КОНЦЕПТ
Шалагинова Д. А. Скульптурный материал папье-маше и возможность его применения в анималистическом жанре // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 18. ART 75264. - 0,27 п. л. - URL: http://e-
49965Р^.Ги/2№23045122ГО<И1т' ~ ^ ^ ЭЛ № ФС 7?"
АШ 75264 УДК 347.782
Шалагинова Дарья Александровна,
студентка факультета технологии и дизайна ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г.Киров [email protected]
Скульптурный материал папье-маше и возможность его применения в анималистическом жанре
Аннотация. В статье рассматривается жанр изобразительного искусства -«<анималистика». Обращается внимание на преподавание анималистики в скульптуре. Определяются достоинства и недостатки скульптурных материалов, применяемых в образовательном процессе, среди всех вариантов выделяется папье-маше за доступность в приготовлении и легкость в применении. Ключевые слова: анималистика, скульптурные материалы, папье-маше. Раздел: (05) филология; искусствоведение; культурология.
Анималистика — это жанр изобразительного искусства, основным предметом изображения которого являются животные. Данная тема достаточно широко распространена в живописи, графике, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве. Многие художники областью творчества выбирают для себя именно анималистику -жанр, который будет всегда вызывать интерес, так как сюжеты таких произведений просты и понятны людям, как близким к искусству, так и не имеющим никакого отношения к нему. А также данная тема используется в преподавательской деятельности.
Создавать картины, на которых изображены животные, не просто, так как животные чаще всего находятся в движении. Статичные позы рисуются с дремлющей собаки и спящего кота, пугливого попугая. Динамичные позы в свою очередь рисуются быстрыми зарисовками. В качестве наглядного материала в школе применяют чучела животных и птиц, они хорошо помогают при изучении анатомии, а также их используют в натюрмортах и различных постановках для зарисовок.
В школе на уроках изобразительного искусства, выделяют несколько уроков на изображение животных. А такой жанр изобразительного искусства довольно увлекательный и интересен школьникам. Нужно уделить больше внимания таким урокам, для изучения этой темы более подробно включить изучение анатомии животных. Так же анималистика широко используется в скульптуре. Скульптура позволяет ощутить форму, пластику движения, изгибы, маленькие нюансы в создаваемом объекте. Скульптура - это форма на плоскости и в пространстве. Она обладает не только объёмом, глубиной, сюжетом и формой, но и цветом. Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции [1]. На занятиях по скульптуре ребенок не только развивает моторику рук, способствуя развитию интеллекта и улучшению памяти, но и развивать наблюдательность, любовь к «братья меньшим», воспринимает более цельно всю форму, выразительность движения, фактуру.
Анималистика в скульптуре должна быть неотъемлемой частью образовательного процесса в дополнительном образовании. Жанр анималистики учит уважению к животным, состраданию, ответственности за их жизнь. Поэтому хотелось бы чтобы на уроках скульптуры был не только зрительный ряд из чучел птиц и животных, но и были презентации с показом фильмов, в которых звучало пение птиц, чтобы, находясь на природе, ребята могли слушать их пение, фильмы о животных и их повад-
f\j ■Л f\j
КОНЦЕПТ
Шалагинова Д. А. Скульптурный материал папье-маше и возможность его применения в анималистическом жанре // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 18. - ART 75264. - 0,27 п. л. - URL: http://e-
49965Р^.Ги/2№23045122ГО<И1т' ~ ^ ^ ЭЛ № ФС 7?"
АШ 75264 УДК 347.782
ках, движениях, а так же всевозможных рыб, живущих в глубинах морей, издающие характерные для них звуки [2].
На фоне всего разнообразия сюжетов этого жанра особенно интересны птицы и их изображения, они привлекают необычной формой и красивой пластикой. Своей выразительностью обладают и попугаи. В зоопарке детей зачастую привлекают птицы своими яркими красками, необычным шумом. Оперение попугаев тоже необычное, длинные перья хвоста и наполненные яркими красками крылья всегда привлекают внимание [3].
