УДК 796.082
СКОРОСТЬ - ФАКТОР ПРЕИМУЩУСТВА В ШТУРМОВОМ РУКОПАШНОМ БОЮ ГРОМ
THE SPEED FACTOR BENEFITS IN STORM FIGHT SYSTEM GROM
Махов Станислав Юрьевич
кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Теория и методика избранного вида спорта» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева,
г. Орёл, Россия
Гранд Мастер Международной Ассоциации боевых искусств МАА (штурмовой рукопашный бой) Makhov Stanislav Yurievich Ph.D., associate professor department «Theory and methodology chosen spor»
Orel sate university Orel, Russia
Grand Master International Association of Martial Arts (МАА)
(Storm Fight System — SFS)
Аннотация. Скорость в штурмовом рукопашном бою ГРОМ характеризуется необходимостью многократно проявлять максимальные усилия взрывного характера, выполнять интенсивную кратковременную работу (удары, рывки, прыжки), чередующуюся с непродолжительными интервалами проявления максимальной силы, сохраняя при этом высокую пространственную точность действий и их рабочую эффективность.
Abstract. The speed in storm fight system GROM is characterized by the need to repeatedly exercise maximum efforts of explosive nature, to perform intensive short-term work (strikes, jerks, jumps), alternating with short intervals of maximum force, while maintaining high spatial accuracy of actions and their operational efficiency..
Ключевые слова: штурмовой рукопашный бой ГРОМ, скорость, быстрота, импульс..
Keywords: storm fight system GROM, speed, speed, momentum.
Скорость часто путают с быстротой. Скорость — это векторная величина, равная быстроте движения объекта и направлена по направлению его движения. Быстрота — это темп происходящего события, насколько быстро оно происходит. Скорость определяется преодолением расстояния за очень короткое время.
II Скорость = путь (расстояние) / время I V = S/t
Скорость предмета содержит в себе две его характеристики: быстрота и направление движения. Скорость = мера быстроты движения + указатель
направления движения. Сила удара будет тем больше, чем большую скорость удастся набрать на имеющемся расстоянии.
Скорость в штурмовом рукопашном бою ГРОМ характеризуется необходимостью многократно проявлять максимальные усилия взрывного характера, выполнять интенсивную кратковременную работу (удары, рывки, прыжки), чередующуюся с непродолжительными интервалами проявления максимальной силы, сохраняя при этом высокую пространственную точность действий и их рабочую эффективность.
Любой предмет, находящийся в движении, стремится в этом движении пребывать, и так будет до тех пор, пока на него не подействует какая-нибудь внешняя сила. Мы уже говорили о том, что стремление предметов сопротивляться изменению движения иначе называется инерцией. Так, например, более тяжелый боец способен ударить с большей мощью, чем боец легкого веса, поскольку его собственная масса больше. Но масса также неразрывно связана с инерцией: чем тело массивнее, тем его инерция больше. Чем тяжелее боец, тем труднее ему остановить свое движение вперед. Но не меньше проблем с инерцией у него будет и при попытке разогнаться, привести себя в движение из состояния покоя. А без движения вообще ничего создать не удастся.
Чем больше скорость, тем мощность удара больше. Если масса помогает увеличить мощь удара, но она же и препятствует набору скорости, то возникает вопрос о преимуществе большой массы в штурмовом рукопашном бою ГРОМ. На то, чтобы продолжать уже начавшееся движение, энергии надо тратить меньше, чем на то, чтобы его изменить. Нужно потратить больше энергии на то, чтобы остановить движение и вновь его начать, чем на то, чтобы просто его поддерживать. На изменение направления движения также надо тратить энергию, поскольку нужно приложить некоторую силу для того, чтобы изменить направление движения. Переход от вращательного движения к линейному более труден, чем простое продолжение вращения.
Рассмотрим следующую концепцию: кратчайшее расстояние между двумя точками есть прямая линия (рис. 1).
Если идти от точки А к точке В и обратно, то нужно начать свое движение в точке А, остановиться в точке В, затем повернуться и идти обратно к точке В, где вновь надо будет остановиться. Или старт в точке А, остановка в точке В и движение спиной вперед в точку А (рис. 2).
А |=>В
Рис. 1. Кратчайшее расстояние между двумя точками
Рис. 2. Движения между двумя точками
В проиллюстрированной выше ситуации нужно стартовать, останавливаться и вновь начинать движение, чтобы дойти от точки А до точки В, и обратно в точку А. Старт и остановка забирают не только время, но и заставляют бороться против инерции движения. Инерция работает на то, чтобы боец двигался, как и раньше, и противится тому, чтобы он остановился. При полной остановке, в первую очередь, именно инерция мешает начать движение.
