Научная статья на тему '«Скрижали культуры» Евгения Иванова'

«Скрижали культуры» Евгения Иванова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
172
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КУЛЬТ / РЕЛИГИЯ / ЭСТЕТИКА / РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ / Е.П. ИВАНОВ / А.А. БЛОК

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фетисенко Ольга Леонидовна

Публикация двух неизвестных текстов писателя и мыслителя из круга петербург-ских символистов Е.П. Иванова, сопровождающаяся комментарием и вступитель-ной статьей, характеризующей его воззрения на происхождение и современноесостояние культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Tablets of Culture” by Yevgeny Ivanov

Publication of two unknown texts by the writer and thinker from the circle of Sym-bolists of St. Petersburg E. P. Ivanov, accompanied by a commentary and an intro-ductory article that characterizes his views on the origin and current state of culture.

Текст научной работы на тему ««Скрижали культуры» Евгения Иванова»

Христианская культурология

О.Л. Фетисенко

«СКРИЖАЛИ КУЛЬТУРЫ» ЕВГЕНИЯ ИВАНОВА

Публикация двух неизвестных текстов писателя и мыслителя из круга петербургских символистов Е.П. Иванова, сопровождающаяся комментарием и вступительной статьей, характеризующей его воззрения на происхождение и современное состояние культуры.

Ключевые слова: культура, культ, религия, эстетика, русский символизм, Е.П. Иванов, А.А. Блок.

Всякий пришлец имеет образ «Пришельца» нездешнего.

Всякий конец имеет образ конца последнего.

Е. Иванов

Этого «конца последнего», а может быть, и любой «конечности», завершенности петербургский литератор Евгений Павлович Иванов (1879-1942)1, видимо, немного боялся. Если начать припоминать, чего он не завершил, окажется, что — самых разных вещей, начиная с обучения музыке (а у него, вероятно, был абсолютный слух — иначе он не попал бы в группу струнных гимназического оркестра). Не кончил университетского курса (чуть не в последний момент принял решение не сдавать экзамены), не нашел службы по душе

Ольга Леонидовна Фетисенко — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук (betsy98@mail.ru).

!См. о нем: Максимов Д.Е. Александр Блок и Евгений Иванов //Блоковский сборник. Тарту, 1964. <Сб. 1> С. 344-361; Ильюнина Л.А. Иванов Евгений Павлович // Русские писатели, 1800-1917. М., 1994. Т. 2. С. 379-380; Фетисенко О.Л. 1) Проповедник Нагорной радости («Петербургский мистик» Евгений Иванов) // Христианство и русская литература. СПб., 2006. Сб.

5. С. 323-390; 2) Евгений Иванов как читатель и «герой» Достоевского // Достоевский и мировая культура: Альм. № 23. СПб., 2007. С. 145-156; Аксененко Е.М. Долг памяти (Д.Е. Максимов как исследователь жизни и творчества Е.П. Иванова) //Христианство и русская литература. СПб., 2012. Сб. 7. С. 139-175.

или издания, где бы мог постоянно печататься, на стадии замыслов и набросков оставил множество задуманных, в том числе и самых заветных, сочинений. Не решился соединить свою жизнь с девушкой, которую любил (троюродной племянницей Верой Дюковой), вместо этого неожиданно для всех женился на своей душевнобольной сослуживице. Даже обычные письма заканчивались им с трудом и требовали многочисленных черновых подступов.

Ничем «серьезным» Иванов в литературу, казалось бы, не вошел (разве что своим эссе «Всадник»2, органично влившимся в «петербургский текст», в мифологию невских наводнений). Забытыми остались его ранние опусы, публиковавшиеся с 1903 г. в «Новом пути», «Мире искусства» и «Вопросах жизни», и нечастые газетные публикации 1910-х гг. Не вызвали откликов его лирические — обычно грустные и немного тревожные — рассказы для детей, печатавшиеся в журнале «Тропинка» (в 1915 г. они вышли отдельным небольшим сборником «В лесу и дома»)3. Но несомненно, что в историю литературы Иванов внес неповторимую страницу самим своим присутствием в жизни многих протагонистов Серебряного века4. Лучший друг Блока и его матери5, «выученик»

2Иванов Е.П. Всадник. Нечто о городе Петербурге//Белые ночи: Альм. СПб., 1907. С. 73-91.

3Характерно, как трудно давалась их «отделанность»: в год журнал печатал не более одного его рассказа, и по дневнику Иванова, где зафиксированы все события его жизни, в том числе и литературной, мы видим, как медленно шла работа над тем или иным произведением.

4Ср. слова Андрея Белого о нем как об одном из тех, кто формировал саму «атмосферу, слагавшую символизм» (Белый А.О Блоке: Воспоминания. Статьи. Дневники. Речи. М., 1997. С. 38).

5 Переписка с Блоком до сих пор не была издана в полном объеме и не сопровождалась научным комментарием. В настоящее время в издательстве «Прогресс-Плеяда» завершается редакторская работа над сборником «Александр Блок и Евгений Иванов: Переписка. Статьи. Воспоминания», подготовленным В.Н. Быстровым и автором данной статьи. С А.А. Кублицкой-Пиоттух Иванова также связывала многолетняя переписка, остающаяся до сих пор почти неизвестной читателям. См. также нашу публикацию: Александр Блок в дневнике Е.П. Иванова (1903-1941) / Вступ. ст., подгот. текста и коммент. О.Л. Фетисенко // Александр Блок: Исследования и материалы. СПб., 2011. <Т. 4>. С. 311-436. В эту, достаточно большую по объему, подборку не включены, к сожалению, материалы двух записных книжек, хранящихся в Музее-квартире А.А. Блока (филиал Государственного музея истории Санкт-Петербурга) и в период работы над публикацией недоступных исследователям. Записи о Блоке могут быть обнаружены и в недавно прошедшей обработку части фонда Иванова в ИРЛИ (см. о ней: Аксененко Е.М. Иванов Евгений Павлович. Фонд 662. Опись 2//Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 2011 год. СПб., 2012. С. 866-873).