Образы птиц интересны для учебного процесса, детям легче изображать птиц, несложная форма строения тела и яркие цвета привлекают школьников. Так как существует большое количество скульпторов-анималистов, которые посвящают своё творчество птицам, благодаря этому есть возможность представить большое количество наглядного материала. Следовательно, рассматривать образы птиц в скульптуре будет занятием интересным и плодотворным. Возможно применение разнообразных материалов для изготовления изделия. Твёрдые, например, камень, мрамор, бронза, и мягкие: пластилин, глина, керамическая глина. Мягкие материалы наиболее приемлемы для образовательного процесса. Эти изделия, имеют возможность разнообразного декорирования. Пластилин можно покрыть сухой краской, бронзой, золотом или серебром, изделия из глины, керамической глины, можно расписать реалистично, декоративно, можно применить декоративные украшения бусинки, перья, ткани. Также к этому списку можно отнести вид папье-маше - лепка из бумажной массы. Такой материал может прекрасно дополнить и разнообразить применение постоянных материалов глины и пластилина для занятий скульптурой, он достаточно пластичный, удобный для лепки, не требует усилий для разминания [1].
Итак, материалы, которые наиболее часто используются в образовательном процессе, будут рассмотрены в ниже приведенной таблице (см. Таблица 1).
Таблица 1
Сравнительная характеристика скульптурных материалов, применяемых в образовательном процессе в системе дополнительного образования
Название Достоинства Недостатки
Пластилин - изделия не требуют сушки - с каркасом такие изделия будут крепки устойчивые - можно покрыть красителями - пластилин с трудом поддается разминанию
Глина - после сушки глина становится твердой - сделана из натуральный материалов - в дальнейшем можно расписать - после сушки изделие может потрескаться - для работы с таким материалом требуется специальная подготовка
Пластик (полимерная глина) - после запекания в духовке становитс твердой - разнообразная цветовая гамма - при смешении двух цветов можно пол чить дополнительные цвета я- твердая масса - дорогостоящий материал - для работы с таким материалом требуется специальная подготовка
Керамическая глина - после сушки изделие становится твердо сохнет без воздействия посторонних факт ров - можно расписать изделие - для работы с таким материалом требуется специальная подготовка - дорогостоящий материал
Папье-маше. - материал мягкий, легко с ним работать - изделия сохнут без помощи посторонни - материал нужно приготовить, но это не занимает много времени
«VI О nj
КОНЦЕПТ
Шалагинова Д. А. Скульптурный материал папье-маше и возможность его применения в анималистическом жанре // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 18. - ART 75264. - 0,27 п. л. - URL: http://e-
49965Pt.rU/N015/75l226ro<htm. - ГоС. реГ. Эл № ФС 77
ART 75264
УДК 347.782
Бумажная масса факторов, получаются очень прочные - изделие после сушки можно расписать декорировать - экологически чистый материал - после сушки, поверхность изделия становится не ровной, поэтому необходимо выровнять ее шпатлевкой
Солёное тесто - изделия сохнуть без помощи посторонни факторов - изделие после сушки можно расписать декорировать - изделие после сушки можно расписать декорировать - Приготовить его можно в любое врем без денежных трат х - хрупкое - материал нужно приготовить, но это и не занимает много времени
Таким образом, можно сделать вывод о том, что все материалы имеют достоинства и недостатки, папье-маше можно выделить за доступность в приготовлении такого материала и легкость в применении. Благодаря простоте использования папье-маше можно вводить в процесс обучения скульптуре. Для того, что бы наиболее понятно изложить применение такой техники в дополнительном образовании был разработан конспект урока для подростков 11, 12, 13 лет и для студентов-педагогов изобразительного искусства мастер-класс по использованию бумажной массы и по применению её в образовательном процессе.
Так как скульптуру интересно рассматривать в жанре анималистика, конспект урока был разработан по теме: «Птицы в технике лепки из папье-маше», который рассчитан на 6 часов (3 занятия). В серии занятий ребята познакомятся с материалом папье-маше, рассмотрят примеры и создадут свое изделие.
Первый урок ознакомительный, ребята будут знакомиться с историей папье-маше и рассматривать виды техник изготовления изделий из папье-маше, чтобы у детей сложилось полноценное понятие о папье-маше.
Виды техник изготовления изделий из папье-маше:
1. Первый вид представляет собой послойное наклеивание на модель маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленную модель. В классической технике наносится от нескольких до 100 слоев бумаги. Слои проклеиваются крахмальным клейстером или поливинилацетатным клеем.
2. Второй вид изготовления изделий из папье-маше - это лепка из массы папье-маше. Такая масса готовится из бумаги, клея и шпатлевки, ей можно обклеивать изделия, также можно создавать изделия, полностью состоящие из этого материала. Спектр применения массы из папье-маше очень широк.
