Научная статья на тему 'Скульптурный фонтан: принципы формообразования региональный аспект'

Скульптурный фонтан: принципы формообразования региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
446
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ФОНТАНОВ / ФОНТАНЫ СИБИРИ / СКУЛЬПТУРА КРАСНОЯРСКА / А. Е. ТКАЧУК / HISTORY OF FOUNTAINS / FOUNTAINS IN SIBERIA / KRASNOYARSK SCULPTURE / A. E. TKACHUK

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ткачук А. Е., Царинный И. В.

Фонтан это уникальное сооружение> сочетающее в себе решение инженерной задачи и художественный образ, в основе которого лежит принцип гармонии воды и скульптуры. Основные формообразующие принципы и закономерности этой образности составляют контекст художественной культуры. Дается краткий обзор фонтанов Красноярска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCULPTURAL FOUNTAIN: PRINCIPLES OF SHAPING. REGIONAL ASPECT

The Fountain is a unique object that combines the solution of an engineering problem and the creation of an artistic image. This is always the principle of harmony between water and sculpture, which is the essence of its imagery. In a brief study, we will highlight the main formative principles and patterns of this imagery, which is part ofthe context of artistic culture. A brief overview of fountains in Krasnoyarsk is given.

Текст научной работы на тему «Скульптурный фонтан: принципы формообразования региональный аспект»

УДК 730

А. Е. Ткачук И. В. Царинный

Сибирский государственный институт искусств им. Д. Хворостовского Красноярск, Россия

СКУЛЬПТУРНЫЙ ФОНТАН:

ПРИНЦИПЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ

Региональный аспект

Фонтан — это уникальное сооружение, сочетающее в себе решение инженерной задачи и художественный образ, в основе которого лежит принцип гармонии воды и скульптуры. Основные формообразующие принципы и закономерности этой образности составляют контекст художественной культуры. Дается краткий обзор фонтанов Красноярска.

Ключевые слова: история фонтанов; фонтаны Сибири; скульптура Красноярска; А. Е. Ткачук

А. Е. Ткачук.

Похищение Европы.

Фрагмент. 2003.

Бронза,

гранит.

Красноярск,

Россия

Фонтаны строятся там, где высоко развита городская культура, - у кочевых народов фонтанов нет. Конечно, исторически первыми фонтанами являются природные источники, гейзеры и родники. Эту хтоническую энергию человечество стремилось обуздать, воссоздать через призму собственных ценностей.

Известно, что первые фонтаны возникли в Древнем Египте и Месопотамии, о чем свидетельствуют изображения на древних надгробиях.

В скульптурном оформлении европейских фонтанов популярна традиция, согласно которой вода льется из пасти льва. Этот символ берет начало в Древнем Египте, в котором разлив Нила приходился на летнее солнцестояние под знаком Льва, поэтому лев считался покровителем вод, и все водные сооружения украшались его изображением. Эта форма сохранилась до сегодняшнего дня, превратившись в декор.

Фонтаны Востока и Азии заслуживают отдельного рассмотрения, они более камерные, сакральные.

Фонтаны Древней Греции считались местом обитания нимф (этот образ также популярен в европейской традиции), где часто строились храмы-нимфеи.

Кроме того, поскольку фонтан становился не только «источником жизни», но и центром святилища, а значит и одним из символов города, то греки уделяли особое внимание оформлению. Часто фонтаны украшались маскаронами, рельефами. Как правило, в основе каждого фонтана лежит чаша.

В древнеримских городах фонтаны были неотъемлемой частью повседневной жизни. К примеру, в Помпеях фонтаны располагались на углах улиц по всему городу. Они подразделялись на общественные и личные. Порой фонтаны строились непосредственно в домах как символ богатства и достатка гражданина [1, с. 7]. Это могли быть небольшие питьевые ги-

дравлические фонтаны либо напольные прямоугольные с бьющими струями.

Чтобы функционировать, городу Риму нужно было иметь 9 000 000 кубометров воды, протекающей через его водные системы в любой момент времени, - это больше, чем могла дать река Тибр, поэтому римляне стали настолько искусны в гидравлике, разработали сложную систему акведуков, которая позволила доставлять воду во все дворы и общественные площади [2].

