Научная статья на тему 'Скульптурная мелкая пластика в скифском искусстве Крыма'

Скульптурная мелкая пластика в скифском искусстве Крыма Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
459
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКИФЫ / КРЫМ / "ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ" / СКУЛЬПТУРА / МЕЛКАЯ ПЛАСТИКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гафаров А.Р.

В статье охарактеризован скифский «звериный стиль» в мелкой пластике, найденной на территории Крыма, прослеживаются основные образы, их семантика и типология, а также территориальное распространение, показано влияние типологических основ скифского искусства на дальнейшее распространение этнонационального искусства Крыма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Скульптурная мелкая пластика в скифском искусстве Крыма»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК: 73.02(477.75)

Гафаров А. Р.

Студент ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

СКУЛЬПТУРНАЯ МЕЛКАЯ ПЛАСТИКА В СКИФСКОМ ИСКУССТВЕ КРЫМА

В статье охарактеризован скифский «звериный стиль» в мелкой пластике, найденной на территории Крыма, прослеживаются основные образы, их семантика и типология, а также территориальное распространение, показано влияние типологических основ скифского искусства на дальнейшее распространение этнонационального искусства Крыма.

Ключевые слова: скифы, Крым, «звериный стиль», скульптура, мелкая пластика.

Глиняная пластика — это часть материальной и духовной культуры общества. Так как древние общества отличались своим постоянством, искусство приобрело свой целостный характер, поэтому изучение глиняных изображений указывает на определенные возможности для восстановления знаний об эстетических, мифологических, религиозных представлениях создавших их людей. Религия существует и неразрывно связана с практикой культа, а также с хозяйством человека и с определенным типом общественных отношений. Традиционные верования, не различают сакральное и светское, таким образом распространяя свою регламентацию на все сферы повседневности [2].

Полное исследование поселенческих культовых памятников сакральной сферы жизнедеятельности жителей городов и поселений скифского времени на сегодняшний день не проводилось. Краткое содержание письменных источников, которые освещают скифскую древнюю историю и мифологию, определило этим огромную ценность памятников культа, важнейшими из которых являются глиняные культовые статуэтки.

Скульптура — вид изобразительного искусства, конечный продукт которого имеет трехмерную форму и может выполняться из твердых или гибких материалов. Различают круглую скульптуру, которая обрабатывается со всех сторон, и рельеф, где изображения находятся на поверхности фона. По масштабу скульптура подразделяется на монументальную, станковую и мелкую скульптурную пластику.

Множественные объекты мелкой глиняной пластики связаны с зольниками. Зольник — это слои золы, которые часто встречаются в виде курганной насыпи, богатые костями животных и остатками предметов материальной культуры. В насыпях могут встречаться глиняные фигурки животных, глиняные галеты, мелкие сосуды, кости людей и животных [4].

Мелкая глиняная пластика скифов отличается грубоватым исполнением, схематичностью форм, слабой детализированностью, в большинстве своем статуэтки дошли до нас с внушительными дефектами или вообще в виде отдельных фрагментов. Вместе с тем, некоторому ряду изображений присущи типообразующие признаки, благодаря чему возможно классифицировать статуэтки, в соответствии с их характеристиками формы. Некоторые изображения выполнены художниками давних веков с умелой проработкой деталей, особенно это относится к изображениям зверей. Фигурки такого типа использовались для визуального определения изображаемого животного и статистической обработки, из-за чего в будущем стало возможно проверить метод морфологического определения [5].

Одновременное использование морфологического и визуального методов определения зооморфных статуэток, а точнее совпадение их результатов подтвердило, что серия морфологических характеристик статуэток, а именно таких, как: форма туловища, пропорции и линия спины, являлись главными. Ведь только по ним можно делать выводы о

том, какое именно животное представлено, и при этом учитывать фрагменты недоброкачественной сохранности и отдельные фрагменты [3].

Распространение в этих изображениях биологических видов животных полностью соответствует данным палеозоологических определений для лесных и степных скифских памятников. Больше всего встречается изображений собаки и лошади, данные животные играют более заметную роль в культовой практике жителей лесостепных городов и селений; меньше всего распространены быки, можно встретить изображения баранов и свиней, играющие значащую роль в хозяйстве, а также представлены дикие животные, такие, как медведь и бобр, которые играли роль промысловых объектов.

Наиболее распространенным среди объектов глиняной пластики, и в практике культа в целом, было изображение лошади. Для данного животного, согласно скифской картине мира, присуща мифологическая связь с божественной, небесной и солнечной сущностями. Также в культовой практике широко представлена собака. Собаке, по представлениям скифов, присуще свойство быть посредником в мир мертвых, открывать путь к реинкарнации, также разум человека сравнивается с разумом собаки.

