Научная статья на тему 'СКУЛШУТИНГ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА'

СКУЛШУТИНГ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
239
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКУЛШУТИНГ / КОЛУМБАЙН / СКУЛШУТЕРЫ / МОЛОДЕЖЬ / МОББИНГ / БУЛЛИНГ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И МЕССЕНДЖЕРЫ / ПРОФИЛАКТИКА И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бочарникова И.С.

В статье анализируются научные работы социально-гуманитарного направления, исследующие проблемы скулшутинга, принципы и формы распространения колумбайн-идеологии в современном виртуальном и реальном медиапространстве, опубликованные не ранее 2020 г. В названиях и содержании научных статей используется термин «скулшутинг», или «колумбайн», который трактуется достаточно широко, научный дискурс о понимании и определении понятия носит междисциплинарный характер, что и определяет предметное поле исследований. Посредством традиционного анализа нарративов получен актуальный материал, который позволяет выявлять факторы риска и защиты от скулшутинга, определять механизмы воздействия шок-контента на молодежно-подростковую аудиторию. Рассмотрены социально-психологические последствия продолжительной травли (буллинга, моббинга) и неоправданной агрессии в детском и подростковом возрасте - теомания (мания величия, Я - Бог), социальная эксклюзия, депривация, суицидные проявления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL SHOOTING AS A SOCIAL PROBLEM

The article analyzes scientific works of socio-humanitarian direction, which investigate the problems of school shooting, principles and forms of dissemination of columbine ideology in the modern virtual and real media space, published not earlier than 2020. The titles and content of scientific articles use the term “school shooting” or “columbine”, which is interpreted quite broadly, the scientific discourse on the understanding and definition of the concept is interdisciplinary in nature, which determines the subject field of research. Through traditional analysis of narratives, relevant material is obtained, which allows to identify risk and protection factors against school shooting, to determine the mechanisms of shock content impact on the youth and adolescent audience. The socio-psychological consequences of prolonged persecution (bullying, mobbing) and unjustified aggression in childhood and adolescence - theomania (megalomania, I am God), social exclusion, deprivation, suicidal manifestations - are considered.

Текст научной работы на тему «СКУЛШУТИНГ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА»

Научная статья УДК 316.758

https ://d oi.org/10.24158/tipor.2023.7.5

Скулшутинг как социальная проблема Ирина Станиславовна Бочарникова

Астраханский государственный университет имени В.Н. Татищева, Астрахань, Россия, omcnk@list.ru, https://orcid.org/ 0000-0002-3381-1403

Аннотация. В статье анализируются научные работы социально-гуманитарного направления, исследующие проблемы скулшутинга, принципы и формы распространения колумбайн-идеологии в современном виртуальном и реальном медиапространстве, опубликованные не ранее 2020 г. В названиях и содержании научных статей используется термин «скулшутинг», или «колумбайн», который трактуется достаточно широко, научный дискурс о понимании и определении понятия носит междисциплинарный характер, что и определяет предметное поле исследований. Посредством традиционного анализа нарративов получен актуальный материал, который позволяет выявлять факторы риска и защиты от скулшутинга, определять механизмы воздействия шок-контента на молодежно-подростковую аудиторию. Рассмотрены социально-психологические последствия продолжительной травли (буллинга, моббинга) и неоправданной агрессии в детском и подростковом возрасте -теомания (мания величия, Я - Бог), социальная эксклюзия, депривация, суицидные проявления.

Ключевые слова: скулшутинг, колумбайн, скулшутеры, молодежь, моббинг, буллинг, социальные сети и мессенджеры, профилактика и противодействие

Финансирование: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-2800765, «"Колумбайн" (скулшутинг): истоки, триггеры, факторы риска/защиты, индикаторы распространения в медиакультуре» (https://rscf.ru/project/23-28-00765/).

Для цитирования: Бочарникова И.С. Скулшутинг как социальная проблема // Теория и практика общественного развития. 2023. № 7. С. 43-47. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.7.5.