В целом, тектоника и форма фонтанов подчинялась архитектуре. Уличные фонтаны могли быть одно-двух-трехуровневыми, украшенными маскаронами, фигурами животных. Культуру фонтанов в Европе утвердили именно строители-римляне, для которых это стало знаком цивилизованности.

Позже многие акведуки, подававшие в город воду, были разрушены, а фонтаны, перестававшие давать живительную влагу, - заброшены. Упадок Рима заставил жителей Вечного города вернуться к прежнему использованию вод Тибра. Самые старые фонтаны разбирались на строительные нужды, а их резервуары становились поилками для скота, в которые собирали дождевую воду.

Переход к христианскому миропониманию привел к отказу от языческой символики фонтанов. В новой модели мира фонтан представлялся животворным источником, связанным с Богоматерью или Христом. Фонтан в церкви теперь священен. Появляется отдельный вид фонтана (купель) и отдельное здание — баптистерий, место для крещения, иногда на месте бывшего нимфе-ума.

Вода становится доминирующим сакральным элементом, протекает, как правило, крестообразно, а архитектура фонтана становится аккомпанементом.

Западно евр опейские ср еднев ековые фонтаны более рациональны, они часто располагались на территории монастырей, как фонтан Тречентеска в итальянском городе Фонтеккьо, датируемый 1300 годом. Не случайно близ фонтана находится реликвия

города — фреска Мадонны с младенцем. Формально фонтан является органичным продолжением архитектурной застройки. Сохраняется традиционная форма чаши, выстраивается вертикальная ось, связывающая небо и землю, которая останется в формообразовании фонтанов, однако утратит свою изначальную символику.

Фонтан стал новым символом христианства: уровни фонтана - уровни бытия, центральную ось завершали крестом, фигурой агнца.

Оригинальна идея декоративного фонтана Баркачча в Риме в форме полузатопленной лодки. Установлен он в память о

Проект фонтана. Нач. XX века.

случившемся в 1598 г. наводнении, когда на Г. Обрист. затопленной площади села на мель лодка.

В фонтанах Ренессанса и барокко много языческой радости, возрожденных античных форм, и это символ перемен. Появляется идея «фонтана вечной молодости» (часто используемый символ в живописи), фонтана как источника жизнепорождающих природных сил, и всё это способствует разрушению религиозной символики фонтанов.

В композиции фонтана «Четырех рек» на площади Навонна Л. Бернини воспроизводит сам процесс воздвижения из вод хаотичных каменных масс материи, расти-

тельного и животного мира, фигур людей и вертикали обелиска - луча света.

С конца XVI века наступает апофеоз пластического скульптурного разнообразия фонтанов.

В концепции «организованной природы» классицизма в Европе для каждого элемента отводилось свое место. Многоуровневая композиция фонтанов, аллегорические фигуры и умеренная насыщенность декоративными элементами характеризуют эту эпоху. Фонтан Нептуна в Берлине XIX века отражает эту концепцию. Аллегорическая фигура бога морей окружена четырьмя женскими фигурами на кромке чаши, олицетворяющими реки, а также морскими обитателями, напоминающими о бушующем и ревущем море. Водные струи ориентированы на главную фигуру.

В фонтанах-скульптурах Германа Обриста в эпоху модерна фонтан становится объектом эстетического наслаждения от движения и покоя воды. Формообразование строилось по принципу органического произрастания масс, становясь одним целым с водой, дополняя её течение.

По понятным причинам в период революции в России фонтаны не строились. Часто использовалось наследие царской России. В Европе тем временем в город активно внедрялась модернистская пластика, зачастую несколько искусственно.

Фонтан «Колодец жизни» 1905 года И.

У.Пай. . Мештровича восходит к традиции Родена в

Фонтан-водоворот 1 1

решении пластических масс: мягкая лепка

фигур - и бурный поток жизни.

