым литературного стиля «сквозящего реализма» и перспектива его развития. Создается целостная концепция «вестнического» творчества, основанного на мистическом опыте творца. Выявляются истоки стиля «сквозящего реализма» в поле русской культуры.

Ключевые слова: Серебряный век, софиологическое мировосприятие, органическое мышление, символизм, мифотворчество, художник-вестник, мистический опыт, «реалистический символизм», «ознаменовательный» принцип творчества.

Д. Андреев, поэт «милостию Божией», «мастерски» владевший стихом, его «могучей лепкой», формой [5, с. 385, 388], не мог не оставить индивидуального творческого «кода» в литературе. Он понимал символизм в русских традициях: как художественный метод, софиологический по своей сути, призванный выражать высшее единство бытия. Думается, вне поля русской культуры Серебряного века и творчества отца он не смог бы обосновать литературный метод «сквозящего реализма», органически продолживший развитие приёмов символизма.

Стихи Д. Андреева причудливо «проросли» из отцовской внешней нелюбви к поэзии, ограниченной, как считал Л. Андреев, «комбинаций рифм», не сравнимой для него со свободой и лёгкостью письма прозой [2, с. 226]. Его же сыну Даниилу «внутренний ритм» прозы давался труднее стихот-

ворных размеров и рифмы [5, с. 409], поэтому в своём творчестве он считал прозу значительнее поэзии. Секрет этого противоречия в семейной «творческой лаборатории» кроется в признании Л. Андреева, сделанном за год до смерти, о пережитой магии поэтического подъёма во время работы над пьесой «Тот, кто получает пощёчины». На печатной машине он «выстукивал» своё произведение, как на рояле, в ритме танго, целиком отдавшись чудесному «певучему» состоянию души, и глубоко сожалел, что утратил внутреннюю музыкальность, питавшую его творчество [2, с. 223-224]. Именно этот скрытый источник «неслышной музыки» пробился и мощно заявил о себе в поэтических произведениях его сына Даниила. У Даниила был дар выражать в слове силу и движение своего чувства - он был поэтом глубокого внутреннего содержания. Уже в двадцатидвухлетнем возрасте он

154

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2014

© Ращевская Е.П., 2014

«попал в Союз Поэтов» [11, с. 154], а позднее, оценивая своё литературное мастерство, признавался: «.. .Как прозаик, я достигаю плеча своего отца. Как поэт - я запоздалое дитя Блока, он ведёт меня за руку» [5, с. 470].

О связи Д. Андреева с символистами говорят люди, близко знавшие поэта, его окружение и его творчество [5, с. 371-479]; эту связь признают и современные исследователи [10, с. 132, 172; 12, с. 47-50; 16, с. 204-213; 18, с. 157]. Д. Андреев, в творчестве опиравшийся на личный мистический опыт, в религиозных убеждениях сочетавший христианство и элементы индуизма, в мировоззрении -элементы космизма и эзотерики, ощущал свою принадлежность к русской школе символизма. Оккультизм, Е.П. Блаватская [5, с. 388], Р. Штейнер [5, с. 136, 145] были ему чужды, но идеи всеединства и Вселенской Церкви, неотделимые от идеи Божественной Софии, которые после смерти В.С. Соловьёва продолжали развивать символисты, их острый интерес к мистике, их учение о символах соответствовали жизненной позиции Д. Андреева и основам его взглядов на искусство. Двадцатиче-тырёхлетний Д. Андреев пишет в Париж брату Вадиму: «.Учителя мои и старинная и нержавеющая любовь - символисты, в первую голову -Блок» [8, с. 136].

Связь его с символистами, как и все отношения в мире маленьких особнячков патриархальной Москвы, была интимно-семейственной: здесь присутствовали и кровные родственные узы, и дружеские связи, и духовное родство. Муж тётки, Филлип Александрович Добров (1869-1941), потомственный врач, обладал недюжинными задатками музыканта и талантом писателя [2, с. 97; 5, с. 373, 404]. Он превосходно знал творчество Л. Андреева и был для него не только близким другом: Л. Андреев ценил его критические оценки тех своих произведений, которые готовились к печати, на квартире Ф.А. Доброва проходили некоторые из телешовских литературных сред [5, с. 374].