Original article

School shooting as a Social Problem

Irina S. Bocharnikova

Astrakhan State University named after V.N. Tatishchev, Astrakhan, Russia, omcnk@list.ru, https://orcid.org/ 0000-0002-3381-1403

Abstract. The article analyzes scientific works of socio-humanitarian direction, which investigate the problems of school shooting, principles and forms of dissemination of columbine ideology in the modern virtual and real media space, published not earlier than 2020. The titles and content of scientific articles use the term "school shooting" or "columbine", which is interpreted quite broadly, the scientific discourse on the understanding and definition of the concept is interdisciplinary in nature, which determines the subject field of research. Through traditional analysis of narratives, relevant material is obtained, which allows to identify risk and protection factors against school shooting, to determine the mechanisms of shock content impact on the youth and adolescent audience. The socio-psychological consequences of prolonged persecution (bullying, mobbing) and unjustified aggression in childhood and adolescence - theomania (megalomania, I am God), social exclusion, deprivation, suicidal manifestations - are considered.

Keywords: school shooting, columbine, school shooters, youth, mobbing, bullying, social networks and instant messengers, prevention and counteraction

Funding: The reported study was funded by the Russian Science Foundation grant № 23-28-00765, "Columbine" (school shooting): origins, triggers, risk/protection factors, indicators of spread in media culture" (https://rscf.ru/project/23-28-00765/).

For citation: Bocharnikova, I.S. (2023) School shooting as a Social Problem. Theory and Practice of Social Development. (7), 43-47. Available from: doi:10.24158/tipor.2023.7.5 (In Russian).

Введение. Для современного общества проблемы тревожности, агрессии и насилия крайне актуальны, причем особую озабоченность вызывают эти процессы в молодежно-подростковой среде. По данным Главного управления правовой статистики и информационных технологий за январь - ноябрь 2022 г., несовершеннолетними или при их соучастии было совершено 26 758 преступлений. При этом следует отметить, что тяжкие и особо тяжкие преступления составляют 8 362 случаев1. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации составил

1 Состояние преступности в России за январь - ноябрь 2022 г. М., 2022. 60 с.

© Бочарникова И.С., 2023

социальный портрет преступности, социальная группа, анализируемых исследований, выглядит следующим образом: в возрасте 14-15 лет - 9 508 правонарушителей (из них 952 девушки), 1617-летних - 19 621 (из них 1 881 девушка); студенты и учащиеся - 31 153 человека (из них 3 408 девушек)1. На февраль 2022 г., по данным МВД России, начиная с 2017 г. зафиксировано 70 случаев в 34 регионах, связанных с нападением на школы. Как отмечает представитель ведомства МВД Лариса Плотникова, «в статистику вошли как совершенные атаки, так и подготовка к скулшу-тингу... в половине случаев нападения были пресечены на этапе подготовки»2.

Общество резко реагирует на трагедии, связанные со скулшутингом (англ. school shooting -«школьная стрельба»), палитра высказываний широка: от ужесточения законодательной базы (отмены моратория на смертную казнь, изменения закона об оружии и пр.) до негатива к современной системе образования3.

Данный феномен находит отражение и в массовой культуре, например, детективно-психологический триллер «Метод» от продюсерской компании «Sreda»: в одной из серий молодой человек убивает своих родителей, а затем расстреливает одноклассников; сценарист увязывает эту проблему с нестабильностью психики ведомого молодого человека и манипуляцией его сознанием третьим лицом.

Распространение идеологии скулшутинга становится одной из острейших проблем мирового пространства, в том числе и в России. На первый взгляд, основой данной проблемы являются психологические и социальные аспекты, однако углубленный анализ колумбайн-инциден-тов показывает, что этот феномен тесно связан с игровыми практиками, онлайн-сообществами и продвижением идей и практик «скулшутеров» через социальные медиа и мессенджеры, молодежную культуру.

Материалы и источники. В последнее десятилетние научное сообщество интенсивно изучает данный социальный феномен, выявляет механизмы и формы продвижения идей, характеристику источников скулшутинга, а также разрабатывает систему мер социальной и экзистенциальной безопасности и алгоритм противодействия этому явлению. Вместе с тем В.В. Плотников и С.Ф. Самойлов, анализируя частоту обращения и уровень разработанности проблемы скулшутинга (колумбайна), доказывают, что «на данный момент указанная проблема на уровне отечественных гуманитарных исследований раскрыта недостаточно» (Плотников, Самойлов, 2021: 163).