В.В. Розанова и постоянный собеседник Мережковских6, верный рыцарь «Девы Революции» (М.М. Добролюбовой) и задушевный друг «Таты» Гиппиус7, конфидент Андрея Белого, который то хочет поколотить его палкой и зло дразнит «присяжным поверенным»8, то говорит о нем почти как о волшебнике: «придет, повертит шляпой, и все будет хорошо»9. Но повертит шляпой наш герой отнюдь не для фокусов, а только из смущения.

Не без самоиронии Иванов в последние годы жизни обратил свои инициалы «Е.П.И.» в криптоним по греческому предлогу еяц одно из значений которого — «около». Он и вправду всегда был «около» великих — всегда еяц — но не был ничьим эпигоном. У него с юности — свое слово, своя тема жизни. Эта тема — любовь к Богу и проповедь даруемой Им «нагорной радости», в которой радость Фавора и Сиона (Тайной вечери) соединяется с неведомой миру радостью горы Голгофы. Все остальное, о чем Иванову приходилось размышлять, поверялось этим, взвешивалось на этих весах. У него постоянная тяга к проповеди10. Даже на службе (с 1907 г. Иванов был счетоводом в конторе Китайско-Восточной железной дороги) этот нескладный, в вечном «полете», в вечной тревоге, кажущийся «юродивым», человек говорит о Христе, вызывая частые насмешки. Он так рад, когда слышит от Т. Гиппиус, что для нее «самое важное в жизни для себя и для других» — Христос11, как и для него самого. Ему не исполнилось еще и 25 лет, когда он записал в дневнике: «Я желал бы быть <.. .> солью волн, возбуждающих жажду и алканье о Боге»12.

6См.: В.В. Розанов в дневнике и незавершенных воспоминаниях Е.П. Иванова. Письма Розанова к Е.П. Иванову / Публ. О.Л. Фетисенко // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 2003-2004 годы. СПб., 2007. С. 439-515.

7См. многочисленные упоминания о нем в письмах-дневниках Т.Н. Гиппиус: Истории «Новой» христианской любви: Эротический эксперимент Мережковских в свете «главного»: Из «дневников» Т.Н. Гиппиус 1906-1908 годов / Вступ. ст., подгот. текста и примеч. М.М. Павловой // Эротизм без берегов: Сб. ст. и материалов. СПб., 2007. С. 391-455. В свою очередь, Т. Гиппиус — одна из наиболее часто упоминаемых в середине 1900-х гг. на страницах дневника Иванова фигур.

8Ср.: Воспоминания и записи Евгения Иванова об Александре Блоке / Публ. Д.Е. Максимова и Э.П. Гомберг //Блоковский сборник. Тарту, 1964. <Сб. 1>. С. 410.

9Там же. С. 405.

10«Тогда я готов был поучать всех, кто только попадется; не разбирая ни пола, ни возраста. Учителей, вообще, в ту пору появилась — пропасть, учеников же — с огнем поищи» (Иванов Е.П. [Воспоминания об А. Блоке] //ИРЛИ. Ф. 662. Оп. 1. Ед. хр. 81. Л. 31.

11 Александр Блок в дневнике Е.П. Иванова (1903-1941). С. 331. Запись от 17 марта 1906 г.

12Цит. по: Фетисенко О.Л. Проповедник Нагорной радости. С. 357.

Порой он кажется навязчивым и почти невыносимым даже для любящих его людей. Тетка Блока, М.А. Бекетова, относится к нему с симпатией, но замечает в дневнике, что ее утомили ивановские «юродство и гримасы» и «бессвязная мистика»13. Тяжело воспринималось окружающими вечное пульсирование Иванова между ощущением своей «призванности» и несколько экзальтированным исповеданием собственной греховности.

Евгений Павлович писал каждый день и много, но вообще всякая речь, а письменная особенно, давалась ему очень трудно. Благо почти все роды текстов в черновой редакции сосредоточены в его дневниках, мы можем видеть, что наиболее ответственные письма (например, к Д.С. Мережковскому и З.Н. Гиппиус, к будущему обновленческому епископу Антонину (Грановскому), тогда — епископу Нарвскому) создавались чуть не по неделе, в десятке редакций. Он сбивчив, косноязычен, страдает аграфией14, но в его дневнике и в письмах то и дело встречаешь настоящие сокровища. В настоящее время существует уже несколько подготовленных нами публикаций с подборками фрагментов из дневника Иванова не столько биографического, сколько творческого характера15. В записях его и детская чистота, и боль о мире16, и глубочайшие интуиции. Слова-жемчужины среди многих и многих страниц, напоминающих скорее автоматическое письмо, — как спящие под снегом зерна. Об этом сам Евгений Павлович сказал в одном из писем к Блоку: «.. .снега молчат; и под ними не слышно,

17

как зреют зерна, умирающие и возрождающиеся»1'.

У Иванова было несколько замыслов, к которым он возвращался на протяжении многих лет. В коллекции М.С. Лесмана (ныне хранящейся в ИРЛИ), на-

13Цит. по: Там же. С. 326.

14В случае Иванова мы имеем дело не просто с трудным почерком: в его черновых записях слова могут быть сокращены до одной-двух букв, в середине слова сплошь и рядом пропускаются буквы, слоги меняются местами, знаки препинания почти отсутствуют, предложения часто обрываются на полуслове.