Д. Андреев бережно относился к символистскому наследию отца и к литературному творчеству брата. В 1930 году он стал одним из редакторов сборника памяти Л. Андреева [19]; в переписке с Вадимом профессионально анализирует его стихи [8, с. 131-136]. Дружба Д. Андреева с писателем и поэтом-символистом А.В. Коваленским, мужем его двоюродной сестры А.Ф. Добровой, приобщала к миру А.А. Блока и В.С. Соловьёва. А.В. Коваленский приходился А.А. Блоку троюродным братом, под влиянием Блока и его окружения формировался как поэт. Его домашними учителями были поэт Эллис (Кобылинский) и Б.Н. Бугаев. А. Белый, бывавший в гостях у Добровых в доме Чулкова на Арбате, впоследствии писал в мемуарах о взаимоотношениях Добровых - Коваленс-ких - Соловьёвых [5, с. 383]. Если семья Добро-

вых - Андреевых приходилась родной Даниилу по крови, то круг Коваленских - Блоков - Соловьёвых - стал родным по духу. Ощущение своей личной причастности к нему у Д. Андреева усиливалось ремеслом и талантом поэта, а в дальнейшем -переживанием своей мистической связи с А.А. Блоком; и то и другое давало ему духовное право на эту причастность.

А.А. Блок вошёл в жизнь Д. Андреева через глубокую внутреннюю связь с Л. Андреевым, о которой впоследствии писал [6]. Д. Андреев, бережно храня в памяти свою забавную детскую встречу с поэтом [1, с. 30], всегда воспринимал Блока как учителя и наставника; и только пережив в заключении раскрытие глубинной памяти, обрёл в лице А.А. Блока «второго Вергилия» - друга и водителя по мирам нисхождения. Д. Андреев в юности во многом повторил опыт Блока, приобщающий к демонической «изнанке» мира [4, с. 433]. Пережитое помогло ему духовным зрением постичь трагедию А.А. Блока - трагедию «павшего вестника», которому «есть, откуда падать» [4, с. 430] и значение для вестника светлой направленности опыта приобщения к трансфизической тьме.

Личные симпатии и духовные искания Д. Андреева связаны с ранними и поздними символистами, их предтечами. Его библиотека включала сочинения стоявших у истоков символизма Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Д.С. Мережковского; Ницше, пленившего ранних символистов, и В.С. Соловьёва, Ницше преодолевшего; А.А. Блока, своего кумира [10, с. 316]. Любя, в основном, русскую литературу, Д. Андреев рассуждал о ней в русле идей Серебряного века. В частности, М.Ю. Лермонтова и Ф.М. Достоевского почитал как вестников, «великих созерцателей "обеих бездн"» [4, с. 389]: М.Ю. Лермонтова - в контексте статьи Д.С. Мережковского «Лермонтов», - как «мистика по существу» и художественного гения России [4, с. 390-391]; Ф.М. Достоевского - как великого вестника Вечно-Женственного и водителя «по ... самым сокровенно греховным кручам» человеческой души [4, с. 399].

Одним из «любимейших поэтов» Д. Андреева был Вяч. Иванов [8, с. 135]: его теория «реалистического символизма» и обосновывает метод «сквозящего реализма» Д. Андреева. Утверждаемый Д. Андреевым принцип творчества художника «сквозящего реализма» соответствует в теории Вяч. Иванова «ознаменовательному» творческому принципу, который заключается «в наименьшей насиль-ственности и в наибольшей восприимчивости» по отношению к иноприродным реалиям. Художник не должен «преобразовывать» бытие, «налагать свою волю на поверхность вещей». Он призван творчески «ознаменовывать» зрелища космических событий, «прозревать и благовествовать сокровенную волю вещей» и в их свете преображать для воспринимающего сознания действительность [13,

с. 146], облегчать естественное становление на земле вселенской гармонии. Постулат сквозящего реализма Д. Андреева - подобное беспримесное восприятие иноприродного объекта и передача его чужой душе.