Исследователи в области права, рассматривая феномен «school shooting», используют междисциплинарный подход, трактуя его, например, с юридико-лингвистической позиции (криминология, уголовное право, криминалистика и судебное речеведение) (Никишин, 2021).

B.Д. Никишин, проанализировав и обобщив различные диагностики, разработал «криминалистический диагностический комплекс речевого действия, имеющий свои собственные пециальные (лингвистические) признаки и представляющий собой типовую модель криминогенного речевого действия - образец-эталон для криминалистического исследования с целью установления в речевом продукте специальных признаков объективной стороны преступления» (Никишин, 2021: 71).

C.В. Бубнов артикулирует важность и значимость деятельности участковых уполномоченных полиции в противодействии скулшутингу (Бубнов, 2022).

Изучая кибертерроризм как фактор угрозы национальной безопасности России, М.А. Стародубцева, А.П. Пинчук, А.В. Кулаевский пришли к выводу, что первым шагом к совершению преступлений, в том числе террористической направленности, является членство в различных деструктивных группах, склонение молодежи к совершению проступков и правонарушений, акты скулшутинга и колумбайна (Стародубцева и др., 2022: 96).

Дискурс о закреплении понятия «скулшутинг» в российской законодательной базе и правоприменительной практике переходит на новый уровень, предлагаются конкретные дополнения и изменения для нормативно-правовых документов (Милаева, Рыков, 2022: 546).

Анализ правоприменительной практики актов «скулшутинга» показал, что выбор конкретной статьи УК РФ4 зависит от мотивов лица, совершившего данное преступное деяние, чаще

1 Социальный портрет преступности [Электронный ресурс] // Портал правовой статистики. Генеральная прокуратура Российской Федерации. URL: http://crimestat.ru/social_portrait (дата обращения: 20.02.2023).

2 МВД сообщило о предотвращении половины из 70 нападений на школы и вузы [Электронный ресурс] // Интерфакс. URL: https://www.interfax.ru/russia/822002 (дата обращения: 10.02.2023).

3 Массшутинг в школах: социальные предпосылки и возможные пути предотвращения [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. Новости. URL: https://wciom.ru/sobytie/massshuting-v-shkolakh-socialnye-predposylki-i-vozmozhnye-puti-predotvrashchenija (дата обращения: 10.02.2023) ; Трагедия в Керчи: кто виноват и что делать? [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/tragediya-v-kerchi-kto-vinovat-i-chto-delat (дата обращения: 10.02.2023).

4 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 13.06.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.06.2023) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

всего применяется ст. 105 УК РФ («Убийство»)1, но правовой анализ элементов состава преступлений позволяет сделать вывод о том, что данный вид преступной деятельности может быть квалифицирован по ст. 205 УК РФ «Террористический акт»2 (Самойлов, Лапсарь, 2021: 41).

Социологи рассматривают скулшутинг как общественный феномен, анализируют проблемы и детерминанты совершения актов его сторонниками. Работы в области социологии написаны на основании полевых исследований данного явления. Анализировались как групповые стереотипы и паттерны субкультуры скулшутеров, так и личностные, следовые триггеры, а также профили субъектов, разделяющих данную концепцию, в базе данных School Shooters (Карпова, Максимова, 2021; Иванов, 2020).

Качественные методы позволяют получить уникальную исследовательскую информацию, а триангуляция делает ее достоверной. Применение контент-анализа, фрейм-анализа, метода case-study (Карпова, Максимова, 2021; Плотников, Самойлов, 2021; Мартиросян и др., 2021) позволили артикулировать проблемы межличностной и внутригрупповой коммуникации (сложности общения с одноклассниками, педагогами, членами семьи). Интроспекция внутренних переживаний скулшу-тера развивает в нем двойственность натуры: с одной стороны, он испытывает чувство превосходства над другими, ощущая себя «Богом», с другой - играет роль изгоя, жертвы буллинга, моббинга.

Исследователи констатируют, что, объединяя методы исследования этой виртуально-реальной среды (парсинг онлайн-пространства и сбор данных в офлайн-среде), можно добиться расширения возможностей структурирования и анализа факторов риска, мотивов и механизмов «school shooting» (Карпова, Максимова, 2021; Иванов, 2020; Дозорцева и др., 2021).