15 Фетисенко О.Л. 1) Из дневника «петербургского мистика» (Евгений Иванов и его эсхатологические воззрения) // Эсхатологический сборник. М., 2006. С. 273-285; 2) «.Вечно падать и никогда не разбиваться о камни» («Петербургский мистик» в мире Ибсена // Творчества Хен-рика Ибсена в мировом культурном контексте. СПб., 2007. С. 81-95; 3) Проповедник Нагорной радости. С. 373-390; В.В. Розанов в дневнике и незавершенных воспоминаниях Е.П. Иванова. С. 439-515; Александр Блок в дневнике Е.П. Иванова (1903-1941). С. 311-436.

16«Котенок мален<ький> едва не слепой на дороге найден. Кричит. Это мир кричит» (цит. по: Фетисенко О.Л. Проповедник Нагорной радости. С. 373).

17Цит. по: Там же. С. 329.

пример, сохранились многочисленные записи о скуке («томлении душевной пустоты», по Пушкину) и наброски статьи о «серой госпоже Карабос» (той же скуке, рассмотренной уже метафизически). На протяжении почти десяти лет разрабатывалась им тема «веры и любви». Ряд текстов, как изданных, так и оставшихся лишь набросками, группируется вокруг волновавшей Иванова темы культуры, ее происхождения (то ли божественного, то ли люциферического — для автора это составляло тогда вопрос) и ее судьбы.

Первый текст — набросок без начала и конца, на котором стоит дата «23 октября». Дневниковые записи позволяют безошибочно отнести эту рукопись к 1904 г. Именно в этот день Иванов отнес в редакцию журнала «Новый путь» статью «Скрижали культуры», из которой позднее вырос его очерк «Университет», помещенный уже в другом журнале — «Вопросы жизни»18. Очевидно, это фрагмент белового автографа, возможно, — часть той самой рукописи, которая была отдана в «Новый путь».

Две «скрижали культуры» — это религия и наука (культура) или — иначе — «культ» и «культура» (отметим, что в самой постановке проблемы «культа и культуры» в ее «этимологическом» развороте Иванов опережает о. Павла Флоренского и своего знаменитого однофамильца — Вяч. И. Иванова). Замысел статьи о культуре пересекался, совпадая и по времени, с раздумьями Ива-

-19

нова, навеянными современной драматургией и классическими произведениями русской поэзии («Медный Всадник»20 и «Демон»). Итогом этих раздумий станут упомянутое выше эссе «Всадник» и статья «Демон и Церковь», беловой автограф которой не сохранился (он был послан в Париж для затеваемого Мережковскими сборника «Царь и Революция», куда, впрочем, так и не был включен).

Образ «отверженного Небом» Демона «рифмуется» у Иванова с образом царя Саула—избранника, утратившего благословение Божие. И тот и другой — символы культуры. Приведем дневниковую запись от 13 октября 1904 г., непо-

18Вопросы жизни. 1905. № 4/5. С. 264-267. Окончательная редакция статьи относится уже ко времени революции 1905 г., когда университет был закрыт из-за студенческих волнений. С рассуждения о глубинных причинах этого закрытия она и начинается. В журнал «Вопросы жизни» Иванов перешел вместе с другими авторами «Нового пути». К руководителям журнала (философам-идеалистам Н.А. Бердяеву и С.Н. Булгакову) Иванов относился весьма настороженно. В приведенной ниже записи именно их он называет «спортсменами».

19Иванов в это время был потрясен ибсеновскими «Кукольным домом» и «Женщиной с моря».

20Здесь важен был, конечно, не только пушкинский текст, но и фальконетов монумент, осмысленный Ивановым как genius loci Петербурга. «.Все мы находимся в вибрациях его меди», -писал Блок о Медном Всаднике (Блок А. Записные книжки. 1901-1920. М., 1965. С. 169).

средственно предшествовавшую оформлению замысла о «скрижалях культуры» и, что немаловажно, включающую в себя упоминание о Петербурге (городе Медного Всадника):

Колоссал<ьное> библей<ское> лице Саула, царя избранника, лишившегося силы неб<есного> духа Б<ожия> и за то, что Слово Госп<одне> отверг. Лице ца<ря>. <...>

В э<том> лице б<ывшего> п<ророка> Саула <...> так близ<ко> и нам сам<им> лицо Демона. <.. .>

Ведь в самом деле наша людс<кая> культура отверг<ла> слово Божие и Церковь Его не <по> сл<у>чайн<ой> причине, не потому только, что попы стали служит<ь> скверно, что в церкви все омерт<вело>, но по каким-то бол<ее> глубоким причинам.

Думаю, иди служение и моление Христу Богу идеально, отошли бы люди и при этом передовые. Надо отвергнуть Слово, как Саул отверг. И за это казнь и мука. И гонит Бог потом, насыла<я> злого духа, которы<й> от Бога. Это наш демон. Отгоня<ем> мы отход Пира.

И город Всадника напоминает чем-то Его <Демона. — О. Ф.>. Тоже Новый город. Это противо родительства восставши<й> и парадиз на мес<те> тар-

21

тара»21.

Статью «Скрижали культуры» Иванов принес в редакцию «Нового пути», когда там уже главенствовали философы, вскоре возглавившие новое издание — «Вопросы жизни». 23 октября 1904 г. он оставил в дневнике запись, которая быстро переходит от фиксации дневных впечатлений к размышлению, непосредственно продолжающему только что завершенную статью:

Снес свои скрижали культуры в «Нов<ый> Путь». Там Булгаков. Черт его подери, потом Философ<ов>22, Мережков<ский>. Я передал Чулкову23 рукопись и просил переда<ть> Булгакову.

