Научная статья на тему 'Скромное обаяние ханива: образ женщины в глиняных скульптурах периода кофун'

Скромное обаяние ханива: образ женщины в глиняных скульптурах периода кофун Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
269
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАНИВА / ЯПОНСКИЙ АРХИПЕЛАГ / ПЕРИОД КОФУН / КУРГАН / ПОГРЕБЕНИЕ / HANIWA / JAPANESE ARCHIPELAGO / KOFUN PERIOD / BURIAL MOUND

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гнездилова Ирина Сергеевна

На заключительном этапе периода Кофун в Японии получила распространение традиция установки на погребальных комплексах глиняных скульптур ханива в форме людей, животных, предметов быта, домов и т. д. На некоторых курганах создавались масштабные скульптурные композиции из ханива. В данной статье анализируются материалы находок ханива, изображающих женщин, выявляются особенности отображения женского образа в различных регионах. Находки сохранившихся скульптурных групп позволяют проследить сюжетные линии, в которых задействованы женские ханива, и выявить среди них основные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гнездилова Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The discreet charm of the haniwa: images of women in the clay sculpture of Kofun period

The tradition of installation of haniwa clay sculptures depicting human beings, animals, household items, houses, etc. on the keyhole-shaped mounds (kofun) became widespread in Japan at the final stage of the Kofun period. The article analyzes the finds of haniwa, depicting women, and identifies the regional differences in the representation of female images. The finds of the surviving sculptural groups allow us to trace the plot lines in which female haniwa figures are involved, and to reveal the key ones among them.

Текст научной работы на тему «Скромное обаяние ханива: образ женщины в глиняных скульптурах периода кофун»

УДК 903.53

DOI dx.doi.org/10.24866/1997-2857/2018-4/29-33 и.с. гнездилова*

скромноЕ оБАяниЕ ХАнивА:

образ женщины в глиняныХ скульптурах периода кофун**

На заключительном этапе периода Кофун в Японии получила распространение традиция установки на погребальных комплексах глиняных скульптур ханива в форме людей, животных, предметов быта, домов и т. д. На некоторых курганах создавались масштабные скульптурные композиции из ханива. В данной статье анализируются материалы находок ханива, изображающих женщин, выявляются особенности отображения женского образа в различных регионах. Находки сохранившихся скульптурных групп позволяют проследить сюжетные линии, в которых задействованы женские ханива, и выявить среди них основные.

Ключевые слова: ханива, Японский архипелаг, период Кофун, курган, погребение

The discreet charm of the haniwa: images of women in the clay sculpture of Kofun period. IRINA S. GNEZDILOVA (Institute of Archaeology and Ethnography, Siberian Branch of Russian Academy of Sciences)

The tradition of installation of haniwa clay sculptures depicting human beings, animals, household items, houses, etc. on the keyhole-shaped mounds (kofun) became widespread in Japan at the final stage of the Kofun period. The article analyzes the finds of haniwa, depicting women, and identifies the regional differences in the representation of female images. The finds of the surviving sculptural groups allow us to trace the plot lines in which female haniwa figures are involved, and to reveal the key ones among them.

Keywords: haniwa, Japanese archipelago, Kofun period, burial mound

С началом создания в конце III в. н. э. крупных квадратно-круглых (в виде замочной скважины) курганов на территории Японского архипелага связано и появление первых ханива - цилиндрических. Они устанавливались по периметру ступеней насыпи кургана. С середины IV в. для размещения на кофунах начали создавать ханива в форме домов, птиц, щитов, колчанов. Конец IV - начало V вв. ознаменовалось появлением среди глиняных скульптур фигур воинов в доспехах, моделей лодок. Однако самые масштабные скульптурные группы

создавались на курганах с середины V в., когда получили распространение антропоморфные и зооморфные ханива. В это время на вершинах кофунов формировались целые композиции из глиняных фигур. «Люди» выстраивались рядами или располагались друг напротив друга -«беседовали» друг с другом, «играли» на музыкальных инструментах, «вели» лошадей, держа поводья; зооморфные ханива устанавливались группами либо рядами вокруг главной «сцены». Скульптурные группы ханива на кофунах представляли собой застывшую сцену.

* ГНЕЗДИЛОВА Ирина Сергеевна, младший научный сотрудник Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН.

E-mail: gnezdilova06@mail.ru © Гнездилова И.С., 2018

** Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РФФИ. Проект № 18-0900507.

АРХЕОЛОГИЯ, Антропология И ЭТНОЛОГИЯ В СМСиМ-РАС^Ю

Традиция создания масштабных скульптурных композиций, зародившись в середине V в. в районе равнины Кавати (территория современной преф. Нара), получила невероятно быстрое распространение, и вскоре ханива в форме людей украшали курганы самых удаленных районов территории распространения культуры кофун.