Социологические исследования актуализируют проблему пропаганды колумбайн-идеологии посредством медиапространства: чрезмерное освещение подробностей такого рода инцидентов СМИ с учетом подвижной психики подростков может привести к эффекту подражания и заражению деструктивными идеями (Мартиросян и др., 2021). Это предположение подтверждается динамикой скулшутинг-инцидентов: 2014 г. - два случая, 2015 г. - один, 2016 г. - один, 2017 г. - четыре, 2018 г. - шесть, 2019 г. - три, 2020 г. - семь колумбайн-инцидентов, 2021 - два, 2022 - один (Карпова, Максимова, 2021: 97).

Социально-психологические аспекты скулшутинга в России исследуют Ю.А. Малюшина, С.Н. Шатилович, О.Б. Федорова. Используя методы психодиагностики, обобщения, интерпретации данных, математической статистики, они отмечают, что большинство скулшутеров имеют нормальный психический статус, действуют не спонтанно, тщательно готовятся к задуманному (несколько месяцев); на каждом этапе этой подготовки скулшутеры подают обществу и своему непосредственному окружению определенные сигналы, на которые необходимо реагировать. По мнению исследователей, «акт нападения - это драматургически организованное действие, с помощью которого скулшутер посылает сообщение окружающему миру» (Малюшина и др., 2021).

Психологи-эксперты Е.Г. Дозорцева, Д.С. Ошевский, К.В. Сыроквашина на основании материалов исследования уголовных дел выявляют особенности криминологической характеристики несовершеннолетних с использованием материалов сети Интернет. Ученые активно применяют традиционные методы, например, герменевтический, для анализа интернет-коммуникаций с целью проведения психолого-психиатрической экспертизы обвиняемых и потерпевших несовершеннолетних, но при этом отмечают необходимость овладения новыми компетенциями в области цифровой среды и разработки алгоритмов профессионального анализа «интернет-продукции по делам несовершеннолетних» (Дозорцева и др., 2021).

Одним из факторов скулшутинга является депривация, то есть неудовлетворенность подростка, что приводит к длительным когнитивным, эмоциональным трудностям и, как следствие, -социальной дезадаптации, аутоагрессии, суицидальности, низкому уровню доверия в семье, замкнутости. И выход из патовой ситуации для современного подростка - интернет-пространство, поиск комфортной, созвучной ему субкультуры (как правило, деструктивного характера), шок-контента, определенных видеоигр.

Разработка механизмов нивелирования воздействия информационного контента на молодежно-подростковую аудиторию необходима для выстраивания профилактической и противодействующей социальной, правоохранительной, психологической, педагогической работы в отношении скулшутинга. П.А. Андрущак, обобщая опыт антитеррористической комиссии Московской области, в целях оперативного реагирования, противодействия и профилактики скулшутинга предлагает использовать самые широкие меры: от «разработки эффективных стратегий и тактик, ... создания условий, обеспечивающих максимальную безопасность в местах массового

1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 13.06.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.06.2023) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Там же.

пребывания людей, ... и психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних группы риска» до построения «алгоритма работы образовательной организации по мониторингу аккаун-тов обучающихся в социальных сетях ... и внедрения Карты наблюдений обучающихся - владельцев оружия / кандидатов на владение оружием» (Андрущак, 2022: 58).

Заключение. Насилие с применением огнестрельного оружия в учебных заведениях - это нарастающая проблема современного мирового сообщества, которая носит вирусный характер. Мнение о том, что стрельба в образовательных учреждениях является «исключительно американским кризисом», трудно оспорить, учитывая их тревожную частоту в США по сравнению с остальным миром, но следует помнить и о том, что скулшутинг зафиксирован более чем в 20 странах. В то время как большинство колумбайн-инцидентов - дело рук одного или двух проблемных подростков, на Ближнем Востоке и в Африке некоторые инциденты были скоординированными террористическими атаками (Кения, кампус кенийского университета, 2015 г.).

Академическое осмысление скулшутинга, колумбайн-инцидентов происходит по многим научным направлениям и носит междисциплинарный характер. Обсуждается важность создания стратегий профилактики и противодействия данному деструктивному направлению среди молодежи для обеспечения безопасной образовательной среды.