21 Иванов Е.П. Дневник 1904 г. // ИРЛИ. Ф. 662. Оп. 1. Ед. хр. 9. Л. 24 об.-26.

22Речь идет о Д.В. Философове, с которым к этому времени Иванов был уже давно и хорошо знаком.

23Г.И. Чулков был секретарем редакции «Вопросов жизни».

Ох уж эти либералы, кто кого почуднее дерзнет. Спортсмены своего рода. Идея-то у них давно внутри умерла. Каменные ослы, а только как бы дерзостнее перед правительством показать на глазах у собратий. О отвращение, отвращение.

Весьма частое явление, люди, занимаю<щиеся> общественн<ой> жизнью, теряют себя самих, превращ<аясь> в каких-то спортсменов, кот<орые> поставили себе цели как бы подерзостнее штуку перед властями выкинуть. Право и спорт как машинальность в общем царят. При этом и помину любви нет к жизн<и>, не к Богу. Так пошел и черств как все.

А за дело свое держат<ся> только что<бы> в бездну скуки не сва-ли<ться>, а не п<отому что> превыш<е> с<ебя?> и любили его.

Разве дело, не взят<ое> как общее дело, мож<ет> людей как-н<ибудь>

24

оживить, оно м<ожет> развлечь, да .

В ожидании ответа об участи «Скрижалей.», Иванов продолжает разрабатывать в дневнике тему культуры в ее современном («позитивном») изводе, предполагающем, в частности, полное поглощение личности обществом:

1 ноября. Кажется, нигде так личность, душа челов<ека> не была подавлена, как в нашей позитивной сентимент<альной> культуре. Человек не ценился как ценит<ся> человек, общественный деятель и только. Человек всецело должен принад<лежать> не себе, а обществ<у>. <...> Искали, кричали о свободе

души, личности, а сами не знал<и>, чем наполнить эту свободу, не осталась бы

25

она пуста .

<16 ноября. > Наша культура смотрит толь<ко> на внешнее, не на душу человека, а на человека деятеля. Челове<ка> деятеля и ценит; а что внутри у чело<века> <...> до этого нико<му> нет дела. "Лишь были б желуди!" Культура наша так долго не продержи<тся>, если не буд<ет> обра<щаться> ко внут-ренн<ему> в челове<ке>. Этого <нет> отт<ого>, что в культуру нашу не вошла религия <...>26.

24Там же. Л. 39-39 об.

25Там же. Л. 51 об.-52.

26Там же. Л. 93 об.-94.

Оторвавшаяся от «культа» культура засыхает, опустошается, живет мнимой жизнью «пустышки»27, создавая видимость бурной деятельности своими механическими, автоматическими движениями, умноженными отраженностью в бесчисленных, обставших вокруг, зеркалах. Разглядывание «отражений», самолюбование мертвых кукол-«пустышек» — вот символ современной культуры у Иванова, очень актуальный и для нашего времени, «когда в искании всевозможного рода известности каждый шаг описывается и жизнь превращается в какую-то живую фотографию»28. Вот поэтому второй предлагаемый читателю текст может рассматриваться как непосредственное продолжение первого. Это один из набросков к эссе «Зеркало и автомат»29, над которым Иванов работал три года (1906-1908).

Само эссе, с которым, надеемся, можно будет познакомиться в сборнике «Александр Блок и Евгений Иванов», состоит из нескольких частей-слоев: в частности, из описания сна, в котором дети родственной семьи подменены куклами-автоматами, и яркой сценки, рисующей «бытовую» картинку — продажу души дьяволу словно продажу старой книги букинисту. Как это часто бывало с Ивановым, «претекст» легко обнаруживается в дневнике — в записи от 28 марта 1905 г., которая приведена далее в одном из примечаний к публикуемому тексту. «Набросок о продавании души черту» был сделан 10 сентября того же года. В конце апреля 1906 г. после первого посещения «башни» Вяч. Иванова Евгением Ивановым начато эссе «Автоматы». Неотрывно думая об автоматах,

«пустышках» и «зеркалах», в ночь на 1 мая он видит знаменательный сон об

30

автоматах и кружении , и сразу после этого в дневнике появляются все новые и новые записи на эту тему, варьирующие и углубляющие мотивы подмены, «сочинительства», осквернения святыни, самозванства, душевной пустоты,

27На Иванова глубокое впечатление произвел роман Г. Уэллса «Человек-невидимка». Этот образ трансформировался у него в образ «человека-пустышки».

28Цитата из публикуемого ниже очерка, о котором сейчас и пойдет речь. Излишне, думается, пояснять, какие именно ассоциации вызывают сейчас эти удивительно глубокие наблюдения Иванова.

29Иванов Е.П. Зеркало и автомат // ИРЛИ. Ф. 662. Оп. 1. Ед. хр. 84.

30См.: Фетисенко О.Л. Сон о Башне (По материалам архива Е.П. Иванова)//Башня Вячеслава Иванова и культура Серебряного века. СПб., 2006. С. 220-225. На погруженность Иванова в тему автоматов повлияли набиравшая все большую популярность индустрия механических игрушек, выставки (паноптикумы) восковых фигур и автоматов (ср. у Блока: «Открыт паноптикум печальный...»), наконец, бурное развитие кинематографа — возможность видеть на экране движущихся «пустышек».

«мистического кокетства» (когда человек даже молится с оглядкой на внутреннее «зеркало») и, наконец, смерти культуры и смерти души.