Рассмотрим достаточно простую комбинацию: левый джеб + правый кросс. Первым идет джеб, он направлен вперед. Но для того чтобы оттянуть руку обратно и начать кросс правой, ту руку, которая наносила джеб, надо полностью остановить. Потом ее надо вновь привести в движение направлением обратно. Поскольку при выполнении ударов необходимо наращивать или сохранять скорость ради силы, то любые остановки и возобновления движения просто забирают время и энергию.
Стремление к повышению скорости и соответственному увеличению силы удара в комбинации, приводит к поиску способа легко изменять направление, так чтобы не приходилось останавливаться и стартовать заново. Секрет наращения скорости кроется в том факте, что вращение не требует остановок. Вращение утверждает возможность с любой точки пространства изменять направление, не делая никаких остановок.
Учитывая это утверждение, модифицируем комбинацию - левый джеб + правый кросс, так чтобы исключить из нее движения типа «старт/стоп» (рис. 3).
Круговое движение позволяет добраться от точки А к точке В и обратно без того, чтобы останавливать свое движение. Проблема, однако, в том, что кратчайшее расстояние между двумя точками - прямая, но при движении по кругу требуется преодолеть большее расстояние, чем при движении по прямой. Двигаясь не по кругу, но по овалу, мы можем из точки А добраться до точки В и обратно без остановок в движении. Чем сильнее вытянут овал, тем меньшее расстояние надо будет покрыть и тем более экономным получится удар. Например, когда джеб достиг цели, то вместо остановки и начала движения руки назад, нужно немного опустить ее вниз, а уже затем притянуть к себе. Такой принцип использования ударной траектории из «старт/стопного» движения позволяет выполнить непрерывное движение (рис. 4).
Рис. 3. Круговое движение руки
Рис. 4. Овальный принцип использования ударной траектории
При использовании данного принципа, необходимо избегать расщепления результирующей на два отдельных вектора. При нанесении удара он должен быть направлен точно по прямой. Если удар наносится в движении по окружности, то сила будет расщепляться по двум направлениям, первое - к цели, второе к земле. Когда удар достиг своей цели, возврат руки осуществляется по вытянутому овалу, чтобы бьющая рука не опускалась ниже живота, если удар наносился в голову.
Силу и точность удара рукой можно также увеличить, если во время движения к цели провести вращение кулаком, чтобы он занял горизонтальное положение. Поскольку точка, находящаяся в самой середине вращающейся системы, во вращении не участвует, то сила оказывается сфокусированной на очень маленькой площади, что приводит к увеличению пробивной способности удара. Если вращение кулаком начнется слишком рано, то непременно поднимется локоть бьющей руки еще до удара. При такой постановке руки удар выйдет размашистым, и вес вложить в него не удастся, что повлечет за собой потерю мощности. Кроме того, размашистый удар слишком заметен для противника. Поскольку руку вывернуть на полные 360° никак невозможно, то эффект сверления будет действовать сильнее, когда удар состоится немного раньше полного распрямления руки.
Рассмотрим скорость и силу в приемах, выполняемых с вращением. Кратчайшим расстоянием между двумя точками является прямая. Но это не обязательно означает, что прямой удар будет наноситься с большей скоростью и может причинить больший вред. Скорость можно описать двумя признаками:
1. Время, которое требуется на удар, от начала до конца.
2. Скорость как физическая величина.
Удар, выполняемый быстро от начала до конца, со стратегической точки зрения, ведет к преимуществу. Расстояние - очень интересный аспект схватки, который зачастую оказывается в тени. Обычно мы полагаем, что расстояние -это дистанция между участниками схватки. Так, например, дистанцию можно увеличить, сделав шаг назад, или сократить, сделав, соответственно, шаг вперед. Если в распоряжении бойца достаточно пространства, чтобы ускорить наносимые удары, то в момент контакта они будут иметь большую мощь, поскольку есть возможность увеличить количество движения. Если боец находится чересчур близко к противнику, то его ударам не будет хватать расстояния для сокрушительных ударов. Из-за присущих человеку физических особенностей максимальное расстояние, с которого удар можно провести успешно, ограничено длиной рук или ног. Однако, используя скорость вращения
конечностей, расстояние можно продлить далеко за границы зоны досягаемости и получить преимущество по силе.
Скорость вращения говорит о том, сколько времени требуется удару во вращении, чтобы завершить полный оборот. Скорость вращения для всех участков вращающейся системы одна и та же. При этом линейная скорость тем больше, чем дальше от центра вращения. Чтобы довести свою скорость до максимально возможной, следует наносить удар по выбранной мишени в той точке, которая находится максимально близко к верхней части вращающейся системы.