На сегодняшний день нет единого мнения по поводу цели установки скульптурных групп на курганах. Специалисты расходятся во мнениях и по вопросу о том, символизируют ли данные сцены земной мир, либо это представления о потустороннем, загробном мире. Можно выделить несколько основных интерпретаций. Первая состоит в том, что скульптурные группы представляют собой изображения сцен, относящихся к погребальному ритуалу. Это может быть собственно сцена погребального ритуала [3; 9], совершаемого перед захоронением, оплакивание смерти вождя или же иные действия, совершаемые во время ритуала. Вторая трактует скульптурные группы как изображение ритуалов во время временного захоронения, «могари» [5]. Они проводились в другом месте (возможно, во дворце или в месте временного погребения), когда подтверждалась смерть вождя и власть переходила к преемнику. Существует также версия, что в скульптурных композициях на кофунах запечатлен ритуал обожествления вождя, а именно обряд перехода души вождя из земного мира в мир богов, в разряд «ками» [10]. Другой блок интерпретаций объясняет сцены ханива как отображение представлений о потустороннем мире: о дворце вождя, месте его обитания после смерти [7], или об идеальном загробном мире, мире богов, куда попадает вождь [11].

Однако на сегодняшний день все больше сторонников привлекает гипотеза, интерпретирующая ханива как отражение не загробного мира, а прижизненного окружения вождя. Возможно, ханива создавались, чтобы потомки помнили об ушедшем вожде [6], и изображают совершаемый им ритуал. Или же в этих скульптурных композициях нашел отражение не какой-либо один ритуал, а набор различных сцен и действий, в которых мог принимать участие вождь (ритуальные, военные, повседневные сцены, охота и т. д. [1, с. 73]. Именно последнее предположение представляется на сегодняшний день наиболее перспективным. На основе него в данной работе и будут рассматриваться сюжеты, в которых задействованы женские ханива.

Отсутствие единых норм расположения фигур в скульптурных композициях может быть связано с еще не утвердившимися политическими отношениями центра и периферии в качестве единой государственной структуры и сохранением региональных вариантов традиции.

Самые многочисленные и наиболее яркие скульптурные группы ханива были обнаружены на трех кофунах, два из которых расположены в префектуре Гумма - кофуне Хатимандзука (в группе Ходота, вторая половина V в.) и кофуне Каннонъяма (в группе Ватануки, вторая половина VI в.) - и один в префектуре Осака - кофун Имасиродзука (первая половина VI в.). На этих памятниках удалось полностью восстановить месторасположение ханива в скульптурных группах. Центральное место в них занимают фигуры мужчины и женщины, обращенных лицами друг к другу. Выделяется несколько основных паттернов этого сюжета: 1. сидящие на небольших стульях (типа банкеток) мужчина и женщина (кофун Хатимандзука), 2. сидящий, скрестив ноги, мужчина и сидящая, подогнув ноги под себя, женщина (Каннонъяма), 3. сидящий, скрестив ноги, мужчина и стоящая женщина (Имасиродзука), 4. сидящий на стуле мужчина и стоящая женщина, 5. стоящие друг напротив друга мужчина и женщина (Хатиман-дзука, другая сцена). На крупных кофунах в основном представлены сюжеты 1-3 [1, с. 34]. Однако подобные масштабные композиции единичны, в большинстве случаев находки немногочисленны. Есть курганы, где представлена только одна ханива. Тем не менее, на основе находок ханива, изображающих женщин, можно выявить несколько основных сюжетов, в которых они фигурируют.

Женские образы в ханива получили выражение в скульптурах женщин, протягивающих чаши, играющих на музыкальных инструментах. Также встречаются ханива, у которых руки сложены перед собой, либо одна или две руки подняты вверх. Женские ханива, держащие сосуд, считаются изображением шаманок, служительниц синтоистского культа. На это указывают и изображения тасукикагэ, специальных лент для подвязывания рукавов во время исполнения ритуала.

Подобные скульптуры встречаются повсеместно на кофунах Японского архипелага, но имеют свои территориальные особенности. На курганах южной и юго-западной части Японского архипелага (о. Кюсю, юго-западная оконечность о. Хонсю) ханива на памятниках в

Рис. 1. Женская ханива с сосудом и кото.

13-й кофун группы Татиямаяма, г. Ямэ, преф.

Фукуока. Музей г. Ямэ. Фото автора.