Вектор социально-психологических исследований направлен на улучшение социальных условий образовательных сообществ путем выявления и снижения уровня и концентрации факторов риска (буллинга, моббинга, аутоагрессии, суицидального настроения, обскурантизма). В целом появляющиеся научные разработки позволяют определить механизмы и формы вирусного продвижения идей скулшутинга, выявить социальные и материальные потребности, ценностные ориентиры молодежи.

Анализ контента социальных медиа (VK, YouTube1, Telegram2) и мессенджеров актуализирует данные об отношении молодежной аудитории к эпизодам скулшутинга и их освещению в медиа, о каналах продвижения контента, связанного с деструктивной идеологией, а также о динамике перемещения сообществ-скулшутеров из социальных сетей в мессенджеры в условиях законодательного ограничения и блокировки их деятельности.

Несмотря на то, что за последние два - три года степень разработанности проблемы скулшутинга (колумбайна) значительно выросла, можно согласится с утверждением В.В. Плотникова и С.Ф. Самойлова, что данный феномен на уровне российских социогуманитарных исследований раскрыт недостаточно. Исследователи в области права указывают на системные барьеры, которые создают препятствия для эффективной работы, направленной на предотвращение и сокращение скулшутинга.

Список источников:

Андрущак П.А. Опыт антитеррористической комиссии Московской области в сфере профилактики актов скулшутинга на объектах образования // Обзор. НЦПТИ. 2022. № 3 (30). С. 56-61.

Бубнов С.В. Актуальные проблемы деятельности участкового уполномоченного полиции в противодействии скулшу-тингу // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 4. С. 41-45. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-4-41-45.

Дозорцева Е.Г., Ошевский Д.С., Сыроквашина К.В. Использование материалов сети «Интернет» при проведении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних // Правосудие. 2021. Т. 3, № 4. С. 197-212. https://doi.Org/10.37399/2686-9241.2021.4.197-212.

Иванов А.В. Виртуальная деструктивность и социальное пространство: к постановке проблемы (по материалам полевых исследований идеологии «Колумбайн») // Казанский педагогический журнал. 2020. № 4 (141). С. 274-278. https://doi.Org/10.34772/KPJ.2020.141.4.039.

Карпова А.Ю., Максимова Н.Г. Скулшутинг в России: что имеет значение? // Власть. 2021. Т. 29, № 1. С. 93-108. https://doi.org/10.31171/vlast.v29i1.7920.

Малюшина Ю.А., Шатилович С.Н., Федорова О.Б. Изучение психологического механизма насильственных преступлений как один из аспектов профилактики скулшутинга // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2021. № 3. С. 86-97. https://doi.org/10.18384/2310-7235-2021-3-86-97.

Мартиросян С.А., Овруцкая Г.К., Безвербная Н.А. Скулшутинг в эпоху цифровизации // Caucasian Science Bridge. 2021. Т. 4, № 4 (14). С. 119-123. https://doi.org/10.18522/2658-5820.20214.15.

Милаева М.Ю., Рыков А.И. Современный взгляд на дискуссионные вопросы законодательного закрепления понятия убийства // E-Scio. 2022. № 6 (69). С. 539-552.

Никишин В.Д. Колумбайн (скулшутинг): сущность, правовая квалификация, криминалистическая диагностика // Lex Russica (Русский Закон). 2021. Т. 74, № 11 (180). С. 62-76. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2021.180.11.062-076.

1 В соответствии с ч. 1 ст. 11 ФЗ от 01.07.2021 № 236-Ф3 «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации» Роскомнадзором принято решение об информировании пользователей www.youtube.com, что иностранное лицо, владеющее информационным ресурсом, является нарушителем законодательства Российской Федерации.

2 В соответствии с ч. 1 ст. 11 ФЗ от 01.07.2021 № 236-Ф3 «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации» Роскомнадзором принято решение об информировании пользователей 1те, что иностранное лицо, владеющее информационным ресурсом, является нарушителем законодательства Российской Федерации.

Плотников В.В., Самойлов С.Ф. Проблема скулшутинга (колумбайна) в российской науке // Общество и право. 2021. № 2 (76). С. 163-168.