Публикуемый фрагмент датирован 16 октября 1907 г. Сохранились также два недатированных варианта окончания того же эссе31. В основном тексте произведения следует особо выделить эсхатологическое пророчество Иванова об антихристе как «последнем автомате»32. Намек на это содержится и в публикуемом здесь варианте — благодаря многочисленным отсылкам к новозаветным предупреждениям о последних временах. Антихрист показан Ивановым как «грядущий автомат»33, царь автоматов, воссевший на «седалище Моисеевом», и подобно тому, как Мережковский завершал своего «Грядущего Хама» словами о том, что последнего «победит лишь Грядущий Христос», Иванов всегда держит в памяти (своей и читательской) эту надежду. Думая об этом, он и свой родной город, «темный» город Всадника (Демона, Саула), надеется видеть омытым и овеянным свежим ветром «Христа, грядущего с моря»34.

Что же касается «культуры». здесь Иванов надеялся на то, что она может, пройдя путем зерна, возродиться, вернуться на «путь жизни, путь внутреннего человека»35, коротко говоря — из культуры Демона-Саула стать культурой Давида-псалмопевца. «Требуется, — писал он, — не реставрация, не подновление, но колоссальное перерождение нашей жизни. <.. .> сознательно должно совершиться то ожидаемое перерождение, которое перероди<т> всю нашу опостылевшую жиз<нь> <.. .> и станем мы сильными в слове и деле»36.

31 Иванов Е.П. 1) [Черновые записи, наброски] //ИРЛИ. Ф. 662. Оп. 1. Ед. хр. 41. Л. 161-162; 2) Зеркало и автомат [Вариант] // Там же. Ед. хр. 82. Л. 26.

32 «И последний великий Автомат будет сам Антихрист, который придет и воссядет на престоле славы, и соберутся к нему народы многие, и поклонятся ему как Владыке жизни Христу, и когда поклонятся, так вдруг всем ясно станет, что это Автомат» (Иванов Е.П. Зеркало и автомат // Там же. Ед. хр. 84). Ср. в черновом наброске: «.Антихрист есть великий Автомат, великий Мертвец» (Там же. Ед. хр. 82. Л. 26).

33Аллюзия на известное эссе Мережковского «Грядущий Хам» (1906).

34Характерное для дневников Иванова (начиная с 1904 г.) именование. Ср. с финалом эссе «Всадник»:

«И как двое бесноватых у моря вышли навстречу к грядущему с моря Христу и исцелились, так и двое всадников наших <Всадник Медный и «всадник бедный» — Евгений. — О. Ф.> выйдут к морю навстречу Ему, грядущему в буре с моря.

И встанет резвое лицо, чаемое в резвом плеске весеннее синих вод и резвом блеске синих небес и в резвом запахе петербургской воды и мокрой щепы» (Иванов Е.П. Всадник. Нечто о городе Петербурге//Белые ночи: Альм. СПб., 1907. С. 89—90).

35Слова из статьи «Университет».

36Цит. по: Фетисенко О.Л. Из дневника «петербургского мистика». С. 283. Дневниковая запись от 25 октября 1906 г.

Текст «<Скрижалей культуры>» печатается по беловому автографу из коллекции М.С. Лесмана (ИРЛИ. Ф. 840; фонд находится в стадии обработки), набросок к «Зеркалу и автомату» — по автографу из фонда Иванова37. В прямых скобках приводится текст, зачеркнутый автором, в угловых — редакторские конъектуры.

Евгений Иванов

<Скрижали культуры. Культура и культ>

<1904>

23 октября

То или другое сознание, убеждения оказывают влияние на жизнь, но не они дают жизнь; силу деятельной жизни дает более глубокое начало, вера, это пламя, горящее и движущее нас во время наших увлечений; она дает жизнь, убеждения же так или иначе влияют только на нас. Приходит время, когда отнимается, уходит вместе с увлечениями вера от нас, и тогда остается душа наша пуста, и мир пуст для нас, тогда никакие, прежде воодушевляющие, убеждения, ни самопонукания не могут оживить остывающего и окаменевающего человека в какой-то развратной спячке.

***

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не случайно в корне слова культура слышится культ. Если то или другое культурное направление, господствующее в обществе, перестало бы быть в корне своем культом (душа которого вера, т.е. сила, водящая нас в наших увлечениях), то как бы ни было сложно и велико здание ее, оно не устояло и перед малым напором ветра, рухнув, как засохшее прогнившее дерево, вместе с вороньими гнездами на ее ветвях.

Ведь для очень, очень многих, фактически, культура в жизни занимает место религии; поэтому, естественно, что, хотя и не вполне сознательно, разные общественные собрания ради культурных целей становятся своего рода богослужебными собраниями, представители культуры — «кумирами», земными богами, «первыми», «пастырями», все же культурное общество является «живыми камнями» живого храма культуры, «стадом» не в позорном, хамском, смысле этого слова, а в царском, как свободное подчинение авторитетным голосам культуры.

37ИРЛИ. Ф. 662. Оп. 1. Ед. хр. 41. Л. 153-158.

Конечно, ярко выразиться характер культа в культуре может только при сильном увлечении, которое бывает в молодости, когда от увлечения горят глаза и щеки, горят тою напряженною силою, верою, делающею общество жизненным, деятельным и верящим в свое дело, в авторитет своей культуры.

Верить в авторитет культуры, это значит считать ее Истиною непогрешимою; оттого и увлекаются люди ею; но огонь увлечения гибнет как только в общество проникло сомнение в истинности данной культуры (напр<имер>, позитивной). Сомнение же в истинности является всякий раз, как две скрижали, на которых зиждется все здание общественной культуры с ее храмами, богами и людьми, не являются соединенными в жизни, но распавшимися, ибо твердая уверенность «от начала» живет в людях, противоречащая всем доводам человеческого рассудка, что та культура истинна, где обе эти скрижали неразрывно соединенными явятся.

<Зеркало и автомат

Фрагмент ранней редакции>

<от>вратительно долго еще, помню, ныло, как будто эти удары человека-куклы не были только сном.