Говоря о возможности набирать скорость за счет вращения, мы не можем не считаться с инерцией вращения. Инерция вращения означает сопротивление изменению состояния движения вращающегося предмета. Инерция вращения зависит от того, как распределена масса предмета относительно оси вращения. Чем больше расстояние от некоторого объема предмета до оси вращения, тем большей инерцией вращения этот объем будет обладать, тем труднее будет его привести во вращение, если он покоится, или остановить, если он вращается.
Прием с вращением, в который закладывается большая инерция, трудно подготовить в движении или, проводя такой прием, трудно ускориться. Прием, проведение которого нельзя ускорить, будет маломощным. Боец, преодолевая инерцию вращения, мешающую проведению приема, должен всю свою массу держать как можно ближе к оси вращения. Руки и ноги нужно прижать к телу, что позволит вращаться быстрее, и соответственно увеличить мощь своих действий. Все, что вытянуто в сторону от оси вращения, тормозит бойца. Хотя инерция добавляет равновесия, она негативно сказывается на скорости. Однако возможность потерять равновесие не настолько велика, чтобы отказываться от преимуществ высокой скорости.
Выводы. Существует два вида скорости:
- скорость, измеряемая в милях в час (реальная скорость);
- скорость выполнения удара от начала до конца (как много времени проходит до удара по цели).
То, как быстро боец набирает скорость, является важным показателем. При меньшем расстоянии до цели набрать большую скорость негде. Быстрота зависит также от того, насколько удобна комбинация, которую проводит боец. Если в нее включены удары по разным направлениям, то такие удары будут выглядеть не такими быстрыми, как удары, наносимые в одном и том же направлении.
Скорость - это вторая составляющая произведения, результатом которого является количество движения. Скорость способна обеспечить как мощь удара, так и стратегическое преимущество. Если скорость удара дает значительно больший вклад в количество движения, чем масса наносящего удар, то результатом будет очевидное подавление противника. Но скорость, сама по себе, без правильной механики тела максимальной мощи не обеспечит. Чтобы избегать потерь мощности при ударах, следует вначале изучить механику движения тела.
Линейная скорость:
1. Два удара по разным направлениям одной и той же рукой (например, прямой + боковой) получаются более медленными, чем два удара той же самой рукой, но в одном и том же направлении (например, двойной прямой). Это происходит так, потому что требуется энергия на то, чтобы остановить движение первого удара и изменить направление второго удара.
2. Возвращая руку в точку, откуда был начат удар, при нанесении ударов в комбинации, есть возможность быстро менять направление. Поскольку руки плотно прижимаются к телу, и за счет этого инерция вращения меньше.
3. Скорость при проведении комбинаций можно увеличить если использовать эффект шкива, когда один удар помогает разогнать второй.
4. Чем плотнее боец держит руки к телу и чем больше использует количество движения тела, тем более быстрыми и мощными будут получаться удары.
Скорость вращения:
1. Вращение позволяет наносить более быстрые удары, поскольку при вращении не требуется выполнять движения типа «старт / стоп».
2. Чтобы не допустить расщепления силы, вращение надо начинать в начале удара, а не в момент удара.
3. Вращение следует продлевать, иначе удар пойдет по неэкономичной траектории.
4. При выполнении чередующихся ударов слева и справа, небольшой присед или уклонение позволят увеличить скорость удара и улучшить подготовку к нему. Присед или уклонение в комбинациях образуют круговое движение, что позволяет бойцу набрать некоторое количество движения.
5. Скорость при ударах изнутри наружу можно увеличить, если при возвратном движении использовать небольшое круговое движение.
6. При секущем ударе пальцами главное - это скорость, а значит большая кинетическая энергия, что приводит к значительному ударному преимуществу перед противником.
Удары с вращением:
1. При ударах с вращением, руки лучше держать плотнее к корпусу на протяжении всего времени вращения. Тогда вращение получится более быстрым, поскольку инерция вращения будет меньше. Вращение начинается с вращения корпуса, а бьющая рука отводить от корпуса только непосредственно перед ударом.
2. По цели необходимо бить самым кончиком вращающегося орудия удара. У этого участка самая большая линейная скорость.
3. Количество движения можно увеличить, если одновременно с вращением сделать шаг. Длина шага может быть любой. Главное при этом, не должно быть никакой паузы между шаговым перемещением и началом вращения.
4. Удары с вращением можно объединить с иными петлеобразными ударами в том же самом направлении. Это позволяет продолжить движение, которое уже началось. Второй удар тогда будет более быстрым, чем первый.