целом не так многочисленны. Женские ханива выполнены просто, с небольшим количеством деталей, из украшений присутствуют небольшие ожерелья на шее, иногда с магатама, в некоторых случаях имеются следы нанесения красной краски на лицо и одежду. К подобным ханива относится находка на 13-м кофуне группы Татиямаяма. Этот небольшой круглый курган диаметром 24 м, с горизонтальной погребальной камерой, датируется VI в. и расположен в г. Ямэ (преф. Фукуока, о. Кюсю). На кургане была представлена ханива девушки, которая держит сосуд (рис. 1). Достаточно распространенный сюжет здесь имеет свою особенность: сзади к поясу прикреплен предмет, который не виден с лицевой стороны. Предмет

напоминает по форме музыкальный инструмент кото. Среди антропоморфных ханива на кофунах встречаются либо фигуры женщин с сосудами, либо фигуры музыкантов (как женщин, так и мужчин), подобная «многофункциональность» не является обычной практикой. Форма прически может являться прообразом прически «симадамагэ», получившей наибольшее распространение в период Эдо. Одежда несколько отличается от той, которая представлена на ха-нива центральной части Японии, и состоит из юбки, верхней рубашки и накидки, украшенной узором. Из украшений - только одно ожерелье.

В центральной части о. Хонсю со второй половины V в. группы ханива устанавливались на сужающейся части квадратно-круглых кофу-нов, площадках цукуридаси (примыкающих к насыпи кофунов), а также на внешней стороне рва. В этих группах располагались и женские скульптуры ханива. Они имеют простое оформление - традиционная одежда, небольшие ожерелья, у сохранившихся ханива в руках сосуды или же руки подняты вверх [8, с. 49].

Ханива-женщины на кофунах северо-восточной оконечности о. Хонсю имеют свои особенности. Их одежда и лица более детально оформлены, окрашивание краской здесь встречается чаще, изображается много украшений: ожерелья, включая ожерелья с бусинами магатама, серьги, браслеты на руках и на ногах, аксессуары на одежде (как правило, бронзовые зеркала). На 4-м кофуне группы Цукамавари (г. Ота, преф. Гумма), датируемом концом VI в. н. э., обнаружена женская ханива, держащая в руках небольшой меч, по размеру близкий к катана. Ханива имеет следы окрашивания краской. Прическа, серьги, ожерелья с магатама и браслеты не оставляют сомнений в том, что изображена женщина. Основная группа ханива на данном кургане была расположена не на вершине насыпи круглой части, а на передней квадратной части кофуна. При небольшом размере кофуна в 22,5 м общей длины насыпи здесь было обнаружено 304 ханива (цилиндрические, стиля ивами, зооморфные, антропоморфные) [12].

Помимо распространенных женских ханива с сосудом, с поднятыми вверх руками, встречаются на кофунах и достаточно редкие образы. На сегодняшний день обнаружен всего один экземпляр ханива, изображающей женщину, которая кормит ребенка. Находка сделана на кофуне Коганэдзука (преф. Яманаси). Это квадратно-круглой формы кофун с длиной насыпи 60 м, датируется второй половиной VI в. Жен-

2018 • № 4 • гуманитарные исследования в восточной сивири и на дальнем востоке

31

АРХЕОЛОГИЯ, АНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОЛОГИЯ В CIRCUM-PACIFIC

ская ханива с ребенком обнаружена также на памятнике Киёдзуми (преф. Гумма) [4, с. 79]. Еще одна нетрадиционная ханива была обнаружена на памятнике Мукадэдзука (поселок Синтоми, преф. Миядзаки) [2, с. 12]. Эта территория - одна из областей наибольшей концентрации кофунов на Японском архипелаге, здесь создавались крупные курганы на протяжении всего периода Кофун. Кофун Мукадэдзука датируется V в. Необычность найденной здесь хани-ва выражается в том, что она поднимает подол платья. В некоторой степени подобные находки могут служить подтверждением «земной» интерпретации скульптурных групп ханива, поскольку сюжет кормления ребенка и достаточно откровенная демонстрация половой принадлежности больше ассоциируются с жизнью и ее зарождением, чем с загробным миром. Однако подобные ханива - скорее исключения.

Женские образы в скульптурных группах ханива относятся, прежде всего, к ритуальной деятельности, однако встречаются и изображения бытовых сцен. В отличие от мужских образов, среди которых мужчины-вожди, воины, всадники, музыканты, артисты, борцы сумо и т. д., образы женщин в ханива достаточно единообразны по всей стране. Одежда представлена длинным платьем (кимоно), поверх которого надета накидка. В некоторых случаях изображаются повязки для рукавов (тасукикагэ). Из украшений - ожерелья, к которым могут быть присоединены магатама, браслеты на руках встречаются реже, еще реже изображаются браслеты на ногах. Следует учитывать, что в период Кофун на территории Японского архипелага еще не существовало единого государственного образования. В каждом конкретном случае количество ханива могло отличаться, а используемые сюжеты создавались индивидуально. На выбор могли повлиять и близость мастерских, источников сырья, и местные представления о том, для чего устанавливались ха-нива, какую функцию должны были выполнять. Цилиндрические ханива к концу периода Кофун уже имели определенные нормы - они устанавливались по периметру насыпей кофунов и, с одной стороны, несли функциональную нагрузку, препятствуя разрушению ступеней, а с другой - формировали священное пространство, в то время как зооморфные и антропоморфные ханива не имели строго устоявшихся правил.