Или другой раз попадаете вы в оживленное общество: кругом барышни, кавалеры: все разговаривают, смеются, суетня, беготня, танцы. Вы находите какую-нибудь симпатичную барышню или молодого человека, начинаете с нею или с ним говорить, рассказывать с жаром о пережитом вами, выворачивая самые тайники своей души, и вдруг ужас! гадость!.. перед вами не оживленный собеседник, а кукла. Оглядываетесь и видите, что и кругом все давно стоят, застывши окостеневшими куклами в нелепых позах; «притон автоматов!.. »

Впрочем, подобное и не во сне только бывает; мне кажется, Гоголь в «живой картине» финала «Ревизора» хотел показать это самое превращение автоматов в подлинный вид свой; точно завод кончился и стали куклы как стояли.

Тут ужас, отвращение и тревога чувства самосохранения; и странный щекочущий смех, какой бывает при осязании скользкой зеркальной плоскости.

Я бы назвал еще автомата «человеком-пустышкою»38.

«Человек-пустышка» — это такой человек, который по-видимому полон жизни, на самом же деле пуст, пустышка, ибо в нем души-жизни — нет. По

38Слово из речевого обихода Блока и Иванова, которое неоднократно используется в записях о Блоке, датируемых серединой 1920-х гг.

самим себе можем судить, чем должен быть этот человек пустышка, потому что семена его в каждом из нас есть, и чем дольше время идет, тем больше и больше таких семян в людях, и растет, растет в нас человек-пустышка, автомат, так что, по слову Евангелья, мы здесь «по самим себе судим, чему быть должно»39, именно чему, а не кому быть-то должно, ибо он не Кто, а что.

Существует глубокая связь между автоматом, этим человеком-пустышкою, и зеркалами. Недаром зеркала играют такую большую роль в музеях автоматических кукол; зеркальное отражение так напоминает автоматов, что, думаю, не из зеркальной ли пустоты они и вылезли-то на свет Божий, ибо что такое автомат, как не то же пустое зеркальное отражение, только воплотившееся и ходящее по белу свету.

Смотря в зеркало, мы не себя там видим, не себя, а себя человеком-пустышкою: в зеркале человек тот да не тот, и все что он делает, делает так да не так, как живой человек. В зеркале человек видит не себя, а своего двойника-пустышку, видит себя автоматом.

Из этого свойства зеркал превращать в себе человека в автомата, как бы высасывая из него, подобно вампиру, кровь жизни, из этого странного свойства зеркал вытекает наша современная зеркальность. Зеркальность — ужасная болезнь. Это чудовище пустое, пожирающее все наши чувства при самом их зарождении.

Кто заражен этою болезнью, тот уже не живет жизнью, а живет своим зеркальным отражением, не живет, а лишь только отражается, и нет в нем полноты, но одна лишь зеркальная пустота. Потому все время у него левая рука видит, что делает правая и все дела свои он делает с тем, чтоб его видели люди40; и заметьте, как изменяются движения и выражение лица человека, когда он, разговаривая, все посматривает в зеркало, как он там выглядит разговаривающим. Не появляется ли в нем что-то автоматическое, куклообразное, и не начинает ли уже он жить отражением своим, а не жизнью, не превращается ли он уже в человека-пустышку, куклу-автомата.

Здесь приходят в голову странные легенды о вампирах, мертвецах, подобно зеркальным отражениям, живущим кровью, высосанною у живых, и не поэтому ли сродству с зеркальными отражениями они не отражаются в зеркалах, как и люди, «продавшие душу черту», по легендарным сказаниям, ибо чему и отражаться, когда сами они — отражение пустое.

39Ср.: «Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно?» (Лк 12:57).

40Парафразы: Мф 6:3; 23:5.

Человек, зараженный зеркальностью, в своем роде продал душу черту.

«Все дела свои он делает с тем, чтоб его видели люди», его «левая рука все

41

время видит, что делает правая», и он «получил уже награду свою» , как сказано в Евангелии. Эта полученная уже «награда» не есть ли та плата, которую человеку дает чорт за проданную душу.

В наш век какой-то стихийной зеркальности, когда в искании всевозможного рода известности каждый шаг описывается и жизнь превращается в какую-то живую фотографию, представление кинематографа, в уличный эпизод, а не факт, — в наш век продажа души черту может стать массовым явлением.

Что же манит массы к продаже души? — Искание славы друг от друга, искание известности ради известности: для этого все описывается, всю душу и тело хотят превратить в книгу, которую бы читали все и прославляли бы, так-то превращаются люди в автоматов, пустышек, в ходящих мертвецов, в книжников и фарисеев42.

И мне представляется иногда возможным, что вдруг где-нибудь на одном из наших людных проспектов, положим, на Литейном43, откроется лавочка с сенсационною вывескою «Покупаю и продаю души свежие и подержанные». И пойдут в эту лавочку разные человеки со свертками, завернутыми больше в газетную бумагу: а в свертках-то души их будут свежие и подержанные. И души, проданные черту, — ибо как же без черта душу продать, — будут покупаться

у него, как интересные романтические приключения, с заманчивым пикантным

44

сюжетом44.

41 Ср.: Мф 6:2.

42Иванов использует устойчивое евангельское выражение.

43На Литейном проспекте в XIX в. существовало много букинистических магазинов.