Уже с детских литературных поисков, готовящих к вестнической миссии [1, с. 15-16; 10, с. 3839;], Даниил был включён в поиск новых звучаний, освоение той «музыки слова», которую вслед за Ф.И. Тютчевым мифотворчески разрабатывали символисты как способ выражения невыразимого [17, с. 18]: Д.С. Мережковский и З. Гиппиус, В.Я. Брюсов и К.Д. Бальмонт, А. Белый, известный «блистательной страстью» к созданию неологизмов, каламбуров и новых многосоставных слов [17, с. 190-191]. Подобно символистам старшего и младшего поколения, Д. Андреев ведёт художественный поиск через мифотворчество. Создавая мифему Навны как запредельный «Текст-Миф» [21, с. 271], Д. Андреев разъясняет жене наличие в нём слов, которых он «знать не может» [5, с. 133]. Эти слова относятся «к некоторой концепции, лежащей под или за всеми текстами и постоянно проявляющейся в различных рядах слов и образов», и являются «штрихами системы» [5, с. 136], то есть символистского мифотворчества.

Поэтические циклы зрелого Д. Андреева сочетались с творчеством символистов, прежде всего, «духовно-концептуально» [5, с. 479]. Вклад Д. Андреева в развитие символизма состоял в том, что, соединяя по примеру предшественников личный мистический опыт с художественным творчеством, силой метаисторического [4, с. 592] сознания он прорывается за черту видимого, «взламывает» символ и «работает» уже не на границе миров, как отец, а в иномирии. Художественный метод «сквозящего реализма», или «метареализма», выведен Д. Андреевым из программы символизма и основан на его приёмах, но не равняется ему [3, с. 251254] и, по мысли поэта, принадлежит искусству будущего.

Теория сквозящего реализма Д. Андреева созвучна и размышлениям русских религиозных философов об особенностях мистического искусства. Примечательно, что П.А. Флоренский определяет его стиль как «реализм» [17, с. 557], который называет «подлинным» [24, с. 528], «высшим» [24, с. 545], явленным в символе. П.А. Флоренский и Д. Андреев понимают под символом «синергизм», по меньшей мере, двух нетождественных реальностей [25, с. 424], отражение мирового единого организма «взаимосвязанных и взаимопроникающих сфер» [3, с. 252], органическое единство несовпадающих космических процессов [4, с.61], где метаисторическое начала бытия в значительной степени определяет бытие земли.

Мыслители одинаково понимают задачи и особенности творчества художника-мистика: выразить

в искусстве весть, воплотить в символе через «духовное созерцание» «истину вещей» [25, с. 528, 556]. Сверхзадачу стиля Д. Андреев определяет как выражение авторского мировоззрения в целостном знаке «при помощи поэтических образов» [3, с. 251]; несомненно, в данном контексте подразумевается символ. Более того, Д. Андреев прямо указывает, что художник неизбежно обращается к «символизму с его методикой» в изображении несоизмеримых с физической данностью реалий [3, с. 253].

Замечание П.А. Флоренского о символе, который в искусстве художника-мистика, являясь указанием на высшую реальность, одновременно становится ею [24, с. 545], в контексте размышлений Д. Андреева приобретает новое значение: речь идёт об изображении второй реальности в стиле сквозящего реализма уже не с помощью символов а «непосредственно»; о стремлении художника передать объекты своего внутреннего опыта «в таких зрительных и звуковых образах, в каких эти объекты приоткрывались его интуиции». В качестве примеров обращения к стилю сквозящего реализма в собственном творчестве Д. Андреев называет сцены боя из поэмы «Ленинградский Апокалипсис, а также стихотворный цикл «Русские Боги» [3, с. 253]. Здесь, говоря языком Вяч. Иванова, читатель обнаруживает «провозглашение объективной правды, как таковой», образец ознаменовательного творчества «в самой колыбели современного символизма» [13, с. 151] - «реалистического символизма», не утратившего актуальности на протяжении века.

В теории сквозящего реализма и вестнического творчества Д. Андреев входит в философию «цельного знания», разработанную В.С. Соловьёвым и П.А. Флоренским, в их учение об органическом мышлении, в котором иноприродные процессы воспринимаются как живое выражение цельной идеи мира и его единства. Органическое мышление со-фиологично, художник «реалистического символизма» воспринимает мир софиологическим зрением.