Примером образной скульптуры советского периода можно считать фонтаны Узбекистана в г. Навои; фонтан «Дружба Народов» павильона ВДНХ - пример репрезентативного фонтана; фонтан «Восточный календарь» в Алма-Ате - пример декоративного решения. Расцвет фонтаностроения в СССР приходится на 1960-е, когда активно развивается сюжетная и станковая пластика, когда скульптура стала «человечнее».

Вместе с кинетической скульптурой появляется кинетический фонтан. «Поединок»

«Харибда». 2000.

Прозрачный акрил.

Сандерленд, Великобритания

в канадском Монреале - кинетический фонтан с выстроенной драматургией. Каждый час струи воды сражаются с огнем, создается туман, а условные фигуры животных приходят в действие.

Постмодернизм и поп-арт дали примеры неординарных скульптурных полихромных форм. К. Ольденбург, вдохновившись идеей короля Людовика XIV есть фрукты ложкой, создал канонический для поп-арта объект из алюминия.

В наши дни фонтаны, как правило, утрачивают образность, стремясь удивлять масштабом или техническим совершенством.

Фонтан «Харибда» завораживает природой водоворота, «Дайверы» в торговом центре ОАЭ поражают масштабом, а «Лодка»

в Валенсии — это романтическая камерная композиция, которую интересно наблюдать в разное время суток.

Фонтаны - символ процветающей городской инфраструктуры и признак, отличающий, как принято считать, мегаполис от деревни и провинциального города. Этот тезис нашел воплощение в городах Сибири. Причем в Новосибирске, Омске и Томске фонтаны так и не приобрели ярко выраженного скульптурного разнообразия.

Популярные фонтаны в Новосибирске - в Первомайском сквере, у театра «Глобус», на Оби, «Речные цивилизации» и пр. В Томске — на Новособорной площади, в Буфф-саду,

на Аллее славы строителей и пр. В Омске — фонтан около администрации города, «Изобилие», на Театральной площади и пр. Однако эти фонтаны декоративные, архитектурные, но не скульптурные. В строительстве скульптурных фонтанов особняком стоит Красноярск.

Насчитывается порядка 150 объектов, из них муниципальных 26, остальные частные [6]. Скульптурных из них около 15. С 2004 по 2012 год, под патронажем мэра П. Пимашкова, начался строительный бум в этой области.

Важно отметить, что перед объектом такого рода в Сибири ставится задача быть выразительным и летом и зимой. Летом выразительность достигается целостностью восприятия воды и скульптуры, зимой - исключительно пластическими достоинствами скульптуры, если таковые имеются.

Современная сибирская пластика относится к вектору развития, заложенному в советское время. Это и понятно: зарождающаяся красноярская школа скульптуры - преемница Петербургской, но имеет при этом такие индивидуальные черты, свойственные только Красноярску, как обобщённость, цельность.

Антропоцентричное направление приоритетом ставит образность и сюжетность. Однако, возможно, не стоит забывать о поиске новых форм выразительности, новых материалов, новых пластических решений - современных или опирающихся на традиции. При этом всецело профессиональных.

Зачастую выбор пластического мотива или сюжета не случаен, он связан семантически с водой.

Фонтан «Похищение Европы» создан в 2003 году и выполнен в оригинальной стилистике, которая отличается от пластического видения этого образа Б. Свинином или В. Серовым в их трактовке этого образа. В художественной среде существуют споры о приемлемости переноса этого объекта, но то, что он стал символом Предмостной площади в Красноярске, — факт. Кроме того, этот объект вошел в ряд мировых образцов в решении этой темы в скульптуре.

Фонтан «Икар», символизирующий тягу человека к полету, космосу, открытый в сквере Космонавтов, имеет три периметра струй, ори-

ентированных на фигуру, которая, в свою очередь, парит над водой.

«Арлекин и Коломбина» открыт в 2008 году у Театра юного зрителя: композиция и многоструйный фонтан - это понятная отсылка к «городу на воде», народным праздникам и театрам, зародившимся на улицах.

Фонтан с фигурой Фемиды напротив здания Краевого суда, где фигура менее всего связана с водой по пластике, ориентирован на север, из-за чего фигура большую часть времени находится в тени. При этом она органично вписана в среду и окружение по масштабу, а сквер у суда - комфортное и популярное место у горожан. А. Е. Ткачук.