Ханива как один из наиболее известных и ярких элементов древнего искусства Японии позволяет определить тенденции в развитии худо-

жественных представлений древнего общества в период, непосредственно предшествующий появлению буддизма. Поскольку многие кофу-ны даже в центральной части о. Хонсю еще не исследованы или исследованы лишь частично, новые находки обещают принести и новые открытия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вакаса Т. Ханива-но сэкай. Кодай сякай кара мэссэ:дзи (Мир ханива. Послание из древнего мира). Токио: Кабусйкигайся Токё:бидзю-цу, 2009.

2. Гионбару кофунгун 3 (Группа кофунов Ги-онбару-3). Синтоми, 2000.

3. Гото С. Нихон кодай бунка кэнкю: (Исследования древней истории Японии). Токио: Ка-вадэ Сёбо, 1942.

4. Иофан Н.А. Культура древней Японии. М.: Изд-во Наука, 1974.

5. Морита К. Имасиродзука кофун то ханива сайси (Кофун Имасиродзука и ритуальные ха-нива) // То:адзия-но кодай бунка. 2003. № 117. С.57-82.

6. Сугияма С. То:гоку-но дзинбуцу ханива гундзо: то сися гирэй (Скульптурные группы антропоморфных ханива региона Канто и погребальные ритуалы) // Кокурицу рэкиси мин-дзоку хакубуцукан кэнкю: хококу. 1996. № 68. С. 20-47.

7. Тацуми К. Ханива то кайга но кодайгаку (Исследования древней живописи и ханива). Токио: Хакусуйся, 1992.

8. Тига Х. Ханива. Кофун-но нака но ханива найрэцу-но хэнсэн (Изменения в расположении ханива в период кофун) // Ямато-но кофун II. Киото: Дзимбунсёин, 2006. C. 45-56.

9. Харуо К. Ханива (Ханива). Токио: Нихон кэйдзай симбунся, 1963.

10. Хидака С. Сайтамакаварадзука кофун-но ханива гундзо: о емитоку (Интерпретация скульптурной группы ханива кофуна Каварад-зука (преф. Сайтама)) // Ханива гундзо: о ёми-току. Такасаки: Камицукэ-но сато хакубуцукан, 2000. С. 68-89.

11. Цукада Ё. Дзинбуцу ханива-но бунка ситэки кэнкю: (Историко-культурологические исследования антропоморфных ханива). Токио: Ю:дзанкаку, 2007.

12. Цукамавари кофунгун (Группа кофу-нов Цукамавари) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.city.ota.gunma. jp/005gyosei/0170-009kyoiku-bunka/kankoubutu/ files/tukamawari.pdf

REFERENCES

1. 2009.

6 — v [The world of haniwa. Messages

from ancient society]. ^ä: (in Japanese)

2. [Gionbaru kofungun 3]. ffiS^: 2000. (in Japanese)

3. 1942. H^ÄftÄitffl^ [The study of Japanese ancient culture]. ^ä:

M. (in Japanese)

4. Iofan, N.A., 1974. Kul'tura drevney Yaponii [The culture of ancient Japan]. Moskva: Nauka. (in Russ.)

5. mHäfr, 2003. ^«ÄStHÄ^E [Imashirozuka kofun and ritual haniwa],

no. 117, pp. 57-82. (in Japanese)

6. 1996. ma^AM^Mt^

^Ä^L [Anthropomorphic haniwa of the Togoku region and funeral rituals],

, no. 68, pp. 20-47. (in Japanese)

7. IBS^, 1992. il^t^ffiroift^ [Studies of ancient paintings and haniwa]. Й^-tt. (in Japanese)

8. iKÄ, 2006. W - ^ГО&^ГОДШй

^УГО^Ж [History of the haniwa arrangements in the ancient mound burials]. In: ЛЭДГО^^ II. Ä (in Japanese)

9. 1РЙ, 1963. BG^ [Haniwa]. iä: 0Ф l^-f^Htt. (in Japanese)

10. 0*tt, 2000.

[Interpretation of the haniwa group on the Saitamakawarajuka kofun]. In:

Л^Ж: ^ÄO^rollü, pp. 6889. (in Japanese)

11. 2007.

[Cultural and historical study of anthropomorphic haniwa]. IÄ: (in Japanese)

12. [Tsukamawari group of kofuns]. URL: https://www.city.ota.gunma.jp/005gyosei/ 0170-009kyoiku-bunka/kankoubutu/files/tukamawari. pdf (in Japanese)

2018 • № 4 • ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.