Самойлов С.Ф., Лапсарь М.В. Правовой анализ элементов состава преступных деяний, совершаемых представителями движения «колумбайн» // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2021. № 4 (54). С. 35-42.

Стародубцева М.А., Пинчук А.П., Кулаевский А.В. Кибертерроризм как фактор угрозы национальной безопасности России // Юридическая наука. 2022. № 3. С. 91-97.

References:

Andrushchak, P. A. (2022) Opyt antiterroristicheskoi komissii Moskovskoi oblasti v sfere profilaktiki aktov skulshutinga na ob"ektakh obrazovaniya [Experience of the Anti-Terrorist Commission of the Moscow Region in the field of Prevention of Acts of School Shooting at Educational Facilities]. Obzor. NTsPTI. (3 (30)), 56-61. (In Russian).

Bubnov, S. V. (2022) Actual Problems of the Activities of the Police Commissioner in Combating Schoolshooting. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. (4), 41-45. Available from: doi:10.24412/2073-0454-2022-4-41-45. (In Russian).

Dozortseva, E. G., Oshevsky, D. S. & Syrokvashina, K. V. (2021) The Use of Internet Materials in the Complex Forensic Psychological and Psychiatric Examination of Minors. Justice. 3 (4), 197-212. Available from: doi:10.37399/2686-9241.2021.4.197-212. (In Russian).

Ivanov, A. V. (2020) Virtual Destructivity and Social Space: to the Statement of the Problem (on the Materials of Field Studies of Ideology "Columbine"). Kazan Pedagogical Journal. (4 (141)), 274-278. Available from: doi:10.34772/KPJ.2020.141.4.039. (In Russian) Karpova, A. Y. & Maksimova, N. G. (2021) School Shooting in Russia: What Matters? Vlast. 29 (1), 93-108. Available from: doi:10.31171/vlast.v29i1.7920. (In Russian).

Malyushina, J. A., Shatilovich, S. N. & Fedorova, O. B. (2021) Studying the Psychological Mechanism of Violent Crimes as One of the Aspects of Prevention of School-Shooting. Bulletin of Moscow Region State University. Series: Psychology. (3), 86-97. Available from: doi:10.18384/2310-7235-2021-3-86-97. (In Russian)

Martirosyan, S. A., Ovrutskaya, G. K. & Bezverbnaya, N. A. (2021). School Shooting in the Age of Digitalization. Caucasian Science Bridge. 4 (4 (14)), 119-123. Available from: doi:10.18522/2658-5820.2021.4.15. (In Russian).

Milaeva, M. Yu. & Rykov, A. I. (2022) Sovremennyi vzglyad na diskussionnye voprosy zakonodatel'nogo zakrepleniya ponyatiya ubiistva [A Modern View on the Debatable Issues of Legislative Consolidation of the Concept of Murder]. E-Scio. (6 (69)), 539-552. (In Russian).

Nikishin, V. D. (2021) The Columbine (School Shooting): Essence, Legal Qualifications, Forensic Diagnostics. Lex Russia. 74 (11 (180)), 62-76. Available from: doi:10.17803/1729-5920.2021.180.11.062-076. (In Russian)

Plotnikov, V. V. & Samoilov, S. F. (2021) The Problem of School Shooting and Columbine in Russian Science. Society and Law. (2 (76)), 163-168. (In Russian).

Samoilov, S. F. & Lapsar, M. V. (2021) Legal Analysis of the Elements of the Criminal Offense of the Columbine Movement. Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii. (4 (54)), 35-42. (In Russian).

Starodubtseva M.A., Pinchuk A.P., Kulaevsky A.V. (2022) Cyberterrorism as a Threat to the National Security of Russia. Yuridicheskaya nauka. (3), 91-97. (In Russian).

Информация об авторе И.С. Бочарникова - кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социологии Астраханского государственного университета имени В.Н. Татищева, Астрахань, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=685606 Scopus 57189327461. WS CAG-9399-2022.

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author I.S. Bocharnikova - PhD in Sociology, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Sociology, Astrakhan State University named after V.N. Tatishchev, Astrakhan, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=685606 Scopus 57189327461. WS CAG-9399-2022.

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 29.05.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 26.06.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 25.07.2023.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.