О софиологическом видении мира, обеспечивающем правильное постижение природы, человека и духа в их генетической целостности и взаимосвязи, писал С.Н. Булгаков. Открывая в природе способность «рассказать на языке небожественом о вещах божественных» [7, с. 199], возвещая о том, что «явно пришла пора для восприятия природы более духовного», что «потребность "оккультного"» её постижения «становится всё глубже и шире», философ глубоко обеспокоен «религиозной опасностью» этого пути. По его мнению, он ведёт к «измене Христу», к «погружению в язычество и природную магию» [7, с. 197].

В отличие от С. Булгакова, Д. Андреев не видит противоречия с догматом в призыве к софиологи-ческому, «сквозящему», в его терминологии, созерцанию вещей, дающему «ощущение прозрачности физического слоя», видение «просвечивающих

сквозь него слоёв трансфизики» [4, с. 76]. Такой взгляд на природу, по Д. Андрееву, должен сочетать «языческую жизнерадостность, монотеистическую одухотворённость и широту знаний научной эры, все эти элементы претворяя в высшее единство» религии итога [4, с. 77]. Сквозящее мировосприятие достигается на земле, по Д. Андрееву, благодаря помощи Провиденциальных сил и готовности самого человека добиваться «сквоже-ния» ему «хрустального сосуда» природы [4, с. 78], развивать в себе прозрение в мир природы, которое Д. Андреев называет «вселенским», именует «прорывом космического сознания» [4, с. 84].

Мистическое творчество и культурно-философское наследие В.С. Соловьёва, великого вестника и «духовидца», обозначившего высоту русской философской мысли, органически входило в жизненное и творческое поле Д. Андреева. Их голоса составляют отчётливый диалог, творчество двух писателей-мистиков России сходно по цели (развитие идеи всеединства), происхождению (мистический опыт), стилю (в русской религиозной философии - так называемый «высший» реализм) и содержанию (творение космогенеза, отмеченного идеей Софии и Вселенской Церкви).

В основе учения В.С. Соловьёва о Софии и Д. Андреева о строении и законах планетарного космоса лежит опыт мистического переживания. Получая знания мистическим путём, они считали своим долгом донести открывшееся до сознания людей, принадлежа к высокой инстанции вестников. По Д. Андрееву, вестник - это художник, дающий людям возможность услышать высшую правду и увидеть свет, «льющиеся из миров иных» [4, с. 369]. Вестник действует только через художественное творчество (не через проповедь, не через философию) с помощью потусторонних сил. В частности, по Д. Андрееву, художник-вестник вдохновляется на творчество даймоном [4, с. 146].

Именно инстанция вестничества обязывает писателя к стилю «сквозящего реализма» (Д. Андреева), или «реалистического символизма» (Вяч. Иванов в определении стиля В.С. Соловьёва). Примечательно, что говоря о стилевых особенностях творчества Вл. Соловьёва, Вяч. Иванов употребляя слово «весть»: «...Соловьёв - реалист, ничего не выдумывающий, и вместе символист, потому что всё в природе и душе трепещет для него близко дышащею скрытою жизнью и подаёт весть о сущем, прикрывающемся покрывалами божественной символики видимого мира» [14, с. 42].

Дух вестничества сказывается в самой художественной форме передачи полученного мистического опыта. А.Ф. Лосев следом за С.Н. Трубецким подчёркивает в стиле софиологических работ В.С. Соловьёва именно художественность изложения: «.как раз в учении о Софии философ гораздо более патетичен, гораздо более настроен худо-

жественно, чем научно-философски и понятийно» [15, с. 200]. Д. Андреева, в свою очередь, глубоко поэтичен в описании космических миров и иерархий. Современные исследователи отмечают, что главное «достоинство» книги Д. Андреева «Роза Мира» - её «художественная реальность», отражающая «мир души самого автора» [20, с. 141], и что именно его «художественные предпочтения» связаны с авторским «ирреальным принципом ми-рочувствия» [22, с. 47].

Д. Андреев отмечает общую тенденцию развития вестнического дара: на склоне жизни каждый большой художник переживает «непобедимую потребность стать не только вестником, а именно пророком - гонцом горнего мира, выражающим высшую правду не одними только образами искусства, но всем образом своей жизни» [4, с. 406]. Вестничество, по мнению Д. Андреева, - всегда путь к пророчеству. Здесь вновь сказывается влияние В.С. Соловьёва, считавшего, что художники будущего «опять должны стать жрецами и пророками» [4, с. 590].