Достаточно распространены изображения баранов. Это животное во многих культурах ассоциируется с символом солнца. Среди предметов животной глиняной пластики ощутимое место отводится изображениям диких животных, особенно фигуркам медведей. Культ этого животного относился к идее возникновения человечества, мог олицетворять мир мертвых [7]. Еще одна группа диких животных, изображавшихся в глине во время существования скифов, это лоси (олени). В основном, лось у значительной части народов ассоциируется, как существо, связанное с Верхним миром. Лось (олень), считался символом чистоты. Зачастую компоненты и символы оленя или лося оказывались признаками богов земли [8].

Среди человекообразных изображений можно выделить статуэтки, которые обладают женскими и мужскими началами, бесполые, а также и вовсе «головоногие». Фигурки без выявленных половых признаков более широко распространены, могут встречаться на всей территории распределения антропоморфной керамики, на всем рассматриваемом историческом отрезке существования скифов [1]. Фигурки с ясно выраженными половыми признаками встречаются с V в. до н. э. и начинают изготавливаться в больших количествах в IV в. до н. э. [9]. Женские божества у скифского народа, являлись божественными сущностями, которые олицетворяли культы домашнего очага, возрождения и размножения.

Главным и особо почитаемым скифским божеством, как считает большинство исследователей, является Змееногая богиня, ее сущность обуславливала размещение антропоморфных статуэток под землей, в ямах. Змееногая богиня нередко интерпретируется как Правительница Зверей, поэтому целесообразным считалось принесение ей в жертву не только общепринятых лошадей и собак, но и прочих живых существ, так или иначе взаимосвязанных в мифологии с понятием продолжения жизни и плодородия [6]. Принесение в жертву богине собаки и коня было свойственно для обитателей лесостепи. Реальным олицетворением обличия змееногой богини были не только изображения на бляшках (к примеру, золотая бляшка из кургана Куль-Оба), а также антропоморфные, глиняные, погрудные статуэтки, отображающие женщин в головном уборе.

Выводы. Скифская зооантропоморфная глиняная пластика — понятие, относящееся к историческому периоду эпохи бронзы. Состав глиняных скульптур наиболее близок к известковым растворам с золой и к зольникам, имеющим ту же структуру и состав. Круг изображаемых животных общепринят для скифских культовых памятников: иногда в них наиболее распространены изображения собаки и лошади, быка, в некоторых небольших регионах распространены фигурки свиньи (кабана) [10], также встречаются антропоморфные изображения, служащие для магических ритуалов. Глиняные фигурки представляли собой олицетворение отдельной (особенной) магии, часть изображения могла заменять целое, также можно заметить момент разламывания фигурки — умерщвления жертвы. Обряды, для

отправления которых находила применение мелкая пластика, связаны с плодородием. Лишение жизни божества в данном контексте подразумевает начало нового этапа возрождения жизни, цикличности природы. В целом, скифское искусство оказало значительное влияние на последующие этнокультуры Крыма, в которых и в настоящее время встречаются отголоски скифских изображений.

Литература

1. Артамонов М. Антропоморфные божества в религии скифов / М. Артамонов. — Л.: АСГЭ,1961. — 87 с.

2. Артамонов М. Происхождение скифского искусства / М. Артамонов. — Л.: СА,1968. — 45 с.

3. Высотская Т. Неаполь — столица государства поздних скифов / Т. Высотская. — К.: Наукова думка,1979. — 208 с.

4. Высотская Т. К вопросу о позднескифских зольниках / Т. Высотская. — К.: РА,2001. — 87 с.

5. Гречко Д. Каменная скульптура и мелкая пластика древних и средневековых народов Евразии / Д. Гречко. — Б.: Азбука,2007. — 156 с.

6. Лесков А. Древности Восточного Крыма (Предскифский период и скифы) / А. Лесков. — К.: Наукова думка,1970. — 197 с.

7. Соколова З. Культ животных в религиях / З. Соколова. — М.: Наука,1972. — 213

с.

8. Михайлова Н. Мiфи про оленя у народiв Свразп / Н. Михайлова. — К.: 1МФЕ iм. М. Т. Рильського НАН Украши,2008. — 66 с.

9. Ильинская В., Тереножкин А. Скифия VП-ГV вв. до н. э. / В. Ильинская., А. Тереножкин. — К.: Наукова думка,1983. — 380 с.

10. Высотская Т. Культы и обряды поздних скифов / Т. Высотская. — М.: Вестник Древней истории,1976. —73 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.