5. Если, нанося удар с вращением, боец промахнулся, нужно воспользоваться тем, что у него уже есть количество движения, которое он может вложить в следующий петлеобразный удар в том же самом направлении.
Импульс. Скорость изменения количества движения является импульсом, показывающим, как быстро тело остановится. Импульсом (Р) является произведение силы действующей на предмет, и времени в течение которого это действие происходит, иначе мерой изменения количества движения. Именно импульс силы определяет изменение скорости, силой же обусловлено только ускорение.
II Импульс (изменение кол-ва движения) = сила X время | Р = П
Обе составляющие - сила и время, в течение которого сила действует, равно важны для воздействия на предмет. Сила, которая требуется на то, чтобы остановить удар, может быть небольшой, если времени на это торможение будет достаточно. Если останавливать удар быстро, то сила велика. Чтобы сильно изменить количество движения за длительное время, надо действовать с небольшой силой. Для такого же изменения в течение короткого времени требуется действие большой силы. Если наносится мощный удар, то в него вкладывается настолько большая сила, насколько это возможно. Когда ударом удается остановить или отбросить противника назад, это значит, что в течение короткого времени удалось сильно изменить его количество движения (свести до нуля) за счет большой силы.
Если атаковать противника на встречном движении, то количество движения будет изменяться за короткий период времени и сила удара возрастет. Чтобы добиться максимального эффекта, время воздействия должно быть сокращено до минимума.
Удар, который наносится резко, действует с большей мощностью, и сила такого удара возрастает за счет сокращения времени контакта. При ударе руку необходимо резко вернуть назад в том же направлении, при этом результирующая не распыляется по нескольким направлениям. При нанесении толчкового удара, бьющая рука остается в контакте с мишенью большее время, из-за этого снижается мощь удара, но увеличивается пробивная способность, позволяющая отбросить противника на некоторую дистанцию. В зависимости от стратегических задач - нокаутировать противника или отбросить его подальше от себя, применяется резкий или толчковый удар. В итоге мы имеем следующее:
Силу удара можно увеличить за счет сокращения времени или за счет изменения количества движения (импульса).
Жалящий удар не относится к категории действительно сильных ударов, хотя его применение оправдано интересами стратегии поединка. Жалящие удары используются для создания бреши в обороне противника и отвлечения его внимание, перед проведением мощной атаки.
I/ ^ w w w
Сокрушительный удар обладает значительном кинетическом энергией, которая проходит сквозь мишень. Сокрушительный удар применяется для того, чтобы потрясти противника до основания.
Толчковый удар несет в себе значительное количество движения и полезен в стратегическом плане, когда требуется выбить противника из равновесного состояния. Толчковый удар используют, когда хотят отбросить противника ради последующей за этим атаки.
Выводы. Импульс - это произведение силы на время. Можно сказать, что импульс равен изменению количества движения. Импульс при нанесении удара:
1. Силу удара можно увеличить, сократив время удара, либо делая его более резким, либо вытягивая на него своего противника. Внимание здесь надо сосредоточить на том, чтобы не замедлять свой удар и не обращать его движение за счет своих мускульных усилий.
2. Если нарастить количество движения, например, в случае, когда противник натыкается в своем движении на встречный удар, время соударения уменьшается, а сила удара возрастает. Это происходит потому, что у мишени недостает «податливости», чтобы двигаться вместе с ударом.
3. Удар, который удается нанести с отскоком, длится недолго, так как его отталкивает противоположная поверхность, а поэтому обладает довольно внушительной силой.
4. Орудие удара следует резко возвращать в том же направлении, тогда удар не скользнет по мишени, а значит результирующая не расщепится по нескольким направлениям. Недопустимо опускать руку после нанесения удара, в противном случае, удар будет расщепленным, а значит. Рука должна быстро возвращаться в точку начала удара в том же направлении.
Литература
1. Махов, С. Ю. Штурмовой бой - система активной безопасности : учебно-метод. пособие [Электронный ресурс] / С. Ю. Махов. - Орёл : МАБИВ, 2011. - Электр. опт. диск (CD-ROM). - № гос. регистрации 0321102490.
2. Махов, С. Ю. Безопасность личности: основы, принципы, методы : монография [Электронный ресурс] / С. Ю. Махов. - Орёл: МАБИВ, 2013. - Электр. опт. диск (CD-ROM).
References
1. Makhov S. Yu. Assault battle - a system of active safety. - Orel, MABIV Publ.,
2011.
2. Makhov S. Yu. Security: fundamentals, principles, methods. Orel, MABIV Publ.,
2013.