Важно помнить, что у софиологического миросозерцания, дающего художнику власть прозревать иные миры, есть свои опасные стороны. В.С. Соловьёв предупреждал о недопустимости смешения культа Софии с чисто человеческими, стихийными, плотскими струями. Для прямых последователей

B.С. Соловьёва (А.А. Блока, А. Белого, С.М. Соловьёва) эта опасность вылилась в глубокий дуализм - в полное разделение духовного и физического начал - и, как следствие, в перверсию ценностей.

Примером могут служить отношения Д.С. Мережковского, Д. Философова и З. Гиппиус или А.А. Блока, А. Белого и Л.Д. Менделеевой, а также хилиастически-утопическая религия плоти Д. С. Мережковского и даже известные стихи

C.М. Соловьёва, на которые указывает П.П. Гай-денко. По праву шафера на свадьбе А.А. Блока, С.М. Соловьёв выразил в них мистическую подоплеку женитьбы Блока как соединения с Божественной Женственностью: «Прилетев с горы Сионской, Голубь сел тебе на грудь» [9, с. 379]. Выражая культ чистой красоты и религиозно-мистической эротики, указанные стихи С.М. Соловьёва одновременно нивелируют земные и небесные иерархии, явно переходят запретную для смертного человека грань. Последователи В.С. Соловьёва, не вняв предостережениям своего великого учителя, перешагнули её и ушли довольно далеко: по замечанию П.П. Гай-денко, даже платоновский эрос - это только эрос, а не романтически-возвышенное агапэ; даже Небесная Афродита - это ещё не Божественная София и не Богоматерь [9, с. 381].

Д. Андреев не избежал другого соблазна, который Вяч. Иванов называл «самоопределением» художника-мистика. Необходимо отметить в душевном строе Д. Андреева почти «моцартовскую» наи-

вность в отношениях с людьми и социальную недальновидность, что оборачивается в религиозных исканиях Д. Андреева утопизмом, выраженном в проектах церковного и государственного реформаторства [4, с. 259, 553, 554]. В творчестве Д. Андреева, с учётом его самоидентификации с художниками-символистами «реалистического миросозерцания» [13, с. 144], обнаруживается противоречие между установкой на «ознаменовательный» принцип в искусстве и следованием «своему, свободно расцветшему с душе "идеалу"» [13, с. 146]. Д. Андреев передаёт его грядущему человечеству «как произведение своей мечты, своего "творчества"» [13, с. 146], претендующего стать всеобщим эталоном искусственно созданной красоты. Подобную установку художника Вяч. Иванов называет «идеализмом» и характеризует как мятеж против истины, в основе которого лежит недоверие к возможностям её осуществления в красоте подлинной, реальной.

В своих проектах церковного и государственного реформаторства, основанных на самых благородных побуждениях человеческого сердца, Д. Андреев приближается к тому, чтобы уподобиться художнику будущего, который, по словам В.С. Соловьёва, сам будет «владеть» религиозной идеей и «сознательно управлять её земными воплощениями» [23, с. 590]». Проекты Д. Андреева парадоксально вызывают сомнение в праведности подобного «управления». В этом отношении уместным представляется тревожное вопрошание Вяч. Иванова: каким явится этот творец будущего? «Художником-поработителем», который разобьёт старые скрижали красоты, единолично следуя «своей воле к могуществу» или действительным благо-вестником, который «трости надломленной не переломит»?

В целях объективности исследования отметим: В.С. Соловьёв в «самоподчинении» не посягнул критическим и провидческим словом прикоснуться к христианской святыне, пусть и «дрогнувшей» в его глазах. Д. Андреев в «самоопределении» [13, с. 150] и человеческой недальновидности очень близок к исканиям «самовольной» правды [23, с. 597], от которых предостерегал художника будущего В.С. Соловьёв. Однако, прибегая к языку В.С. Соловьёва и Вяч. Иванова, будем помнить и другое: даже включая «уклонения» на «неверную дорогу» творчества [23, с. 593], жизнь Д. Андреева была сознательным осуществлением душевного подвига «самовоспитания» [13, с.160] для реализации ознаменовательного искусства.