3. Третий вид изготовления изделий из папье-маше прославился в России как лаковая миниатюра, а конкретно — шкатулки из Федоскина, Палеха, Мстеры и Холуи. Данный вид техники представляет собой послойное склеивание пластин плотного картона, где каждый слой просушивается. Склеивание должно происходить под прессом [4].
4. Также на первом уроке ученики знакомятся с анималистикой и рассматривают птиц, смотрят анатомию и зарисовывают анатомическое строение птиц. Далее преподаватель показывает произведения художников по данной теме, после ознакомления ребята приступают к созданию эскизов своих будущих птиц и проработке их в цвете. Домашним заданием будет доработать эскизы. На втором уроке ребята вместе с учителем приступают к изготовлению своего изделия, для наибольшей наглядности преподаватель готовит бумажную массу на уроке, так как она готовится
КОНЦЕПТ
Шалагинова Д. А. Скульптурный материал папье-маше и возможность его применения в анималистическом жанре // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 18. - ART 75264. - 0,27 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75264.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 75264 УДК 347.782
быстро и легко. Для изготовления изделия преподаватель предлагает ребятам два варианта работы:
1. Сделать изделие полностью из бумажной массы;
2. Слепить изделие из пластилина, посередине по диаметру всей получившейся скульптуры поставить пластинки для лучшего разделения высохшей массы, облепить изделие бумажной массой, высушить, разделить половины изделия при помощи пластин, снять форму, которая получилась из бумажной массы, и склеить половинки [5].
Далее класс приступает к созданию изделия по своим эскизам, после завершения изделие должно просохнуть не менее двух суток. Домашнее задание - подготовить элементы для декорирования своей скульптуры в соответствии со своим эскизом. На третьем уроке дети декорируют свои высохшие изделия.
В рамках мастер-класса студенты создают птичек, за основу которых берётся картонный цилиндр. Такая технология выбрана для ознакомления с материалом, и для возможности применения данной темы в педагогической практике и в дальнейшей работе по профессии. Для выбора предлагается три варианта птиц: сова, попугай, пингвин. Далее картонный цилиндр обклеивается бумажной массой, вылепливаются характерные детали: клюв, крылья, оперение. Изделие высыхает и декорируется. Такое несложное задание позволит познакомить студентов с данной техникой, не займет много времени на работу и хорошо подойдет для проведения урока по скульптуре в системе дополнительного образования.
Таким образом, папье-маше - материал, который нужно применять в образовательном процессе, вместе с другими скульптурными материалами. Папье-маше имеет следующие преимущества:
небольшие затраты на материал; простота приготовления массы; легкость и интерес в работе с материалом; изделия из такого материала экологичные. Детям нравится всё необычное и новое, поэтому такая техника обязательно должна полюбиться ученикам. Изучение такой техники в жанре анималистика даёт возможность развивать у детей уважение к животным, сострадание, ответственность за их жизнь.
Ссылки на источники
1. Одноралов Н. Скульптура и скульптурные материалы. - М.: Изобразительное искусство, 1982. -221 с.
2. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. - М.: Владос, 2006. - 256 с.
3. Лыкова И. А. Мастерилка. Детское художественное творчество. - М.: Карапуз, 2008. - 68 с.
4. Бельтюкова Н. Папье-маше: книга с картинками о технике папье-маше. - СПб.: Питер, 2014. - 64 с.
5. Шаталова М. Папье-маше, технологии и виды. - URL: http://www.happy-giraffe.ru/community/24/forum/post/50206/ (дата обращения 14.11.2014).
Darya Shalaginova,
Student, Technology and Design Department, Vyatka State University of Humanities, Kirov
Sculptural material papier-mache and the possibility of its use in animal genre Abstract. The paper discusses the animalistic genre of fine arts and draws attention to the teaching of animalism in sculpture, determines the strengths and
rv /j ru
977230412015930
КОНЦЕПТ
Шалагинова Д. А. Скульптурный материал папье-маше и возможность его применения в анималистическом жанре // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 18. - ART 75264. - 0,27 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75264.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 75264 УДК 347.782
weaknesses of sculptural materials used in the educational process, including all the options. Papier-mache is the best material for this type of work for easy preparation and use. Key words: animals, sculptural materials, papier-mache.
Рекомендовано к публикации:
Г. Н. Некрасовой, доктором педагогических наук, членом редакционной колллегии журнала «Концепт»
PU г м