44Ср. в дневнике 1905 г. запись от 28 марта, сделанную после беготни по лавкам букинистов в тщетной попытке продать старые книги из домашней библиотеки: «Сегодня продавал книги, бегал по букинистам. Одни покупали, но давали очень мало, другие совсем не брали, говори<ли>: есть уж много у нас, на полках стоят, многие приносят. Другие: "хотите рублик", и как не соглашался за "рублик", то не останавливали и внимания больше не обращали. Я ходил снявши шапку, это помога<ет>, и то не брали. Одним словом, приходилось почти унижаться, чтоб только развернули и посмотрели и дали цену, которая прежде казалась минимальной. Главное все говорили: посмотрите, у нас на полках стоят уже несколько таких экземпляров, и еще издание старое-старое.

И вот пришло мне в голову уже потом, что может быть такой город, вместо букинистов жил бы черт души покупает.

И вот все ходят и продают прямо за бесценок ему. Так в руках сверток газетной бумаги четырехугольный завязан веревкой. Это и есть завернутая душа в газетную бумагу <...>.

Что же делается с продавшим душу черту? — да, по-видимому, ничего: все, по-видимому, остается по-старому, но он уже не человек, а кукла, пустышка-человек, зеркальное отражение. И как зеркалу одинаково возможно, одинаково способно, ибо одинаково пусто без жизни, — сейчас отразить какой-нибудь добродетельный поступок, отразить даже образ Христа, и сейчас же на том же месте изобразить гнуснейшую гнусность и образ Диавола, — так и человеку-пустышке, автомату сейчас возможно быть с вами очень любезным и потом вдруг разбить вам голову или, глазом не сморгнув, раздавить ребенка: вот почему автоматы внушают тревогу чувства самосохранения. И все в человеке-пустышке, автомате, делается как на скользкой поверхности зеркала: и отвратительно и странно смешно, как от какой-то щекотки, осязать пальцами эту прозрачную поверхность; и не от этого ли «мертвые души» — смешны?

И тот, кто продает, и тот, кто покупает души у черта, заражается зеркальностью чертовой куклы. Люди делаются как автоматы и на все смотрят как на представление кинематографа и даже на страдание45. Чертова кукла автомат грядет на город, тогда автоматы вылезут из всех углов своих темных

Так-с... Такие же как у букинистов маленькие лавчонки и написано: покупаю и продаю души. На окнах в витринах они выставлены, разные, есть более старые издания, есть более новые. В переплетах, без переплетов. Подержанные или совсем новенькие. Публика ходит мимо, нисколько не удивляет<ся>, привыкла. Любители рассматривают души в витринах на окнах. Иные заходят, покупают для прочтения душу, проданную черту. Она уже не годится так в употребление, но ее интересно почитать. Особенно для писателя, он матерьял себе тут найдет. "Есть души совсем-с свеженькие, девушка <...>. Продали, грустны были. Мы им <...> прибавили. Не дорого, сами просили. Всего 8 гривен. Мы уже от себя приб<авили> пяток. Не угодно ли посмотреть будет. Забавненькие мыслишки там <...> есть. Забавно, забавно-с и главное свежо. Купите, не дорого продам вам, по случаю достал. Хоть за 6 рублей". Говорил это сам черт, прод<ает> и покупает. <.. .>

- 6<-й> год торгуем. Выгодно.

Шибко идет дело. Посмотрите, несут сколько. За грош продают. Да ей-боже, не выгодно покупать.

Говорят, в былое время продавали души за большую цену. В средние века. Уж сам ухаживаешь, ухаживаешь, чтоб только душу заполучить. И действитель<но> не жаль и деньги за нее дать. <.. .> А нынче посмотрите, что за народ пошел. Жизнь-то не в грош не ценят. И души продают це<лым> гуртом, задаром рады отдать, да и отдали бы, да только вот деньги им нужно ждать» (Иванов Е.П. Дневник 1905 г. //ИРЛИ. Ф. 662. Оп. 1. Ед. хр. 12. Л. 65 об.-67).

45По поводу зрителей «несчастных случаев» в кинематографе Иванов говорит, что они испытывают «сладострастие, переодевшееся состраданием», и делает такой прогноз: «Боятся жизни и ходят потому в кинематографы. И когда, прививши в себя кинематограф, выйдут в жизнь, то не будут бояться жизни, ибо жизнь для них превратится в кинематографическое представление» (цит. по: Фетисенко О.Л. Проповедник Нагорной радости. С. 366; запись от 22 января 1908 г.). О «кинематографических представлениях» он замечательно высказывается как о «представля-

и начнут давить, бить всех, кого ни попало, всех живущих, начиная с животных, и люди будут издыхать от страха в ожидании «грядущих на вселенную»46 грядущих автоматов.

«Горе вам, книжники, фарисеи, лицемеры, которые все дела свои делают с тем, чтобы их видели люди», и «левая рука их все время видит, что делает правая», — горе вам, книжники, фарисеи, лицемеры, ибо вы автоматы, порождение автозеркальности, «порождение ехиднино»47, порождение будущих и грядущих на вселенную автоматов, имя которым Смерть. Люди будут издыхать от страха в ожидание грядущих на вселенную. Кто эти грядущие будущие, как не автоматы, чертовы куклы, имя котор<ым> Смерть48.

«На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи»49, — и вспоминаются детские сны, от которых просыпался с криком ужаса весь в холодном поту. Как бывает в снах об автоматах, вы подходите к человеку, к которому вся душа рвется от восторга, перед которым изливаешь душу до ее тайников и вдруг оказывается перед вами не он, а он — автомат, «пустышка» на месте святом, «на Моисеевом седалище» в своем роде. С неистовым криком задыхаясь, — издыхая от страха и отвращения, кидаетесь вы бежать вон, куда глаза глядят.

Так и сказано: «Когда увидите мерзость запустения, стоящую на <святом> месте (читающий да разумеет), тогда находящиеся в Иудее да бегут в го-ры»50.