Существуют и декоративные фонтаны, та- Ишр. Ш8. кие как «Китайский дракон» около рынка Бронза гранит.

т г т"~чтт " " Красноярск,

Крас! ЭЦ или старейший из сохранившихся Р0ссия фонтан «Дельфины» (1951) во дворе ЗАГСа Ленинского района, представляющий собой типичную советскую композицию из волн и ракушек, выполненных в бетоне.

«Северное сияние», «Журавли» и другие фонтаны также в структуре имеют образ, выполненный в понятной зрителю форме.

А. Е. Ткачук. Северное сияние. 2012.

Бронза, гранит.

Красноярск, Россия

л А. Е. Ткачук. Арлекин и Коломбина. 2003. Бронза, гранит.

Красноярск, Россия

«Лилии» на пр. Мира - пример декоративного фонтана, вписанного в пространство, где превалирует сибирский модерн. Поэтому форма и силуэт фонтана декоративны, подчинены среде, а в декоре используется характерный орнамент.

Существуют и менее удачные примеры. К примеру, фонтан «Адам и Ева», или, как их называют красноярцы, «Валентин и Валентина», был создан в 1999 году. Это одна из первых жанровых фонтанных композиций в городе. В 2018 году была произведена реконструкция, которая только обнажила композиционные проблемы, а имитация камня бетоном неприемлема для центральной улицы города.

Нельзя не сказать про сложную пластическую ситуацию в скульптурной группе фонтана «Реки Сибири». По неизвестным причинам выбрана европейская пластика в трактовке образов сибирских рек, абсолютно оригинальных в своей этничности. Нет уверенности в мощи и энергии фигуры Енисея. В противовес можно привести оригинальную работу «Енисей» Ю. П. Ишхано-ва, которая так и не была реализована на о. Татышев.

Важно отметить, что в подобных объектах скульптура — доминанта, которая не

должна быть «задушена» архитектурной составляющей.

Скульптурный фонтан в Сибири ставит цель найти художественный образ, понятный и близкий зрителю. Для Сибири такой объект явление исключительное, но красноярские образцы органично включаются в коллекцию скульптурных фонтанов России.

Литература

1. Venturi, Fr., Sanfilippo, M. Fountains of Rome. -Rome : Vendome Press, 1996. - 191 p.

2. Holden, M. Function before form // Watershapes. com. - URL: https://watershapes.com/fountains/function-before-form.html (дата обращения 14.01.2020).

3. Косов М. Наследие Петра Фонтаныча : фоторепортаж // NGS24.ru. - URL: https://ngs24.ru/ news/2155172/view (дата обращения 26. 03. 2020).

Об авторах

Ткачук Александр Евгеньевич - профессор кафедры монументально-декоративной скульптуры СГИИ им. Д. Хворостовского, руководитель творческих мастерских скульптуры Регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств, почетный член Российской академии художеств

Илья Васильевич Царинный - студент 6 курса СГИИ им. Д. Хворостовского специальности «Скульптура» E-mail: 79293398382@ya.ru

SCULPTURAL FOUNTAIN: PRINCIPLES OF SHAPING.

REGIONAL ASPECT

Alexander Evgenievich Tkachuk

Professor of the Department of monumental and decorative sculpture of the Siberian State Institute of Arts named after D. Hvorostovsky, the head of the creative sculpture workshops of the Regional branch of the Russian Academy of Arts "Ural, Siberia and Far East", honored member of the Russian Academy of Arts.

Ilya Vasilievich Tsarinny

Student of the 6th year of the Siberian State Institute of Arts named after D. Hvorostovsky, specialty «Sculpture».

Abstract: The Fountain is a unique object that combines the solution of an engineering problem and the creation of an artistic image. This is always the principle of harmony between water and sculpture, which is the essence of its imagery. In a brief study, we will highlight the main formative principles and patterns of this imagery, which is part of the context of artistic culture. A brief overview of fountains in Krasnoyarsk is given.

Keywords: history of fountains; fountains in Siberia; Krasnoyarsk sculpture; A. E. Tkachuk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.