Библиографический список

1. Андреева А.А. Плаванье к Небесному Кремлю. - М.: Ред. журн. «Урания», 1998. - 288 с.

2. Андреев В.Л. Детство. - М.: Сов. писатель, 1966. - 250 с.

3. Андреев Д.Л. Некоторые зам<етки> по стиховедению. Сквозящий реализм // Даниил Андреев в культуре ХХ века. - С. 236-258.

4. Андреев Д.Л. Роза Мира // Собр. соч: в 3 т. Т. 2. - М.: Моск. рабочий: Присцельс, 1995. - 608 с.

5. Андреев Д.Л. Письма. Из книги «Новейший Плутарх». Стихотворения из черновых тетрадей. Новые метро-строфы. Воспоминания о Д.Л. Андрееве // Собр. соч.: в 3 т., 4 кн. Т. 3, кн. 2. - М.: Редакция журн. «Урания», 1997. - 560 с.

6. Блок А.А. Памяти Леонида Андреева // Собр. соч.: в 8 т. Т. 6. - М.; Л., 1962. - С. 129-136.

7. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения / С.Н. Булгаков; подгот. текста и ком-мент. В.В. Сапова; послесл. К.М Долгова. - М.: Республика, 1994. - 415 с.

8. Вадим и Даниил Андреевы: продолжение знакомства: Письма 1927 - 1946 гг. // Звезда. -

2000. - № 3. - С. 125-139.

9. Гайденко П.П. Владимир Соловьёв и философия Серебряного века. - М.: Прогресс-Традиция,

2001. - 472 с.

10. Даниил Андреев в культуре ХХ века / Межрегион. обществ. благотворит. фонд «Урания» им. Д. Андреева; под ред. А.А. Андреевой. - М.: Мир Урании, 2000. - 320 с.

11. Даниил и Вадим Андреевы: братья знакомятся. Письма Д. Андреева родным / публ., вступ. ст., примеч. О. Андреевой-Карлайл, А. Богданова // Звезда. - 1997. - № 4. - С. 153-163.

12. Дашевская О.А. Теория мифа в «Розе Мира» Д. Андреева // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия: Гуманитарные науки (филология). - 2000. - Вып. 6. - С. 47-51.

13. Иванов В.И. Две стихии в современном символизме. - М.: Республика, 1994. - С. 143-163.

14. Иванов В.И. О значении Вл. Соловьёва в судьбах нашего религиозного сознания // О Владимире Соловьёве. Томск: Водолей, 1997. - С. 32-43.

15. Лосев А.Ф. Владимир Соловьёв и его время. - М., 2000. - 613 с.

16. «О пламенном хоре, которого нет на земле»: по материалам обсуждения за «круглым столом», посвящ. творчеству Д. Андреева // Новый мир. - 1996. - № 10. - С. 203-215.

17. Пайман, А. История русского символизма / пер. с англ. В.В. Исакович. - М.: Республика, 2000. - 415 с.

18. Померанец Г. Тюремная лирика Д. Андреева // Октябрь. - 1991. - № 8. - С. 157-162.

19. Реквием: сборник памяти Леонида Андреева / под. ред. Д.Л. Андреева, В.Е. Беклемишевой. -М.: Федерация, 1930. - 283 с.

20. Розин В.М. Учение Даниила Андреева «Роза Мира» // Вопросы философии. - 1998. - № 2. -С. 137-145.

21. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. -М.: Аграф, 1997. - 384с.

Творчество Д.Л. Мордовцева в русской критике 1850-х - 1900-х годов

22. Соина О. С. «Роза мира» Д. Андреева: антиномия морали и мистики // Человек.- 1997. - №2 2. -С. 47-61.

23. Соловьёв В. С. Три речи в память Достоевского // Спор о справедливости: сочинения. - М.: ЗАО «ЭК-СМО-Пресс»; Харьков: Фолио, 1999. - С. 650-662.

24. Флоренский П.А. Иконостас // Флоренский П.А. Христианство и культура / Павел Флоренский,

вступ. ст. и примеч. А.С. Филоненко. - М.: ООО «Изд-во АСТ»; Харьков: Фолио, 2001. - С. 521626.

