Научная статья на тему 'СКРИПТОВЫЕ ЯЗЫКИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ'

СКРИПТОВЫЕ ЯЗЫКИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
909
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКРИПТ / СЦЕНАРИЙ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / КОМПИЛЯЦИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ПРЕИМУЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Липаткин В.В.

В статье рассматриваются языки сценариев (скриптовые языки), их особенности и преимущества перед компилируемыми языками в определённых проектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СКРИПТОВЫЕ ЯЗЫКИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ»

Липаткин В.В. студент 2 курса

факультет «Информационных систем и технологий» Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики

Россия, г. Самара СКРИПТОВЫЕ ЯЗЫКИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

В статье рассматриваются языки сценариев (скриптовые языки), их особенности и преимущества перед компилируемыми языками в определённых проектах.

Ключевые слова: скрипт, сценарий, интерпретация, компиляция, классификация, преимущества.

Язык сценариев, или же скриптовый язык (англ. - scripting language) -это язык программирования, разработанный для записи последовательностей операций - сценариев.

Многие скриптовые языки программирования имеют слабую типизацию, либо вообще бестиповые. Среди них так же распространена динамическая типизация: переменная связывается с типом в момент присваивания значения, а не в момент объявления переменной.

Большинство скриптовых языков интерпретируются, а не компилируются. Интерпретация - это покомандный или построчный анализ и выполнение исходного кода без компиляции. Алгоритм простого интерпретатора можно описать следующим образом:

1. прочитать инструкцию;

2. анализировать инструкцию и применить соответствующие действия;

3. выполнить действие;

4. если программа не завершилась, то читать следующую инструкцию и так далее.

Скриптовые языки программирования по назначению можно разделить на три типа:

■ командные;

■ прикладные;

■ универсальные.

Командно-сценарные языки

В эту категорию входят языки пакетной обработки и языки командных оболочек. Используются для управления заданиями в операционных системах. К ним относятся: JCL, sh (bash, csh, ksh), command.com, VB Script, PowerShell.

Прикладные (встраиваемые) сценарные языки

Этот тип языков специализируется на конкретной предметной области.

Дизайн такого языка отражает специфику выбранной области применения.

К этому типу относятся: AutoLisp, ECMAScipt и его диалекты (Jscript, JavaScript, ActionScript), ERM, Game Maker Language, UnrealScript, LotusScript, VBA и другие.

Языки общего назначения

Эта категория языков наиболее известна, особенно в применении к веб-программированию. К ним относятся: Tcl, Lua, PHP, Perl, Python, Ruby, REBOL.

Использование скриптовых языков имеет ряд преимуществ:

ш Кроссплатформенность: программы будут работать на любой платформе, где есть соответствующий интерпретатор (например, JavaScript исполняется браузерами на любой ОС);

ш Скриптовый язык при возникновении ошибки не приведёт к краху системы, а лишь выдаст соответствующее диагностическое сообщение;

ш Как правило, более наглядные средства диагностики ошибок в исходном коде;

ш Скриптовый язык имеет свой проблемно-ориентированный набор команд, и одна строка скрипта может делать то же, что десяток строк на обычном языке.

ш В скриптовом языке может быть совсем другая концепция программирования, чем в основной программе, которая его использует.

К недостаткам можно отнести проблемы с производительностью, поскольку промежуточный анализ исходного кода и планирование его выполнения требуют дополнительного времени в сравнении с непосредственным исполнением машинного кода, в который мог бы быть скомпилирован исходный код. В большинстве случаев данный недостаток не особо влияет на работоспособность программы. Скриптовые языки находят своё применение в соответствующих им областях и успешно решают поставленные перед ними задачи.

Использованные источники:

1. Богатырев Р. Природа и эволюция сценарных языков (рус.) // Мир ПК. — 2001. — № 11.

2. Roberto Ierusalimschy. Programming in Lua / lua.org; 2004 г. - 366 стр.

3. Wikipedia.org - свободная интернет-энциклопедия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.