«Горе же беременным и питающим сосцами в те дни»51, ибо грядущий автомат, вставший со своего «седалища Моисеева», будет мстить всем живым, и потому особенно беременным и кормящим сосцами, будет мстить как зверь, кидающийся на тех, кто бежит от него.

«Тогда будет такая скорбь, какой не было от начала мира до ныне и не бу-

52

дет» .

«И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы (от автоматов) никакая плоть: но ради избранных сократятся те дни»53.

ющей жизнь пустоте» (Фетисенко О.Л. Проповедник... С. 367; из набросков к статье «Модные мотивчики», начатой в ноябре 1908 г.).

46Ср.: «.люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную» (Лк 21:26).

47Мф 3:7; 12:34; 23:33; Лк 3:7.

48 Аллюзия на Откр 6:8 («.и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя "смерть".»).

49Мф 23:2.

50Мф 24:15.

51 Мф 24:19; Мк 13:17; Лк 21:23.

52Ср.: Мф 24:21; Мк 13:19.

53Мф 24:22.

И как избежать всех сих будущих автоматов и предстать пред Сына Человеческого?

Не перебить ли все зеркала, как источник порождения автоматов; но так поступают сумасшедшие, — это безумие. Потом это некультурно, ибо что такое наша культура, как не кукла, отражение в зеркале Прекрасной дамы. Как избежать нам всех сих грядущих будущих автоматов? «Бодрствуйте на всякое время, и молитесь54, [да сподобитесь избежать всех сих будущих <бедствий> и предстать пред Сына Человеческого».] Но что значит бодрствуйте и молитесь?... 16 окт<ября 1> 907

Источники и литература

1. Аксененко Е.М. Долг памяти (Д.Е. Максимов как исследователь жизни и творчества Е.П. Иванова) // Христианство и русская литература. Сб. 7. СПб., 2012. С. 139-175.

2. Аксененко Е.М. Иванов Евгений Павлович. Фонд 662. Опись 2 // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 2011 год. СПб., 2012. С. 866-873.

3. Александр Блок в дневнике Е.П. Иванова (1903-1941) / Вступ. ст., под-гот. текста и коммент. О.Л. Фетисенко // Александр Блок: Исследования и материалы. <Т. 4>. СПб., 2011. С. 311-436.

4. Белый А. О Блоке: Воспоминания. Статьи. Дневники. Речи. М., 1997.

5. Блок А. Записные книжки. 1901-1920. М., 1965.

6. Воспоминания и записи Евгения Иванова об Александре Блоке / Публ. Д.Е. Максимова и Э.П. Гомберг // Блоковский сборник. <Сб. 1>. Тарту, 1964. С. 362-424.

7. Иванов Е.П. [Воспоминания об А. Блоке] // ИРЛИ. Ф. 662. Оп. 1. Ед. хр. 81.

8. Иванов Е.П. Всадник. Нечто о городе Петербурге // Белые ночи: Альм. СПб., 1907. С. 73-91.

9. Иванов Е.П. Дневник 1904 г. // ИРЛИ. Ф. 662. Оп. 1. Ед. хр. 9. 10. Иванов Е.П. Дневник 1905 г. // ИРЛИ. Ф. 662. Оп. 1. Ед. хр. 12.

54Лк 21:36. В прямых скобках дан зачеркнутый Ивановым текст. Христианская культурология

11. Иванов Е.П. Зеркало и автомат // ИРЛИ. Ф. 662. Оп. 1. Ед. хр. 84.

12. Иванов Е.П. Зеркало и автомат [Вариант] // ИРЛИ. Ф. 662. Оп. 1 . Ед. хр. 82. Л. 26.

13. Иванов Е.П. Университет // Вопросы жизни. 1905. № 4/5. С. 264-267.

14. Иванов Е.П. [Черновые записи, наброски] // ИРЛИ. Ф. 662. Оп. 1. Ед. хр. 41.

15. Ильюнина Л.А. Иванов Евгений Павлович // Русские писатели, 18001917. Т. 2. М., 1994. С. 379-380.

16. Истории «Новой» христианской любви: Эротический эксперимент Мережковских в свете «главного»: Из «дневников» Т.Н. Гиппиус 1906-1908 годов / Вступ. ст., подгот. текста и примеч. М.М. Павловой // Эротизм без берегов: Сб. ст. и материалов. СПб., 2007. С. 391-455.

17. Максимов Д.Е. Александр Блок и Евгений Иванов // Блоковский сборник. <Сб. 1>. Тарту, 1964. С. 344-361.

18. В.В. Розанов в дневнике и незавершенных воспоминаниях Е.П. Иванова. Письма Розанова к Е.П. Иванову / Публ. О.Л. Фетисенко // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 2003-2004 годы. СПб., 2007. С. 439-515.

19. Фетисенко О.Л. «.Вечно падать и никогда не разбиваться о камни» («Петербургский мистик» в мире Ибсена // Творчества Хенрика Ибсена в мировом культурном контексте. СПб., 2007. С. 81-95.

20. Фетисенко О.Л. Евгений Иванов как читатель и «герой» Достоевского // Достоевский и мировая культура: Альм. № 23. СПб., 2007. С. 145-156.

21. Фетисенко О.Л. Из дневника «петербургского мистика» (Евгений Иванов и его эсхатологические воззрения) // Эсхатологический сборник. М., 2006. С. 273-285.

22. Фетисенко О.Л. Проповедник Нагорной радости («Петербургский мистик» Евгений Иванов) // Христианство и русская литература. СПб., 2006. Сб. 5. С. 323-390.

23. Фетисенко О.Л. Сон о Башне (По материалам архива Е.П. Иванова) // Башня Вячеслава Иванова и культура Серебряного века. СПб. 2006., С. 220-225.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.