25. Флоренский П.А. Сочинения: В 4 т. Т 3 (1) / сост. игумена Андроника (А.С. Трубачёва), П.В. Флоренского, М.С. Трубачёвой; ред. игумен Андроник (А.С. Трубачёв). - М.: Мысль, 2000. -621с.

УДК 82.161.1.09"18"

Устинов Алексей Валерьевич

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

1013801@mail.ru

ТВОРЧЕСТВО Д.Л. МОРДОВЦЕВА В РУССКОЙ КРИТИКЕ 1850-Х - 1900-Х ГОДОВ

Статья посвящена результатам обзора критических отзывов о творчестве Д.Л. Мордовцева (1830—1905). Это исследование позволило выявить своеобразие взглядов современников на художественные, научные и публицистические произведения литератора.

Ключевые слова: история русской критики, журналистика второй половины XIX века, Д.Л. Мордовцев, Н.К. Михайловский, Н.В. Шелгунов, Н.А. Субботин, Ф.М. Достоевский.

В отечественной периодической печати в период с 1859 по 1916 гг. было опубликовано несколько десятков различных статей, посвященных творчеству Д.Л. Мордовцева. Эти материалы представляют собой библиографические заметки, рецензии, критические статьи, полемические отклики, а также сведения биографического характера [19, с. 223-229].

Передовое для своего времени позитивистское мировоззрение, близость к народничеству, приверженность идеалам либерализма и социальной справедливости - все это накладывало особый отпечаток на творческую позицию Мордовцева. В качестве историка-популяризатора, в своих работах раскрывавшего «теневые стороны» прошлого, он принадлежал к «обличительному» направлению [12, с. 20]. Вместе с этим стоит отметить, что основными критиками Мордовцева являлись не только представители консервативного и националистического крыла общественно-политической мысли тех лет (С.С. Окрейц, Н.И. Субботин, П.К. Щебальский), но и публицисты прогрессивного либерально-демократического направления (Н.К. Михайловский, С.С. Шашков, Н.В. Шелгу-нов). Это обусловлено спецификой позиции писателя, в период 1860-х - 1880-х гг. активно участвовавшего в дискуссии относительно перспектив развития пореформенной России. Общественный резонанс вызвала серия исторических публикаций, посвященных народным протестным движениям XVП-XVШ вв.: «Понизовая вольница» (1860), «Пугачевщина» (1866), «Гайдаматчина и Колиив-щина» (1870), широкая полемика развернулась вокруг статьи Мордовцева «Печать в провинции» (1875) [22], не осталась незамеченной и се-

рия социологических очерков в журнале «Отечественные записки» - «Десятилетие русского земства» (1875) [21].

Предметный анализ откликов на произведения Д.Л. Мордовцева позволил нам выделить среди них четыре тематические группы: 1) Критика 1859-х -1870-х гг. исследований Мордовцева в области народных движений Х'УП-Х'УШ вв., определенных им как «политические движения русского народа»: «Заметаев» (1859), «Крестьяне в Юго-западной Руси XVI века» (1860), «Русские государственные деятели прошлого века и Пугачев» (1869) и др. 2) Полемика 1870-х - 1900-х гг. вокруг романов «Знамения времени» (1869) и «Новые русские люди» (1870). 3) Полемика 1875-х - 1890-х гг. вокруг статьи «Печать в провинции» (1875). 4) Полемика 1870-х - 1890-х гг. вокруг историко-беллет-ристических произведений писателя («Идеалисты и реалисты» (1878), «Великий раскол» (1880) и др.).

Литературный дебют Мордовцева как автора «Малороссийского сборника» (1859) вызвал в целом положительную оценку критиков - А.А. Гат-цука в газете «Московские ведомости» (1859) [7] и Н.И. Стороженко (1836-1906) в журнале «Отечественные записки» (1859) [31]. В отзыве журнала «Основа» (1861) [28] на работу Мордовцева, посвященную положению крестьян в Юго-Западной Руси XVI в. (1861), был отмечен народнический характер исследования [28, с. 4], а также упомянуто и определенное социологическое новаторство исследователя - перевод стоимостей XVI века в современные цены. Вместе с этим автор отзыва посчитал, что в работе Мордовцева вместе с раскрытием картины насилия со стороны властей недостаточно отражен анализ внутренней жизни на-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Устинов А.В., 2014

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2014

159

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.